Республики казахстан

1 Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

2 Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

3 Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования

4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

5 Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

6 Экологическое нормирование и стандартизация

7 Экологическая экспертиза

8 Экологическое лицензирование

9 Экологические сертификация, аудирование и контроль

Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдением экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды и его эффективность. Если коснуться вопроса о видах управления, то можно отметить, что управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с законодательствами государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

— создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

— подзаконное нормотворчество;

— координация деятельности по управлению природопользовании ем и охраной окружающей среды;

— распоряжение (управление) природными ресурсами;

— планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

— экологическое нормирование;

— экологическая экспертиза;

— экологическое лицензирование;

— экологическая сертификация;

— экологический аудит;

— наблюдение за состоянием окружающей среды;

— учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

— экологическое воспитание и образование;

— контроль за использованием и охраной объектов природы;

— разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирование на разных уровнях. Их можно разделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т. д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент РК;

Правительство РК;

администрация субъектов РК;

органы местной администрации (акиматы).

При анализе системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования общей компетенции принципиальным является вопрос: участвуют ли в этом процессе представительные органы?

В соответствии с принципом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ранее, когда вся власть принадлежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающей среды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды». В число органов государственного экологического контроля, наряду с Правительством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РК и представительные органы субъектов республики. С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Парламента за деятельностью Правительства при формировании бюджета — важная функция управления. Контроль за исполнением бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Парламента.

Природоохранительная деятельность Президента страны регулируется многими актами, указанными выше, включая основной Закон — Конституцию РК. Компетенция Правительства РК в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными актами — как общими, так и экологическими. В соответствии с ними Правительство РК:

— обеспечивает проведение в РК единой государственной политики в области экологии;

— осуществляет управление собственностью на природные ресурсы;

— проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Подробнее полномочия Правительства регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды» и др. актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РК:

— обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;

— координирует деятельность министерств и ведомств на территории РК в области охраны окружающей среды,

— устанавливает порядок образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда;

— организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

— устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

— устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

— принимает решения об организации особо Охраняемых природных территорий и включении их в природно-заповедный фонд РК;

— организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

Правительство РК осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РК в данной области ведает Министерство энергетики и природных ресурсов РК, а также Министерство сельского хозяйства.

К их основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития страны, рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управления и развитию отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, изучения, освоения, воспроизводства, контроль за выполнением решений Правительства РК по вопросам, касающимся его компетенции. Эти компетенции включают обеспечение реализации государственной экологической политики, координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере, планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды, организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов, осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования

Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены Конституцией РК. При оценке работы этих органов в этой сфере важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантирующую Конституцией РК деятельность населения под свою ответственность решает непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения. К вопросам местного значения можно отнести:

— владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

— обеспечение санитарного благополучия населения;

— регулирование планировки и застройки территорий района, города, села, аула и др.;

— контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

— регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения;

— благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

— участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

— организация и содержание муниципальной информационной службы.

При характеристике деятельности органов общей компетенции в области охраны окружающей среды и природопользования важно подчеркнуть, что эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ.

Органы общей компетенции определяют порядок осуществления некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране окружающей среды.

Правительство РК определяет, порядок осуществления некоторых функций управления, например, экологического нормирования, государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятие управленческих решений по нормированию, государственной экологической экспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающей среды не относится к компетенции органов общей компетенции.

Важно то, что этим заняты органы специальной компетенции. И органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством РК и уполномоченными природоохранными органами.

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т. д.

К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными.

Основными задачами Госкомитета по земельным отношениям и землеустройству является (функции переданы Минсельхозу):

— осуществление госполитики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;

— организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;

— осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

— ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

— организация и проведение работ по землеустройству;

— организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

— создание банка данных о земле;

— разработка мер по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.

Задачами службы лесного хозяйства являются:

— разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;

— обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны, защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством;

— соблюдение республиканских интересов при регулировании лесопользования, восстановления, охраны и защиты лесов;

— совершенствование экополитических и других методов управления лесным хозяйством.

Названные органы госуправления природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют свои функции на всей территории РК самостоятельно и через свои территориальные органы.

Министерство сельского хозяйства РК занимает особое место в системе функциональных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, так как является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира па территории РК в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства. На Минсельхоз возложены задачи разработки и реализации мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Минсельхоз оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РК в организации рационального использования земельных, лесных, водных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных РК; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранения почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территорию РК болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.

Комитет здравоохранения РК (бывший Минздрав РК) является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанное ведомство РК осуществляет свою работу на основе Закона РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 8 июня 1994 г., состоящего из 54 статей.

К основным задачам Комитета здравоохранения РК относится разработка основ государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществление госсаннадзора; координация и регулирование, гигиеническое нормирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

К главным задачам комитета относится также создание фундаментальной подсистемы экстренной медицинской полиции в чрезвычайных ситуациях, системы предупреждения и действий в ЧС и руководит ее деятельностью совместно с МЧС РК.

В области профилактики заболеваний Комитет по здравоохранению осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.

В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Комитет по здравоохранению осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека, за социально-гигиеническим мониторингом, формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и среды его обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

Министерство внутренних дел РК (МВД РК) — в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.

Специальные природоохранительные функции МВД РК связаны с тем, что данное министерство руководит государственной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении. МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечиваю общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

Государственный комитет РК по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Госстандарт совместно с Госкомэкологией РК и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований и принимает государственные стандарты РК (т исключением стандартов в области строительства). Госстандарт совместно с Госкомэкологией РК определяет номенклатуру объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, уставливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

Госгортехнадзор РК — осуществляет на территории РК государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами исполнительной власти, предприятиями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит госгорнадзор в целях обеспечения соблюдения пользователями недр законодательства РК по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Государственный таможенный комитет — обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции. Все это регулируется Таможенным Кодексом. Осуществляют государственный контроль также пограничная служба РК, Комитет по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РК.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов – это свод эконокомических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная пена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для Припяти решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Виды государственных кадастров:

1) кадастры природных ресурсов:

— государственный земельный кадастр — содержит систему необходимы сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно хозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, пр. определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценю хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятии связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий;

— государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

— государственный лесной кадастр;

— государственный водный кадастр;

— государственный кадастр объектов животного мира;

— государственный кадастр особо охраняемых природных территории;

2) кадастры территории:

— Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

В РК соответствии с Законом РК «Об охране окружающей природной среды» ведутся Красная книга РК.

Красная книга РК является официальным документом подтверждающим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории РК, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК.

Ведение Красной книги РК включает:

— сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

— организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

— создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

— занесение в установленном порядке в Красную книгу Российской Федерации (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

— подготовку к изданию, издание и распространение Красной книга РК;

— подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и расти тельного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РК;

— выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Рк.

Основанием для занесения в Красную книгу РК или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходим, мости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.

Основанием для исключения из Красной книги РК или изменения категории статуса того или иного объекта животного им, растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существование или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а так же в случае его безвозвратной потери (вымирания).

Экологическое нормирование и стандартизация

Экологическое нормирование — это установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экологическая стандартизация — это деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.

Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя:

— нормативы качества окружающей среды;

— нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

— нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;

— экологические стандарты;

— нормативы санитарных и защитных зон.

Нормирование качества окружающей природной среды:

— производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;

— унифицировано для всей территории России;

— устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую природную среду, и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее.

Опасные вещества могут быть канцерогенными (способствующими развитию рака и других злокачественных новообразований); аллергенными (вызывающими реакцию организма в виде удушья, насморка, зуда и др.); мутагенными (вызывающими изменения в генетическом аппарате человека),

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов Других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Особенно неблагоприятное состояние воздушной среды отмечается транспортных развязках и автомагистралях городов. Наибольшую опасность для человека представляет свинец, соединения которого используют в качестве антидетонационных присадок к бензину.

Если говорить о химическом загрязнении, то здесь существенную роль играют устаревшие технологии и высокий уровень износа оборудования предприятий, проблема хранения и переработки опасных отходе.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия состояние охраны окружающей природной среды определяют предельные размеры вредных воздействий окружающей природной среды, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. На предельно допустимого вредного воздействия включают:

— нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологически веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаемых с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждого источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде;

— нормативы предельно допустимых уровней шума; вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, устанавливаемы на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособное людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную жизни окружающую природную среду;

— нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия — содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, устанавливаемых в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;

— предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве — минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве — устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;

— нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, устанавливаемых путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. Лимиты на природопользование — система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные государственными органами для предприятий-природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Требования по нормированию предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов устанавливаются в природно-ресурсных актах.

Нормативы санитарных и защитных зон:

1) санитарно-защитные зоны:

— планировочные мероприятия в градостроительстве в целях обеспечения благополучия населения;

— барьеры между жилой застройкой и предприятиями или иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды;

2) санитарно-защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения: в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного, источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения, в которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой;

3) водоохранные зоны: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов,

осуществления иной хозяйственной деятельности с целью поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

4) округа санитарной (горно-санитарной) охраны: установление, округов санитарной (горно-санитарной) охраны — меры по охране природ лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (особо охраняемых природных объектов и территорий). В составе руга санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются до трех зон.

Экологические стандарты – это эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной ока вредное воздействие на окружающую природную среду для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Оценка воздействия на окружающую природную среду – это деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

— концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально -экономического развития;

— схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

— градостроительной документации;

— документации по созданию новой техники, технологии, материалов веществ;

— предпроектных обоснований инвестиций и др.

Экологическая экспертиза

В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной иной деятельности на окружающую природную среду и реализации этой части конституционного права РК ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности был принят Закон РК от «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях Предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— хозяйственной и иной деятельности и его последствии; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; — научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия обществе иных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза (обязательная) и общественная экологическая экспертиза (добровольная).

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы могут быть проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ и др.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта.

Стадии проведения экологической экспертизы:

— представление материалов в Госкомэкологию или его территориальные органы;

— регистрация, проверка полноты и достаточности представляемых материалов;

— формирование комиссии государственной экологической экспертизы;

— подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

— подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Общественная экологическая экспертиза — организуется по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений. Она проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, при условии регистрации органами местного самоуправления заявления от этой организации о проведении экспертизы.

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей природной среды.

Лицензия — мера публично-правового регулирования.



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст