Рекомендации по применению передовой практики участия общественн

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Проект документа, для комментариев

Рики Теривел, 28 августа 2012 года

Данный документ представляет собой проект отчета с комментариями членов Бюро Конвенции Эспоо и Протокола по стратегической экологической оценке (СЭО). Изменения, предложенные членами Бюро, а также дополнительные вопросы относительно того, что необходимо включить в данный отчет, отражены [в скобках и выделены курсивом]. Мы будем особенно благодарны за комментарии к этим пунктам.

Содержание

1. Введение: участие общественности в СЭО

2. Требования к участию общественности, предусмотренные в Протоколе по СЭО

3. Общие принципы применения участия общественности в СЭО

«Общественность» и «заинтересованная общественность»

Эффективное участие общественности

Временные рамки

4. Участие общественности на различных этапах СЭО

Предварительная оценка

Определение сферы охвата

Доведение до сведения общественности проекта плана или программы и экологического доклада

Возможности общественности выражать свое мнение

Учет мнения

После утверждения

5. Участие в трансграничном контексте

6. Вопросы, касающиеся участия общественности в СЭО

Участие лиц, чей голос остается не представленным

«Участие» будущих поколений

Участие, когда актуальность плана или программы для общественности (или наоборот) неочевидна

Вопросы конфиденциальности в случае участия общественности

[В настоящее время основное внимание доклада уделено юридическому толкованию и некоторым идеям в области практического применения. Может быть, в докладе должно быть уделено больше внимания практическому применению, нежели юридическому толкованию? Ограничение по объему не позволяет охватить оба эти вопроса].

Введение: участие общественности в СЭО

Целью данных рекомендаций по применению передовой практики является улучшение участия общественности в принятии стратегических решений, предусмотренного в Протоколе по стратегической экологической оценке («Протокол по СЭО») к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте («Конвенция Эспоо»).

Участие общественности является краеугольным камнем надлежащего и эффективного процесса принятия стратегических решений. Оно может повысить транспарентность и доверие к процессу принятия решений, а также позволить учесть мнение основных заинтересованных сторон в процессе принятия планов или программ. В свою очередь, оно может мобилизовать общественную поддержку для реализации плана или программы.

Участие общественности играет роль двустороннего обмена информацией: до сведения общественности доводится информации о процессе принятия стратегических решений и о воздействии в результате реализации плана или программы; в свою очередь, лица, ответственные за принятие решений, получают информацию об общественном мнении и о возможном воздействии на окружающую среду в результате реализации плана или программы. Эффективное участие общественности в принятии стратегических решений:

обеспечивает информирование и вовлечение заинтересованной и затрагиваемой общественности, а также правительственных органов в процессе принятия решения;

позволяет непосредственно отражать их мнение и обеспокоенность как в документации, так и при принятии решения;

предусматривает требования к тому, чтобы информация была ясной и общепонятной, а также обеспечивает достаточный доступ ко всей необходимой информации.

Эти рекомендации были подготовлены в процессе консультаций с Бюро Конвенции Эспоо и Протокола к ней и обсуждены на Семинаре по проблематике участия общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды (Женева, 29-30 октября 2012 года), организованного совместно с Орхусской конвенцией, в соответствии с решением I/4 Совещания Сторон Конвенции, явившегося Совещанием Сторон Протокола. Они должны рассматриваться как дополнительное руководство по применению соответствующих обязательств (Статья 7) Орхусской конвенции ее сторонами и как дополнение рекомендаций по участию общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды, подготовленных в рамках Конвенции. Они должны использоваться совместно с пособием ЕЭК ООН.

Требования к участию общественности, предусмотренные в Протоколе по СЭО

В Протоколе по СЭО предусмотрены требования предоставлять общественности возможность предлагать свои комментарии по проекту плана или программа и экологическому докладу, а также рекомендуется, по мере возможности, обеспечивать участие общественности в предварительной оценке и определении сферы охвата СЭО. Решения, принимающиеся в отношении плана или программы, должны учитывать комментарии общественности. После принятия плана или программы, общественность должна быть проинформирована о принятом плане и о процессе проведения СЭО.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА:

5.3. Насколько это возможно, каждая Сторона стремится предоставить возможности для участия заинтересованной общественности в определении степени экологических последствий планов и программ в соответствии с настоящей статьей.

5.4. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы ее выводы, сделанные в соответствии с пунктом 1, включая причины непроведения стратегической экологической оценки, своевременно доводились до сведения общественности посредством либо официальных извещений, либо других соответствующих средств, таких, как электронные средства информации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ОХВАТА:

6.3. Насколько это возможно, каждая Сторона стремится предоставить заинтересованной общественности возможность принять участие в определении, какая информация подлежит включению в экологический доклад.

7.2. В экологическом докладе в соответствии с положениями статьи 6 определяются, описываются и материально оцениваются вероятные существенные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия осуществления плана или программы и его/ее разумные альтернативы. В докладе содержится такая указанная в приложении IV информация, которая может в разумной степени потребоваться, с учетом:…

(c) интересов общественности…

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД:

8.1. Каждая Сторона обеспечивает заблаговременные, своевременные и эффективные возможности для участия общественности в стратегической экологической оценке планов и программ, когда еще возможен выбор любого из вариантов.

8.2. Каждая Сторона, используя электронные средства информации или иные соответствующие средства, обеспечивает своевременное доведение до сведения общественности проекта плана или программы и экологического доклада.

8.3. Каждая Сторона обеспечивает выявление круга заинтересованной общественности, включая соответствующие неправительственные организации, для целей пунктов 1 и 4.

8.4. Каждая Сторона обеспечивает, чтобы общественность, упомянутая в пункте 3, имела возможность выразить в разумные сроки свое мнение по проекту плана или программы и экологическому докладу.

8.5 Каждая Сторона обеспечивает определение и обнародование конкретных мер по информированию заинтересованной общественности и получению ее мнения. С этой целью каждая Сторона обеспечивает в соответствующей мере учет элементов, перечисленных в приложении V..

10.4 В тех случаях, когда [трансграничные] консультации имеют место, заинтересованные Стороны договариваются о конкретных мерах по обеспечению того, чтобы заинтересованная общественность и органы, упомянутые в пункте 1 статьи 9, в затрагиваемой Стороне были проинформированы и имели возможность в разумные сроки сообщить свое мнение о проекте плана или программы и об экологическом докладе.

РЕШЕНИЕ:

11.1. Каждая Сторона при утверждении плана или

программы должным образом обеспечивает учет: …

(c) замечаний, полученных в соответствии со статьями 8-10.

СЭО:

11.2. Каждая Сторона после утверждения плана или программы обеспечивает информирование общественности, органов, упомянутых в пункте 1 статьи 9, и Сторон, с которыми в соответствии со статьей 10 были проведены консультации, и предоставление им плана или программы вместе с кратким изложением того, каким образом там были учтены экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, соображения, насколько приняты во внимание замечания, полученные в соответствии со статьями 8-10, а также причин для егo/ее принятия в свете рассмотрения разумных альтернатив.

Протокол также предусматривает наделение общественности рядом общих прав. Они представлены в Статье 3 и аналогичны тем, которые содержатся в Статье 3 Орхусской конвенции:

предоставление надлежащей помощи и осуществление руководства со стороны должностных лиц и органов власти;

признание и оказание поддержки соответствующим ассоциациям, организациям или группам (например, неправительственным организациям (НПО));

реализация прав в соответствии с Протоколом, не подвергаясь за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям, а также без дискриминации по признаку гражданства, национальной принадлежности или официального местожительства.

Общие принципы применения участия общественности в СЭО

«Общественность» и «заинтересованная общественность»

В Протоколе по СЭО «общественность» определяется как «одно или несколько физических или юридических лиц, их ассоциации, организации или группы», определяемые в соответствии с национальным законодательством или практикой (Статья 2.8). Таким образом, НПО относятся к «общественности». Даже в тех случаях, когда ассоциация, организация или группа не оформлены как юридическое лицо, в тех случаях, когда национальная правовая основа предусматривает такую возможность, они должны рассматриваться как «общественность».

В Протоколе по СЭО не дано определения того, что понимается под термином «заинтересованная общественность», за исключением того, что она должна включать соответствующие НПО. Но можно использовать определение из Орхусской конвенции, а, именно, «общественность, которая затрагивается или может быть затронута процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая заинтересована в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность».

Для выполнения требований Статьи 8.3, а также для обеспечения определения органами власти, разрабатывающими план, какая общественность должна участвовать в процедуре принятия данного решения, Стороны должны подумать об определении в своем национальном законодательстве:

а.значение термина «общественность», как в протоколе по СЭО;

б.значение термина «заинтересованная общественность», как в Орхусской конвенции;

в.что входит в понятие «заинтересована» в процессе принятия решения по вопросам, касающимся окружающей среды;

г.требования, если это необходимо, которым должны отвечать НПО, занимающиеся вопросами, касающимися окружающей среды, для того, чтобы считаться «заинтересованными».

Стороны должны обеспечить, что при определении в каждом конкретном случае того, кто должен считаться заинтересованной общественностью в отношении предложенного плана или программы, орган, разрабатывающий план, должен:

а.включить широкий круг интересов общественности, обеспечив сбалансированное и всеохватывающее участие общественности. Многие решения, касающиеся окружающей среды, также затрагивают социальные и экономические интересы, и соответствующие заинтересованные группы должны быть включены в процессы участия общественности на равных условиях;

б.четко определить целевые группы, которые будут рассматриваться среди заинтересованной общественности;

в.уделять особое внимание выявлению групп, которые трудно охватить. Некоторые члены общественности могут выражать желание участвовать, но не могут его реализовать (например, уязвимые и/или находящиеся в неблагоприятном социальном положении группы как: дети, пожилые люди, мигранты, люди с ограниченными возможностями, малограмотные слои населения, люди, испытывающие языковые проблемы, находящиеся в неблагоприятном экономическом положении и др.). Необходимо прилагать усилия для того, чтобы вовлечь хотя бы организации, представляющие эти группы;

г.кроме того, уделять особое внимание выявлению тех, кто может потенциально мешать процессу принятия решений, например, сильные лоббирующие группы, или те, кто может оказать влияние на лица, ответственные за принятие решений. Необходимо прилагать усилия для того, чтобы включать критиков, так как они вносят свой конструктивный вклад, поскольку они все равно высказывают свое мнение, и процедура будет гораздо более эффективной и продуктивной, если вовлечь их на раннем этапе проведения обсуждений, чтобы попытаться понять, что их беспокоит, а также принять их мнение во внимание, вплоть до достижения возможных компромиссов.

«Нередко в сотрудничестве принимают участие только некоторые местные жители, которые могут регулярно посещать собрания [СЭО] и /или профессионалы данной отрасли, неправительственных организаций или представителей государственных органов, чьи расходы и время оплачиваются в связи с их работой. Именно это явилось объектом критики партнерства Beaverhead–Deerlodge (BDP), сотрудничества между природоохранными группами США и лесопромышленными компаниями с целью разработки плана по управлению лесными ресурсами в национальном лесу Beaverhead–Deerlodge штата Монтана. Процесс, использованный BDP, подвергся критике как «предоставляющий преимущественное право высказывать свое мнение самоизбранным группам, заинтересованным в управлении национальными лесами», поскольку широкие круги заинтересованной общественности не были приглашены к обсуждению».

[В целом, я был бы благодарен, если бы вы представили еще примеры надлежащей практики участия общественности в СЭО, которые можно было бы включить во вставки по тексту отчета].

Эффективное участие общественности

В статье 8.1 Протокола по СЭО предусмотрено требование об эффективности участия общественности в принятии стратегических решений. Под эффективным участием необходимо понимать «эффективное с токи зрения участников: участники должны быть подключены к процессу планирования на самом раннем этапе и вплоть до его завершения, им должно быть позволено полностью высказывать свое мнение, а лица, составляющие план, должны воспринимать их мнение положительно, с уважением, серьезно и в духе взаимообучения. Возможности общественного участия должны содействовать сотрудничеству, конвергенции и достижению консенсуса, а не конфронтации.

Для достижения эффективного участия общественности ее возможности участвовать в СЭО и в процессе составления плана или программы должны быть:

а.хорошо запланированными и сосредоточенными на вопросах, которые могут быть предметом переговоров. Все участники оценки воздействия должны знать цели, правила, организацию, процедуры и ожидаемые результаты процесса разработки плана. Это повысит доверие к процессу всех вовлеченных в него сторон. Поскольку достижение консенсуса возможно не всегда, основное внимание в процессе планирования должно уделяться пониманию и уважению ценностей и интересов участников, а также сосредоточиться на вопросах, связанных с принятием решения, которые могут быть предметом переговоров;

б.открытыми для взаимной выгоды – процесс составления плана может быть более эффективным, если при этом учитываются взаимные выгоды как проектантов, так и участников. Для этого может потребоваться открытость более широким идеям, нежели только (конкретным) целям данного проекта. Такой подход доказал свою состоятельность в повышении поддержки со стороны общественности;

в.благоприятными для участников – необходимо оказывать поддержку общественности в ее желании участвовать посредством надлежащего распространения информации о плане или программе и о процессе планирования. Необходимо укреплять потенциал, оказывать содействие и помощь, особенно тем группам, которые без этого не смогут участвовать, а также в тех регионах, где нет культуры разработки планов, или там, где местная культура может препятствовать процессу составления планов;

г.оптимизированы – поскольку для процесса составления плана требуются значительные ресурсы (человеческие, финансовые, временные) со стороны всех сторон, заинтересованных в СЭО, оптимизация процесса планирования по времени и пространству обеспечит более активное желание участвовать;

д.открытыми и транспарентными – лица, затрагиваемые планом или программой, и заинтересованные в участии, должны иметь доступ ко всей необходимой информации вне зависимости от их этнической принадлежности, признака пола или уровня доходов. Эта информация должна быть доступной для простых граждан. Рядовые граждане должны иметь возможность участвовать в соответствующих семинарах, совещаниях и слушаниях, относящихся к процессу СЭО. Необходимо предоставлять информацию о возможности участвовать в этих мероприятиях и оказывать содействие в участии в них;

е.контекстно-ориентированной – поскольку во многих сообществах имеются свои официальные и неофициальные правила доступа общественности к ресурсам, урегулирования конфликтов и управления, процесс составления плана должен быть адаптирован к социальной организации тех сообществ, которые оказываются под его воздействием, включая культурные, социальные, экономические и политические аспекты жизни этих сообществ. Таки образом проявляется уважение к затрагиваемым сообществам, и это может повысить доверие общественности к самому процессу и его результатам;

ж.надежными и четкими – участие общественности должно осуществляться в соответствии с принятыми этическими нормами, правилами профессионального поведения и моральными обязательствами. Содействие участия общественности нейтральным посредником повышает уровень непредвзятости процесса, а также способствует реализации справедливых и равных прав на информацию. Это также повышает уверенность общественности в своих силах выражать собственное мнение и снижает напряженность, риск конфликтов среди участников, а также возможности коррупции. Всячески приветствуется принятие кодекса этических норм.

«Из изучения одной [оценки воздействия на окружающую среду], по поводу которой имелось широко распространенное среди представителей коренных народов, сторонников и консультантов мнение о том, что она была весьма успешной, стало очевидным, что причиной успеха этой ОВОС были спокойные, положительные и уважительные взаимоотношения. И, напротив, неспособность установить отношения была отмечена всеми участниками как основная причина провала процесса ОВОС, хотя, в конечном итоге, процесс ОВОС получил одобрение правительства».

Две точки зрения по поводу одной и той же оценки воздействия на окружающую среду в Британской Колумбии (Канаде):

«Мы можем обсуждать волнующие нас вопросы до посинения, а они все равно сделают так, как им нужно. Они нас не уважают» (Вождь племени)

«Я бы хотел провести оценку воздействия на окружающую среду в таком контексте, когда в качестве отправной точки представители коренного народа выбрали бы продуктивные и уважительные рабочие взаимоотношения с представителями правительства» (Представитель интересов промышленности).

Временные рамки

Устойчивое участие общественности в принятии стратегических решений, начиная с самого раннего этапа, способствует установлению доверия между участниками, содействует проведению предварительной оценки и определению сферы охвата СЭО, совершенствует анализ местного сообщества, повышает возможности изменить план или программу в соответствии с мнением и комментариями общественности, снижает риск распространения слухов и вселяет большую уверенность разработчиков планов в правильность своих решений. Протокол по СЭО предписывает обеспечивать «заблаговременные, своевременные и эффективные возможности для участия общественности, когда еще возможен выбор любого из вариантов» (Статья 8.1), «своевременное доведение до сведения общественности проекта плана или программы и экологического доклада» (Статья 8.2), а также возможность общественности выразить «в разумные сроки» свое мнение по проекту плана или программы и экологическому докладу» (Статья 8.4).

При составлении своих национальных правовых норм Стороны должны помнить об этом общем принципе «заблаговременности» и «своевременности»:

а.то есть, это должно быть «заблаговременно» и «своевременно» с точки зрения общественности, желающей эффективно участвовать в процессе СЭО;

б.принимать во внимание, кроме прочего, характер, сложность, масштаб предлагаемого плана или программы, а также возможные последствия для окружающей среды. Временные рамки, которые могут быть своевременными в случае простой программы, осуществляемой на местном уровне, могут оказаться совсем несвоевременными в случае масштабного проекта, осуществляемого на национальном уровне.

Протокол по СЭО не указывает конкретных временных рамок для участия общественности на разных этапах процесса СЭО. По существу, национальное законодательство может устанавливать фиксированные временные рамки для каждого этапа или использовать гибкий подход, при котором органы, разрабатывающие планы, несут ответственность за установление надлежащих сроков в каждом конкретном случае. Гибкий подход позволяет органам, ответственным за разработку планов, устанавливать такие сроки, которые учитывают характер, сложность, масштаб предлагаемого плана или программы, а также возможные последствия для окружающей среды. Тем не менее, это может привести к неопределенности и непоследовательности в действиях государственных органов. Поэтому, если будет использоваться гибкий подход, то в национальном законодательстве необходимо указать:

а.минимальный срок для участия общественности в определении степени экологических последствий планов и программ (Статья 5.3);

б.минимальный срок для участия общественности в определении, какая информация подлежит включению в экологический доклад (Статья 6.3);

в.минимальный срок, в течение которого общественность может выразить свое мнение по проекту плана или программы и экологическому докладу (Статья 8);

г.максимальное время для публикации плана или программы после ее утверждения (Статья 11.2).

[Следует ли предусматривать различные условия для ситуаций, описанных в пунктах а. и б. и в пунктах в. и г.?]

При установлении таких временных рамок необходимо принять во внимание следующие моменты:

а.для сложного плана, реализуемого на национальном уровне, понадобятся более длительные сроки, чем для простой программы, осуществляемой на местном уровне. Сроки также зависят от особенностей общественности и от того, как представлен экологический доклад. Представляется маловероятным, что для любого плана или программы «разумными сроками» может быть период, короче четырех недель. А для большинства планов или программ «разумным сроком» является период, составляющий от восьми до шестнадцати недель;

б.такие же сроки должны предоставляться для комментариев к экологическому докладу и проекту плана или программы. Временные рамки начинаются с того дня, когда план/программа или экологический доклад предоставляется общественности, в зависимости от того, какой из этих документов был представлен позже. Если, к примеру, экологический доклад публикуется через неделю после публикации плана, то период участия общественности начинается с момента публикации экологического доклада.

Ни в Протоколе по СЭО, ни в пособии по его применению не указано, что имеется в виду в требовании Статьи 8.1 предоставить возможности для участия общественности, «когда еще возможен выбор любого из вариантов». Однако это следует интерпретировать как «когда любой из вариантов может быть выбран, как предпочтительный». Выбор любого из вариантов невозможен, когда, например:

а.было предоставлено финансирование по компоненту некоторых, а не всех вариантов (например, дорога, содeйствующая развитию в определенной области),

б.решение, принятое на более высоком уровне, фактически исключило некоторые варианты или определило предпочтительный вариант (например, национальная политика по содействию определенного вида развития, предусмотренного в некоторых, но не во всех вариантах);

в.было сделано публичное объявление о предпочтительном варианте, хотя план или программа еще не были одобрены.

Национальная законодательная база должна предоставлять возможность повторного рассмотрения с участием общественности, например:

а.когда существует сомнение в том, что заинтересованная общественность была эффективно уведомлена;

б.когда обнаружилась новая серьезная информация или обстоятельства изменились столь серьезным образом, что требуется предоставление общественности дальнейшей возможности участвовать.

Участие общественности на различных этапах СЭО

Общие принципы, описанные в Разделе 3, применимы к каждому из этих этапов..

Предварительная оценка (Статьи 5.3-5.4)

На этапе проведения предварительной оценки «заинтересованная общественность» еще не будет выявлена для каждого конкретного случая, таким образом, на этом этапе участвует широкая общественность. В том случае, когда Стороны решают о том, что план или программа должны пройти СЭО, основной целью участия общественности является ее информирование о предстоящем процессе СЭО, как это указано в Статье 5.4. Если же, напротив, план или программа не проходят СЭО, то там, где это необходимо, следует привлекать общественность к участию в предварительной оценке. Если этого не делать, то в случае, если не проводилась СЭО плана или программы, создается возможность предъявления впоследствии обвинений в том, что не была представлена вся необходимая информация.

В Приложении III к Протоколу по СЭО даны критерии для определения возможных существенных экологических последствий реализации плана или программы, включая последствия, связанные со здоровьем населения. Должен быть составлен документ о предварительной оценке, содержащий информацию, указанную в Приложении III к Протоколу по СЭО. Если предварительная оценка происходит с участием общественности, то общественность могла бы дать ответы на определенные вопросы, которые выясняются в ходе предварительной оценки, и предоставить следующую информацию, которую в противном случае получить было бы трудно:

Вопросы, которые можно было выяснить у общественности в ходе проведения предварительной оценки

Критерий, предусмотренный в Приложении III

Окажут ли проекты, осуществляемые на основе плана или программы, значительное воздействие на окружающую среду, включая на здоровье населения?

2

Существуют ли какие-либо экологические, в том числе связанные со здоровьем населения проблемы, на которые может оказать влияние данный план или программа?

4

Может ли план или программа иметь значительные экологические последствия, в том числе последствия, связанные со здоровьем населения?

5

Может ли план или программа иметь значительные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия для жителей другой страны?

7

Может ли план или программа затронуть ценные или уязвимые районы?

8

Если Стороны считают необходимым предоставить общественности возможность участвовать в предварительной оценке, то общественность должна быть уведомлена о такой возможности, как это указано во Вставке 1.

Кроме того, вне зависимости от того, считается ли необходимым проведение СЭО плана или программы, положения Статьи 5.4 требуют, чтобы информация о выводах, сделанных в ходе предварительной оценки, своевременно доводилась до сведения общественности. При этом необходимо руководствоваться рекомендациями по уведомлению общественности, представленными во Вставке 1.

Определение сферы охвата (Статья 6.3)

Определение того, какая информация подлежит включению в экологический доклад, то есть, определение сферы охвата должно включать, должно включать в себя «интересы общественности» (Статья 7.2.в), а также, «насколько это возможно» общественности должна быть предоставлена возможность принять участие в определении, какая информация подлежит включению в экологический доклад (Статья 6.3). Также надлежащей практикой является выявление и уведомление на этапе определения сферы охвата других затрагиваемых сторон с тем, чтобы они при необходимости могли проконсультировать свою общественность о сфере охвата СЭО.

В соответствии с Приложением IV Протокола по СЭО необходимо подготовить документ, определяющий, какая информация подлежит включению в экологический доклад, например, сведения о содержании и основных целях плана, информация о соответствующих аспектах существующего состояния окружающей среды, об экологических проблемах и целях в области окружающей среды. Аспекты Приложения IV, которые могут быть разумно затребованы с учетом интересов общественности (Статья 7.2), а также по которым может быть запрошено мнение общественности, включают:

Вопросы, которые могут быть выяснены в ходе определения сферы охвата экологического доклада

Критерии, предусмотренные в Приложении IV

Какие аспекты и проблемы существующего состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, вызывают особую обеспокоенность? Какие из них не представляют особого беспокойства?

2, 4

Какие области могут быть серьезно затронуты данным планом или программой? Какие аспекты существующего состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, должны быть определены и описаны для этих областей? Какие области, вероятно, не будут значительно затронуты?

3

Какие задачи в области окружающей среды, в том числе связанные со здоровьем населения, особенно поставленные на местном уровне, имеют отношение к плану или программе?

5

Каковы вероятные существенные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия данного плана или программы? Каковы маловероятны?

6

Какие следует предусмотреть меры по предотвращению, уменьшению или смягчению любых существенных вредных последствий для окружающей среды, в том числе для здоровья населения, которые могут быть результатом осуществления плана или программы?

7

Какие следует рассмотреть разумные альтернативные варианты плана или программы?

8, Статья 7.2

Каковы вероятные существенные трансграничные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия плана или программы? Какие последствия вряд ли будут существенными?

10

Если стороны считают необходимым предоставить общественности возможность участвовать в определении того, какая информация подлежит включению в экологический доклад, то общественность должна быть уведомлена о такой возможности, как это указано во Вставке 1.

Вставка 1. Уведомление общественности в соответствии с положениями Статьей 5.3, 5.4, 6.3, 8.2 и 11.2

[Следует ли положения Статей 5 и 6 рассматривать иначе, чем положения Статьей 8 и 11?]

A.1. В соответствии со Статьей 8.1 уведомления должны быть заблаговременными, своевременными и эффективными: в Разделе 3 представлено обсуждение этих терминов.

A.2. Как минимум, уведомление общественности должно быть размещено на вебсайте, а также на доске публичных объявлений, если таковая имеется, государственного органа, ответственного за принятие решений. Кроме того должны использоваться другие активные формы уведомления, включая, в зависимости от ситуации:

публичное объявление в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты), соответствующих географическому масштабу предлагаемой деятельности (от международных до местных). Более эффективно публиковать уведомления в популярных ежедневных местных газетах, а не в еженедельном официальном бюллетене, а также публикация в средствах информации с более значительными тиражами;

публичные объявления, размещаемые на досках объявления в тех местах, которые часто посещаются заинтересованной общественностью и обычно используются в этих целях (например, местные общественные центры, автобусные остановки, почтовые отделения, коммерческие центры и т.д.);

размещенная планирующим органом статья в газете;

рассылка уведомлений по почте.

A.3 В уведомлении для общественности должна быть надлежащим образом представлена следующая информация:

возможности участия общественности с описанием того влияния, которое общественность может реально оказать, чтобы избежать завышенных ожиданий,

хорошей практикой является подготовка обзора процессов участия общественности, включая краткую информацию по наиболее важным аспектам. Данный обзор мог бы прилагаться к приглашению общественности для участия;

точную контактную информацию о лице или лицах, которым могут быть направлены комментарии или вопросы;

график приема комментариев или вопросов, учитывающий, что используемые виды связи могут повлиять на сроки уведомления и на эффективное вовлечение заинтересованной общественности;

способы предоставления комментариев или вопросов (устно или письменно, в электронном виде и т.д.).

A.4 Государственные органы власти должны обеспечивать, чтобы уведомление об участии и вся сопутствующая информация были доступны общественности в течение всего процесса участия общественности с тем, чтобы члены общественности, которые узнали о планировании и процессах СЭО позже, все равно имели бы доступ ко всей информации, которая им необходима для того, чтобы знать о своих возможностях участвовать и иметь возможность эффективного участия. Если позднее документы будут заменены новыми версиями, было бы полезным ограничить доступ к более ранним версиям с тем, чтобы избежать недопонимания: в этом случае причина ограничения доступа должна быть четко объяснена.

Доведение до сведения общественности проекта плана или программы и экологического доклада (Статья 8.2)

«Доведение до сведения общественности» документов должно интерпретироваться как «доведение до сведения всех секторов заинтересованной общественности», включая те группы населения, с которыми труднее связаться (см. пункты 6.1-6.2). Для этого необходимо:

а.подготовить в соответствии с рекомендациями, представленными во Вставке 1, уведомление о том, что все документы имеются в наличии для рассмотрения;

б.обеспечить беспрепятственный доступ к документам.

Беспрепятственный доступ к документам включает в себя следующие требования:

а.предоставление информации в различных средствах массовой информации, включая, как минимум, электронные и печатные виды;

б.адаптация предоставляемой информации и средств связи к адресной группе;

в.представление информации в ясной, четкой форме, без повторений и с приложением обобщения информации без технических деталей, затрудняющих понимание;

г.представление информации на языках, понятных общественности, включая представителей национальных меньшинств или мигрантов. В качестве эмпирического правила используется следующий принцип: если четверть или более четверти населения использует другой язык в качестве основного или единственного средства общения, то все документы или их часть должны переводиться на этот язык;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст