Республиканская целевая программа «Повышение устойчивости жилых

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 23 апреля 2009 года № 166

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2009-2013 годы»

Паспорт Республиканской целевой программы

«Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия)

на 2009-2013 годы»

Наименование

Программы

Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2009-2013 годы.

Дата принятия решения

о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Пункт 5 раздела II Протокола заседания президиума Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей от 12 декабря 2007 года № 5;

Концепция Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы».

Государственный заказчик Программы

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).

Основной разработчик

Программы

Якутский филиал Геофизической службы СО РАН, Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).

Цели и задачи

Программы

Целью Программы является создание основ гарантированной сейсмобезопасности населения, снижения социального, экономического, экологического риска в сейсмоопасных районах Республики Саха (Якутия), уменьшения ущерба от разрушительных землетрясений.

Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

оценка сейсмоактивности районов республики путем разработки уточненной карты общего сейсмического районирования, составления карт детального сейсмического районирования;

развитие в условиях Республики Саха (Якутия) системы информационного обеспечения, управления сейсмическим риском;

проведение организационных мероприятий для перевода строительного комплекса Республики Саха (Якутия) на сейсмостойкое строительство, обеспечение скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2013 годы, в том числе по этапам:

I этап — 2009-2010 гг.

II этап — 2011-2013 гг.

Перечень основных мероприятий Программы

Научное сопровождение карт (ОСР-97 А.В.С) общего сейсмического районирования на территории Республики Саха (Якутия) при проектировании, строительстве и сейсмоусилении зданий и сооружений;

оценка сейсмической опасности районов Республики Саха (Якутия) путем проведения детального сейсмического районирования;

мероприятия по сейсмической безопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

мероприятия по уточнению исходного сейсмического балла линейных сооружений (автомобильных и железных дорог), мостов, ЛЭП, территорий ГОКов;

разработка территориальных нормативных документов по оценке и обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений;

инвентаризация и паспортизация не сейсмостойких зданий и сооружений;

разработка проектов и сейсмоусиление существующих не сейсмостойких объектов.

Исполнитель Программы

и основных мероприятий

Якутский филиал Геофизической службы СО РАН, Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Институт физики Земли РАН.

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 2821,623 млн. рублей, в том числе за счет средств:

бюджета Российской Федерации — 1971,5 млн. рублей,

бюджета Республики Саха (Якутия) – 365,825 млн. рублей,

за счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников – 484,298 млн.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

С учётом уточнённой сейсмической опасности территорий городов, посёлков, объектов жизнеобеспечения, дорог, трубопроводов и других объектов будут строиться сейсмостойкие здания и сооружения, способные выдержать расчётное сейсмическое воздействие, будут проводиться сейсмоукрепление, паспортизация и инвентаризация существующих зданий и сооружений по разработанным нормативным документам.

Эффективности мероприятий Программы

При строительстве сейсмостойких зданий и сооружений с учетом уточненного исходного сейсмического балла снижаются вероятность массовых разрушений при землетрясении и гибель людей. В этом случае резко снижаются затраты на восстановление разрушенных объектов и экономический эффект составит сотни миллиардов рублей, в случае снижения сейсмического балла на 1-2 балла, экономический эффект составит не менее 15- 20% стоимости строительства.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль реализации Программы осуществляется Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2009 годам № 60.

Введение

Республиканская целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2009-2013 годы» (далее по тексту — Программа) разработана во исполнение пункта 5 раздела II Протокола заседания президиума Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей от 12 декабря 2007 года № 5, концепции Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы».

В соответствии с нормативными картами ОСР-97 Республика Саха (Якутия) относится к группе регионов, которые имеют прогнозируемую сейсмическую интенсивность воздействий 6-10 баллов и ниже. При этом на территории республики могут происходить и более сильные землетрясения.

В пределах республики за период инструментальных наблюдений произошло свыше 55 крупных сейсмических катастроф, в их числе: четыре 8-9-балльных Булунских землетрясения (1927-1928 гг.), 9-балльные Артыкское и Ларбинское землетрясения (1971 г.) на северо-востоке и юге Якутии, три 9-10-балльных Олекминских землетрясения (1958 и 1967 гг.), 6-балльное Кангаласское землетрясение (1979 г.), Южно-Якутское землетрясение (1989 г.), с 8-балльными эффектами в эпицентре, которое ощущалось на площади около 1,5 млн. км2 в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Иркутской, Читинской и Амурской областях, 7-8-балльные Олдонгсинское (1997 г.), Чаруодинское (2005 г.), Амедичинское (2008 г.) землетрясения и др. 18 районов (улусов) республики расположены на сейсмоопасных территориях.

За все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях, в том числе и в Республике Саха (Якутия) живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости минимум в 2–3 балла.

Большинство существующих зданий и сооружений в Республике Саха (Якутия) являются не сейсмостойкими, их разрушение при землетрясениях приведёт к огромным человеческим жертвам, экономической, социальной и экологической катастрофам. Поэтому необходимо в республике перейти на сейсмостойкое строительство и осуществлять работы по укреплению существующих не сейсмостойких объектов, зданий и сооружений. Для этого необходимо в первую очередь провести работы по уточнению карт сейсмического районирования территории Республики Саха (Якутия), инвентаризацию, паспортизацию и оценку сейсмостойкости зданий и сооружений в сейсмоопасных районах республики, разработать нормативные документы на проектирование и строительство, сейсмоусиления существующих зданий.

Как указано в концепции ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы» существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному сейсмическому микрорайонированию, с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защите объектов различного назначения. Это в полной мере отвечает положению дел на территории Республики Саха (Якутия).

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

разработки и реализации Программы

Российской академией наук в 1997 году были разработаны, а 27 декабря 1999 года постановлением Госстроя России № 91 утверждены новые Карты общего сейсмического районирования территории России (ОСР-97), в соответствии с которыми уровень сейсмической опасности территории Якутии повышен по сравнению с прежними требованиями на 2-3 балла по шкале МSК-64, что диктует необходимость перехода строительного комплекса республики на осуществление строительства сейсмостойких объектов и необходимости укрепления не сейсмостойких зданий и сооружений, составляющих на территории Якутии большинство.

В настоящее время Министерством регионального развития РФ разработана Концепция Федеральной программы «Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмоопасных районах Российской Федерации (2009-2013 годы)», в которой предусмотрено финансирование региональных программ по сейсмобезопасности при наличии последних.

Кроме того, необходимость разработки и принятия Республиканской целевой программы вызвана тем, что более 1,5 млн. км2 (около половины) территории Республики Саха (Якутия) (далее по тексту — РС(Я)) подвержено воздействию сильных и катастрофических 6-10-балльных землетрясений, что составляет почти 30% площади, занятой зонами повышенной сейсмической опасности Российской Федерации.

Мониторинг сейсмичности на территории республики осуществляется сетью сейсмических станций, принадлежащих Якутскому филиалу Геофизической службы СО РАН. За 50 лет непрерывных наблюдений якутскими сейсмическими станциями записано свыше 65 тысяч местных землетрясений, эпицентры которых расположены на территории Якутии (более 60 событий силой 6–10 баллов относятся к ощутимым, сильным и катастрофическим). Всего же станциями фиксируется около 1000 событий в год.

Поскольку сеть сейсмических станций на территории России явно недостаточна для надёжного определения величины сейсмической опасности, многие её регионы требуют дополнительного изучения. Это обстоятельство, т.е. недостаточная изученность, в полной мере относится к Республике Саха (Якутия), поскольку расстояния между действующими на её территории 16 сейсмическими станциями 200–600 км, а достоверные данные об энергетическом классе, характеристике фокальной зоны, координатах эпицентра и глубине гипоцентра землетрясения возможно получить при расстояниях между сейсмическими станциями не более 50 – 70 км. Этими и другими причинами (массовое количество не сейсмостойких зданий и сооружений, свертывание сейсмотектонических исследований в республике, отсутствие финансирования на обследование эпицентральных зон сильных землетрясений и т.д.) и обуславливается необходимость выполнения мероприятий, заложенных в настоящей программе.

По результатам многолетних исследований выявлено, что территорию Республики Саха (Якутия) пересекают два крупных сейсмических пояса: Арктико-Азиатский на севере и северо-востоке и Байкало-Становой на юге. Названные сейсмические пояса являются составными частями гигантских «цепей» землетрясений, опоясывающих весь Земной шар.

Общеизвестно, что наиболее опасны последствия сильных землетрясений, когда в результате сотрясений грунта на поверхности разрушается большинство не сейсмостойких или недостаточно сейсмостойких объектов, возникают пожары и наводнения, а на поверхности Земли – сейсмодислокации в виде трещин, рвов и оврагов, оползней, обвалов, лавин и селей, цунами, возникают новые и обновляются древние системы разломов земной коры, происходит разжижение грунта, тем самым значительно изменяется земной облик, разрушаются постройки различного типа. Такие явления имели место и при якутских землетрясениях. Действующая сеть сейсмических станций лишь на минимальном уровне способна поставлять информацию о происходящих на ее территории землетрясениях.

Выполнение требований сейсмостойкого строительства и укрепление не сейсмостойких зданий и сооружений актуально и в связи с начавшимся процессом глобального потепления климата. Оттайка мерзлоты становится причиной разрушения зданий и сооружений даже без воздействия землетрясений. Массовые разрушения зданий и сооружений, построенных по 1 принципу на мёрзлых грунтах, в случае их оттайки, будут происходить даже при слабых воздействиях от землетрясений. При этом в суровых зимних условиях, вероятность спасения людей из завалов чрезвычайно мала.

Таким образом, в конечном итоге проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей оценки и прогноза интенсивности сейсмических воздействий, прямого и косвенного ущерба, сейсмоукрепления зданий и сооружений, разработки сценариев сейсмических событий, таким образом, сведения к минимуму гибели людей, катастрофических разрушений и затрат на ликвидацию последствий.

Республиканская целевая программа «Сейсмичность и повышение устойчивости зданий и сооружений на сейсмоопасных территориях Республики Саха (Якутия) на 2009-2013 годы» разработана Якутским филиалом Геофизической службы СО РАН и Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) в соответствии с рекомендациями Концепции Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы», протокола заседания президиума Государственной комиссии по вопросам социально- экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей от 12 декабря 2007 года № 5.

2. Цели и основные задачи Программы

Главной целью Программы является создание основ гарантированной сейсмобезопасности населения, снижения социального, экономического, экологического риска в сейсмоопасных районах Республики Саха (Якутия), уменьшения ущерба от разрушительных землетрясений.

Основными задачами для решения целей Программы являются:

1. Оценка сейсмической опасности районов Республики Саха (Якутия):

1.1. Расширение действующей на территории Республики Саха (Якутии) сети сейсмических станций.

1.2. Изучение техногенной (наведённой) сейсмичности.

1.3. Проведение детального сейсмического районирования отдельных (освоенных и планируемых к освоению) участков территории Республики Саха (Якутия), городов и других населённых пунктов.

1.4. Разработка общей карты сейсмического районирования Республики Саха (Якутия).

2. Проведение организационных мероприятий для перевода строительного комплекса Республики Саха (Якутия) на сейсмостойкое строительство, обеспечение скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.

2.1. Создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень знаний о сейсмической опасности территорий и сейсмической безопасности строящихся и усиливаемых объектов.

2.2. Составление карт объектного сейсмического районирования.

2.3. Научно-техническое сопровождение карт ОСР — 97 при строительстве, составление объектных карт сейсмического районирования и уточнение исходного сейсмического балла территорий жилой застройки, основных объектов и объектов систем жизнеобеспечения (ГЭС, ЛЭП и т.п.), трасс автомобильных и железных дорог, мест крупных мостовых переходов через реки, плотин и т.п.

2.4. Разработка нормативных документов на основе создания технологии динамической устойчивости, сейсмозащиты ранее построенных и вновь строящихся зданий, сооружений на территории Республики Саха (Якутия), способной адаптироваться к разнонаправленным воздействиям сейсмических сил самой большой интенсивности для строительства в сейсмоопасных районах Республики Саха (Якутия).

2.5. Инвентаризация и паспортизация не сейсмостойких зданий и сооружений, находящихся в сейсмоопасных районах Республики Саха (Якутия), с целью определения необходимости, возможности и способов их сейсмоусиления.

2.6. Повышение устойчивости зданий и сооружений путём их сейсмоусиления.

3. Развитие в условиях Республики Саха ( Якутия) системы информационного обеспечения, управления сейсмическим риском и смягчения последствий сильных землетрясений.

Для оценки реализации Программы использованы следующие целевые показатели:

снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных ситуаций под воздействием разрушительных землетрясений;

уточнение сейсмического районирования слабо изученной территории РС(Я);

увеличение полноты, достоверности и доступности информации для населения, проектировщиков, строителей и государственных органов о сейсмическом риске объектов и территорий.

Программой предусматривается реализация всех мероприятий в течение 5 лет — с 2009 по 2013 год включительно:

1 этап: 2009-2010 годы;

2 этап: 2011-2013 годы.

На первом этапе будут реализованы следующие мероприятия:

составлены нормативные и методические документы;

проведены необходимые мониторинговые исследования по сейсмическому районированию и сейсмическому риску отдельных районов Республики Саха (Якутия);

развёрнуты новые сейсмические станции в слабо изученных сейсмоопасных районах;

согласован с министерствами, ведомствами и инвесторами (заказчиками, владельцами) Перечень первоочередных объектов сейсмоусиления и территорий, для которых необходимо проведение работ по уточнению исходного сейсмического балла;

начнётся выполнение работ по обследованию, паспортизации зданий и сооружений и их сейсмоусилению.

На втором этапе будут продолжены сейсмические исследования, обследование и паспортизация зданий и сооружений и сейсмоусиление объектов, имеющих утверждённую и прошедшую государственную экспертизу проектную документацию. В перечень работ входит:

мониторинг сейсмичности, установка постоянных и временных сейсмических станций, обработка материалов по землетрясениям;

сбор и обработка сейсмических данных, проведение геофизических и геодинамических исследований с целью выявления сейсмической опасности территорий строительства и сейсмоусиления;

составление каталога (базы данных) сейсмических событий;

внесение изменений и дополнений в территориальные нормативные документы и методические указания по инвентаризации и паспортизации зданий и сооружений с учётом опыта проделанной работы;

обследование зданий и сооружений и разработка проектов сейсмоусиления зданий и сооружений;

выполнение работ по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

3. Система программных мероприятий

3.1. Научное сопровождение карт ОСР-97

масштаба 1:8 000 000 на территории Республики Саха (Якутия)

Для обеспечения безопасного проживания населения, уточнения региональной сейсмичности, выявления наиболее сейсмоактивных участков территории при сейсмическом районировании и выработки рекомендаций по организационно-техническим мероприятиям при проектировании и строительстве предполагается:

осуществлять непрерывное слежение за сейсмической обстановкой в регионе (сейсмический мониторинг) имеющимися в распоряжении ЯФ ГС СО РАН средствами, в том числе организовать службу срочных донесений об ощутимых якутских землетрясениях и оперативного оповещения Правительства РС(Я), МЧС и населения;

расширение системы сейсмических наблюдений (сейсмических станций) на базе новейшей компьютерной аппаратуры с цифровой записью землетрясений;

изучение эпицентральных зон крупных землетрясений и их последствий (сейсмодислокаций), активных разломов и современного образования разломов на самых активных участках территории на основе натурных наблюдений, дешифрирования аэрофото- и космоснимков, анализа крупномасштабных карт и геофизических материалов;

формирование и создание баз данных по сейсмической опасности, включающих данные о местоположении очагов землетрясений и их энергетическом потенциале;

статистическая обработка комплекса полученных сведений с целью построения прогностических карт;

выработка рекомендаций по общему сейсмическому районированию территории Республики Саха (Якутия) и детальному объектному районированию с отражением возможной силы местных землетрясений, места их проявления и повторяемости сейсмических катастроф.

п/п

Наименование мероприятия

Стоимость

(тыс.рублей)

Сроки выполнения

1

Мониторинг за сейсмическими событиями на всей сейсмоопасной территории РС(Я) с целью детализации карт Общего сейсмического районирования. Обслуживание сейсмических станций, командировки для ремонта и замены оборудования, приобретение программ, первичная обработка данных, геодинамические исследования и т.д.

2100

2009- 2013

2

Расширение системы сейсмических наблюдений, приобретение необходимого оборудования, компьютеров, программного обеспечения, обустройство сейсмостанций

7850

2009- 2013

3

Обработка полученных данных, постоянный контроль за сейсмическими событиями, выявление их аномальных изменений, составление бюллетеней и оперативных каталогов землетрясений, предоставление информации по уточненному уровню сейсмической опасности. Использование данных международных сейсмологических центров

3050

2009- 2013

ИТОГО

13000

Комплекс научно-исследовательских работ включает в себя:

научное сопровождение карт общего сейсмического районирования;

уточнение исходной информации по сейсмичности городов, ответственных промышленных, энергетических, транспортных, горнодобывающих и др. объектов по картам ОСР-97;

разработку карт сейсмического микрорайонирования;

развитие методов инженерных изысканий;

приобретение аэрофото- космоснимков и топокарт;

приобретение спецоборудования и пакета компьютерных программ для обработки геолого-геофизической информации и составления баз данных;

проведение полевых геолого — тектонических, геодинамических исследований и аэровизуальных работ;

развертывание сейсмостанций в пределах сейсмоопасных зон;

аренда помещений под сейсмические станции;

участие в работе Российской ассоциации по сейсмостойкому строительству и защите от природных и техногенных воздействий (РАСС) с целью использования новейших достижений в сейсмостойком строительстве и сейсмическом районировании;

международный обмен сейсмической информацией с центрами NEIC и ISC;

информационное обслуживание заказчиков и Правительства РС(Я).

Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:

разработку предложений для изменения и уточнения сейсмической опасности изученных районов территории Республики Саха (Якутия);

проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов, которое включает в себя:

применение и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, технологий их снижения с учетом климатических и инженерно-геологических условий Республики Саха (Якутия);

разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;

разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, экономического, социального и экологического ущерба.

3.2. Оценка сейсмической опасности регионов Республики Саха (Якутия)

По уровню сейсмической опасности и возможной интенсивности землетрясений территория Республики Саха (Якутия) неоднородна. Здесь существуют зоны с сейсмичностью от 5 до 10 баллов. По действующим требованиям строительных нормативных документов детальное объектное сейсмическое районирование следует выполнять на территориях с сейсмичностью 6 баллов и выше. Как уже указывалось, изученность территории Республики Саха (Якутия) в этом плане не высока, поэтому рекомендуется проводить на конкретных участках детальное сейсмическое районирование и уточнение исходного сейсмического балла. При этом предусматривается:

регистрация землетрясений сгущенной сетью аналоговых и цифровых сейсмических станций;

развитие и переоснащение системы наблюдений цифровой компьютерной аппаратурой мирового уровня для наиболее ответственных, экономически освоенных и перспективных территорий;

интерпретация и обработка инструментальных сейсмологических данных с целью составления ежегодного каталога местных землетрясений и на его основе построения карт эпицентров землетрясений за год;

создание банка данных катастрофических землетрясений Республики Саха (Якутия), выявление особенностей их проявлений, построение карт изосейст;

проведение полевых и камеральных работ по обнаружению и обследованию крупных сейсмических катастроф и их последствий (сейсмодислокаций, разломов, состояние зданий и сооружений и т.д.);

составление кадастра крупных сейсмодислокаций Республики Саха (Якутия) (их возраст, параметры, распределение в пространстве и т.д.);

микросейсмическое районирование выполняется в составе инженерно- геологических изысканий для строительства по техническому заданию на их проведение.

п/п

Наименование мероприятия

Стоимость

(тыс. рублей)

Сроки

выполнения

1

Детальное сейсмическое районирование, приобретение аппаратуры для сейсмических станций, компьютеров, программ и другого оборудования

4350

2009- 2013 гг.

2

Обучение и оплата работы персонала сейсмических станций, составление каталогов землетрясений, информирование заказчиков, МЧС и администрации муниципальных районов и городских округов о результатах. Выезд в командировки для ремонта техники, на полевые исследования эпицентральных зон землетрясений, изучение разломной тектоники и геодинамики

3000

2009- 2013 гг.

3

Составление карт соответствующего масштаба и окончательного отчета по проведенным исследованиям



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст