Рекомендации к проведению обследования

Рекомендации к проведению обследования.

Уровень речевого и коммуникативного развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты или воспитатели. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком. Беседу с ребенком можно записать на диктофон или сразу в протокол (один взрослый ведет беседу, другой записывает). Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать правильный ответ, но в протоколе отметить невыполнение.

Оценка по всем заданиям дается в качественном (записываются ответы детей) и количественном выражении (в баллах). Несмотря на условность количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности, они помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II – средний (достаточный) и III (ниже среднего):

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно;

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

1 балл ставится, если ребенок не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, недостаточно понимает задания.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – это средний (достаточный) уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

Раздел I: Методика выявления коммуникативных умений.

Для изучения коммуникативных умений детей сначала проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

Тест 1.Можно предложить ребенку любую из тем для знакомства:

«О чем бы ты хотел(а) рассказать – о семье, животных, любимой игре, сказке?».

«Семья»: Назови членов своей семьи. Как зовут маму, папу, братьев, сестер? Где работает мама, папа? Где (как) учится твой брат (сестра)? Как вы проводите выходные дни? Какие книги тебе читают? Назови самую любимую книгу.

«Любимая игра и игрушка»: Какая игра тебе нравится больше всего? С кем ты любишь играть? Какие роли больше всего тебе нравятся? Какие игрушки участвуют в твоей игре? Опиши свою любимую игрушку, какая она?)

«Любимое животное»: Кого из животных ты любишь больше всего? Чем тебе нравится….. (собака, кошка, заяц….). Есть ли у тебя в доме животные? Какой (какая) он (она)? Как ты за ними ухаживаешь? Как зовут твоего друга? Расскажи, как ты с ним играешь.

«Моя любимая сказка». (Какую сказку ты любишь больше всего? Чем она тебе нравится? Кто главный герой этой сказки? Чем он тебе нравится? Как он разговаривает? Смог бы ты рассказать о своем любимом герое сказки? Он вежливый?)

«В гости»: Ходишь ли ты в гости? К кому? Что надо знать, чтобы вести себя правильно? Какие «вежливые» слова ты знаешь? Всегда ли ты ими пользуешься?

Тест 2. Для уточнения имеющихся у детей коммуникативных умений можно предложить следующие задания.

Какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? грубым?

ребенок объясняет понятия через определения;

объясняет понятия через ситуацию;

неточно объясняет смысл.

2. Как ты понимаешь выражение «доброжелательно разговаривать»? «приятный собеседник»?

объясняет понятия;

придумывает ситуацию;

дает неточное объяснение.

3. Какими другими словами можно сказать про вежливого (грубого) человека?

называет два-три слова;

называет одно слово;

дает не подходящие слова.

4. Тебя можно назвать вежливым и воспитанным? Какие «вежливые» слова и выражения ты используешь в своей речи?

у ребенка четкие представления о понятии «вежливый»;

недостаточно четкие представления;

нет четких представлений.

5. Зачем нужна человеку вежливость? Все ли хотят быть воспитанными?

объясняет правильно;

объясняет недостаточно;

дает неточное объяснение.

6. Как нужно разговаривать в детском саду, в транспорте, дома? Как ты разговариваешь?

Оценка коммуникативных умений может быть дана с учетом следующих показателей:

1 (высокий) уровень владения коммуникативными умениями предполагает следующее:

ребенок легко входит в контакт с детьми и педагогом, активен и доброжелателен в общении; умеет слушать и понимать речь собеседника, в общении проявляет уважение к взрослому;

строит общение с учетом ситуации, ориентируется на собеседника, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы, отзывается на просьбу, может подать реплику, пояснить, возразить; ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться словами речевого этикета.

имеет представление о понятиях «вежливый» (отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести), «грубый» (недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный в обращении с кем-нибудь), соотносит эти понятия со своим поведением.

адекватно использует невербальные средства общения (жесты, мимику), умеет регулировать темп речи и силу голоса, использует разнообразные интонации.

II средний (достаточный) уровень:

ребенок умеет слушать и понимать речь, отвечает на вопросы, при этом проявляет доброжелательность в общении, участвует в разговоре по инициативе других;

имеет представления о понятиях «вежливый», «грубый», однако не всегда соотносит их со своим поведением;

невербальные средства общения (жесты, мимику), использует не всегда адекватно, без учета коммуникативной ситуации, умеет пользоваться словами речевого этикета;

III уровень (ниже среднего):

ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, не проявляет внимания к собеседнику;

редко пользуется формулами речевого этикета, не умеет поддерживать диалог;

имеет нечеткие представления о понятиях «вежливый», «грубый» и не соотносит их со своим поведением;

невербальные средства общения (жесты, мимику) использует не адекватно, не учитывает коммуникативную ситуацию, не ориентируется на партнера.

Таблица 1. Коммуникативные умения

II раздел: Методика выявления уровня речевого развития

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связностью речи при построении разных типов высказываний.

Показатели речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Фонетика.

1. Правильно произносит все звуки родного языка, твердые и мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения в речи окружающих и своей речи.

2. Четко произносит слова и фразы, пользуется различными средствами интонационной выразительности (темп речи, владение голосом, плавность изложения текста), в зависимости от содержания высказывания.

3. Понимает термины «звук», «слог», умеет провести звуковой анализ слова.

Словарь.

1. Правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет в речи обобщающие слова;

2. Понимает смысловую сторону слова (может подбирать антонимы, синонимы правильно понимает значения многозначного слова разных частей речи).

3. Точно употребляет слова в связных высказываниях в зависимости от контекста.

Грамматика.

1. Морфология. Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы (глаголы повелительного наклонения, существительные множественного числа в родительном падеже).

2. Словообразование. Образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова.

3. Синтаксис. Строит предложения разных типов (простые, распространенные, сложные).

Связная речь

1. Владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование или рассуждение;

2. Составляет связное высказывание по серии сюжетных картин. Умеет определить тему и содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, соединять части высказывания разными способами связей, предложения строит грамматически правильно. Использует в рассказе образные слова и выражения.

3. Излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.

Ход обследования.

I серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1.Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово).

правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют);

называет отдельные признаки, действия;

называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая);

2) называет два вида посуды;

3) называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу:

длинный, светлый, быстрый; говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) правильно называет противоположные слова;

2) называет слова с частицей «не»

3) неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким? мелким? (высоким, легким)

выполняет все задания, называет одно-два слова к прилагательному, согласовывая в роде падеже (глубокая яма, глубокое море);

подбор слов к 2 прилагательным;

выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5. Каких животных ты знаешь? Скажи, кто детеныш у зайца? (зайчонок) детеныши? (зайчата), у зайца много … (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы, медведя, ежа, жирафа, бегемота …

ребенок называет диких и домашних животных, а также всех детенышей в правильной грамматической форме;

называет правильно только одну форму;

не выполняет задание.

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а … (мчался, несся, летел)».

ребенок правильно подбирает слова близкие по смыслу (синонимы);

называет 2-3 слова;

подбирает только одно слово.

Задание 7. Как ты скажешь зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался,

потанцевал?

правильно называет все слова в повелительном наклонении;

допускает ошибку;

3) допускает две ошибки.

Задание 8. Что на спине у ежа? (иглы). Что называют словом «игла»? Какие иглы ты еще знаешь?

ребенок называет иглы (у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу);

называет только одно значение этого слова;

повторяет слово за взрослым.

Задание 9. Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим «острый»? «острая»? «острые»?

ребенок называет несколько предметов и правильно согласовывает слова (острый нож, острая пила, острые ножницы);

правильно подбирает 2 слова;

называет одно слово.

Задание 10. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»),

называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»);

называет одно действие (шить).

II серия заданий (звуковая культура речи)

Задание 1. Ты все звуки произносишь правильно?

1) отвечает утвердительно и произносит все звуки;

2) отвечает утвердительно, но не произносит сонорные;

3) не произносит шипящие и сонорные .

Задание 2. Детям предлагаются картинки. Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, волк, слон, белка); «ль»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р»? (тигр, корова, баран, жираф); «рь»? ( черепаха, курица).

1) отбирает картинки на каждый заданный звук;

2) отбирает три-две картинки;

3) указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж» и «з» (железо).

ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро-медленно или тихо-громко-шепотом.

1) ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

Задание 5. Скажи предложение «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь?

1) ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук? Второй? Третий? Сколько слогов в этих словах?

1)называет все звуки. их последовательность и слоги;

2)называет не все звуки и слоги;

3) нарушает последовательность в назывании звуков.

III серия заданий (связная речь).

Дается одно из предлагаемых заданий.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке? игрушке).

ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах»;

рассказывает, опуская начало (или конец);

перечисляет отдельные качества.

Задание 2. Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

рассказывает с помощью взрослого;

перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

составляет рассказ с помощью взрослого.

рассказывает по вопросам взрослого

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Качественная характеристика уровней речевого развития

1 уровень (высокий). Дети произносят правильно все звуки родного языка, могут провести звуковой анализ слова, правильно называют звуки, слоги и их последовательность. Они имеют представление о том, что такое «слово», понимают его смысл, могут его объяснить при толковании ассоциаций, а также понимают значение многозначных слов. Они ориентируются и на смысловые различия близких по смыслу слов (синонимов) в предложении, могут подобрать антонимы к изолированным словам разных частей речи: прилагательным, глаголам, наречиям, называя слова, правильно по смыслу и грамматической форме. При определении значения слова дети называют существенные признаки.

Дети могут определить смысловую структуру предложения, правильно называя последовательность слов в предложении, включая союзы и предлоги. При согласовании прилагательных и существительных в родительном падеже множественного числа они называют слова в правильной грамматической форме, умеют пользоваться разными способами словообразования. Дети Могут составлять сложные предложения разных типов, грамматически правильно соотносят окончание предложения с его началом.

В построении связного высказывания дети развивают сюжетную линию в логической последовательности, выдерживая структуру, соединяя части высказывания разными способами связей, давая точное название рассказу.

II уровень средний (достаточный).

Дети произносят правильно не все звуки родного языка, однако осознают недостатки своего произношения. Проводя звуковой анализ слова, неточно называют звуки и слоги.

Дети второго уровня недостаточно четко представляют себе, что такое «слово», частично соотносят слово по смыслу (по словообразовательному или фонетическому принципу). Вместо предложения они составляют словосочетание из двух слов. При подборе антонимов называют слова по смыслу другой грамматической категории, или слова с частицей «не». Определяя значение слова, дают описание вместо определения, или объясняют его через конкретную ситуацию.

В предложении не могут определить последовательность слов, делая грамматические ошибки в согласовании и изменении их по падежам.

В рассказах детей частично нарушается последовательность изложения текста (заминки, паузы, остановки), содержатся две структурные части, используются однообразные способы связей (союзы И, А, наречия «потом»).

Дают длинное название рассказу.

III уровень (ниже среднего).

Дети не правильно произносят некоторые звуки родного языка, не могут провести звуковой анализ слова, не осознают нарушения последовательности звуков и слогов.

Они недостаточно четко понимают инструкцию взрослого, вместо слова могут назвать звук или слог, не соотносят слово со смыслом, не давая никакого объяснения. Подбирая антонимы, называют слова только с частицей «не», или не называют никаких слов, отказываются от выполнения задания.

Выполняя задания по грамматике, не могут составить предложение, или нарушают порядок и грамматическую форму слов. В составлении связного текста отсутствует последовательность и структура изложения, используются однообразная лексика однотипные конструкции. Не умеют озаглавить рассказ.

Заключение

Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого и коммуникативного развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Окончательные результаты могут быть представлены в протокольном варианте (качественная характеристика речевых и коммуникативных умений детей) и в сводных (примерных) таблицах, которые показывают количественные данные, на основе чего выводится уровни.

Приложение

Таблица 1. Коммуникативные умения

ДОУ № ……., дата проведения обследования…….

Имя ребенка,

Возраст

Тест 1

Тест 2

Тема

Оценка

Задание

Ваня,6.0

Маша,6,5

123456ИтогоУровеньСемья 3333233 20 IГости 2 32222215 IIСказка

Всего: 1-ый уровень…… детей

2-ой уровень……. детей

3-ий уровень……. детейТаблица 2

Лексика- грамматика — 12 заданий

Фонетика -6

Связная речь – 6

Сводная таблица результатов обследования речи детей



Страницы: 1 | 2 | Весь текст