Рекомендации педагогам по разработке программ дополнительного об

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом технического творчества учащейся молодежи»

РЕКОМЕНДАЦИИ

педагогам по разработке программ

дополнительного образования детей

г.Новосибирск

2010г.

Редактор: Шуст Анна Владимировна,

старший методист ОГОУ ДОД «Дом технического творчества учащейся молодежи»

В соответствии с документами Министерства образования и науки Российской Федерации, одной из важнейших задач является обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе создания программ, ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся, внедрение современных педагогических технологий.

В настоящих рекомендациях даются основы по разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса в творческих объединениях обучающихся (кружках, студиях, секциях и др.) образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

Классификация программ дополнительного

образования детей………………………………………………………………4

Методические советы по работе над

образовательной программой……………………………………………………6

2.1. Разработка программы. Первые шаги…………………………………………7

2.2. Характеристика структурных компонентов программы…………….………8

2.3. Общие требования к оформлению программы……………………………..14

Приложение………………………………………………………………………..16

Введение

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

Техническое творчество обучающихся, их активное участие в изобретательской, рационализаторской и исследовательской деятельности, открывают дополнительные возможности для профессионального становления, духовного, интеллектуального развития, адаптации личности в условиях рыночных отношений.

Неоценимую роль в воспитании, развитии, социализации подрастающего поколения играет дополнительное образование, которое сегодня вполне может удовлетворить многообразные интересы и потребности обучающегося. Говоря о проблемах творческого развития личности, мы отдаем дань уважения и признательности Педагогу с большой буквы, так как именно от него во многом зависит – каким человеком вырастет его ученик.

Потребность в педагогах научно-технического творчества значительна, тем более, если учесть, что дальнейшее развитие производства и приумножение достижений регионов РФ во всех областях науки и техники могут быть обеспечены только при условии заблаговременного развития творческих технических способностей и выявления одаренных детей и молодежи.

Сегодня еще нет официально признанного концептуального обоснования методов обучения научно-техническому творчеству. Педагоги вынуждены самостоятельно их создавать и по-разному определять. Это связано с самой сложностью проблемы изучения творчества как деятельности, а также с отсутствием установившихся подходов к способностям, одаренности, творчеству и т.п. В свою очередь, неопределенность в трактовке указанных категорий приводит к различному наполнению содержания программ дополнительного образования.

Любой образовательный процесс базируется на определенной учебной программе. Цели и задачи дополнительного образования направлены на развитие индивидуальности, на формирование самобытной творческой личности. Это должно прослеживаться в содержании, методах, используемых формах обучения, технологиях, организации образовательного процесса, и отражаться в образовательных программах педагогов. Если в первый год работы педагог дополнительного образования детей будет пользоваться типовой программой, то впоследствии у творческого человека появится естественное желание ее совершенствовать, а затем создать свою авторскую программу.

Работа с одаренными обучающимися требует особых условий и неординарных образовательных программ. С этой целью ежегодно Домом технического творчества учащейся молодежи проводится областной Конкурс на лучшую авторскую программу по различным направлениям профессионально-технического творчества обучающихся.

Поведение Конкурса способствует значительному увеличению числа грамотно выстроенных, четко структурированных и методически оснащенных программ. Программы отличаются тематическим разнообразием направлений дополнительного образования, а также возросло внимание авторов к отслеживанию результатов реализации программ. Вместе с тем, при разработке авторских программ педагоги допускают некоторые неточности в содержании, структуре и оформлении работ. Данные методические рекомендации призваны помочь авторам выдержать государственные требования к содержанию и структурированию образовательных программ системы дополнительного образования детей и оформить работы в виде нормативного документа, независимо от их вида, уровня и направленности.

1. Классификация программ

дополнительного образования

Педагогу, приступившему к программному проектированию, необходимо определить «направленность» программы. Обычно выделяют четыре типа программ:

Ориентационные. Назначение таких программ связано с формированием личностных ориентаций обучающихся в той или иной области деятельности.

Фундаментальные. Целью таких программ является освоение фундаментальных знаний в какой-либо предметной области.

Прикладные (технические). Ведущий смысл данных программ заключается в создании условий для овладения обучающимися определенной совокупности умений и способов деятельности.

Информационные. Основная задача – предоставить в распоряжение обучающихся поле информации в какой-либо предметно-научной деятельности.

Примечание. Зачастую все четыре типа программ существуют в смешанном виде, однако педагогу следует определиться в главном назначении программы и следовать ему.

Данная классификация программ приемлема ко всем творческим объединениям обучающихся, но не отражает специфики содержания и организации педагогического процесса. Поэтому целесообразно при классификации программ опираться на следующие аспекты.

Вид деятельности:

— профессиональное творчество;

— техническое творчество;

— художественно-прикладное творчество.

Уровень содержания:

— углубленный;

— профессионально-ориентированный;

— экспериментально-исследовательский.

Формы реализации:

— индивидуальная;

— кружковая;

— групповая.

Способ реализации:

— алгоритмический;

— эвристический.

Широта охвата:

— программная;

— комплексная;

— интегративная.

Примечание. Данная классификация не является единственной, но представляет собой один из аспектов подхода к систематизации программ дополнительного образования.

Методические советы по работе над

образовательной программой

В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ.

Образовательная программа педагогов дополнительного образования детей – это средство развития познавательной мотивации, способностей обучающихся, приобщения их к ценностям мировой и национальной культуры.

Примечание. Составление программы предполагает осознание ее концепции, главных идей и логики содержания, опирающейся как на личный опыт автора, так и на запросы обучающихся.

Приступая к написанию программы, педагогу дополнительного образования детей необходимо:

— четко обозначить цель и основные задачи, которые решаются в ходе реализации программы;

— предвидеть результаты и условия работы по данной программе;

— раскрыть механизм достижения результатов по развитию личности обучающегося;

— показать пути взаимодействия и гармонии обучающей и воспитывающей частей программы;

— обеспечить сотрудничество педагога и обучающихся;

— учесть фактор корректировки программы с учетом интересов, подготовки и творческих возможностей обучающихся.

Разработка программы.

Первые шаги

Работа над образовательной программой включает три основных этапа: подготовительный, моделирующий и оформительский.

На первом этапе педагог обосновывает для себя необходимость создания программы, отвечая на вопросы:

— какие существуют достоинства и недостатки в родственных программах других авторов;

— в чем смысл, новизна, оригинальность данной программы;

— какие знаниями, умениями и навыками должен обладать обучающийся к концу прохождения курса прохождения программы;

— совершенствованию каких качеств личности обучающегося способствует данная программа;

— как в программе учитываются базовые знания, умения и навыки обучающихся;

— какие базовые знания будут углубляться, расширяться в процессе занятий по данной программе;

— заложены ли в программу возможности для реализации активной творческой, поисковой деятельности обучающихся;

— какие формы занятий будут преобладать.

На втором этапе разработчиком выстраивается модель будущей программы, с четким определением целей, задач, принципов и определяются временные рамки реализации программы в соответствии с учебно-тематическим планом. Основная задача педагога на данном этапе – выстраивание в логике содержания программы (по разделам, блокам и т.д.) ведущих принципов в организации деятельности, способов организации, условий эффективности реализации, а также определяется поэтапный контроль за реализацией программы и способы оценки результатов деятельности обучающихся.

На третьем этапе разработчиком сжато излагается текст образовательной программы с четкими формулировками и выводами. Образовательная программа оформляется в виде нормативного документа.

Создание образовательной программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной. Она выступает наглядным показателем профессионального мастерства педагога.

Характеристика структурных

компонентов программы

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные компоненты:

Титульный лист.

Пояснительную записку.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение.

Список литературы.

Приложение (при необходимости).

Примечание. Программа разрабатывается педагогом для себя, является его интеллектуальной собственностью и используется после утверждения ее директором образовательного учреждения.

Титульный лист

На титульном листе (Приложение А) в правом верхнем углу проставляется:

— гриф утверждения программы (где, кем и когда утверждена дополнительная образовательная программа).

Ниже должны быть указаны:

— управленческий орган образования области;

— полное наименование образовательного учреждения.

По центру листа указывается:

— название дополнительной образовательной программы.

Примечание. Под названием в круглых скобках возможно указание срока реализации программы. Пример: (два года обучения).

В правом нижнем углу указываются:

— автор (ФИО полностью);

— занимаемая должность.

Внизу листа указываются:

— город;

— год разработки.

Обязательным условием участия автора в Конкурсе на лучшую авторскую программу является наличие рецензии, которая содержит:

— ФИО, должность рецензента (эксперта);

— ФИО, должность автора;

— наименование и срок реализации программы;

— отзывы и замечания рецензента (эксперта) о представленной работе или решение, рекомендации цикловой комиссии, методического совета образовательного учреждения, городских или областных методических объединений преподавателей и т.п. (Приложение Б).

Пояснительная записка

Пояснительная записка – это наиболее важный и сложный раздел любой программы. Порой даже у опытных педагогов возникают трудности при ее составлении.

В пояснительной записке следует кратко и обоснованно раскрыть цель изучаемого вида деятельности, обосновать отбор содержания и логическую последовательность изложения материала, дать общую характеристику учебно-воспитательного процесса: методы, формы организации и характер деятельности. В результате обстоятельного анализа разработчик определяет основной замысел программы, избирая реально достижимые цели, присущие системе дополнительного образования детей, подчеркивает то новое, что вносится в данную программу.

Содержание пояснительной записки условно можно разделить на четыре блока: аналитический, конструктивный, технологический, информационный.

Аналитический блок может включать:

предпосылки создания программы, ее проблематику, актуальность;

историческую справку, истоки возникновения того или иного вида искусства;

анализ программы, ее направленность, отличительные особенности, межпредметные связи;

обоснованность, новизну, авторские концепции, педагогическую целесообразность.

Конструктивный блок содержит:

цель и задачи (познавательная, развивающая, воспитательная, обучающая) дополнительной образовательной программы;

Примечание. Цель – заранее предполагаемый, проектируемый результат эффективной педагогической деятельности.

Задача – способы и условия достижения цели.

принципы отбора содержания программы;

формы организации педагогического процесса (теоретических и практических занятий);

— ожидаемые результаты и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования (выставки, соревнования, технические конференции и др.).

Технологический блок включает методическую оснащенность программы, а так же виды деятельности, предусматриваемые педагогом на занятиях. Автор может кратко изложить некоторые методические материалы, например:

— по организации практической работы;

— по созданию творческих ситуаций;

— по использованию конкретных пособий, технических средств обучения;

— по проведению экскурсий и пр.

В информационном блоке целесообразно

перечислить:

знания и умения обучающихся, которые будут сформированы в процессе занятий к концу каждого года обучения по данной программе;

указать:

возрастной контингент обучающихся;

сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса с указанием часов по годам обучения, этапы);

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы. Оформляется в виде таблицы (Приложение В). Учебно-тематический план должен содержать:

— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Примечание. Если программа рассчитана более чем на один год обучения, то учебно-тематический план составляется на каждый год. Теоретические занятия не должны превышать 20% времени, отведенного на работу кружка.

Содержание программы

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы с указанием форм и методов организации образовательного процесса. Содержание разделов программы тесно связано с учебно-тематическим планом. Но тема раскрывается достаточно полно с указанием всех вопросов теоретической части, при этом обязательными условиями являются:

смысловая нагрузка данной темы, новые технические (технологические) понятия, термины;

— научная достоверность, новизна сообщаемого материала;

— сочетание познавательной и занимательной сторон в процессе прохождения темы;

Такого же полного раскрытия темы требует и практическая часть. Обязательные условия:

— различные варианты и виды работ;

наименование изготавливаемых объектов, их назначение, польза и значимость;

— конструктивные (технологические) особенности;

названия отдельных деталей и пр.

В каждом разделе программы ожидаемые результаты обучения могут быть оформлены в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля знаний, умений и навыков обучающихся. При подборе заданий целесообразно выделить творческие и исполнительские задачи каждого занятия, знания и практические умения, формируемые данным заданием. Содержание программы оформляется в виде тезисов.

Методическое обеспечение

Данный раздел содержит дидактические, методические, материально-технические условия, при наличии которых возможно эффективное достижение запланированных целей.

Методическое обеспечение программы должно включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, конкурс, конференция и др.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;

— техническое оснащение занятий, перечень фильмов, WEB-сайтов, компьютерных программ и др.;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (реферат, викторина, соревнование, выставка, конкурс и др.).

Список литературы

Список используемой литературы содержит все библиографические данные к программе (в том числе программные и нормативные документы, инструкции и т.п.) и состоит из двух разделов (Приложение Г):

— литература для педагога;

— литература для обучающихся.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст