Использование эффективных маркетинговых технологий в организации

На правах рукописи

Иванова Ольга Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(маркетинг)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Орел 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор

Сизова Ирина Юрьевна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Самостроенко Георгий Максимович

кандидат экономических наук, доцент

Грищенков Александр Иванович

Ведущая организация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет»

Защита состоится «15» октября 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.182.02 при ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 212 по адресу: 302020, г. Орел, Нау-горское шоссе, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 184 по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29.

Автореферат разослан «13» сентября 2011 г. и размещен в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации по адресу [email protected]

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор С.А. Измалкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Использование предприятиями инновационных средств коммуникации предопределило в настоящее время активное развитие в мире всех моделей организации электронной торговли на основе использования эффективных маркетинговых технологий, позволяющих поступательно наращивать свою долю на рынке. Однако в современной России система электронных государственных закупок находится на этапе становления и нуждается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию ее организации.

В связи с тем, что государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции всех видов отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру, важным направлением повышения эффективности расходования бюджетных средств усиливающегося противоречия между удовлетворением качественного спроса и минимизацией затрат в процессе государственных закупок является формирование действенной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Это обусловило необходимость использования эффективных маркетинговых технологий для создания на уровне страны актуальной текущим тенденциям развития рынка системы управления закупочными процессами, планирования закупок и оценки их воздействия на экономику.

Формирование системы государственных закупок представляет собой сложный процесс взаимодействия органов власти с предприятиями путем проведения различных законодательно определенных процедур с целью наиболее эффективного расходования бюджетных средств в этом процессе, для правильного выбора которых необходимо их детальное изучение. В сложившихся условиях особое значение имеет проблема использования эффективных маркетинговых технологий при создании действенной системы организации и управления государственными закупками ввиду их высокого удельного веса в структуре расходов бюджета.

Состояние изученности проблемы. Вопросы по изучению системы государственных закупок России в настоящее время в литературе занимают скромное место. Анализ научной литературы показывает, что проблемы организации системы государственных закупок представлены недостаточно. Большинство опубликованных научных исследований посвящены общим и частным вопросам теории электронной торговли и государственных закупок и отражены в работах таких зарубежных и отечественных авторов как А.Р. Батчаев, А.А. Бекташев, В.В. Бланк, Л.А. Брагин, Н.Н. Залесский, О.А. Кобелев, С.В. Лютов, Мэт Хэйт, С.В. Пирогов, О.В. Ромашова, А. Саммер, С.Н. Смирнов, А.В. Юрасов и др. Кроме того, к исследованиям частных вопросов развития системы государственных закупок относятся работы таких авторов как Е.В. Балацкий, О.М. Воробьева, М.М. Горбунов-Посадов, А.Б. Гусев, Н.А. Екимова, В.А. Кощеев, О.А. Мазунина, И.И. Смотрицкая, Храмкин А.А. Вместе с тем, в современной мировой и российской экономической науке различные аспекты адаптации системы электронной торговли к процессу реализации государственных закупок рассматриваются не системно и в большинстве случаев фрагментарно, ограничиваясь общей постановкой вопроса.

Возможности применения эффективных маркетинговых технологий при закупках для нужд государства уделяется крайне малое значение, и она лишь частично описана в работах таких исследователей как В.А. Алексунин, Е.П. Голубков, Ф. Котлер, Н. Ли, В.В. Родугина.

Недостаточная степень разработки теоретических и методических вопросов организации системы государственных закупок в электронной форме, ее научная и экономическая значимость и очевидная актуальность обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Область диссертационного исследования соответствует п. 9.11 «Ценообразование в маркетинге, разработка ценовой политики компании: ценовые стратегии и методы их реализации в различных рыночных условиях», п. 9.17 «Формирование эффективной системы распределения товаров в компании, управление продажами в современных условиях конкурентной рыночной среды», 9.20 «Развитие виртуальных рынков, маркетинговые технологии в организации электронной торговли и продвижении товаров и услуг в сети Интернет» Паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)» ВАК при Минобрнауки России.

Объектом исследования выступает система закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Предметом исследования является использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок в электронной форме.

Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить особенности организации современной российской системы государственных закупок.

— определить основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок;

— разработать методику выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, основанную на использовании специальных подходов и критериев маркетингового отбора контрагентов;

— обосновать рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок Администрации Орловской области в электронной форме с учетом использования эффективных маркетинговых технологий;

— разработать методику комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых, монографические работы научно-исследовательских и учебных центров, накопленный в данной области зарубежный и отечественный практический опыт, статистические материалы, законодательные акты Российской Федерации и Орловской области, нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие систему государственных закупок.

В диссертационном исследовании использовались следующие методы: системного анализа, сравнительного научного обобщения, статистических группировок, структурного логического анализа, экспертных оценок, монографический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организации системы государственных закупок на основе использованию эффективных маркетинговых технологий посредством создания и реализации системы «Рейтинг поставщиков», выделения отдела государственных закупок в электронной форме, проведения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок с учетом основных экономических и неэкономических факторов и предложенной шкалы балльной оценки.

Научная новизна подтверждается следующими полученными автором научными результатами, выносимыми на защиту:

— выявлены особенности организации современной российской системы государственных закупок; доказана недостаточная степень использования эффективных маркетинговых технологий в закупках для нужд государства, что крайне отрицательно влияет на оценку качества организации государственных закупок с учетом не только минимизации цены контракта, но и качественных характеристик и требует законодательного закрепления данного подхода оценки (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05);

— определены основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок Российской Федерации и обоснована необходимость использования эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложены методические подходы и критерии выбора поставщика при проведении открытого аукциона в электронной форме на основе оценки сбалансированности количественных и качественных показателей процесса государственных закупок путем создания системы «Рейтинг поставщиков» (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме на региональном уровне путем выделения специализированного отдела и определения его функций, соответствующих современному маркетинговому подходу к управлению государственными закупками (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05);

— разработана методика комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий, которая построена с учетом расчета экономии денежных средств, доли конкурентных закупок, соблюдения законодательства и выполнения планов при размещении заказов, дисциплины исполнения контрактов, обоснованности определения начальной цены контрактов, а также квалификации членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд (п. 9.11, 9.17 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации позволят повысить эффективность организации системы государственных закупок в электронной форме как на федеральном, так и на региональном уровнях за счет использования современных маркетинговых технологий.

Применение предлагаемого в диссертации соответствующего методического инструментария может значительно повысить результативность закупок товаров, работ и услуг для нужд Российской Федерации и Орловской области. Кроме того, разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы преподавателями в процессе обучения по дисциплинам «Электронный бизнес», «Международная торговля» и «Международный маркетинг», а также найти свое применение в чтении курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов государственного и муниципального управления.

Апробация и реализация результатов работы. Результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, таких как «Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации» (Орел, 2008 г., 2010 г., 2011 г.), «Статистические исследования социально-экономических систем в условиях развития мирохозяйственных связей» (Орел, 2007 г., 2010 г.), «Моделирование социально-экономических процессов: современные тенденции и подходы» (Хабаровск, 2009 г.), «Торговля в XXI веке» (Кемерово, 2010 г.), «Компьютерные и информационные технологии при моделировании в управлении и экономике» (Харьков, 2010 г.), «Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика» (Курск, 2010 г.), «Современная статистика и ее роль в эффективном управлении: проблемы и перспективы» (Орел, 2010 г.), «Современные проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики» (Омск, 2011 г.).

Материалы по использованию эффективных маркетинговых технологий для организации системы государственных закупок в электронной форме используются Департаментом экономики Орловской области.

Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано 17 научных работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, общим объемом 7,8 п.л., в том числе авторских – 7,45, в виде статей, которые отражают основное содержание диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований и 7 приложений. Диссертация изложена на 179 страницах, содержит 9 таблиц и 25 рисунков.

В первой главе диссертации «Теоретические аспекты организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» рассмотрена сущность организации электронной торговли, определены ключевые направления ее реализации в современных условиях хозяйствования, выявлены особенности и принципы организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий, предложено авторское определение сущности экономических категорий «электронная торговля», «электронная коммерция», «государственные закупки», «государственный заказ», а также определена роль организации системы государственных закупок в отечественной экономической практике.

Во второй главе «Организация системы государственных закупок в Российской Федерации и предпосылки ее совершенствования» произведен критический анализ зарубежного опыта существующей организации системы государственных закупок на основе электронной торговли, дана оценка тенденций развития рынка и моделей организации системы государственных закупок в Российской Федерации, а также современного состояния и проблем продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок вследствие недостаточного уровня использования маркетинговых технологий на современном этапе развития экономики.

В третьей главе «Методические рекомендации по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» приведена разработанная автором методика выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, представлено обоснование необходимости модернизации организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме и методические предложения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Выявлены особенности организации современной российской системы государственных закупок; доказана недостаточная степень использования эффективных маркетинговых технологий в закупках для нужд государства, что крайне отрицательно влияет на оценку качества организации государственных закупок с учетом не только минимизации цены контракта, но и качественных характеристик и требует законодательного закрепления данного подхода оценки.

На основе проведенного анализа американского и европейского опыта выявлены ключевые тенденции развития и особенности организации системы государственных закупок. Установлено, что управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов в организации системы государственных закупок в электронной форме является одной из приоритетных функций правительств ведущих стран мира. Отличительной чертой современной российской системы государственных закупок является то, что она построена преимущественно на зарубежном опыте. Динамика основных способов размещения заказов в Российской Федерации в 2006-2009гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Динамика основных способов размещения заказов в Российской Федерации в 2006-2009гг.

Как видно из рисунка 1, итоги распределения количества заказов, размещенных путем проведения конкурса и аукциона в Российской Федерации за рассматриваемый период имеют обратно пропорциональную зависимость — количество проведенных аукционов возрастает, а количество конкурсов уменьшается от полугодия к полугодию.

Данный факт объясняется тем, что в 2006 году российским законодательством введен новый способ размещения заказов для государственных и муниципальных нужд – открытый и закрытый аукцион, который является приоритетным относительно других способов размещения заказов.

Можно с уверенностью говорить, что положительная динамика размещения заказов путем проведения электронного аукциона будет иметь ту же тенденцию, что обусловлено внесенными поправками в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2011 года федеральные государственные заказчики, заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме, что предусматривает более полное изучение рынка поставщиков.

На основе проведенного SWOT-анализа конкурентов на рынке медицинских препаратов, влияющих на нервную систему, выявлена недостаточная степень использования эффективных маркетинговых технологий при закупках для государственных нужд. Графически результаты проведенного исследования конкурентов-участников электронного аукциона отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Конкурентный анализ поставщиков фармацевтических препаратов в Орловской области

В результате исследования участников аукциона по показателям качества работы выявлено, что ЗАО Фирма ЦВ «Протек» является лидером рынка фармацевтических препаратов в Орловской области и в данной государственной закупке обладала преимуществами по сравнению с фирмами-конкурентами. Однако победителем признан участник, предложивший минимальную цену контракта и с учетом этого показателя, являющегося единственным определяющим результаты торгов в соответствии с 94-ФЗ, победу одержала компания ЗАО «Р-Фарм». В результате такого противоречия можно сделать вывод о необходимости разработки методики оценки поставщиков с учетом не только минимизации цены контракта, но и учета их качественных характеристик, а также законодательного закрепления результатов данной оценки. Актуальность данных мероприятий подтверждается также внесенными изменениями в 94-ФЗ от 21.04.2011 г. № 79-ФЗ, частично прописывающими возможность применения критериев по качеству, предлагаемых поставщиком товаров, работ и услуг при проведении электронного аукциона.

Определены основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок Российской Федерации и обоснована необходимость использования эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок.

Выявлено несовершенство системы организации государственных закупок, что становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственных закупок. В связи с этим четко выделяются с одной стороны проблемы на рынке государственных закупок, решаемые в значительной степени за счет средств электронной торговли, а с другой стороны проблемы, решаемые посредством использования эффективных маркетинговых технологий.

Указанные проблемы создают трудности не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но и, прежде всего, для развития экономических отношений в сфере собственно государственных закупок в электронной форме, что обуславливает необходимость использования эффективных маркетинговых технологий при формировании организационной структуры системы государственных закупок в современной экономике.

В диссертации предлагается усовершенствованная система взаимосвязанных элементов, в том числе авторский блок, направленная на формирование действенной системы организации закупок для государственных нужд. В представленной системе организации государственных закупок (рисунок 3) выделен ряд существенных элементов, которые позволят не только отладить систему государственных закупок, но и повысить эффективность ее функционирования. Это позволило определить как прямые, так и обратные связи, наиболее влияющие на структуру самой системы, ее оптимизацию и повышение результативности.

Рисунок 3 – Рекомендуемая модель организации системы государственных закупок.

В представленной системе организации государственных закупок применение эффективных маркетинговых технологий позволяют разрешить имеющееся в настоящее время противоречие между удовлетворением качественного спроса и минимизацией затрат в процессе государственных закупок посредством создания системы «Рейтинг поставщиков», выделения отдела государственных закупок в электронной форме, а также проведения комплексной оценки эффективности системы государственных закупок.

3. Разработаны методические подходы и критерии выбора поставщика при проведении открытого аукциона в электронной форме на основе оценки сбалансированности количественных и качественных показателей процесса государственных закупок путем создания системы «Рейтинг поставщиков».

Учитывая важность создания эффективной системы оценки деятельности поставщиков, впервые предложена система «Рейтинг поставщиков», основанная на оценке сбалансированности характеристик количественных и качественных показателей товаров, работ и услуг в процессе проведения государственных закупок в электронной форме.

Система «Рейтинг поставщиков» состоит из двух блоков оценки, балльное значение которых равнозначно, что дает возможность приоритетного выбора поставщика. К первому относится оценка по критерию «Минимальная цена контракта», ко второму – «Индивидуальный рейтинг поставщика».

Первый блок оценки включает результаты предложения цены контракта, минимальное значение которой соответствует количеству баллов — максимально 50. Второй блок состоит из системы качественных показателей, определяемой «Индивидуальным рейтингом поставщика». Данный блок должен включать следующие критерии: «Заключение контракта» и «Исполнение контракта», суммарное значение которых приравнивается к максимальному количеству баллов – 50, причем, по двадцатипятибалльной шкале оцениваются как показатели критерия «Заключение контракта», так и показатели критерия «Исполнение контракта».

Предложенная схема принятия решения о выборе поставщика на базе указанных критериев оценки качества приобретаемых товаров, работ и услуг в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема принятия решения о выборе поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме.

Данное предложение может быть отражено следующим образом:

EMBED Equation.3 , (1)

где EMBED Equation.DSMT4 — индивидуальный рейтинг поставщика;

EMBED Equation.DSMT4 — заключение контракта;

EMBED Equation.DSMT4 — исполнение контракта.

Описанный критерий является новым в структуре и системе организации государственных закупок, основанный на оценке качества закупаемых товаров, работ и услуг, что позволяет осуществить сбалансированность количественных и качественных показателей процесса государственных закупок.

Расчет критериев системы «Рейтинг поставщиков» целесообразно проводить по следующей формуле:

EMBED Equation.DSMT4 , (2)

где EMBED Equation.DSMT4 — рейтинг поставщиков;

EMBED Equation.DSMT4 — минимальная цена контракта.

Поступающая информация в систему вводится из электронных квалификационных форм участников аукциона, а также в соответствии с полученными данными по предыдущим заключенным контрактам и качестве их исполнения. Данный показатель рассчитается автоматически системой «Рейтинг поставщиков» на основе ведения истории и статистического учета деятельности поставщика.

Система проставляет баллы в соответствии с установленными ранее весовыми коэффициентами и выдает итоговые значения по каждому поставщику на основе шкалы определения веса качественных показателей критерия «Индивидуальный рейтинг поставщика» (таблица 1).

Для каждой заявки рассчитывается рейтинг, представляющий собой оценку заявки в баллах. Итоговый рейтинг заявки определяется путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в аукционной документации.

Таблица 1 — Шкала определения веса показателей критерия «Индивидуальный рейтинг поставщика»

№ п/п

Наименование показателя/критерия

Вес показателя, баллы

Заключение контракта

25

1

Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара

10

Качество работ, услуг и (или) квалификация участника аукциона при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг

2

Расходы на эксплуатацию товара

5

3

Расходы на техническое обслуживание товара

5

4

Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

2,5

5

Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг

2,5

Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг

Исполнение контракта

25

6

Соблюдение сроков поставок (задержка поставки)

7

7

Число поставок товаров, работ, услуг надлежащего качества в общем объеме заключенных контрактов

7

8

Число поданных рекламаций в общем объеме поставки

5

9

Число расторгнутых контрактов по вине поставщика в общем объеме заключенных контрактов

3

10

Деловая репутация

3

Итого

50

4. Предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме на региональном уровне путем выделения специализированного отдела и определения его функций, соответствующих современному маркетинговому подходу к управлению государственными закупками.

Исследование показало, что для существующей организационной структуры службы государственных закупок Департамента экономики Орловской области характерно ее несовершенство и несоответствие современным требованиям к организации и проведению государственных закупок ввиду превышения количества персонала, выполнения избыточных функций и их дублирование.

В целях совершенствования данной структуры предлагается провести в рамках Департамента экономики Орловской области (рисунок 5) реструктуризацию Управления государственных закупок с выделением отдела электронных закупок и определить оптимальный перечень выполняемых функций, что позволит минимизировать бюджет службы государственных закупок.

К основным функциям отдела государственных закупок в электронной форме относится опубликование в открытом доступе информации о проводимых торгах, прием и регистрация заявок на участие в электронных аукционах, консультирование и оперативная поддержка участников торгов, наблюдение и контроль за справедливостью принятия решения по торгам, а также сбор, обработка и размещение информации о проводимых закупках, управление работоспособностью информационной базы для обеспечения процесса проведения электронных торгов.

Целесообразность предлагаемого мероприятия подтверждается расчетами, которые показывают экономию времени на обработку одной заявки в среднем на 47 % и бюджетных средств в среднем на 14 %, а также возможность проведения более объективного независимого выбора поставщика. Такое повышение качественного уровня работы органа исполнительной государственной власти, уполномоченного на размещение заказов для государственных заказчиков, использующему в своей работе эффективные маркетинговые технологии, позволит Департаменту экономики Орловской области в 2011 году достигнуть экономии бюджетных и внебюджетных финансовых средств до 80 млн. рублей при проведении открытого аукциона в электронной форме.

Рисунок 5 – Рекомендуемая организационная структура Департамента экономики Орловской области с учетом использования современных маркетинговых технологий.

5. Разработана методика комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий, которая построена с учетом расчета экономии денежных средств, доли конкурентных закупок, соблюдения законодательства и выполнения планов при размещении заказов, дисциплины исполнения контрактов, обоснованности определения начальной цены контрактов, а также квалификации членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд.

Для осуществления комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок предлагается методика расчета показателя эффективности, учитывающая ряд факторов, обладающих собственными весами, значения которых определяются по расчетным формулам либо методом экспертных оценок.

Полная модель оценки имеет следующий вид:

EMBED Equation.3

где EMBED Equation.3 — экономия денежных средств при размещении заказов;

EMBED Equation.3 — соблюдение законодательства при размещении заказов;

EMBED Equation.3 — выполнение планов при размещении заказов;

EMBED Equation.3 — дисциплина исполнения контрактов;

EMBED Equation.3 — доля конкурентных закупок;

EMBED Equation.3 — обоснованность определения начальной цены контрактов;

EMBED Equation.3 — квалификация членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд;

EMBED Equation.3 — весовые коэффициенты показателей комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок.

Весовые коэффициенты определяются экспертным путем исходя из сравнительной значимости каждого показателя комплексной оценки. При этом сумма всех весовых коэффициентов должна равняться единице.

Показатель комплексной оценки ( EMBED Equation.3 ) рассчитывается путем суммирования значений по каждому из показателей с учетом их весовых коэффициентов по формуле 3. Веса показателей дифференцированно определяются исходя из их приоритетности и значения при данной закупке. Значение итогового индикатора рекомендуется интерпретировать в соответствии с предлагаемой шкалой (таблица 2).

Таблица 2 – Шкала балльной оценки итогового показателя при определении эффективности организации системы государственных закупок.

Итоговый показатель комплексной оценки ( EMBED Equation.3 ), в баллах

Оценка эффективности деятельности

EMBED Equation.3

Эффективная

EMBED Equation.3

Умеренно эффективная

EMBED Equation.3

Неэффективная

EMBED Equation.3

Неудовлетворительная

Кроме указанных показателей могут также вводиться и другие показатели, отражающие экономические и неэкономические эффекты, достигнутые в результате проведения государственных закупок.

Апробация предложенной методики комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок проводилась по результатам проведения торгов на размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд главными распорядителями средств бюджета Орловской области. Была рассмотрена государственная закупка от 12.11.2009 г., проведенная в форме аукциона Областным государственным учреждением здравоохранения HYPERLINK «http://www.adm.orel.ru/pgz/index.php?q=company&do=show&id=64″«Орловская областная клиническая больница» на HYPERLINK «http://www.adm.orel.ru/pgz/index.php?q=competition&do=show&id=12085″выполнение работ по прокладке силовых кабелей для подключения медицинского оборудования Регионального сосудистого центра. В результате получено значение показателя оценки эффективности организации системы государственных закупок, равное 8,628 баллов, исходя из чего данная государственная закупка была отнесена к максимальной степени эффективности.

Результаты апробации методики комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий демонстрируют возможность осуществления более объективной оценки результативности проводимых закупок, а также позволяют детально отслеживать динамику итогового показателя за определенный промежуток времени, повышать дисциплину исполнения контрактов, снижать степень нарушения законодательства и оперативно определять «проблемные» места в закупочной деятельности государства путем выявления причин снижения эффективности закупок товаров, работ и услуг для нужд государства.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования изучен зарубежный и российский опыт организации системы государственных закупок, выявлена недостаточная степень эффективности закупок для нужд Российской Федерации, связанная с необходимостью учета не только минимизации цены контракта, но и качественных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, а также законодательного закрепления результатов данного подхода.

Выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие системы государственных закупок Российской Федерации, а также обоснована необходимость использования эффективных маркетинговых технологий в организации закупок товаров, работ и услуг для нужд государства.

Предложены методические подходы и критерии выбора поставщика при проведении открытого аукциона в электронной форме, основанные на оценке сбалансированности количественных и качественных показателей закупаемых товаров, работ и услуг для нужд государства посредством создания системы «Рейтинг поставщиков».

Предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок Департамента экономики Орловской области путем выделения специализированного отдела электронных государственных закупок и определения его функций, соответствующих современному маркетинговому подходу к управлению государственными закупками.

5. Разработана методика комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок, построенная с учетом расчета экономии бюджетных средств, доли конкурентных закупок, соблюдения законодательства и выполнения планов при размещении заказов, дисциплины исполнения контрактов, обоснованности определения начальной цены контрактов, а также квалификации членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд.

Основные публикации по теме диссертации

статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК России:

Иванова О.В. Государственные закупки: развитие понятийного аппарата // Известия высших учебных заведений «Социологий. Экономика. Политика». – Тюмень: Нефтегазовый университет. – № 3(26). – 2010. – С.40-43 (0,65 п.л.).

Иванова О.В. Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – Тула: ТулГУ. — Выпуск 3. – 2010. – С.10 — 14 (0,8 п.л.).

Иванова О.В. Оптимизация управления формированием структуры подготовки кадров в сфере государственных закупок // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – Тула: ТулГУ. — Выпуск 3. – 2010. – С.28 — 32 (0,7 п.л.).

Иванова О.В. Развитие рынка государственных закупок в России / И.Ю. Сизова, О.В. Иванова // Вестник Орловского государственного университета. – Орел. — № 4. – 2010. – С.35 — 42 (0,7 п.л., авторских – 0,35 п.л.).

Публикации в других изданиях:

Иванова О.В. Инвестиционная привлекательность электронной коммерции на мировом и российском рынках // Статистические исследования социально-экономических систем в условиях развития мирохозяйственных связей: материалы международной научно-практической конференции. – Орел: ОрелГТУ, 2007. — С.34 – 39 – (0,4 п.л.)

Иванова О.В. Построение маркетинговой стратегии в Интернете на основе изучения целевой аудитории в условиях глобализации // Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации: материалы II международной научно-практической конференции. – Орел: ОрелГТУ, 2008. — С.272 – 277 – (0,5 п.л.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст