Кафедра педагогических инноваций

Министерство по дела молодежи и спорту Республики Татарстан

Елабужский государственный педагогический университет

Кафедра педагогических инноваций

Тазиев С.Ф.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

г. Казань 2008

О НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ

ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1. Конкретизация понятия. Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Выделим такие новые функции детских летних оздоровительно-образовательных центров, как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно -профилактическую.

2. Разработка нормативно-правовой базы в организации летнего отдыха детей. В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждения. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Проектом общего Положения устанавливается, что деятельность учреждения основывается на следующих принципах:

безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Данный проект до сих пор не утвержден, реально действующим законодательным документом является «Положение о детском оздоровительном лагере» от 1990 г., который не регулирует правового поля, не отвечает потребностям структурно-организационной деятельности, не определяет психолого-педагогических стратегий и технологических линий детских оздоровительных центров. Справедливо будет отметить наличие и других нормативных актов и документов, которые косвенно или непосредственно затрагивают данную сферу. Особенно важным стало принятие Федерального закона «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в 1998 г., который определил задачи организации оздоровления детей как приоритетные и поставил вопрос о разработке минимальных социальных стандартов в сфере отдыха и оздоровления всех детей, и особенно детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации». Тем не менее совершенно очевидно, что актуальной задачей сегодняшнего дня является разработка новой современной нормативно-правовой базы для организации отдыха и оздоровления детей.

3. Изменение приоритетных целей и направлений в сфере организации летнего отдыха детей. В разные годы целевые установки детского отдыха сменяли друг друга. В детских лагерях необходимо было «обучать детей ремеслу», «осуществлять военную подготовку», «воспитывать борцов за дело Коммунистической партии», «обеспечивать прирост в весе и росте пионеров» и т.д. Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка — физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды — адаптивный и здоровьесберегающий.

Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее предназначение содействовать образованию здоровой личности.

Содействие образованию здоровой личности означает:

физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка;

психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умением отдать и взять у другого, быть одному и быть среди людей, любовью к себе и любовью к другим и т.д.);

психологическое оздоровление как «интеграл жизнеспособности» и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

Изменив расположение слов в базовом словосочетании, мы получаем конструкт «среда образования», который позволяет рассматривать среду как место создания нового «образа» — образа здорового человека.

4. Критериями эффективности оздоровительно-образовательной среды являются компетентности, формируемые и развиваемые у детей и подростков в условиях лагеря: физическая, коммуникативная, эмоциональная.

Физическая компетентность — способность человека управлять своей физической природой с целью актуализации резервных потенциалов, дифференцированно использовать актуализированные биологические и физиологические резервы систем организма в целом в условиях реального времени соразмерно с заданными пространственными и временными параметрами для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, социальных функций и здоровья в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Коммуникативная компетентность — система внутренних ресурсов, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека в области коммуникативных действий, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

Эмоциональная компетентность — способность человека к саморегуляции личностной эмоциональной сферы. Основными аспектами данной проблемы являются:

— его умение осознавать и оценивать себя (свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития);

— актуализация положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальных потребностей; мотивация достижения; ощущение радости от успеха, новых открытий; предвкушение интересной работы, общения, игры, праздника; бодрое настроение и т.д.);

— нейтрализация негативных состояний (неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);

— развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, осознание психических состояний, рефлексия на фоне релаксации (противодействие отрицательным эмоциям, стрессам);

— формирование навыков управления эмоциональными состояниями, навыков психологической защиты, навыков анализа собственных эмоциональных состояний.

4. Программно-вариативный подход к организации деятельности, в последнее время приобретающий все большее число сторонников как среди ученых (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И. Фришман и др.), так и среди практиков — признанных лидеров программной деятельности, действующих в рамках одной или нескольких программ, имеющихся в арсенале.

Вариативно-программный подход является наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность содержания деятельности. Субъект деятельности (ребенок) имеет возможность выбирать, чем ему заниматься летом, в каникулы, в свободное время. Свобода выбора обуславливает свободу времени (свободное время – «я делаю то, что хочу»), а соответственно, отсутствие «прессинга» взрослых. Взрослый в данной ситуации оказывается в позиции сопровождения детской жизни и может рассчитывать на «незаметное», а следовательно, и более эффективное воздействие. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка (а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия) происходит развитие лучших нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, помнить о приоритетности развития ребенка — не навязывать, а сопровождать. По сути дела, умение ненавязчиво помогать ребенку в решении его личных проблем, эмоционально и психологически поддержать его и определяет его адаптацию вообще и в частности;

во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность оздоровительно-образовательной среды, снимает проблему однообразия жизненных стилей, «застроенности» коммуникативных связей и отношений;

в-третьих, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность личности ребенка. Это означает, что при наличии свободы и возможности многократности выбора ребенок попадает в ситуацию выбора, что само по себе является отдельной историей. Для нас же важно, как ребенок ведет себя в данном выборе — можно выбирать то, что легко и просто, не вызывает сложностей в действии, — отсюда однозначная позиция адаптивной активности, а соответственно, и актуализации тех адаптивных ресурсов, которые уже прошли свою адаптацию, и ребенок не боится данного относительно нового. Можно выбирать то, что является принципиальной проблемой в преодолении, вызывает смятение, но побуждает к активному действию.

Какова логика построения программы? Принципиальным в логике построения вариативных программ развития оздоровительно-образовательной среды являются:

непременный оздоровительный эффект на уровне как физического, так и социально-психологического компонента;

динамика продвижения всего комплекса программ как единого целого и внутренняя динамика каждой из программ;

интеллектуальное наполнение программ, где знание не выступает в виде готового результата, или формулы, или алгоритма, — оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом интеллектуального освоения;

симбиоз различных методологических, технологических, содержательных стратегических направлений при ведущей доминанте одного их видов деятельности.

5. Нетрадиционные формы организации образования и оздоровления детей. Формы, используемые в оздоровительно-образовательных средах, обладают тем потенциалом, который опосредованно способствует ребенку в приобретении физических навыков, ощущений и в результате — компетентностей. Причем к данному процессу привлечен любой, в том числе абсолютно «неспортивный», ребенок.

Принципиальными отличиями форм деятельности, используемых в оздоровительно-образовательных средах, являются их:

нетрадиционный, свободный (необязательный) характер организации, отличающий их от уроков, тренировок или соревнований;

интегративность , позволяющая сочетать «несочетаемые» линии и направления, например физкультуру и познавательную деятельность, спорт и творчество или спорт и экономику.

рекреационность деятельности, которая для ребенка приемлема и интересна, это возможность в период летних каникул «погулять», «ничего не делать», «поиграть».

игровая основа, определяющая динамику развития форм деятельности, их сюжетность. Обозначим лишь некоторые из форм: а) интеллектуально-спортивные; б) спортивно-творческие; в) социальные; г) сюжетно-ролевые; д) организационно-деятельностные.

Понятно, что не всегда форма работы в ее «чистом» физкультурном виде приносит желаемые результаты, так как зачастую уже предполагает наличие какого-либо навыка – «бегать, прыгать, играть в футбол и т.д.».

Поэтому более эффективными формами являются именно те, которые позволяют ребенку не чувствовать себя «неуклюжим, толстым, высоким», а способствуют ненавязчивому приобретению им новых навыков и получению достижений. Остановимся подробнее на обозначенных формах:

Интеллектуально-спортивные программы — такие программы, когда происходит командное участие спортсменов и интеллектуалов в тех или иных испытаниях, каждое их которых состоит из спортивного и интеллектуального этапов, а победа зависит от успешности прохождения каждого из них. Темы интеллектуальных этапов могут быть различными — спорт, кино, музыка, география и т.д. Соответственно, спортивные испытания в формах пересекаются с интеллектуальным этапом. Примеры таких программ – «Эко-марафон», «СпортАрт», «За семью морями» и др.

Спортивно-творческие программы в своей основе предполагают использование технологии мастер-классов, игровое взаимодействие в которых построено на обучении и демонстрации полученных умений. Организация мастер-классов выстраивается в круговом движении из одного в другой, обучении в том или ином мастер-классе в течение определенного времени, демонстрации, рейтинговой самооценке полученных умений и оценке мастера. Примеры мастер-классов: классы «фристайла», «хип-хопа», «телесотерапии», «самодиагностики и саморегуляции», «классический» и др.

Социальные программы — это такие программы для подростков, которые в первую очередь связаны с проблемами здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Основное содержание таких программ включает в себя социальные акции «STOP AIDS», правовые акции «У меня есть право?», акции отказа от вредных привычек, ролевые игры и конкурсные программы «Суд над вредными привычками», «Академия здоровья»; тренинги «Спасибо-нет», «Марионетка», ответственного поведения, акции альтернативных действий, проблемные столы и дискуссии «Ты и только ты выбираешь», «Что делать?».

Сюжетно-ролевые программы, сегодня широко используемые в педагогике, все чаще и чаще обращаются к физкультуре и спорту в качестве основного доминирующего направления в выборе конкретных форм. Например, в игре «Мушкетеры» пиком всех событий становятся игры на местности по сюжету романа «Подвески королевы», в основе которых — элементы известных «Зарниц», где между собой сражаются гвардейцы и мушкетеры; в игре в «хоббитов» динамика игры выстраивается в соответствии с сюжетом и является приключенческой программой, в основе — препятствия, традиционные для спортивно-туристических форм работы: кочки, переправа, ориентирование, преодоление которых позволяет обрести «Великое кольцо и предотвратить войну». Играя в «Волшебника Изумрудного города», команды малышей совершают «поход в Изумрудный город», попадая в различные игровые ситуации, сражаются (где игровым оружием становятся резиновые и теннисные мячи, скакалки, кегли и т.д.) и побеждают, перетягивая канат, преодолевая бревно, подползая под веревкой или перепрыгивая через нее (См. Тазиев С.Ф. «Остров Надежды» -технология экологического воспитания. Елабуга, 1990 г.).

Организационно-деятельностные программы на сегодняшний день кажутся наиболее перспективными. Продвижение в данных программах основано на проектировании и моделировании реальных «взрослых» ситуаций и проживании в новых нетрадиционных условиях и ролях для себя. Программы предназначены для детей разного возраста — меняются лишь роль и позиция: в зависимости от возраста подростки выступают в качестве организаторов и руководителей, а малыши — участников и исполнителей. Организационно-деятельностная игра предполагает проектирование собственной автономной государственности и организации жизни в ней. Создавая различные предприятия и учреждения своего государства, дети в таких играх обязательно образуют спортивный (назовем его так) сектор, где налаживают работу различных спортивных клубов, школ, секций, проводят спортивные праздники и акции. В отличие от традиционных спортивных секций дети в таких предприятиях не только обучаются, но и получают представление об элементарных основах бизнеса. Экономические основы таких игр в качестве обязательного условия имеют своей задачей формирование простейших навыков организации дела, «зарабатывания» денег своим трудом. Члены спортивных клубов, например, выступают в качестве судей различных матчей, физруков, организующих утренние зарядки и мини-тренировки для других детей. В свою очередь, чтобы организовать спортивный клуб, надо дать рекламу, составить план деятельности и бизнес-план, набрать сотрудников и определить их функциональные роли (см. Тазиев С.Ф. «Солнечный городок» — интенсивная педагогическая технология. Елабуга, 1990 г.).

Оздоровительно-образовательная среда, организуя именно таким образом приобщение ребенка к активному физическому отдыху, приносит явные позитивные результаты, помогает детям ощутить новые физические возможности, что доказывает опытная работа оздоровительно-образовательных лагерей, центров и санаториев.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

Многолетний опыт работы автора в области организации летнего отдыха школьников позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность педагогической деятельности и эффективность реализации программ во многом зависит от серьезности подходов к разработке содержательных аспектов деятельности и их последовательного научно-методического обеспечения.

Создание летнего лагеря – дело сложное, требующее учета и детальной проработки целого ряда моментов, касающихся как общей концепции, цели и задач, содержания деятельности лагеря, так и кадрового, материального, финансового обеспечения.

Основа деятельности любого лагеря — программа. Сегодня, когда в педагогической моде термин «вариативно-программный подход» наработаны сотни программ деятельности лагерей. Практически большинство из них представляют программы смен, из которых и вырисовывается педагогическое лицо лагеря.

Программа — структурированное описание педагогической идеи и шансов по ее реализации. В структуре педагогических документов программа занимает промежуточное место между концепцией деятельности (как системоописанием) и планом работы (как распределением конкретных действий во времени и в пространстве).

Создание программы — процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа — наглядный показатель профессионального мастерства педагогов.

Безусловно, за последние годы в Республике появилось множество прекрасных программ, но в большинстве случаев они страдают следующими недостатками:

Незнание структуры и технологии программирования деятельности лагерей, несоблюдение алгоритмов построения программ (например, концепция находится в пояснительной записке или вообще отсутствует, некоторые авторы представления не имеют, что такое концепция Программы).

Неумение определять цель и задачи Программы При ознакомлении с программами члены Экспертного совета находят цель в задачах, а какая-либо задача Программы выдвинута на уровне главной цели. Нужно понять, ради чего создается данный профильный лагерь или организуется смена, цель одна, а задач может быть несколько.

Увлечение сокращением количества дней пребывания детей в лагере – дети только познакомились, подружились, включились в активную деятельность, а уже пора уезжать домой.

Отсутствие четких ориентиров содержания, механизма реализации цели и задач Программы. Нам пришлось участвовать в лагере, где в головах организаторов смены витали, в принципе, интересные идеи, но они настолько не были продуманы, что им приходилось по ночам разрабатывать программу и план на следующий день. Естественно, что их хватило всего на 6-7 дней. И воспитатели, и дети стали вялые, неинтересные друг другу…

Узкое понимание профилизации лагеря, отсутствие в связи с этим других направлений деятельности детей.

Отсутствие трудового воспитания в некоторых программах, некоторые авторы увлеклись разработкой интеллектуальных программ, заставляющих детей больше сидеть и думать, чем двигаться, «загружающих мозги» детей после утомительного учебного года. В одной программе, представленной на Республиканский конкурс, более 80% мероприятий были «сидящие».

Излишняя психологизация смены. Известно, что резкие перемещения ребенка с одного психологического пространства в другое всегда вызывают осложнения и трудности в его развитии. Настораживает факт, что за организацию таких смен берутся студенты вузов и не специалисты.

Мероприятийный характер смены. Отсутствие деятельности самих детей, которые участвуют только в определенных действиях по реализации цели и задач, поставленных педагогом и т.д.

В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Сегодня проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» — НКО, т.к. являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. К сожалению, многие государственные и муниципальные учреждения и организации социальной сферы слабо знакомы с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования, современного социального менеджмента, проектными технологиями, PR – технологиями. Стереотипы «социального иждивенчества» тормозят развитие этих учреждений, позволяют бездействовать и ждать государственных средств под традиционные, зачастую не актуальные и отжившие формы работы, которые не приносят значительного социального эффекта. Поэтому сегодня именно государственным и муниципальным учреждениям следует активнее овладевать проектными технологиями и становиться конкурентноспособными на рынке социальных услуг.

В современной теории и практике сформировались определенные концептуальные основы программно-целевого проектирования, но чаще словосочетание « программно-целевое» встречается в сопровождении слова управление. Так что же такое программно-целевое проектирование?

Проект (от лат. Projectus-брошенный вперед) – сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел.

Проектирование — процесс создания проекта – прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния; документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды с целью создания оптимальных условий развития и воспитания человека. Проектировочная деятельность – процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда, и какие отношения в ней будут преобладать.

Программно-целевое проектирование — это процесс, деятельность, методология, идеология, концепция, подход, управление или планирование? Нет ли противоречия в этом словосочетании? Достаточно трудно практикам разобраться в тонкости понятийного аппарата, но надо признать справедливость слов французского философа Р.Декарта: «Определите значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений и недоразумений». Определимся с понятиями: программа, цель.

Программа (от греч. Programmaобъявление, распоряжение) 1) содержание и план деятельности, работ. 2) изложение основных положений и целей деятельности. Программа – нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Цель идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Говоря о программно-целевом проектировании, мы имеем в виду процесс прогнозирования стратегии и тактики развития образовательной среды. Современная парадигма образования, признание вариативности педагогических систем и образовательных ценностей обострила проблему необходимости определения целевых приоритетов, прогнозирования позитивных преобразований содержания деятельности, связанной с формированием личности учащегося и создания индивидуальных образовательных программ, соответствующих специфике каждого образовательного учреждения. Статья 9 Закона РФ «Об образовании» дает определение понятия образовательной программы и указывает на необходимость такого документа.

«Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой — характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения».

Документом, закрепляющим юридически основные цели и задачи учреждения, является Устав, который служит основой для разработки документов учреждения: концепций, программ, проектов, положений, планов. Между ними существует ряд принципиальных отличий.

Концепцияописание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Концепция, как правило, включает:

Общие подходы к деятельности,

Анализ сложившейся ситуации,

Описание образа желаемой ситуации (видение),

Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности,

Обозначение основных направлений деятельности,

Перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности.

Программаописание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе.

Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно – управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.

Авторы-разработчики программы в условиях лагеря должны ответить на следующие вопросы:

Что не устраивает их в современной организации каникулярного отдыха учащихся, в их лагере и в избранном профиле лагеря (смены)?

Почему они решил создать авторскую разработку?

В чем смысл программы?

В чем новизна, авторство, оригинальность?

Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

Каким будет результат реализации программы?

Есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении?

Несмотря на многообразие требований к написанию программы, выполнение некоторых общих рекомендаций позволит превратить работу организаторов лагеря над главным документом в творческий процесс и создать документ, служащий успешному функционированию и развитию коллектива.

Процесс разработки программы должен включать определенные этапы:

Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы, выяснено, какой она должна быть.

Этап создания проекта программы.

Этап экспериментальной работы, имеющий целью проверить правильность основных задач и частных решений, отраженных в программе, откорректировать — в случае необходимости — ее элементы и отработать хотя бы в первом приближении методику работы.

Этап внедрения программы.

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Аналитическая работа по программе лагеря

Любая деятельность считается циклически законченной после проведения этапа ее анализа. Аналитический этап считается ключевым для последующего проектирования деятельности.

Предлагается использовать следующие уровни анализа:

1. Целевой уровень.

Какие цели были поставлены авторами на программируемый период. Какие методики исследования уровня достижения результативности были ими использованы. Какие результаты (уровни) зафиксированы самими авторами программы. Совпадают ли они с зафиксированными в программе «ожидаемыми результатами»? Какие проблемы были выявлены авторами программы в ходе ее реализации. Возможные способы решения данных проблем.

2. Содержательный уровень.

Какие формы реализации содержания были использованы в ходе реализации программы. Насколько они отличались от заявленных первоначально (в тексте программы), с чем это было связано. Появились ли новые формы, раскрывающие содержание программы. Кто осуществлял процесс планирования, организации и анализа программы. В какой форме это осуществлялось. Как авторы оценивают уровень реализации содержания программы, по каким критериям (формам, мероприятиям) его возможно оценить. Самое показательное, с точки зрения авторов, мероприятие (форма работы), демонстрирующее уровень достижения целей заявленной программы.

3. Организационный уровень.

Какие организационные формы оказались ведущими в процессе достижения педагогических целей. Какие структуры, органы самоуправления были созданы, кто инициировал их появление. Какое организационное обеспечение потребовалось от организаторов для достижения результата. Какие отношения складывались в процессе совместной деятельности, как они анализировались и корректировались. Какие формы кадровой подготовки были использованы в процессе подготовки, проведения и анализа итогов проекта. На каком уровне в целом, авторы оценивают организационную работу по программе

4. Обеспечивающий уровень.

Какие информационно-методические материалы были использованы в процессе реализации программы. Какими программами пользовались участники. Были ли в процессе работы созданы новые программные материалы. Какие формы методического обеспечения были особенно необходимы для участников программы. Как они осуществлялись, кем и в каком объеме. Укажите основные информационные источники обеспечения для участников программы. Кто их реализовывал.

Особенности материально-технического обеспечения проекта, возникшие в процессе его реализации. Насколько полно они были отражены при планировании (в тексте программы первоначально). Опишите структуру финансового обеспечения программы: источники финансирования, статьи расходов, проблемы, возникающие при реализации сметы.

5. Интегральный уровень.

Ключевое понятие в описании: данного уровня «интеграция». Насколько полно и в каких, формах происходило взаимодействие внутренних организационных структур. Какие отношения складывались с внешними структурами (другими организациями, учреждениями, отдельным лицами), в каких формах объемах они осуществлялись, с какой частотой, достаточен ли был их уровень. Какие проблемы зафиксировали авторы в ходе реализации своей программы на уровне отдельного участника, структурной группы, организации в целом. Что необходимо сделать в будущем для их решения. Какие проблемы возможно решать теперь, с учетом опыта реализации данного проекта. Каково в целом последействие программы. В чем ее смыслы авторы видят теперь, после ее реализации. Перспективы развития деятельности лагеря.

Итоги аналитического этапа используются при создании пояснительной записки (преамбулы, актуализатора) следующей программы деятельности организации. Проблемы, зафиксированные в них, являются основой целеполагания для будущих проектов и программ.

Такой уровень цикличности описания и анализа деятельности является достаточным для качественного осуществления проектов развития любой педагогической системы.

Обоснование актуальности разрабатываемой программы.

Актуальность — это свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего состояния детского образовательно-воспитательного учреждения проблем, решение которых в совокупности может дать максимально полезный эффект.

Актуальность темы смены или профиля лагеря определяется потребностями практики и пробелами в разработке программ, иначе говоря, — наличием научно-практической проблемы. В свою очередь, проблема есть осознание отсутствия или неполноты знаний для успешного решения определенной практической задачи. Когда эту возникшую в социальной практике задачу не удается решить с помощью известных мер, когда не дают результата попытки организационных усовершенствований, возникает запрос на выработку новых, научно обоснованных подходов, на новые проекты и программы.

Порядок определения актуальности разрабатываемой программы:

Осмысление темы, основных понятий: «профильный (оздоровительный, пришкольный) лагерь», «концепция», «программа», «проект», «цель и задачи», «содержание», «форма работы», «метод» и т.д.

Библиографический поиск по проблематике.

Изучение и анализ литературных источников и социально-педагогической практики (программ лагерей, проектов, докладов об итогах деятельности лагерей и т.п.). Изучение научно-методической литературы — сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого автор-разработчик программы лучше осознает цель и задачи предстоящей работы в лагере, современное состояние проблемы, выявляет ее недостаточно разработанные аспекты, сравнивает разные точки зрения по одному и тому же вопросу, знакомится с различными методиками организации деятельности лагеря, вырабатывает свой взгляд на проблему.

Исследование социального заказа (отраслевого стандарта «Услуги отдыха и оздоровления детей, федеральных и республиканских концепций, программ организации летнего отдыха школьников и др.), запросов и ожиданий школьников от системы организации их летнего отдыха.

Любая проблема, существующая в учреждении или системе, может быть описана с помощью таких основных ее характеристик, как:

— сущность или содержание проблемы;

— организационное и физическое нахождение проблемы (В каком коллективе выявлена? Как распространена? Кого затронула?);

— владение проблемой (Какая она: открытая или закрытая: знакома всем или только группе лиц? Кто затронут проблемой и более всего заинтересован в ее решении?);

— величина проблемы (Как она влияет на людей? Насколько важна для всего коллектива? Что получит учреждение от ее решения?);

— временные рамки проблемы (С какого времени существует? Какова ее тенденция: стабилизируется ли, усиливается ли, ослабевает ли?).

Существует один распространенный недостаток, когда вместо обоснования актуальности конкретной темы (профиля) указывается на актуальность организации летнего отдыха школьников в целом.

Возможна и такая ситуация: решение практической задачи существует в виде передового педагогического опыта. Но его простое заимствование и механическое копирование не дадут должного результата, потому что, как очень точно заметил К.Д. Ушинский, «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Следовательно, необходимы анализ и обобщение этого опыта, открытие лежащих в его основе закономерностей, выявление заключенных в нем принципиальных идей.

В связи с требованием актуальности встает вопрос о научной новизне предполагаемой программы и ее практической значимости. Здесь можно отметить два полярных подхода:

а) программа может в принципе не содержать никакой научной новизны, это работа чисто имитирующая научный поиск, в ней возможно лишь «субъективно новое», то есть новое для самого педагога, а не для науки;

б) каждая программа обязана быть открытием, прорывом в неизвестное и должна полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к научной работе.

На наш взгляд, ни с одной из этих точек зрения полностью согласиться нельзя. Конечно, от программы наивно требовать научных открытий (они есть не в каждой кандидатской диссертации). Педагоги в процессе разработки программы действительно зачастую как бы «переоткрывают» уже известное науке. И тем не менее, результаты их работы способствуют пополнению научных знаний в виде конкретизации известного применительно к новым условиям, ранее не изученным контингентам и возрастным категориям, в виде какого-либо уточнения, дополнения или, скажем, обновления фактического материала.

ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

В сфере организации летнего отдыха школьников существуют следующие виды программ:

Модифицированная или адаптированная программа — форма, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности лагеря, нестандартностью индивидуальных результатов оздоровления и воспитания. Обычно в основе таких программ лежат уже разработанные и внедренные кем-то и где-то программы детских лагерей.

Экспериментальная программа — форма с изменением содержания, организационно-педагогических основ и методов оздоровления и воспитания; предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете данная форма переходит в статус авторской.

Авторская программа — форма, полностью написанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы организации летнего отдыха школьников, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера форм организации образовательно-воспитательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами дополнительного образования и воспитания.

Сегодня система организации летнего отдыха школьников ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.

В определении понятия «инновация» в мировом масштабе можно выделить основные два подхода, когда:

— Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

— Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».

Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему:

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Это позволяет выделить основные свойства инновации:

научно-техническая новизна;

практическая воплощенность, т.е. использование, например, в образовании;

коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике услугах или процессах. Только реализованные в деятельности новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений.

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-педагогических разработок, иные научно-педагогические результаты.

Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация.

Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных услуг или технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, способом и средством реальной разработки экспериментальных (авторских) программ является инновационный процесс. Инновационный процесс в таком образовательно-воспитательном учреждении, как детский лагерь, – это новшество, нововведение, предполагающее сознательное включение в систему дополнительного образования и воспитания детей в условиях каникул чего-то нового (это может быть новая программа, новая технология, новая система оценки личностных достижений учащихся, новая система управления т.д.).

Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Традиции и инновации ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций.

Разработка концепции лагеря

Концепцияэто предположение о путях решения проблемы (которую стараются разрешить разработчики программы), содержащее объяснение причинно-следственных зависимостей, требующее доказательства, эмпирической проверки. Концепция — это описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности лагеря. Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности лагеря. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Концепция, как правило, включает:

Общие подходы к деятельности.

Анализ сложившейся ситуации.

Описание образа желаемой ситуации (видение, идеи).

Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности.

Обозначение основных направлений деятельности.

Перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности.

Концепция – это понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел; основные теоретические положения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст