Методические рекомендации по созданию условий для развития местн

Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. N 229«Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»

В соответствии с протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — Министра Российской Федерации С.Е. Нарышкина от 25.07.2005 N СН-П16-21пр и в целях методического обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предоставления населению услуг в сфере культуры приказываю:

1. Утвердить прилагаемые HYPERLINK \l «sub_1000»Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (далее — Методические указания).

2. Утвердить прилагаемые HYPERLINK \l «sub_2000»Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (далее — Методические рекомендации).

3. Департаменту культуры (Ю.А. Шубину) обеспечить доведение HYPERLINK \l «sub_1000»Методических указаний и HYPERLINK \l «sub_2000»Методических рекомендаций до сведения органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

4. Департаменту экономики и финансов (К.В. Карновичу) обеспечить финансирование работ, связанных с изданием и распространением Методических указаний и Методических рекомендаций.

Министр

А.С. Соколов

Приложение N 1

к HYPERLINK \l «sub_0»приказу Министерства культуры

и массовых коммуникаций РФ

от 25 мая 2006 г. N 229

Методические указанияпо реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов

Введение

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — Министра Российской Федерации С.Е.Нарышкина от 25 июля 2005 г. N СН-П1б-21пр Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало Методические указания по решению вопросов местного значения в области культуры на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) и действующего федерального законодательства в целях оказания методической помощи главам муниципальных образований (главам местных администраций), органам управления культурой муниципальных образований и муниципальным организациям культуры. Методические указания подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Необходимые преобразования организаций культуры, связанные с реформой местного самоуправления, должны обеспечить сохранение всех положительных достижений в сфере культуры, учитывать специфику образования сети общедоступных учреждений культуры, многообразие их видов и организационно-правовых форм, условий хозяйственной деятельности и финансирования, а также других сторон функционирования.

По состоянию на 1 января 2004 г. в муниципальной собственности сосредоточено 121 933 учреждения или 96% учреждений культуры Российской Федерации. В повсеместной практике в качестве учредителей муниципальных организаций культуры выступали районные органы управления в лице отделов (управлений, комитетов) культуры и комитетов по управлению имуществом.

К началу 2005 г. объем недвижимого имущества муниципальных объектов культуры составлял 80% районного имущества по отношению к 20% имущества сельских администраций. Оборудование, средства коммуникации и транспорт на 90% являлись собственностью районов. Кроме того, в ряде территорий России муниципальные объекты культуры принадлежали субъекту федерации.

Оплата труда, финансирование текущих и коммунальных расходов обеспечивались за счет консолидированного бюджета района. В случае недостаточности местного бюджета из средств субъекта федерации оказывалась финансовая помощь

Характерной особенностью муниципальных организаций культуры являлась высокая концентрация основных ресурсов по производству услуг культуры и досуга на уровне муниципального района.

Муниципальные организации культуры традиционно представлены:

— библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;

— клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);

— краеведческими и мемориальными музеями;

— детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;

— парками культуры и отдыха;

— кинотеатрами и киноконцертными залами;

— выставочными залами и галереями;

— муниципальными творческими коллективамиHYPERLINK \l «sub_11111»*(1).

Названные структуры различаются по: а) характеру выполняемых функций; б) организации творческого процесса; в) особенностям применяемого труда.

В силу географических особенностей нашей страны и слабой коммуникационной инфраструктуры для сельского населения, жителей малых городов, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и большинства регионов Сибири муниципальные учреждения культуры являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам.

Доля общественных организаций в муниципальных образованиях, обеспечивающих услуги культуры, по данным Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры составляет 0,10%. Доля частных организаций, обеспечивающих услуги в сфере культуры и досуга в муниципальных образованиях, составляет около 15% и в основном сосредоточена в городах и районных центрах.

Общественные и частные организации активно используют в своей деятельности творческие коллективы, кадровые, информационные и методические ресурсы муниципальных организаций культуры. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры на муниципальном уровне за счет общественных и частных организаций во многом сдерживается в силу следующих объективных причин: низкий уровень доходов населения, не позволяющий оплачивать услуги культуры по рыночной цене; ограниченный круг предложения общественных и частных организаций, позиционированный на состоятельного потребителя; неразвитость общественных институтов; географические и демографические особенности, требующие дифференциации объемов и типов услуг культуры и досуга.

Явное преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организаторами заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и преумножении культурных традиций и местной идентичности, в создании условий для социальной интеграции местного сообщества.

Базовым элементом создания услуг муниципальных учреждений культуры являются самодеятельные объединения граждан по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности.

Муниципальные организации культуры создают комплексные услуги по обеспечению культурного досуга в массовых, интерактивных и индивидуальных формах. Концерты, театральные спектакли, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного творчества обеспечиваются на муниципальном уровне силами участников самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют достаточно высокую экономическую эффективность.

Муниципальные организации культуры обеспечивают библиотечные услуги, создают и экспонируют местные музейные предметы и коллекции.

Муниципальные учреждения культуры исполняют функции центров инициатив местного сообщества, патриотического воспитания граждан, сохранения и развития национальных культур.

Массовым потребителем услуг муниципальных учреждений культуры является молодежь, приток которой в творческие коллективы за последние 5 лет возрос на 25%. Это особенно актуально на фоне статистики Министерства обороны Российской Федерации, по данным которого большая часть личного состава Российской Армии состоит из жителей сел и малых городов. Отличительной особенностью муниципальных организаций культуры является целенаправленная работа с социально незащищенными слоями населения, которая ведется на безвозмездной основе.

По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки 87% опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга.

Анализ регионального законодательства о культуре, региональных программ развития культуры, других нормативных документов субъектов Российской Федерации по вопросам культуры позволяет сделать вывод о том, что муниципальные учреждения культуры позиционируются руководителями органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований как фактор экономического развития и социальной стабильности.

Конституцией Российской Федерации в статье 44 установлено право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Конституция возложила на Российскую Федерацию и субъекты федерации обеспечение законности и правопорядка, имея в виду режим строгого и неукоснительного соблюдения Конституции, законов и основанных на них нормативных правовых актов. Поэтому обеспечение законности означает соблюдение всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления правопорядка, требующего неуклонного соблюдения Конституции и других нормативных правовых актов.

Исходя из совокупности норм российского законодательства по вопросам в сфере культуры, в данных методических указаниях предложена технология преобразования ныне действующей сети учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий органов местного самоуправления.

Настоящие методические указания стремятся дать оперативный ответ на решение проблем, возникших в ходе реализации Федерального закона N 131-ФЗ. В качестве основных проблем следует отметить:

— субъективное толкование на местах некоторых норм закона, что повлекло за собой неоправданную ликвидацию ряда организаций культуры (музеи, киноустановки, учреждения клубного типа, методические центры, другое);

— разрушение единства библиотечных и музейных фондов;

— ликвидацию районных Домов и Центров культуры, централизованных библиотечных систем, создающих комплексные услуги для населенных пунктов, не обладающих ресурсами для производства услуг культуры;

— ликвидацию органов управления культуры.

В методических указаниях предложена технология преобразовательных продессов и образцы нормативных документов, необходимых для реализации полномочий по вопросам культуры на уровне муниципальных образований.

Отдельный раздел посвящен правовому обоснованию создания и определению функций органов управления культурой муниципального района.

В указания включены главы по урегулированию вопросов библиотечного обслуживания, обеспечению сохранения нематериального культурного наследияHYPERLINK \l «sub_22222»*(2) (клубы, творческие коллективы), организации досуга и массового отдыха населения. Принимая во внимание тот факт, что основная доля организаций культуры приходится на учреждения культуры клубного типа и библиотеки, разработчики сосредоточили внимание на примерах, касающихся именно этих типов организаций культуры. Приведены образцы нормативных правовых актов по их созданию и организации деятельности.

В отношении других учреждений культуры и досуга, составляющих инфраструктуру муниципальной сети, разработчики сочли целесообразным привести образцы положений и нормативных документов. Такая позиция обусловлена тем, что готовятся изменения в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», а также по вопросам деятельности музеев Роскультурой готовится новая инструкция. В связи с тем, что Минкультуры России готовит предложения о переводе кинотеатров и парков культуры и отдыха в другие организационно-правовые формы, разработчики сочли целесообразным не затрагивать в данных методических указаниях вопросы регулирования деятельности этих учреждений.

По мнению разработчиков настоящих указаний, вопросы, касающиеся полномочия органов местного самоуправления по охране и сохранению объектов культурного наследия, требуют рассмотрения в отдельных методических рекомендациях в связи с подготовкой ряда изменений в комплекс законодательных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и сохранения объектов культурного наследия, которые затронут компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере общественных отношений.

С учетом многочисленных запросов органов исполнительной власти и специалистов учреждений культуры из территорий, в методических указаниях даны разъяснения о делегировании полномочий от поселения — муниципальному району, от субъекта федерации — к муниципальному району, а также уделено внимание обеспечению деятельности организаций культуры, исполняющих функции межпоселенческого характера. Приведены образцы нормативных правовых актов, соглашений и договоров.

В отдельной главе приведены разъяснения по составлению реестра расходных обязательств муниципального образования, касающиеся вопросов культуры.

Согласно Федеральному закону от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» до 1 января 2009 г. введен переходный период. В связи с чем, в переходный период вновь образованные поселения, на основании закона субъекта Российской Федерации, могут решать вопросы местного значения в сфере культуры, исходя из степени готовности, либо решение этих вопросов, до окончания переходного периода, остается в компетенции муниципальных районов.

* * *

Настоящие Методические указания разработаны Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (директор Департамента — Ю.А. Шубин, заместитель директора Департамента — С.Н. Горушкина, заместитель начальника координационно-аналитического отдела И.А. Тозыякова) при консультационно-аналитической поддержке Института реформирования общественных финансов (директор — В.В. Климанов) и Центра научных исследований социально-экономических проблем культуры (директор — Е.Л. Игнатьева), согласованы с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

При разработке указаний были использованы материалы, предоставленные органами управления культуры Красноярского и Ставропольского краев, Белгородской, Вологодской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Томской областей, а также других субъектов Российской Федерации.

1. Разъяснения некоторых понятий, определяющих полномочия органов местного самоуправления по вопросам культуры

Федеральным законом N 131-ФЗ определены полномочия сельского и городского поселений, полномочия муниципального района и полномочия городского округа по вопросам культуры, которые заключаются в следующем:

Вопросы местного значения поселения (статья 14):

— организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального значения, расположенных на территории поселения;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

— создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха;

— формирование архивных фондов поселения;

— органы местного самоуправления имеют право на создание музеев поселения.

Вопросы местного значения муниципального района (статья 15):

— организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

— создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

— органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.

— формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

— организация предоставления дополнительного образования на территории муниципального района.

Вопросы местного значения городского округа (статья 16):

— организация предоставления дополнительного образования;

— организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

— создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

— формирование и содержание муниципального архива;

— органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев;

Объем полномочий местных органов власти по вопросам культуры можно условно разделить на одиннадцать самостоятельных групп:

1) организация библиотечного обслуживания населения и комплектование библиотечных фондов;

2) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

3) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

4) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

5) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества;

6) участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;

7) создание муниципальных музеев;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства мест массового отдыха;

9) организация предоставления дополнительного образования;

10) охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения;

11) формирование и содержание муниципального архива.

Особенно следует подчеркнуть два новых полномочия, входящих в компетенцию муниципального района, касающихся деятельности межмуниципальных библиотек и условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами организаций культуры. Эти два полномочия влекут за собой изменения в традиционном структурном обеспечении культурной деятельности, а также в системе управления и финансирования бывших районных структур, таких как ЦБС (централизованная библиотечная система) и РДК (районный Дом культуры). Порядок реализации данного полномочия будет рассмотрен в соответствующих главах Методических указаний.

Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — Основы законодательства о культуре) указанные вопросы относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих видов муниципальных образований в области культуры.

С целью определения порядка реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам культуры, необходимо дать разъяснение некоторых понятий, вызывающих наибольшую сложность при толковании, а именно — «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры» и «создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства мест массового отдыха».

При толковании понятия «условия для организации досуга», вероятно, надо исходить из определения самого термина «досуг», который означает время, незанятое работой или другим делом, или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим, что по мнению большинства исследователей, досуг подразделяется на познавательный, творческий и рекреационный.

В нашем случае, если в Федеральном законе N 131-Ф3 союзом «и» объединены «создание условий для организации досуга» с «обеспечением жителей услугами организаций культуры», то, вероятно, подразумевается возможность:

1) содержать соответствующие организации культуры, в которых население может проводить свой досуг, занимаясь в творческих коллективах, либо посещая концерты, выставки, другие мероприятия культурно-познавательного и развлекательного характера, или

2) закупать услуги организаций культуры, например, организовывать гастроли театров, приглашать отдельных артистов, организовывать фестивали, концерты, выставки, обеспечивать услугами передвижных учреждений культуры.

Независимо от того, на территории муниципального образования создается услуга или она закупается, несомненным является реализация полномочия по созданию условий для организации досуга, массового отдыха и обеспечения услугами организаций культуры.

Таким образом, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, понятие «условия для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры» подразумевает право муниципального образования создавать и финансировать соответствующие учреждения культуры и досуга.

Кроме того, пункт 8 части 2 и часть 4 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. При этом следует учитывать, что указанное имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, обеспечивающими организацию досуга и массового отдыха населения.

Федеральным законом N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения предусматривается создание условий для массового отдыха. Поскольку действующее законодательство не дает толкование понятия «массовый отдых», то финансирование учреждений культуры, обеспечивающих различные формы массового отдыха (народные гуляния, местные и государственные праздники, другое) может быть реализовано также через данное полномочие.

Наличие в Федеральном законе N 131-ФЗ определенного вопроса местного значения «создание условий для организации досуга, массового отдыха и обеспечения услугами организаций культуры» позволяет издать муниципальный нормативный правовой акт, необходимый для возникновения расходного обязательства муниципального образования (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Порядок принятия нормативных правовых актов установлен статьей 43 N 131-ФЗ.

В части 6 указанной статьи определено право главы местной администрации в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе уставом муниципального образования, издавать постановления по вопросам местного значения.

Таким образом, постановление главы местной администрации о создании организации культуры (или муниципального творческого коллектива), о проведении мероприятия, о реализации любого проекта в сфере культуры и досуга является основанием для возникновения расходного обязательства. Вследствие этого муниципальное образование обязано предоставлять средства бюджета для финансирования муниципальных организаций культуры, либо для реализации муниципального заказа на услуги культуры.

Исходя из общего правила, услуги по организации досуга и обеспечению массового отдыха населения традиционно оказывают учреждения культуры.

Под организацией культуры, в соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (далее — Положение об основах хозяйственной деятельности)HYPERLINK \l «sub_3333»*(3), понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. В пункте 8 указанного Положения сказано, что деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Пункт 1 Положения об основах хозяйственной деятельности определяет перечень некоммерческих организаций культуры, а именно, профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и др.), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку, библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (Дома и Дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно-методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер; иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

Принимая решение о создании организации культуры, необходимо учесть перечень видов экономической деятельности в сфере культуры. В соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее — ОК ВЭД)HYPERLINK \l «sub_4444»*(4), введенным в действие с 1 января 2003 г. Деятельность организаций культуры может осуществляться в разнообразных формах, которым присваиваются соответствующие коды для государственной регистрации. Практически весь спектр организаций культуры, благодаря обобщенным формулировкам (например, деятельность в области искусства, деятельность концертных и театральных залов, библиотек, архивов, учреждений клубного типа и других), охвачен ОКВЭД.

Создавая учреждение культуры, следует также руководствоваться статьей 176 Бюджетного кодекса, которая гласит, что бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования бюджетного учреждения. Перечень услуг в сфере культуры утвержден Общероссийским классификатором услуг населению (далее — ОКУН)HYPERLINK \l «sub_5555»*(5). При наличии указания в положении об организации культуры и в уставе организации культуры соответствующих видов деятельности и услуг, приведенных в классификаторах ОКВЭД и ОКУН, данная организация должна быть отнесена к сфере культуры.

Статьей 4 Основ законодательства о культуре определены области культурной деятельности, регулируемые федеральным законодательством.

К числу таких регулируемых видов деятельности относится: народная культура во всех ее проявлениях, таких, как фольклор, обычаи и обряды; художественные народные промыслы и ремесла; самодеятельное (любительское) народное творчество; музейное, библиотечное и архивное дело; охрана и использование памятников истории и культуры; сценические, музыкальные и другие виды и жанры искусства; эстетическое воспитание и художественное образование; книгоиздание, иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Все указанные виды деятельности в настоящее время осуществляются муниципальными организациями культуры.

Кроме непосредственной организации и поддержки учреждений культуры, органы местного самоуправления могут реализовать свои полномочия в сфере культуры путем поощрения через налоговую и ценовую политику деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами. А также стимулировать посредством налоговых льгот, предоставлением на льготных условиях имущества и земельных участков негосударственным, в том числе частным, организациям культуры.

Таким образом, полномочия, определенные муниципальным образованиям в сфере культуры, могут быть реализованы путем создания организаций культуры различных типов и организационно-правовых форм, а также путем содействия иным организаторам за счет средств бюджета муниципального образования.

2. Порядок создания муниципальных организаций культуры

Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений является компетенцией представительного органа муниципального образования в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ.

В целях реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере культуры вновь сформированным органам местного самоуправления необходимо принять решение об объеме и структуре услуг в сфере культуры. В этом решении может быть утвержден перечень создаваемых организаций культуры и определена система реализации муниципального заказа на закупку услуг культуры. Также возможно принятие решения по каждому отдельному вопросу, связанному с реализацией полномочий в сфере культуры. Принятие решения о создании организации культуры должно исходить из наличия находящегося в муниципальной собственности имущества, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 131-ФЗ.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

— для решения вопросов местного значения;

— для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Имущество, не предназначенное для осуществления переданных государственных полномочий для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, или не включенное в перечень в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. При изменении целевого назначения объектов культуры следует учесть положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Пунктами 7, 8 и 9 части 2, а также 7, 10, 12, 17 и 21 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определен состав муниципального имущества в сфере культуры. Что касается полномочий, определенных в пункте 13 части 1 статьи 14 и пункте 19 части 1 статьи 15 о создании условий для развития местного традиционного художественного творчества в поселениях и муниципальных районах, то реализация данного полномочия может быть закреплена согласно функционального предназначения за учреждением культуры клубного типа (Дом культуры, дом народного творчества), которое, в свою очередь, должно быть наделено имуществом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 и соответственно с пунктом 17 части 3 статьи 50, гласящей, что в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «пунктом 8 части 1 статьи 50» следует читать «пунктом 8 части 2 статьи 50»

Что касается оснований для закрепления имущества за музеями в порядке реализации права, закрепленного на их создание органами местного самоуправления поселения и муниципального района, то здесь следует руководствоваться нормой. Определенной в пункте 3 части 1 статьи 50 Ф3 N 131, которая гласит, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом (положением) учреждение культуры наделяется имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления согласно перечню имущества и (или) баланса учреждения культуры на дату его создания. Имущество учреждения является собственностью его учредителя.

Земельные участки, занимаемые муниципальными учреждениями культуры, закрепляются за ними в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на весь период существования

Имущество, предназначенное для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, должно соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе социальным нормам и нормативамHYPERLINK \l «sub_6666»*(6), нормативным правовым актам субъекта федерации и муниципального образования. Имущественные права и обязанности муниципального учреждения культуры регулируются уставом (положением) учреждения культуры.

В результате разграничения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований различных уровней может возникнуть необходимость передачи недвижимого имущества.

В данном случае органы местного самоуправления соответствующего уровня подготавливают сводный перечень, состоящий из перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих передаче другому муниципальному образованию для самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный перечень имущества утверждается решением уполномоченного органа муниципального образования. Передача имущества осуществляется на основании решений уполномоченных органов соответствующих муниципальных образований. После принятия решения органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, подписывают акт приема-передачи имущества (см. HYPERLINK \l «sub_130000»Приложение 13).

Затем право собственности муниципального образования на данное имущество подлежит государственной регистрации.

Для государственной регистрации права собственности на принятое имущество необходимо обратиться в территориальное представительство Федеральной регистрационной службы и предоставить следующие документы:

— заявление правообладателя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;

— решение органа местного самоуправления о передаче имущества;

— перечень передаваемого недвижимого имущества, утвержденный указанным решением,

— акт о принятии имущества в муниципальную собственность;

— план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

В том случае, если в соответствии с перечнем передаче подлежит муниципальное учреждение культуры, наделенное правами юридического лица, то после прохождения всей процедуры передачи (приема) имущества органы местного самоуправления вносят соответствующие изменения в учредительные документы (уставы) данного учреждения и обеспечивают регистрацию изменений в инспекции по налогам и сборам.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Данное право также необходимо отразить в уставе муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует учитывать, что это имущество может быть закреплено за муниципальными организациями культуры, созданными в порядке осуществления указанных полномочий.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам культуры, происходит на основании статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ и пункта 6 статьи 26.3HYPERLINK \l «sub_7777»*(7) Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ).

Основанием для возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) передача имущества осуществляется на безвозмездной основе.

Указанным решением утверждается перечень передаваемого имущества, включающий государственные или муниципальные учреждения, подлежащие передаче, а также другое имущество.

Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам передаваемых им учреждений, возникшим до перехода права собственности. На основании части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

С целью определения порядка взаимоотношения между муниципальными органами власти и органами власти субъекта федерации по вопросам в сфере культуры рассмотрим полномочия, которые определены субъекту Российской Федерации по вопросам культуры. В Федеральном законе N 184-ФЗ подпунктом 18 пункта 2 статьи 26.3 предусмотрена организация и поддержка учреждений культуры и искусства. В данном подпункте указано ограничение, которое касается только федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. Логично предположить, что в целях обеспечения требований федерального законодательства по различным аспектам культурной деятельности, поддержка может быть оказана другим уровням бюджета, а именно муниципальному уровню.

Обязательства, вытекающие из федерального законодательства, являются отдельными государственными полномочиями. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Из сказанного следует, что весь комплекс действий, направленный на обеспечение культурной деятельности и на предоставление жителям муниципальных образований услуг культуры, может быть исполнен на законном основании. Расходы на содержание организаций культуры, обслуживающих интересы муниципальных образований, могут быть предусмотрены в составе финансовой помощи субъекта Российской Федерации муниципальному образованию.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.

Таким образом, создание муниципальных учреждений, определение порядка их финансирования и размещение муниципального заказа является полномочием органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.

Указанные полномочия закрепляются в уставе муниципального образования (см. HYPERLINK \l «sub_11000»Приложение 1).

Непосредственное решение о создании организаций культуры, реализующих полномочия муниципального образования в сфере культуры, должно базироваться на проведении глубокого анализа ресурсного обеспечения указанных полномочий. Целью такого анализа является снижение рисков и обеспечение объективных управленческих решений в ходе реструктуризации сети в связи с разграничением полномочий.

Анализ ресурсного обеспечения полномочий включает инвентаризацию и паспортизацию сети учреждений культуры. Итогом работы должен стать доклад, в котором раскрыты перспективы развития культуры, досуга и массового отдыха населения с учетом экономики муниципального образования, его демографической характеристики, особенностей социальной инфраструктуры и коммуникаций. Совокупность данных по социальной инфраструктуре, анализ потребительского спроса на услуги культуры и досуга с учетом экономических и демографических тенденций муниципального образования позволят принять решения об условиях реализации полномочий муниципального образования по вопросам культуры.

Условия могут предусматривать как инновационный подход, основанный на программном обеспечении услуг культуры, так и традиционный, предусматривающий создание сети организаций культуры. Доклад представляется для рассмотрения в представительный орган местного самоуправления для принятия итогового решения.

Поскольку на данный период сеть организаций культуры является базовым элементом создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения, основное внимание в методических указаниях сосредоточено на технологии преобразований организаций культуры в связи с разграничением полномочий местных органов самоуправления.

В результате оценки степени обеспеченности полномочий органом местного самоуправления принимается одно из решений:

1. О самостоятельном осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры с учетом соответствия ресурсного обеспечения предполагаемым показателям и нормативам обеспечения услуг культуры, досуга и массового отдыха населения.

2. О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры на уровень муниципального района.

Во втором случае заключается соглашение (см. HYPERLINK \l «sub_140000»Приложения 14 и HYPERLINK \l «sub_150000»15) в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ между органами местного самоуправления различных уровней о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры.

Далее производится расчет объема субвенцийHYPERLINK \l «sub_8888»*(8) из бюджета поселения бюджету муниципального района на обеспечение муниципальным районом части переданных полномочий (в рамках соглашения) (Порядок расчета объема субвенций приведен в HYPERLINK \l «sub_180000»Приложении 18).

Следующий шаг предполагает разработку комплексных и целевых программ (табл. 1). Такой порядок обусловлен нормой Основ законодательства Российской Федерации о культуре, где статьей 7 устанавливается федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления в обязательном порядке учитывать культурные аспекты во всех программах социального развития

Срок действия, структура разделов программы определяются объемом поставленных задач. Муниципальные программы могут быть утверждены нормативным правовым актом главы муниципального образования (главы местной администрации) в зависимости от закрепления данных полномочий в уставе муниципального образования.

Результат реализации мероприятий и программы в целом, эффективность использования бюджетных средств могут быть оценены на основании разработанной системы промежуточных и целевых показателей, а также общественностью — на сходах граждан, в средствах массовой информации.

Таблица 1

Рекомендуемое содержание программы действий по осуществлению преобразований в сфере культуры муниципального образования в условиях подготовки к реализации Федерального закона N 131-ФЗ

┌────┬─────────────────┬──────┬────┬────────────────┬───────────────────┐

│N │Мероприятие │Срок │Зат-│Ответственный │Методическое │

│п/п │ │выпол-│раты│ │обеспечениеHYPERLINK \l «sub_2222»**

│ │ │ненияHYPERLINK \l «sub_1111»*│(тыс│ │ │

│ │ │ │. │ │ │

│ │ │ │руб.│ │ │

│ │ │ │) │ │ │

├────┴─────────────────┴──────┴────┴────────────────┴───────────────────┤

│ │

I. Анализ ресурсного обеспечения полномочий

│ │

├────┬─────────────────┬──────┬────┬────────────────┬───────────────────┤

│ │Инвентаризация и │ │ │Руководитель │- Рекомендуемые │

│ │паспортизация │ │ │органа │показатели │

│ │сети учреждений │ │ │управления │деятельности │

│ │культуры │ │ │культуры │учреждений культуры│

│ │муниципального │ │ │муниципального │для реализации │

│ │образования: │ │ │района │полномочий органов │

│ │- услуги и │ │ │ │местного │

│ │показатели │ │ │ │самоуправления по │

│ │деятельности; │ │ │ │решению вопросов │

│ │- кадровое │ │ │ │местного значения │

│ │обеспечение; │ │ │ │поселений в │

│ │- материально-те-│ │ │ │соответствии с │

│ │хническое │ │ │ │Федеральным законом│

│ │обеспечение; │ │ │ │N 131-Ф3 │

│ │- требования к │ │ │ │- Рекомендуемые │



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст