Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направ

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

Русская философия XIX-XX веков

AUTOTEXT » Простая надпись»

для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор программы: Кантор В.К., д.филос.н., профессор

[email protected]

FILLIN \* MERGEFORMAT

Одобрена на заседании кафедры FILLIN \* MERGEFORMAT Истории философии «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой FILLIN \* MERGEFORMAT А.М. Руткевич

Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 2012 г.

Председатель Б.Н. Кашников

Утверждена УС факультета философии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь FILLIN \* MERGEFORMAT И.В. Макарова

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению 030100.62 «Философия», уровень подготовки: бакалавр; основной образовательной программой по направлению подготовки 030100.62 «Философия», уровень подготовки: бакалавр; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины FILLIN \* MERGEFORMAT История русской философии : познакомить студентов с проблемным полем и исследовательским аппаратом исторического бытия русской философии, дать периодизацию ее развития, рассказать о ее месте в контексте русской культуры, показать ее отношение к власти и власти к философии, дать по возможности обоснованное представление о периоде расцвета русской философии, ее эмигрантском и подсоветском существовании и сегодняшних попытках восстановить прерванную традицию российского философствования (публикации, серии книг, издания русской классики и т.п.).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные произведения русской философской мысли, иметь представление о тесном контакте русской и мировой философии, представлять взаимосвязь философской и литературно-художественной мысли в России.

уметь читать философский текст, уметь его анализировать и интерпретировать, видеть контекст, в котором он был создан и в котором продолжал существовать, изменение смысла первоначального высказывания философа в зависимости от восприятия эпохи, уметь применять в дальнейшей работе свои знания.

ознакомиться с текстами русских философов, с их интерпретациями в отечественной и зарубежной литературе, а также с трактовкой русской философии в современных университетских курсах.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Демонстрирует знакомство с основными произведениями русской философской мысли, распознает основные проблемы, поднимавшиеся в русской философии, ее место в контексте мировой философии, ее специфические черты, дает определения основных понятий русской философии; анализирует изучаемые тексты по теме; применяет свои знания в области истории философии; обосновывает результаты своего анализа

Лекции и семинары, знакомство с русской философской литературой, участие в дискуссии, чтение и анализ философских текстов

знание истории русской философии (философская мысль в России 10-17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19-20 вв.)

ПК-5

знание этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики)

ПК-6

знание эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество)

ПК-7

владение навыками организации и проведения дискуссий

ПК-17

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История философии

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Базовые знания по истории русской философии

Знание ключевых представителей русской философии и ее основных особенностей

Знание философской терминологии

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Философская антропология

Научно-исследовательский семинар

Тематический план учебной дисциплины

FILLIN \* MERGEFORMAT

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предыстория русской философии (XI-XVII вв.)

8

2

6

2

Рождение русской философии: Сковорода, масоны, Радищев и отношение к петровским реформам (XVIII в.)

10

2

2

6

3

Русское любомудрие (первая треть XIX в. – Веневитинов, Надеждин, В. Одоевский и др.)

8

2

2

4

4

Основная парадигма русской философии: Пушкин и Чаадаев, славянофилы и западники

10

2

2

6

5

Русская философия в контексте русской культуры (литературная критика как трибуна для философствования: Шевырев, Аксаков, Белинский, Ап. Григорьев и др.)

8

2

2

4

6

Между западничеством и славянофильством: историософия А. Герцена

10

2

2

6

7

Попытка перекодировки русской культуры (Чернышевский)

8

2

6

8

Бакунин: русский анархизм и его влияние на европейскую культуру

8

2

2

4

9

Русский либерализм (К.Д. Кавелин, А.В. Никитенко, М.Н. Катков)

10

2

2

6

10

Культурфилософия истории: идея культурно-исторических типов (Данилевский); пророческий консерватизм (К.Н. Леонтьев)

10

2

8

11

«Новое христианство» Достоевского и Толстого: контроверза

8

2

2

4

12

В.С. Соловьев как центральная фигура русской философской мысли

10

2

2

6

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля*

Текущий

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Реферат

+

Письменная работа

Итоговый

Экзамен

+

Устный экзамен

Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка по 10-ти бальной шкале за текущую работу (реферат, семинарские занятия) выставляется по совокупности оценки за реферат и работу на семинарских занятиях. На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать философские тексты, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу. На итоговом контроле, который осуществляется в виде устного собеседования, студент должен знать основные понятия и традиции русской философской мысли, а также важнейшие особенности и своеобразие русской философии, демонстрировать знание литературы по теме.

Содержание дисциплины

Тема 1.

Предыстория русской философской мысли.

Христианские и языческие элементы в духовной культуре Древней Руси. Что такое «двоеверие»? Византийские богословы и русские ученики (митрополит Иларион). Церковнославянский вместо греческого. Древнерусские книжники, их религиозно-философская установка. Мера и вера (знание о жизни и смерти, реконструкция языческих и христианских контекстов). «Нестяжатели» и иосифляне. Византия, Запад, Россия. Идеологема «Москва – третий Рим» и ее влияние на русскую мысль. Спор двух книжников — Ивана Грозного и Андрея Курбского. Смута и европейские веяния. Польское влияние. Реформы Алексея Михайловича и раскол. Книга как опора личности в России, писатели как библейские пророки (Аввакум, Радищев). Царевна Софья и русское барокко. Славяно-греко-латинская академия.

Тема 2.

Рождение русской философии: Сковорода, масоны, Радищев и отношение к петровским реформам (XVIII в.)

Петровский переворот. Влияние Лейбница и Локка на организацию духовной жизни Петровской России. Петр Великий и Академия, создание империи. Отличие империи от национального государства. Враги и преемники Петра Первого. Елизавета Петровна и Екатерина Великая. Спор о петровском наследстве: Щербатов и Радищев. Роль книги в России и роль Библии в творчестве русских мыслителей екатерининской эпохи. Сковорода: жизнь и житие, синтез философии и риторики. Сковорода как читатель и интерпретатор Библии. Сакральное и светское слово. Человек – мертвая тень или брат Божий. Радищев, Гердер и французские просветители. О человеке, о его смертности и бессмертии. Миф и загадка Радищева. Вектор движения. Литература и империя. Желание вольности, или Cтрах бунта? Русское переосмысление Гельвеция. Пророк Даниил в Екатерининской России. Москва или Петербург? Два принципа жизни. Откуда и куда ехал путешественники? Кутузов, Новиков, Лопухин и русское масонство. Масоны и гностико-мистическая традиция в русской философии. Утопия Щербатова.

Тема 3.

Русское любомудрие (первая треть XIX в. – Веневитинов, Надеждин, В. Одоевский и др.)

Д.В Веневитинов и начало русской философской эстетики. «Немецкий» и «французский» методы. А. Шлегель как «освободитель от владычества галлов» (Шевырев). «Всечеловечность» русской философии. Все европейские культуры как органическая часть русской. Романтизм как новая фаза мирового духа, как искусство переходного времени. Три возраста человечества. Н.И. Надеждин и его факультеты. Классическая и романтическая формы искусства. Полемика с романтизмом. Европеизм и народность. Надеждин как предшественник Белинского.

Русское шеллингианство: В.Ф Одоевский и его «Русские ночи». Одоевский и философская эстетика. «Русские ночи» и философский универсализм. Отказ от системы. Три слоя «Русских ночей». Проблема «хора». Образ «ночи». Идея драматического целого. Романтическая проза. Антиутопия Одоевского. Шеллингианец Тютчев.

Тема 4.

Основная парадигма русской философии: Пушкин и Чаадаев, славянофилы и западники.

Философские споры в России 30-40-х гг. XIX в. Влияние немецкой философии. Россия и Европа как основная проблема русской мысли. Публикация первого «Философического письма» в журнале Надеждина «Телескоп». Ссылка Надеждина, Чаадаев как сумасшедший по высочайшему повелению. Ответ Пушкина: Россию нельзя поставить вне Европы. Апология сумасшедшего, пафос самокритики культуры. Вызов Чаадаева общественному самосознанию. Славянофильство и западничество как реакция на чаадаевский вызов. Эстетическая эволюция «молодого» И.В. Киреевского. «Общий ход человеческого развития». «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России». Жизненный мир А.С. Хомякова и славянофильство. А.С. Хомяков и его «Семирамида». Отношение к «Философическому письму» Чаадаева. Хомяков: исторический миф самодержавия. Славянофильская рецепция идеи социализма. Идея примирения искусства и религии. Хомяков о Москве и Петербурге.

Историософия Ф. Тютчева: Россия как иная Европа. Русская империя как центр Восточной Европы. Христианство, революция, Россия. Русская империя и римский вопрос. Политическое крушение идеи.

Тема 5.

Русская философия в контексте русской культуры (литературная критика как трибуна для философствования: Аксаков, Белинский, Ап. Григорьев и др.)

Кружок Станкевича. Поиски «эффекта простоты». Философские университеты. Об отношении философии к искусству. Константин Аксаков – «передовой боец славянофильства». Древняя Русь и Карамзин. Об упадке современной русской литературы. О русском воззрении как народном мнении. Судьба эстетического наследия В.Г. Белинского. Эстетика Белинского и идеи Гердера и Шеллинга о «художестве». Открытие русской литературы как феномена европейского масштаба. Белинский о Пушкине. «Письмо Гоголю»: переосмысление ценностей русской культуры.

Аполлон Григорьев и «молодая редакция» «Москвитянина». В поисках своего журнала. Стихи и проза А. Григорьева. Цыганщина. Журналы братьев Достоевского. Рождение нового направления русской мысли – почвенничества. А. Григорьев и Н. Страхов. А.А. Григорьев как прототип Дмитрия Карамазова, «почвенного героя» Достоевского. Литературно-критические взгляды А.В. Дружинина в свете его историософских представлений. Дружинин о «чистом искусстве и «гоголевском направлении» в литературе.

Тема 6.

Между западничеством и славянофильством: историософия А. Герцена

Гегелевская диалектика как алгебра революции. Только разумное действительно. То, что не отвечает запросам разума, — недействительно. Влияние французских утопистов. Писатель и философ. Лидер западничества 40-х годов. Эмиграция. Колокол. О развитии революционных идей в России. Литература как фактор революционного преображения России. Социализм и общинность. Революционное прочтение славянофильства. Запад как империя мещанства, отсутствие революционных потенций в Европе. Надежда на Россию. Личность как генератор общественного движения. Личность и община. Преимущество России в отсутствии прошлого. Спор с Чернышевским и Тургеневым о закате Европы. Кавелин в полемике с Герценом о путях России. «Письма старому товарищу» (Бакунину) и преодоления радикализма.

Тема 7.

Попытка перекодировки русской культуры (Чернышевский)

«Срубленное древо жизни» (В.В. Розанов о Чернышевском). О человеческом достоинстве. Как преодолеть «азиатство»? Против российского произвола. О христианском пафосе Чернышевского. Русское прочтение Фейербаха. Гегель и Фейербах в контексте русских проблем. Против гегелевского этатизма. Воскрешение, или Жизнь после жизни. Тень смерти, или Система ценностей Николаевского царства. Прекрасное есть жизнь личности. Европеизм как нереализованная до сих пор система ценностей – как в России, так и в Европе. Красота спасает не мир, но индивидуальность. Разумный эгоизм как путь к христианской этике. Роль случайности в истории. О причинах падения Рима и судьба современного человечества.

Тема 8.

Бакунин: русский анархизм и его влияние на европейскую культуру

Русский последователь левогегельянцев. «Страсть к разрушению – творческая страсть». Дружба с Герценом. «За нашу и вашу свободу». Цена свободы. Дрезденское восстание. Тема Мадонны Рафаэля. Предвестие этики большевизма. Арест и крепость (Алексеевский равелин). Покаянная «Исповедь»: подробный рассказ Николаю Первому о революционном движении на Западе. Ссылка в Сибирь и бегство в Европу. Дружба и вражда с Марксом. Создание «Альянса социалистической демократии». Ненависть к цивилизации. Апелляция к разбойному миру как главному революционеру в России. Религия как духовное рабство человека. Государство как инструмент социального и политического порабощения. Союз с Нечаевым, дело студента Иванова, пробуждение «бесовщины». Реакция Достоевского и Маркса на «нечаевщину». Призывы к уничтожению университетов, науки, культуры и т.п. Осуждение «нечаевщины» революционным сообществом. Разрыв с Нечаевым. Исключение Бакунина из Интернационала. Трактат «Кнуто-германская империя и социальная революция». Задача человеческой истории: свободная федерация народов и личностей. Социальная революция как средство осуществления свободной федерации. Русский народ как самый подходящий для осуществления социальной революции. «Государственность и анархия» как имперское зазеркалье. Расхождение с Герценом. Бакунин как один из «отцов-основателей» большевизма.

Тема 9.

Русский либерализм (К.Д. Кавелин, А.В. Никитенко, М.Н. Катков)

Личность в России как имперское завоевание (историческая концепция К.Д. Кавелина). Зачем философам история?.. Формула русской истории. Споры вокруг Кавелина. Противостояние «николаевщине». Разрыв с радикалами. Личность, свобода, самодержавие. Против российской «запредельности». А.В. Никитенко: русский либерал — наследник петровских реформ. Чем интересен для русской философии профессор Никитенко? Римский стоик. Противостояние деспотизму. Развенчание николаевской легенды. Радикализм как удар по цивилизации. Понимание происходящего. «Мыслить и страдать». М.Н. Катков: Имперский либерализм, или «Основой преобразований должен быть существующий порядок». Защитник либеральных принципов в имперском контексте. Разрыв с культурной элитой.

Тема 10.

Культурфилософия истории: Идея культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский); пророческий консерватизм (К.Н. Леонтьев)

Линейный прогресс как основа историософии западников и славянофилов 40-х годов ХIХ века. Попытка преодоления у А.С. Хомякова: «иранский» и «кушитский» принципы исторического развития. Ранний Данилевский: фурьеризм, петрашевцы. Учение Данилевского как противоположность универсализму ранних славянофилов. Каждая самобытная цивилизация как особый культурно-исторический тип. Разрыв с теорией линейного прогресса и идеей человечества как единого субъекта истории. Главный трактат славянофильской культурфилософии – «Россия и Европа» Данилевского. Европа как поприще романо-германской цивилизации. Данилевский насчитывает в истории десять культурно-исторический типов. Существует несколько основ для бытования цивилизаций: 1. Религиозная, 2. Государственно-политическая: 3. Экономическая; 4. Культурная. Греки создали преимущественно художественную цивилизацию, римляне – государственно-политическую, семиты – религиозную, европейская цивилизация – двухосновная. И только славянская – четырехосновная. Полемика Соловьева с Данилевским («Национальный вопрос в России). Необходимость, по Данилевскому, завоевания Константинополя как столицы грядущего всеславянского союза. Автор многих публицистических статей. Полемика с дарвинизмом и политико-публицистический статьи.

Леонтьев как «разочарованный славянофил» (С. Трубецкой). Леонтьев – «русский Ницше». Византизм и славянство. Все сильные стороны русской культуры – влияние Византии. Три периода в жизни культурно-исторического организма: 1. Первоначальной простоты; 2. Цветущей сложности; 3. Вторичного смесительного упрощения. Записки отшельника. Средний европеец как орудие всемирного разложения. Россия как место явления нового антихриста. Подход к истории с эстетической точки зрения: Либерализм ведет к смешению, к упрощению. Самодержавное государство сохраняет сложность и оригинальность жизни, иерархичность. Поэтому необходимо «подморозить Россию».

Милюков о «разложении славянофильства»: Данилевский, Леонтьев, Соловьев.

Тема 11.

«Новое христианство» Достоевского и Толстого: контроверза.

«Наши новые христиане» (К. Леонтьев о Достоевском и Толстом). Проблема творчества Достоевского. «Письмо Гоголю» Белинского и судьба Достоевского. Проблема веры у Достоевского. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России. Что такое «карамазовщина»? Бесовщина и старчество. Константинополь или Петербург? Возможно ли в Европе создание единой семьи народов? Православный мужик как опора империи. Великий инквизитор, народ, христианство, власть. Насколько продуктивна идея «народной империи»? «Всечеловечность» как русская идея. Достоевский как ветхозаветный пророк.

Лев Толстой: писатель, философ, религиозный пророк. «Война и мир» Л. Толстого как искушение неисторией. Лев Толстой и Руссо, проблемы воспитания, роман «Эмиль» и борьба с завоеваниями цивилизации. Интеллектуальное соперничество с Гете. «Философия история» Гегеля у Толстого как дьявольский паровоз. Черт или немец ведут паровоз истории? Кант как тайная «слабость» Толстого. Антикантианские тезисы его творчества. Критика Шекспира. Что такое искусство? Необходимость идеи, критика декадентства. Любовь как преступление («Анна Каренина», «Крейцерова соната»). Андрей Болконский и чтение Гердера. Пьер Безухов как русский Фауст. «Великий отказ» Толстого. Русский Лютер. «Не могу молчать». Простой народ как высший авторитет. Соблазн толстовского варианта христианства. Отлучение от церкви. Лев Толстой как предшественник большевизма. Ленин о Толстом. «Социалистические Толстые».

Тема 12.

В.С. Соловьев как центральная фигура русской философской мысли



Страницы: 1 | 2 | Весь текст