Религиозное пространство служилого человека Западной Сибири в ко

Религиозное пространство служилого человека Западной Сибири

в конце XVI – начале XVIII вв.

«Искони Всевидец, християнский наш Бог,

Творец всея Твари, Зиждитель дому Своего и

Снабдитель винограду и мысленных овец,

судебно предповеле проповедатися чрез Сибирь

Евангелие в концы вселенныя на край гор

Тобольску граду имениту.»

Ремезовская летопись (13, 312)

Что такое окружающий мир? Каковы принципы его существования? В результате чего он появился? Эти животрепещущие вопросы для любого человека всех времен и народов затрагивают самую суть нашего человеческого бытия. Человек, являясь существом разумным, ищет ответы на эти первостепенные проблемы, а уже затем осознает социальные отношения, нормы поведения, традиции, материальное обеспечение жизни и всё остальное.

Служилые люди, выступающие объектом исследования, практически единодушно ответили о Боге как первопричине и главном принципе функционирования окружающего мира. Ярким проявлением этого является эпиграф. Данное обстоятельство сразу бросается в глаза исследователя при первичном изучении источников. С помощью религии служилый человек воспринимал окружающий мир, поэтому рассмотрение религиозных представлений позволит увидеть много интересных базовых ментальных координат окружающего мира. Именно религиозные представления образуют ключевой, фундаментальный стержень мировоззрения наших предков, что и послужило основанием для пристального изучения их религиозного пространства – пространства, организованного исходя из субъективного мироощущения и мировидения. Невозможно понять образ жизни людей того времени без объяснения и понимания образа мыслей.

«Идея о Боге является прирожденной идеей для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает безрелигиозных народов, у которых не было бы совсем никаких религиозных верований. Само по себе стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога — все это заложено в человеке, укоренено в его природе.» — справедливо замечает иерей О. Давыденков (3). Примерно о том же говорит и архимандрит Алипий: «Стремление к Богу вложено в человеческое естество. Творение видимого мира и человека является осуществлением во времени вечной мысли Божией. Вселенная есть Откровение вечных божественных идей. Красота, разнообразие и гармония, целесообразность и закономерность жизни, наблюдаемые в мире, как бы зовут человека к познанию Творца: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (2). Весьма точные высказывания относительно богопознания. Нас окружает столько уникальных явлений и вещей, которые просто невозможно мимо своих глаз и мыслей.

Начиная любое исследование, крайне полезно обозначить терминологические моменты – дать ключевые определения применительно к данной работе. Ситуация в современной науке порождает определенную многозначность терминов и иногда бывает трудно уловить авторское понимание того или иного понятийного образования. Ключевыми для моей работы являются три термина: религия, религиозное пространство и служилые люди.

В данной работе автор придерживается мнения, что религия – это определенная система верований, опыта общения и практики по отношению к сврехестественным существам, которые предоставляют человеку убежденность в существовании сверхсмысла и возможность психологической разрядки. Соответственно, религиозные представления (религиозная психология, религиозная вера) есть верования в существование мира сверхъестественных существ, наполняющих жизнедеятельность индивида глубоким смыслом и снимающие психологическую напряженность. Структура религии включает в себя религиозное сознание — религиозная вера (религиозная идеология и религиозная психология), религиозную деятельность, поведение (культ) и религиозных организаций. Автора интересует главным образом религиозная вера (психология).

Религиозное пространство – это некое смысловое поле, существующее в психике индивида, в котором определяющую роль играют сверхъестественные силы. Иными словами, религиозное пространство тождественно мировоззренческому пространству.

Служилые люди – это люди, выполнявшие фактически ключевую роль в присоединении и освоении Сибири в конце XVI – начале XVIII вв. Зачастую их профессиональная деятельность была сопряжена с прямой опасностью для жизни, наполнена самопожертвованием ради Бога, Государя и Отечества. В то время им приходилось совмещать самые различные функции, как военного, так и хозяйственного плана. Высшие слои (воеводы и их приближенные – дьяки и подьячие) занимались преимущественно управленческими функциями, а низшие слои (дети боярские, казаки, стрельцы) реализовали на практике их поручения. Деление служилых людей на слои произведено исходя особенностей несения государевой службы. Высшие слои являлись посредниками, проводниками воли государя в Сибири, а низшие слои брали на себя роль исполнителей. И те и другие одинаково именовали себя «холопами» (в самом хорошем смысле: «верных служителей») в отношении государя и «православными христианами» в общении с Богом.

Еще один из главных аспектов исследования – методологический. Невозможно говорить о научности исследования, если нет ясности в вопросе о теоретических воззрениях, предпочтениях автора о характере исторического развития и методиках реконструкции исторической психологии.

С точки зрения теории исторического процесса, я использую цивилизационный подход. Исходя из высказываний Н.Я Данилевского, «культурно – исторический тип» — это самобытная, самостоятельная цивилизация, высшая единица исторического процесса, отличающаяся качественными особенностями, уникальностью этнического, религиозного, культурного, политического, общественно – экономичесого развития. В большинстве случаев понятие «культурно – исторический тип» синонимично понятиям «самобытность» и «склад ума, чувства и воли». Следовательно, «культурно – исторический тип» есть самобытное развитие склада ума, чувства и воли определенного народа (4, 85, 87-91, 107, 471-472, 508). Деятельность религиозная отождествляется с «народным мировоззрением». Каждая цивилизация имеет свое специфическое религиозное мировидение в качестве одного из центральных самоидентификационных факторов. В нашей стране таким идентификационным национальным фактором является православное христианство.

Особую ценность представляет методика семантического контент–анализа религиозных представлений. За единицу текста принимаем созданную определенными (низшими или высшими) слоями служилой общности всю совокупность литературных и документальных текстов за определенный период времени (конец XVI – начало XVIII вв.). Единица анализа – сверхестественное существо. Единицей счета служит частота появления смысловой единицы (сверхъестественного существа) в тексте (с последующим переводом в проценты). Данный метод используется для реконструкции не только качественных характеристик, но и количественной определенности представлений служилого населения. С его помощью отражаются существенные стороны мировоззрения служилого человека по доступным признакам и свойствам источника.

Источниковая база состоит из летописей (Погодинский летописец, Лихачевская редакция, Головинская и Нарышкинская редакции Сибирского летописного свода, Ремезовская летопись) и делопроизводственных документов (челобитные различных слоев служилой общности). Одно из обязательных условий для использования источника – принадлежность автора к служилой общности. Сформирована источниковая база и распределена на две единицы текста (по авторству и однородности произведений): низшие слои (кон. XVI – нач. XVIII вв.), высшие слои (кон. XVI – нач. XVIII вв.).

Опубликованные источники сначала были оцифрованы (сканирование и распознавание), а затем обработаны с помощью компьютерных программ URS v. 1.1, TextAnalyst v. 2.01 и WordTabulator v. 2.2.3. Архивные источники были обработаны вручную. На первом этапе были выявлены основные сверхъестественные существа в сознании служилого человека (благодаря программе URS) – «Бог», «Троица», «Господь», «Христос», «Вседержитель», «Спас», «Идол», «Дьявол», «Бес», «Змий», «Сатана», «Демон» и «Кумир». Понятно, что одни термины обозначали божественные силы, а другие – дьявольские. На втором этапе необходимо было выявить наиболее емкое (часто употребляемое) слово, отражающее сверхъестественное существо. В одном случае ведущим стало понятие «Бог» (другие божественные понятия упоминаются значительно реже), а в другом – «Идол». Безусловный количественный перевес находился на стороне наименований Бога (86 %). На третьем этапе был произведен смысловой поиск (TextAnalyst v. 2.01 и WordTabulator v. 2.2.3.) по ранее выделенным ключевым индикаторам – словам, которыми пользовался служилый человек для названия Бога («Бог», «Троица», «Господь», «Христос», «Вседержитель», «Спас») и Идола («Идол», «Дьявол», «Бес», «Змий», «Сатана», «Демон» и «Кумир»). Вокруг интересующих меня ключевых слов был вытроен иерархический список взаимосвязанных с ними по смыслу понятий в соответствии с их смысловым весом. На четвертом этапе главной задачей являлась классификация смысловых единиц. Поскольку Бог являются основой религиозного пространства, то принципиально важно выяснить границы богопознания. «Мы знаем, что сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия… Наши представления о Боге можно уподобить теням, которые отбрасывают предметы, насколько тень от предмета не соответствует самому предмету, настолько наше представление о Боге соответствует его существу, т. е. наше представление несовершенно и достаточно условно, но тем не менее этого знания нам вполне достаточно для достижения спасения» — пишет О. Давыденков (3). Все божественные свойства были разделены на четыре вида: самодостаточность, просьба-благодарность, наказание и покровительство. Например, божественное свойство «Самодостаточность» состоит из двух подвидов – микросвойств (воля и творение), включающих непосредственные смысловые единицы слова «Бог» («изволи», «сотворих» и т.д.).

К сожалению в историографии проблема религиозного мировосприятия служилого населения Западной Сибири не получила какого-либо освещения. Поэтому новизна данного научного исследования состоит, с одной стороны, в постановке и решении важнейшей научной проблемы религиозного мировосприятия служилых людей, а с другой стороны, в применении новейших методик контент-анализа. Источниковая база весьма обширна и позволяет делать серьезные выводы.

Переходим к непосредственному исследовательскому анализу. После завершения контент-анализа составляется таблица «Религиозные представления служилого населения». В таблице 6 столбцов: первый указывает параметр изучения (сверхъестественное существо и его свойства), следующие два характеризуют представления низших слоев в кон. XVI – нач. XVIII вв. (абсолютные показатель и проценты), последующие два — представления высших слоев в кон. XVI – нач. XVIII вв. (абсолютные показатель и проценты) и, наконец, заключительный столбец является средним процентным выражением представлений как высших, так и низших слоев служилой общности, то есть средним (обобщенным) показателем их представлений. Благодаря дифференциации и суммированию воззрений разных слоев служилых людей появляется возможность увидеть общее и особенное в их мировоззрении.

Таблица «Религиозные представления служилого населения»

социальная группа

служилая общность

низшие слои

высшие слои

низшие и высшие

время

конец XVI – начало XVIII вв.

параметр / показатель

абс.

%

абс.

%

%

1

2

3

4

5

6

I. Бог

218

87,9

333

84,1

86

1.1. Самодостаточность

32,9

13,3

32,6

8,3

10,8

1.1.1. Воля

(изволи, изволил, изволением, изволит, воли, волею, предповеле, повелением, повеленно, повеле, произволением)

19,1

7,7

27,1

6,9

7,3

1.1.2. Творение

(Творец, сотворшаго, сотворих, сотворитель, сотвори, творца, деянию, делом, промыслом, по промыслу, содеяшась, содеяшася, богадельня, созданию, создатись, создателю, создании, совершишася,

13,8

5,6

5,5

1,4

3,5

1.2. Просьба-благодарность

49,1

19,8

50,8

12,8

16,3

1.2.1. Упование

(молитвы, молебники, молятся, помолишася, моляся, моление, моля, в молитвах, моли, помолилися, молитвою, молитвах, богомолными, богомолье, богомольца, ходатаиствы, лобызаху, угодивших, уповаша, уповати, уповающе, прося, призывати, призвав, призывая, надежду возложиша, надеяся, поклоняющеся, поклонишася, кланяются, посте, поклонишася, покланяются, поклонились)

28

11,3

28

7,1

9,2

1.2.2. Слава

(в славе, славно, славимому, славя, славимаго, славословие, славы, славою, славным, славяще, славных, преславном, преславной, прославляюще, прославляющего, прославися, прослави, прославить, прославляется, прослави, прославитца, прославиша, прославит, прославити, прославишися, прославил, прославляему, православной, православную, православное, православным, православное, чтяше, чтяху, чти, почитати, почитаху, хвалити, хвали, благодарственная, благодарение, вспоминай, возблагодарение, благодариша, воспоминати, памет)

21,1

8,5

22,8

5,7

7,1

1.3. Наказание

24,1

9,7

56,1

14,1

11,9

1.3.1. Наступление

(вооружи, воинских намерениях, мечь, наступати, постиная, скочили, поход, поиск, на вылоску по взятии, взято, взят, взяша, в добыче, взяли, взята, взятие, со пленом, присвояет, гоними, пленити, взяли, полон, взяти, взял, взято, взяша, добыта, прогнаша, разорить, разрушити, пресече, разорити, разорися, сокрушишася, сокрушися, искоренняя, постиная, отня, тли предавая, усугубися, очистити, отпаде, не пропустит, покорных, покоряет, отполонили, покаряйтесь, поимали, одолении, одоление, одолеша, слабети, ослабеша, оскудевати, оскудевати, казни, пожигая, очистити, не стало, потопили, заскорбел,

скончати, казнь, смерть, не стало, утопе, преставись, умрети, смертное посечение, убиени, показни, убили, умрет, утонул, не сталась)

12,1

4,9

22,3

5,6

5,3

1.3.2. Гнев

(гнев, гневом, прогневаша, разгневася, розгневанье, отврати, отвращу, богомерския, возревнова, противится, страх, трепет, бойся, устрашая)

6

2,4

21,5

5,4

3,9

1.3.3. Осуждение

(судбами, судом, обличи, постиже, рок, обличающу, судебно, судбам, обличающи)

6

2,4

12,3

3,1

2,7

1.4. Покровительство

112

45,1

194

48,9

47,1

1.4.1. Милость

(всемилостиваго, всемилостивый, милость, милостию, милостиею, помилует, милостию, милостью, милости,

милосердый, милосердие, милосердье)

22,3

9

71,5

18,3

13,7

1.4.5. Помощь

(помог, помогает, помощи, помощию, поможет, поможение, помози, помощь, помочь, помощи, помочи, подручил, поможе, помощ)

35,8

14,5

31,5

8

11,3

1.4.6. Всеведение

(всевидец, видение, известит, рече, реченных

14,5

5,8

23,5

5,9

5,9

1.4.7. Дары

(даде, подаст, подати, отдает, дати, давшаго, подает, дараванную, подаваемая, предати, принесоша, даст, преобретоша, дарует, дарования, даровани, дали, подаст, приобретоша, подати, дал, подаст, дали, дарованней, давшаго, подал, богодарованней, всещедрому, всещедрую, всещедрого)

10,9

4,4

25,3

6,4

5,4

1.4.8. Защита

(спасени, спасенны, спаса, богоспасаемы, вынес, богоспасаемый, спас, сохранил, сохранимы, отстояли, сохранися, сохранил, зберегли, уберечь, свобоженью, целбами, целости, избавлении, исцеленье, защита, прибежище, храними, невредими, не вреждену, пристанище, пристаниша, прибежищу, попечение, покрывае, поборника, печется, попечение, печется, заступление, покрывает, храними

8,5

3,4

19

4,5

4

1.4.9. Блага

(благодать, благодеянием, благочестие, благоволил, благая, благополучные, благослови, благих, преблаго, благочестивых, благоверие, благоволи, благовели, благоволением, благоволит, изрядно, блаженство, благоизволи, благословением, благословению, благословит

8,5

3,4

8,5

2,1

2,7

1.4.10. Мудрость

(разумеша, разумев, разумеют, с разумом, вразумит, разумеем, умеищие, ученых, умы, разумейте, мудрьствовати, мудростию, премудростию, ведяще, премудрости, истинного, истинную, истинным, воистину, воистинно, ведающе, ведуще, поведуще, поведено, познати, знающе, новопросвещенных, просветися, просвещением

4

1,6

9

2,3

2

1.4.11. Сила

(всемогущаго, всемогущему, мощен, силою, храбры, силы, силою, силу, всесилнаго, всесильнаго, силны, грозно, крепко, креплящуся, крепостию, крепки, укрепили, тверду, твердостие, твердейший, без боязни, охрабри, храбрость, храбростию, мужественно)

6,5

2,6

1,5

0,4

1,5

1.4.12. Праведность

(правоверных, непорочнии, праведным, достойно, праведною, пречистых, правду, добродетелех, честь, честно, чистоте, праведного, праведнаго)

1

0,4

4

1

0,7

II. Идол

30

12,1

63

15,9

14

2.1. Просьба-благодарность

(упование, молитвы, жертвы к идолу, призывати, идоложертвие, идоложертвием, жертв, жрети, жертвы, жруще, молит, молитву, начаяхуся, служители, служба, идолослужения, кумирослужение, кланяются, идолопоклонник, покланяются, кумиропоклонение, поклоняютца, покланяющеся, поклонники, кланяшеся,

кликати, славен, словутен, чтяху, чтяше, почитаху)

15



Страницы: 1 | 2 | Весь текст