Ресурсная значимость общеобразовательной организации в физическо

На правах рукописи

Хашханок Айвар Казбекович

Ресурсная значимость общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Хазова Снежана Александровна

(ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»).

Официальные оппоненты:

доктор биологических наук, профессор

Курысь Владимир Николаевич

(ФГБО ВПО «Ставропольский государственный университет»);

кандидат педагогических наук, профессор

Баршай Владимир Максимович

(ФГБОУ ВПО «Южный

Федеральный университет»).

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма».

Защита состоится 28 мая 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан 28 апреля 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Коджешау ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья –непреходящей ценности человека и общества – уже многие годы в России является важнейшей национальной проблемой (В.К. Бальсевич, 2003; Л.И. Лубышева, 2001, В.В. Путин, 2007; П.А. Рожков, 2001; К.Д. Чермит, 2005 и др.). Решению данной проблемы способствует не только высокий уровень здравоохранения в стране, но и в большой степени, – здоровый образ жизни граждан (П.А. Виноградов, 2005; В.И. Дубровский, 2001; Н.Б. Коростелев, 2002; В.Н. Курысь, 2009; В.В. Марков, 2001 и др.).

Одним из наиболее значимых компонентов здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим человека, достаточный уровень его двигательной активности. Сегодня он не соответствует оптимальным показателям ни у детей, ни у подростков, учащейся молодежи, задействованных в регламентированных занятиях физическими упражнениями, ни у взрослого населения (Н.П. Абаскалова, 2000; О.Ю. Баладанов, 2002; С.В. Гущина, 2002; Н.Х. Хакунов, Р.А. Ахтаов, 2008 и др.). Существует необходимость в использовании потенциала свободного времени для увеличения доли двигательной активности граждан в режиме дня, недели и т.д. (П.А. Рожков, 2001; Н.Х. Хакунов, 2007; А.О. Чижов, 2009 и др.).

На первый план среди актуальных задач, решаемых физической культурой и спортом, сегодня выходит организация процесса физического воспитания и образования широких кругов населения (В.Н. Курысь, 2011; В.В. Путин, 2002, 2008; Н.Х. Хакунов, 2007). Развитие массовой физической культуры и спорта, создание возможностей для физкультурно-активного отдыха разных категорий граждан отражены в числе ведущих направлений социальной политики государства. Важной в данном контексте мерой является полноценное использование спортивных баз школ, средних специальных учебных заведений, вузов и муниципальных учреждений (Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года и др.).

Вышесказанное соответствует духу и букве Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.), в статье 2 которого образование определяется как социально значимый процесс обучения и воспитания, который осуществляется «в интересах человека, семьи, общества и государства», и нацелен на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и т.д. развитие человека. При этом, согласно Закону, в функции образовательных (в том числе, общеобразовательных) организаций входит охрана здоровья обучающихся, что предполагает реализацию мер по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, а также «организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом» (Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, представляется актуальным определение организационных и педагогических средств, методов, практических способов, обеспечивающих эффективную реализацию указанных функций и отвечающих социально-экономическим реалиям жизни российского общества.

В современных социально-экономических условиях снижение затратности мер по организации физического воспитания населения представляется одним из значимых критериев выбора форм, методов, мест и пр. физкультурно-спортивной работы. Методологическим ориентиром в данном контексте может стать ресурсный подход, предлагающий практические способы повышения результативности использования имеющихся ресурсов, привлечения недостающих, совершенствования и обогащения ресурсной базы любой деятельности (А.А. Голов, В. Солдатов, 2010, В.Л. Тамбовцева, С. Шебек и др.). С позиций данного подхода представляется целесообразным и возможным изучение и использование ресурсной базы общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства. При этом в качестве содержательно-технологической базы указанной деятельности следует использовать средства и методы физической рекреации (Ю.Ф. Курамшин, 2004, Ю.Е. Рыжков, 2002 и др.).

Содержание и процесс физического воспитания населения являются предметом исследования В. Копнова, Н.А. Кузнецова, Б.П. Панкратова, Н.Н. Филиппова и др. В качестве наиболее эффективных способов организации указанного процесса учеными обоснованы клубная и секционная работа, создание «дворовых» спортивных команд и организация спортивных соревнований в микрорайоне и т.д.

Ресурсный подход комплексно исследуется А.А. Головым, Е.И. Ивановой, Т.Г. Киселевой, Н.М. Миняевой, В.М. Ростовцевой, Ю.В. Синягиным, В.Л. Тамбовцевой и др. Принципиальная позиция авторов заключается в том, что использование положений ресурсного подхода позволяет повысить эффективность социально-культурной, образовательной и т.д. деятельности в условиях ресурсной ограниченности.

На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретические предпосылки для улучшения здоровья граждан путем организации их физического воспитания по месту жительства с использованием средств физической рекреации. Однако результаты социологических опросов (участвовали более 2000 респондентов) свидетельствуют о том, что соответствующей практики сегодня не существует. В частности, не более четверти опрошенных (от 23% до 25%) отметили, что для их семей характерным является совместное физкультурно-активное проведение досуга. Менее половины респондентов (в среднем 43,5%) осведомлены о способах организации активного семейного отдыха. На стабильно удовлетворительное самочувствие указали менее 30% опрошенных, а на высокую подверженность простудным заболеваниям – около 50%. При этом более 80% респондентов отметили потребность в активном проведении досуга и необходимость организационно-методической помощи для ее реализации.

Таким образом, констатируются следующие противоречия между:

– с одной стороны, объективно существующей потребностью в совершенствовании процесса физического воспитания населения по месту жительства, потенциальной возможностью применения с этой целью средств физической рекреации, а с другой, – недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ организации данного процесса;

– с одной стороны, наличием в микрорайонах компактного проживания людей общеобразовательных организаций, имеющих физкультурно-спортивную базу, а с другой, – неиспользованием их реального материально-технического, информационно-методического, кадрового потенциала для организации и осуществления физического воспитания населения по месту жительства.

Проблема исследования: каковы теоретико-методологические, содержательные, методические и организационные основы деятельности общеобразовательных организаций по физическому воспитанию населения в микрорайоне проживания?

Объект исследования – организация физического воспитания населения по месту жительства.

Предмет исследования – реализация ресурсов общеобразовательных организаций в физическом воспитании населения по месту жительства.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему реализации ресурсов общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства.

Гипотеза исследования: реализация ресурсов общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения по месту жительства будет эффективной, если:

– деятельность общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения будет базироваться на положениях ресурсного подхода (принципах, условиях, критериях привлечения, использования, обогащения ресурсов);

– для физического воспитания населения будут использованы физкультурно-рекреационные формы организации активного отдыха;

– деятельность общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения будет включать исследовательское, просветительское, организационное и практическое направления и строиться с учетом досуговых ожиданий и предпочтений обучающихся и их родителей;

– организация активного отдыха населения по месту жительства с применением средств физической рекреации будет базироваться на научно обоснованной модели, включающей программу отмеченной деятельности.

Задачи исследования:

1.Обосновать потенциал общеобразовательной организации для физического воспитания населения по месту жительства на основе ресурсного подхода.

2.Выявить организационно-педагогические условия использования ресурсов общеобразовательной организации для физического воспитания населения по месту жительства.

3.Обосновать критерии эффективности деятельности общеобразовательных организаций по физическому воспитанию населения по месту жительства.

4.Разработать модель реализации ресурсов общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения по месту жительства и экспериментально обосновать ее эффективность.

Методологическую основу исследования составили современные представления о сущности физической культуры и ее роли в развитии личности, об активной природе человека, о здоровье как ценности личности, общества и государства, единстве его физической, психической и социальной составляющих; положения ресурсного подхода к управлению деятельностью; положения о диалектическом единстве социального и индивидуального, духовного и физического, о ценностных ориентациях досуга и свободном времени как важнейшей ценности человека.

Теоретическую базу исследования составили основные положения теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.), теории физической культуры, ее ценностей и социальной значимости (М.Я. Виленский, Ю.Ф. Курамшин, А.М. Максименко, В.И. Столяров, Н.Х. Хакунов и др.), теории физкультурного образования (В.Н. Курысь, В.М. Баршай, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович, К.Д. Чермит и др.), физической рекреации (В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев, Ю.А. Джубаев, Л.А. Калинкин, В.Н. Николаев, Ю.Е. Рыжков и др.), ресурсного подхода в организации и управлении социокультурной деятельностью (А.А. Голов, Н.М. Миняева, В.М. Ростовцева, В.Л. Тамбовцева, Ю.В. Синягин, С. Шебек и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность методов научного исследования: теоретических (сравнительный анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирических (педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; беседа, анкетирование); методов математической статистики (метод выборочных долей).

Организация и база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 18 поселка Гавердовский Майкопского района в течение четырех лет и охватывало в общей сложности около 1000 респондентов (педагогов, обучающихся и членов их семей). На первом этапе (2006–2007 гг.) была выбрана тема работы, поставлены задачи, подобраны методы исследования, проанализирована теоретическая и методологическая литература по теме исследования, теоретически определены пространственно-временные условия наиболее эффективной организации физкультурно-рекреационной деятельности, осуществлен предварительный выбор физкультурно-спортивных мероприятий для организации активного отдыха населения. На втором этапе (2007–2008 гг.) были разработаны анкеты для проведения констатирующего исследования, проведен констатирующий эксперимент, обработаны его результаты, разработана программа физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной организации. На третьем этапе (2008–2011 гг.) был проведен формирующий эксперимент, итоговое и контрольное исследования, проанализированы результаты, сделаны выводы и сформулированы практические рекомендации, завершено оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

– впервые с позиций ресурсного подхода определена ресурсная значимость общеобразовательной организации в физическом воспитании населения (наличие необходимых ресурсов для эффективной организации физического воспитания населения по месту жительства, возможность обогащать и совершенствовать ресурсную базу, оптимальность характеристик ресурсов и др.), выявлены ресурсные задачи общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения;

– выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия эффективного использования ресурсов общеобразовательной организации для физического воспитания населения по месту жительства (опора на принципы реализации ресурсного подхода, использование средств физической рекреации для организации физического воспитания населения по месту жительства, последовательное включение в деятельность исследовательских, просветительско-пропагандистских, организационных, практических физкультурно-рекреационных и контролирующих мероприятий);

– впервые разработана и экспериментально обоснована модель реализации ресурсов общеобразовательной организации для физического воспитания населения по месту жительства, отражающая систему ресурсов, принципы и задачи управления ресурсами, направления и критерии эффективности деятельности, и описывающая процесс организации активного отдыха населения по месту жительства посредством поэтапной реализации авторской программы физкультурно-рекреационной деятельности общеобразовательной организации;

– дополнены современные подходы к определению результативности процесса физического воспитания населения показателями эффективности физкультурно-рекреационной деятельности (наличие практики активного отдыха в семье, положительное отношение к физической культуре, знание способов организации физкультурно-активного семейного отдыха, активность участия в физкультурно-рекреационной деятельности, самостоятельная организация физкультурно-активного семейного отдыха и т.д.).

Теоретическая значимость. Положения теории и методики физического воспитания дополнены знаниями о способах организации физического воспитания населения в микрорайоне на базе ресурсов общеобразовательной организации, о показателях эффективности этой деятельности, о последовательности и содержании этапов организации активного отдыха населения средствами физической рекреации. Теория физической культуры обогащена представлениями о ценностном и содержательном потенциале физической рекреации в организации активного отдыха населения, о физкультурно-рекреационных потребностях детей и взрослых. Обоснование работы по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации как компонента воспитательной работы общеобразовательной организации задает целевые и содержательные ориентиры системе физкультурного образования. Положения ресурсного подхода к управлению деятельностью конкретизированы данными о ресурсном потенциале общеобразовательной организации и способах его использования для организации физического воспитания населения по месту жительства средствами физической рекреации.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что реализация авторской программы организации активного семейного отдыха населения позволяет рационально организовать свободное время жителей микрорайона средствами физической рекреации, способствует улучшению их самочувствия, укреплению здоровья, формированию мотивации к активному отдыху, к физической культуре и в целом – к ведению здорового образа жизни. Данная программа может использоваться для организации физкультурно-рекреационной деятельности на базе различных образовательных организаций, а также стать основой работы органов управления физической культурой и спортом, социальной, детской и молодежной политики, направленной на организацию физкультурно-активного отдыха населения по месту жительства, физическое воспитание подрастающего поколения. Программа организации активного семейного отдыха населения успешно использована для физического воспитания жителей микрорайонов г. Майкопа, принята в качестве руководства для формирования здорового образа жизни населения Комитетом Республики Адыгея по физической культуре и спорту, что подтверждается актами внедрения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена экспериментальной работой; сочетанием количественного и качественного анализа, корректным применением теоретических и практических методов исследования; опорой на концептуальные научные положения о сущности ресурсного подхода и особенностях его применения в социально-культурной сфере, об организации и содержании физкультурно-рекреационной деятельности, о здоровом образе жизни и пр.; использованием репрезентативной выборки (более 1000 чел.), подбором адекватных логике исследования методов математической статистики (метод выборочных долей); проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, непротиворечивостью и преемственностью этих результатов; положительными эффектами внедрения результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации по теме исследования (11 статей, из которых 4 напечатаны в журналах, рекомендованных ВАК РФ; 1 монография); выступления на научно-практических конференциях (Майкоп, 2008-2009 гг., Ставрополь, 2009 г. и др.); внедрение в практику работы общеобразовательных организаций Республики Адыгея №№ 22, 11, 8, 18 и Комитета Республики Адыгея по физической культуре и спорту.

Структура работы: диссертационное исследование изложено на 197 листах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (297 источников, в том числе 6 – на иностранном языке) и приложений.

В первой главе «Теоретико-методологические основы организации физического воспитания населения по месту жительства» рассмотрены современные проблемы и условия организации физического воспитания населения по месту жительства; дана характеристика ресурсного подхода и возможности его применения к организации физического воспитания населения по месту жительства; обоснованы условия организации активного отдыха населения по месту жительства с использованием ресурсов общеобразовательной организации.

Во второй главе «Методы и организация исследования» описаны совокупность использованных в работе теоретических и эмпирических методов исследования, целей их применения; охарактеризованы этапы исследования и основное содержание деятельности на каждом этапе.

В третьей главе «Экспериментальное обоснование ресурсной значимости общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства» обоснованы функции и задачи общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения; представлены теоретическая модель реализации ресурсов общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации и критерии эффективности данного процесса; охарактеризована программа деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации; представлен и проанализирован процесс апробации разработанных модели и программы.

Положения, выносимые на защиту:

Потенциал общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства заключается в следующем: в наличии необходимых административных, материально-технических, кадровых, информационно-методических и иных ресурсов для эффективной организации физического воспитания населения по месту жительства; в наличии возможностей обогащать и совершенствовать ресурсы; в оптимальности характеристик подавляющей доли ресурсов (долгосрочность использования, накапливаемость и возобновляемость); в экономической, юридической и кадровой оправданности выбора общеобразовательной организации в качестве ресурсной базы процесса физического воспитания населения по месту жительства.

2. Организационно-педагогическими условиями эффективного использования ресурсов общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства являются:

– опора на принципы реализации ресурсного подхода: многоваритивности деятельности, структурной целостности и комплексности воздействий на личность, обогащения и развития личности, эргономичности деятельности, самореализации личности, полисубъектного взаимодействия, эффективности управления;

– использование физкультурно-рекреационных форм организации активного отдыха населения (оздоровительный туризм, спортивные и подвижные игры, физкультурно-спортивные конкурсы и др.);

– определение содержания деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям: исследовательскому, просветительско-прапагандистскому, организационному, практическому, контролирующему;

– ориентация на индивидуальные досуговые и физкультурно-спортивные предпочтения, а также на физические и психологические возможности граждан при выборе содержания и определении временных аспектов деятельности по организации физического воспитания населения.

3.Критериями эффективности деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации выступают: наличие практики активного отдыха в семье, положительное отношение к физической культуре, низкая подверженность простудным заболеваниям, благоприятный семейный микроклимат, знание способов организации физкультурно-активного семейного отдыха, хорошее самочувствие; позитивное отношение к участию в физкультурно-рекреационных мероприятиях, активное участие в физкультурно-рекреационной деятельности; устойчивость результатов (самостоятельная организация физкультурно-активного семейного отдыха, его выраженность в структуре семейного досуга).

4.Эффективной организации физического воспитания населения по месту жительства способствует реализация разработанной теоретической модели управления ресурсами общеобразовательной организации, отражающей: (1) систему ресурсов, задачи и принципы их привлечения, использования и обогащения, направления и критерии эффективности деятельности; (2) организационно-педагогические условия и последовательность деятельности по организации активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации (исследовательский, просветительско-пропагандистский, организационно-практический, контрольный этапы); (3) программу физкультурно-рекреационной деятельности общеобразовательной организации (характеризует физкультурно-рекреационную деятельность общеобразовательной организации по пространственным (место проведения мероприятий), временным (время проведения и длительность мероприятий), процессуальным (этапы организации деятельности), содержательным (структура отдельных мероприятий, сценарии и пр.) параметрам, и представлена планом и расписанием физкультурно-рекреационной работы, регламентами и сценариями отдельных физкультурно-рекреационных мероприятий).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Ухудшение здоровья населения относится к ключевым проблемам современной России. Одной из причин создавшегося положения является невозможность, неспособность либо нежелание граждан вести здоровый образ жизни, в том числе – заниматься физическими упражнениями в свободное время, рационально организовывать свой досуг. Это обусловливает насущную необходимость в повышении эффективности функционирования физической культуры как социальной сферы, вида деятельности, части культуры общества (П.А. Рожков, 2002). Первоочередной задачей в данном контексте является организация физического воспитания широких кругов населения по месту жительства (В.В. Путин, 2008; Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и др.). Это, в свою очередь, требует реализации ряда мер по вовлечению граждан в массовую физическую культуру и ресурсному обеспечению деятельности.

Ресурсы – это источники средств, к которым обращаются в случае нужды; необходимые и достаточные возможности для достижения целей деятельности (Ю.В. Ситнягин; В.М. Ростовцева, 2011; В. Солдатов, 2010 и др.). Ресурсный подход к деятельности заключается в привлечении, создании, использовании и развитии необходимых нормативных, финансовых, материально-технических, социально-демографических, информационно-методических, морально-этических, кадровых ресурсов (В.З. Дуликов, 2003; Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, 2004; Г.Н. Новикова, 2004; Л.И. Лукичева, 2007 и др.). Кадровые ресурсы играют ключевую роль, поскольку от них зависит создание, использование, развитие всех остальных видов ресурсов (В. Солдатов, 2010; С. Шебек и др.).

Сущность реализации ресурсного подхода заключается, прежде всего, в организации системы управления ресурсами с опорой на следующие принципы: альтернативности (обеспечение возможностей для принятия альтернативных решений в выборе и привлечении ресурсов), оптимальности деятельности как критерия выбора лучшего варианта решения, обоснованности выбора ресурсов (экономической, рыночной, технической, юридической, кадровой, социальной и др.), результативности ресурсов (наличие конкретного продукта труда, предложенного потребителю) и пр. Указанная методологическая база в сфере производства социально-культурных услуг дополняется принципами многовариантной детерминации и развития; структурной целостности и комплексности; амплификации (обогащения, расширения); эргономичности; самореализации; полисубъектного взаимодействия (М.Н. Юрьева, 2011).

В качестве ведущих, критериальных условий привлечения ресурсов выступают: доступность и достаточность ресурсов (возможность получения (привлечения) необходимых ресурсов в нужном количестве), качество ресурсов (соответствие ресурсов целям, задачам деятельности с точки зрения обеспечения их достижимости), рациональность привлечения и использования (экономическая, социальная и т.п. оправданность), владение ресурсами и/( или) возможность контролировать их и т.п. (В. HYPERLINK «http://www.finansy.ru/eco/soldatov/»Солдатов, 2010 и др.).

Физическое воспитание населения комплексный механизм управления человеческим капиталом, мощным ресурсом сохранения и укрепления здоровья граждан. Важнейшим направлением данного процесса является повышение двигательной активности граждан как показателя здорового образа жизни и условия обеспечения хорошего физического и психического самочувствия, длительной работоспособности.

В формировании здорового образа жизни детей ключевую роль играет физкультурное образование и двигательная активность родителей (В.Н. Курысь, 1998, 2006, 2011, В.П. Лукьяненко, 2000, О.Л. Трещева, 2001, Н.П. Абаскалова, 2000, Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко, 2001 и др.). На наш взгляд, важнейшее значение имеет привлечение родителей не только к организации двигательной активности своих детей, но и к увеличению собственной двигательной активности. Только в этом случае ценности физической культуры станут достоянием каждой семьи, войдут в повседневный быт каждого человека (В.Н. Курысь, 1998, 2009, 2011, Л.Н. Сляднева, Г.В. Шиянова, 2006, Т.Е. Труфанова, 2001, В.Ф. Стрельченко, 2007).

Одним из зримых и, возможно, наиболее значимых результатов физического воспитания являются добровольные, самостоятельные занятия граждан физическими упражнениями, массовость физической культуры. Повышению массовости физической культуры служит широкое привлечение населения к занятиям физическими упражнениями в свободное время. Активный отдых, связанный с различными физкультурными занятиями, является одним из конструктивных, социально одобряемых и личностно полезных видов проведения досуга, организации свободного времени. Все вышесказанное позволяет рассматривать организацию физкультурно-активного отдыха населения как важную задачу физического воспитания, связанную с использованием ресурса свободного времени граждан для сохранения и укрепления их физического, психического, социального здоровья.

Вопросами теории и практики организации активного отдыха населения в свободное время занимается физическая рекреация (В.М. Выдрин, 1997; Ю.В. Курамшин, 2004; Ю.Е. Рыжкин, 2001 и др.). Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта). Она базируется на свободном, соответствующем индивидуальным вкусам, интересам, наклонностям и потребностям выборе участниками содержания и продолжительности занятий, времени и места их проведения, партнеров и т.д. ( HYPERLINK «http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=выдрин в»Выдрин В.М., HYPERLINK «http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=джумаев а»Джумаев А.Д., 1989). Средства и методы физической рекреации представляют собой организационно-методический ресурс отдыха населения по месту жительства как задачи физического воспитания.

Как показывает практика физического воспитания, наиболее целесообразной является организация физкультурно-рекреационной деятельности либо по месту работы, либо по месту жительства. Поскольку в нашем исследовании речь идет о семейном отдыхе, то участниками физической рекреации являются дети и их родители (другие члены семьи). Следовательно, организовывать активный отдых лучше по месту жительства. В свою очередь, в микрорайоне практически единственным учреждением, в котором работают специалисты по физической культуре, является общеобразовательная организация. Поэтому мы считаем, что целесообразно рассматривать общеобразовательную организацию в качестве организационно-управленческого центра физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне.

Анализ работ Ю.Ф. Курамшина (2004), И.А. Зимней (2004), А.В. Иванова (2005), А.Г. Кауховой, Г.С. Мальморкиной (2000), Е.И. Кисловой, Г.И. Погадаева (2000), В.А. Сластенина (2004), Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова (2000) и других ученых свидетельствует о том, что нормативно-правовые основы осуществления педагогическим коллективом общеобразовательной организации физкультурно-рекреационной деятельности, направленной на организацию активного отдыха обучающихся и их семей, связаны с такими обязательными направлениями социально-педагогической работы, как воспитание детей и подростков (воспитательная работа), работа с родителями (обеспечение взаимосвязи семьи и общеобразовательной организации), внеклассная работа по физическому воспитанию. Анализ функций общеобразовательной организации, актуальных задач физического воспитания населения и потенциальных возможностей использования средств физической рекреации для их решения позволяет представить деятельность общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения с позиций ресурсного подхода. Методологическими ориентирами организации указанной деятельности являются принципы реализации ресурсного подхода:

– принцип многоваритивности деятельности предполагает наличие возможностей выбора разными субъектами физического воспитания наиболее интересных для них видов и форм активного отдыха, объемов двигательных нагрузок, интенсивности занятий;

– принцип структурной целостности и комплексности воздействий означает, что для достижения запланированных результатов физического воспитания населения необходимо влиять на все сферы личности: эмоциональную, операциональную, когнитивную, мотивационно-ценностную и т.п.;

– принцип обогащения – содержание физического воспитания населения средствами физической рекреации должно быть ориентировано на прогрессивное развитие физических, интеллектуальных, нравственных и др. качеств участников, расширение их социальных контактов, укрепление семейных связей и т.п.;

– принцип эргономичности – следует учитывать индивидуальные физические, социальные, психологические и иные особенности и возможности участников активного отдыха при выборе временных, процессуальных и содержательных параметров процесса физического воспитания населения по месту жительства;

– принцип самореализации – содержание физического воспитания населения (информационное, операциональное, мотивационное) должно отвечать индивидуальным социально-значимым жизненным целям и ценностям участников и побуждать их к максимально эффективному использованию собственных физических, психических и иных ресурсов для сохранения и улучшения здоровья, укрепления семейных отношений, саморазвития и самосовершенствования;

– принцип полисубъектного взаимодействия – организация физкультурно-активного отдыха населения по месту жительства должна включать коллективные и массовые мероприятия, участие в которых способствует развитию личности каждого участника, сплочению ученического коллектива, укреплению семейных отношений и т.п.

Мероприятия по управлению ресурсами позволяют определить следующие направления деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения: исследовательское (мониторинг внешней среды, сбор информации по ресурсам, маркетинг рынка актуальных и потенциальных потребителей), просветительско-прапагандистское (выбор и реализация средств и методов мотивации и вовлечения участников в сферу физкультурно-активного отдыха), организационное (планирование ресурсов, определение критериев результативности деятельности и способов их оценки), деятельностное (использование всех необходимых ресурсов общеобразовательной организации для физического воспитания населения), контролирующее (оценка степени эффективности использования ресурсов на основе достижения заданных критериальных показателей). В соответствии с указанными направлениями выделены этапы деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации.

Общеобразовательная организация обладает следующими ресурсами для организации физического воспитания населения:

– административными – существует система взаимодействия с органами государственной власти (с федеральными, республиканскими, краевыми и областными, местными органами управления образованием, физической культурой и спортом), имеется государственный заказ на осуществление физического воспитания населения по месту жительства;

– нормативными – совокупность правовых (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и др.), технологических (программы физического воспитания обучающихся, программы внеклассной работы; методики и технологии организации физического воспитания, физической рекреации и т.п.) и организационно-инструктивных (квалификационные требования и должностные обязанности учителя физической культуры, классного руководителя, рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства и др.) документов;

– финансовыми – законодательно определены бюджетные средства для оплаты внеучебной работы учителя физической культуры, воспитательной деятельности классного руководителя;

– материально-техническими – на балансе общеобразовательной организации находится специальное имущество (в том числе, здания и сооружения, включая спортивные залы, комплексы, площадки), физкультурно-спортивный инвентарь и оборудование, необходимые для организации физического воспитания населения по месту жительства средствами физической рекреации;

– социально-демографическими – в районе расположения общеобразовательной организации проживает подавляющее большинство обучающихся и др.членов их семей;

– кадровыми – в общеобразовательной организации работают учителя физической культуры, являющиеся специалистами в области организации внеучебной деятельности по физическому воспитанию, спортивно-массовой работы; имеется необходимый административный и технический персонал;

– информационно-методическими – педагогический коллектив общеобразовательной организации владеет методическим и технологическим инструментарием для стимулирования населения к физкультурно-активному отдыху, для организации внеучебного физического воспитания, организации работы с родителями обучающихся, организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся и членов их семей и т.д.;

– морально-этическими – профессионально-ценностные ориентации педагогов включают систему значимых для эффективной организации физического воспитания населения культурно-аксиологических, физкультурных, семейных и иных гуманистических ценностей и установок;

– организационно-управленческие – возможна разработка и реализация содержания и программы деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения средствами физической рекреации.

Возможности общеобразовательной организации в физическом воспитании населения средствами физической рекреации связаны также с тем, что ее деятельность может быть реализована в соответствии с принципами и критериальными условиями эффективного управления ресурсами. Подавляющая доля ресурсов общеобразовательной организации относится к категориям долгосрочно используемых (здания, сооружения, инвентарь и оборудование, фундаментальная научная информация и пр.), накапливаемых (внешние и внутренние связи, компетенции и опыт специалистов, используемые методики и технологии), возобновляемых (физические и психологические силы).

Разработанная модель управления ресурсами общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения представлена на рисунке 1.

Организационно-педагогическими условиями эффективного использования ресурсного потенциала общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства являются:

– опора на принципы реализации ресурсного подхода: многоваритивности деятельности, структурной целостности и комплексности воздействий на личность, обогащения и развития личности, эргономичности деятельности, самореализации личности, полисубъектного взаимодействия, эффективности управления (альтернативность ресурсов, оптимальность выбора состава и количества ресурсов, результативность использования ресурсов);

– использование физкультурно-рекреационных форм организации активного отдыха населения (оздоровительный туризм, спортивные и подвижные игры, игры на местности, физкультурно-спортивные конкурсы и эстафеты);

– определение содержания деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям: исследовательскому, просветительско-прапагандистскому, организационному, практическому, контролирующему;

– ориентация на индивидуальные досуговые и физкультурно-спортивные предпочтения, на физические и психологические возможности граждан при выборе содержания и определении временных аспектов деятельности по организации физического воспитания населения.

Критериями эффективности реализации ресурсов общеобразовательной организации в физическом воспитании населения средствами физической рекреации являются: наличие практики активного отдыха в семье, положительное отношение к физической культуре, подверженность простудным заболеваниям, семейный микроклимат, знание способов организации физкультурно-активного семейного отдыха, хорошее самочувствие; отношение к участию в физкультурно-рекреационных мероприятиях, активность участия в физкультурно-рекреационной деятельности и состав участников; самостоятельная организация физкультурно-активного семейного отдыха, его выраженность в структуре семейного досуга.

Для создания организационно-управленческого ресурса моделируемого процесса определено соответствующее содержание и разработана программа деятельности по организации физкультурно-активного семейного отдыха граждан по месту жительства на базе общеоразовательной организации. Организация активного семейного отдыха населения средствами физической рекреации предполагает последовательное решение следующих задач: 1) определение наличия физкультурно-рекреационных потребностей у населения в контексте организации свободного времени; выявление физкультурно-рекреационных предпочтений населения; определение осведомленности населения (в частности, обучающихся и членов их семей) в области способов организации активного отдыха (исследовательский этап); 2) просвещение населения в вопросах здорового образа жизни, значения и способов организации физкультурно-активного семейного отдыха, мотивация обучающихся и членов их семей к участию в физкультурно-рекреационных мероприятиях (просветительско-пропагандистский этап); 3) подбор содержания физкультурно-рекреационных мероприятий, составление плана работы, расписания, разработка сценариев и т.д. (организационный этап); 4) последовательная реализация разработанных мероприятий в соответствии с планом, расписанием (деятельностный этап); 5) контроль и координация деятельности (контрольный этап).

Выявленные организационно-педагогические условия эффективного использования ресурсного потенциала общеобразовательной организации и проектирование содержания физкультурно-рекреационной деятельности позволили разработать модель организации активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации (рисунок 2).

Активный отдых может быть организован как на свежем воздухе (на стадионе, на природе, на территории микрорайона и т.п.), так и в

Рис.2. Модель организации активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации

помещении (например, в спортивном зале) – в зависимости от погодных условий и от содержания мероприятия. Из всех возможных непосредственных форм физической рекреации, применяемых для организации активного отдыха населения, наиболее легкими в организации являются следующие: оздоровительный туризм (прогулки, путешествия, походы и т.п.), спортивные и подвижные игры, физкультурно-спортивные праздники и т.п. (В.К. Бальсевич, 1994, Ю.Ф. Курамшин, 2004, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000 и др.).

Разработанная программа, названная «День активного отдыха (отдыхаем всей семьей)», базировалась на результатах проведенного опроса обучающихся (более 300 респондентов) и членов их семей (более 700 респондентов). Она нацелена на организацию семейного физкультурно-активного отдыха населения по месту жительства и представлена в виде двух блоков – организационного и содержательного.

В организационном блоке отражено расписание физкультурно-рекреационной деятельности общеобразовательной организации в рамках программы «День активного отдыха (отдыхаем всей семьей)», а именно: периодичность, время проведения и участники мероприятий (в учебный период – каждое воскресенье для обучающихся и членов их семей, в период каникул – ежедневно для обучающихся и каждое воскресенье для обучающихся и членов их семей).

В содержательном блоке представлено примерное содержание отдельных физкультурно-спортивных мероприятий, дифференцированное по месту их проведения, и регламент дневного мероприятия, раскрывающий варианты и длительность развлекательно-организационной, основной и заключительной частей короткого (до трех часов) и длительного (до восьми часов) мероприятий. Содержание мероприятий, проводящихся на внутренней территории общеобразовательной организации (в спортивном или актовом зале), включает:

– в развлекательно-организационной части: показательные выступления спортсменов (дзюдоистов, гимнастов), обучающихся (согласно программы по физической культуре); концертные выступления обучающихся и, по желанию, членов их семей; разбор сценария предстоящего «дня активного отдыха»; награждение победителей;

– в основной части: подвижные игры, в том числе народные; соревнования по спортивным играм между семейными командами; спортивные эстафеты – конкурсы между семейными командами и т.д.

Развлекательно-организационная часть, независимо от места проведения мероприятия, имеет сходное содержание; содержание основной части варьируется:

– на территории общеобразовательной организации – включает подвижные игры, игры с элементами ориентирования на местности; эстафеты и конкурсы; игры с элементами единоборств и пр.;

– на территории микрорайона – предполагает проведение конкурса семейных команд по ориентированию на местности;

– в природных условиях за пределами микрорайона – организуются походы выходного дня, включающие физкультурно-спортивную часть: подвижные игры и элементы туристических соревнований (преодоление естественных препятствий, разведение костра, ориентирование).

Экспериментальная апробация разработанной модели посредством реализации Программы осуществлялась в реальном образовательном процессе МОУ средней общеобразовательной школы № 18 города Майкопа. Констатирующий эксперимент включал: анкетирование обучающихся и их родителей (других членов семей обучающихся), анализ учебной и медицинской документации, беседы с учителями физической культуры и родителями обучающихся. Его результаты свидетельствовали о недостаточности у респондентов теоретических знаний в области значения и способов организации активного отдыха, отсутствии у большинства респондентов навыков продуктивной организации своего свободного времени, а также о востребованности ими физкультурно-рекреационных услуг, о, в целом, положительном отношении к семейному участию в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях.

Однородность исследуемой выборки обучающихся и их родителей позволила выделить в ней экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу были включены обучающиеся 2 «А» (20 человек), 5 «Б» (18 человек) и 8 «А» (19 человек) классов и их семьи, в контрольную группу, соответственно, – обучающиеся 2 «Б» (20 человек), 5 «А» (20 человек) и 8 «Б» (17 человек) классов. Отдельную часть экспериментальной (57 человек) и контрольной (57 человек) групп составили родители обучающихся, соответственно, ЭГ и КГ; достоверные различия между КГ и ЭГ группами отсутствовали (Р>0,05).

Педагогический эксперимент проводился в течение 2008–2011 уч.г. Он заключался в реализации разработанной программы физкультурно-рекреационной деятельности, организаторами которой выступали учителя физической культуры. Помощь в организационных вопросах (предварительная организация дополнительных тематических родительских собраний, сборы обучающихся и помощь в подготовке и проведении тематических классных часов, участие, по возможности, в самих физкультурно-рекреативных мероприятиях) осуществлялась классными руководителями.

Перед началом реализации программы была проведена работа по привлечению контингента обучающихся и их семей к активному проведению своего досуга в его организованных формах. Организационные вопросы решались классными руководителями (сбор обучающихся, их родителей на тематические собрания, помощь учителям физической культуры в подготовке и проведении бесед, разъяснительных лекций, дополнительные беседы с потенциальными участниками и т.д.). Разъяснительно-пропагандистская работа, в зависимости от выявленных проблем, была направлена на формирование (восполнение) системы знаний о здоровом образе жизни и активном семейном отдыхе, о способах самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время, о потенциальных возможностях совместного активного отдыха для нормализации семейных отношений и т.п.; на убеждение в значимости активного отдыха для физического, эмоционального и психического здоровья и пр. Мотивационные воздействия осуществлялись на всем протяжении физкультурно-рекреационной работы.

В течение эксперимента было организовано и проведено в учебный период 29, а период каникул – 14 «Дней активного отдыха». В некоторые дни программой предусматривались различные мероприятия для обучающихся разных классов и их семей. Каждое физкультурно-рекреационное мероприятие включало развлекательно-организационную и основную (физкультурно-спортивную) части. Во время первой части (длительность не более 30 минут) организаторы мероприятия решали последние организационные вопросы, корректировали сценарий в соответствии с количеством участников и т.п.

Для каждого «дня активного отдыха» подбиралось по два варианта сценария проведения мероприятия: в помещении и на свежем воздухе; использование конкретного варианта обусловливалось погодными условиями в день проведения. Игры, конкурсы, эстафеты и т.п. иногда повторялись в сценариях, но по-разному комбинировались, в правила игр, конкурсов и пр. вносились новые элементы, в том числе – предложенные самими участниками. Большинство подвижных и спортивных игр, конкурсов, эстафет проводились как в помещении, так и на свежем воздухе; игры на местности проводились только на внешней территории общеобразовательной организации и территории микрорайона.

С целью определения эффективности разработанной программы были проведены: констатирующее исследование – перед началом эксперимента, итоговое исследование – непосредственно по окончании эксперимента и контрольное исследование – спустя три месяца. Были выявлены статистически значимые изменения, произошедшие в ЭГ и КГ за период эксперимента:

– количество семей обучающихся, в которых практикуется физкультурно-активный семейный отдых, в КГ в среднем уменьшилось на 0,5% (Р>0,05), а в ЭГ – увеличились на 45,5% (Р<0,05);

– количество респондентов, характеризующихся положительным отношением к физической культуре, в КГ уменьшилось в среднем на 2,9% (Р>0,05), а в ЭГ – увеличилось на 27,4% (Р<0,05);

– низкой подверженностью простудным заболеваниям в КГ характеризовалось в среднем на 6,3% меньше представителей по сравнению с началом эксперимента (Р>0,05), а в ЭГ – на 15,1% больше участников (Р<0,1);

– количество участников эксперимента, считающих микроклимат в своих семьях благоприятным, в КГ уменьшилось на 1,9% (Р>0,05), а в ЭГ – увеличилось на 24,4% (Р<0,05);

– круг респондентов, характеризующихся наличием физкультурно-рекреационных знаний, расширился в КГ на 3,1% (Р>0,05), а в ЭГ – на 39,2% (Р<0,05);

– хорошим самочувствием в ЭГ по сравнению с констатирующими данными отличались на 31,8% (Р<0,05) больше участников, а в КГ прирост составил 5% (Р>0,05).

В целом к концу эксперимента по большинству критериев между КГ и ЭГ обнаружены достоверные различия (Р<0,05), которых не было на начало эксперимента (Р>0,05). По этим же показателям у представителей ЭГ в течение эксперимента произошли статистически значимые позитивные изменения (Р<0,05), которых не обнаружено в КГ (Р>0,05). Исключение составили результаты отдельных подгрупп в ЭГ: у обучающихся пятого класса достоверно не изменились показатели подверженности простудным заболеваниям, восприятия семейного микроклимата и самочувствия (Р>0,05), а у восьмиклассников – только показатели восприятия семейного микроклимата (Р>0,05), что требует отдельного исследования.

Контрольное исследование проводилось спустя 3 месяца после окончания эксперимента для определения устойчивости сформированной мотивации к активному отдыху. Оно осуществлялось посредством проведения бесед, устных опросов обучающихся и членов их семей из ЭГ. Более половины участников ЭГ продолжали практиковать в семьях физкультурно-активный совместный отдых. Все полученные в рамках итогового и контрольного исследований результаты свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

ВЫВОДЫ

1. Общеобразовательная организация обладает необходимым потенциалом для решения задачи физического воспитания населения по месту жительства: имеет необходимые ресурсы (административные, нормативные, финансовые, материально-технические, кадровые, информационно-методические, морально-этические, организационно-управленческие) и возможности их обогащать и совершенствовать; подавляющая доля ресурсов имеет оптимальные характеристики (долгосрочность использования, накапливаемость, возобновляемость).

2. Качество процесса и результаты деятельности общеобразовательной организации по физическому воспитанию населения по месту жительства оцениваются следующими критериями: наличием практики активного отдыха в семье, положительным отношением к физической культуре, низкой подверженностью простудным заболеваниям, благоприятным семейным микроклиматом, знанием способов организации физкультурно-активного семейного отдыха, хорошим самочувствием; отношением к участию в физкультурно-рекреационных мероприятиях, активностью участия в физкультурно-рекреационной деятельности и составом участников; самостоятельной организацией физкультурно-активного семейного отдыха.

3. Эффективность использования ресурсного потенциала общеобразовательной организации в физическом воспитании населения по месту жительства обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: опорой на принципы реализации ресурсного подхода (многоваритивности деятельности, обогащения и развития личности, эргономичности деятельности, эффективности управления и др.); использованием физкультурно-рекреационных форм организации активного отдыха населения; – ориентацией на индивидуальные предпочтения и возможности граждан при выборе содержания и определении временных аспектов деятельности по организации физического воспитания населения и др.

4. Эффективная организация процесса физического воспитания населения по месту жительства на базе ресурсов общеобразовательной организации возможна путем реализации разработанной теоретической модели, описывающей систему управления ресурсами (спектр ресурсов, принципы и задачи управления ресурсами, направления деятельности), критерии эффективности физического воспитания населения по месту жительства, этапы организации активного отдыха населения по месту жительства, программу физкультурно-рекреационной деятельности общеобразовательной организации.

5. Организация активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации осуществляется в соответствии со следующими этапами: исследовательским (выявление физкультурно-рекреационных потребностей и знаний); просветительско-пропагандистским (мотивация к активному семейному отдыху посредством физкультурно-рекреационного просвещения); организационным (планирование, выбор содержания, разработка сценариев физкультурно-рекреационных мероприятий); деятельностным (непосредственная реализация физкультурно-рекреационных мероприятий); контрольным (оценка и анализ результатов, коррекция содержания текущей и перспективной работы).

6. Программа организации активного семейного отдыха населения средствами физической рекреации отражает пространственные, содержательно-методические и процессуальные аспекты деятельности:

– место проведения физкультурно-рекреационных мероприятий – внутренняя и прилежащая территория общеобразовательной организации, территория микрорайона, природные условия за пределами микрорайона;

– в программу включаются мероприятия длительностью 1,5 – 3 часа и 7–8 часов (в зависимости от которой варьируется место их проведения), отвечающие требованию доступности по времени и месту проведения, сложности заданий, величине физических нагрузок;

– каждое мероприятие включает в себя организационную (ознакомление с регламентом, подведение итогов и награждение победителей, разбор сценария следующего мероприятия) и основную (подвижные и спортивные игры, игры с элементами ориентирования на местности, конкурсы и эстафеты, походы и пр.) части;

– периодичность деятельности: в учебный период – еженедельные мероприятия выходного дня (семейные подвижные игры, конкурсы, спортивные соревнования, походы и т.д.), в период каникул – ежедневные мероприятия для обучающихся и семейные мероприятия в выходные дни и др.

7. Эффективность разработанной модели подтверждается результатами ее экспериментальной апробации:

– в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, статистически значимо увеличилось количество семей, в которых: практикуется активный семейный отдых, семейный микроклимат определяется как благоприятный (Р<0,05), улучшилось отношение участников к физической культуре и повысился уровень их знаний в области способов организации физкультурно-активного семейного отдыха (Р<0,05), увеличилось количество участников с низкой подверженностью простудным заболеваниям (Р<0,1) и со стабильно хорошим самочувствием (Р<0,05);

– полученные результаты являются стабильными, более половины (в среднем 51,3%) семей – членов экспериментальной группы, в отличие от контрольной, характеризовались самостоятельной организацией активного семейного отдыха средствами физической рекреации по окончании действия программы.

Практические рекомендации

Для организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне с использованием ресурсной базы общеобразовательной организации необходимо:

1. Нормативно оформить и материально стимулировать участие педагогов по физической культуре, классных руководителей в деятельности по физическому воспитанию населения по месту жительства, в частности, рассматривать данную деятельность как основание для начисления стимулирующей части заработной платы.

2. Выяснять и учитывать при составлении программы физкультурно-рекреационной деятельности пожелания, предпочтения и ожидания потенциальных участников (обучающихся и членов их семей) относительно времени, периодичности, длительности и содержания досуговых физкультурно-спортивных мероприятий.

3. Осуществлять пропаганду активного семейного отдыха с использованием потенциала физической рекреации и привлекать к нему обучающихся и членов их семей, начиная с первого класса. Непрерывное участие обучающихся и их семей в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях будет способствовать постепенному зарождению традиций активного семейного отдыха.

4. Убеждая родителей участвовать вместе с детьми в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях и самостоятельно организовывать физкультурно-активный семейный отдых, апеллировать, прежде всего, к их родительским чувствам (забота о здоровье, самочувствии, настроении их детей) как к наиболее сильному стимулу.

5. В содержании физкультурно-рекреационных мероприятий предусматривать культурно-развлекательную часть, прежде всего, в виде выступлений самих обучающихся, демонстрации их физкультурно-спортивных успехов. Это повышает активность и ответственность обучающихся и улучшает эмоциональный настрой родителей.

Основное содержание работы отражено в 11 статьях:

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

Хашханок, А.К. Организация активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации / А.К. Хашханок, Я.К. Коблев // Ученые записки университета ФК, Спорта и Здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2010. – № 6 (64). – С. 39-45.

Хашханок, А.К. Организация активного семейного отдыха населения с использованием средств физической рекреации / А.К. Хашханок // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно издательский центр «Теор. и прак. ФК и С». – Москва, 2011. – № 5. – С. 23.

Хашханок, А.К. Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы / А.К. Хашханок // Новые технологии. – Майкоп, 2011. – № 3. – С. 222-226.

Хашханок, А.К. Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства / А.К. Хашханок // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – Майкоп, 2012. — № 3. – С.107-110.

Монографии

Хашханок, А.К. Подготовка специалистов к физкультурно-рекреационной деятельности: монография / А.К. Хашханок, С.А. Хазова. – Майкоп, 2008. – 50 с.

Статьи в сборниках научно-практических конференций

Хашханок, А.К. Актуальность организации активного семейного отдыха населения средствами физической рекреации / А.К. Хашханок // Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Междунар. электронной науч. конф., 25–26 дек. 2009. – Майкоп, 2009. – С. 78–80.

Хашханок, А.К. Оптимальный двигательный режим как компонент здорового образа жизни / А.К. Хашханок // Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Междунар. электронной науч. конф., 25-26 дек. 2009. – С.247–250.

Хашханок, А.К. Физкультурно-рекреационная работа в школе – постановка проблемы /А.К. Хашханок // Наука. Образование, Молодежь: материалы IV Всерос. науч. конф. молодых ученных, 5–6 февр. 2009 г. – Майкоп, 2009. – С. 261–263.

Хашханок, А.К. Показатели эффективности физкультурно-рекреационной деятельности как способа организации физкультурно-активного семейного отдыха / А.К. Хашханок // Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы V Междунар. электронной науч. конф., 25–26 дек. 2010 г. – Майкоп, 2010. – С. 62–64.

Хашханок, А.К. Физическая рекреация как функция педагогов по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / А.К. Хашханок. – Режим доступа: http: HYPERLINK «http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html»www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html.

Хашханок, А.К. Организация активного отдыха учащихся средствами физической рекреации / А.К. Хашханок, С.А. Хазова // Физическая культура и спорт в системе инновационного потенциала образования студентов: сб. науч. тр. науч.-метод. конф., посвящённой 70-летию образования кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета, 15 апр. 2009. – С. 156–161.

Цель: организация активного отдыха населения по месту жительства средствами физической рекреации

Организационно-педагогические условия: опора на принципы реализации ресурсного подхода, использование средств физической рекреации, реализация исследовательского, просветительского, организационного и пр. направлений деятельности, учет индивидуальных особенностей участников и пр.

Этапы

Задачи этапов

Содержание этапов

Исследовательский

Просветительс-ко-пропаган-дистский

Организацион-ный

Деятельност-ный

Контрольный

Выявление физкультурно-рекреа-ционных потребностей населения, степени осведомленности о значении физкультурно-активного отдыха, о способах и средствах его организации

Анкетирование



Страницы: 1 | 2 | Весь текст