Рекомендации к проведению игры

Дорога в страну профессий

Игра-путешествие для учащихся 5–9-х классов

Цели: • формирование актуального для подростков «информационного поля»,

• активизация умственной активности,

• развитие самостоятельности мышления и выбора,

• поддержание интереса к различным профессиям,

• расширение словарного запаса,

• формирование навыков работы в команде.

Рекомендации к проведению игры

Проводится с 5–6-ми и 7–9-ми классами (или командами из каждого класса). В ходе игры команды, выполняя задания, предлагаемые им ведущим на каждой странице профессий, набирают призовые баллы. Баллы записываются в маршрутный лист. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Награждение победителей проходит в двух возрастных категориях (5–6-е, 7–9-е классы).

Организация мероприятия

Формируются команды, состоящие из 10–15 человек. В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится маршрутный лист. На листе указаны страницы. Создается счетная комиссия (администрация, учителя, представители профессий). По окончании мероприятия маршрутные листы сдаются в комиссию, члены комиссии подсчитывают баллы, распределяют призы по номинациям, оглашают результаты игры, проводят награждение.

Оборудование и материалы

• Маршрутные листы.

• наборы фломастеров (на каждую команду).

• листы формата А3 и А4 (для каждой команды).

• секундомеры или часы с секундной стрелкой

• грамоты для награждения победителей.

• шуточные призы (желательно, связанные со сферами деятельности, которые представляют использованные в игре станции).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Участники собираются в актовом зале (большом холле, рекреации).

Ведущий. Ребята, сегодня нас с вами ожидает необычное путешествие-соревнование по дороге в Страну профессий. В ходе путешествия вы будете проезжать разные станции-страницы профессий. На каждой станции — странице вы узнаете что-то новое о профессиях, а также сможете продемонстрировать свои знания, представления о сферах трудовой деятельности, принять участие в конкурсах и играх. Выполняя задания, вы будете набирать призовые баллы, которые в конце игры подсчитает счетная комиссия. Таким образом мы узнаем, какая команда лучше всех ориентируется в многообразии мира профессий.

Ваша задача: пройти все станции — страницы, отлично выполнить все задания и получить высшие баллы. Активными должны быть все. Удачи!

Первая станция- страница. Профессии неба

ЗАДАНИЕ 1 (игровое).

Разминка «Летает — не летает» Задание не оценивается.

Ведущий. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если нет, то присаживаетесь на корточки. Условия понятны? Начали!

Самолет

Пароход

Планер

Комод

Стол

Оса

Коса

Пчела

Топор

Орел

Гранат

Агат

Стрекоза

Глаза

Муха

Мухобойка

Стул

Бегемот

Утка

Курица

Вертолет

Ручка

Заяц

Скворец

Фанера

ЗАДАНИЕ 2 За каждое название транспортного средства или профессии — 1 балл.

Ведущий. Вам нужно написать все транспортные средства, которые летают в небе или которые когда-то летали. Самые древние летающие средства тоже подойдут. За каждое наименование транспорта — один балл (самолет, вертолет, ракета, спутник, космический корабль, дирижабль, планер, воздушный шар, дельтаплан и т.п.).

Да вы просто специалисты в этой области! Ну а какие профессии, связанные с небом, можете назвать? Молодцы! Эти профессии очень мужественные и благородные!

Проведем на этой станции небольшую викторину. Чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать правильный ответ из трех предложенных.

ЗАДАНИЕ 3. Викторина

За каждый правильный ответ — 2 балла.

1) Первый эскиз вертолета сделан почти за полтысячи лет до появления вертолета. Эскиз сделал:

А) Аристотель

Б) Пифагор

В) Леонардо да Винчи +

2) Первый космический корабль был запущен:

А) в Англии

Б) в Америке

В) в России +

3) Николай Егорович Жуковский — известный ученый в области

А) авиации +

Б) космоса

В) ракетостроения

4) Кто из американских кинорежиссеров прославился, сняв в 1977 г. фильм «Звездные войны»?

А) Стивен Спилберг

Б) Джорж Лукас +

В) Стивен Кинг

5) Какое созвездие названо именем дочери эфиопского царя Цефея, счастливо спасенной благородным героем?

А) созвездие Андромеды+

Б) созвездие Росомахи

В) созвездие Коломбины

6) Свой первый полет он совершил на голубом воздушном шарике, а ведь мог бы и на зеленом. Кто это? (Ответ: Винни-Пух.)

  Вторая станция. Профессии охраны порядка и безопасности

ЗАДАНИЕ 1 За 1 наименование 1 балл.

Ведущий. Какие профессии и специальности вы можете отнести к сфере охраны порядка и безопасности? (Инспектор милиции, инспектор ГИБДД, эксперт-криминалист, следователь, участковый инспектор, оперуполномоченный, налоговый инспектор, таможенный инспектор, регулировщик, пожарный, охранник, телохранитель и др.).

ЗАДАНИЕ 2. Викторина 2 балла за правильный ответ.

1) Кто из следующих персонажей действует в книгах Дарьи Донцовой?

А) Виола Тараканова+

Б) Эраст Фандорин

В) Анатолий Дукалис

Г) миссис Марпл

2) Назовите всемирно известную девочку-детектива, разгадавшую «тайну поместья Блекмур», «тайну старинных часов», «тайну загадочной карусели» и множество других тайн на страницах книг Керолайн Кин и в компьютерных играх?

А) Бэнси Хрю

Б) Нэнси Дрю +

В) Саманта Смит

3) Что или кто объединяет Карлсона и Шерлока Холмса?

А) любовь к сладкому

Б) курение трубки

В) актер Василий Ливанов+

4) Назовите автора приключений следователя Анастасии Каменской?

А) Фридрих Незнанский

Б) Александра Маринина +

В) Галина Анатольевна Заводова

5) Какое из нижеперечисленных запутанных дел расследовал великий сыщик Шерлок Холмс?

А) 10 негритят

Б) Тайна скелета в шкафу

В) Собака Баскервилей +

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ 3. Логические задачки

Цель: активизация и развитие мышления, креативности.

Ведущий рассказывает историю (ситуацию). Дети должны выяснить, как такое могло произойти, поработать детективами, решить логическую задачку. Они могут задавать вопросы, ведущий отвечает только «да» или «нет». Для облегчения решения задачи и экономии времени может быть введен ответ «это не имеет значения». Ведущий рассказывает дважды, после этого засекает 5–7 минут. Если за это время дети находят правильную разгадку — начисляется 5 призовых баллов.

Ситуации

1. Чтобы ограбить банк, Гарри угнал самую быструю машину. Поставил ее плотно к стене банка, тем самым заблокировав правую дверцу. Левую дверь он не стал запирать. Ограбив банк, он вышел и увидел, что вплотную к его машине стоит грузовик, который заблокировал левую дверцу. Водителя нет, ключей тоже. Из-за угла появилась полиция. У него всего 4 секунды. В одной руке — пистолет, в другой — мешок с деньгами, но он все-таки успел уехать. Как ему это удалось? Ответ: у машины Гарри был открыт верх.

2. Неукротимый Гарри решил ограбить ювелирный магазин. Магазин расположен в середине очень длинной улицы, на которой остановка транспортных средств запрещена. Время ограбления превышает промежуток между обходами патруля на улице. Если патруль обнаружит машину, Гарри будет пойман. Без машины поймать его еще легче. Гарри всегда работает один. Вертолет, канализация, переодевания и пр. отпадают. Как поступил Гарри?

Ответ: Гарри приехал на мотоцикле и втащил его внутрь магазина.

  Третья станция. Профессии тканей и ниток

ЗАДАНИЕ 1 (игровое). Нитка с иголкой, или Веселая веревочка

Задание не оценивается.

Цель: разминка, активизация игроков.

Сначала надо выбрать водящего — он будет иголкой. Остальные присоединяются к нему. Участники должны построиться в шеренгу и крепко взяться за руки. Получается цепочка (нитка), в начале которой находится иголка — водящий. Иголка бежит, при этом выписывая разнообразные «кренделя» и увлекая за собой всех остальных. Он может вести всех по кругу, делать неожиданные резкие повороты, бежать по спирали или закручивать всю нитку вокруг одного из играющих — все зависит от его фантазии и ловкости. Те игроки, которые не устояли на ногах, потеряли равновесие или расцепили руки, выходят из игры.

Ведущий. За то, что мы ходим в красивой одежде и обуви, в теплых вещах, которые защищают нас от холода, мы должны благодарить специалистов-профессионалов, которые трудятся в этой области, представителей профессий тканей и ниток. Кто это? (Швея, портной, обувщик, сапожник, модельер, дизайнер одежды.)

ЗАДАНИЕ 2. Викторина За верный ответ — 2 балла.

1) У какого героя из сказки братьев Гримм был девиз: «Одним махом семерых убивахом!»

А) трусливый охотник

Б) смелый поваренок

В) храбрый портняжка +

2) Кого боится «дело» в русской пословице?

А) дракона

Б) мастера +

В) сторожа

3) Какое слово пропущено в пословице: «Сколько веревочке ни виться … все равно будет»?

А) конец +

Б) обрыв

В) запутанка

4) Назовите известного российского модельера:

А) Зайцев

Б) Волков

В) Барашкин

5) Назовите профессии девиц из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

А) повариха, ткачиха.

Б) портниха; стряпуха

В) прядильщица, вышивальщица

Ведущий. Качество кожи и тканей нужно знать тем, кто шьет из них вещи не только удобные и теплые, но и модные и красивые. Известно ли вам, что некоторые ткани получили свое название от географических мест? Сейчас мы определим, откуда пошло то или иное название.

ЗАДАНИЕ 3. Викторина За верный ответ — 2 балла.

Усложненный вариант.

1) Как называется легкая сетчатая ткань, вырабатываемая в одноименном местечке в юго-западной части Франции?

А) тюль +

Б) шифон

В) газ

2) Горный край в западной части Гималаев дал имя мягкой шерстяной материи:

А) Твад — твид

Б) Кашмир — кашемир+

В) Шарст — шерсть

3) Эта ткань носит имя фламандского мастера XIII века:

А) шелк

Б) шерсть

В) батист+

4) Этот материал носит название английского острова в проливе Ла-Манш:

А) джерси +

Б) батист

В) бархат

ЗАДАНИЕ 4 По 1 баллу за каждый ответ.

Ведущий. Как вы думаете, что еще можно делать из тканей и ниток (кожи, лент, веревочек), кроме пошива одежды и обуви? (Плетение из ниток макраме, из лент; вышивание; вязание крючком, спицами; «фенечки», заколки, сумочки, кашпо, обивка мебели, шторы, драпировки и пр.)

Можно предложить детям из имеющихся в распоряжении ведущего наборов обрезков тканей, ниток, кусочков кожи, лент, веревочек и пр. за 5–10 минут создать какую-нибудь поделку. В этом случае ведущий станции готовит такие наборы по количеству команд, включая в набор также ножницы, клей, иголки.

  Четвертая станция. Профессии транспорта

Ведущий. В наше время никуда не деться без автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев. По большому городу передвигаться можно только транспортом. И если поехать в другой город, тоже нужен транспорт.

ЗАДАНИЕ 1 За 1 наименование 1 балл.

Ведущий. Как называются профессии и специальности, которые связаны с управлением транспортом, его обслуживанием? (Шофёр, водитель общественного транспорта, машинист электропоезда, таксист, автогонщик, пилот, водитель трейлера, авиамеханик, автомеханик, автослесарь, работник станции техобслуживания автомобилей и др.)

Все эти работы непростые. Попробуйте представить себе более конкретно, например, труд водителя. Некоторые работают, не вставая с места несколько часов, и при этом отвечают за жизнь и здоровье пассажиров. Сейчас машин огромное количество, поэтому надо быть не только умелым, но и внимательным водителем.

ЗАДАНИЕ 2 (игровое). Угадай профессию2 балла — подробное, понятное описание, 1 балл — краткое, невнятное.

Ведущий. Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессии. (выбирает 5 профессий из списка, составленного ребятами, или дети сами выбирают профессии, которые им проще будет объяснить.)

ЗАДАНИЕ 3. Автомобильная викторина 2 балла за верный ответ.

О каких автомобилях точно говорится в рекламе: «Танки грязи не боятся?»

КамАЗ

Чем вместо бензина заправляли первый автомобиль?

Дровами

Кто построил первый автомобильный завод? Его именем теперь названа марка автомобиля

Генри Форд

Назовите фильм (фильмы), в названии которых есть название транспортного средства

«Берегись автомобиля», «Такси», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и др.

Эта профессия позволяет увеличить срок эксплуатации автомобиля, осуществлять своевременную профилактику его функционального состояния, что обеспечивает безопасность дорожного движения

Автомеханик

 Пятая станция. Вкусные профессии

ЗАДАНИЕ 1 За 1 наименование 1 балл.

Ведущий. Вы любите вкусно поесть?А какие профессии и специальности вы могли бы назвать «вкусными»? Профессии, связанные с приготовлением пищи, сервировкой, обслуживанием, организацией процесса питания (пекарь, повар, повар-кондитер, технолог по приготовлению пищи, бармен, официант, менеджер ресторана, ресторатор).

ЗАДАНИЕ 2 Оценивается максимально 10 баллами, на усмотрение ведущего. Так как задание творческое, командное, рекомендуем порадовать детей высокой оценкой в этом конкурсе.

Оборудование: фломастеры, листы формата А3.

Ведущий. Ваша задача — всем вместе создать рецепт настоящего, то есть такого, которое действительно можно приготовить, вкуснейшего блюда, описать процесс его приготовления (начиная с ингредиентов) и нарисовать это блюдо красиво сервированным.

  Шестая станция. Профессии художественного слова

Ведущий. На этой станции мы вспомним о таких редких профессиях, как прозаик и поэт, а также о профессиях, более часто встречающихся в современном мире, тоже связанных со словом, русским языком, иностранными языками. Для того чтобы стать писателем (а ведь многие в детстве об этом мечтают), необходимо не только хорошо владеть словом, уметь четко выражать свои мысли, грамотно писать, иметь большой словарный запас и очень хорошо развитое воображение, фантазию. Всего этого недостаточно. Необходимо иметь ТАЛАНТ.

ЗАДАНИЕ 1 За 1 наименование 1 балл.

Ведущий. Какие еще профессии и специальности требуют от человека, их выбирающего, хорошего владения словом и других вышеперечисленных качеств и способностей? (Журналист, политик, преподаватель, менеджер, ведущий радио и телевидения, диджей, ученый, переводчик, филолог и др.)

ЗАДАНИЕ 2. Викторина 2 балла за верный ответ.

Ведущий. А сейчас мы проверим, насколько хорошо ваша команда знает писателей, поэтов, литературные произведения. Ведь для того чтобы развивать умения красиво рассказывать, выступать с докладами, влиять на окружающих с помощью своих слов и грамотно писать, необходимо читать!

Тема «ПРОЗА»

Этот русский писатель, создавал «страшные» повести о нечистой силе

Н.В. Гоголь

В первом переводе книги на русский язык этот герой звался Пустомелевым, помещиком Хвастуновской округи, села Вралихи при реке Лживке

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен

Этот писатель любит давать детям «вредные советы»

Григорий Остер

Трагическая история «собачки испанской породы» в эпоху крепостного права описана… (название рассказа, автор)

И.С. Тургенев. «Муму»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст