Методические рекомендации по разработке условий (требований) инв

подготовку и распространение другой необходимой для проведения торгов документации.

Кроме этого, организатор торгов:

утверждает результаты торгов;

рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;

ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором в зависимости от статуса обоих юридических лиц. Организатор торгов имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

Организатор торгов осуществляет покрытие всех финансовых и ресурсных издержек по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам рисков.

В зависимости от объекта или предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет.

Тендерный комитет — постоянный или временный орган. По своей сути он коллегиальный орган, сформированный организатором торгов из своих представителей, представителей инвестора (заказчика), а также представителей местной (региональной) администрации, сотрудников архитектурно-проектных управлений, санитарно-эпидемиологических служб, пожарной охраны, а также экспертных и консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекаться представители Министерства строительства Российской Федерации и Межведомственной комиссии.

В соответствии со своим назначением тендерный комитет выполняет следующие основные функции:

собирает заявки на участие претендентов в предварительной квалификации, а также регистрирует конкурсные предложения и другую входящую документацию;

оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов;

разрабатывает тендерную документацию или заказывает ее разработку инженерно-консультационной организации;

разрабатывает документацию по предквалификации (или заказывает ее разработку);

проводит заседания согласно утвержденному регламенту и оформляет их протоколами;

определяет победителя торгов и представляет протокол на утверждение заказчику (организатору торгов);

рассматривает споры между участниками торгов, а также претензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.

Тендерный комитет является рабочим органом торгов, именно он по поручению заказчика или организатора торгов реализует в процессе проведения торгов на всех его этапах условия заказчика. При этом тендерный комитет может активно воздействовать на формирование этих условий, осуществляя на практике для заказчика принцип «обучаться по ходу дела».

Подбор кадров (экспертов) в тендерный комитет и организация их работы являются сложной задачей. Для ее практического решения можно воспользоваться Методическими рекомендациями «Регламент работы тендерного комитета», утвержденными Межведомственной комиссией Министерства строительства Российской Федерации.

5.2. До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, которому принадлежит право выбора, решает вопрос о виде торгов.

5.2.1. Открытые, или публичные торги — это торги с участием в них в качестве оферентов всех лиц, пожелавших выступить в этом качестве. Объявление о назначении открытых торгов и их результаты должны быть опубликованы.

Согласно Положению объявление о торгах должно быть обязательно опубликовано в «Строительной газете» или в газете «Развитие».

Без указанного объявления в печати могут проводиться закрытые торги с участием в качестве оферентов только тех лиц, которых приглашает организатор торгов, в случае:

если заказчик или организатор торгов располагают достоверными сведениями, что только данное лицо в состоянии выполнять все условия заказчика;

если имеются объективные требования о сохранении сделки в тайне (например, по объектам оборонного и специального назначения);

если имеются другие, не менее важные, чем вышеприведенные, объективные причины.

5.2.2. Торги с предварительной квалификацией.

В некоторых случаях при объявлении торгов на достаточно сложные объекты и при прогнозировании большого количества возможных претендентов на участие в торгах целесообразно применять двухступенчатую систему торгов.

В первом туре (на нем происходит отбор фирм, называемый предквалификацией) принимают участие все желающие претенденты, во втором только те, которые прошли предквалификацию и были допущены ко второму туру.

Предварительная квалификация претендентов на участие в подрядных торгах — это процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента к выполнению представляемого на торги подряда.

Предварительная квалификация проводится в случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.

Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Как претендент рассматривается отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.

К предквалификации допускаются отдельные организации, фирмы, консорциумы (отечественные и международные) независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, являющихся предметом торгов.

Сообщение о проведении предварительной квалификации должно обязательно содержаться в объявлении о торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме.

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашении.

Более полная информация об условиях проведения предварительной квалификации изложена в «Методических рекомендациях по проведению предварительной квалификации претендентов». Следует особо отметить, что решение предквалификационной комиссии о предоставлении права претенденту участвовать в торгах не может рассматриваться им как гарантия победы на торгах.

5.2.3. Торги без предварительной квалификации — это торги с участием в них в качестве оферентов всех претендентов, выполнивших все необходимые условия тендерного комитета и получивших статус оферента.

5.2.4. Первичные торги — это торги, назначенные в первый раз по данному предмету торгов данного объекта торгов.

5.2.5. Повторные торги — это торги, назначаемые во второй или третий раз по данному предмету торгов данного объекта торгов. Повторные торги назначаются в случае, если результат первичных торгов не удовлетворил заказчика.

5.2.6. Международные торги — это торги с участием исключительно иностранных оферентов.

5.2.7. Смешанные торги или смешанные международные торги — это торги с участием иностранных и отечественных оферентов.

5.2.8. Национальные, или внутренние торги — это торги с участием исключительно отечественных оферентов.

5.2.9. Гласные торги — это торги с участием оферентов или их полномочных представителей в процедуре торгов и с оглашением их результатов.

5.2.10. Негласные торги — это торги без участия в любой форме оферентов в процедуре торгов и с сообщением результатов только их победителю.

6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УСЛОВИЙ

ИНВЕСТОРА (ЗАКАЗЧИКА)

6.1. Состав экономической части тендерной документации

6.1.1. Разработка условий инвестора (заказчика) по объекту подрядных торгов в составе экономической части тендерной документации должна быть направлена на решение следующих основных задач:

максимально полное выявление и стоимостную оценку затрат по объекту, включая затраты на предотвращение и ликвидацию отрицательных экологических, социальных и экономических последствий реализации намечаемой хозяйственной деятельности объектов и возможных аварийных ситуаций;

разработку стратегии финансирования инвестиций;

прогноз изменения основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности объекта торгов по годам расчетного периода и оценки его финансовой устойчивости;

оценку риска инвестиций;

оценку эффективности инвестиций с позиций коммерческих интересов инвестора (коммерческой рентабельности) и интересов национальной (региональной) экономики;

выбор оптимального варианта достижения цели инвестирования.

6.1.2. При разработке экономической части условий необходимо:

учитывать налоговую, амортизационную, кредитную (в том числе процентную) и таможенную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;

обеспечивать защиту интересов инвесторов с одной стороны и общенациональных интересов (интересов региона) с другой, отдавая приоритет последним. Это означает следующее. Если строительство (расширение, реконструкция) предприятия обеспечивает инвестору приемлемую для него норму прибыли на вложенный капитал, но не содействует решению государственных задач: росту национального дохода, улучшению использования природных ресурсов, повышению занятости населения, экономии иностранной валюты и т.п., то такой проект отвергается или, при возможности, переделывается. Если проект будущего предприятия оказывается неприемлемым для инвестора, но отвечает интересам всего общества, национальной (региональной) экономики, то для обеспечения его коммерческой жизнедеятельности в составе документации должны разрабатываться предложения правительству и местным органам власти по созданию особого экономического режима, благоприятствующего деятельности этого предприятия: налоговые льготы, субсидии, инвестиционные кредиты и т.д.;

отдавать предпочтение при выборе показателей для оценки эффективности инвестиций не простым, а дисконтированным показателям, учитывающим фактор времени;

установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты;

в случае привлечения заемных средств для финансирования инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов расчет показателей рентабельности и капиталоотдачи следует производить относительно всего инвестированного капитала (суммы собственных и заемных средств) и собственного капитала;

при расчете инвестиционных и производственных затрат, выручки от реализации продукции, потребности в оборотных средствах следует учитывать инфляцию;

затраты и доходы по комплексным проектам должны распределяться по отраслям — сферам деятельности, входящим в комплекс.

Неотъемлемыми элементами работы по составлению экономической части условий должны стать углубленный анализ экономических и финансовых показателей проекта предприятия, оценка привлекательности его как объекта инвестирования. В условиях рыночной экономики необходимость такого анализа очевидна.

Расчет и анализ основных экономических и финансовых показателей целесообразно осуществлять в специально разработанных унифицированных формах (табл. 1 — 19), образцы которых приводятся ниже.

6.1.3. Одной из главных предпосылок для выбора наиболее эффективных инвестиционных решений в условиях ограниченности ресурсов является разработка альтернативных вариантов достижения цели инвестирования, поставленной заказчиком (инвестором), которые могут различаться между собой по:

видам производственных факторов: технологическим процессам, машинам и оборудованию, сырью и материалам, топливу и энергии, источникам их поступления и т.д.;

размерам создаваемых объектов (масштабам производства);

территориальному размещению проектируемого объекта (площадкам и трассам для строительства);

времени (графику) осуществления проекта (например, строительство предприятия сразу на полную мощность или через определенные интервалы несколькими очередями);

источникам финансирования инвестиций.

6.1.4. Кроме параметров проектируемого предприятия при выполнении экономических расчетов используются данные проектов-аналогов и действующих предприятий, различные нормативы, прогнозные, статистические и справочные материалы; результаты предшествующих маркетингов и технико-экономических исследований, экспертные оценки.

При использовании кредитов и иностранных инвестиций для финансирования капитальных вложений перечень необходимой информации расширяется.

6.1.5. Укрупненный алгоритм, который целесообразно иметь в виду при разработке экономической части условий на создание и эксплуатацию предприятия инвестора (заказчика), представлен в табл. 20.

Таблица 1

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

┌──────────────────────┬─────┬─────────┬──────┬─────┬────────────┐

│ Виды продукции │Еди- │ Выпуск │Первый│ … │ t-й год │

│ │ница │продукции│ год │ │ │

│ │из- │ (100%) ├──────┼─────┼──────┬─────┤

│ │мере-│ │мощ- │ … │мощ- │коли-│

│ │ния │ │ность,│ │ность,│чес- │

│ │ │ │% │ │% │тво │

│ │ │ │──────│ │ │ │

│ │ │ │коли- │ │ │ │

│ │ │ │чество│ │ │ │

├──────────────────────┼─────┼─────────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│1. Основная продукция │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │──────│ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────┼─────────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│2. Попутная продукция │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │──────│ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

├──────────────────────┼─────┼─────────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│3. Отходы производства│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │──────│ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

└──────────────────────┴─────┴─────────┴──────┴─────┴──────┴─────┘

Таблица 2

РАСЧЕТ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

┌───────────┬────┬───────┬─────────────────┬───┬─────────────────┐

│ Виды │Еди-│Цена │ Первый год │…│ t-й год │

│ продукции │ница│единицы├─────────┬───────┼───┼─────────┬───────┤

│ │из- │продук-│ объем │выручка│…│ объем │выручка│

│ │ме- │ции │продукции│ │ │продукции│ │

│ │ре- ├───┬───┼──┬──┬───┼─┬─┬───┼───┼──┬──┬───┼─┬─┬───┤

│ │ния │М │Э │М │Э │М+Э│М│Э│М+Э│ │М │Э │М+Э│М│Э│М+Э│

├───────────┼────┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┤

│1. Основная│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│продукция │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 1.1. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 1.2. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 1.3. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Итого │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────┼────┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┤

│2. Попутная│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│продукция │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 2.1. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 2.2. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 2.3. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Итого │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────┼────┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┤

│3. Отходы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 3.1. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 3.2. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ 3.3. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Итого │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────┼────┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┼───┼──┼──┼───┼─┼─┼───┤

│Всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────┴────┴───┴───┴──┴──┴───┴─┴─┴───┴───┴──┴──┴───┴─┴─┴───┘

Примечания. 1. Обозначения: М — местный (внутренний) рынок, Э — экспорт (внешний) рынок.

2. Объем продаж (реализации) приводится в натуральных единицах, выручка (доход) от реализации в стоимостном выражении.

3. По основным видам продукции приводятся раздельно объемы продаж и реализации по линии госзаказа для удовлетворения федеральных и региональных нужд и прямых договоров с потребителями.

Таблица 3

РАСЧЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Наименование статьи издержек

Компонент проекта (номер и наименование)

Описание статьи издержек

Единица измерения

Коли- чество

Стоимость единицы

Издержки

НВ

ИВ

НВ

ИВ

итого

Итого

Примечание. Обозначения: НВ — национальная валюта, ИВ — иностранная валюта.

Таблица 4

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Статьи затрат

Сумма издержек

НВ

ИВ

итого

1. Земельный участок

2. Машины и оборудование (включая вспомогательные)

3. Производственные здания и сооружения (включая вспомогательные)

4. Нематериальные активы

5. Прочие основные производственные фонды

6. Итого затрат на основные производственные фонды

7. Объекты жилищно- гражданского назначения

8. Всего

Таблица 5

ВЕЩЕСТВЕННО-ИМУЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ

ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Компоненты основных фондов

Стоимость,млн. руб.

Удельный вес компонентов, %

к итогу по строке 6

к итогу по строке 8

1. Земельный участок

2. Машины и оборудование (включая вспомогательные)

3. Производственные здания и сооружения (включая вспомогательные)

4. Нематериальные активы

5. Прочие основные производственные фонды

6. Итого затрат на основные производственные фонды

100

7. Объекты жилищно- гражданского назначения

x

8. Всего

x

100

Таблица 6

СОСТАВ ИНВЕСТОРОВ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В ПРЕДПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРИОДЫ

┌──────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┐

│ Источники финансирования │Предпроиз- │Производ- │

│ │водственный │ственный │

│ │период │период │

│ ├────────────┼────────────┤

│ │ годы │ годы │

│ ├────────────┼────────────┤

│ │ 1, 2, … │ 1, 2, … │

├──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤

│Общая сумма финансовых средств, в том│ │ │

│числе: │ │ │

│ │ │ │

│I. Собственные финансовые средства и │ │ │



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст