Программа дисциплины Культура России Нового времени

Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. С. 27-187.

Андреева Л.А. HYPERLINK «http://www.ecsocman.edu.ru/text/16775263/» Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 88-99. 

Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого: исследования и материалы. — М.: Новое лит. обозрение, 2004. С. 5-68.

Religion and Politics in Enlightenment Europe. / Bradley, Joseph and Van Kley, Dale, eds. Notre Dame, Indiana: Notre Dame University Press, 2001. P.355-392.

Дополнительная литература:

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С. 39-60 и др. на выбор.

Смит Дуглас. Работа над диким камнем : Масонский орден и русское общество в XVIII веке.. — М. : Новое лит. обозрение, 2006. — 222 с.

Barnett, S.J. The Enlightenment and Religion: The Myths of Modernity. Manchester and New York: Manchester Univeristy Press, 2003.

Hunter, Ian. The Secularization of the Confessional State: The Political Though of Christian Thomasius. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Monarchy and Religion: The Transformation of Royal Culture in the Eighteenth-Century Europe. Ed. M.Schaich. Oxford: Oxford University Press, 2007.

Раздел 3. Грамотность и создание образовательных учреждений в России XVII-XVIII вв.

Содержание тем лекции (2 час лекции):

Распространение грамотности в России XVII-XVIII вв. Проблемы домашнего воспитания в педагогических сочинениях XVII в. Возникновение первых школ. Славяно-греко-латинская академия и ее значение. Предпосылки петровских преобразований в сфере образования. Возникновение специальных школ («Школа математических и навигацких наук», Морская академия, Инженерная школа и др.). Петербургская Академия наук и ее роль в развитии российского образования и науки. Возникновение Московского университета, Московской казанской гимназия, Академии художеств. Домашнее образование и дворянские учебные заведения. Солдатские дети и гарнизонные школы. Опыты И.И. Бецкого и реформа образования Екатерины II.

Самостоятельная работа студента (4 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Ерошкина А.Н. Администратор от культуры (И.И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. М., 1997. С. 71-90.

Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI- XVIII вв.): Учеб. пособие по пед. антропологии и истории детства. М., 2000.

Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

Смагина Г.И. Академия наук и российская школа: вторая половине XVIII в. СПб., 1996.

Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989.

Раздел 4. Культура чтения и книгоиздания в России Нового времени

Содержание тем лекции и семинара (2 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Культура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований (Р.Дарнтон, Р.Шартье, Рейнблат и др.) и методы изучения Человека читающего. Круг чтения книжников в России XVII в. и его трансформация в Век Просвещения. Библиотека частная и Первая публичная библиотека в России.

Производство книги: книгопечатание и книгописание, государственные и частные типографии, отечественная и западная литература на российском книжном рынке. Идеи Просвещения и литература Просвещения. Цензура и «вольные типографии».

Пресса и общественное мнение в России и Европе: характер распространения информации.

Семинар-практикум (2 час.). Человек читающий (занятие на базе Отдела редких книг ГПИБ или Музея книги РГБ). 1. Какие проблемы выделяют исследователи читателя и чтения? 2. В чем видят изменение во времени процесса чтения? 3. Какие особенности книжного экземпляра нужно уметь увидеть историку чтения? В конце занятия каждый учащийся анализирует экземпляр книги XVII-XIX вв., с целью установить индивидуальные особенности и историю книжного памятника.

Самостоятельная работа студента (6 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнения промежуточной контрольной работы анализу книжного памятника.

Литература:

Шартье, Роже . Письменная культура и общество / Роже Шартье ; пер. с фр. И. К. Стаф . — М. : Новое изд-во, 2006. — 270 с. (Серия «А» ; 005).

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. XVIII – первая треть XIX в. Л., 1978.

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991. 222 с.

Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 — 1917. Princeton: Princeton University Press, 1985. 450 p.

Дополнительная литература:

Демин А. С. Писатель и общество в России XVI — XVII веков (общественные настроения). М.: Наука, 1985. 351 c.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л., 1976.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002. С. 6-11, 250-307.

Человек читающий: между реальностью и текстом источника / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского. Москва: ИВИ РАН, 2011.

Раздел 5. Визуальная культура: насыщение духа и услаждение зрения. Художественное образование и коллекционирование произведений искусства в России Нового времени.

Содержание тем лекции (2 час).

Основные направления развития изобразительного искусства и архитектуры в России Нового времени. Взаимодействие русской изобразительной традиции и западноевропейские влияния. Создание Академии художеств в Петербурге и художественное образование в России XIX в. Формирование коллекций императорских музеев: от Императорского Эрмитажа к Русскому музею императора Александра III. Частное коллекционирование и меценатство в России XVIII-XIX вв.

Самостоятельная работа студента (4 час.): изучение литературы по теме.

Литература:

Алленов М.М. История русского искусства. Книга 2. Русское искусство XVIII – начала XX века. М.: Трилистник, 2000. 320 с.

Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1986.

Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И.Щукин, И.А.Морозов, И.С.Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М., 2010.

Литература дополнительная:

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.:, Советский художник, 1980, 258 с.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.: Искусство, 1981, 550 С.

«Ученая прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М.; СПб., 2001 – 2002.

Раздел 6. «Процесс цивилизации» и правовая культура русского общества Нового времени.

Содержание тем лекции и семинара (4 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Процесс цивилизации» на Западе и Востоке Европы в XVII-XVIII вв. Изменение отношения к насилию. Эволюция форм преступлений против собственности. Вытеснение пытки из уголовного процесса. Трансформации в быту и изменение чувствительности к неприятному. Вытеснение нищих, заключенных, безумных и юродивых из публичной сферы.

Семинар-дискуссия (2 час). Честь и бесчестье в правовой культуре России XVII-XVIII вв. 1. Что такое честь? 2. Суд или дуэль: как защищали честь представители различных социальных групп? 3. Дело о бесчестье как феномен правовой культуры.

Самостоятельная работа студента (10 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.

Коллман Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.

Кошелева О.Е. «Бесчестье словом» петербургских обывателей петровского времени и монаршая власть // Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С.140-169.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997.

Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетическое и психогенетическое исследование: В 2 т. Спб., 2001.

Muchembled R. L’Invention de l’homme moderne: Culture et sensibilités en France du XVe au XVIIIe siècle. Paris, 1988 (rééd. 1994).

Muchembled R. A History of the Devil: From the Middle Ages to the Present. Cambridge, 2003.

Silverman L. Tortured Subjects: Pain, Truth and the Body in Early Modern France, Chicago, 2001.

Дополнительная литература:

Акельев Е.В. «И впредь в Кремле колодников отнюдь держать не велеть»: эволюция отношения к заключенным в Москве в первой половине XVIII в. // Perspectivia.net: Publikationsplattform für die Geisteswissenschaften. 2012.

Акельев Е.В., Бабкова Г.О. «Дабы розыски и пытки могли чинитца порядочно, как указы повелевают»: эволюция теории и практики «розыскного» процесса в России первой половины XVIII в. // Cahier du monde russe. 53/1. Janvier-mars 2013.

Глаголева О.Е. Оскорбленная добродетель: бесчестье и обида в эмоциональном мире русской провинциальной дворянки XVIII века // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010. С. 329 – 352.

The Civilization of Crime: Violence in Town and Country since the Middle Ages. Chicago, 1996.

The Oxford History of the Prison: The Practice of Punishment in Western Society / Ed. by N. Morris, D. Rothman. Oxford, 1995.

Weisser M. R. Crime and Punishment in Early Modern Europe. Hassocks, 1979.

Раздел 7. Русская деревня XVII-XIX в.: крестьянский двор и дворянская усадьба в культурном измерении

Содержание тем лекций (4 час. лекции).

Крестьянский мир: русская крестьянская община и общинные традиции. Трудовые будни и праздники русского крестьянства. Деревня «свободная» и деревня крепостная: сходство и различие социокультурного опыта. Крестьянский вопрос в публицистике и общественной мысли XVIII-XIX вв. «Лицом к деревне»: крестьянская культура в зеркале науки и искусства в России XIX в.

Манифест о вольности дворянской и его культурное значение. Вольное экономическое общество и опыт решения социально-экономических проблем дворянского землевладения. Расцвет усадебной культуры русского дворянства. Идеи создания рукотворных «эдемов» и их реализация. Садово-парковые опыты российского дворянства и их европейские образцы.

Самостоятельная работа студента (6 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнения работы по изучению литературы.

Литература:

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Главы: «Любани», «Вышний Волочек», «Медное» — см.: HYPERLINK «http://ilibrary.ru/text/1850/index.html#toc» http://ilibrary.ru/text/1850/index.html#toc

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса. (любое издание) Электронная версия (без ссылок на источники): HYPERLINK «http://vadim-blin.narod.ru/milov/index.htm» http://vadim-blin.narod.ru/milov/index.htm «Введение» . Часть вторая. Глава 1.

Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII — XVIII вв.: сосуществование и противостояние. М.; СПб., 2005.

Швейковская Е. Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVII — начала XVIII века. М.: Индрик, 2012.

Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII -первая половина XIX в.). М.: Наука, 1975.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Данилова Л.В., Данилов В.П. Община // БСЭ / 3-е изд.. М., 1974. Т. 18. Электронная версия: HYPERLINK «http://bse.sci-lib.com/article083420.html» http://bse.sci-lib.com/article083420.html (Часть, относящаяся к русской средневековой общине)

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века (Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках»). М.: Наука, 1998. 204 с.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Раздел 8. Городская культура в России Нового времени.

Содержание тем лекции и семинара (4 час лекция + 4 час. семинарские занятия).

Немецкая слобода в Москве и ее значение в культурной жизни России. Основание Санкт-Петербурга и его культурное значение. Проект европеизации внешнего облика горожан в первой половине XVIII в.: замысел и практическая реализация. Повседневные измерения русского города. Материальная культура городских жителей. Центральный и провинциальный город в XVIII веке: общее и особенное (на примере Москвы и Бежецка). Многоликое культурное пространство русского города: присутственное место, площадь, баня, кабак, двор, мост, театр, церковь и пр. Жить на улице Москвы в XVIII в.

Семинар-дискуссия (4 час): Зарядье: культурная антропология городского пространства. 1. Что такое Зарядье? 2. Как менялся архитектурный и социокультурный облик Зарядья в XVII-XXI вв.? Как воспринимали это место представители последнего поколения жителей Зарядья?

Самостоятельная работа студента (12 час.): Самостоятельная работа студента (8 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003.

Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводная статья и комментарии Н.В. Козловой. М., 2002.

Каменский А.Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М.: РГГУ, 2007.

Ковригина В.А. Немецкая слобода и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII вв. М., 1998.

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М., 2010.

Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные: В 3 т. Т. 2. Таллин. 1992.

Куприянов П.С., Садовникова Л.В. Место памяти в памяти местных: культурные смыслы городского пространства (по материалам интервью жителей московского Зарядья) // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 370 — 407.

Можаев А. Небесный посад: Зарядье грез и действительности // Русская жизнь. 2007. № 9. С. 102 — 115.

Казакевич И.И. Московское Зарядье. История архитектурных памятников. М., 1977.

Андросов А., Куприянов П., Садовникова Л., Чвырь Н. Важное место, или Жить в центре // http://www.youtube.com/watch?v=llAOT5nYhpk

Дополнительная литература:

Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII ст. М., 1903.

Снегирев В.Л. Московские слободы. Очерк из истории Московского посада XIV — XVIII вв. М., 1956.

Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования. Том первый. 1147 — 1762. М., 1950.

Рахматуллин Р.Э. Варварка, туда и обратно // Московское наследие. 2007. № 3. С. 51 – 77.

Черутти С. Социальный процесс и жизненный опыт: индивиды, группы и идентичности в Турине XVII века // Прошлое — крупным планом: современные исследования по микроистории. СПб., 2003. С. 27 — 57.

Шашков А.Т. Дело 1705 г. «о противности и о преслушании его царского величества указу томских жителей о немецком платье и о бритии бород» // Проблемы истории России, Вып. 2. Опыт государственного строительства XV-XX вв. Екатерибург, 1998. С. 301-322.

Шевырев, А.П. Культурная среда столичного города. Петербург и Москва / А.П.Шевырев // Очерки русской культуры XIX в. Т.1. М., 1998.

Юркин И.Н. Старообрядец и его костюм в русском городе второй четверти XVIII века // Общественная и культурная жизнь Центральной России в XVII — начале XX века. Сб-к науч. трудов. Воронеж, 1999. С. 115-138.

Farge A. Vivre dans la rue à Paris au XVIIIe siècle. Paris, 1979.

Fox R.G. Urban Anthropology. Cities in Their Cultural Settings. New Jersey, 1977.

Раздел 9. Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени

Содержание тем лекции и семинара (2 час лекция + 2 час. семинарские занятия).

Понятия повседневности и частной жизни. Источники изучение частной жизни: акты, судебно-следственные документы, челобитные, описания имуществ, документы фискального учета, источники личного происхождения. Дом и домашние в дворянском и крестьянском доме. Человек и его демографическое поведение: представления о браке, семье, сексе, детстве, старости, болезни, смерти и пр. Человек перед лицом смерти в России XVII-XVIII вв.

Семинар-дискуссия (2 час): История частной жизни: источники и методы анализа 1. Что такое «частная жизнь» и зачем ее изучать? 2. Какие источники содержат в себе информацию о различных сторонах приватной сферы людей прошлого? 3. Какие методы можно использовать для изучения частной жизни?

Самостоятельная работа студента (6 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Антонов А.В. Из частной жизни служилых людей рубежа XVI — XVII веков // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 160 – 174.

Кошелева О.Е. «Отходя от света сего…». Частная жизнь московской элиты XVII века через призму завещаний // Человек в мире чувств: Очерки по истории част. жизни в Европе и некоторых странах Азии до нач. нового времени. М., 2000. С. 339 — 386.

Смилянская Е.Б. «Любовь твоя раны мне великие дает…». (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) // Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26 – 40.

Дополнительная литература:

Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997.

Семья, дом и узы родства в истории. СПб., 2004.

Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010.

Раздел 10. Культурный «взрыв» в России XIX в.

Содержание тем лекций (4 час.).

Основные направления современных исследований российской культуры XIX в. Культура, власть и общество в России XIX в. от Александра I до Николая II. Эпоха Великих реформ и культурные изменения во второй половине XIX в. Российская журналистика и проблемы формирования общественного мнения. Идейный контекст русской культуры: споры декабристов, западников и славянофилов; революционно-демократическое, почвенническое, консервативное и либеральное направления русской общественной мысли XIX в., их корни и основные черты. Русская культура XIX в. в художественном измерении: литература и изобразительное искусство как «зеркала» социальных проблем. Академия наук, университеты и ученые общества: вклад «образованных элит» России в мировую науку и культуру. Первые опыты подведения итогов: российская культура Нового времени в исторических концепциях начала XX в.

Самостоятельная работа студента (6 час.): чтение научной литературы, подготовка к зачету, завершение работы по рецензированию литературы.

Литература:

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1995.

Очерки русской культуры XIX в. Т. 1 – 6 / Ред. Л.Д.Дергачева. М., 1998 – 2006.

Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами, мастер-класса, практикума, дискуссии, а также изучения отдельных «кейсов» (case studies). В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют рецензии, выполняют домашние задания по библиографическому описанию и реферированию, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников, участвуют в обсуждении на семинарских занятиях.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1. Примерные вопросы коллоквиума, проводимого в устной форме:

9.2. Самостоятельная работа студента.

9.2.1. Литературу для подготовки рецензий в письменной форме объемом 10-20 тыс. знаков. слов выбирается студентом из числа следующих монографий:

Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII- первой половины XIX века. М., 2005.

Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. СПб., 2003.

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.

Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. М., 2001.

Карп С. Я. Французские просветители и Россия. Исследования и новые материалы по истории русско-французских культурных связей второй половины XVIII в. М., 1998.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М., 1997.

Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в. — М., 1989.

Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

Куприянов А.И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII-начало XIX века. М., 2007.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю.М.Лотман. — СПб., 1997.

Марголич Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX века. СПб, 2000.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1995.

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Смагина Г.И. Академия наук и российская школа: вторая половине XVIII в. СПб., 1996.

Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия. М., 1981

Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи и империя как стиль. М., 2001.

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 — 1917. Princeton: Princeton University Press, 1985.

Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989.

9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:

Внешняя политика России как фактор культурного трансфера.

Феномен русского раскола и религиозного сектантства в России Нового времени.

Самозванство и утопия в «народной» политической культуре России XVII-XVIII вв.

Конфессиональная карта России XVII-XIX вв. и ее изменение.

Религия и магическое в повседневной жизни индивида и социума в России XVIII – XIX вв.

Судебно-следственное дело как источник изучения религиозной культуры.

Славяно-греко-латинская академия и ее значение.

Культура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований,

Основные направления развития изобразительного искусства и архитектуры в России Нового времени: барокко, неоклассицизм, романтизм и реализм в русском искусстве.

«Процесс цивилизации» на Западе и Востоке Европы в XVII-XVIII вв.

Честь и бесчестье в правовой культуре России XVII-XVIII вв.

Уложенная комиссия 1767 как социокультурный феномен.

Нужды и чаяния провинциального дворянства в «наказах» в Уложенную комиссию 1767 г.

Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVIII-XIX вв.

Немецкая слобода в Москве и ее значение в культурной жизни России.

Основание Санкт-Петербурга и его культурное значение.

Зарядье: эволюция архитектурного и социокультурного облика в XVII-XXI вв.

Культура приватной сферы: источники и методы анализа.

Университет как пространство интеллектульной культуры. Университеты и университетские уставы России Нового времени.

Медицинские знания и трансформация телесных практик в России XVII-XIX вв.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст