Рекомендации по правильному питанию Материал и методы исследован

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть …………………………………………………………….5

2.1 Рациональное питание как один из критериев здорового образа

жизни………………………………………………………………………..5

2.2 Рекомендации по правильному питанию ………………………………………9

3. Материал и методы исследования…………………………………………11

4. Питание и здоровье учащихся 8-11 классов МОУ Жидиловской

СОШ…………………………………………………………………………12

4.1 Исследование питания учащихся 8-11 классов МОУ Жидиловской

СОШ………………………………………………………………………..12

4.2 Анализ состояния здоровья учащихся 8-11 классов МОУ

Жидиловской СОШ……………………………………………………….15

5. Заключение………………………………………………………………….18

6. Список использованной литературы………………………………………20

7. Приложение…………………………………………………………………21

1. Введение

Здоровье детей и подростков в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский, 1972 отмечал, что «…Хорошее здоровье – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».

Всемирной организацией здравоохранения выделено более 200 факторов, оказывающих наиболее существенное отрицательное воздействие на современного человека. Первые три места из них занимают нерациональное питание, гиподинамия, употребление никотина, алкоголя, наркотиков. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей. Уже в начальных классов 40-45 % школьников страдают от тех или иных заболеваний. В России лишь 4% выпускников могут считаться здоровыми. (13)

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но так же условия роста и развития ребенка. Анализ режима и качество питания сегодняшних подростков – школьников показывает, что в 65% случаев имеются различные нарушения режима питания: перерывы в приеме пищи 5-6 часов и более, употребление большого количества пищи в вечернее время (более чем у 40%), редкий прием горячей пищи в течение дня. Кроме того, достаточно часто отмечается неудовлетворительный качественный состав продуктов питания: частое употребление консервов и продуктов длительного хранения (12%), редкое употребление молочных, мясных продуктов, свежих фруктов и овощей. Нарушение режима и качества питания чаще выявляется у учащихся старших классов. Это влечет за собой нарушение роста и развития, формирование выраженных нарушений здоровья (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, 2005).

Таким образом, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время среди подростков значительно распространены нарушения, как режима питания, так и количества употребляемых продуктов, их качественного состава.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формулировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о своём образе жизни, что их интересует, беспокоит, чтобы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Для того чтобы учащиеся в повседневной жизни стремились сохранить и укрепить своё здоровье, важно научить их проводить самонаблюдение, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на организм от особенностей условий жизни и режима дня.

Социальный проект «Здоровье», принятый с 2007 года направлен на повышение здоровья подрастающего поколения. Большое место в этом проекте отведено организации питания детей в школе. В литературе имеются сведения об исследование здоровья и питания школьников, (2, 6, 11, 12, 13). Кроме того, в Тамбовской области было также проведено исследование здоровья и питания подрастающего поколения. (3,14). Питание детей в малокомплектных сельских школах изучено недостаточно, что и послужило основанием для выбора темы исследования: влияния питания на здоровье учащихся Жидиловской СОШ. Жидиловская средняя школа расположена в Мичуринском районе Тамбовской области. Школа – сельская, малокомплектная.

Целью работы явилось исследование и оценка влияния питания на состояние здоровья подростков МОУ Жидиловской СОШ.

Задачи:

изучить влияние условий жизни на питание детей;

проанализировать качество питания в школьной столовой и дома;

изучить динамику заболеваемости учащихся Жидиловской СОШ.

исследовать наличие корреляции между качеством питания и здоровьем;

Гипотеза: качество питания влияет на здоровье учеников.

Методы: анкетирование школьников и родителей, исследование медицинских карт учащихся 8-11 классов.

Практическая значимость: учащиеся осуществляют самооценку состояния своего здоровья; получают знания по влиянию питания на здоровье, а также по его сохранению и укреплению; совместно с родителями участвуют в анализе и составлении нового меню школьной столовой. Результаты исследования и рекомендации по ним заслушивались на классных часах, педагогических советах, родительских собраниях.

Предмет исследования: влияние характера питания на здоровье школьников.

2.Основная часть.

2.1. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни

Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. Для детей школьного возраста оптимальным является 4-5 — разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Так, если при 4-разовом питании по данным Института питания РАМН усваивается до 82%-84% белка, то при 3-разовом питании – 75%-76%.

Правильно построенный рацион питания должен включать белки, жиры и углеводы в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма.

Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало рост и развитие. (Таблица № 1)

Таблица № 1

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах (г) и калорийности рациона (ккал) (по Михайкову, 1987)

Возраст, лет

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность

всего

в т.ч. животных

всего

в т.ч. животных

7 – 10 EMBED Equation.3

80

48

80

15

324

2400

11 – 13

96

58

96

18

382

2850

14 – 17 (юноши)

106

64

106

20

422

3150

14 – 17 (девушки)

93

56

93

20

367

2750

Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьников должно быть 1:1:4 или 1:1:6. Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы выполняют две главные функции: во-первых, они являются пластическим материалом для организма, клетки которого постоянно обновляются; во-вторых, дают энергию. Однако они далеко не равноценные в выполнении функций. Основную энергетическую нагрузку несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических трат человека. Известно, что во время напряженной умственной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, для этого используется глюкоза. Большое значение имеет качественный состав углеводов в рационе. Лучше, если 2/3 углеводов будет представлено в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб) и 1/3 – в виде сахаров, как в чистом виде, так и содержащийся в сладких блюдах, напитках, фруктах и ягодах. Однако, чрезмерное потребление углеводов без соответствующих энергетических трат чревато повышением массы тела. В особенности это относится к рафинированным углеводам, подвергнутым различной степени очистки. К высококалорийным углеводам относятся сахар, кондитерские изделия, продукты из высших сортов пшеничной муки.

Суточное потребление сахара не должно превышать 70-75г. Для детей, склонных к полноте, предпочтительней нерафинированные сахара (мед, фрукты, ягоды), содержащие фруктозу и клетчатку, в наименьшей степени способствующие жирообразованию. (7, 8)

В энергетических тратах организма на жир приходится примерно 30%, т.е. он играет второстепенную роль в энергообеспечении человека. Потребность организма в жирах должна удовлетворяться главным образом за счет жиров растительного происхождения.

Важной составной частью пищи являются белки. Они являются основным пластическим и строительным материалом организма, входят в состав мышц, крови, ферментов, гормонов. На энергетические функции белки расходуются организмом в небольшом количестве. Недостаточное содержание белков в рационе питания вызывает ослабление вначале тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга. Продукты с высоким содержанием белков (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) обязательны в меню первого и второго завтрака школьников, они обеспечивают хорошую умственную способность. Однако избыточное потребление белковой пищи отрицательно сказывается на обмене веществ, усиливает процессы возбуждения в коре головного мозга. (2)

Из растительных белков наибольшую биологическую ценность представляют белки фасоли, риса, сои. Белки лучше усваиваются с овощами, поэтому к мясным и рыбным блюдам целесообразно делать овощной гарнир.

Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах. (4, 12)

Таблица №2

Физиологические нормы потребности школьников в витаминах (мг) (по Хрипковой, Колесову , 1988)

Возраст, лет

Витамины

А

В EMBED Equation.3 EMBED Equation.3

В EMBED Equation.3

В EMBED Equation.3

РР

С

7-10

1,5

1.4

1,9

1,7

15

50

11-13

1,5

1,7

2,3

2,0

19

60

14-17 (юноши)

1,5

1,9

2,5

2,2

21

80

14-17 (девушки)

1,5

1,7

2,2

1,9

18

70

Витамины должны входить в рацион питания в определенных количествах.

Потребность организма в витаминах удовлетворяется при соблюдении одного правила: принципа рационального питания – разнообразия пищи.

В зимне-весенний период для предотвращения гиповитаминоза, который ослабевает организм, школьникам рекомендуется больше употреблять зелени, фруктов, овощных и фруктовых соков или поливитаминных препаратов, выпускаемых в виде таблеток, драже и сиропа.

Наряду с органическими веществами организм должен получать минеральные вещества. Они не являются источниками энергии, но без них невозможна нормальная жизнедеятельность. Недостаток минеральных веществ может привести к нарушению обмена веществ, к развитию заболеваний. В разнообразных продуктах минеральные вещества содержатся в разных количествах, следовательно, рацион питания должен быть разнообразным. Все обменные процессы в клетках тела человека могут протекать только при достаточном содержании в них воды. Недостаточное поступление воды в организм ведет к сгущению крови, задержке вредных продуктов обмена в тканях. В то же время избыточное потребление воды нарушает водно-солевое равновесие, создает нагрузку на сердце и выделительные органы. Из пищевых продуктов богаты водой фрукты, овощи, ягоды, молоко. Потребность организма в жидкости, помимо пищи, покрывается дополнительным питьем. Лучшими напитками для школьников являются чай с молоком, соки, настой шиповника. (5)

Полезно знать принципы составления меню завтрака, обеда, полдника и ужина. На завтрак школьнику можно дать крупяное, овощное или мучное блюда, стакан молока, кофе или чай с молоком, хлеб с маслом и сыром. Сюда должны быть включены продукты с большим содержанием белков: творог, яйца, рыба, мясо. Обед обычно состоит из трех блюд. Первое блюдо — суп не является основной частью обеда (его пищевая ценность невелика), поэтому его не следует давать много (1,5 стакана). Основная часть обеда – второе блюдо: мясное, рыбное, творожное, крупяное или овощное. На третье – сладкое. В полдник можно дать кефир, чай с булочкой, фрукты или ягоды. Ужинать следует не менее чем за 2 часа до сна. Он должен состоять из двух блюд: творог, яйца, овощи, каша, макароны, затем молоко, кефир, кисель. Мясные и рыбные блюда на ужин не желательны, так как белок этих продуктов медленно переваривается и длительно задерживается в желудке. Это неблагоприятно отразится на качестве сна. (12)

Одним из условий рационного питания является распределение приема пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения. Так, достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объему пища не будет казаться сытной. Однако избыточная пища нарушает нормальное функционирование пищеварительных органов.

Питье воды при приеме пищи нежелательно, так как она не только понижает аппетит и увеличивает объем содержимого желудка, но и замедляет пищеварение.

Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5-3кг. Из этого количества завтрак составляет 600г (400г на основное блюдо и 200г на горячие напитки), обед – 1000г (400-500г на первое, 300г на второе и 200г на третье), полдник – 300г, ужин – 500г (300г на основное блюдо и 200г на питье). (8, 9)

2.2 Рекомендации по правильному питанию школьников

Большую роль в развитии здоровой личности ребенка играет правильно организованное питание. Изучив литературу по теме исследования, были выявлены следующие рекомендации по правильному питанию школьников (2, 8,12):

1) Необходимо разнообразие: немного мяса, много овощей, фруктов, рыбы и продуктов из муки грубого помола. Это даёт организму все питательные и полезные для жизни вещества, в которых он нуждается. Одностороннее питание, применяемое, прежде всего для некоторых курсов похудания приносит вред здоровью.

2) Белки, жиры и углеводы — энергетические вещества, которые должны поставляться с пищей.

3) В зависимости от возраста, пола и физической нагрузки каждому организму требуется различное количество калорий (джоулей).

4) Большие порчи создают излишнюю нагрузку для организма и пищеварения. Они вызывают чувство переполнения, усталость и вялость. Лучше есть не 3 раза в день, а 5 раз небольшими порциями. Перерывы между едой не будут слишком большими и «калорийные бомбы» при этом не вытеснят здоровое чувство голода.

5) Ешьте медленно и с удовольствием. Торопливый едок обычно есть слишком много. Учёные установили, что признаки насыщения появляются лишь через 15 минут после еды. Это значит, что тот, кто с жадностью глотает свою еду, уже через несколько минут получает достаточно калорий (джоулей), не давая своему организму возможности сообщить о переходе границы насыщения.

6) То, что относится к еде, следует соблюдать и в отношении питья. Если у вас сильная жажда, то лучше всего выпить воды. Будьте осторожны со сладкими напитками (лимонадами, фруктовыми соками или напитками с колой). Они не утоляют жажду, но содержат до 100грамм сахара в 1 литре.

7) Не пейте слишком мало, дневная потребность в жидкости составляет 1,5-2 литра. Очень рекомендуется минеральная вода или чай.

8) Жир – вкусовое вещество, поэтому жиросодержащие продукты оказываются просто вкуснее своей «тощей замены». Избыток энергии в организме быстро превращается в «спасательные круги». Уменьшите потребление жира, и обращайте внимание на скрытые жиры в колбасе, сыре, орехах, шоколаде, соусах и жареной картошке.

8) Избегайте сладких соблазнов – конфет, шоколада, пирожных, мороженного и лимонада. Ведь организм переводит излишний сахар в жиры.

9) Тот, кто употребляет много фруктов, овощей и продуктов из муки грубого помола, даёт своему организму достаточно так называемых «балластных веществ». Это не перевариваемые растительные вещества, стимулирующие переваривание, хорошо насыщающие и регулирующие пищеварение.

10) Чтобы в пище было оптимальное количество витаминов, продукты нужно парить, тушить, жарить или запекать в небольшом количестве воды или жира, а жидкость, полученную после отваривания свежих овощей, всегда использовать для супов или соусов.

11) Будьте экономны в обращении с солью. Тот, кто часто ест блюда из полуфабрикатов, получает её больше, чем достаточно. Соль повышает кровяное давление. Сделайте для себя правилом: чем меньше соли, тем полезнее, лучше посыпайте еду большим количеством зелени.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Жидиловской СОШ.

Жидиловская средняя школа расположена в Мичуринском районе Тамбовской области. Школа — сельская малокомплектная, насчитывает 68 учеников. В школе осуществляется кабинетная система преподавания, имеется компьютерный класс, спортивный зал с хорошим спортивным инвентарём, столовая и буфет. Рядом со школой расположен пришкольный участок, на котором учащиеся выращивают овощи для своего питания в столовой. (Приложение №1)

Для того чтобы охарактеризовать особенности питания и здоровья использовались методы анкетирования.

Объект исследования: анкеты, медицинские карты, таблицы (Фотографии медицинских карт в приложении № 6).

Для ознакомления с условиями жизни учащихся была разработана анкета № 1 (Приложение № 2). Как питаются учащиеся школы дома, выяснили, по статистической обработке таблицы. Таблица взята из журнала «Первое сентября №3, 2006г. Питание учеников в школе изучали по меню школьной столовой (Приложение № 3). Оценку калорийности питания и разработку меню школьников исследовали по методике из учебного пособия «Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене». (4)

Учащиеся 8-11 классов (24 человека) выполняли домашнюю практическую работу по определению влияния образа жизни на состояние здоровья. Отвечая на вопросы анкеты № 2, (Приложение № 4) школьники из предложенных вариантов ответов выбирали наиболее характерный для них, и соответствующий балл вносили в таблицу (приложение № 5). В зависимости от набранной суммы баллов учащиеся проводили самооценку своего образа жизни. Если сумма балов от +9 до +12, можно утверждать, что образ жизни способствует укреплению здоровья. Если сумма баллов от +5 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья. Если сумма баллов +5 необходимо серьёзно задуматься о своём будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате. Анкета взята из журнала «Первое сентября» №6, 2007.

Одним из методов исследования была работа с медицинскими картами учеников. По числу обращений в больницу и результатам этих обращений была выявлена структура и динамика заболеваемости учащиеся 8-11 классов (Приложение № 14-15).

4. Питание и здоровье учащихся 8-11 классов

МОУ Жидиловской СОШ

4.1. Исследование питания учащихся 8-11 классов

МОУ Жидиловской СОШ

Проблема питания – одна из ключевых при оценке состояния здоровья. Для характеристики питания, прежде всего, были исследованы условия жизни старшеклассников. По данным анкетирования было установлено: из 24 учеников имеют полные семьи – 21, что составляет 87,5%, трое учащихся живут в неполных семьях, с одной матерью (12, 5%) (Рис.1, приложение №7).

Всего лишь у 9 человек (37,5%) оба родителя имеют постоянную работу, у 12 (50,0%) работает один из родителей, у трех учащихся (12,5%) ни один из родителей не имеет постоянного дохода (Рис.2, приложение № 7).

В основном родители работают либо в школе и магазине, либо на ферме. В каждой семье имеется свой приусадебный участок, на котором работает вся семья. Он и дает основной доход. У 15 семей (62,5%) имеется подсобное хозяйство, которое даёт основные продукты питания (мясо, яйца, молоко). Семьи девяти учащихся (37,5%) не имеют никакого подсобного хозяйства (Рис.3, приложение № 8).

В 18 семьях (75,0%) по 2 ребенка, в трех семьях (12,5%) – по 3-5 детей и в трех семьях (12,5%) — по одному ребенку. Многодетные семьи – малообеспеченные, в каждой из таких семей работает только один из родителей. В ходе работы был проведен анализ продуктов питания, употребляемых старшеклассниками за неделю (Таблица №3).

Таблица №3

Распределение продуктов питания в недельном рационе учащихся 8-11 классов

Вид продукта

Едим каждый день

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

Мясо

13 (56%)

9 (36%)

2 (8%)

Рыба

22 (92%)

2 (8%)

Молочные продукты

18 (75%)

4 (17%)

2 (8%)

Яйца

2 (8%)

12 (48%)

10 (40%)

Фрукты, соки

8 (33%)

4 (17%)

12, 50 (75%)

Овощи

20 (80%)

4 (17%)

____

Макароны, крупы, каши

8 (33%)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст