Программа дисциплины «История отечественного государства и права

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Кафедра теории и истории права и государства

Учебная программа дисциплины

«История отечественного государства и права»

для специальности 030900.62, «Юриспруденция»

1 курс

Авторы: Почекаев Роман Юлианович

Согласовано УМО

«___»_____________2012 г.

Одобрена на заседании кафедры

теории и истории государства и права

Зав. кафедрой _________________ _______________

Протокол № от «___»______________2012 г.

Утверждена СФ_______________________

Председатель ______________

«___»__________2012 г.

Санкт – Петербург

2012

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «История отечественного государства и права».

Программа разработана в соответствии с:

— Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр».

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История отечественного государства и права» являются:

— получение базовых знаний о закономерностях и национальных особенностях развития права и государства у народов нашей страны;

— получение знаний о многообразии правовых систем, источников права;

— изучение эволюции функций, формы, механизма российской государственности;

— изучение эволюции российских правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии на разных этапах истории страны;

— приобретение первичных навыков историко-правового и сравнительно-правового анализа юридических текстов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студенты должны:

1. Знать:

— основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственности и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;

— основные исторические этапы развития отечественного государства и права;

— механизм российского государства, систему российского права, механизм и средства правового регулирования, реализации права на отдельных исторических этапах;

— основные источники отечественного права, структуру российской правовой системы на отдельных исторических этапах;

— характерные черты исторических правовых систем, действовавших в разное время на территории нашей страны, общее и особенное в их становлении, структуре и элементном составе.

2. Уметь:

— оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их исторической эволюции;

— анализировать юридические факты и возникавшие в связи с ними правовые отношения в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах;

— анализировать, толковать правовые нормы в историко-правовой ретроспективе.

3. Владеть:

— юридической и историко-правовой терминологией;

— навыками работы с правовыми актами историко-правового содержания;

— навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОНК-3

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОНК-5

Качественная подготовка домашних заданий, написание курсовых работ и эссе

Семинарские занятия, курсовые работы, самостоятельная работа

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-6

Качественная подготовка практических заданий, знание источников права (правовых памятников) и специальной литературы

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Успешное написание проверочных работ, выполнение практических заданий

Семинарские занятия, проверочные работы

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную

речь

СЛК-2

Участие в дискуссиях, защита выполненных работ, успешное написание проверочных работ

Семинарские занятия (диспуты), проверочные работы, участие в научных кружках и конференциях

Способность понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе

СЛК-3

Качественное выполнение домашних заданий, написание курсовых работ, эссе, статей

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

Решение казусов, выполнение практических заданий

Семинарские занятия

Способность толковать различные правовые акты

ПК11

Решение казусов, правильная квалификация правовых актов в проверочных работах

Семинарские занятия, проверочные работы

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (обще-профессиональной) части профессионального цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

— Конституционное право;

— Административное право;

— Гражданское право;

— Гражданский процесс;

— Трудовое право;

— Уголовное право;

— Уголовный процесс;

— Российское предпринимательское право;

— Международное право;

— Международное частное право;

— Семейное право;

— Уголовно-исполнительное право;

— Арбитражный процесс;

— Налоговое право.

5. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары или практические занятия

Введение в историю отечественного государства и права

20

2

18

Раздел I. Государственность и право Древней Руси и Московского царства

Т. 1

Государственность и право Древней Руси (IX-XIV вв.)

46

10

10

26

Т. 2

Государственность и право периода Русского централизованного государства (XV-XVI вв.)

50

8

4

38

Т. 3

Государственность и право Московского царства (XVI-XVII вв.)

36

8

4

24

Раздел II. Государственность и право Российской империи

Т. 4

Государственность и право Российской империи XVIII в.

18

4

4

10

Т. 5

Государственность и право Российской империи XIX в.

20

6

4

10

Т. 6.

Государственность и право Российской империи начала ХХ в.

16

4

2

10

Раздел III. Государственность и право СССР



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст