Развитие креативности в сфере применения информационных технолог

На правах рукописи

АНАЦКАЯ Алла Георгиевна

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания(информатика, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наук

Екатеринбург – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Семенова Зинаида Васильевна

Официальные оппоненты:

Новоселов Сергей Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике

Слинкина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», доцент кафедры теории и методики информатики

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Защита состоится «21» июня 2013 г. года в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.04 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул.К. Либкнехта, 9 а, ауд. I.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра – научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан « 21 » мая 2013 г.

Учёный секретарь

диссертационного советаИгошев Борис Михайлович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Успешность существования и развития современных предприятий и организаций зависит от эффективного управления в условиях информатизации производственной деятельности. Управление организацией в конкурентной среде предполагает оперативность и адекватность принятия управленческих решений. В связи с этим возрастает роль менеджеров. Информационная деятельность менеджера характеризуется осуществлением сбора информации из различных источников, выполнением аналитической обработки информации, ее распространением и принятием решений. Таким образом, особенность этой деятельности состоит в том, что предметом труда является информация, средством труда – информационные технологии, а результатом – принятие управленческого решения.

На современную практику ведения бизнеса существенное влияние оказывают информационные технологии: в компаниях внедряются системы контроля за производством и деятельностью персонала; распространяются системы электронного документооборота; широкое применение находят распределенные вычисления; активно используются программные приложения общего и специализированного назначения. Однако, только внедрение новых инструментов ведения бизнеса еще не гарантирует успешность деятельности компании. Менеджеры должны уметь творчески применять информационные технологии, то есть быть способными эффективно использовать возможности имеющегося в их распоряжении программного обеспечения и быть готовыми к самостоятельному поиску, изучению и внедрению новых компьютерных программ. В условиях информатизации деятельности работодатели ожидают от менеджеров творческого подхода к использованию современных компьютерных средств, что должно найти свое отражение в подготовке менеджеров, способных к проявлению креативности в сфере применения информационных технологий.

Подготовка менеджеров в вузе предполагает обучение студентов возможностям применения аппаратных и программных средств при изучении цикла дисциплин, относящихся к области информатики. Умение менеджеров эффективно реализовать эти знания на различных уровнях управления становится одним из важнейших их конкурентных преимуществ.

Сложившаяся практика обучения информатике на текущий момент ориентирует студентов не на развитие креативности, а на овладение известными технологиями и приемами приложения компьютерных средств. Для изменения такой ситуации в учебный процесс необходимо внедрять методы обучения, направленные на реализацию творческой, а не репродуктивной деятельности, что позволит студентам глубже освоить возможности информационных технологий, привить интерес к самостоятельному поиску и изучению новых приемов использования этих технологий в профессиональной деятельности, то есть развивать креативность в сфере применения информационных технологий.

Проблеме обучения информатике в системе подготовки современных менеджеров посвящено значительное число научных трудов. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что существенное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры и информационной компетенции менеджеров (Н.А. Гнездилова, В.Е. Евдокимова, О.В. Ибрагимова, Г.В. Нагорнова). Информатизация процесса обучения будущих менеджеров нашла отражение в работах Н.А. Кобиашвили, Е.В. Могилевской, В.К. Сафина, Т.И. Яшина. В исследованиях Ю.А. Клокова, Л.З. Стуколовой, А.К. Холостовой, Л.И. Шепталиной рассматривается развитие творческих способностей и формирование личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности менеджера. Вместе с тем следует отметить, что возможности организации процесса обучения информатике при подготовке менеджеров с целью развития их креативности в сфере применения информационных технологий изучены недостаточно.

На исследование особенностей развития креативности в процессе обучения направлены работы известных российских (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев) и зарубежных ученых (Э. де Боно, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс). В работах Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой рассмотрены вопросы развития творчества учащихся в процессе решения проблемных задач на учебных занятиях. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера освещены вопросы развития творческих способностей обучаемых, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

В.Н. Дружинин считает, что развитие креативности состоит из двух фаз: первичной креативности как общей творческой способности и специализированной креативности, связанной с определенной сферой деятельности. Развитие первичной креативности, осуществляемой в дошкольный и младший школьный периоды, рассмотрено в многочисленных исследованиях (Н.В. Бибикова, Т.А. Данельченко, Л.Г. Карпова, Д.С. Кульпина, Л.В. Пищулина, Е.П. Шульга). Также немало научных работ направлено на изучение условий развития специализированной креативности в старший школьный период и при получении профессионального образования (О.П. Мокиенко, О.Д. Никитин, И.В. Терлянская, С.М. Хаджиев, О.А. Халифаева). При этом в исследованиях не рассматривались особенности обучения информатике будущих менеджеров в аспекте развития креативности в сфере использования информационных технологий.

В психологии креативность рассматривается как способность к творчеству (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин). Одним из способов развития креативности являются эвристические методы обучения. Особенности применения данных методов в учебном процессе нашли отражение в научных работах В.И. Андреева, С.А. Новоселова, А.В. Морозова, Д.В. Чернилевского, А.В. Хуторского. Однако возможности приложения эвристических методов при обучении информатике исследованы недостаточно. В частности, не изучен потенциал этих методов, позволяющий развивать креативность будущих менеджеров в сфере применения информационных технологий, отсутствует методическая система применения эвристических методов при обучении студентов по направлению «Менеджмент» дисциплинам информационного цикла, не разработаны подходы к использованию эвристических методов в процессе обучения информатике.

Обобщение результатов анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы и практики обучения информатике будущих менеджеров позволило выявить следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне: между потребностью информационного общества в менеджерах, способных к эффективному использованию современных информационных технологий, и недостаточной ориентацией образовательного процесса в вузе на такую подготовку при обучении студентов – будущих менеджеров;

на научно-педагогическом уровне: между необходимостью осуществления подготовки будущих менеджеров, способных к креативному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, и недостаточной разработкой теоретических подходов к организации соответствующей подготовки;

на научно-методическом уровне: между необходимостью развивать в процессе обучения информатике у студентов – будущих менеджеров креативность в сфере применения информационных технологий и недостаточной разработанностью методики обучения информатике в вузе, направленной на ее развитие.

Выявленные противоречия обусловливают актуальность исследования процесса обучения информатике будущих менеджеров, направленного на развитие креативности в сфере использования информационных технологий.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: как организовать процесс обучения информатике студентов – будущих менеджеров, позволяющий развивать у них креативность в сфере использования информационных технологий? В рамках решения указанной проблемы была определена тема исследования: «Развитие креативности в сфере применения информационных технологий при обучении информатике студентов – будущих менеджеров».

Объект исследования – процесс обучения информатике студентов – будущих менеджеров.

Предмет исследования – развитие у студентов – будущих менеджеров креативности в сфере применения информационных технологий в процессе обучения информатике.

Цель исследования – разработка, научное обоснование и опытная проверка методики обучения информатике будущих менеджеров, использование которой обеспечит развитие их креативности в сфере применения информационных технологий.

Гипотеза исследования. В процессе обучения информатике студентов – будущих менеджеров будет обеспечено развитие их креативности в сфере применения информационных технологий, если:

обучение будет осуществляться на трех взаимосвязанных последовательных уровнях (базовом, квазипрофессиональном и профессиональном), при реализации которых повышается доля самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий;

использовать комплекс эвристических методов, позволяющих развивать креативные качества на каждом из уровней обучения информатике;

включить в структуру производственной практики компонент по приобретению опыта использования информационных технологий в производственной деятельности.

Исходя из проблемы, цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:

Выполнить анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и практики обучения информатике с целью выявления особенностей развития креативности в сфере информационных технологий у будущих менеджеров.

Выявить качества, определяющие креативность, развитие которых необходимо обеспечить в процессе обучения информатике при подготовке менеджеров, а также определить эвристические методы обучения, преимущественно влияющие на развитие этих качеств.

Разработать модель обучения информатике будущих менеджеров, направленного на развитие их креативности в сфере применения информационных технологий на основе использования комплекса эвристических методов.

На основе предложенной модели разработать методику обучения, использование которой обеспечит развитие креативности в сфере применения информационных технологий при изучении информатики студентами-менеджерами и при реализации производственной практики.

Провести экспериментальную проверку результативности применения разработанной методики обучения информатике будущих менеджеров с использованием диагностических методик креативности, адаптированных с учетом специфики информатики.

Методологическую основу исследования составляют работы по исследованию развития креативности (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Е.П. Торренс, Е.Е. Туник); по проблемам профессионального обучения студентов – будущих менеджеров (Т.Н. Бирюкова, О.Н. Гнездилова, Л.А. Ролдугина, С.А. Чеверева, Л.И. Шепталина); по формированию информационной культуры менеджеров при обучении в вузе (Н.А. Гнездилова, В.Е. Евдокимова, О.В. Ибрагимова, Г.В. Нагорнова); по информатизации процесса обучения студентов – менеджеров (Н.А. Кобиашвили, Е.В. Могилевская, В.К. Сафина, Т.И. Яшина).

Теоретической основой исследования являются: психологические теории творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев); теории обучения на основе эвристических методов (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский, А.В. Хуторской); теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий); теория проблемного обучения (А.В. Брушлинский, М.И. Махмутов); основополагающие труды в области теории и методики обучения информатике (С.А. Бешенков, Т.Б. Захарова, М.П. Лапчик, З.В. Семенова, Е.К. Хеннер).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ и обобщение философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

эмпирические: анкетирование, тестирование студентов, наблюдение за ходом учебного процесса, педагогический эксперимент с целью определения уровня развития креативности будущих менеджеров в сфере информационных технологий, статистические методы обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В отличие от ранее выполненных работ В.Е. Евдокимовой, О.В. Ибрагимовой, Г.В. Нагорновой, в которых исследованы психолого-педагогические условия формирования информационной культуры и информационной компетенции менеджеров, в настоящей работе поставлена и решена задача развития у студентов – будущих менеджеров креативности в сфере применения информационных технологий в процессе обучения информатике.

Предложена модель обучения информатике, в которой выделены три взаимосвязанных последовательных уровня (базовый, квазипрофессиональный и профессиональный), определено соответствующее каждому уровню содержание обучения и творческой деятельности с повышением доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий на каждом уровне.

На основе предложенной модели, ключевым компонентом которой является комплекс эвристических методов, разработана методика обучения информатике, реализация которой обеспечивает развитие креативности в сфере применения информационных технологий у студентов – будущих менеджеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

На основе анализа информационной деятельности менеджера определено понятие «креативность в сфере применения информационных технологий», под которым понимается наличие информационных компетенций и личностных качеств (способность к выявлению проблемы, беглость, гибкость и оригинальность мышления, способность к детальной разработке идеи, способность к анализу и синтезу), обеспечивающих готовность к творческому использованию информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.

Предложена адаптация в контексте информатики вербальных тестов креативности Е.П. Торренса, что позволяет расширить границы использования методики диагностики развития таких креативных качеств, как беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Определены критерии выбора эвристических методов (подготовленность студентов, субъективная новизна, учет времени, отведенного на изучение темы, практическое приложение учебных задач, междисциплинарность учебного материала), которые позволяют сформировать комплекс этих методов для использования в процессе обучения информатике, направленного на развитие креативности в сфере применения информационных технологий.

Практическая значимость заключается в следующем:

Разработаны учебно-методические комплексы дисциплин «Информатика», «Пакеты прикладных программ», «Интернет-технологии ведения бизнеса», «Информационные технологии в менеджменте», в содержание которых введены учебные задания на основе эвристических методов и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе для развития креативности в сфере применения информационных технологий.

В структуру производственной практики будущих менеджеров введен компонент, обеспечивающий использование информационных технологий в процессе информационно-аналитической деятельности.

Разработаны учебно-методические задания на основе использования эвристических методов в контексте информатики, где информационные технологии выступают как в качестве содержательного компонента, так и средства обучения, что позволяет расширить практику использования эвристических методов обучения в учебном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

Потребности современного бизнеса, требования работодателей, особенности информационной деятельности менеджеров обусловливают необходимость в процессе их профессиональной подготовки развития креативности студентов в сфере применения информационных технологий, что может быть достигнуто при использовании комплекса эвристических методов при обучении информатике.

Обучение информатике будущих менеджеров необходимо осуществлять в соответствии с выделенными уровнями обучения (базовым, квазипрофессиональным и профессиональным), при реализации которых степень самостоятельности выполнения студентами творческих заданий будет способствовать развитию креативных качеств (способности к обнаружению проблемы; беглости, гибкости, оригинальности мышления; способности к детализации гипотезы; способности к анализу и синтезу).

Особенность использования эвристических методов в процессе обучения информатике заключается в том, что в отличие от традиционной практики их применения, информационные технологии становятся и средством обучения, и объектом изучения. Выбор эвристических методов обусловлен содержанием уровня обучения и его соответствия критериям: подготовленности студентов; субъективной новизны; времени, отведенного на изучение темы; практической направленности учебных задач, междисциплинарной направленности учебного материала.

Внедрение в структуру производственной практики будущих менеджеров специализированных заданий по использованию информационных технологий аналитического и операционного типа будет способствовать развитию креативных качеств в процессе реализации информационной деятельности менеджера. При этом под аналитическими понимаются задания, направленные на обнаружение проблемы и поиск путей ее решения, а под операционными – задания, предусматривающие практическую реализацию найденного решения.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные работы в области психологии, педагогики, теории и методики обучения информатике в вузе, выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной базы и обработкой результатов педагогического эксперимента на основе методов математической статистики.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе исследования (2006-2007 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике, а именно, осуществлялся анализ психолого-педагогической и научной литературы, изучалась структура дисциплин информатики при обучении будущих менеджеров в различных вузах, проводился анализ содержания учебных курсов, выявлялись его возможности для развития креативности в сфере информационных технологий.

На втором этапе (2008-2010 гг.) разрабатывались модель и методика обучения будущих менеджеров информатике, направленная на развитие их креативности в сфере применения информационных технологий.

Третий этап (2011-2012 гг.) включал организацию и проведение экспериментальной работы по оценке результативности применения разработанной методики, проводилось теоретическое обобщение и интерпретация экспериментальных данных, оформлялись полученные результаты, формулировались выводы исследования.

Апробация и внедрение результатов Исследование осуществлялись в процессе организации опытно-поисковой работы на факультете экономики и управления АНО ВПО «Омский экономический институт», на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», на факультете экономики и управления ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», на экономическом факультете ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса». Материалы диссертационного исследования обсуждались на следующих научных конференциях различного уровня: региональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательного учреждения как главный фактор поступательного развития» (г.Омск, 2006г.), научно-методической конференции «Формирование системы мониторинга качества подготовки» (г.Омск, 2007г.), международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии» (г.Воронеж, 2010г.), международной научно-практической конференции «Наука и ее роль в современном мире» (г.Караганда, 2010г.), международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири – науке России» (г.Красноярск, 2011г.) и др. По теме исследования имеется 18 публикаций, в том числе 4 в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК МОиН РФ.

Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность темы, выявлена проблема исследования, определены объект, предмет, сформулирована цель, выдвинута гипотеза, определены задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы обучения информатике будущих менеджеров для развития их креативности в сфере применения информационных технологий» уточняется терминологический аппарат исследования, рассматриваются особенности информационной деятельности менеджеров, описывается модель обучения информатике будущих менеджеров.

Современные предприятия нуждаются в менеджерах, способных к эффективным и оригинальным управленческим решениям, легко адаптирующихся к изменениям и быстро осваивающих новую технику и технологии. Практически все исследователи сходятся во мнении, что наличие информационных компетенций является одним из основных требований к современным менеджерам. В связи с этим возникает необходимость развития креативности будущих менеджеров в сфере применения информационных технологий. В структуре информационной компетентности, согласно международным стандартам выделяют три компонента: получение, оценивание и использование информации.

Креативность в исследованиях А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, А.В. Хуторского рассматривается как личностная характеристика субъекта, позволяющая оригинально и эффективно решать задачи высокой степени сложности.

Креативность в сфере применения информационных технологий подразумевает наличие информационных компетенций и личностных качеств, предусматривающих творческое использование информационных технологий в процессе принятия управленческих решений.

И.Я. Лернер, Г. Уоллес, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон рассматривают развитие креативности как процесс, содержащий определенные этапы. Я.А. Пономарев, сопоставив и обобщив подходы к исследованию творческого процесса, предложил выделять следующие сменяющие друг друга стадии:

1. Осознание проблемы (возникновение проблемной ситуации, постановка вопросов, сбор информации).

2. Поиск решения (имеющееся знание сталкивается с проблемой и собранным материалом, образуя новые отношения, осуществляется выработка гипотезы).

3. Проверка решения (осуществляется проверка гипотезы на практике).

Успешная реализация выделенных этапов творческого процесса предполагает наличие у субъекта творчества креативных качеств. Дж. Гилфорд предложил выделять следующие основные качества:

способность к обнаружению и постановке проблем;

беглость – способность к генерированию большого числа идей;

гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации;

оригинальность – способность создавать нестандартные идеи;

разработанность – способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

анализ и синтез – способность решать проблемы.

Последовательность этапов развития креативности позволяет сопоставить качества креативности и творческий процесс.

Качества креативности

Этапы творческого процесса

Обнаружение проблемы

Осознание проблемы

Беглость

Поиск решения

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Анализ и синтез

Проверка решения

Одним из известных способов развития креативности является применение эвристических методов. На основе анализа существующих классификаций эвристических методов, этапов творческого процесса, предложенных Я.А. Пономаревым, и с учетом содержания информатики данные методы могут быть классифицированы следующим образом:

Первая группа эвристических методов включает в себя методы, связанные с умением увидеть и сформулировать проблему, найти ее решение и выполнить проверку найденного решения. К методам этой группы относятся такие, как метод многомерных матриц, метод инверсии, метод организованных стратегий, позволяющие развивать креативные качества, в том числе способность к выявлению проблем.

Ко второй группе относятся эвристические методы, соответствующие стадии поиска решения, где осуществляется выбор и/или поиск информационных технологий, способствующих решению задачи. При этом у студентов развивается способность к генерированию и продуцированию большого числа разнообразных идей, то есть креативные качества: беглость, гибкость и оригинальность мышления, способность к детальной разработке идеи. Данную группу составляют метод мозгового штурма и его известные модификации (обратный мозговой штурм, синектика, индивидуальный мозговой штурм и др.).

Третья группа, соответствующая стадии проверки решения, включает в себя методы, связанные с умением выполнить анализ эффективности использованных средств информационных технологий путем сравнения их возможностей и функций, то есть позволяющие развивать такое качество как способность к анализу и синтезу. К таким методам относятся метод эвристических вопросов и метод эвристического наблюдения.

На основе концепции контекстного обучения (А.А. Вербицкий) и исходя из содержания учебных дисциплин, в процессе обучения информатике можно выделить три уровня:

базовый – изучение основ информатики и информационных технологий;

квазипрофессиональный – изучение специализированного программного обеспечения, используемого в деятельности менеджера и углубленное изучение программного обеспечения общего назначения;

профессиональный – использование информационных технологий (ИТ) для решения практических управленческих задач в процессе прохождения производственной практики.

Содержание творческой (Я.А. Пономарев) и учебной деятельности по уровням обучения информатике позволяет сопоставить процесс развития креативности в сфере применения информационных технологий и процесс обучения информатике.

Уровни обучения информатике

Содержание учебной

деятельности

Содержание творческой

деятельности

Базовый

Намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия будущих менеджеров, решается вопрос, каким образом можно использовать возможности стандартного программного обеспечения для решения учебных задач профессиональной направленности

Выявление проблемы осуществляется под руководством преподавателя – перед студентами ставится задача, при решении которой возникает необходимость изучения нового материла

Поиск решения осуществляется в процессе общения преподавателя и студентов, предлагается решение задачи на основе новых знаний, полученных студентами

Проверка решения выполняется студентами самостоятельно (они анализируют, можно ли получить решение другими способами, сравнивают решение с существующими аналогами, участвуют в коллективном обсуждении)

Квазипрофессиональный

В аудиторных условиях моделируются содержание и динамика производства, отношения занятых в нем людей, у студентов вырабатывается умение выявлять новые отношения между проблемой (решение задачи) и имеющимися знаниями в сфере применения информационных технологий при решении учебных управленческих задач

Выявление проблемы: преподавателем предлагается учебная ситуация, которая не имеет однозначного решения

Поиск решения выполняется студентом и связан с выбором средств информационных технологий для решения задачи

Проверка решения осуществляется студентом и заключается в обосновании выбранных ИТ-средств и участии в коллективном обсуждении способов решения

Профессиональный

Студентом выполняются реальные исследовательские или практические функции, будущие менеджеры получают возможность самостоятельно найти решение управленческой задачи (на основе использования информационных технологий) и проверить его в реальной ситуации

Выявление проблемы: студентом самостоятельно формулируются вопросы в практической ситуации

Поиск решения заключается в самостоятельном выборе уже известных средств или изучении новых программных средств, позволяющих эффективно решить задачу

Проверка решения состоит в подтверждении правильности найденного решения проблемы путем практической реализации.

Процесс развития креативности в сфере применения информационных технологий предусматривает реализацию всех стадий творческого процесса на каждом из уровней обучения информатике, которые различаются степенью самостоятельности выполнения заданий студентами: на базовом уровне задания выполняются под руководством преподавателя, на квазипрофессиональном степень руководства уменьшается, на профессиональном уровне задания выполняются самостоятельно.

На базовом уровне обучения информатике студентам предъявляются учебные задачи, для решения которых имеющихся знаний в сфере информационных технологий у них недостаточно. Преподаватель создает ситуацию, в которой возникает необходимость изучения нового материала. Под руководством преподавателя выполняется решение задач с помощью изученных средств ИТ. Студенты обучаются выполнять проверку решения задачи, сравнивая свое решение с решениями других студентов или с существующими аналогами. При этом у студентов преимущественно развивается способность к анализу и синтезу.

На квазипрофессиональном уровне учебная деятельность студентов в основном должна быть направлена на самостоятельный поиск путей решения учебных ситуаций профессиональной направленности. Получению результата решения задачи может способствовать использование различных ИТ. Процесс поиска решения заключается в выборе эффективных средств, что мотивирует студентов к самостоятельному освоению новых возможностей известного программного обеспечения или к изучению средств нового программного обеспечения. При возникновении затруднений преподавателем оказывается помощь. В процессе обучения на данном уровне основное внимание уделяется развитию таких креативных качеств как беглость, гибкость и оригинальность мышления, способность к детальной разработке гипотезы.

Профессиональный уровень предполагает самостоятельную формулировку проблемы, определение путей ее разрешения и проверку решения. В сфере ИТ выявление проблемы связано с выбором информационных технологий, освоением их новых функций и/или поиском и изучением новых программных средств, позволяющих эффективно решить поставленную задачу и проверить правильность решения в реальных условиях. На данном уровне обучения студенты полностью самостоятельно выполняют все этапы творческой деятельности, в том числе выявление проблемы.

В соответствии с содержанием уровней обучения информатике эвристические методы подбираются таким образом, чтобы позволить развивать креативность у студентов – будущих менеджеров, следуя критериями креативности Дж. Гилфорда. С целью наиболее эффективного применения эвристических методов в процессе обучения информатике используются критерии соответствия данных методов содержанию учебного материала:

критерий подготовленности – подразумевает предшествующую подготовку студентов в сфере информатики, а также позволяет учесть, насколько студенты подготовлены к использованию самих эвристических методов;

критерий субъективной новизны – предполагает возможность получения собственного опыта познания (личный опыт, образовательный продукт и т.п.);

критерий временно́го ограничения – регулирует соответствие объема содержания и времени, отведенного на изучение темы;

критерий практического приложения – предусматривает использование учебных задач, моделирующих практические ситуации и позволяющих создать взаимосвязь с будущей деятельностью;

критерий междисциплинарности – определяет соответствие содержания учебной задачи потребностям профессиональной подготовки, то есть предполагает решение задач, требующих знаний не только в области информатики, но в сфере специальных дисциплин (менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономика и др.).

Процесс обучения информатике будущих менеджеров, направленный на развитие креативности в сфере применения информационных технологий, можно представить в виде структурной модели (рис. 1).

Целевой блок

Цель: развитие креативности в сфере применения информационных технологий у студентов – будущих менеджеров

Блок содержания

Уровни обучения информатике

базовый

квазипрофессиональный

профессиональный

Учебные дисциплины и производственная практика:

«Информатика»

— «Пакеты прикладных программ»;

— «Интернет-технологии ведения бизнеса»;

— «Информационные технологии в менеджменте»

Производственная практика

Блок методов

Критерии выбора эвристических методов обучения:

— подготовленность студентов;

— субъективная новизна;

— временно́е ограничение;

— практическое приложение задачи;

— междисциплинарность содержания

Комплекс эвристических

методов:

— метод эвристических вопросов;

— метод эвристического наблюдения

мозговой штурм и его известные модификации

— метод многомерных матриц;

— метод инверсии;

— метод организованных стратегий

Развиваемые качества

креативности:

способность к анализу и синтезу

— беглость, гибкость и оригинальность мышления;

— способность к детальной разработке гипотезы

способность к обнаружению проблем

Контрольно-оценочный блок

— оценка знаний студентов;

— оценка учебных действий студентов;

— диагностика креативных качеств

Анализ результатов

Коррекция

Рис. 1. Структурная модель обучения информатике, направленного на развитие креативности в сфере применения информационных технологий.

Предлагаемая модель обучения информатике включает базовый, квазипрофессиональный и профессиональный уровни, на которых применяются эвристические методы обучения, позволяет разработать методику обучения информатике, использование которой обеспечит развитие креативности в сфере применения информационных технологий у студентов — будущих менеджеров в процессе обучения информатике.

Во второй главе «Методика развития креативности в сфере применения информационных технологий у будущих менеджеров в процессе обучения информатике» приводится описание методики обучения информатике на основе комплекса эвристических методов, позволяющего развивать креативные качества на каждом уровне обучения информатике.

Особенностью применения эвристических методов обучения при обучении информатике является адаптация данных методов в контексте содержания учебных дисциплин. В этом аспекте информационные технологии выполняют две функции: они выступают в качестве средства и содержания обучения. При выполнении заданий студенты находят не только пути решения самой задачи, но и исследуют возможности информационных технологий, осуществляют выбор необходимого программного обеспечения. Формулировка учебных задач, предъявляемых студентам, предполагает неоднозначность ответа. Коллективное обсуждение полученных результатов позволяет студентам обменяться полученным опытом и выбрать наиболее эффективные способы решения.

Базовый уровень обучения информатике реализуется при изучении курса дисциплины «Информатика», в котором рассматриваются основные понятия теоретической информатики и информационные технологии общего назначения. Учебные задачи целенаправленно формулируются преподавателем таким образом, чтобы студенты осознавали необходимость изучения новых возможностей программных средств. Выявление проблемы, связанной с использованием ИТ, а также поиск ее решения реализуется под руководством преподавателя. Проверка решения задачи позволяет выполнить анализ эффективности тех ИТ-средств, с помощью которых это решение получено, то есть студентам предоставляется возможность самостоятельно реализовать аналитические способности.

Примером может служить следующая задача: «Необходимо подготовить текстовый документ, описывающий алгоритм взаимодействия с покупателем. Документ должен содержать схему выполнения заказа покупателем. Причем схема отображается графическими средствами и должна размещаться на странице альбомной ориентации, остальной документ располагается на страницах книжной ориентации».

При выполнении задания студенты сталкиваются с необходимостью изучения нового материала (форматирование многостраничного документа, графические средства текстового процессора). Выполнение анализа в процессе проверки решения позволяет еще раз соотнести условия задачи и полученные результаты.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст