Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности торг

Тема: Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли на примере магазина мастер

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………6

1.1 Понятие, сущность и роль коммерческой деятельности в современных условиях хозяйствования ………………………………………………………………….…………6

1.2 Методы и этапы организаций коммерческой деятельности на предприятиях розничной торговли ……………………………………………………………..………14

1.3 Организация коммерческой работы по формированию ассортимента на розничных предприятиях………………………………………………………………..24

1.4 Основные тенденции коммерческой деятельности розничных предприятии на рынке строительных инструментов и материалов города Березники……………………..28

2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ РОЗНИЧНОГО МАГАЗИНА «МАСТЕР»……………………………34

2.1 Общая характеристика предприятия ………………………………………………34

2.2 Анализ эффективности коммерческой деятельности магазина «Мастер»………43

2.3 Анализ конкурентоспособности магазина «Мастер»………………………………49

2.4 Анализ товарного ассортимента в магазине «Мастер»……………………………54

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАСТЕР»…………………………….61

3.1 Формирование в магазине «Мастер» конкурентного ассортимента товаров……61

3.2 Разработка и внедрение метода продаж через Internet……………………………67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………75

Список литературы………………………………………………………………………78

Документ  является демонстрационной версией

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/36-nashi-ceny.html» Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/milo/index.html» Узнать свою цену.  Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

HYPERLINK «http://diplom-berezniki.ru/» www.diplom-berezniki.ru (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее важным, чисто рыночным элементом функционирования торговли является коммерческая деятельность, от эффективности которой зависят результаты работы, как отдельных торговых фирм, так и всей сферы торговли в целом.

Коммерческая работа — это деятельность на рынке в условиях свободного товарно-денежного обмена, обусловленного пропорциями между спросом и предложением товаров и услуг.

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда в обществе. Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека. Коммерция является способом превращения продукта в товар, под которым понимается как материальная ценность, так и нематериальная услуга.

Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению осуществлять коммерческую деятельность.

Коммерция — это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления.

Выделяют три основных направления коммерческой деятельности:

производство продукции;

коммерция (торговля);

коммерческое посредничество.

Коммерция (торговля) означает деятельность организаций и предприятий — юридических лиц, а также отдельных граждан — физических лиц — по осуществлению операций купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. В более широком смысле под коммерческой деятельностью следует понимать любую предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.

«Коммерция» — слово латинского происхождения (от латинского commercium — торговля). Термин «торговля» имеет двоякое значение: торговля как самостоятельная отрасль народного хозяйства; торговля как торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров.

Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли — торговыми процессами по купле-продаже товаров с целью получения прибыли.

Коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа. Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговые предприятия (коммерсанты) должны совершить многие оперативно-организационные и хозяйственные операции. Например:

изучить покупательский спрос и рынок сбыта товаров;

выявить источники поступления и поставщиков товаров;

установить рациональные хозяйственные связи с поставщиками;

вести оптовую и розничную торговлю и обслуживание покупателей.

Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, по оказанию дополнительных услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности. Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли или, иначе, «делание» денег из ничего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объекты коммерческой деятельности на потребительском рынке — товары и услуги.

Цели — наиболее эффективное выполнение коммерческих и технологических процессов, быстрейшее доведение товаров до конечных потребителей.

Объектом изучения, в узком понимании, являются торговые, посреднические, сбытовые, маркетинговые организации и структуры, где осуществляются коммерческие процессы. В более широком смысле к объекту изучения коммерческой деятельности следует отнести коммерческую сторону всего процесса движения товаров от производителей до потребителей.

Основные задачи коммерческой деятельности:

выявление закономерностей и тенденция развития современного торгового дела в сложных условиях рыночной экономики;

творческое использование этих закономерностей и тенденций для эффективного выполнения торговых процессов в сфере товарного обращения.

Этим подтверждается актуальность представленной выпускной квалификационной работы. Целью дипломной работы является анализ деятельности торгового предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты ведения коммерческой деятельности:

Дать краткую описательную характеристику магазина «Мастер», его особенности и организационную структуру;

Провести анализ основных показателей коммерческой деятельности магазина «Мастер»;

Анализ конкурентоспособности магазина с учетом многих факторов оценки и выявлением наиболее подходящих для долгосрочной перспективы развития;

Анализ коммерческой работы по формированию ассортимента и его сравнение с основными конкурентами;

Разработать рекомендации, для улучшения коммерческой работы магазина.

Теоретической основой дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также статистические данные и отчеты предприятия, по исследуемой мной теме.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, включает 21 таблиц и 12 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммерческая деятельность, является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в 6ольшей мере становится определяющей в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты предприятий вынуждены не только признать этот термин, но и изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию коммерческой деятельности, использовать методы и приемы этой деятельности. Если мы хотим выжить и преуспеть в условиях рыночной экономики, которая по отношению к нерадивым, некомпетентным работникам более жестка, а иногда и беспощадна. Входя в мир реальных экономических законов, мы вынуждены познать эти законы и приспособиться к их действию, как мы приспосабливаемся к смене дня и ночи, времен года и т.д..

В представленной выпускной квалификационной работе, проанализирована организация коммерческой деятельности на примере розничного магазина «Мастер», в результате анализа которого, можно сделать следующие выводы.

1. Магазин «Мастер» имеет в собственности торговые площади в оживленной части города Березники, по улице Тельмана 4, общая площадь которых включая складские помещения составляют 280,0 м2. По товарно-отраслевому профилю магазин «Мастер», относится к предприятиям непродовольственных товаров. В сферу деятельности магазина входит оказание услуг розничной торговли, реализация строительно-отделочных материалов и инструментов.

2. Исходя из товарных групп, магазин делиться на два отдела:

1 отдел – Электроинструмент, и расходные материалы к электро инструменту;

2 отдел – Отделочные материалы, сантехника, запорная арматура, строительный ручной инструмент, замки различных видов, гвозди, болты, шурупы, саморезы, дюпеля в ассортименте.

При этом удельный вес первого отдела, в общем объеме продаж значительно выше (за 2005 год он в среднем составил 65 %). Это объясняется, повышением за последние три года, интереса покупателей к электроинструменту, и его преимуществами перед традиционным ручным инструментом.

3. Анализ товарооборот магазина «Мастер» за три года, показал, что в общем наблюдается устойчивая тенденция к снижению, особенно это видно в 2005 году, снижение товарооборота здесь составило 1 802 тыс. руб., или 21,5 % от 2004 года. Выполнение плана товарооборота за 2005 год составило 76,8 %. Недовыполнение – 23,2 %, в стоимостном выражении это составило 1 974 тыс. руб. Дальнейший анализ, по каждому отделу магазина «Мастер», выявил, что отдел № 2 по своим продажам незначительно отклонился от плана, общее отклонение по этому отделу составило -15,7 тыс. руб. Совсем иная же ситуация сложилась с плановыми показателями отдела № 1. Сумма абсолютного отклонения здесь составила -1 958,3 тыс. руб. На основании этого видно, что ухудшающиеся показатели товарооборота магазина напрямую связаны с неудовлетворительной работой первого отдела.

4. Анализируя формирование ассортимента магазина «Мастер». Видна выявленная при анализе конкурентоспособности магазина проблема недостаточности ассортимента. Этим может объясняться неудовлетворительная работа первого отдела магазина «Мастер». Данный отдел в сравнении с конкурентами имеет значительное отставание, как по насыщенности, так и по глубине ассортимента. Данный факт в первую очередь влияет на снижение товарооборота в первом отделе магазина. Ведь как показал представленный опрос, ассортимент является вторым по значению фактором, который влияет на покупателя при выборе магазина. Так как в магазине «Мастер» неплохой ассортимент пил, электорубанков, электролобзиков, то покупатель за данными изделиями идет в наш магазин, (удельный вес данных товаров в общем объеме продаж электроинструмента превышает 50 %). И так как ассортимент дрелей и перфораторов в магазине «Мастер» небольшой то за данной покупкой покупатель идет к конкуренту с более глубоким ассортиментом (удельный вес данных товаров в общем объеме продаж электроинструмента колеблется в районе 10 %).

В соответствии с этим в третьей части работы предложены меры позволяющие устранить данный недостаток магазина «Мастер». В данном случае, рекомендовано отказаться от старых поставщиков неспособных поставлять электроинструменты в ассортименте, который бы был, сопоставим с ассортиментом магазина «Элиот».

При расчете рейтинга возможных потенциальных поставщиков, отвечающих требованиям нового ассортиментного состава, были получены следующие данные. Поставщик – производственно коммерческая фирма «Холдер» является явным лидером среди анализируемых поставщиков. Потому как, исходя из таблицы ранжирования основных преимуществ, данная фирма имеет превосходство перед остальными фирмами по ассортиментному составу поставляемых электроинструментов и по надежности поставки, что в нашем случае является одним из обязательных условий.

Помимо этого в третьей главе работы разработано одно из перспективных направлений в совершенствований коммерческой деятельности на предприятии, данным направлением является, организация в ИП Опарина метода продаж через Internet. Данный метод продаж набирает все большую популярность среди жителей Березников и может значительно увеличить продажи предприятия. Представленный предварительный расчет экономической эффективности показывает, что в результате реализаций проекта уже в первый год работы, чистый денежный поток от него – величина положительная (13 000), что говорит об эффективности проекта. При этом в следующий период времени конечная прибыль от данного проекта значительно увеличиться (до 193 000 руб.), за счет его полной окупаемости на первом году работы.

При этом следует учитывать и уникальность проекта, его внедрение поможет предприятию значительно улучшить свою конкурентоспособность и стать для конкурентов недосягаемым лидером.

В целом представленные расчеты убеждают в значимости для магазина рекомендованных действий, направленных на совершенствование организаций коммерческой деятельности предприятия и его экономической эффективности. Исходя из чего основная цель работы – достигнута.

Список литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Грачева А.В. 2-е изд., перер. и доп., Экоперспектива, — М.: 2001, 498 стр.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / Феникс, Ростов на Дону, 2000, 709 стр.

3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Учебное пособие под ред. Бердникова Т.Б., ИНФРА – М, — М.: 2004, 215 стр.

4. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Азрилиян А.Н. Институт мировой экономики. — М., 1999, 529 стр.

5. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2001, стр. 63 – 71.

6. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. – 219 с.

7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

8.Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка / М.: Русская Деловая Литература, 1999.-416 с.

9. Веснин В.Р. Менеджмент / Проспект — М.: 2004, 504 стр.

10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала / Юристъ — М.: 1998, 496 стр.

11. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы / Питер, — СПб.: 1999, 329 стр.

12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования / Финпресс, — М.: 2000, 437 стр.

13. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Финпресс, — М.: 2002, 350 стр.

14. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе / Второе издание, Финансы и статистика, — М.: 2002, 144 стр.

15. Дорошев В.И. «Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие».-М.: ИНФРА-М, 2000.-285 с.

16. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса / Финпресс, — М.: 2001, 408 стр.

17. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / под ред. Азоева Г.П., М.: – Центр экономических исследований, 2000. – 420 с.

18. Коммерческая деятельность / под ред. Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, М.: изд. «Маркетинг», 1999. – 389 с.

19. Коммерческо-посреднеческая деятельность на товарном рынке / под ред. А.Ф. Новоселов, В.Н. Мельчаков, Екатеринбург, УрГЭУ, 2002. – 219 с.

20. Методика финансового анализа / Учебное пособие, под ред. Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В. Изд.3-е. ИНФРА – М, — М.: 2002, 208 стр.

21. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Учеб. пособие, под ред. Дуброва А.М., Лагоша Б.А., Хрусталева Е.Ю. Финансы и статистика, — М.: 2000, 176 стр.

22. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования // Маркетинг № 12, 2002 год, стр. 73-85.

23. Методика финансового анализа / Под ред. Шеремета А.Д., Негашева Е.В. ИНФРА – М, — М.: 1999, 387 стр.

24. Менеджмент / Под науч. ред. Герчикова И.Н., Третье издание, ЮНИТИ — М.: 2003, 501стр.

25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. Кузнецов А.И. Дело — М.: 1995, 704 стр.

26. Организация коммерческой деятельности / Учебное пособие, под науч. ред. Каплиной С.А. Феникс, Ростов на Дону, 2002, 416 стр.

27. Основы логистики / Учебное пособие, под науч. ред. Гаджинского А.М. Маркетинг, — М.:, 1999, 289 стр.

28. Основы логистики / Учебное пособие, под ред. Миротина Л.Б., Сергеева В.Н. ИНФРА – М, — М.: 2002, 200 стр.

29. Резниченко Б.А. Практика сегментирования // Маркетинг в России и за рубежом, №6, 2003 год, стр. 25 – 34.

30. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс / 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 303с. – (Серия «Высшее образование»)

31. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнесе – логистики / Филин, — М.: 2004, 465 стр.

32. Транспортная логистика», учебное пособие / под ред. Миротина Л.Б., МГАДИ, 1998. — 306 с.

32. Тимофеев М.В. Правила коммерческой мудрости // Российская торговля, № 8-9, 2003 год, стр. 112-113.

33. Филипп Котлер. Маркетинг от А до Я / пер. с англ.Тэор Т.Р. Нева, СПб.: 2003, 224 стр.

34. Филипп Котлер, Маркетинг в третьем тысячелетии / пер. с англ. Гольдич В.А. Издательство АСТ, — М.: 2000, 272 стр.

35. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Макконелл К.Р., Брю С.Л. Республика, – М.: 2002, 399 стр.

36. Экономическая стратегия фирмы / Учеб. Пособие, под ред. Градова А.П. Специальная литература, СПб.: 1995, 410 стр.

37. Экономика предприятия (фирмы) / 3-е изд., допол. и перераб., под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В., ИНФРА – М, – М.: 2004, 601 стр.

38. Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры / Учебник, под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д., Финансы и статистика, – М.: 2002, 656 стр.

39. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Питер, — СПб.: 2001, 789 стр.

40. Чистяков А.А. Интернет вошел в жизнь Березников // Березниковский рабочий. – 2005.– № 138 (июнь) – стр. 2.

42. Уразметов В., Клименко С. Internet. Среда обитания информационного общества / РЦФТИ, Протвино, 2004, 560 стр.

43. IP телефония 2003-2004: рост продолжается — стр. 20 // «ИнформКурьерСвязь» №8 август 2004.

44. Internet на просторе — стр. 72 // «Сети и системы связи» 15 июня 2004 №7 (113).

PAGE

PAGE 12