Рекомендации по выполнению курсового проекта по растениеводству

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра растениеводства

РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсового проекта по растениеводству и справочные материалы для лабораторно – практических занятий по программированию урожаев с.- х. культур для студентов 4 курса агрономического факультета

КАЗАНЬ – 2009 г.

УДК 633/635 : 631. 559 (07)

ББК. 41.4 : 41.47 Р

Методические указания составлены доктором с.-х.наук, профессором Талановым И. П.

Рецензенты:

Зав.кафедрой ресурсо-энергосбережения института агробизнеса, профессор Фомин В. Н.

Доцент кафедры общего земледелия Ахметзянов М. Р.

Методические указания составлены для студентов агрономического факультета очной формы обучения в помощь при выполнения курсового проекта по растениеводству и лабораторно – практических занятий по программированию урожаев сельскохозяйственных культур.

Рассмотрены, одобрены и рекомендованы к печати через офсетную лабораторию КГАУ на заседании кафедры растениеводства (протокол № 6 от 14 мая 2009 года) и заседании методической комиссии агрономического факультета (протокол № от____________ 2009 г)

УДК 633/635 : 631. 559 (07)

ББК. 41.4 : 41.47 Р

© Казанский государственный аграрный университет

1.ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА ПРОГРАММИРОВАНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

Программирование урожаев имеет цель – теоретически обосновать и практически реализовать максимальное аккумулирование солнечной энергии, наиболее полное использование почвенно-климатических ресурсов, генетического потенциала сортов, материальных и трудовых ресурсов и гарантированное получение экономически оправданных высоких урожаев с.-х. культур с хорошим качеством продукции.

Цель выполнения курсового проекта состоит в том, чтобы выявить и оценить уровень полученных теоретических знаний студентами по курсу растениеводства и другим основополагающим агрономическим дисциплинам, а также определить навыки практического применения этих знаний при разработке технологии возделывания культур на запланированную урожайность.

При изучении курса и написании курсового проекта студенты должны уметь:

— определить потенциальный (У пу ) и действительно возможный (реальный) урожай по приходу фотосинтетически активной радиации (ФАР);

— определить величину действительно возможной урожайности (ДВУ), по влагообеспеченности почвы и посевов, по биогидротермическому показателю продуктивности (Кр), по наличию углекислоты, по естественному плодородию почв;

— определить лимитирующий фактор в получении реальной урожайности по естественному плодородию почвы и природно-климатическим факторам;

— рассчитать нормы удобрений под программированный урожай для каждой культуры с учетом использования питательных веществ из почвы и вносимых удобрений;

— заблаговременно определить фотометрические параметры посева заданной продуктивности (площадь листьев, нарастание сухой биомассы, фотосинтетический потенциал и др.) под запрограммированный урожай;

— обосновать режимы орошения или осушения с.-х. культур;

— рассчитать потребность углекислоты и возможность увеличение ее для получения запрограммированных урожаев;

— разработать технологическую карту проведением в хронологической последовательности агротехнических приемов (мероприятий), составом и количеством сельскохозяйственных машин, сроками проведения и качественными показателями выполняемых агротехнических приемов;

— разработать интегрированные системы защиты растений против вредителей, болезней и сорняков;

— коротко и грамотно изложить технологию возделывания культуры с учетом биологических требований к условиям произрастания и мероприятий разработанных с целью получения запрограммированных урожаев.

2.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Общий объем курсового проекта должен составлять не менее 25-30 страниц компьютерного набора, напечатанного через 1,5 интервала (14 шрифт) или 30-40 страниц рукописного текста.

Курсовой проект оформляется в виде текстовой части с включением в ее состав таблицы, рисунки и приложения. Текстовая часть работы выполняется на одной стороне листа белой бумаги размером 297 х 210 мм (форма А-4). При написании текста с левой стороны листа оставляются поля для подшивки — 30 мм, с правой- 10 мм, вверху- 15 мм и снизу — не менее 20 мм. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию от титульного листа до последней страницы, включая листы с таблицами и приложениями. На титульном листе номер не ставят, хотя его и подразумевают.

При оформлении курсового проекта содержание подразделяются на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера римскими цифрами I, II и т.д. Каждый раздел надо начинать с новой страницы. Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах раздела, например 1.2 2.3 и т.д. Перенос слов в заголовках не допускается. В конце заголовка не ставят точку. Таблицы должны иметь заголовки и порядковый номер в пределах каждого раздела или подраздела, например таблица 1.1., рис. 2.3. и т.д. Вспомогательные материалы помещаются в приложениях. При использовании в работе таблиц, приложений в тексте дается ссылка на этот материал.

В работе допускаются сокращения только в тексте общепринятые и установленные ГОСТом, например, сантиметр — см, тонна — т, гектар – га, таблица – табл., рисунок — рис. и т.д. Если в работе имеются ссылки на литературные источники, то в скобках пишутся первые три автора и год издания, например (А.А. Зиганшин., Л.Р.Шарифуллин,1981).

В конце работы под заголовком «Список литературы» включаются все источники, например:

Посыпанов Г.С., Долготдворов В.Е., Коренев Г.В. и др. Растениеводство Под редакцией Г.С. Посыпанова.- М.: Колос.- 1997.- 447 с.

Пример оформления титульного листа, и примерный план курсового проекта приводятся в приложениях 1 и 2. Задание на проектирование курсового проекта для студентов преподавателем кафедры выдается персонально .

2.1. Методика выполнения курсового проекта

Во «Введении» (на 1-2 стр.) освящается значение выбранной культуры для курсового проектирования и задачи ее производства в РТ.

Во второй главе «Ботаническая характеристика, и биологические особенности» следует коротко описать принадлежность проектируемой культуры к ботаническому семейству, роду, виду (подвиду). Изложить особенности морфологического строения (корневая система, стебель, листья, соцветия, цветы, плоды, семена) и особенности биологии культуры. При изложении можно использовать литературные источники: учебники, монографии, статьи и др. со ссылкой на них и результаты собственных наблюдений, полученных во время научно- агрономической практики.

Отношения культуры к температуре следует указать требования к температурному режиму, т.е. привести пределы оптимальных температур для роста и развития, а также минимальные и максимальные температуры отрицательно действующие на ростовые процессы, выбор рельефа почвы т.к. от этих требований зависит не только срок посева, но и и другие элементы агротехники.

В требованиях к влаге указывается транспирационный коэффициент, количество воды необходимое для набухания семян, коэффициент водопотребления, оптимальный режим влажности почвы и воздуха и ее минимальные и максимальные пределы.

В требованиях к свету следует остановиться на отношении культуры к фотопериодизму, специфические требования растений к условиям освещения в различные периоды развития.

При описании требований к почве и питательным веществам, указываются требования к типу и гранулометрическому составу почвы, реакции почвенной среды, глубине пахотного слоя и плодородию почвы.

В требованиях к элементам питания необходимо описать особенности потребления питательных веществ по периодам вегетации. Вынос и максимальное потребление на единицу продукции азота, Р2О5 и К2О, требование культуры к другим макро- и микроэлементам. Какие элементы питания, проектируемой культуры способны извлекать из труднодоступных форм и какие формы макро- и микроудобрений желательно вносить для получения высоких урожаев с хорошим качеством продукции.

При изложении ботанической характеристики и требований культуры к условиям произрастания (биологические особенности) на проектируемую культуру предусматривается объем 3-4 страницы.

2. 2.Почвенно-климатические условия зоны.

При использовании исходных данных почвенно-климатических условий зоны по месту жительства студента приводится краткое описание почвенного покрова и характеристика типа почв (на которых планируется возделывать проектируемая культура), основные сведения из агрохимических картограмм по этим типам почв.

Климатические условия описываются по средним многолетним данным ближайшей метеостанции. Указываются средние температуры воздуха, минимальные и максимальные температуры воздуха и почвы, сумма осадков, относительная влажность воздуха, сумма эффективных температур, запас продуктивной влаги в метровом слое почвы. Все эти данные приводятся по декадам, за месяц и за год, особенно выделяется период вегетации данной культуры.

Эта глава должна заканчиваться выводами автора о том, что позволяет ли почвенно-климатические условия зоны получить высокие запланированные урожаи проектируемой культуры.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ УРОЖАЙНОСТИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРИХОДУ ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИ АКТИВНОЙ РАДИАЦИИ (ФАР), ВЛАГООБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЕСТЕСТВЕННОМУ ПЛОДОРОДИЮ ПОЧВЫ

3.1. Определение урожайности по приходу ФАР

Республика Татарстан находится в пределах 54-56 северной широты и по данным Казанского Государственного Университета на каждый гектар за вегетационный период приходит 2,93 млрд. ккал/га или 12,27 млрд. кДж /га фотосинтетически активной радиации. Из них в мае поступает 0,66, июне- 0,71, июле- 0,69, августе- 0,56 и в сентябре- 0,33 млрд. ккал/га.

Однако при нынешних средних урожаях КПД ФАР, как правило, не превышает 1-2%. Согласно теории А.А. Ничипоровича хорошие урожаи с.-х. культур можно получить при использовании 1,5-3% ФАР, а высокие более 3%.

Поэтому, для определения уровней урожайности проектируемой культуры следует рассчитать возможный урожай при использовании ФАР в производственных условиях (1-2%), так и при действительно возможном использовании ФАР в условиях Республики Татарстан (3% ФАР).

Для сравнительной оценки получения урожайности от использования ФАР желательно провести расчеты на двух уровневых показателях: 1,5% для получаемых в производстве средних урожаев и 3% для расчетов планируемой

( потенциальной) урожайности.

Расчеты прихода ФАР за вегетацию производятся со дня появления всходов проектируемой культуры до прекращения вегетации по схеме представленной таблице 3.1.1.

Прогнозирование урожайности _______________________ по приходу ФАР.

Календарные сроки вегетации: посев ____________ всходы _____________ — прекращение вегетации ______________ вегетационный период составляет________ дней

Показатели

ДВУ

ПУ

1.Приход ФАР за вегетацию, млрд. ккал/га

2.Коэффициент использования ФАР, %

3.Будет использовано ФАР, млн.ккал

4.Возможная урожайность сухой биомассы, т/га

5.Возможная урожайность при уборочной влажности, т/га ……………………………

в т.ч.основной продукции, т/га ……………

побочной продукции, т/га ………………..

________________________

________________________

На создание 1 кг сухой биомассы потребляется 4 тыс. ккал солнечной энергии.

Пересчет урожая сухой биомассы на урожай при стандартной уборочной влажности проводится по формуле: Х= А х 100/ (100 — ВЛ), где :

Х- урожай при уборочной стандартной влажности.

А- урожай сухой биомассы.

ВЛ- стандартная уборочная влажность.

Стандартная уборочная влажность:

Зерновые (зерно + солома)-14%

Картофель (клубни + ботва)-80%

Сахарная свекла (корнеплоды + ботва)-80%

Для основной продукции в общем урожае биомассы (хозяйственный коэффициент) величина не постоянная и изменяется под воздействием биотических и абиотических факторов, технологии возделывания, сорта и т.д. Для проведения расчетов доли основной продукции предлагается средние многолетние данные: зерновые и зернобобовые культуры (зерно) — 40%, картофель (клубни) — 70%, сахарная и кормовая свекла (корнеплоды) –60% от общей биомассы.

3.2. Расчет реально возможной урожайности по влагообеспеченности посевов

Величина действительно возможной урожайности (ДВУ), определяется влагообеспеченностью посевов, особенно продуктивной ее частью, которая берется по данным содержания влаги весной перед посевом (посадкой) и отрастанием озимых в слое 0-100 см и количество осадков, выпавших за период вегетации культуры.

Средние многолетние данные запаса продуктивной влаги в метровом слое почвы и выпадания осадков по данным метеостанциям расположенных в РТ приведены в таблицах 3.2.1. и 3.2.2.

Таблица 3.2.1

Запас продуктивной влаги в метровом слое почвы реред посевом яровых и отрастанием озимых, мм

Метеостанция

Озимые

Зябь

Метеостанция

Озимые

Зябь

Арск

180

190

Тетюши

175

170

Казань

175

185

Чистополь

165

165

Мензелинск

165

175

Отрада

170

170

Запас продуктивной влаги в слое 0-100 см перед посевом озимых культур в нормально влажный год составляет 100 — 120 мм, средне – засушливый – 80 – 100 и сильно — засушливый год – 60 – 80 мм.

Таблица 3.2.2

Среднее количество осадков по ГМС РТ, мм

Месяцы

Арск

Казань

Мензе-линск

Тетюши

Чисто-поль

Отрада

Бугульма

Январь

26

28

21

29

19

28

30

Февраль

20

23

16

26

19

24

25

Март

24

28

18

29

21

28

30

Апрель

24

28

22

29

24

24

30

Май

33

37

40

39

36

34

42

Июнь

51

50

50

49

50

46

52

Июль

52

59

65

58

53

55

64

Август

51

51

53

53

47

50

54

Сентябрь

45

47

47

49

44

44

47

Октябрь



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст