Методические рекомендации «Бизнес план и его роль в совершенство

Обладатели гранта Приоритетного национального проекта «Образование»: 2006- 1человек, 2007- 1человек, 2008 — 1человек, 2009 — 4 человека, 2010 — 1 человек.

Результатом участия в реализации проекта «Год учителя» и приоритетного национального проекта «Образование» можно считать следующие результаты достижений педагогов лицея:

1. Два педагога (Коурова Т.А. и Клишина В.Г.) принимали участие в конкурсе «Учитель года», одна из них, Клишина В.Г. стала Учителем года, победив на муниципальном этапе.

Клишина В.Г. вышла на областной этап конкурса «Учитель года» и одержала блистательную победу по итогам заочного и финального тура, став победителем областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года». представляла Свердловскую область на заключительном этапе в Москве.

Коллектив педагогов лицея занял 2 место на региональном этапе конкурса «Грани талантов».

В данном учебном году 2 педагога (Шабурова Т.В.и Клишина В.Г.) приняли участие в конкурсном отборе учителей на Грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В результате Клишина В.Г. – обладатель гранта Президента РФ.

В муниципальном конкурсе медиапродуктов: номинация «Собственный медиаресурс» (фильм): I место — учебный фильм «Осенние явления в жизни растений» Клишина В.Г., Быкова Т.В. I место в номинации «Сценарий медиамероприятия для воспит. работы» Коурова Т.А., Бузмакова Н.М.

В муниципальном Конкурсе видеофильмов «Поклонимся великим тем годам» I место в номинации «Стихи о войне» Быкова Т.В., Ковалева Л.А..

Учащиеся МОУ Лицей принимают активное участие в мероприятиях творческого и интеллектуального характера, достойно представляя МОУ Лицей на конкурсах всех уровней: от муниципального до международного.

Отличительной чертой педагогов лицея всегда была активная жизненная позиция и креативность: внедрение новых перспективных форм и методов работы, освоение новейших технологий (технология исследовательской деятельности, медиатехнологии, овладение новыми методами оценки, поднимающими учебную мотивацию и т.д.). В сетевых сообществах педагоги не только общаются, но и делятся опытом. Основные web-ресурсы, на которых опубликованы статьи педагогов МОУ Лицей: http://pedsovet.org, http://it-n.ru, http://www.rusedu.ru HYPERLINK «http://www.nachalka.com/»http://www.nachalka.com, WWW allbest.ru/referat.

Высокую результативность в профессиональной деятельности учителям помогает поддерживать дух творчества и сотрудничества, царящий в педагогическом коллективе. Это подтверждают результаты психологических исследований, показывающие, что почти 90% сотрудников в коллективе очень комфортно и их устраивает уровень сложившихся взаимоотношений в нём.

Работая над повышением качества образования, мы прежде всего, создали мотивационную среду, способствующую профессиональному росту и творческой самореализации педагогов лицея. Существенным фактором мотивационного управления является мотивационная среда образовательного учреждения, которая представляет собой совокупность усилий, прилагаемых работниками для достижения поставленных целей.

В лицее разработана и успешно внедрена система стимулирования, которая поощряет усилия педагога, направленные на развитие учреждения и саморазвитие. Система стимулирования строится с учетом структуры коллектива и психологических механизмов (эмоции успеха — неуспеха). Используемая в нашем учреждении система стимулирования включает такие формы поощрения, которые обязательно дают педагогу возможность переживать успех. (Приложение 4)

В нашем учреждении для раскрытия профессиональных и личностных качеств работника, для убеждения сотрудника в том, что у него имеются возможности для совершенствования своей деятельности создана система контроля и оценки деятельности педагогов.

Всё вышеизложенное свидетельствует об активной жизненной позиции и высоком профессионализме педагогов лицея, а это в свою очередь обуславливает высокую востребованность среди населения города в получении образования в МОУ Лицей.

1.2.2. Финансово-экономические ресурсы

Лицей осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, согласно Устава, утвержденного Постановлением Главы Качканарского городского округа от 05.02.2008 года № 101, а также на основании лицензии № 11189 от 21.03.2008 года и свидетельства о государственной аккредитации № 4765 от 25.05.2009 года, выданных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

МОУ Лицей – бюджетное учреждение. Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов от 30.12.2008 г. № 148н в редакции Приказов Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н, от 30.12.2009 № 152н и учетной политики учреждения.

За 2010 год освоено 29891,6 тыс. руб. бюджетных ассигнований, из запланированных 30134,1 тыс. руб., что составляет 99,2 % запланированного финансирования на год. На оплату труда и начисления на оплату труда было израсходовано 22410,9 тыс. рублей. На приобретение основных средств и материальных запасов израсходовано 719,0т.р и 196,7т.р. соответственно. Кредиторская задолженность учреждения за 2010 год составляет 853,1 тыс. руб., — содержание имущества и прочие услуги.

Бюджет лицея складывается из следующих источников:

— бюджетные средства за счет федерального бюджета

—  бюджетные средства за счет субвенций областного бюджета

—  бюджетные средства за счет местного бюджета

Из местного бюджета оплачиваются расходы на содержание имущества, коммунальные услуги, оплата услуг расходов на медицинский осмотр работников, услуги ЦСЭН на исследование пищевых продуктов и питьевой воды, замеры освещенности, шума и других физико – химических исследований, подписку на периодическую литературу, услуги охраны по обеспечению школы тревожной сигнализацией, противопожарные мероприятия, приобретение  материалов на хозяйственные нужды (моющие, чистящие средства, хозяйственные товары, строительные материалы для косметического ремонта, мягкий инвентарь).

Из областного бюджета выплачивается заработная плата сотрудникам лицея, компенсация и дотация на питание учащихся, пополнение материально-технической базы для учебного процесса (приобретение оборудования и мебели, учебно-наглядных пособий и т.д.), приобретение учебников, оплата Интернета.

Из федерального бюджета — вознаграждение за классное руководство.

Исполнение бюджета за 2009 год – 92,8%. Уровень финансирования с 2007 вырос на 63,4 %, но в сравнении с 2008 годом уменьшился на 6%, в связи с закрытием лимитов бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета из-за дефицита бюджета.

EMBED ��������� Microsoft Graph

Рис.1 Уровень финансирования учреждения (тыс. руб.)

Привлечение внебюджетных источников финансирования дает возможность лицею планировать и приобретать дополнительно товарно-материальные ценности, способствующие укреплению материально-технической базы учреждения. Основными статьями доходов учреждения от привлечения  внебюджетных средств являются:

-дополнительные платные образовательные услуги,

-добровольные пожертвования,

-сдача помещений в аренду,

-проведение летней оздоровительной кампании.

В связи с уменьшением объёмов финансирования в 2010-11 учебном году планируется активизировать деятельность по поиску и привлечению источников внебюджетного финансирования.

Учреждение активно внедряет платные дополнительные услуги, разработав нормативно-правовую базу и приведя в соответствие с требованиями законодательства учетную документацию по платной образовательной деятельности. Законность услуг, изучение спроса, заинтересованность родителей, разумная стоимость, профессионализм сотрудников – все это позволило учреждению достигнуть следующего результата по развитию платных образовательных услуг.

EMBED ��������� Microsoft Graph

Рис. 2 Развитие платных образовательных услуг (тыс. руб.)

1.2.3. Материальные ресурсы

В лицее имеются: актовый зал, два спортивных зала, библиотека и медиатека, 43 предметных кабинета, имеющих весь спектр необходимого оборудования для осуществления образовательного процесса, столовая, 4 мастерские (швейная, кулинарии, столярная, слесарная), 2 кабинета  информатики, методический кабинет, медицинский кабинет, кабинет психолога, музей. Лицей оснащен локальной компьютерной сетью, имеется автоматизированная база данных учащихся. 

В настоящее время в лицее 85% кабинетов обеспечены современными техническими средствами обучения, новыми наглядными пособиями и оборудованием. Из них: 25 кабинетов оснащены компьютерной техникой, 3 — учебными модулями (приобретено три комплекса «Дидактика» в кабинеты географии, истории и кабинет начальных классов), 2 кабинета имеют интерактивную доску, в лицее 10 мультимедийных проекторов, 70 стационарных ПК. Имеющаяся в лицее современная видео- и аудиоаппаратура позволяет проводить учебные занятия, праздники, вечера на высоком техническом и культурном уровне. (Приложение 6)

В 60% кабинетах модернизирована система освещения. Во многих классных кабинетах установлена регулируемая по высоте мебель, в кабинетах физики и химии установлена новая специализированная мебель для безопасного проведения лабораторных работ. В библиотеке лицея работает читальный зал. Ежегодно обновляется и пополняется по необходимости фонд учебной литературы. Имеется методический кабинет, оснащенный компьютерной и оргтехникой. В нем собраны и систематизированы методические материалы, рекомендации, портфолио учителей лицея.

В лицее соблюдается питьевой режим – установлен питьевой фонтанчик. Отремонтированы столовая и спортивные залы, вестибюль, туалеты.

На территории лицея отремонтированы дорожное покрытие и пешеходные дорожки, обновлено ограждение и крыльцо. Проведена обрезка кустов и деревьев, устроены клумбы и высажены цветы.

На территории лицея функционируют стадион, футбольное поле, баскетбольная площадка.

1.3. Информатизация процессов управления

В основе единой информационной структуры лицея лежит локальная сеть (монтажные работы закончены в 2009 году). На сегодняшний день она объединяет все компьютеры лицея и развивается функционально, в направлении предоставления большего количества услуг пользователям локальной сети. Сегодня локальная сеть обеспечивает:

во-первых, взаимодействие субъектов информационного пространства лицея с внешним миром, которое обеспечивает компания Interra (пакет услуг – Безлимитный, 3 Мбит/сек), через доступ к таким сервисам сети Интернет как:

дистанционное обучение (edu.ege66.ru),

участие в on-line конкурсах (всероссийской игре «Инфознайка», международном дистанционном проекте «ЭМУ», международном фестивале «IT-Архангельск» и т.д.), олимпиадах ( HYPERLINK «http://urfodu.ru/»http://urfodu.ru);

участие в комплексном проекте модернизации образования (http://kpmo.ru, HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/»http HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/»:// HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/»ural HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/». HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/»kpmo HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/». HYPERLINK «http://ural.kpmo.ru/»ru);

электронный журнал (в системе электронных журналов и дневников на http://www.ballov.net ведутся журналы в 24 классах, зарегистрировано более 600 учащихся);

школьный сайт (статистические данные показывают, что с 15 июня 2009 по 15 июня 2010 было зафиксировано 57567 обращений к школьному сайту http://kch-sch6.narod.ru/), что вдвое превышает показатели предыдущего учебного года;

МОУ Лицей имеет свое web-представительство на портале «Образование Урала» (http://www.uraledu.ru/node/29041);

МОУ Лицей зарегистрирован на Всероссийском портале общественно-активных школ и является постоянным участником проектов портала (http://cs-network.ru/orgs/?content=org&id=100);

отчеты и базы данных (http://www.ege66.ru, http://miso.ks-osiv.ru), электронная почта ([email protected]), использование поисковых систем;

сетевые сообщества, где педагоги не только общаются, но и делятся опытом. Вот основные web-ресурсы, на которых опубликованы статьи и иные материалы педагогов МОУ Лицей: http://pedsovet.org, http://it-n.ru, HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/»http HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/»:// HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/»www HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/». HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/»rusedu HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/». HYPERLINK «http://www.rusedu.ru/»ru, WWW allbest.ru/referat., HYPERLINK «http://www.nachalka.com/»http://www.nachalka.com;

во-вторых, взаимодействие субъектов информационного пространства лицея друг с другом. В связи с этим, на внутреннем сервере лицея было организовано централизованное, упорядоченное хранилище данных с различным уровнем доступа к ним. Это позволяет связать воедино все стороны жизни и направления работы лицея. В 2010 году на сервере появились новые каталоги: СПО (связан с внедрением ОС Linux), ЭУМ (хранилище электронных учебных модулей – ЦОР II поколения).

В образовательной практике лицея активно используются возможности медиаобразования. В лицее работает пресс-центр, видеостудия, создан сайт образовательного учреждения. Педагогами и учениками лицея организован ежемесячный выпуск лицейской газеты, создано более 40 видеофильмов, из них 30% эколого-биологической тематики. Медиатека МОУ Лицей пополняется очень активно. Учитывая высокую стоимость лицензионных программ, выявляется яркая тенденция создания собственных медиатекстов. Количество медиапродуктов, созданных педагогами в данном учебном году, удвоило объём медиатеки.

Большое внимание в развитии лицея как медиасреды уделяется вопросам защиты информации, в связи с чем, на внешнем сервере лицея установлены программы, позволяющие:

настроить защиту всей сети (IP tables)

организовать управление трафиком, сбор статистики (интернет мониторинг) и настроить централизованную систему управления доступом (STC)

осуществить фильтрацию «по черному списку» контента (контент-фильтр «Режик»), проходящего через сеть

Кроме этого, на каждый компьютер лицея установлена антивирусная программа и настроено централизованное автоматическое обновление антивирусных баз.

Инновационная деятельность учреждения.

Инновационная деятельность в Лицее ведется в четырех приоритетных направлениях:

— организация образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности;

— придание образовательному процессу здоровьесберегающего характера;

— модернизации системы методической работы в лицее;

— придание управлению государственно-общественного характера.

Таблица 6. Направления инновационной деятельности

В содержании

образования

В применяемых

педагогических

технологиях

В организации

образовательного

процесса

В сфере методической работы

В управлении

(включая экономические механизмы

Программы

Образовательная программа 2007-20010

Программа развития МОУ Лицей на 2009-2010 г.г.

Программа развития МОУ Лицей на 2009-2010 г.

Проект

1.Образовательный проект «Создание ресурсного центра

2.«Создание активной сенсорно-развивающей среды в начальной школе»

3.Краеведческий проект «Наш Качканар»

3.Монография «Флора и Качканара и его окрестностей».

4.Дневник первоклассника

1.Развитие медиаобразования в ОУ

2.Создание системы оценки качества образования в ОУ

1.«Создание системы обучения в специализированном классе по видам спорта»

2.«Взаимодействие образовательного учреждения и школьного инспектора по раннему выявлению неблагополучных семей».

3.«Сопровождение одаренных детей МОУ Лицей»

1. «Научно-образовательный проект «Школа — муниципальный ресурсный центр естественнонаучного образования»

2. «Создание здоровьесберегающей образовательной среды

Нововведения

1. Введение НСОТ

2. Деятельность УС

В основе инновационной деятельности лежит метод проектирования.

Количество педагогов-участников инновационной деятельности -15, удельный вес -25%.

Таблица 7. Содержание инновационной деятельности.

Образовательная инициатива

Тема,

Срок реализации

Автор, исполнитель

Достигнутые результаты

Куратор

(руководитель)

Экспериментальная площадка (уровень)

Создание и функционирование УС

Базовая площадка (уровень)

Базовая площадка ИРРО по теме «Использование потенциала учебно-исследовательской деятельности для развития ключевых компетентностей личности в условиях естественнонаучного образования»

Стахиева Т.В. (замдиректора по ИЭР)

Сульгина М.Н. (замдиректора по УВР)

Шабурова Т.В. (учитель биологии и географии

Завершен проект «Дневник первоклассника» с использованием краеведческого материала

— выступление на областной НПК — формирование у обучающихся комплекса ключевых компетентностей

Руководитель: д.п.н. Зуев П.В.

Куратор:доцент ИРРО Овсянникова Н.П.

Инновационный проект

«Сопровождение одаренных детей МОУ Лицей» 2010-2013 г.г.

Стахиева Т.В. (замдиректора по ИЭР)

Сульгина М.Н. (замдиректора по УВР)

Расширение деятельности НОУ.

Методический комплект психолого-педагогического сопровождения

Наличие апробированных программ, факультативных и вариативных курсов

Инновационный проект

«Создание активной сенсорно-развивающей среды в начальной школе» 2008-2011 г.г.

Сазонова С.А.

(учитель начальных классов)

Мониторинг развития индивидуальных особенностей учащихся.

Мониторинг мотивации учения.

Портфолио ученика

Портфолио педагога

Муниципальный

Ресурсный центр

естественнонаучного

образования

Стахиева Т.В. (замдиректора по ИЭР)

Кишеева Л.В. (директор)

Повышение качества естественнонаучного образования в Качканарском городском округе

Управление образованием

Необходимо отметить, что большинство инновационных проектов, создаваемых педагогами Лицея воплощаются в конкретной практической деятельности, перерастая в инновационный опыт, подтверждением которого является достижения педагогов-новаторов в мероприятиях и конкурсах различного уровня.

Реализации системного подхода способствовало создание Информационно-методического Координационного Центра (далее ИМКЦ). Деятельность ИМКЦ носит координационный характер (обусловлено это творческим характером инновационной деятельности, а также тем, что каждый член Центра реализует ряд функций). Связи внутри Центра носят гибкий, горизонтальный характер (соуправление).

Подтверждением качества инновационной деятельности является то, что в результате участия во II областной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области: становление современной модели образования» коллектив МОУ Лицей награждён грамотой ИРРО «За разработку и представление инновационного проекта, значимого для развития системы образования Свердловской области». В результате участия в III областной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области-2010» коллектив МОУ Лицей награждён грамотой ИРРО за 1 место по представление инновационного проекта.

Сертификат достижений получен МОУ Лицей за активное участие в реализации статуса базовой площадки ГБОУ СО «Дворец молодежи» Ресурсный Центр (18 декабря 2009, Клуб городов 5-я сессия).

МОУ Лицей имеет статус:

Муниципального ресурсного центра естественнонаучного образования;

Базовой площадки ИРО по теме «Использование потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетентностей учащихся в условиях естественнонаучного образования».

МОУ Лицей занимает активную позицию в реализации программы областной экспериментальной площадки «Развитие механизмов общественного участия в управлении системой образования КГО», обеспечивая (в рамках своей компетенции) становление и функционирование государственно-общественного управления. Работа проводилась по:

-созданию Управляющих советов

-развитию медиаобразования в ОУ

-созданию системы оценки качества образования в ОУ

Созданные в МОУ Лицей кадровые, информационные и материально-технические условия позволяют привлечь потребителей и организовать платные образовательные услуги. Для этого необходимо четко спланировать деятельность по оказанию платных образовательных услуг, это позволяет сделать бизнес-планирование.

2. Бизнес-план и его роль в совершенствовании управления деятельностью образовательного учреждения (на примере МОУ Лицей)

2.1. Общие подходы.

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует образовательным учреждениям новый подход к планированию. Мы вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Изучив теоретические труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента ( Веснин В.Р., Гончаров М. А., Мескон М.Х. ), маркетинга ( Макаров А.М., Панкрухин А.П., Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. ), нормативные и законодательные акты Российской Федерации (в т.ч. кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним), материалы специализированных тематических интернет-сайтов, мы определили основные подходы предоставления платных образовательных услуг.

Оптимальным вариантом является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Бизнес — план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в осуществлении платных образовательных услуг. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление образовательным учреждением.

Бизнес-план — это определенная модель деятельности образовательного учреждения, которая использует все наработки традиционного планирования деятельности применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, качественному обслуживанию потребителя.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач:

Определить конкретные направления деятельности;

Оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;

Оценить соответствие работников поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования;

Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;

Предусмотреть возможные риски (проблемы);

Найти возможности сотрудничества, кооперации с другими ОУ.

Бизнес-план в системе образования сориентирован на платные дополнительные образовательные услуги. Выбор данной категории услуг менее затратный и более близкий по специфики деятельности для ОУ.

Бизнес-план включает:

Разработка целей и задач на ближайшую и дальнейшую перспективу;

Оценка текущего состояния оказываемых образовательных услуг;

Анализ рынка;

Информация о потенциальных потребителях.

Функции бизнес-плана

Во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т.е. рассмотрения “производства” образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции).

Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период.

В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, показанных в плане, является практически единственным обоснованием для привлечения, как потребителей, так и потенциальных благотворителей.

При планирование экономической деятельности лицея в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг в 2009 году был разработан бизнес-план, который позволил наиболее полно удовлетворять образовательные потребности населения, развивая интеллектуальный потенциал, познавательные интересы, творческие способности учащихся.

С учетом накопленного опыта и запросов учащихся, потенциал педагогического коллектива позволяет оказывать образовательные услуги населению по следующим направлениям:

-дополнительные образовательные услуги по всем предметам учебного плана сверх установленных учебным планом часов, обучение по дополнительным образовательным программам;

— дополнительная подготовка дошкольников к обучению в школе;

— дополнительные услуги по изучению иностранного языка;

— изучение второго иностранного языка;

— услуги по обучению компьютерной грамотности;

— дистанционные, мультимедийные уроки;

— проведение занятий в кружках и других объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в лицее (оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья учащихся, спортивные секции, различные игры)

— индивидуальные дополнительные консультации психолога, занятия с психологом (например, кружок по развитию памяти, внимания, познавательных интересов) за рамками должностных обязанностей;

Занятия проводятся по специально разработанному плану и программам по каждой образовательной услуге и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Обучение проводится в группах наполняемостью не более 25 человек. Время проведения занятий — с 01 октября по 30 июня.

Основные потребители платных образовательных услуг: дети дошкольного возраста, учащиеся всех ступеней обучения лицея и других образовательных учреждений, взрослое население Качканарского городского округа.

2.2. Маркетинговый анализ

Социальная ситуация постоянно меняется, школьный рынок образовательных услуг необходимо постоянно обновлять — изменять и расширять их, искать новые подходы к этой работе, учитывать растущие потребности учащихся и их родителей. С этой целью администрация лицея, психологическая служба совместно с учителями проводят исследования, оценивающие мотивацию, познавательные интересы, нравственные ценности, роль семьи, досуга, представления о человеке и его облике.

Государство также является субъектом маркетинга образовательных услуг. Оно предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы или иные формы регулирования рынка. Государство проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений, т. е. выступает гарантом качества образовательных услуг, его соответствия образовательным стандартам.

Таблица 8. Потребности, определяющие поведение потребителей на рынке образовательных услуг

потребители образовательных услуг



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст