Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Респу

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от ______.2010 № ____

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА

развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010–2012 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010–2012 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р;

Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года);

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года «Успехи Чувашии – в инициативе каждого!»

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации

Цель и задачи Программы

цель Программы – развитие предпринимательской деятельности в Чувашской Республике путем формирования и реализации конкурентной политики на социально значимых рынках на основе решения следующих задач:

общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

сокращение административных барьеров при оформлении регистрационных и разрешительных документов;

формирование и усовершенствование информационной и технологической инфраструктуры;

повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;

обеспечение равного доступа организаций на рынок социально значимых товаров и услуг;

ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности.

Указаны только общеотраслевые задачи, при этом нет задач по основным направлениям развития конкуренции в отраслевом регулировании.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

рост к 2012 году:

доли продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте до 27 процентов;

удельного веса удовлетворенности хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год;

доли социально значимых товаров, работ и услуг, производимых новыми участниками рынка в течение последних 3 лет до 20 процентов;

доли государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, ежегодно на 10 процентов;

доли государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг, ежегодно на 10 процентов;

снижение к 2012 году:

издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на преодоление административных барьеров (не более 3 процентов от доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

количества установленных фактов нарушений антимонопольного законодательства, совершенных органами государственной власти Чувашской Республики

Срок реализации Программы

2010–2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

последовательная реализация программных мероприятий обеспечит:

поступательное развитие малого и среднего предпринимательства и рост инвестиционной активности на территории Чувашской Республики;

общее улучшение конкурентной среды на рынках социально значимых товаров, работ и услуг, недопущение необоснованного роста цен;

создание стимулов для освоения новых видов продукции, товаров и услуг.

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики:

ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

ежегодно до 15 февраля до 2013 года.

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно до 1 апреля до 2013 года представляет информацию о ходе выполненных работ по Программе в Кабинет Министров Чувашской Республики в составе доклада о реализации республиканских и ведомственных целевых программ за отчетный год.

По окончании срока реализации Программы Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики до 1 марта 2013 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы за весь период ее реализации.

Введение

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010–2012 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года «Успехи Чувашии – в инициативе каждого!». Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью создания привлекательных и прозрачных условий для развития свободной конкуренции, создание комфортной среды проживания и приближение качества жизни населения к уровню жизни развитых стран.

Основанием для разработки Программы стала Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р.

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, цель и задачи по развитию конкуренции в республике и отдельных секторах ее экономики, целевые индикаторы развития конкуренции, а также систему мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа, оценка конкурентной среды

1.1. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом

В настоящее время конкуренция на рынках развивается в большинстве видов экономической деятельности не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики. Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов вошли в число приоритетных направлений развития Чувашской Республики.

Агропродовольственный комплекс

Производителями продукции сельского хозяйства в Чувашской Республике на 1 января 2010 года являются сельскохозяйственные организации (доля в общем объеме сельскохозяйственного производства области — 34,0 %), крестьянские (фермерские) хозяйства (5,3 %), личные подсобные хозяйства населения (60,7 %). Данный сектор экономики формирует около 8 % валового регионального продукта республики.

По состоянию на 1 января 2009 года в Чувашской Республике осуществляют сельскохозяйственную деятельность 460 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 2 410 крестьянских (фермерских) хозяйств и 212,6 тысяч личных подсобных хозяйств.

Пищевую и перерабатывающую промышленность республики представляют 36 крупных и средних организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, более 400 малых цехов индивидуальных предпринимателей, производящих продукты питания (мясную, молочную, масложировую продукцию, хлеб, хлебобулочные, кондитерские изделия, пиво, минеральную воду, безалкогольные напитки, ликероводочную продукцию и др.).

Лидерами по объемам реализации на потребительском рынке Чувашской Республики среди местных товаропроизводителей являются ОАО «АККОНД» (кондитерские изделия), ОАО «Хлеб» (хлеб и хлебобулочные изделия), ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» (пивоваренная продукция), филиал «Молочный комбинат «Чебоксарский» ОАО «Компания ЮниМилк» (молоко и молочная продукция).

Конкуренция на продовольственном рынке Чувашской Республики отмечается как между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом республики, так и между местными товаропроизводителями и отечественными, зарубежными компаниями. До 30 % продукции внутреннего продовольственного рынка формируется за счет ввоза товаров из других регионов Российской Федерации (в первую очередь регионов Приволжского федерального округа), стран ближнего и дальнего зарубежья. На рынке сельскохозяйственной продукции наблюдается олигопсония со стороны перерабатывающих предприятий (в частности на рынке молока), что приводит к низким закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию (нередки ситуации, когда закупочные цены складываются ниже себестоимости продукции).

Основное потенциальное конкурентное преимущество местных товаропроизводителей — относительно невысокая себестоимость реализации за счет более низкой доли транспортных издержек в общей себестоимости.

К недостаткам необходимо отнести недостаток складских мощностей, неразвитость рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, общую финансовую неустойчивость и дефицит квалифицированных кадров.

Представленный анализ не даёт чёткого представления об уровне конкуренции на рынке. Нет как такового анализа. Было бы неплохо рассмотреть несколько приоритетных для Республики рынка АПК (животноводство, растениеводство, производство молока и д.) более конкретно и глубоко: какие участники занимаются той или иной деятельностью, какую долю на рынке они занимают, с какими барьерами и проблемами они сталкиваются, есть ли нарушения со стороны крупных доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов, какова ситуация с с/х инфраструктурой (элеваторы, хранилища и т.д.), в чьей собственности она находится, каковы условия доступа к ней.

Не представлены меры по развитию конкуренции на рынке АПК.

Розничная торговля

Конкуренция в сфере потребительского рынка Чувашской Республики на современном этапе является одной из самых высоких. Сегодня потребительский рынок Чувашской Республики представляет собой цивилизованную и современную торговую инфраструктуру. Общее количество объектов розничной торговли в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2010 г. составило 5168 ед., торговая площадь которых более 484,5 тыс. кв.м., общая – 798,9 тыс. кв.м. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 363 кв. м., что превышает нормативный показатель в 1,2 раза.

В течение последних лет продолжалось качественное улучшение торговой сети. Велась работа по модернизации существующих предприятий, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников. Рост масштабов бизнеса привел к обострению борьбы за все новые и новые объекты, налицо и все более серьезная конкуренция за потребителя. Защищаясь от конкуренции, розница коренным образом перестраивала логистические схемы, стандарты и технологии обслуживания потребителей.

За два года открыто и реконструировано более 380 объектов розничной торговли, торговой площадью более 50,0 тыс. кв.м., более 70 объектов общественного питания на более 2,8 тысяч посадочных мест, более 400 объектов бытового обслуживания с предоставлением более 40 видов услуг. Открыты крупные торговые комплексы «МТВ-центр», «Перекресток», «Галактика», «Карусель», «7 холмов», проведена реконструкция зданий универмагов «Центральный», «Шупашкар» и т.д. В городах и районных центрах республики успешно внедрялся сетевой принцип организации розничной торговли. Закрепили свои позиции и успешно развиваются торговые сети «Домо», «Эльдорадо», «Мастерок», «Строймаркет», «Евроинтерьер», «Сахарок», «Смак», «Магнит», «Зенит», «ТАВ», а также сеть местных товаропроизводителей – ОАО «Акконд», ОАО «Хлеб», ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат» и др. В настоящее время количество торговых сетей в Чувашской Республике составляет более 120. Они объединяют более 75,0% объектов розничной торговли республики, в том числе на долю сельских районов приходится 54,5%. Наиболее крупными являются торговые сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»), «Сахарок» (ООО «Сахарок»), «Севен» (ООО «Амико»), Чувашского республиканского союза потребительских обществ.

За 2008-2009 годы обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей увеличилась в 1,3 раза, числом посадочных мест на объектах общественного питания — в 1,7 раза, числом рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания — в 1,5 раза.

Проведена активная работа по реализации Плана организации розничных рынков на территории Чувашской Республики. За два года введены в строй 4 новых розничных рынка, в том числе 2 сельскохозяйственных кооперативных рынка, 1 — сельскохозяйственный рынок, 1 – универсальный. Обеспечено использование исключительно капитальных зданий и сооружений на 6 универсальных и 2 сельскохозяйственных кооперативных рынках. Начато строительство капитальных зданий и сооружений на 12 действующих рынках. Крестьянам, фермерам, садоводам и огородникам на универсальных рынках республики предоставлено по упрощенной схеме около 1000 торговых мест, всего на рынках республики для сельхозтоваропроизводителей создано 3162 торговых места.

Для обеспечения доступа сельхозтоваропроизводителей республики без посредников к рынкам сбыта сельхозпродукции, а также для обеспечения жителей городов Чувашской Республики качественной сельскохозяйственной продукцией по доступным ценам в 2008-2009 гг. совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов организована работа 52 ярмарок «выходного дня» и торговых площадок, на которых сельхозтоваропроизводителям торговые места предоставлялись бесплатно.

В целом, по Чувашской Республике, по итогам 2009 года 31,9% объема розничного товарооборота сформировали организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. При этом единственной торговой сетью, занимающей около 25 % в обороте розничной торговли и общественного питания средних и крупных организаций Чувашской Республики, является Чувашский республиканский союз потребительских обществ. В состав Чувашпотребсоюза входят 20 районных потребительских обществ, 1 городское потребительское общество, 24 общества с ограниченной ответственностью. Объекты Чувашпотребсоюза в основном расположены в сельской местности и состоят из 1234 магазинов, 237 объектов общественного питания, 29 аптек, аптечных пунктов, 31 ветеринарных аптек и пунктов, 195 стационарных объектов по оказанию бытовых услуг, 750 объектов по закупке и заготовке сельскохозяйственной продукции, 140 объектов складской сети.

Совокупная доля остальных крупных торговых сетей («Севен», «Магнит», «Сахарок», «Продсервис», «Смак-Гурмэ», «Перекресток», «Копейка-Поволжье») в обороте розничной торговли средних и крупных организаций Чувашской Республики составляет 17 %. Сеть торговли местных товаропроизводителей составляет более 100 объектов и занимает в обороте розничной торговли средних и крупных организаций Чувашской Республики в совокупности не более 1,5 %.

Это говорит об отсутствии доминирования любого игрока как на рынке в целом, так и на рынке крупных организаций торговли.

Постепенно снижается доля продажи товаров на рынках. В 2009 году оборот розничной торговли на 86,3% сформировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля продажи товаров на рынках и ярмарках по сравнению с 2008 годом снизилась на 5,2 пункта и составила 13,7%. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о предпочтении потребителями предприятий торговли с более высоким уровнем культуры обслуживания. Покупатели становятся требовательнее не только к качеству и ассортименту продукции, но и к уровню торгового сервиса.

Формирование оборота розничной торговли в декабре 2009 года

EMBED MSGRAPH.CHART.8

1 –организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

2 — малые предприятия (включая микропредприятия)

3 — индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка и

ярмарки

4 — продажа товаров на рынках и ярмарках

Сеть объектов оптовой торговли составляет 322 ед., из них в сельской местности – 105 ед. Около 70% оптово-посреднических объектов сосредоточены в городах Чувашской Республики. Субъектами малого предпринимательства занято более половины оптового продовольственного сектора потребительского рынка.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IV квартале 2009 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с III кварталом 2009 г. улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, на 8,7%.

Изменение экономической ситуации в розничной торговле

(в % от числа опрошенных руководителей организаций)

По отношению к предыдущему кварталу

2008г.

2009г.

I кварталIIкварталIII кварталIV кварталI кварталII кварталIII кварталIVкварталУлучшение27,018,018,027,08,713,030,421,7Без изменений68,077,082,064,047,856,547,852,2Ухудшение5,05,0-9,043,530,421,726,1Баланс1)+22,0+13,0+18,0+18,0-34,8-17,4+8,7-4,41) Разность оценок «улучшение» и «ухудшение», в процентных пунктах.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в IV квартале 2009 г. имел отрицательное значение и составил (-4,4)%, (в III квартале 2009 г. значение было положительное 8,7%).

Динамика предпринимательской уверенности в розничной торговле

(в процентах)

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

В качестве основных факторов, ограничивающих деятельность розничной торговли в IV квартале 2009 года, опрошенные предприниматели назвали недостаточный платежеспособный спрос населения (70%), высокий уровень налогов (39%), недостаток финансовых средств (35% респондентов) и высокую арендную плату (26%). 65% от общего числа респондентов указали на высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли.

По оценке руководителей торговых организаций, принявших участие в обследовании, в 2009 году средний уровень торговой наценки составлял 24,0% (в 2008 году – 25,0%), при этом практически все респонденты считают, что он существенно ниже уровня, который был бы достаточным для возмещения их затрат и обеспечил бы получение необходимой прибыли. Разница между сложившимся и достаточным, по мнению предпринимателей, уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям составила (-11) процентных пунктов (в 2008 году — (-9) процентных пунктов). В 2009 году общее экономическое положение организаций оптовой торговли оставалось стабильным: доля руководителей, оценивавших экономическое положение своих организаций как «благоприятное» и «удовлетворительное» составляла от 75,0% до 87,5%.

Около половины опрошенных полагают, что для получения необходимой прибыли средний уровень торговой наценки должен находиться в интервале от 16% до 30%, треть руководителей – от 31% до 50%. В то же время только 4% опрошенных предпринимателей намеревалось в I квартале 2010 года повысить уровень торговой наценки, а 91% — оставить ее на прежнем уровне.

Таким образом, высокая конкуренция в сфере торговли способствовала сдерживанию роста потребительских цен.

Совокупным показателем уровня цен на потребительском рынке является стоимость фиксированного набора из 83 потребительских товаров и услуг. По данному показателю Чувашская Республика среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО) в октябре 2009 года занимала 3 место. Так в январе-декабре 2009 г. уровень инфляции составил 106,3%, в том числе на продовольственные товары -102,4%. Это одни из самых низких показателей среди регионов ПФО.

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец декабря 2009 г. в Чувашской Республике составила 1772,03 рубля в расчете на 1 человека в месяц, что ниже среднего уровня по ПФО (1865,41 руб.) на 5,0%. Наиболее высокие цены сложились на продукцию, завозимую из других регионов, например на сахар, рыбу.

Развитие потребительского рынка находится в непосредственной зависимости от развития других секторов экономики, уровня денежных доходов и платежеспособности населения. Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота и платных услуг в последние годы, их объемы на душу населения в Чувашии по-прежнему отстают от общероссийского показателя в 2 раза (52,4 процента).

Каковы условия доступа местных товаропроизводителей в сети? Не злоупотребляют ли сети своим положением на рынке? Не предложены меры по устранению выявленных барьеров и развитию конкуренции на рынке.

Реализация нефтепродуктов

На розничном рынке нефтепродуктов в Чувашской Республике работают несколько крупных розничных операторов, основными из которых являются ОАО «Лукойл Чувашия», ОАО «Волганефтьхолдинг», ОАО «Чувашнефтепродукт».

Нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы на территории Чувашской Республики отсутствуют. Ближайшие нефтеперерабатывающие мощности расположены в Нижегородской области и Республике Татарстан. Отсутствие в республике собственных нефтеперерабатывающих мощностей обуславливает ценовую политику на розничном рынке нефтепродуктов Чувашии. Розничные цены на территории Чувашской Республики зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами и оптовыми перепродавцами, находящимися за пределами республики.

Средние потребительские цены на нефтепродукты по субъектам

ПФО в июне 2009 года

рублей за литр

Бензин автомобильный

Дизельное топливо

Чувашская Республика

19,37

19,37

Республика Башкортостан

20,25

18,98

Республика Мари Эл

19,66

18,04

Республика Мордовия

19,83

19,15

Республика Татарстан

18,92

16,72

Удмуртская Республика

18,91

18,38

Пермский край

18,76

18,27

Кировская область

18,53

18,37

Нижегородская область

20,30

18,3

Оренбургская область

18,55

18,48

Пензенская область

18,08

17,7

Самарская область

18,24

17,46

Саратовская область

18,49

17,22

Ульяновская область

17,99

16,71

Экспертиза исполнения Федерального Закона «О защите конкуренции» показала, что высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынке нефтепродуктов. К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями и протестами жителей.

Факты нарушения антимонопольного законодательства организациями, занимающимися реализацией нефтепродуктов на территории Чувашской Республики не выявлены.

Таким образом, рынок розничной реализации нефтепродуктов в Чувашской Республики высококонцентрирован, характеризуется достаточной степенью конкуренции и не был определен в качестве приоритета.

Строительство

В 2009 году на территории Чувашской Республики за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 852,2 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 87,1 % к 2008 году. По предварительным данным ввод жилья на 1 человека составил 0,66 кв.м. общей площади – лучший показатель по ПФО. За последние два года в республике наблюдается тенденция снижения объемов ввода жилья. Так в 2008 году было введено в эксплуатацию 977,8 тыс. кв. метров жилья, что составило 97,3 % к уровню 2007 года. Индивидуальными застройщиками построено 680,5 тыс.кв.м (69,4 % от общего объема и 99,6% — к 2007 году). В основном строительство жилья осуществлялось за счет средств долевиков и инвестиционных кредитов. В связи с финансовым кризисом многие банки, пересмотрели условия ипотечного кредитования физических и юридических лиц в сторону ужесточения, что привело в последние два года к сокращению активности населения по заключению договоров долевого участия в строительстве жилья и сокращению оборотных средств у застройщиков для жилищного строительства.

Чувашская Республика располагает достаточно развитым строительным комплексом. Потенциал строительных организаций составляет более 37 млрд. рублей строительно-монтажных работ в год. Строительный комплекс Чувашии имеет современные мощности индустриального домостроения: каркасного, сборно-монолитного около 280 тыс. кв. м, малоэтажного деревянного – более 280 тыс.кв.м, крупнопанельного – около 300 тыс.кв.м жилья в год. Конкуренция в строительном комплексе среди подрядных строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов достаточно развита.

Предприятия строительных материалов и стройиндустрии Чувашской Республики имеют мощности по производству 500 тыс.куб.м сборного железобетона, 380 млн.шт. стеновых материалов, 1700 тыс.шт. санитарно-керамических изделий, 450 тыс.куб.м керамзитового гравия и др. материалов.

В настоящее время в Чувашской Республике зарегистрировано более 2400 малых предприятий, относящихся к строительному комплексу. Доля подрядных работ, выполняемых малыми предприятиями, в 2009 году составила 62,7% от общего объема строительно-монтажных работ или 11,61 млрд.рублей.

В республике действует 8 круглогодичных и 9 сезонных кирпичных заводов с общей проектной мощностью 330 млн.шт.усл.кирпича в год. За 2009 год ими выпущено 106,3 млн.шт.усл.кирпича, в т.ч. 14,7 млн.шт. силикатного кирпича, 12 заводов и производств по выпуску сборного железобетона с общей проектной мощностью около 500 тыс. куб. м в год. Ими выпущено за 2009 год 152,0 тыс. куб. м железобетонных изделий и конструкций. Три предприятия выпускают керамзит, общей мощностью 450 тыс. куб. м в год, ими за 2009 год реализовано 216,0 тыс. куб. м. Производством материалов строительных нерудных в республике занимаются три предприятия, их мощность составляет более 2800 тыс. куб. м в год. За 2009 год ими реализовано 546,0 тыс. куб.м. инертных материалов.

Цены на рынке жилья в Чувашской Республике являются самыми низкими среди регионов и областей ПФО, составив на первичном рынке 29488,46 рубля, на вторичном рынке – 28870,19 рубля, что ниже средних цен в ПФО соответственно на 17,9% и 19,0%.

Цены строительной продукции в декабре 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. снизились на 11,0%, в том числе цены в строительстве (строительно-монтажные работы) – на 19,1%, на прочие капитальные работы и затраты — на 1,6%. Значительное снижение цен приобретения строительной продукции с начала года отмечено на арматуру периодического профиля на 37,1%, пески природные — на 31,7%, раствор товарный – на 21,2%, трубы стальные водогазопроводные – на 19,3%, цемент – на 16,2%, битумы – на 15,4%, бетон – на 14,9% и др.

По данным обследования деловой активности строительных организаций за IV квартал 2009 года, основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являлись недостаток заказов на работы (на этот фактор указали 50% руководителей), неплатежеспособность заказчиков (42%), высокий уровень налогов (38%), конкуренция со стороны других строительных фирм (26%), высокий процент коммерческого кредита (22%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (12%), нехватка и изношенность строительных машин и механизмов (6%), недостаток квалифицированных рабочих и погодные условия (по 5%).

Оценивая состояние конкурентной среды в строительстве в 2009 году, руководители обследованных организаций отметили, что на рынке строительных услуг состояние конкурентной среды улучшилось по сравнению с 2008 годом (на это обратили свое внимание 37,7% респондентов, давших оценку состоянию конкурентной среды в строительстве), стало меньше случаев недобросовестной конкуренции (28,3%), уменьшился масштаб использования ненадлежащей рекламы (18,9%), возросла доступность услуг субъектов естественных монополий (9,4%), стало меньше антиконкурентных действий органов власти (5,7%).

Однако сохраняются факторы, ограничивающие конкуренцию в строительстве:

низкая обеспеченность коммунальной инфраструктурой, выставленных на аукционы земельных участков;

отсутствие заранее разработанной и утвержденной документации по планировке территорий (проектов планировки);

несовершенство механизмов регулирования и застройки для развития рынка земельных участков и рынка доступного жилья;

высокая стоимость подключения к объектам инфраструктуры.

Отсутствует информация о хозяйствующих субъектах на рынке, за исключением общего количества малых предприятий, относящихся к строительному комплексу. По возможности желательно указать наиболее крупных из них, доли занимаемые ими на рынке, нарушения антимонопольного законодательства с их стороны.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст