Рекомендации по планированию методической работы

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

на 2013-2014 учебный год

Курган 2013

Рекомендации по планированию методической работы на 2013-2014 учебный год / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» – Курган, 2013. – 40 с.

Составитель: Шатных А.В., проректор по организационно-методической работе, кандидат педагогических наук

© Институт развития образования и социальных технологий, 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (МО)

УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНИКОВ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Для того, чтобы реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществлялась успешно, необходимо понять главное — учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием у школьника универсальных учебных действий. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Важнейшим средством гарантированного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и точного инструментального управления учебным процессом является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Обуающийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, что определяет приоритет использования педагогических технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре педагогических технологий, максимально способствующих достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы и уметь выстраивать на их основе учебные занятия.

Согласно ФГОС образовательное учреждение, реализующее программы общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами, а в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва) «учитель должен знать: современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения» и «использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы».

В соответствии с обозначенной проблемой темой работы территориальных, городских, районных, школьных методических объединений на 2013-2014 учебный год может стать «Современные педагогические технологии как условие реализации урока на основе требований ФГОС». Основной целью в этом случае будет создание условий для теоретической, мотивационной и практической готовности педагогов к организации урока на основе современных образовательных технологий, направленных на достижение планируемых результатов освоения ООП ОО.

В данных рекомендациях предложены обобщенные планы занятий для МО учителей-предметников, а также списки информационных источников, в том числе Интернет-ресурсы. Это поможет педагогам организовать коллективную и самостоятельную деятельность по освоению требований к современному уроку, особенностей реализации системно-деятельностного подхода в рамках урока и применению образовательных технологий в системе уроков. С учетом того, что в предыдущие годы были рассмотрены особенности информационно-коммуникационных технологий в рекомендациях на 2013-2014 учебный год данная технология не включена.

Количество обсуждаемых вопросов на занятиях методических объединений педагогов предложено в избыточном количестве в целях предоставления выбора в соответствии с образовательными потребностями и затруднениями, а также с учетом имеющегося опыта работы в данном направлении.

В качестве приложения к представленным разработкам занятий даны материалы для подготовки педагогов и обсуждению на занятиях, даны примеры уроков по разным предметам с использованием системно-деятельностного подхода, уроков с применением образовательных технологий.

Примерные планы занятий методического объединения

учителей-предметников

Цель: организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации учителей-предметников для обеспечения качества образования.

 

Задачи:

1. Освоение педагогических технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

2. Совершенствование методики преподавания, развитие уроков по предмету на основе внедрения современных педагогических технологий.

3.Трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

4. Информационное и методическое сопровождение перехода на ФГОС ОО.

5. Продолжение самообразовательной деятельности учителей-предметников.

Занятие №1

Тема: Современный урок (учебное занятие)

План занятия

1. Анализ работы РМО за 2012-2013 учебный год и задачи на 2013-2014 учебный год:

— анализ кадрового состава учителей по предмету;

— поощрение активных, творчески работающих в РМО учителей;

— представление прибывших молодых специалистов;

— утверждение плана работы РМО на 2013-2014 учебный год;

— информация о сетевом сообществе учителей Курганской области ( HYPERLINK «http://doirost.orbitel.ru» http://doirost.orbitel.ru).

2. Сообщения по теме:

ФГОС – общая характеристика. Законодательные и нормативные основы введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современные тенденции и принципы построения образования по предмету.

3. Современный урок

Понятие и сущность урока (учебного занятия). Основные компоненты урока. Функции учебного занятия.

Особенности современного урока (учебного занятия).

Требования к современному уроку (занятию).

Типы и виды урока (учебного занятия). Структура урока (занятия).

Целеполагание на уроке. Методы обучения.

Задания на межсекционный период:

Познакомиться со структурой и содержанием Примерной Основной образовательной программы общего образования.

Изучить деятельность и осуществить регистрацию в сетевом сообществе учителей-предметников Курганской области.

Систематизировать знания по теме «Современные образовательные технологии».

Составить карту анализа (самоанализа) учебного занятия с позиции реализации требований к уроку в условиях введения ФГОС.

Список рекомендуемой литературы:

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд-во Педагогика, 1989.-192 с.

Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

Питюков,В.Ю. Основы педагогической технологии: уч-мет.пособие.-М.:Гном ИД, 2001.-192с.

Русских, Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия//Методист. 2003. № 3.- С.30-39.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»

Селевко, Г.К. Энциклопедии образовательных технологий: В 2 т. Т 1.М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.

Шмелькова, Л.В. Технологизация образовательного процесса — Курган: ИПКиПРО, 2002.-144 с.

Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М., 1998 г. — 250 с.

Занятие №2

Тема: «Современный урок в контексте

системно-деятельностного подхода»

План занятия

1. Сообщение по теме: Современный урок в контексте системно-деятельностного подхода:

— целеобразование;

— система дидактических принципов;

— типологии уроков;

— критерии результативности урока.

2. Открытое занятие (учебное занятие, курс по выбору, элективный курс, кружок) с элементами системно-деятельностного подхода.

3. Выступления из опыта работы:

— организация учебных занятий по предмету с использованием системно-деятельностного подхода

Задания на межсекционный период

Познакомиться и проанализировать нормативно – правовую документацию, современную научную и методическую литературу по вопросам реализации системно-деятельностного метода обучения.

Список рекомендуемой литературы

Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика.-М.: 2009 – №4. – С18-22.

Русских, Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия//Методист. 2003. № 3.- С.30-39.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»

Интернет-ресурсы

1. HYPERLINK «http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659528» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659528 – Видеоуроки в сети Интернет. Цели урока: системно-деятельностный подход.

2. HYPERLINK «http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103» http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103 – сайт Научного журнала «Фундаментальные исследования»

3. HYPERLINK «http://videouroki.net/index.php?subj_id=2» http://videouroki.net/index.php?subj_id=2 – Видеоуроки в сети Интернет.

Занятие № 3

Тема: Урок в технологии развития критического мышления

План занятия

1. Технология развития критического мышления.

— Общая характеристика технологии развития критического мышления

— Цели технологии развития критического мышления.

— Структура урока в технологии развития критического мышления

— Учебные условия для развития критического мышления обучающихся.

— Приемы технологии развития критического мышления

2. Открытое занятие (учебное занятие, курс по выбору, элективный курс, кружок) с использованием технологии развития критического мышления.

3. Выступления из опыта работы:

— организация учебных занятий по предмету с использованием технологии развития критического мышления

Задания на межсекционный период

1. Изучение литературы по проблеме развития критического мышления.

2. Разработка сценария учебного занятия по предмету с элементами развития критического мышления.

Список рекомендуемой литературы

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

Криволапова, Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. – Курган: ИПКиПРО, 2004.

Шаврина, О.Г. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании русского языка и литературы: методические рекомендации/О.Г. Шаврина.- Курган: ИРОСТ, 2012.

Интернет-ресурсы

1. HYPERLINK «http://videouroki.net/index.php?subj_id=2» http://videouroki.net/index.php?subj_id=2 – Видеоуроки в сети Интернет.

2. HYPERLINK «http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html» http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html — технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

3. HYPERLINK «http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17» http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 — развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы

Занятие №4

Тема: Урок в технологии проектной деятельности

План занятия

1. Технология проектной деятельности

— Концепция технологии проектной деятельности и ее назначение.

— Тип проекта. Этапы разработки проекта.

— Проектная деятельность учащихся как средство достижения образовательных результатов ФГОС ОО.

2. Открытое занятие (учебное занятие, курс по выбору, элективный курс, кружок) с использованием технологии проектной деятельности.

3. Выступления из опыта работы:

— организация учебных занятий по предмету с использованием технологии проектной деятельности.

4. Предложения по плану работы РМО на 2014-2015 учебный год.

Задания на межсекционный период:

Изучить научно – методическую литературу по вопросам реализации технологии проектной деятельности.

Провести анализ предметных тем, по которым возможна реализация технологии проектной деятельности; (работа может быть организована по группам).

Разработать учебное занятие на основе технологии проектной деятельности и создать методический банк разработок занятий с использованием данной технологии.

Список рекомендуемой литературы

Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. — № 9. — с.177-180.

Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности / Т.Д. Новикова // Народное образование. – 2000. — № 8-9. С.151-157.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Обухов, А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении/А.С. Обухов//Школьные технологии.- 2007.-№1.-с.86-90.

Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель.- 2000. — №4. -С. 52-55.

Поздняк, С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов/С.Н. Поздняк//Стандарты и мониторинг в образовании.-2006. — №3. — с.52-56.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816 с.

Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения/ А.С. Сиденко // Завуч. № 6. 2003. -с.96-111.

Скоробогатова, Г.Г. Проблемная, проектная и модульно-блочная технологии в работе учителя/ Г.Г. Скоробогатова. – М., Издательство МИОО, 2002. – 203 с.

Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности/ С.Д. Смирнов. – М.: Академия, 2007.

Интернет-ресурсы

HYPERLINK «http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com

НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе) на портале «Сеть творческих учителей».

Статьи и методические материалы:

1. HYPERLINK «http://school.apkpro.ru/consul/node/61 /» http://school.apkpro.ru/consul/node/61 / В чем суть технологии современного проектного обучения?

2. HYPERLINK «http://myshared.ru/slide/144096 /» http://myshared.ru/slide/144096 / Технологии проектного обучения «Современные образовательные технологии» «Компететностно-ориентированный подход к формированию образовательных программ и оценке результатов обучения»…

3. HYPERLINK «http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_3.htm /» http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_3.htm / Технология проектного обучения как средство успешного самоопределения учащихся.

4. HYPERLINK «http://darvin54.my1.ru/publ/1-1-0-3 /» http://darvin54.my1.ru/publ/1-1-0-3 / Мастер-класс «Проектный метод обучения в технологии современного урока и внеклассных занятий».

5. HYPERLINK «http://kudryshova.3dn.ru/publ/proektnaja_dejatelnost/tekhnologija_sovremennogo_proektnogo_obuchenija/tekhnologija_sovremennogo_proektnogo_obuchenija/8-1-0-1 /» http://kudryshova.3dn.ru/publ/proektnaja_dejatelnost/tekhnologija_sovremennogo_proektnogo_obuchenija/tekhnologija_sovremennogo_proektnogo_obuchenija/8-1-0-1 / Технология современного проектного обучения

6. HYPERLINK «http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=37057» http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=37057 / Ермолаева И.А. Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации

7. HYPERLINK «http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm» http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm / Полат Е.С. «Метод проектов».

8 HYPERLINK «http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm /» http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm / Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования».

9. HYPERLINK «http://www.mega.educat.samara.ru» www.mega.educat.samara.ru / (см. Л.М. Чеглакова. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ. О.В. Чуракова. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ) 2. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2001.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МО УЧИТЕЛЕЙ — ПРЕДМЕТНИКОВ

Примерный план

занятий территориальных, районных, школьных методических

объединений учителей начальных классов по проблеме:

«Современные педагогические технологии как условие реализации

урока на основе требований ФГОС НОО».

Панченко Юлия Викторовна,

зав. отделом начального и дошкольного образования,

ст. научный сотрудник по модернизации начального образования.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст