Методические рекомендации по составлению бизнес-плана образовате

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рекомендации по составлению титульного листа и оглавления.

Титульный лист бизнес-плана — это визуальное обращение от Вашей организации к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным.

Если Вы располагаете такой возможностью, то лучше всего на титульном листе привести эмблему и логотип Вашего ОУ. Это обеспечивает запоминаемость документа.

На титульном листе обязательно должны присутствовать:

Название и адрес ОУ;

Реквизиты организации;

Название и суть предлагаемого проекта;

Период бизнес-плана (реализуемого проекта);

Стоимость проекта;

Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя иразработчика бизнес-плана;

Ссылка на секретность;

Напоминание о необходимости возврата, если им не заинтересовались;

Дата разработки бизнес-плана.

Часто очень важно дать проекту краткое, лаконичное (до 20-40 знаков) название. Хорошее название должно соответствовать роду деятельности ОУ, указывать на ОУ или месторасположение и вызывать положительные эмоции, как у читателей бизнес-плана, так и потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов.

Второй страницей бизнес-плана является оглавление. Здесь указываются все разделы и подразделы бизнес-плана, а так же и его приложения с указанием на какой странице находится тот или иной раздел (подраздел) бизнес-плана.

Это позволяет с одной стороны быстро отыскать нужный раздел в бизнес-плане, с другой говорит о грамотном оформлении бизнес-плана составителем.

Резюме

(эксклюзивное заключение)

Уточнение

Резюме представляет собой аннотационное изложение всего бизнес-плана (короткий бизнес-план), поэтому пишется всегда последним, но является первым содержательным пунктом, после титульного листа расширенного бизнес-плана. Резюме пишется одним общим текстом, можно (и лучше) с выделением подпунктов (Миссия, основные сведения о проекте, маркетинговые исследования, источники финансирования и т.д.) Далее представлены разделы резюме с примерами.

I. Миссия.

А. Основная общая цель деятельности заочной школы –четко выразить общую цель деятельности Вашей школы.

Например:

Для школы, оказывающей широкий спектр образовательных услуг

1). Основная общая цель деятельности Заочной школы «Образование для будущего» — это оказание доступных, качественных и эффективных образовательных услуг, включая и дистанционные, для широкой целевой аудитории — учащиеся общеобразовательных школ, студенты образовательных учреждений НПО и СПО.

Для школы, оказывающей специализированные образовательные услуги

2). Основная общая цель деятельности Заочной школы «Технологическое образование для будущего» — это оказание доступных, качественных и эффективных образовательных услуг в области технологического образования, включая и дистанционные, для широкой целевой аудитории — учащиеся общеобразовательных школ, студенты образовательных учреждений НПО и СПО; студенты педагогических и технических вузов; учителя технологий и преподаватели специальных технологий; преподаватели вузов, методисты, администрация школ и т.д..

Для школы, оказывающей единичные образовательные услуги

3). Основная общая цель деятельности Заочной школы «Говорим на русском языке» — оказание доступных, качественных и эффективных образовательных услуг по русскому языку для представителей ближнего и дальнего зарубежья.

В. Назначение и причины существования заочной школы – написать кратко, почему школа была создана и насколько актуальна ее деятельность в настоящее время с учетом целей проекта НФПК.

Например:

Для школы, оказывающей широкий спектр образовательных услуг

1). Заочная школа «Образование для будущего» была организована в 1994 году на базе Университета для оказания помощи абитуриентам в поступлении в университет, профессиональной ориентации молодежи и реализации концепции непрерывного образования «школа-вуз». В настоящее время Заочная школа «Образование для будущего» значительно расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг, ориентируясь на дистанционные формы обучения, поддержку введения профильного обучения; оказывает консультационные методические услуги учителям и администрации школ при реализации индивидуальный учебных планов; организует и проводит сетевые предметные олимпиады с целью выявления одаренной молодежи и т.д.

Для школы, оказывающей специализированные образовательные услуги

2). Заочная школа «Технологическое образование для будущего» была создана в 1993 году, когда в школы на смену ОО «Труд» пришла ОО «Технология». Характерной особенностью этого периода было отсутствие: разработанных учебных программ и УМК для ОО «Технология»; специально подготовленных учителей технологии, системы повышения квалификации для учителей технологии. В настоящее время Заочная школа «Технологическое образование для будущего» ориентируется в своей деятельности на разработку (или внедрение уже разработанных) УМК нового поколения, расширение (введение) дистанционных услуг, а также на поддержку технологического профиля и его специализаций, в том числе внедрение сетевых форм взаимодействия с образовательными учреждениями НПО, СПО и техническими вузами.

Для школы, оказывающей единичные образовательные услуги

3). Заочная школа «Говорим на русском языке» была создана в 1994 году как отклик на распад СССР и политику дискриминации русскоязычного населения в бывших союзных республиках и т.д. В настоящее время Заочная школа «Говорим на русском языке» ориентируется на расширение образовательных услуг с использованием дистанционных технологий для представителей русскоязычного населения дальнего зарубежья, а также на оказание образовательных услуг с дистанционной поддержкой для гуманитарных профилей учащимся старших российских школ (разработка профильных и элективных курсов, поддержка реализации индивидуального учебного плана для гуманитарных профилей).

С. Модель результата развития через 3-5 лет — прописать Ваше виденье будущего школы с учетом основных тенденций развития системы образования (процессов реформы системы образования, информатизации системы образования, введения профильного обучения) и получения инвестиций в рамках проекта НФПК.

Например:

Для школы, оказывающей широкий спектр образовательных услуг

1). Заочная школа «Образование для будущего» — это многопрофильная заочная школа, оказывающая весь спектр качественных образовательных услуг с приоритетом дистанционных форм оказания образовательных услуг и при необходимости — сохранение традиционных форм оказания образовательных услуг; методический центр для учителей-предметников и родителей.

Для школы, оказывающей специализированные образовательные услуги

2). Заочная школа «Технологическое образование для будущего» — специализированная заочная школа, оказывающая качественные образовательные услуги в области технологического образования для широкой целевой аудитории (учащиеся школ, образовательных учреждений НПО, СПО и технических вузов) с приоритетом дистанционных форм оказания образовательных услуг и при необходимости сохранением традиционных форм оказания образовательных услуг; экспериментальная площадка по апробации инновационных подходов к развитию технологического образования, включая разработку и внедрение инновационных УМК, педагогического дизайна и т.д.

Для школы, оказывающей единичные образовательные услуги

3). Заочная школа «Говорим на русском языке» — специализированная заочная школа, оказывающая образовательные услуги по гуманитарным учебным предметам для российских школьников, а также Интернет-центр русской культуры для русскоязычного населения ближнего и дальнего зарубежья.

Замечание: пункты А, В, С написать логично, взаимосвязано, единым текстом.

II. Основные сведения о проекте

Уточнение. Применительно к перспективам деятельности своей школы кратко отразить суть программы развития с учетом целей и задач проекта НФПК. Все пункты, выделенные курсивом (с выделением названий пунктов и подпунктов), пишутся одним взаимосвязанным текстом

(Отраслевая принадлежность)

Разрабатываемый бизнес-план предназначен для организации деятельности заочной школы по реализации ее миссии в сфере образования.

Уточнение. В случае оказания иных услуг, например, развлекательных, досуговых и иных, необходимо указать соответствующие отрасли.

Например:

1). Разрабатываемый бизнес-план предназначен для организации деятельности заочной школы по реализации ее миссии в сфере образования, а также сопутствующих полиграфических услуг по разработке и тиражированию учебно-методических материалов для учителей-предметников старшей школы по профильным и элективным курсам с их последующей оцифровкой и размещением на сайте заочной школы.

2). Разрабатываемый бизнес-план предназначен для организации деятельности заочной школы по реализации ее миссии в сфере образования, а также сопутствующих консультационных услуг для родителей и иных потребителей по введению профильного обучения — проведению ЕГЭ, подготовке дошкольников к школе и т.д.

3). Разрабатываемый бизнес-план предназначен для организации деятельности заочной школы по реализации ее миссии в сфере образования, а также сопутствующих информационных услуг по систематизации и размещению на сайте заочной школы информационно-аналитических материалов по педагогической инноватике.

(Характер проекта)

Уточнение: Проект может быть проектом развития, проектом модернизации, проектом расширения, проектом углубления или содержать следующие компоненты:

а) Проект развития, например, когда определенный вид заявляемой деятельности (дистанционная поддержка, дистанционное обучение, поддержка профильного обучения), а в настоящее время отсутствуют вообще;

б) Проект модернизации, например, оцифровка имеющихся методических разработок, УМК и их размещение в Интернет-среде, последующая интеграция в среду дистанционного обучения; переход на использование новой техники и программного обеспечения (закупка ПК, среды дистанционного обучения и т.д., доработка, модернизация имеющегося программного обеспечения и т.д.), доработка имеющихся и создание новых учебных курсов, программ обучения, УМК ;

в) Проект-расширение сфер деятельности или целевых аудиторий потребителя, например, введение новых учебных курсов, дополняющих уже имеющиеся (профильные и элективные курсы по конкретным учебным предметам дополнительно к имеющимся ); расширение целевых групп потребителей – оказание образовательных услуг для 7-8 классов по математике или по химии; оказание образовательных услуг по подготовке к поступлению не только в свой вуз, но и в другие вузы;

г) Проект-углубление, например, оказание образовательных услуг по специальным разделам математике и другим предметным областям (элективные курсы, направленные на углубленное изучение учебного предмета).

Ваш проект может быть комбинацией любых перечисленных 4 типов проекта. Важно не только определить его характер, но и четко прописать, в чем его развивающая компонента, в чем Вы видите содержание модернизации, в чем состоит суть расширения и углубления.

Например:

Программа развития Заочной школы «Образование для будущего» направлена на:

а) Развитие новых видов деятельности – оказание образовательных услуг с дистанционной поддержкой по профильным и элективным курсам для естественно-научного профиля;

б) Модернизацию информационно-технологической базы — закупка вычислительной техники, увеличивающая имеющийся ресурс на 30% (условно!), а также среды дистанционного обучения, которая позволит реализовывать дистанционные образовательные услуги;

в) Расширение целевой аудиторий потребителей на 20% ежегодно за счет организации оказания образовательных услуг абитуриентам по поступлению в вузы из ЗАТО (закрытые административные территориальные образования);

г) Углубление содержания оказываемых образовательных услуг по физике – разработка учебных курсов, включая элективные, по основам астрофизики.

(задачи, решаемые при реализации проекта)

Формулируются задачи, которые необходимо решить, чтобы обеспечить выполнение тех новых видов деятельности, сформулированных в предыдущем пункте, с учетом их характера.

Например:

Для выполнения миссии школы и заявленных новых видов деятельности, а также успешной реализации проекта в целом необходимо решение следующих групп задач:

а) Задачи, связанные с развитием новых видов деятельности:

Проведение маркетинговых исследований с целью определения содержания потребностей в оказании образовательных услуг с дистанционной поддержкой по профильным и элективным курсам для естественно-научного профиля, а также для определения емкости рынка (количество потенциальных групп потребителей и сколько их в каждой группе);

Анализ имеющихся и размещенных в свободном доступе в Интернете профильных и элективных курсов для естественно-научного профиля, их соотнесение с выявленными потребностями, с ресурсными возможностями Вашей школы и их адаптация, или разработка собственных новых курсов с учетом требований к УМК, сформулированных на с. 10 Приглашения к конкурсу НФПК;

Обеспечение организационно-методических условий, обучение персонала и т.д.;

Установление взаимосвязей с ММЦ, РЦДО и заочными школами-участниками проекта.

(направления использования инвестиций)

Для решения поставленных задач описывается распределение инвестиций между поставленными задачами (можно в табличной форме) в % выражении от 100 % инвестиций.

(описание проекта)

Ориентироваться на п.2 Приглашения к участию во втором туре конкурса НФПК (писать кратко).

2.1. Концепцию развития ЗШ.

2.2. Объемы и характер предполагаемой образовательной деятельности в 2005-08 гг., включая ожидаемое количество учащихся и педагогов, которым заочная школа планирует предоставить образовательные услуги (с разбивкой их по годам, номенклатуре и по категориям получателей этих услуг).

2.3. Объем и направления расходования запрашиваемых у НФПК средств (текущую деятельность школы НФПК не финансирует). !!! Только на виды деятельности, описанные в (характер проекта) или по сформулированным задачам. Главное – перспектива.

Уточнение. Пункты услуги характеристика новизны; назначение и характеристики; необходимость патентной защиты, лицензирования, сертификации (по модели бизнес-плана) распределяются по следующим пунктам:

характер проекта;

задачи проекта;

описание проекта..

Эти пункты можно не писать! (Об этом мы говорили на семинаре!)

Уточнение: обязательно, заложить необходимость в дальнейшем лицензирование новых видов деятельности, например, переход от поддержки профильного обучения к оказанию полномасштабных образовательных услуг или частичных (профильные и элективные курсы) по профильному обучению и т.д.

III.Маркетинговые исследования.

1) Характеристика рынка:

Надо описать:

— целевые группы потребителей (сколько школьников и каких классов, учащихся образовательных учреждений НПО и СПО и т.д. входят в круг интересов заочной школы – указать примерное количество);

2) Обеспеченность сбыта

Надо описать:

— кто является конкурентами – другие заочные школы, курсы по поступлению в вуз; примерное распределение долей рынка между конкурентами. Например, 4 конкурента – заочная школа «№», частные репетиторы, курсы по подготовке к поступлению в вуз при вузе №……, факультативы по подготовке к поступлению в вузы при школах; распределение долей рынка между ними: заочная школа «№» — 10%, частные репетиторы – 17 %, курсы по подготовке к поступлению в вуз при № — 20%, факультативы по подготовке к поступлению в вузы при школах – 22%; свободный рынок — %, возможность переориентации потребителя — % , обязательно указать с учетом динамики изменений демографической ситуации и прочих факторов ( в том числе и собственного развития % роста своей доли рынка;

3) Программа развития и издержки.

Надо описать:

— что Вы будете делать, чтобы обеспечить устойчивость и положительную динамику сбыта, что для этого потребуется.

Например:

-реклама, какая и где, сколько стоит;

— пропаганда – популярные статьи в СМИ и Интернете, позитивно характеризующие деятельность заочной школы;

— скидки для целевых групп потребителей, например, целых классов одной школы или социально незащищенных слоев населения.

4) Значение проекта.

Надо описать:

— чем предполагаемая деятельность положительно отличается от деятельности конкурентов, что она даст для целевых групп потребителей.

Например, повышение доступности образования, повышение качества обучения в старших классах и т.д., показатели объема и качества образовательных услуг приведены на сайте и в раздаточном материале.

5) Участники проекта.

Надо описать:

— с кем необходимо установить контакты для достижения цели решения задач и успешной реализации проекта (органы управления образованием, вузы, администрация школ, лицеев, колледжей; методисты, ММЦ, РЦДО, общественные организации, ЗАТО, больницы (дети, которые не могут посещать школы) и т.д.).

5) Обеспеченность ресурсами.

Надо описать:

— на сколько % заявленные виды деятельности (см. характер проекта или задачи) обеспечены собственными совокупными ресурсами (финансовые, материально-технические, информационные, профессиональные);

— чего не хватает и указать предполагаемые источники инвестиций с выделением доли в рамках проекта НФПК (это обязательно).

6) Стоимость проекта.

Надо описать:

— общая стоимость проекта, которая включает привлекаемые для реализации проекта (но поддержки текущий деятельности) собственные средства за счет, например, внебюджетной деятельности, спонсорской помощи, грантов, концентрации средств из других статей финансирования и т.д. и запрашиваемые средства в рамках проекта НФПК (повторить, но кратко и с другим акцентом (сравнение с тем, что сами вкладываем) п. 2.3 (описание проекта).

7) Гарантии успеха.

Надо описать:

— на чем основывается уверенность в решении задач, достижении целей и успешной реализации проекта в целом.

Например, наличие кадрового потенциала, опыта работы, устойчивого сегмента целевой аудитории потребителей; поддержка администрации региона; умения и навыки установления взаимодействий с партнерами; умения и готовность использовать информационные ресурсы, создаваемые в рамках проекта ИСО (ЦОР-ы, УМК и т.д.); готовность к внедрению инновационных технологий, в том числе ИКТ, дистанционной поддержки, дистанционных образовательных технологий в сочетании с традиционными и т.д.

IY. Источники финансирования

Уточнение: прописываются только в том случае, если для реализации проекта будут использоваться еще и иные источники финансирования помимо инвестиций НФПК. Если таковые отсутствуют и не предполагаются, то этот пункт не пишется.

Какие могут быть дополнительные источники финансирования:

— Кредит в банке, заем у администрации города, региона или, например, университета, получение денег под залог имущества и т.д. В этом случае надо указать источники возврата инвестиций, обеспечение, платежные гарантии, залоговое обеспечение.

— Гранты, в этом случае указать фонд грантодержателя и объяснить целевой этот грант или грант со свободной сметой.

Y. Ожидаемые внешние и внутренние результаты реализации бизнес-плана

Внешние результаты реализации бизнес-плана:

— какие изменения произойдут во внешней среде (повышение доступности образования, развитие дистанционных образовательных технологий, покрытие большей территории образовательными услугами; повышение качества образования на селе и т.д.).

Внутренние результаты реализации бизнес-плана:

— укрепление материальной базы школы, финансовая устойчивость и т.д. Все прописывается по результатам выполнения задач.

YI. Требования и индикаторы эффективности реализации бизнес-плана

Можно использовать либо представленные на сайте проекта и в раздаточном материале (интегративные показатели оценки объема и качества предоставления образовательных услуг) либо предложить свои собственные, м.б. уже используемые для внутреннего мониторинга деятельности школы или других заочных школ (презентация по анализу программ развития школ – семинар).

Сведения об образовательном учреждении

(история образовательного учреждения)

Уточнение: в точности прописать все сведения о своей Заочной школе (в соответствии с пунктами модели бизнес-плана)

Название образовательного учреждения;

Адрес образовательного учреждения;

Основные юридические документы;

Основные виды деятельности, услуг

Уточнение: желательно представить в табличной форме, отразив динамику по годам, виды деятельности и сопоставить каждому виду деятельности ассортимент и количество услуг;

Например:

Таблица 2

Вид деятельности: обучение традиционное

Учебный предмет

(программа, курс)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Математика, 9 класс

Математика, 10 класс

Физика, 8 класс

Таблица 3

Вид деятельности: обучение дистанционное

Учебный предмет

(программа, курс)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Математика, 9 класс

Математика, 10 класс

Физика, 8 класс

Таблица 4

Вид деятельности: разработка традиционного УМК

Учебный предмет

(программа, курс)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Математика, 9 класс

количество/

тираж

Математика, 10 класс

Физика, 8 класс

Таблица 5

Вид деятельности: разработка оцифрованного УМК (CD)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст