Программа включает теоретические и практические занятия. Предусм

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии регионального базисного учебного плана. Она рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, работать ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности, современным технологиям и материалам. Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

Для успешного обучения по данной программе школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащиеся могли бы выполнять на практических занятиях.

5 КЛАСС

I четверть. 54 часа.

Вводное занятие. 2 часа.

Сообщение плана занятий на четверть. Вводный инструктаж по охране труда.

Пиление столярной ножовкой. 24 часа.

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины. 4 часа

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала. 20 часов

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки

гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа. 4 часа.

По выбору учителя в зависимости от уровня подготовки.

II четверть. 42 часа.

Вводное занятие. 2 часа.

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке. 20 часов.

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Соединение деталей с помощью гвоздей. 8 часов.

Изделия. Ящик под карандаши. Кормушка для птиц.

Теоретические сведения. Устройство молотка. Правила безопасной работы с молотком. Виды гвоздей. Клещи. Загибание гвоздей. Вытаскивание гвоздей.

Умение. Работа с молотком, клещами.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Соединение деталей с помощью гвоздей. Вытаскивание гвоздей клещами. Загибание гвоздей. Контроль качества работы.

Выжигание. 8 часов

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа. 4 часа.

По выбору учителя.

III четверть. 60 часов.

Вводное занятие. 2 часа.

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление ножовкой. 16 часов.

Изделие. Скворечник. Ящик под рассаду.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Виды ножовок. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа столярной ножовкой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон по линии разметки. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком. 18 часов.

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов и заморезов. 14 часов

Изделие. Настенная полочка. Полка под цветы.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Виды шурупов. Отличие шурупа от замореза. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью, отверткой.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью. Завинчивание шурупов и заморезов.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа. 10 часов.

По выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся.

IV четверть. 48 часов.

Вводное занятие. 2 часа.

Задачи обучения и план работы на IV четверть.

Разметка деталей. 8 часов.

Изделия. Заготовка будущего изделия.

Теоретические сведения. Виды разметки. Разметка по чертежу. Разметка по шаблону. Разметка по образцу. Влияние разметки на точность изготовления изделия.

Умения. Чтение не сложных чертежей. Выполнение разметки изделия. Контроль качества работы.

Практические работы. Изготовление шаблона. Разметка детали по шаблону. Разметка детали по чертежу. Разметка детали по образцу.

Изготовление кухонной утвари. 16 часов.

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой. 12 часов.

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа. 10 часов.

По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.

6 КЛАСС

I четверть. 72 часа.

Вводное занятие. 2 часа.

Задачи обучения, повторение знаний полученных в 5 классе. План работы на I четверть.

Изготовление изделия из деталей круглого сечения. 12 часов.

Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки, граблей.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Строгание. Разметка рейсмусом. 12 часов.

Изделие. Заготовка для будущего изделия.

Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Умение. Работа столярным рейсмусом.

Практические работы. Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

Резьба по дереву. 10 часов

Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.

Умение. Вырезание прямых и криволинейных линий.. Работа с морилкой, анилиновым красителем.

Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание несложного орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.

Практическое повторение. 26 часов

Виды работы: изделия для школы.

Самостоятельная работа. 10 часов.

Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.

II четверть. 56 часов.

Вводное занятие. 2 часа.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Соединение брусков вполдерева. 20 часов.

Изделие. Подрамник. Подставка для ёлки

Теоретические сведения. Угловое концевое соединение. Угловое серединное (тавровое) соединение. Крестовое соединение. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Умение. Работа со стамеской. Работа со столярным клеем. Выполнение соединения вполдерева.

Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Срезание материала стамеской. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Сверление. 4 часа.

Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже

Упражнение. Работа на сверлильном станке с использованием материалов отходов.

Криволинейное пиление. Пиление электрическим лобзиком. Обработка криволинейной кромки. 14 часов.

Изделия. Плечики-вешалка. Разделочная доска. Полочка с криволинейными деталями.

Теоретические сведения. Электрический лобзик: устройство и назначение. Настольный лобзиковый станок: устройство и назначение. Правила безопасной работы с электрическим лобзиком. Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимыми неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, форма. Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.

Умение. Работа электрическим лобзиком, напильником, наждачной бумагой.

Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка электрического лобзика к работе. Пиление лобзиком по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.

Практическое повторение. 10 часов.

Виды работы. Изготовление подрамника, полочки с криволинейными деталями, разделочной доски.

Самостоятельная работа. 6 часов.

По выбору учителя два—три изделия.

III четверть. 80 часов.

Вводное занятие. 2 часа.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Долбление сквозного и несквозного гнезда. 16 часов.

Изделия. Учебный брусок. Колодка для швабры.

Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Умение. Работа долотом, рейсмусом.

Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Свойства основных пород древесины. 4 часа.

Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.

Лабораторная работа. Определение древесных пород по образцам древесины.

Столярные соединения. 6 часов.

Теоретические сведения. Угловые соединения брусков. Сплачивание досок. Сращивание брусков. Чертеж соединения. Применение столярных соединений в столярно-плотницком производстве.

Умения. Чтение чертежей.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. 22 часа.

Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.

Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

Умение. Выполнение соединения УС-3.

Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходах.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Практическое повторение. 20 часов.

Виды работы. Изготовление скамейки.

Самостоятельная работа. 10 часов.

По выбору учителя.

IV четверть. 64 часа.

Вводное занятие. 2 часа.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы стамеской.

Угловое концевое соединение на ус. 12 часов.

Изделия. Рамка. Декоративная обноска.

Теоретические сведения. Применение соединения на ус. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения на ус. Правила безопасности при выполнении соединения.

Умение. Пиление в стусле. Выполнение соединений на ус.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст