Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализаци

Управление по инвестициям Администрации города Смоленска

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИЮ И

РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ

И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Смоленск

2010

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ

ЦЕЛЕВЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

I. Общие положения

Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации Смоленской области от 21.04.2008 № 248 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ», решением 54-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 29.02.2008 № 783 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Смоленске», постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 № 250 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации», постановлением Главы города Смоленска от 30.04.2010 № 134 «О внесении изменений в Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденный постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 № 250», постановлением Администрации города Смоленска от 30.04.2010 № 790-адм «Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ», которые определяют основные подходы и механизмы разработки, утверждения, реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ.

Целевая программа (далее – программа) является одним из важнейших средств решения вопросов социально-экономического развития города и должна быть сосредоточена на реализации крупномасштабных проектов, направленных на решение проблем в сферах полномочий органов местного самоуправления.

Понятия и термины, применяемые при разработке и реализации программы:

— инициатор программы – федеральные или областные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные в разработке программы;

— заказчик программы – Администрация города Смоленска либо ее структурное подразделение;

— разработчик программы – структурное подразделение Администрации города, юридическое или физическое лицо, уполномоченное заказчиком программы на ее разработку (полностью или частично);

— исполнитель программы – структурные подразделения органов местного самоуправления города Смоленска, предприятия и учреждения, юридические и физические лица, осуществляющие исполнение конкретных мероприятий программы;

— координатор программы – заместитель Главы города Смоленска, курирующий деятельность соответствующей отрасли;

— организатор разработки и исполнения программы (далее – организатор программы) – структурное подразделение Администрации города, ответственное за разработку программы.

3

Организатор программы подготавливает задание на ее разработку, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, осуществляет оценку эффективности реализации программы на основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей, а также финансовых затрат в разрезе программы, тактических задач или отдельных мероприятий в соответствии с утвержденным порядком.

Программа может быть разработана в виде:

— долгосрочной целевой программы;

— ведомственной целевой программы.

Долгосрочная целевая программа – документ, представляющий собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, ориентированных на достижение межведомственных целей и задач, влияющих на развитие города Смоленска в целом.

Долгосрочная целевая программа может содержать подпрограммы, но в нее не могут быть включены мероприятия ведомственной целевой программы.

Ведомственная целевая программа – документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, ориентированных на достижение целей и задач отдельных отраслей муниципального хозяйства (сферы).

Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы, в нее не могут быть включены мероприятия долгосрочной целевой программы.

Долгосрочные и ведомственные целевые программы утверждаются постановлением Администрации города Смоленска.

В работе с программой выделяются следующие этапы:

— принятие решения о разработке программы;

— формирование программы;

— оценка и утверждение программы;

— финансирование программы;

— реализация программы;

— изменение, приостановление, прекращение, продление срока реализации программы, завершение программы;

— оценка эффективности реализации программы.

II. Принятие решения о разработке долгосрочной целевой или ведомственной целевой программы

Процесс принятия решения о разработке программы включает следующие этапы:

— отбор проблем и разработка концепции программы;

— оценка концепции программы;

— принятие решения по разработке программы.

Концепция программы должна включать в себя следующее:

— анализ причин возникновения проблемы с обоснованием тенденции ее развития (данные должны быть подтверждены статистической отчетностью, ведомственной информацией или результатами обследования);

4

— обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетам социально-экономического развития города Смоленска;

— прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

— обоснование предлагаемого способа решения проблемы, включая оценку преимуществ и рисков, и общую характеристику системы программных мероприятий;

— предложения по цели и задачам, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы по годам;

— ориентировочные сроки (этапы) решения проблемы программно-целевым методом;

— предложения по определению заказчика, разработчика, координатора и организатора программы;

— предложения по предварительным объемам финансирования, в том числе по источникам финансирования, на весь период и по годам (предложения должны содержать пояснения о возможности или невозможности привлечения к реализации программы средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников).

Концепция программы подлежит согласованию организатором программы с заместителем Главы города Смоленска, курирующим деятельность соответствующей отрасли.

Проект концепции программы направляется инициатором программы на имя Главы города Смоленска не позднее 1 апреля года, предшествующего году начала реализации программных мероприятий.

По представленному проекту концепции программы в течение 10 дней в пределах своей компетенции готовят заключения: управление по инвестициям Администрации города, управление экономики Администрации города, Финансово-казначейское управление Администрации города.

При получении отрицательного заключения концепция дорабатывается с учетом полученных замечаний и, не позднее десятидневного срока, представляется на повторное рассмотрение в указанные управления.

На основе положительных заключений управление по инвестициям направляет концепцию программы на рассмотрение комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов, утвержденной постановлением Главы города Смоленска от 04.05.2005 № 1106 «О реализации Положения о мерах поддержки инвестиционной деятельности на территории города Смоленска», которая принимает одно из следующих решений:

— одобрить концепцию программы;

— отклонить концепцию программы.

В случае одобрения концепции программы управление по инвестициям готовит проект распоряжения Администрации города о разработке соответствующей программы, в котором указываются организатор программы и сроки ее разработки.

III. Разработка программы

Работа по подготовке проекта программы осуществляется организатором программы с привлечением, при необходимости, структурных подразделений Администрации города и других организаций.

Для разработки программы при необходимости заказчиком может создаваться рабочая группа.

5

При разработке целевых программ социальной направленности и планировании практических мероприятий по обеспечению и защите прав и свобод гражданина необходимо использовать положения Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010-2012 годы, утвержденной Указом Губернатора Смоленской области от 23.03.2010 года № 5.

Программа должна содержать:

1. Титульный лист программы по форме согласно приложению № 1 (образец – приложение № 9);

2. Паспорт программы по форме согласно приложению № 2, (образец – приложение №10);

3. Основное содержание программы по разделам:

3.1. Обоснование необходимости разработки программы.

Приводятся результаты анализа состояния рассматриваемой отрасли экономики (подотрасли, вида деятельности) в динамике за ряд лет, раскрываются основные проблемы ее развития, указываются принимаемые и предпринятые ранее меры по устранению выявленных проблем, обоснование необходимости их решения программными методами за счет средств бюджета города и других источников.

Для объективной оценки состояния отрасли необходимо сравнивать социально-экономические показатели по городу Смоленску с соответствующими показателями близлежащих городов Центрального федерального округа Российской Федерации, сопоставимых по численности населения и уровню развития. Для количественной характеристики основных проблем целесообразно применять показатели обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.).

3.2. Основные цели и задачи программы.

Основная цель и задачи программы должны соответствовать основным направлениям и приоритетам социально-экономического развития города Смоленска.

В этом разделе приводится система показателей для количественной оценки значений мероприятий, проводимых для достижения цели и выполнения задач программы с указанием их значений за предшествующий (базовый) год и значений на срок действия программы с разбивкой по годам ее реализации.

Необходимо, чтобы формулировка цели отвечала на вопрос о том, «зачем» будет реализовываться данная программа и была направлена на решение заявленной в программе проблемы.

Формулировка задач должна отвечать на вопрос о том, «как» обеспечить достижение цели программы.

Для выделения задач необходимо использовать одно общее основание. Например, выделение задач по сферам деятельности:

— в образовании: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование;

— в культуре: музеи, библиотеки и т.п.

И далее детализировать мероприятия по содержанию работ в каждой из сфер.

Можно выделять задачи по содержанию работ (способам воздействия):

— улучшение материально-технического обеспечения;

— подготовка и переподготовка кадров и т.п.

6

Формулировки цели и задач программы, приводимые в паспорте, в тексте программы и в прилагаемых таблицах, должны совпадать.

3.3. Сроки реализации программы, в случае необходимости – этапы ее реализации.

Долгосрочная целевая программа разрабатывается со сроком реализации свыше одного года.

Ведомственная целевая программа разрабатывается на срок, не превышающий трех лет.

В случае необходимости реализация программы может осуществляться поэтапно. Каждому этапу должны соответствовать конкретные цели с определенными количественными и качественными параметрами.

3.4. Система (перечень) программных мероприятий.

Мероприятие — носящее предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении одного объекта, дающих четкое представление о содержании производимых работ.

Формулировка мероприятия должна быть предельно конкретной и однозначно описывать, что именно планируется сделать для решения поставленной задачи.

Каждое мероприятие должно включать следующую информацию:

наименование;

сроки реализации;

исполнитель (ответственный за выполнение);

-объемы и источники финансирования мероприятия в целом, по каждому исполнителю и годам реализации программы.

Все программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с задачами программы.

Итоги реализации мероприятий характеризуют показатели бюджетной, экономической и социальной эффективности.

3.5. Механизм реализации программы.

Механизм реализации программы должен предусматривать организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации программы в полном объеме, мониторинг, порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий программы.

В данном разделе должны указываться ответственные за реализацию следующих функций по управлению программой:

-сбор и систематизацию информации о реализации программных мероприятий, предоставление отчетов о реализации программы;

-взаимодействие с контролирующими органами;

-корректировку программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы.

В качестве ответственных может выступать заказчик программы или организатор программы.

3.6. Ресурсное обеспечение программы.

Приводится общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования с распределением по программным мероприятиям и разбивкой по годам.

Раздел должен включать обоснование возможности и механизмы привлечения внебюджетных средств и средств федерального и областного бюджетов для реализации мероприятий программы.

7

3.7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

В соответствии с целью и задачами программы по завершению реализации программы, (при реализации программы по этапам — по окончании каждого этапа) должны быть представлены качественные и количественные результаты ее выполнения, а также оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Если одним из ожидаемых результатов программы является финансово-экономический эффект для бюджета города или организаций, подведомственных органу местного самоуправления, в этом разделе приводится система количественных показателей финансово-экономической эффективности программы. В качестве этих показателей в зависимости от характера программы могут выступать:

— показатели бюджетной эффективности, отражающие соотношение финансового результата (экономия бюджетных средств, дополнительные поступления налогов и платежей в бюджет города и другие показатели) и затрат из бюджета города, связанных с реализацией программы;

— показатели экономической эффективности в виде прироста объема производства продукции и оказания услуг;

-показатели экологической эффективности, отражающие снижение степени негативного воздействия различных факторов на окружающую среду, на здоровье населения;

— показатели социальной эффективности, отражающие повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных, социальных потребностей населения города или отдельных его групп.

Значения показателей оценки финансово-экономической эффективности приводятся на срок реализации целевой программы с разбивкой по годам и этапам.

Для каждой задачи, мероприятия должны быть сформулированы показатели результатов реализации и их значения:

— фактические показатели за предыдущий год;

— планируемые показатели на текущий год;

— прогнозируемые показатели на очередной и последующие годы (в зависимости от сроков реализации программы).

Показатели программы должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить на вопросы: выполнена или не выполнена программа и какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения программы или какое возможное ухудшение будет предотвращено.

Плановые параметры показателей эффективности реализации программы устанавливаются при формировании программы и должны иметь количественную оценку для анализа их динамики.

Определяются показатели в соответствии с таблицей:

Наименование показателей программы

Единица

измерения

Значения показателей на начало действия программы

Значения показателей по окончании каждого года реализации программы

Значения показателей по окончании действия программы

8

Показатели эффективности реализации программы должны отражать конечный результат, достигнутый в результате реализации программы, и согласовываться с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

3.8. Организация контроля за ходом выполнения программы.

Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет Администрация города.

Непосредственное руководство реализацией программы осуществляет организатор либо координатор программы.

IV. Оценка и утверждение программы

Организатор направляет проект программы в управление по инвестициям, управление экономики и Финансово-казначейское управление Администрации города для подготовки заключений.

Финансово-казначейское управление при согласовании проекта программы дает заключение о возможности включения бюджетных ассигнований на реализацию программы в решение о бюджете города Смоленска в объеме, предусмотренном проектом программы.

Управление экономики при согласовании проекта программы проводит оценку на соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, задачам социально-экономического развития города Смоленска, оценку наличия целевых показателей и показателей, позволяющих оценить ход реализации программы по годам.

Управление по инвестициям при согласовании проекта программы проводит экспертизу на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком к формированию программы, а также в части наличия мероприятий, включенных в другие ведомственные и долгосрочные целевые программы.

К проекту программы должны быть приложены: предварительная бюджетная заявка на ассигнования из бюджета города и, при необходимости, положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также иные экспертные заключения.

При получении отрицательного заключения какого-либо управления проект дорабатывается с учетом полученных замечаний и, не позднее десятидневного срока, представляется на повторное рассмотрение в указанные управления.

При положительных заключениях управления по инвестициям, управления экономики и Финансово-казначейского управления организатор программы направляет проект программы с сопроводительным письмом за подписью заместителя Главы города Смоленска, курирующего деятельность соответствующей отрасли, в Контрольно-счетную палату города Смоленска для проведения экспертизы. После получения заключения Контрольно-счетной палаты организатор программы готовит проект постановления Администрации города Смоленска об утверждении программы.

Утвержденная постановлением Администрации города Смоленска программа управлением по инвестициям включается в Реестр программ и совместно с комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска размещается на официальном сайте Администрации города Смоленска.

9

V. Финансирование программы

Финансирование программы за счет средств бюджета города осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете города на очередной финансовый год.

Для финансирования программы могут привлекаться средства из областного и федерального бюджета, а также иных источников на основании документов, подтверждающих финансирование программы из указанных источников.

Объемы финансирования мероприятий программы подлежат ежегодному уточнению с учетом объема финансовых средств, предусмотренных в бюджете города на реализацию программы на соответствующий финансовый год.

Программа, предлагаемая к финансированию начиная с очередного финансового года, утверждается муниципальным правовым актом не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете города Смоленска в Смоленский городской Совет.

В проекте бюджета на очередной финансовый год Финансово-казначейское управление предусматривает объемы финансирования по каждой программе отдельно в соответствии с кодами бюджетной классификации.

VI. Реализация программы

Текущее управление реализацией программы осуществляется организатором программы под контролем заместителя Главы города Смоленска, курирующего соответствующую отрасль (отрасли).

Организатор и исполнители программы несут ответственность за реализацию программы и за обеспечение утвержденных значений показателей эффективности.

Структурное подразделение Администрации города, организующее реализацию программы, ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в управление по инвестициям отчет об использовании ассигнований по форме согласно приложению № 3 и аналитическую записку о ходе реализации программы и ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Финансово-казначейское управление информацию об использовании средств, выделенных из бюджета города Смоленска на реализацию программы.

Финансово-казначейское управление ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в управление по инвестициям отчет о финансировании программы за счет средств бюджета города.

Управление по инвестициям с учетом материалов, полученных от структурного подразделения Администрации города, организующего реализацию программы, и Финансово-казначейского управления до 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, готовит сводный доклад о ходе реализации программ за отчетный период нарастающим итогом с начала года и размещает совместно с комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска на официальном сайте Администрации города Смоленска

10

VII. Изменение, приостановление, прекращение, продление срока реализации программы, завершение программы

Структурное подразделение Администрации города, организующее реализацию программы, в установленном законодательством порядке может вносить изменения в программу, приостанавливать, прекращать или продлевать ее действие.

Изменение, приостановление или досрочное прекращение реализации программы может происходить в случаях:

— досрочного выполнения программы;

— снижения эффективности реализации программы по сравнению с предыдущим годом;

— изменения социально-экономической политики и пересмотра стратегических перспектив развития города Смоленска;

— появления иных механизмов решения проблемы, отличных от тех, которые предусматривались программой;

— существенных нарушений, допущенных участниками программы, или обстоятельств, делающих невозможной реализацию целей программы;

— принятия другой программы, поглощающей полностью или частично первоначальную по целям и задачам;

— отсутствия источников финансирования;

— возникновения обстоятельств, создавших предпосылки к приостановлению или отмене принятой программы.

Структурное подразделение Администрации города, организующее реализацию программы, ежегодно в течение месяца после утверждения бюджета города на очередной год, уточняет затраты по программным мероприятиям на очередной год, а также механизм реализации программы с учетом выделяемых финансовых средств.

По результатам ежегодно проводимой оценки эффективности реализации программы, не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год в Смоленский городской Совет, может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

Решение о выполнении программы принимается Администрацией города на основании доклада руководителя структурного подразделения Администрации города, организующего реализацию программы, о ходе реализации программы и использовании финансовых средств.

VIII. Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы проводится в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией города Смоленска 30.04.2010 № 790-адм.

Оценка эффективности программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также с целью создания условий и предпосылок для оптимизации управления муниципальными финансами, перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов.

11

Оценка эффективности реализации программы проводится по итогам ее реализации за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации программы.

Оценка эффективности реализации программ производится структурными подразделениями Администрации города Смоленска, организующими реализацию программ.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы представляет собой определение степени достижения запланированных результатов.

Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

-степень достижения заявленных результатов реализации программы по итогам за отчетный финансовый год и в целом после завершения ее реализации;

-отклонение достигнутых показателей от плановых;

-динамика расходов на реализацию мероприятий программы.

Оценка эффективности реализации программы производится с учетом особенностей программы на основе сопоставления в динамике фактически достигнутых результатов (экономических, экологических, социальных, бюджетных) с их плановыми значениями, утвержденными в программе.

По результатам оценки эффективности реализации программы могут быть сделаны следующие выводы:

— эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;

— эффективность находится на уровне предыдущего года;

— эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.

Механизм оценки эффективности и результативности

реализации программ



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст