Рекомендации по организации работы дошкольников в микрогруппах

2. Особенности образовательного процесса.

2.1. Содержание обучения и воспитания детей.

Педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске, что способствует улучшению качества воспитания и обучения дошкольников.

Работа ведется по комплексным общеобразовательным программам «Кроха» разработанной авторским коллективом НИРО (Г.Г. Григорьева, Н.П., Кочетова, Д.В. Сергеева и др.), «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева), дополнительным программам дошкольного образования «Театр – Творчество – Дети» (Н.Ф.Сорокиной), «Мы» (Н.Н.Кондратьевой).

В соответствии с целями и задачами деятельности Учреждения, в воспитательно – образовательном процессе используются методические и дидактические материалы, разработанные педагогами:

1.1. Блок «Нравственное воспитание и театрализованная деятельность», включающий в себя:

цикл игровых занятий «Добро побеждает зло», «Добро и дружба» (нравственные беседы, игры-имитации, игровые ситуации);

систему игровых и практических ситуации иллюстрирующего типа «Инсценировка с игрушками», «Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Как быть, что делать?», «Наша забота нужна всем»;

1.2. Материалы по реализации социо-игровой технологии:

Рекомендации по организации работы дошкольников в микрогруппах;

Конспекты занятий определенной структуры (игры для рабочего настроения; введение в игровую ситуацию; решение проблемных ситуаций; игры для творческого самовыражения; игры-разминки).

1.3. Материалы долгосрочных проектов «Любимые игрушки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дружные ребята» (младший дошкольный возраст), «Театр – источник творчества детей», «Старая сказка на новый лад», «Моя страна» (старший дошкольный возраст)»

1.4. Материалы работы по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия (планы, памятки, конспекты консультаций, образцы анкет, методические рекомендации по проведению анкетирования семей группы риска)

2.1. Конспекты занятий по обучению дошкольников спортивным играм, материалы консультаций, тренингов с родителями;

2.2. Материалы мониторинга оценки качества работы по обучению дошкольников спортивным играм и игровым упражнениям.

2.2. Инновационная деятельность

Характерная черта современной системы образования – противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения дошкольниками. Модернизация дошкольного образования, обусловленная введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направлена на создание адекватных возрасту детей условий организации образовательного процесса. При этом предполагается декларированный уход от непосредственно учебной деятельности, что не означает ухода от самого процесса обучения, который в совокупности с воспитанием и развитием составляет суть дошкольного образования.

Введение инноваций в работу предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода. Переходной период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инновации

В настоящее время инновационной для коллектива учреждения является работа по созданию образовательной программы, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

2.3. Авторские программы и технологии, результаты их реализации

В целях осуществления непрерывного образования воспитателей, ориентированного на достижение и поддержание высокого качества воспитательно – образовательной работы, педагогами учреждения разработаны и реализуются авторские программы и технологии

Таблица 2

Название программы (технологии )

Число педагогов

Результаты реализации программы

чел

%

План — программа «Формирование доброжелательных взаимоотношений у дошкольников» Рассказова Н.Г., воспитатель

1

3%

Снизились проявления агрессивности, тревожности, эмоциональной неустойчивости в поведении детей. Воспитанники научились разрешать проблемные ситуации, проявлять сострадание и заботу о товарищах и близких, подчинять свои интересы правилам коллективной игры.

Увеличилось количество детей, имеющих навыки сотрудничества на 16%.

План-программа « Роль игры в формировании доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста»

Енгибарова О.С., воспитатель

1

3%

Улучшение показателей сформированности доброжелательных отношений, нравственных качеств и навыков сотрудничества у детей младшего дошкольного возраста.

Динамика развития навыков сотрудничества по всем показателям, увеличился процент детей с высоким уровнем на 5 %, средним уровнем на 6 %.

Программа «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста»

Кваша И.В., инструктор

по физкультуре.

8

28%

Повысился уровень физических качеств детей на 15%.

Воспитанники показывают хорошие результаты в городских и губернаторских состязаниях.

План-программа «Воспитание у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью»

Мезяк С.А., воспитатель

2

6%

Воспитанники научились бережно относиться к своему здоровью, повысился уровень по формированию здорового образа жизни на 10%

План-программа «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников»

Шалакина С.В., воспитатель

1

3%

Повысился уровень выразительности речи детей на 18%.

Воспитанники являются дипломантами 5-го городского детско – молодёжного фестиваля.

План-программа «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Гайсина Т.Р., музыкальный руководитель

1

3%

Повысился уровень сформированности вокально-хоровых навыков на 30 %.

Воспитанники показывают высокие результаты в городских конкурсах. Являются лауреатами I степени фестиваля детского и юношеского творчества «Лангепасская капель»

План – программа «Подвиг во имя мира»

Шалакина С.В., воспитатель

1

3%

Дети проявляют осознанный интерес к истории своей Родины; знают художественные произведения о военных событиях 1941 – 1945гг.; сознательно заботятся о пожилых людях – ветеранах. В реализации проекта приняли активной участие родители воспитанников.

2.4. Охрана и укрепление здоровья детей

Охрана и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни, приобщение дошкольников к физической культуре и спорту – приоритетные направления государственной политики в области образования. В рамках данного социального заказа, в Учреждении осуществляется следующая деятельность:

1. реализуются на практике принципы создания здоровьесберегающего пространства:

— природосообразность;

— психофизическая и умственная подготовленность детей к учебной нагрузке;

— смена видов деятельности и динамичности восприятия;

— комплексный характер занятий с дошкольниками;

— охранительный режим.

2. проводится мониторинг здоровья детей, выстраиваются на этой основе индивидуальные здоровьесберегающие маршруты для каждого воспитанника.

3. организована координирующая деятельность психолого – медико – педагогического консилиума Учреждения.

4. используются технологии здоровьесбережения.

В течение трех лет педагогический коллектив использует в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, Л.И.Латохиной, направленные на профилактику нарушений зрения и опорно – двигательного аппарата.

Можно выделить несколько основных методов, которые применяются непосредственно в работе с детьми:

По технологии В.Ф.Базарного:

смена динамических поз на занятии;

физкультминутки, направленные на стимуляцию мозгового кровообращения, активизацию общей координации в пространстве, на снятие симптоматического утомления и симптомов возбуждения;

специальное расположение наглядности на занятиях;

упражнения для глаз.

По технологии Л.И.Латохиной:

дыхательные упражнения;

оздоровительные минутки на занятиях;

элементы самомассажа;

статические упражнения.

Необходимо отметить еще один важный аспект в работе по укреплению и сохранению здоровья воспитанников – приобщение дошкольников к физической культуре и спорту через спортивные игры и игровые упражнения.

Мы обучаем старших дошкольников элементам спортивных игр, таких как баскетбол, футбол, бадминтон, городки, а младших катанию на санках, играм с мячом.

Инструктор по физической культуре, воспитатели грамотно планируют подводящие и подготовительные упражнения, дают точные указания детям, опираясь на двигательный опыт каждого ребенка. Уделяется внимание профилактике травматизма, чтобы спортивные игры вызывали у детей радость и доставляли положительные эмоции педагогам.

Перспектива деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников:

профилактическая работа с использованием здоровьесберегающих технологий Л.И. Латохиной и В.Ф. Базарного.

обучение родителей здоровьесберегающим технологиям;

проведение мониторинга использования технологий здоровьесбережения в семье и детском саду.

организация здоровьесберегающего пространства на уровне группы:

— оздоровительные маршруты;

— закаливающие процедуры;

— средства двигательной направленности;

— оздоровительные силы природы;

— гигиенические факторы.

5. повышение результативности, возможность распространения опыта работы родительского клуба «Семь шагов к здоровью»

2.5. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям (деятельность психологов, логопедов)

В учреждении открыт логопедический пункт, который посещают воспитанники, нуждающиеся в педагогическом сопровождении учителя – логопеда.

Зачисления на коррекционные занятия проводится по результатам обследования детей всех возрастных групп. Коррекционная помощь прежде всего оказывается старшим дошкольникам с такими речевыми нарушениями, которые будут препятствовать их успешному школьному обучению, а также детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями.

В логопункте занимаются 25 дошкольников. Продолжительность логопедической работы от двух – трех месяцев до полутора – двух лет.

Учитель – логопед ведет большую работу с родителями. Она предусматривает консультации, открытые занятия, совместные занятия детей и родителей.

Педагог взаимодействует с медицинскими работниками и воспитателями.

Ежегодно работа логопедического пункта контролируется Городской психолого – медико — педагогической комиссией.

Специалисты Комиссии дают родителям рекомендации по организации дальнейшего обучения их детей, например: занятия с логопедом в начальной школе.

В учреждении организована работа педагога – психолога. Выделим основные направления деятельности:

психологическое просвещение (беседы, консультации, тренинги с родителями, педагогами)

психологическая профилактика (предупреждение возможных осложнений в психическом развитии

психологическая диагностика;

развивающая и психо – коррекционная работа;

психологическое консультирование.

Основной задачей педагога – психолога является помощь в стабилизации психической жизни детей. Его деятельность может оказать большое влияние на жизнь дошкольника, поэтому в Учреждении строго определены принципы поведения и профессиональной этики этого специалиста. Например, нельзя проводить обследование ребенка без разрешения родителей. Не подлежит разглашению медицинский диагноз, анамнез, семейные проблемы. Психологические карты, содержащие необходимые для психолога сведения о ребенке, находятся в закрытом помещении, куда нет доступа посторонним. Педагогическому коллективу сообщаются только психологические заключения, содержащие лишь обобщенную информацию и психологические рекомендации. Данные обследования обсуждаются только с родителями. Педагоги, дедушки, бабушки и др. получают информацию с разрешения матери или отца.

2.6. Организация работы кружков, секций, студий

Для эффективной образовательно – воспитательной работы, по запросам родителей и самих воспитанников, в учебный план введены занятия кружков, секций и студий, которые организуют и проводят педагоги Учреждения на основе дополнительных (в том числе авторских) программ.

В Учреждении организована работа следующих кружков, секций, студий

Кружки:

Вокальный кружок «Непоседы» — работает по методике Т.М.Орловой, С.И.Белкиной «Учите детей петь».

Танцевальный кружок «Веселый каблучок» — работает по методике А.А.Матюшиной «Путешествие в страну «Хореография»

Кружок «АБВГДейка» — работает по методике И.А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме».

Кружок «Волшебное слово» — работает по методике З.И. Гриценко по приобщению дошкольников к художественному слову»

Интеллектуально-познавательный кружок «По дороге к школе», работает по методике Гойжа Н.В. «Интенсивный курс подготовки к школе», Катаевой Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»

Интеллектуальный кружок «Всезнайки» — руководитель педагог-психолог, работает по методике А.И.Савенкова «Путь к одаренности».

Секции:

Спортивная секция «Силачи» — руководитель-инструктор по физической культуре, работает по методике К.К. Утробиной «Занимательная физкультура»

Студии

Творческая студия «Радуга», руководитель — воспитатель, работает по методике Т.Г. Казаковой «Рисуем нетрадиционными техниками».

Творческая студия «Родничок» — 25 ребёнка (10%) работает по методике Н.В. Дубровской «Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет».

Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием (в ДОУ) составляет 66% (159 ребенок), из них:

Вокальный кружок «Непоседы» — 12 детей (5%)

Танцевальный кружок «Веселый каблучок» — 12 детей (5%)

Интеллектуальный кружок «Всезнайки» — 12 детей (5%)

Творческая студия «Радуга» — 12 детей (5%)

Спортивная секция «Силачи» — 16 детей (7%)

Интеллектуально-познавательный кружок «По дороге к школе» — 24 ребенка (10%)

Кружок «АБВГДейка» – 22 ребенка (9%)

Кружок «Волшебное слово» — 24 ребенка (10%)

EMBED Excel.Chart.8 \s

Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием (в учреждениях дополнительного образования), составляет 23% (56 детей от 240 воспитанников ДОУ), из них:

Таблица 3

п/п

Наименование учреждений дополнительного образования

Кол-во детей

Доля от 240 детей ДОУ

1.

ЦДО «Радуга»

— танцы

— лепка

— воскресная школа

15

6

6

11%

2.

ЦК «Нефтяник»

— танцы

5

2%

3.

Дворец спорта

— гимнастика

— плавание

— хоккей

2

6

4

5%

4.

Воскресная школа

1

5.

Школа будущего первоклассника (в школах города)

48

Всего детей

46



Страницы: 1 | 2 | Весь текст