«Основы научных исследований в педагогике и психологии»

Утверждено научно-методическим советом ТИ (ф) ГОУ ВПО «ЯГУ»

Рецензенты:

Жиркова Н.А. – учитель высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ №2 г. Нерюнгри

Виноградова Л.П. – к.п.н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Гимназия №1» г. Нерюнгри.

Составители:

Мамедова Л.В. – к.п.н., доцент кафедры Педагогики и методики начального обучения;

Малыгаева Е.В. – к. психол.н., доцент кафедры Педагогики и методики начального обучения;

Полумискова Л.А. – к.м.н., доцент Педагогики и методики начального обучения;

Алексеева Е.Б. – к.п.н., доцент кафедры Педагогики и методики начального обучения;

Шахмалова И.Ж. – старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.

Основы научных исследований в педагогике и психологии: для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования»; 050607 – «Педагогика и психология» / Учебно-методическое пособие / cост. Мамедова Л.В., Малыгаева Е.В., Полумискова Л.А., Алексеева Е.Б., Шахмалова И.Ж. – Нерюнгри.

В учебно-методическом пособии «Основы научных исследований в педагогике и психологии» рассмотрены вопросы методики выполнения научных исследований в педагогике и психологии, методические разработки по формулированию темы, цели и задач научного исследования; методология теоретического и экспериментального исследований; анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Значительное внимание уделено внедрению и эффективности научных исследований, а также правилам оформления научно-исследовательских работ.

©Якутский государственный университет, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ5

1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ9

2 ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ И ИТОГОВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ13

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ23

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ26

5. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ29

5.1. Основные характеристики научного исследования 29

5.1.1. Актуальность исследования30

5.1.2. Объект, предмет исследования34

5.1.3. Постановка цели, задач и содержательный аспект научного исследования в педагогике, психологии35

5.1.4. Гипотеза (для курсовой работы) и положения, выносимые на защиту (для итоговой квалификационной работы)38

5.1.5. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования41

5.1.6. Методология и методы исследования43

5.1.7. «Экспериментальная база исследования»44

5.1.8. «Апробация результатов исследования»44

5.1.9. Структура работы45

5.2. Методы психолого-педагогического исследования48

6. СТРУКТУРА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ59

7. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ62

8. ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ70

9. ОФОРМЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЯ74

10. ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ, ССЫЛОК В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИb76

11. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА79

12. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ 81

13. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА ИЛИ ПРЕДМЕТА83

14. ПОДГОТОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ К ЗАЩИТЕ84

15. ЗАЩИТА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ89

ПРИЛОЖЕНИЯ91

ВВЕДЕНИЕ

К числу основных форм научно-исследовательской деятельности высшей школы, охватывающих студентов в течение всего периода обучения относятся учебно-исследовательские работы (курсовые и дипломные проекты), учебные, производственные, преддипломные практика и т.д.

Процесс получения высшего образования не ограничивается только представленными выше формами. Ежегодно проводится ряд научно-практических конференций, конкурсов грантов, дипломных и курсовых работ, исследовательских проектов студентов, участие в которых обеспечивает качественно новый уровень ведения вузом образовательной деятельности. Умение составить программу, провести научное исследование с последующим представлением его результатов – одно из важных умений молодых специалистов. Отсюда важным представляется необходимость формирования у студентов культуры проведения научно-исследовательской деятельности.

В учебно-исследовательских работах студентами демонстрируются приобретенные знания и навыки, способность самостоятельно «добывать» знания и умение обрабатывать литературные источники разного уровня (монографии, научно- и учебно-методические разработки, программы, законы и акты нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности, материалы сборников научно-практических и методических конференций, публикаций периодической печати и др.).

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта по специальностям 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050706 – «Педагогика и психология» квалификационная (курсовая, дипломная) работа предназначена для определения исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требования к объему, содержанию и структуре квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050706 – «Педагогика и психология», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных учебно-методическим объединением по специальностям педагогического, психологического образования.

Целевой установкой квалификационной работы специальностей 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050706 – «Педагогика и психология» является систематизация и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение их при решении конкретных научных и педагогических задач, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования.

В число основополагающих требований к выполнению таких работ включены:

1) актуальность тематики, ее соответствие современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогической и методической отраслей гуманитарного знания;

2) критический анализ литературы (в том числе, периодической, монографической и др.) по теме исследования;

3) исследование истории исследуемой проблемы и оценка ее современного состояния, а также передового психолого-педагогического или методического опыта учителей начальных классов города, региона, страны, в том числе и зарубежного (если таковой имеется);

4) определение объекта и предмета, цели и задач, методов исследования;

5) определение логики исследования в соответствии с поставленными целями и задачами квалификационной работы;

6) обобщение результатов исследования, обоснование выводов и методических рекомендаций.

Одной из форм проверки подготовленности студента к самостоятельной работе по специальности, выявляющая уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности является дипломная работа. В связи с этим цель дипломной работы заключается в систематизации, закреплении, расширении теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, педагогических и психологических задач, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования.

Поэтому одним из важных этапов образовательного процесса в вузе является введение в учебный план специальностей 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050607 – «Педагогика и психология» новых предметов «Основы научных исследований в педагогике» и «Основы научных исследований в психологии», ядром которых является методология и методы научных исследований, а также способы их организации.

Целью данных курсов является изучение вопросов, связанных с планированием, организацией и проведением научных исследований в области педагогике и психологии.

В результате изучения курса студент должен знать и иметь следующие представление и навыки:

1) овладение научным методом познания;

2) выработка самодисциплины; организованности навыков планомерной систематической работы;

3) расширение профессионального и культурного кругозора;

4) развитие интереса к научно-исследовательской работе и уяснение ее общественной значимости;

5) овладение методами использования ПК в исследовательской и производственной сферах;

6) освоение современных методов экспериментального исследования;

7) приобретение навыков публичных выступлений и участия в дискуссии;

8) поиск, накопление и обработка научно-технической информации с применением систем новых информационных технологий и ЭВМ;

9) оформление результатов научной работы и презентации информации.

В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований в рамках выбранной темы студент должен освоить методологию и методику научных исследований, а также уметь отбирать и анализировать необходимую информацию, формулировать цель и задачи, планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты программы психолого-педагогической диагностики, сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы, составлять программу, доклад или статью по результатам научного исследования.

Введение указанного предмета обязывает всех студентов освоить элементы методики научных исследований, что способствует развитию рационального творческого мышления и организации их оптимальной мыслительной деятельности. За период обучения студент должен выполнить те или иные научные исследования в различных формах учебного процесса под руководством научного руководителя.

Учебно-методическое пособие построено таким образом, что студент, обучающийся на очной или заочной формах, может использовать его как руководство к написанию курсовых и итоговых квалификационных работ и добиваться высокого результата научной деятельности с помощью постоянного самоконтроля и самооценки. Последовательное практическое использование советов упростит и ускорит сложный труд начинающего исследователя, сделает его во многом не только самообучающим, но и саморазвивающим. Освоение технологии исследовательской деятельности и ее понятийного аппарата, безусловно, положительно скажется на качестве всей профессиональной подготовки, а позже отразится и на самостоятельной деятельности начинающего педагога, психолога.

Настоящие учебно-методическое пособие соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является дидактическим инструментом для студентов и преподавателей.

При его составлении были использованы материалы Государственного образовательного стандарта по специальностям 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050607 – «Педагогика и психология», «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию, методических рекомендаций по выполнению итоговых квалификационных работ ТИ (ф) ГОУ ВПО «ЯГУ», ГОСТ Р 7.0.5. — 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления », библиографическая ссылка (по ГОСТу Р 7.0.5. – 2008 «Библиографическая ссылка»), а также материалы (П.И. Образцова «Методы и методология психолого-педагогического исследования» (М., 2004), Г.И. Андреева, С.А. Смирнова, В.А. Тихомирова «Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности» (М., 2004), Рогожина М. «Как написать курсовую и дипломную работу» (СПб., 2005), Н.Д. Неустроев, М.Н. Романова, А.Н. Неустроева «Выполнение курсовых и дипломных работ как научно-исследовательский процесс (Якутск, 2004)).

1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования является методология, т.е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете, методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи.

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на тесной взаимосвязи психолого-педагогической теории с практикой. Важную роль здесь играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов (например, при помощи наблюдения и эксперимента). Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.

Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новые методики психолого-педагогической практики (например, программы диагностик, факультативов, занятий дополнительного образования и др.). Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

Исследовательскую работу выполняют в следующей последовательности:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и подтверждение в психолого-педагогической практике эффективности научных исследований.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

1) по видам связи с общественным производством:

а) научные исследования, направленные на создание новых методик, образовательных программ и т.д.;

б) научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства;

в) теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;

2) по степени важности для производства:

а) работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;

б) исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

3) в зависимости от источников финансирования:

а) госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

б) хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) по длительности разработки:

а) долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;

б) краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

Исследовательская работа будущего специалиста, ученого, выполняемая в ходе подготовки в вузе, является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка докладов, эссе, рефератов, написание курсовых работ, участие в конференциях, подготовка выпускной квалификационной работы, – все это способствует дальнейшему формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности.

В ходе написания научно-исследовательских работ преследуются следующие цели:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;

2) развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач;

3) формирование и развитие методики научно-исследовательской работы;

4) формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности;

5) оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

К написанию научно-исследовательской работы предъявляются весьма высокие требования:

1) актуальность темы, соответствие ее современному уровню развития науки;

2) анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояния изучаемой проблемы;

3) использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;

4) наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.

Итак, рассмотрим последовательность этапов, которая должна присутствовать при написании научно-исследовательской работы.

1) Выбор темы исследования из числа актуальных в психолого-педагогической области научных направлений.

2) Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Выявление проблемы и анализ ее состояния в науке и практике (на основе анализа научно-методического опыта учителей начальных классов). Необходимо отразить историю исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы); общенаучные положения, характеризующие объект исследования; психологические положения; педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).

3) Обоснование актуальности темы (выделение круга нерешенных проблем на основе анализа научно-методической литературы по теме исследования).

4) Анализ базовых понятий по теме исследования.

5) Составление плана научно-исследовательской работы.

6) Разработка различных способов решения психолого-педагогической проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, анализ психолого-педагогических дефиниций). Определение оптимального пути разрешения проблемы.

7) Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий и т.д.).

8) Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

9) Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов).

10) Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента с целью проверки научного предположения (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).

11) Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).

12) Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.

13) Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).

14) Компоновка подготовленных материалов и оформление «чернового» варианта текста научного исследования.

15) Написание выводов по итогам проведенного исследования.

16) Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение: в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы (для курсовой работы), подтверждению выдвинутых положений (для дипломной работы). Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин не были решены в исследовании.

17) Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями (ГОСТ Р 7.0.5. — 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления).

18) Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).

19) Формирование структуры научной работы.

20) Оформление «чистового» варианта работы и его предоставление научному руководителю.

21) Предоставление научной работы оппоненту и рецензенту для написания отзыва (для дипломной работы).

22) Представление комиссии квалификационной работы с пакетом соответствующих документов (для дипломной работы).

23) Подготовка и защита научной работы.

2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ И ИТОГОВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Квалификационная работа выполняется на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. Она представляет собой законченное исследование, связанное с изучением, анализом, разработкой теоретических и практических учебно-педагогических задач в областях педагогики и психологии.

Тема квалификационной работы определяется в соответствии с перечнем дисциплин психолого-педагогического блока государственного образовательного стандарта и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальностям 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050607 – «Педагогика и психология».

Темы квалификационных работ составляются и утверждаются на заседании кафедры. Студент имеет право выбрать или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы курсовой или дипломной работы студент должен учитывать:

1) тема не должна быть необъятной. Чем точнее сформулирована тема, тем легче будет подыскивать материал для ее раскрытия. Кроме того, следует всегда помнить о том, что для написания текста имеется строго ограниченное количество листов бумаги (курсовая работа – 25-30 листов печатного текста, дипломная – 50-60);

2) тема не должна представлять нечто абсолютно неизведанное. Владение материалом существенно облегчает написание работы, и, наоборот, вторжение в новую сферу знаний, есть риск затраты значительной части времени, отведенного для создания работы, на «погружение» в теорию вопроса;

3) тема должна быть перспективной. Это означает, что результаты работы в идеале должны найти свое применение и в дальнейшей практической деятельности;

4) тема должна быть интересна и науке и студенту. Личная заинтересованность в достижении нужного результата стимулирует процесс создания работы;

5) сложность и размах темы должны соответствовать личным творческим и интеллектуальным способностям.

Различают:

1) собственно квалификационную (курсовую) работу;

2) итоговую квалификационную (дипломную) работу.

Курсовая работа является составной частью итоговой квалификационной работы, поэтому целесообразно начинать ведение исследования уже с начала периода обучения.

Курсовая — это сравнительно небольшая по объему (не более 25-30 страниц печатного текста) научно-исследовательская или научно-практическая работа, посвященная изучению строго определенного вопроса (темы). При соблюдении определенных условий законченная курсовая работа в дальнейшем может послужить основой дипломного проекта.

Подчеркнем, что курсовое задание является одним из основных методов обучения студентов и имеет своей целью:

1) закрепление, углубление, обобщение знаний, полученных в теоретических курсах, и применение этих знаний к комплексному решению конкретной педагогической задачи;

2) привитие навыков работы с литературой, в том числе со справочной литературой, ГОСТами, нормативно-правовыми документами т.д.;

3) закрепление навыков по выполнению практических задач и оформлению необходимой документации.

В общем случае тематика курсовой работы должна отвечать учебным задачам конкретного предмета и увязываться с практическими требованиями современности.

Подготовка курсовой работы требует от исполнителя уверенных навыков в использовании источников информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, самостоятельности мышления и умеренных аналитических способностей. Помимо сугубо учебной цели, выполнение курсовой работы преследует также и важную методическую цель — подготовить студента к дипломному проектированию. В ходе курсового проектирования руководитель регулярно проводит консультации, на которых проверяет все решения и помогает студенту найти правильный путь к решению поставленной задачи. Все материалы к курсовой работе помещаются в папку (скоросшиватель). Примерный срок подготовки курсовой работы составляет от нескольких недель до полутора — двух месяцев.

Законченная курсовая работа, подписанная студентом, передается руководителю вместе с выступлением и электронным вариантом не менее чем за две недели до защиты. На основании этих материалов руководитель решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы.

Защита курсовой работы осуществляется в присутствии всех преподавателей кафедры и одногруппников. Продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 20 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 7 минут.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

вывить знание новейших педагогических и психологических источников, умение использовать методическую литературу и при разработке темы;

содержать анализ практического опыта педагогического коллектива с выводами и конкретными предложениями по улучшению учебно-воспитательной работы;

иметь научно-исследовательский характер: обобщение собранного студентом фактического материала как результата личных наблюдений, педагогического опыта, данных экспериментальной работы;

обладать достаточным теоретическим уровнем на основе изучения документов и литературных источников;

представлять завершенное исследование с полным раскрытием сущности рассматриваемого вопроса.

Таким образом, курсовая работа развивает у студентов умения и навыки самостоятельной творческой работы. Овладения методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Курсовые работы исследовательского характера формируют у студентов умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливают к выполнению дипломной работы, способствуют развитию творческих способностей.

Приведем выписку из государственного образовательного стандарта специальностей 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050706 – «Педагогика и психология» относительно требований, предъявляемым к выпускной квалификационной работе специалиста: выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО специальности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического и психологического образования, разработанных УМО по специальностям гуманитарного направления.

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

Основная часть квалификационной работы (дипломной) обычно состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной (наблюдения, опыт, эксперимент).

В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Не допускается простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа изученной литературы:

1) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения, с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает исследуемую проблему;

2) теоретико-конструирующий анализ: теоретический анализ развития научного знания;

3) теоретико-методологический анализ: оценка имеющихся знаний по проблеме с точки зрения полноты, реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы.

Схема анализа теоретических источников должна выстраиваться в следующей логике: выявление состояния проблемы — определение нерешенных вопросов — методологическая характеристика изучаемого педагогического явления (его структура, функции и пр.). В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы.

Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы учебно-воспитательной работы. Материал этой главы может быть представлен в следующей логике:

1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс надежных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, способов замера);

2) постановка цели опытной или экспериментальной работы;

3) определение ее этапов (программы действий);

4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели;

5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы;

6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик);

7) анализ данных и формулирование на его основе убедительных выводов.

Для проведения экспериментальной работы может быть использована база средних, средних профессиональных и высших учебных заведений.

Для получения достоверных результатов опытно-экспериментальной работы рекомендуется следующее:

1) общее количество респондентов (участников) примерно 20-40 человек (1-2 класса, группы и т.д.) и более;

2) база эксперимента определяется по согласованию с руководителями научного исследования и с учетом темы квалификационной работы, а также прохождения педагогической, психолого-педагогической практики (в том числе традиционные общеобразовательные школы, альтернативные учебные заведения, учебные заведения профессионального образования, высшая школа);

3) план опытно-экспериментальной работы должен быть составлен до выхода на преддипломную практику.

Составленная студентом программа факультатива, кружка, цикла занятий и т.п. обязательно должна быть рассмотрена на заседании кафедры и утверждена учебно-методическим объединением базы практики (общеобразовательной школы, средне-специального или высшего учебного заведений и др.).

Условно выпускные квалификационные работы можно разделить на три вида:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст