Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении

Управление образованием

Администрации города Юрги

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр г. Юрги»

Система профилактики наркомании в образовательном учреждении

методические рекомендации

Автор-составитель:

Шаповалова Юлия Борисовна,

методист

Юрга 2012

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений среднего и дополнительного образования.

В рекомендациях представлены информационно-методические материалы по организации и проведению профилактики наркомании среди обучающихся старшего школьного возраста.

Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении занятий по профилактике наркомании в образовательных учреждениях с детьми старшего школьного возраста.

Автор-составитель: Шаповалова Юлия Борисовна, методист муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр г. Юрги»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Социальные причины наркомании……………………………………………………….4

Система профилактики в учреждении……………………………………………………5

Методы оценки наркоситуации в образовательном учреждении………………………7

Современные методы проведения первичной профилактики наркомании…………..11

Мониторинг результатов наркопрофилактики…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………………20

Приложения………………………………………………………………………………23

Приложение 1. Анкета……………………………………………………………………………23

Приложение 2. Вопросы к мониторингу в области наркопрофилактики……………25

Приложение 3. . Открытое занятие по проблеме первичной профилактики наркомании среди подростков…………………………………………………………………………27

Приложение 4. Деловая игра (настольная) «3 года с наркотиками». Автор – В.Ю. Котляков……………………………………………………………………………………………………29

Приложение 5. Открытое занятие по проблеме профилактики наркомании «Нет – наркотикам!»……………………………………………………………………………………………..31

Приложение 6. Открытое занятие по проблеме профилактики курения среди подростков ………………………………………………………………………………………………..35

Приложение 7. Открытое занятие по проблеме профилактики пьянства и алкоголизма среди подростков………………………………………………………………………..38

Введение

Ещё недавно казалось, что пьянство — это неизбежное горе, беда от которой нет спасения. Кто мог знать тогда, что не за горами ещё более страшное проклятие – наркомания, в свете которой даже пьянство начнёт казаться не более чем дурной привычкой.

Наркомания, стремительно, подобно роковой опухоли, охватившая всё постсоветское пространство, проникает повсюду. Им поражены мужчины и женщины, бизнесмены и безработные, люди разных профессий и национальностей, но одного возраста, ибо наркомания – явление молодёжное, причём всё более омолаживающееся. Стремительное распространение наркотиков в нашей жизни неизбежно ставит вопрос о причинах их популярности. Анализируя литературу В.С. Битенского, А.Е. Личко «Подростковая наркомания» узнаем, что среди современных проблем современного нашего общества социальная обездоленность юношества и подростков являются наиболее трагичной по своим последствиям. В отношении подростков систематически совершаются акты насилия. Увеличивается число случаев ухода подростков из семей, вследствие жестокого обращения с ними, плохих условий жизни. По данным автора Личко А.Е. состояние физического и психического здоровья подростков 50-60% имеют психические отклонения. Одно из следствий бедственного положения подростков и молодежи – быстрый рост правонарушений среди них. Острый психологический кризис несовершеннолетних, углубленный отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых таков, что общество становится перед риском не получить полноценной смены поколений [13, с.15].

Социальные причины наркомании

Да, конечно же, есть социальные причины, но только ими невозможно объяснить ни скорость, ни масштаб развития феномена среди подростков и молодежи. Гораздо более действенную роль во влечении их в страшный спор со смертью играет любопытство, повальное увлечение «запретным плодом» на которое так падки подростки, не ведающие степени реальной опасности, которой они подвергаются. Каждый десятый впервые пробующий наркотики станет вскоре хроническим наркоманом, и сам вовлечет многих в страшный круг порока. Подростки не представляют себе, что такое некроз конечностей, на которых не остаётся живого места от уколов, что такое гепатит, заражение крови и СПИД. Они просто в этом смысле не напуганы наши подростки и молодежь [13, с.12].

Третьей причиной, делающей наркоманию особо опасной проблемой, является то, что у педагогов, родителей, да и у самих подростков нет реальной информации об опасности употребления наркотиков. Если в отношении детского курения, алкоголя и др. существуют однозначные, отрицательные социальные нормы, то в отношении наркотиков такой нормы нет. Подростки и молодёжь в наименьшей степени подготовлены к отрицанию наркотиков. Людей старшего возраста могут сдерживать не только знания о вреде наркотиков, но и даже память о пропаганде против наркомании на Западе, которая активно проводилась социалистической прессой. Подростки, лишенные опыта, осторожности и боязни, при отсутствии действенной пропаганды против наркотиков легко становятся жертвами этого пагубного пристрастия[13;с.17].

Таким образом, суть проблемы в том, что в условиях социального кризиса в обществе, отсутствия квалифицированной контрпропаганды и негативности общества к выработке отрицательного отношения к употреблению наркотиков среди подростков и молодежи, разрастается такое социально опасное явление, как наркомания.

Система профилактики в учреждении

Система профилактики зависимых форм поведения в условиях учреждения дополнительного образования должна складываться из следующих блоков:

Непрямая (косвенная, неспецифическая) профилактика.

Прямая (специфическая, проблемно-ориентированная) профилактика.

Адресная работа с группой риска.

Диагностика и мониторинг наркоситуации.

При этом профилактическая работа может включать в себя три компонента.

Образовательный компонент:

Специфический – информирование с целью развития у обучающихся представления о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический – помочь подростку обрести знания об особенностях своего личностного и психофизиологического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: способствовать формированию развитой компетенции самопознания у обучающихся.

Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих предрасположенность к употреблению ПАВ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков группы риска.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, ответственного отношения к своему здоровью, развитие умения осуществлять ответственный осмысленный выбор, принимать решения, навыков ассертивного поведения и сопротивления манипулированию.

Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка к условиям окружающей среды, обучение навыкам эффективного общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в социуме [11; с.14].

Непрямая профилактика представляет основную часть в системе профилактики. Эта составляющая тесно связана с базовыми задачами образования в целом, и содержанием ее является работа, направленная:

на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности подростка, его автономности и ассертивности как альтернативы зависимости;

на развитие эмоциональной сферы подростка, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;

на становление социальной компетентности подростка, позволяющей эффективно действовать в ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения (в том числе – оказывать и запрашивать поддержку), — это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;

на формирование ценности и культуры здорового образа жизни.

Прямая профилактика занимает существенно меньшее место по сравнению с неспецифической. Включение вариантов специфической профилактики должно быть строго сообразно специфике каждого возрастного периода и иметь четкую адресную направленность.

Диагностика и мониторинг наркоситуации включает в себя следующие составляющие:

Оценку и анализ педагогической и социальной ситуации в образовательном учреждении и микрорайоне, его факторы риска и здоровьесберегающий потенциал.

Оценка и динамическое отслеживание степени потенциального риска вовлечения подростков и молодежи в употребление психоактивных веществ, в том числе отношения к употреблению ПАВ.

Динамическое отслеживание показателей употребления наркотиков и психоактивных веществ (количество подростков, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в наркодиспансере).

Методы оценки наркоситуации в образовательном учреждении

Любой из методов сбора информации (качественный и проективный диагностики) так или иначе, может быть использован при оценке различных аспектов наркоситуации – как педагогами, так и специалистами. Для составления достоверного заключения о подростке или группе желательно использовать комплекс методик, применяя методы диагностики всех типов [21, с. 27].

Качественные методы диагностики достаточно сложны в исполнении и обработке, занимают больше времени, многие из них требуют индивидуальной формы работы. Но для организации здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения их использовать необходимо, так как данные, полученные с их помощью, наиболее достоверны, всесторонни и учитывают индивидуальную составляющую. Такие методы, как анкетирование и анализ документов, могут использоваться и в экспресс-диагностике, например, при скрининге или мониторинге [21, с. 29].

Наблюдение. Педагог и психолог могут осуществлять наблюдение за обучающимися, например подростками категории социального риска, в различных ситуациях взаимодействия, фиксируя проявление определенных характеристик поведения и общения в соответствии с заранее составленной схемой наблюдения. Наблюдать может и родитель подростка с рискованным поведением по схеме, предложенной педагогом или психологом. При открытом наблюдении подросток знает и предполагает, что за ним наблюдают. Например, психолог может посещать занятия и вести наблюдение, сидя на последней парте во время занятий. Скрытое наблюдение не предполагает знания о факте наблюдения, оно ведется исподволь. Наблюдатель и наблюдаемый могут быть включены в совместную деятельность (занятие, тренинг, воспитательное мероприятие), такое наблюдение называется включенным. Скрытое включенное наблюдение может активно использоваться психологом, педагогом. Наблюдение разделяют на прямое и косвенное. Прямое наблюдение проводится «глазами» самого исследователя (педагога или психолога). При косвенном используются «глаза» другого человека, например, родителей, педагогов, сверстников, которые ведут наблюдение по разработанной исследователем схеме, отмечая проявление определенных характеристик одних и тех же обучающихся в различных ситуациях. Для повышения объективности результатов наблюдения оно проводится несколькими субъектами по одной и той же схеме, затем данные суммируются и усредняются [21, с. 32].

Диагностическая беседа – индивидуальный феноменологический метод оценки различных психологических параметров личности подростка: коммуникативных качеств, мышления, эмоционального статуса. По степени структурированности беседа может быть различной – от жестко структурированной (четко заданная программа, стратегия и тактика) до свободной (ориентировочно заданная программа, свободные стратегия и тактика). Беседу можно использовать для диагностики уровней предрасположенности к наркозависимости на основе оценки логического уровня субъективной презентации проблемы (использована модель Р. Дилтса). При диагностике предрасположенности к наркотикам важно выяснить уровень рассуждения на эту тему подростка, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждения (мнение) подростка на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с подростком.

Анкетирование – метод групповой диагностики, позволяющий выяснить мнение или представление респондента (опрашиваемого) по необходимому вопросу, его отношение к определенному явлению. Анкетирование достаточно часто применяется, чтобы выяснить отношение подростка к наркотикам, компетентность участников образовательного процесса в вопросах здорового образа жизни. При определенных обстоятельствах в целях сохранения безопасности респондентов анкетирование может быть анонимным [15, с. 43].

Вопросы анкеты могут быть различными. По степени развернутости ответа вопросы бывают: закрытые – ответы типа «да – нет», «верно – неверно»; открытые – содержательный вариант ответа. По характеру связи с исследуемым предметом вопросы бывают прямые (Ты употребляешь наркотики?), косвенные (Согласишься ли ты попробовать наркотик, если тебе предложат?), проективные (Люди, употребляющие наркотики, такие же достойные по своим человеческим качествам, как и все остальные?). При обработке анкеты стоит избегать следующих типов вопросов: наводящих (которые подсказывают определенный ответ). Альтернативных (со словами «или»), манипулятивных (играющих на слабостях или желании выглядеть хорошим), двойных (содержат два утверждения, которые могут быть связаны между собой). В приложении представлен вариант анкеты для подростков «Твоя позиция» [15, с. 44].

Соцопрос – метод выяснения общественного мнения по какой-либо проблеме или вопросу проводится в устной анонимной форме: интервьюер задает вопрос и фиксирует ответ респондента (письменно или с применением средств аудиозаписи). Важно также фиксировать возрастную и социальную категорию респондента. При проведении соцопроса желательно соблюдать некоторые правила: добровольность ответа, случайный выбор респондентов, естественное место проведения (на улице, в общественных местах), широкий охват, доброжелательность по отношению к респонденту, независимо от его поведения [15, с. 45].

Соцопрос отличается простотой проведения и обработки, быстро и необременительно для респондентов. Вопросы могут быть разного порядка: «Курите ли Вы?», «Употребляют ли алкоголь Ваши родители?», «Ваше отношение к употреблению наркотиков молодежью?», «Считаете ли употребление легких спиртных напитков – пиво, коктейли – опасным с точки зрения алкоголизма?», «стоит ли ужесточить законодательство в отношении незаконного употребления наркотиков?», «Излечима ли наркомания?» и т.д. Методы обработки при анализе ответов могут быть использованы как качественные (анализ содержания ответов), так и количественные (подсчет частоты схожих ответов, сравнение по данному признаку мнений различных социальных категорий). Категории выделяются в соответствии с замыслом исследователя, например: городские и сельские подростки; молодежь, взрослые, пожилые люди; учителя и родители; девочки и мальчики; учащиеся дневной и заочной формы обучения и т.д.

Метод экспертных оценок представляет собой опрос или анкетирование людей, которые достаточно хорошо посвящены в суть дела, т.е. можно считать экспертами в данном вопросе. Метод экспертных оценок иногда выступает как вариант косвенного наблюдения, тогда эксперты наблюдают за выбранными людьми в ситуациях их взаимодействия и фиксируют заданные параметры по заранее определенным критериям. Данные группы экспертов суммируются и усредняются, таким образом, повышается объективность и нивелируется влияние субъективного фактора [15, с. 47].

Анализ продуктов деятельности позволяет оценить психические качества человека и особенности его отношения к заданному предмету по определенным параметрам продуктов деятельности – рисунков, сочинений, технических моделей, поделок и т.д. При диагностике наркоситуации в старших классах возможно проведение сочинения, например, на тему «Общество и наркотики». Затем используется контент-анализ или просто качественный анализ текстов сочинения по параметрам, заданным исследователем, например: эмоциональное отношение к употреблению, глубина рассуждения о наркотиках (см. выше про логические уровни), пристрастность или отстраненность позиции автора, уровень осведомленности по проблеме, достоверность знания, глубина понимания опасности и т.д. При этом выделяются критерии для оценки наличия и степени выраженности каждого параметра. Для оценки внутренних и социальных ресурсов личности, препятствующих вовлечению в наркотизацию, можно использовать сочинения «Мои увлечения», «Мое будущее» и др. [15, с. 48].

Анамнестический метод может использоваться для оценки степени вовлечения в употребление ПАВ и определения уровня реабилитационного потенциала в основном при индивидуальной работе. В определенных случаях может применяться при оценке наркоситуации. Анамнестические сведения собираются на основе бесед с родителями (заменяющими их лицами), самим подростком, анализа личных дел, медицинских карт, данных прошлых диагностических обследований, характеристик с прежних мест учебы. Этот метод позволяет оценить жизненный путь подростка, выявить факторы, повлиявшие на его актуальное поведение и развитие, степень социально-психологической дезадаптации, личностные и социальные ресурсы для преодоления аддиктивного поведения и т.д. [15, с. 51].

Современные методы проведения первичной профилактики наркомании

Методы практической психопрофилактики употребления ПАВ в образовательном учреждении направлены на совершение определенных позитивных изменений в личности и поведении обучающихся, снижающих факторы риска вовлечения в наркотизацию и усиливающие ресурсы личности для выбора здорового образа жизни [22, с. 35].

Для первичной профилактики употребления ПАВ наиболее экономичными являются групповые формы работы. В литературе приводится следующее соотношение форм и эффективности различных методов групповой профилактической работы, которые можно объединить в два блока по способу усвоения материала:

Информационные: лекция (5% усвоения), чтение (10% усвоения); наглядные пособия (30% усвоения), аудио – визуальные средства (20% усвоения);

Интерактивные групповые дискуссии (50% усвоения), обучение практикой действия (70% усвоения), выступление в роли обучающего (90% усвоения).

Однако опыт анализа результативности профилактической работы показывает, что данная оценка эффективности перечисленных методов весьма условна, так как большое значение имеют коммуникативно-личностные особенности и профессиональная компетентность ведущего занятия. Особенно помогают в работе с подростками и молодежью позиция на равных, чувство юмора, креативность, компетентность по материалу занятий, толерантность к стрессовым факторам, аутентичность, доброжелательность.

Все изученные и проанализированные методы наркопрофилактической работы с подростками и молодежью можно разбить на следующие группы по преобладающему способу усвоения материала или реализации активности:

информационные;

интерактивные групповые;

саморегуляции;

индивидуальные коррекционные;

досуговые;

проектирование;

автоматизированные компьютерные программы.

Профилактические программы, как правило, строятся на сочетании и взаимном дополнении различных методов. Названные методы одинаково хорошо подходят как для специфической, так и для неспецифической форм профилактической деятельности и могут использоваться при организации и первичной, и вторичной наркопрофилактики в образовательном учреждении [22, с. 36].

Информационные методы построены на предоставлении информации, необходимой подростку, молодому человеку для грамотного и осознанного выбора в значимых жизненных ситуациях. Достоверная, правильно и своевременно предоставленная информация расширяет систему представлений, позволяет личности ориентироваться в сложных реалиях современного социума, формируя информационную основу самоопределения и культуры здорового образа жизни. Этот метод активно применяется в работе со всеми участниками образовательного процесса. Информируя, мы следуем правилу: «Предупрежден – значит вооружен!». К информационным методам профилактики можно отнести следующие:

лекция;

беседа;

чтение литературы;

информирование (мини-лекция на тренингах, семинарах);

использование наглядных пособий;

использование аудиозаписей (исповеди наркозависимых и их родителей, рассказы юных спортсменов, поэтов, художников);

использование видеоматериалов (документальные, художественные, научно-популярные фильмы, социальная реклама);

распространение буклетов, информационных бюллетеней (для подростков, педагогов, родителей);

распространение печатной продукции (календари, закладки).

Информирование обучающихся в рамках наркопрофилактики осуществляется по следующим тематическим направлениям:

– особенности и типичные проблемы возраста;

– вред и негативные последствия употребления ПАВ;

– позитивные способы удовлетворения значимых потребностей;

– основы здорового образа жизни.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст