Программа дисциплины Культура России Нового времени

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории

Программа дисциплины «Культура России Нового времени»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Евгений Владимирович Акельев, кандидат исторических наук, доцент

Елена Борисовна Смилянская, д-р исторических наук, профессор

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«__»____________2013 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская

Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Культура России Нового времени».

Программа разработана в соответствии

со стандартом НИУ ВШЭ;

с образовательной программой;

с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата факультета истории НИУ ВШЭ.

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Культура России Нового времени» являются:

Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе культурологии, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук о России.

Знакомство студентов с основными направлениями сравнительно-исторического изучения особенностей культуры Нового времени на Западе и в России.

Формирование у студентов представлений об основных достижениях российской культуры XVII-XIX вв. и о многообразии повседневных культурных практик различных этнических и социальных групп.

Совершенствовать умение научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований.

Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Культура России Нового времени» студент должен

Знать основную проблематику работ историков, культурологов, историков искусства, этнологов по истории культуры России Нового времени;

Освоить методологию междисциплинарного изучения истории культуры и уметь применить ее в самостоятельной научно-исследовательской работе;

Иметь первичные навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по истории русской культуры;

Уметь использовать данные о своеобразии развития российской культуры при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях.

Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Культура России Нового времени» осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б3, СК –Б6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

СК-Б7, СК-Б11

Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления, выступать с представлением результатов своей работы в дискуссиях. Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводить исторические сопоставления на материалах различных культур

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК3

На материале истории культуры вырабатывается умение отличить подлинные ценности от мнимых, уникальные культурные явления от массовых, низкопробных

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части третьего года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («История и социология гуманитарного знания», «История науки и техники»), так и вариативной части образовательной программы и факультативами («Серебряный век и культура русского зарубежья», «Реформы и реформаторы в России и Европе (XVIII — первая четверть XIX в.», «Моральные доктрины и их реализация в истории» и др.).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах «Моральные доктрины и их реализация в истории», «История искусства и литературы», «Философия истории».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями СК-Б3 (Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области), СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), ПК2 (способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках); СЛК-Б9 (Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин («История и социология гуманитарного знания», «История науки и техники»).

Тематический план учебной дисциплины «Культура России Нового времени» (30 часов лекции, 12 часов семинары, 66 час. самостоятельная работа в 3-4 модулях)

Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л.

4

2

Религиозные культуры Российской империи XVII-XIX вв.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

4 л. + 2 с.

8

3.

Грамотность и становление образовательной системы в России Нового времени

Кафедра политической истории

2 л.

4

4

Культура чтения и книгоиздания в России Нового времени

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л.+ 2 с.

6

5

Визуальная культура: насыщение духа и услаждение зрения. Художественное образование и коллекционирование произведений искусства в России Нового времени.

Кафедра политической истории

2 л.

4

6

«Процесс цивилизации» и правовая культура русского общества Нового времени.

Кафедра политической истории

4 час. л.+ 2 час. с.

10

7.

Русская деревня XVII-XIX в.: крестьянский двор и дворянская усадьба в культурном измерении

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

4 л.

6

8.

Городская культура в России Нового времени

Кафедра политической истории

4 л. + 4 с.

12

9.

Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени.

Кафедра политической истории

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л. + 2 с.

6

10.

Величие культурного прорыва России в XIX веке

Кафедра социальной истории (Давыдов)

4 л.

6

Итого:

108

30 л. + 12 с.

66

12 час. 3 модуль

30 час. 4 модуль

Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры оценки

Текущий

Рецензия одной из монографий из списка литературы (по согласованию с преподавателем)

4 модуль: 3 неделя

Рецензия представляет собой самостоятельный анализ монографии, изложение ее структуры, задач и основных выводов автора/авторов, критическое осмысление изложенных в монографии концепций. Объем рецензии: 15 – 20 тыс. знаков (30 %)

Текущий

Посещаемость и активность на занятиях

3-4 модули

Участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий, подготовка кратких выступлений по тематике семинаров (30 %)

Итоговый

Зачет, неблокирующий

4 модуль

Устный ответ по билетам и собеседование по прочитанной литературе (40 %)

Критерии оценки знаний, навыков

В рецензии объемом 15-20 тыс. знаков студент анализирует одну из монографий из списка основной литературы (п. 10.2 настоящей программы): представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, характеризует источниковую базу и методологию работу, дает оценку содержания монографии, анализирует обоснованность выводов и результатов исследования, характеризует научное значение исследования в контексте изучения культуры России Нового времени (ПК 6; ПК 8; ПК 12; ПК 13).

Зачет – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми знаниями по содержанию учебной дисциплины и освоение рекомендованной литературы (СЛК 1; СЛК 7; ПК 1; ПК 5).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы, участии в обсуждении тем лекций и семинаров): учитывается правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, в частности успешность подготовки рецензии-реферата — Ореферат.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Ореферат .

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

k1 = 40%;

k2 = 30%;

k3 = 30%

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.

Содержание тем лекции (2 час.)

Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества; представление об истории повседневности как составляющей содержания культуры. Исторический, социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв. Смута начала XVII в. как «культурный рубеж». Самозванство и утопия в «народной» политической культуре России XVII-XVIII вв. Культурные и политические последствия Церковной реформы сер. XVII в. Культурные преобразования XVIII в.: противостояние и взаимодействие русской старины и европеизированной новой культуры. От барокко к модерну: трансформации европейских стилей на российской почве. Внешняя политика России как фактор культурного трансфера.

Самостоятельная работа студента (4 час.): чтение литературы, выполнение работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века (в любом издании или HYPERLINK «http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768» http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768).

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. Введение (с. 33-40); Заключение (с. 593-597); обзор структуры тома.

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Дингес Мартин. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневностей» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96 — 124.

Раздел 2. Религиозные культуры Российской империи XVII-XIX вв. (4 час. лекции + 2 час. семинарские занятия)

Содержание тем лекции (4 час.)

Религиозные основания культуры. Конфессиональная карта России XVII-XIX вв. и ее изменение. Конфессиональные составляющие календарной обрядности и праздничной культуры народов России. Нехристианские конфессии в их культурном взаимодействии с христианами.

Культурно-историческое значение религиозного праздника. Конфессиональные традиции и временные ритмы повседневности (время молитвы, время труда, время отдыха). «Благочестие» и «греховность» как исторические категории религиозной культуры. Идеи толерантности и антиклерикализма в России Нового времени, их источники и проводники.

Господствующая православная церковь и ее оппоненты. Феномен русского раскола и религиозного сектантства. Масоны в России. Проблемы изучения «народной веры», «народной религиозности» и «суеверий». Русское православие и старообрядчество. Религия и магическое в повседневной жизни индивида и социума.

Семинар-дискуссия (2 час): Судебно-следственное дело как источник изучения религиозной культуры 1. Что такое судебно-следственное дело? 2. Какие трудности испытывает исследователь при изучении судебно-следственных дел? 3. Какие методы используют историки для изучения народной религиозности на основе судебно-следственных дел (Э. Ле Руа Ладюри, К. Гинзбург, Е.Б. Смилянская и др.)?

Самостоятельная работа студента (8 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Бергер П., Лукман Т. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост.В.И. Гараджа, Е.Т. Руткевич. — М., 1996. — С. 535-538.

Флоровский о. Георгий. Пути русского богословия (любое изд.).

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2005. С. 176-356.

Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. С. 27-187.

Андреева Л.А. HYPERLINK «http://www.ecsocman.edu.ru/text/16775263/» Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 88-99. 

Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого: исследования и материалы. — М.: Новое лит. обозрение, 2004. С. 5-68.

Religion and Politics in Enlightenment Europe. / Bradley, Joseph and Van Kley, Dale, eds. Notre Dame, Indiana: Notre Dame University Press, 2001. P.355-392.

Дополнительная литература:

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С. 39-60 и др. на выбор.

Смит Дуглас. Работа над диким камнем : Масонский орден и русское общество в XVIII веке.. — М. : Новое лит. обозрение, 2006. — 222 с.

Barnett, S.J. The Enlightenment and Religion: The Myths of Modernity. Manchester and New York: Manchester Univeristy Press, 2003.

Hunter, Ian. The Secularization of the Confessional State: The Political Though of Christian Thomasius. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Monarchy and Religion: The Transformation of Royal Culture in the Eighteenth-Century Europe. Ed. M.Schaich. Oxford: Oxford University Press, 2007.

Раздел 3. Грамотность и создание образовательных учреждений в России XVII-XVIII вв.

Содержание тем лекции (2 час лекции):

Распространение грамотности в России XVII-XVIII вв. Проблемы домашнего воспитания в педагогических сочинениях XVII в. Возникновение первых школ. Славяно-греко-латинская академия и ее значение. Предпосылки петровских преобразований в сфере образования. Возникновение специальных школ («Школа математических и навигацких наук», Морская академия, Инженерная школа и др.). Петербургская Академия наук и ее роль в развитии российского образования и науки. Возникновение Московского университета, Московской казанской гимназия, Академии художеств. Домашнее образование и дворянские учебные заведения. Солдатские дети и гарнизонные школы. Опыты И.И. Бецкого и реформа образования Екатерины II.

Самостоятельная работа студента (4 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Ерошкина А.Н. Администратор от культуры (И.И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. М., 1997. С. 71-90.

Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI- XVIII вв.): Учеб. пособие по пед. антропологии и истории детства. М., 2000.

Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

Смагина Г.И. Академия наук и российская школа: вторая половине XVIII в. СПб., 1996.

Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989.

Раздел 4. Культура чтения и книгоиздания в России Нового времени

Содержание тем лекции и семинара (2 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Культура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований (Р.Дарнтон, Р.Шартье, Рейнблат и др.) и методы изучения Человека читающего. Круг чтения книжников в России XVII в. и его трансформация в Век Просвещения. Библиотека частная и Первая публичная библиотека в России.

Производство книги: книгопечатание и книгописание, государственные и частные типографии, отечественная и западная литература на российском книжном рынке. Идеи Просвещения и литература Просвещения. Цензура и «вольные типографии».

Пресса и общественное мнение в России и Европе: характер распространения информации.

Семинар-практикум (2 час.). Человек читающий (занятие на базе Отдела редких книг ГПИБ или Музея книги РГБ). 1. Какие проблемы выделяют исследователи читателя и чтения? 2. В чем видят изменение во времени процесса чтения? 3. Какие особенности книжного экземпляра нужно уметь увидеть историку чтения? В конце занятия каждый учащийся анализирует экземпляр книги XVII-XIX вв., с целью установить индивидуальные особенности и историю книжного памятника.

Самостоятельная работа студента (6 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнения промежуточной контрольной работы анализу книжного памятника.

Литература:

Шартье, Роже . Письменная культура и общество / Роже Шартье ; пер. с фр. И. К. Стаф . — М. : Новое изд-во, 2006. — 270 с. (Серия «А» ; 005).

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. XVIII – первая треть XIX в. Л., 1978.

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991. 222 с.

Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 — 1917. Princeton: Princeton University Press, 1985. 450 p.

Дополнительная литература:

Демин А. С. Писатель и общество в России XVI — XVII веков (общественные настроения). М.: Наука, 1985. 351 c.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л., 1976.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002. С. 6-11, 250-307.

Человек читающий: между реальностью и текстом источника / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского. Москва: ИВИ РАН, 2011.

Раздел 5. Визуальная культура: насыщение духа и услаждение зрения. Художественное образование и коллекционирование произведений искусства в России Нового времени.

Содержание тем лекции (2 час).

Основные направления развития изобразительного искусства и архитектуры в России Нового времени. Взаимодействие русской изобразительной традиции и западноевропейские влияния. Создание Академии художеств в Петербурге и художественное образование в России XIX в. Формирование коллекций императорских музеев: от Императорского Эрмитажа к Русскому музею императора Александра III. Частное коллекционирование и меценатство в России XVIII-XIX вв.

Самостоятельная работа студента (4 час.): изучение литературы по теме.

Литература:

Алленов М.М. История русского искусства. Книга 2. Русское искусство XVIII – начала XX века. М.: Трилистник, 2000. 320 с.

Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1986.

Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И.Щукин, И.А.Морозов, И.С.Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М., 2010.

Литература дополнительная:

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.:, Советский художник, 1980, 258 с.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.: Искусство, 1981, 550 С.

«Ученая прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М.; СПб., 2001 – 2002.

Раздел 6. «Процесс цивилизации» и правовая культура русского общества Нового времени.

Содержание тем лекции и семинара (4 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Процесс цивилизации» на Западе и Востоке Европы в XVII-XVIII вв. Изменение отношения к насилию. Эволюция форм преступлений против собственности. Вытеснение пытки из уголовного процесса. Трансформации в быту и изменение чувствительности к неприятному. Вытеснение нищих, заключенных, безумных и юродивых из публичной сферы.

Семинар-дискуссия (2 час). Честь и бесчестье в правовой культуре России XVII-XVIII вв. 1. Что такое честь? 2. Суд или дуэль: как защищали честь представители различных социальных групп? 3. Дело о бесчестье как феномен правовой культуры.

Самостоятельная работа студента (10 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.

Коллман Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.

Кошелева О.Е. «Бесчестье словом» петербургских обывателей петровского времени и монаршая власть // Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С.140-169.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997.

Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетическое и психогенетическое исследование: В 2 т. Спб., 2001.

Muchembled R. L’Invention de l’homme moderne: Culture et sensibilités en France du XVe au XVIIIe siècle. Paris, 1988 (rééd. 1994).

Muchembled R. A History of the Devil: From the Middle Ages to the Present. Cambridge, 2003.

Silverman L. Tortured Subjects: Pain, Truth and the Body in Early Modern France, Chicago, 2001.

Дополнительная литература:

Акельев Е.В. «И впредь в Кремле колодников отнюдь держать не велеть»: эволюция отношения к заключенным в Москве в первой половине XVIII в. // Perspectivia.net: Publikationsplattform für die Geisteswissenschaften. 2012.

Акельев Е.В., Бабкова Г.О. «Дабы розыски и пытки могли чинитца порядочно, как указы повелевают»: эволюция теории и практики «розыскного» процесса в России первой половины XVIII в. // Cahier du monde russe. 53/1. Janvier-mars 2013.

Глаголева О.Е. Оскорбленная добродетель: бесчестье и обида в эмоциональном мире русской провинциальной дворянки XVIII века // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010. С. 329 – 352.

The Civilization of Crime: Violence in Town and Country since the Middle Ages. Chicago, 1996.

The Oxford History of the Prison: The Practice of Punishment in Western Society / Ed. by N. Morris, D. Rothman. Oxford, 1995.

Weisser M. R. Crime and Punishment in Early Modern Europe. Hassocks, 1979.

Раздел 7. Русская деревня XVII-XIX в.: крестьянский двор и дворянская усадьба в культурном измерении

Содержание тем лекций (4 час. лекции).

Крестьянский мир: русская крестьянская община и общинные традиции. Трудовые будни и праздники русского крестьянства. Деревня «свободная» и деревня крепостная: сходство и различие социокультурного опыта. Крестьянский вопрос в публицистике и общественной мысли XVIII-XIX вв. «Лицом к деревне»: крестьянская культура в зеркале науки и искусства в России XIX в.

Манифест о вольности дворянской и его культурное значение. Вольное экономическое общество и опыт решения социально-экономических проблем дворянского землевладения. Расцвет усадебной культуры русского дворянства. Идеи создания рукотворных «эдемов» и их реализация. Садово-парковые опыты российского дворянства и их европейские образцы.

Самостоятельная работа студента (6 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнения работы по изучению литературы.

Литература:

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Главы: «Любани», «Вышний Волочек», «Медное» — см.: HYPERLINK «http://ilibrary.ru/text/1850/index.html#toc» http://ilibrary.ru/text/1850/index.html#toc

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса. (любое издание) Электронная версия (без ссылок на источники): HYPERLINK «http://vadim-blin.narod.ru/milov/index.htm» http://vadim-blin.narod.ru/milov/index.htm «Введение» . Часть вторая. Глава 1.

Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII — XVIII вв.: сосуществование и противостояние. М.; СПб., 2005.

Швейковская Е. Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVII — начала XVIII века. М.: Индрик, 2012.

Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII -первая половина XIX в.). М.: Наука, 1975.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Данилова Л.В., Данилов В.П. Община // БСЭ / 3-е изд.. М., 1974. Т. 18. Электронная версия: HYPERLINK «http://bse.sci-lib.com/article083420.html» http://bse.sci-lib.com/article083420.html (Часть, относящаяся к русской средневековой общине)

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века (Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках»). М.: Наука, 1998. 204 с.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Раздел 8. Городская культура в России Нового времени.

Содержание тем лекции и семинара (4 час лекция + 4 час. семинарские занятия).

Немецкая слобода в Москве и ее значение в культурной жизни России. Основание Санкт-Петербурга и его культурное значение. Проект европеизации внешнего облика горожан в первой половине XVIII в.: замысел и практическая реализация. Повседневные измерения русского города. Материальная культура городских жителей. Центральный и провинциальный город в XVIII веке: общее и особенное (на примере Москвы и Бежецка). Многоликое культурное пространство русского города: присутственное место, площадь, баня, кабак, двор, мост, театр, церковь и пр. Жить на улице Москвы в XVIII в.

Семинар-дискуссия (4 час): Зарядье: культурная антропология городского пространства. 1. Что такое Зарядье? 2. Как менялся архитектурный и социокультурный облик Зарядья в XVII-XXI вв.? Как воспринимали это место представители последнего поколения жителей Зарядья?

Самостоятельная работа студента (12 час.): Самостоятельная работа студента (8 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003.

Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводная статья и комментарии Н.В. Козловой. М., 2002.

Каменский А.Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М.: РГГУ, 2007.

Ковригина В.А. Немецкая слобода и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII вв. М., 1998.

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.

Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные: В 3 т. Т. 2. Таллин. 1992.

Куприянов П.С., Садовникова Л.В. Место памяти в памяти местных: культурные смыслы городского пространства (по материалам интервью жителей московского Зарядья) // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 370 — 407.

Можаев А. Небесный посад: Зарядье грез и действительности // Русская жизнь. 2007. № 9. С. 102 — 115.

Казакевич И.И. Московское Зарядье. История архитектурных памятников. М., 1977.

Андросов А., Куприянов П., Садовникова Л., Чвырь Н. Важное место, или Жить в центре // http://www.youtube.com/watch?v=llAOT5nYhpk

Дополнительная литература:

Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII ст. М., 1903.

Снегирев В.Л. Московские слободы. Очерк из истории Московского посада XIV — XVIII вв. М., 1956.

Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования. Том первый. 1147 — 1762. М., 1950.

Рахматуллин Р.Э. Варварка, туда и обратно // Московское наследие. 2007. № 3. С. 51 – 77.

Черутти С. Социальный процесс и жизненный опыт: индивиды, группы и идентичности в Турине XVII века // Прошлое — крупным планом: современные исследования по микроистории. СПб., 2003. С. 27 — 57.

Шашков А.Т. Дело 1705 г. «о противности и о преслушании его царского величества указу томских жителей о немецком платье и о бритии бород» // Проблемы истории России, Вып. 2. Опыт государственного строительства XV-XX вв. Екатерибург, 1998. С. 301-322.

Шевырев, А.П. Культурная среда столичного города. Петербург и Москва / А.П.Шевырев // Очерки русской культуры XIX в. Т.1. М., 1998.

Юркин И.Н. Старообрядец и его костюм в русском городе второй четверти XVIII века // Общественная и культурная жизнь Центральной России в XVII — начале XX века. Сб-к науч. трудов. Воронеж, 1999. С. 115-138.

Farge A. Vivre dans la rue à Paris au XVIIIe siècle. Paris, 1979.

Fox R.G. Urban Anthropology. Cities in Their Cultural Settings. New Jersey, 1977.

Раздел 9. Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени

Содержание тем лекции и семинара (2 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Понятия повседневности и частной жизни. Источники изучение частной жизни: акты, судебно-следственные документы, челобитные, описания имуществ, документы фискального учета, источники личного происхождения. Дом и домашние в дворянском и крестьянском доме. Человек и его демографическое поведение: представления о браке, семье, сексе, детстве, старости, болезни, смерти и пр. Человек перед лицом смерти в России XVII-XVIII вв.

Семинар-дискуссия (2 час): История частной жизни: источники и методы анализа 1. Что такое «частная жизнь» и зачем ее изучать? 2. Какие источники содержат в себе информацию о различных сторонах приватной сферы людей прошлого? 3. Какие методы можно использовать для изучения частной жизни?

Самостоятельная работа студента (6 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Антонов А.В. Из частной жизни служилых людей рубежа XVI — XVII веков // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 160 – 174.

Кошелева О.Е. «Отходя от света сего…». Частная жизнь московской элиты XVII века через призму завещаний // Человек в мире чувств: Очерки по истории част. жизни в Европе и некоторых странах Азии до нач. нового времени. М., 2000. С. 339 — 386.

Смилянская Е.Б. «Любовь твоя раны мне великие дает…». (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) // Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26 – 40.

Дополнительная литература:

Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997.

Семья, дом и узы родства в истории. СПб., 2004.

Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010.

Раздел 10. Культурный «взрыв» в России XIX в.

Содержание тем лекций (4 час.).

Основные направления современных исследований российской культуры XIX в. Культура, власть и общество в России XIX в. от Александра I до Николая II. Эпоха Великих реформ и культурные изменения во второй половине XIX в. Российская журналистика и проблемы формирования общественного мнения. Идейный контекст русской культуры: споры декабристов, западников и славянофилов; революционно-демократическое, почвенническое, консервативное и либеральное направления русской общественной мысли XIX в., их корни и основные черты. Русская культура XIX в. в художественном измерении: литература и изобразительное искусство как «зеркала» социальных проблем. Академия наук, университеты и ученые общества: вклад «образованных элит» России в мировую науку и культуру. Первые опыты подведения итогов: российская культура Нового времени в исторических концепциях начала XX в.

Самостоятельная работа студента (6 час.): чтение научной литературы, подготовка к зачету, завершение работы по рецензированию литературы.

Литература:

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1995.

Очерки русской культуры XIX в. Т. 1 – 6 / Ред. Л.Д.Дергачева. М., 1998 – 2006.

Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами, мастер-класса, практикума, дискуссии, а также изучения отдельных «кейсов» (case studies). В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют рецензии, выполняют домашние задания по библиографическому описанию и реферированию, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников, участвуют в обсуждении на семинарских занятиях.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1. Примерные вопросы коллоквиума, проводимого в устной форме:

9.2. Самостоятельная работа студента.

9.2.1. Литературу для подготовки рецензий в письменной форме объемом 10-20 тыс. знаков. слов выбирается студентом из числа следующих монографий:

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII- первой половины XIX века. М., 2005.

Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003.

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.

Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. М., 2001.

Карп С. Я. Французские просветители и Россия. Исследования и новые материалы по истории русско-французских культурных связей второй половины XVIII в. М., 1998.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М., 1997.

Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в. — М., 1989.

Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

Куприянов А.И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII-начало XIX века. М., 2007.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю.М.Лотман. — СПб., 1997.

Марголич Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX века. СПб, 2000.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1995.

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Смагина Г.И. Академия наук и российская школа: вторая половине XVIII в. СПб., 1996.

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия. М., 1981

Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи и империя как стиль. М., 2001.

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 — 1917. Princeton: Princeton University Press, 1985.

Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989.

9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:

Внешняя политика России как фактор культурного трансфера.

Феномен русского раскола и религиозного сектантства в России Нового времени.

Самозванство и утопия в «народной» политической культуре России XVII-XVIII вв.

Конфессиональная карта России XVII-XIX вв. и ее изменение.

Религия и магическое в повседневной жизни индивида и социума в России XVIII – XIX вв.

Судебно-следственное дело как источник изучения религиозной культуры.

Славяно-греко-латинская академия и ее значение.

Культура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований,

Основные направления развития изобразительного искусства и архитектуры в России Нового времени: барокко, неоклассицизм, романтизм и реализм в русском искусстве.

«Процесс цивилизации» на Западе и Востоке Европы в XVII-XVIII вв.

Честь и бесчестье в правовой культуре России XVII-XVIII вв.

Уложенная комиссия 1767 как социокультурный феномен.

Нужды и чаяния провинциального дворянства в «наказах» в Уложенную комиссию 1767 г.

Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVIII-XIX вв.

Немецкая слобода в Москве и ее значение в культурной жизни России.

Основание Санкт-Петербурга и его культурное значение.

Зарядье: эволюция архитектурного и социокультурного облика в XVII-XXI вв.

Культура приватной сферы: источники и методы анализа.

Университет как пространство интеллектульной культуры. Университеты и университетские уставы России Нового времени.

Медицинские знания и трансформация телесных практик в России XVII-XIX вв.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Учебники и учебные пособия

Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 2001.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Кондаков И.В. Культура России. М., 2007.

Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.. 1998.

Очерки русской культуры XVII в. Т. 1-2. М.,

Очерки русской культуры XVIII в. Т. 1-4. М., 1988-1990.

Очерки русской культуры XIX в. Т. 1 – 6 / Ред. Л.Д.Дергачева. М.: МГУ, 1998 – 2006.

Основная литература

Акельев Е.В. «И впредь в Кремле колодников отнюдь держать не велеть»: эволюция отношения к заключенным в Москве в первой половине XVIII в. // Perspectivia.net: Publikationsplattform für die Geisteswissenschaften. 2012.

Акельев Е.В., Бабкова Г.О. «Дабы розыски и пытки могли чинитца порядочно, как указы повелевают»: эволюция теории и практики «розыскного» процесса в России первой половины XVIII в. // Cahier du monde russe. 53/1. Janvier-mars 2013.

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

Алленов М.М. История русского искусства. Книга 2. Русское искусство XVIII – начала XX века. М., 2000.

Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII- первой половины XIX века. М., 2005.

Андреева Л.А. HYPERLINK «http://www.ecsocman.edu.ru/text/16775263/» Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 88-99.

Андросов А., Куприянов П., Садовникова Л., Чвырь Н. Важное место, или Жить в центре // HYPERLINK «http://www.youtube.com/watch?v=llAOT5nYhpk» http://www.youtube.com/watch?v=llAOT5nYhpk

Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003.

Антонов А.В. Из частной жизни служилых людей рубежа XVI — XVII веков // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 160 – 174.

Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII – начала XIX вв. Самара, 2001.

Бабкова Г.О. «Я стараюсь об общем благе»: провинциальный дворянин в Уложенной комиссии // Родина. 2010. № 2. С. 32-34.

Бергер П., Лукман Т. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост.В.И. Гараджа, Е.Т. Руткевич. — М., 1996. — С. 535-538.

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.

Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001.

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.

«Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII — начала XX в. /Отв. ред. А.Ю.Андреев. М.: РОССПЭН, 2009.

«Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе». К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. М., 2008.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Глаголева О.Е. Оскорбленная добродетель: бесчестье и обида в эмоциональном мире русской провинциальной дворянки XVIII века // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010. С. 329 – 352.

Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводная статья и комментарии Н.В. Козловой. М., 2002.

Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). М.: Наука, 1975.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Демин А. С. Писатель и общество в России XVI — XVII веков (общественные настроения). М., 1985.

Дингес Мартин. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневностей» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96 — 124.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Ерошкина А.Н. Администратор от культуры (И.И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. М., 1997. С. 71-90.

Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. XVIII – первая треть XIX в. Л., 1978.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. М., 2001.

Каменский А.Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М.: РГГУ, 2007.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). М.: Искусство, 1977.

Карп С. Я. Французские просветители и Россия. Исследования и новые материалы по истории русско-французских культурных связей второй половины XVIII в. М., 1998.

Киприянова Н.В. Социокультурный облик российского купечества (по материалам Уложенной комиссии 1767 г.). Владимир, 2011.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М., 1997.

Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в. — М., 1989.

Ковригина В.А. Немецкая слобода и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII вв. М., 1998.

Коллман Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.

Коваленская Н.Н. Русский классицизм XVIII века. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997.

Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.

Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI- XVIII вв.): Учеб. пособие по пед. антропологии и истории детства. М., 2000.

Кошелева О.Е. «Отходя от света сего…». Частная жизнь московской элиты XVII века через призму завещаний // Человек в мире чувств: Очерки по истории част. жизни в Европе и некоторых странах Азии до нач. нового времени. М., 2000. С. 339 — 386.

Кошман Л.А. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., 2008.

Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVIII — начала XIX в. М., 1983.

Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

Куприянов А.И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII-начало XIX века. М., 2007.

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю.М.Лотман. — СПб., 1997.

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века (в любом издании или HYPERLINK «http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768» http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768).

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные: В 3 т. Т. 2. Таллин. 1992

Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л., 1976.

Марголич Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX века. СПб, 2000.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1995.

Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина. СПб., 1999.

Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т.1: Российские университеты и устав 1804 года. М., 2002; Т.2: Становление системы университетского образования в первые десятилетия XIX века. М., 2002; Т.3: Университетская профессура и подготовка устава 1835 года. М., 2003; Т.4: Российские университеты и люди 1840-х годов. Ч.1. Профессура, Ч.2. Студенчество. М., 2003.

Петровская И.Ф. Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту. 1801-1859гг. СПб., 2000.

Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997.

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.

Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.

Семья, дом и узы родства в истории. СПб., 2004.

Смагина Г.И. Академия наук и российская школа: вторая половине XVIII в. СПб., 1996.

Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века (Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках»). М., 1998.

Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в. М., 2003.

Смилянская Е.Б. «Любовь твоя раны мне великие дает…» (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) // Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26 – 40.

Смит Дуглас. Работа над диким камнем : Масонский орден и русское общество в XVIII веке. М., 2006.

Снегирев В.Л. Московские слободы. Очерк из истории Московского посада XIV — XVIII вв. М., 1956.

Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования. Том первый. 1147 — 1762. М., 1950.

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII — XVIII вв.: сосуществование и противостояние. М.; СПб., 2005.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия. М., 1981

Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи и империя как стиль. М., 2001.

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Флоровский о. Георгий. Пути русского богословия (любое изд.).

Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

Человек читающий: между реальностью и текстом источника / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского. Москва: ИВИ РАН, 2011.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Шартье, Роже . Письменная культура и общество. М., 2006.

Швейковская Е. Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVII — начала XVIII века. М., 2012.

Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от крепостничества к капитализму. М., 1985.

Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетическое и психогенетическое исследование: В 2 т. СПб., 2001.

Эткинд Е.Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М., 1999.

Barnett, S.J. The Enlightenment and Religion: The Myths of Modernity. Manchester and New York: Manchester Univeristy Press, 2003.

Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 — 1917. Princeton: Princeton University Press, 1985.

Farge A. Vivre dans la rue à Paris au XVIIIe siècle. Paris, 1979.

Frierson C.A. Peasant Icons: Representations of Rural People in Late Nineteenth Century Russia. 1993.

Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989

Muchembled R. L’Invention de l’homme moderne: Culture et sensibilités en France du XVe au XVIIIe siècle. Paris, 1988 (rééd. 1994).

Muchembled R. A History of the Devil: From the Middle Ages to the Present. Cambridge, 2003.

Silverman L. Tortured Subjects: Pain, Truth and the Body in Early Modern France, Chicago, 2001.

Weisser M. R. Crime and Punishment in Early Modern Europe. Hassocks, 1979.

10.3. Справочная литература:

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.) Ч.1-3. А-З. СПб., 1992-1998.

Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1-3. Л.; СПб, 1988-2010.

Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века (1725-1800). Том I — V. М., 1962-1967 (имеются электронные версии).

Деятели русской культуры XVIII в.: страницы биографии. Библиографический указатель. М., 1980.

Русская культура XVI-XVII веков в трудах советских исследователей. Указатель литературы на русском языке 1918-1977 гг. М., 1979.

Электронные ресурсы:

Из истории русской культуры http://www.philol.msu.ru/~rki/

Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK «http://www.artlib.ru/» http://www.artlib.ru

Сайт «Музеи России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK «http://www.museum.ru/» http://www.museum.ru

Сайт «Электронные библиотека Института русской литературы РАН» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK «http://lib.pushkinskijdom.ru/» http://lib.pushkinskijdom.ru/

Персональный страницы дворян Белевского уезда, подписавших наказ в Уложенную комиссию на сайте «Культура и быт русского дворянства в провинции XVIII в.» // http://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/Заглавная_страница

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (аудио и фото) преподавателя.

HYPERLINK «http://www.hse.ru/text/image/4011945.html»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины FILLIN \* MERGEFORMAT «Культура России Нового времени» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра



Страницы: 1 | 2 | 3 | | Весь текст