Задачи исследования Прочитать волшебные русские народные сказк

Здравствуйте!

Я— Иванова Полина ученица 2 в класса школы №2 с. Кармаскалы

Научный руководитель: Бакиева Равия Бариевна

Читая волшебные сказки, мы обратили внимание, что во многих из них присутствует образ Бабы-Яги.

Моя тема : Баба Яга добрый или злой образ?

Предмет исследования – русские народные сказки. Объект исследования – образ Бабы Яги.Цель исследования: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.Задачи исследования:1.Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.2.Проанализировать и обобщить полученные данные.

.

Наши предположения:

скорее всего, Баба Яга – злая ведьма, поскольку: у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит;

возможно, эта старушка не так уж и проста. И её злобность – только видимость.

Методы:

анализ литературных и исторических источников информации;

подумать самостоятельно;

посмотреть фильмы;

провести анкетирование.

ШАГ 1. Что я знаю?

Баба-Яга живёт в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с насаженными на них черепами, которые способны взглядом превращать в пепел.

Основной способ передвижения Бабы-Яги – полёт в ступе. Широко известны кулинарные таланты старушки.

Крылатые фразы Бабы-Яги: «Чую, чую – человечьим духом пахнет!» «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши» «Много будешь знать – скоро состаришься!»

Верные слуги бабы-Яги: кот Баюн, Полкан, Ворон, Гуси-лебеди.

Друзья: Леший, Кикимора, Соловей -разбойник, Черти, Кощей бессмертный, Лихо одноглазое.

Вывод: Баба-Яга – известный персонаж, знакомый нам с детства, но не до конца изученный.

ШАГ 2. Анкетирование

Мы провели опрос среди одноклассников. В опросе участвовали 50 чел. Вот варианты ответов.

1. Кто такая Баба Яга? Злая старуха с метлой

2. Какой вы себе ее представляете? Злой, сердитой, плохой

3. Где она живет? В лесу в избушке на курьих ножках

4. Чем занимается? Варит зелья, колдует, ест дете

Вывод: Большинство детей представляют Бабу-Ягу злой лесной колдуньей.

Шаг 3. Обращение к сети Интернет

Из Интернета мы узнали, что родина Бабы-Яги – село Кукобой в Ярославской области. Среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы. Свой день рождения Баба-Яга отмечает 26 июня.

ШАГ 4. Анализ сказок

Далее самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого прочитали 11 русских народных сказок о Бабе Яге и пришли к выводу:

Во всех русских народных сказках к Бабе Яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.

В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Название сказкиПоложительный

персонаж Отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

 

похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)

 

«Баба Яга»

 

хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

 

хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

 

«Марья Моревна»

 

хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

 

билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку

 

«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну

 

«Финист – ясный сокол»

все трое помогли найти Марьюшку

 

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки

 

 

ШАГ 5. Беседа с учителем

Из беседы с учителем узнали, что образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В ту далёкую эпоху, когда ещё не было богов, а женщины являлись главой рода, Баба-Яга была – могущественной богиней, хранительницей обычаев и традиций, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь. Со временем из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху . Постепенно этот образ всё усложнялся, негативные черты заслонили положительные, и стали ведущими.

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручает его из трудных ситуаций. Некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось под влиянием прежних представлений о Бабе-берегине.

Вывод: Сказки ёще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит свои поправки.

ШАГ 6. Работа в библиотеке

Рассмотрев типы злой колдуньи в русских народных сказках, заметили, что есть:

Баба-Яга –воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них.

Баба-Яга – похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (но затем следует бегство и спасение).

Баба-Яга – дарительница, к которой приходит герой (героиня). Она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.

Баба-Яга – советчица (она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью).

Яга – повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

Яга – охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница.

 Яга – прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн,

Чаще всего Баба Яга действует в трех воплощениях:

Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;

Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей;

Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Выводы

в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;

в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой.

Заключение

Пройдя все этапы исследования, мы пришли к выводу, что Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому, что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.

Список использованной литературы

1.  Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.

2.  Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

3.  Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.

4.  Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

5.  Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Автор: Иванова Полина, ученица 2 В класса МОБУ СОШ №2 с. Кармаскалы. Научные руководители: Бакиева Р.Б.





Внимание, только СЕГОДНЯ!