Программа дисциплины «Политическое прогнозирование» 030200. 68

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины «Политическое прогнозирование» AUTOTEXT » Простая надпись»

для направления/ специальности 030200.68 «Политология» подготовки магистра

Автор программы:

Ахременко А.С., доктор политических наук, профессор

[email protected]

Одобрена на заседании кафедры теории политики и политического анализа «___»____________ 2012_ г

Зав. кафедрой Мусихин Г.И.

Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2012 г

Председатель Миронюк М.Г.

Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь Пильгун М.А. ________________________ FILLIN \* MERGEFORMAT [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.68 «Политология» подготовки магистра (1-2 курс), изучающих дисциплину «Политическое прогнозирование».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ 2010 г.

Образовательной программой 030200.68 «Политология» подготовки магистра

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030200.68 «Политология» подготовки магистра, магистерская программа «Прикладная политология».

2. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Политическое прогнозирование» — формирование развернутого представления о теоретических и методологических подходах к политическому прогнозированию и моделированию, а также методических навыков построения прогностических моделей.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать методологические и методические особенности прогнозирования и моделирования в политической науке;

уметь осуществлять корректный выбор прогнозно-аналитической стратегии в зависимости от задач исследования, применять полученные знания в анализе реальных политических процессов, самостоятельно разрабатывать прогностические модели в политической сфере.

Иметь навыки построения моделей политических процессов с использованием современного программного обеспечения.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код компетенции

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Системные компетенции

СК — 2

СК — 3

СК — 6

СК — 8

— способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

— способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

— способность анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

— способность вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

Профессиональные компетенции

ПК — 1

ПК — 8

ПК — 10

ПК — 18

— способность использовать организационно-управленческие навыки в проектной, аналитической, экспертной, консалтинговой деятельности

— способность осуществлять политологический анализ данных прикладных политических, экономических и социологических исследований с использованием качественных и количественных методов

— способность применять знания о современных методах исследования, интерпретировать результаты исследований и профессионально их представлять с соблюдением правил профессиональной этики

Способность порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору вариативной части.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Иностранный язык (английский)

Алгебра и анализ

Теория вероятностей и математическая статистика

Политическая теория

Политический анализ

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Базовые знания математики в объеме школьного курса

Знания в области теории вероятностей и математической статистики

Знание английского языка, включая навыки работы с политологическими текстами

Знание политической теории и основ политического анализа

Умение работать с персональным компьютером, владение программой Excel.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла:

Теория и методология политических исследований

Научно — исследовательский семинар «Политические исследования и политический анализ

Моделирование политических и экономических рисков

Принятие политических решений

5. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Общие методологические проблемы политического прогнозирования и моделирования

18

6

2

10

2

Базовые аналитические стратегии в политическом прогнозировании и моделировании

18

4

4

10

3

Основные методологические альтернативы при построении количественной

модели

16

4

2

10

4

Детерминированные модели в политическом прогнозировании

26

6

4

16

5

Искусственные нейронные сети

16

4

2

10

6

«Early Warning» в прогнозировании международных конфликтов: стратегия ивент-анализа

14

4

2

8

7

Агентно-ориентированные модели политическихэ процессов

14

4

2

8

8

Статистические методы в политическом прогнозировании

18

4

4

10

9

Качественные методы политического прогнозирования

22

4

2

16

Итого

162

40

24

98

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

12341234Текущий

(неделя)Домашнее задание*ИтоговыйЗачет

*Выполнение задания с помощью компьютера 40 мин. +

письменный тест 40 мин.

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль осуществляется в процессе обсуждения дискуссионных моментов излагаемого материала в ходе семинарских занятий. Активность на семинарах в форме устной презентации является одним из компонентов общей оценки.

Второй формой текущего контроля является выполнение студентами практических заданий на компьютере с использованием как общедоступного, так и специального программного обеспечения.

По результатам каждого семинара активность студентов оценивается по схеме: 1 балл – студенту, давшему наибольшее количество содержательных ответов и правильно выполнившему практическое задание, 0,9 балла – студенту, занявшему второе место и т.д. По итогам всех семинаров баллы за содержательные ответы суммируются.

В целях практического закрепления и более глубокого понимания изученного материала студенты выполняют тестовые задания, представляющие собой краткие закрытые или открытые вопросы. Максимальная оценка, получаемая за каждый тест – 10 баллов. Итоговая оценка за тесты высчитывается как среднее арифметическое по всем тестовым заданиям. В случае отсутствия студента на семинаре или не написания теста выставляется 0 баллов.

Структура оценки за семинар: Wсем = Wответы * (0,4) + Wтесты* (0,4)+ Wпосещаемость *(0,2), где

Wответыответы на всех семинарах, в баллах, максимум – 11 баллов

Wтестысредняя оценка за все тесты, максимум – 10 баллов

Wпосещаемостьоценка за посещаемость (максимум – 11, оценивается пор сумме посещенных занятий).

Максимально возможная оценка за семинар – 10,6 баллов.

Экзамен проводится в двух формах (последовательно): в форме письменного теста и в форме выполнения практического задания с помощью компьютера. Величина оценки прямо пропорциональна числу правильных ответов на тестовое задание и правильности выполнения практического задания.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины

Тема 1. Общие методологические проблемы политического прогнозирования и моделирования

Понятие прогноза, прогнозирования. Политическое прогнозирование и политический анализ. Проблема самостоятельной методологической базы политического прогнозирования. Роль теории в построении политического прогноза.

Прогнозирование в точных и социальных науках. Проблема упрощения объекта прогнозирования. Линейные и нелинейные зависимости. Проблема «однородности» политического пространства и эффекты взаимного влияния предикторов. Проблема чувствительности прогнозных моделей к начальным условиям. Рефлективность социальных и политических систем, активность прогноза, парадоксы самоосуществления и самоопровержения. Политический прогноз как фактор управления политическим процессом. Интегративная роль политики в обществе и политическое прогнозирование.

Проблемы измерения в социальных науках в целом и в политологии в частности. Теоретическая обусловленность процедуры измерения. Множества нечисловой природы.

Основная литература по теме:

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012 г., С. 7 — 28.

Ахременко А.С. Закономерности и связи в политической науке: проблема «неоднородности» и ее количественное выражение // Общественные науки и современность, 2010 г., №1, С.51-63.

Дополнительная литература по теме:

Hay, Colin (2002). Political Analysis. A Critical Introduction — Palgrave.

Sheplse, Kenneth A., Bonchek, Mark S. (1997), Analyzing Politics. — Norton&Company.

Schrodt, Philip. Forecasts and Contingencies: From Methodology to Policy. Paper presented at the theme panel «Political Utility and Fundamental Research: The Problem of Pasteur’s Quadrant» at the American Political Science Association meetings, Boston, 29 August — 1 September 2002. (Доступ HYPERLINK «http://www.ukans.edu/~keds/papers.html» http://www.ukans.edu/~keds/papers.html)

Тема 2. Базовые аналитические стратегии в политическом прогнозировании.

Поисковое и нормативное прогнозирование, роль целевой альтернативы. Типовые задачи политического прогнозирования, их влияние на выбор аналитической стратегии. Период упреждения прогноза как существенный фактор определения программы прогнозного исследования. Проблема типовых алгоритмов в политическом прогнозировании.

Формализованные (количественные) и экспертные (качественные) стратегии политического прогнозирования: методологические и методические возможности и риски. Структурированные, полуструктурированные и неструктурированные проблемы.

Основная литература по теме:

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012 г., С. 7 — 28.

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2006 г., С. 23-29.

Дополнительная литература по теме:

Goldstone, Jack A. (2008), Using Quantitative and Qualitative Models to Forecast Instability. Special Report 204 of the United States Institute of Peace, March, (Доступ HYPERLINK «http://www.usip.org/files/resources/sr204.pdf» http://www.usip.org/files/resources/sr204.pdf)

Тема 3. Основные методологические альтернативы в рамках формализованного подхода

Выявление закономерностей функционирования объекта прогнозирования: динамический и статический подходы. Эмпирическая база: матрицы вида «объект – свойство» и временные ряды. «Традиционный» и динамический регрессионный анализ. Динамический и статический подход к политической стабильности: стабильность как структурное свойство динамической системы и как параметр. Модель депривации Гурра-Кнудсена и модель Polity IV (State Fragility Index).

Основные альтернативы в рамках динамической парадигмы: статистический и детерминированный подходы. Статистические и причинно-следственные связи. Проблема устойчивости вероятностной структуры процесса, неизменности условий статистических испытаний в политике. Проблема неучтенных факторов.

Политические процессы как функции времени. Проблема конфликта между краткосрочными и долгосрочными последствиями политических решений. «Провалы интуиции» в предсказании поведения политических систем.

Основная литература по теме:

Ахременко А.С. Количественный анализ политической динамики: статистический и детерминистский подходы // Вестник Московского университета, серия 12 (Политические науки), 2009 г., №4, С.3-17.

Дополнительная литература по теме:

Marshall, Monty G., Cole, Benjamin R. (2009), Conflict, Governance, and State Fragility. Global Report of the Center for Systemic Peace, HYPERLINK «http://www.systemicpeace.org/Global%20Report%202009.pdf» http://www.systemicpeace.org/Global%20Report%202009.pdf

Тема 4. Детерминированные модели в политическом прогнозировании.

Системно-динамический подход (школа Дж.Форрестера). Понятие системы и порождающей структуры (generic structure). Сложные и простые системы: фундаментальные различия в поведении. Составляющие системно-динамической модели: потоки, запасы, коннекторы и конвертеры. Графическое представление модели. Системы разностных уравнений как математический аппарат системной динамики. Положительные и отрицательные петли обратных связей. Модель электората политической партии. Модель государственной стабильности MIT. Программная реализация системно-динамических моделей: STELLA, iThink.

Линейные и нелинейные модели на основе дифференциальных уравнений. Основы аналитического исследования математической модели: фазовый портрет, векторное поле, аттракторы и их типы. Структурная устойчивость и чувствительность к начальным условиям. Модель гонки вооружений Ричардсона. Модель стабильности бюджетного процесса. Модель гонки вооружений в виде процесса Ферхюльста. Модели на основе уравнений Лотки-Вольтерры.

Модели «черного ящика» в виде разностных уравнений. Параметры искажения входного сигнала и «памяти» системы. Модель политической системы как «черного ящика».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст