Творческий отчёт на тему «Воспитание нравственно-патриотических

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Творческий отчёт на тему:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»

Исполнитель:

Байбарина Надежда Николаевна,

воспитатель МДОУ д/с «Дюймовочка»

г. Десногорск

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I. Теоретические основы формирования нравственно — патриотических

качеств дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

1.1. Анализ понятия «нравственность». Особенности организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников…………..5

1.2. Воспитательный потенциал народного творчества………………….7

Глава II. Система работы по формированию нравственно-патриотических качеств старших дошкольников через народное творчество.

2.1. Диагностика нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….9

2.2. Организация работы по развитию нравственно-патриотических качеств через народное творчество………………………………………….…10

2.2. Результаты диагностического обследования………………………13

Заключение………………………………………………………………………14

Литература…………………………………………………………………….…16

Приложения………………………………………………………………………17

Приложение 1. Схема реализации воспитательно-образовательной системы на основе проектной деятельности……………………………………………………………….18

Приложение 2. Описание методик диагностирования детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….33

Приложение 3. Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»..37

Приложение 4. Конспект мероприятия – путешествие по сказкам «Ах, эти русские сказки»………………………………………………………………………………………..…40

Приложение 5. Праздник «Новоселье в русской избе» (открытие мини-музея «Русская изба»)…………………………………………………………………………………46

Введение

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но, следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Освещаются лишь некоторые стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеям выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В связи с этим, целью настоящей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами народного творчества.

В процессе работы решались следующие задачи:

— изучить влияние устного народного творчества на формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников;

— разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на приобщение детей к различным видам национального искусства;

— развивать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

— способствовать формированию навыков учебной деятельности.

Глава I. Теоретические основы формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

1.1. Анализ понятия «нравственность». Особенности организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Как писал К. Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, а всего содержания души и её строя.

Особую группу составляют нравственные чувства. По словам А. В. Запорожца, нравственные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также ее продолжение до 2010г. определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов».

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.

1. 2. Воспитательный потенциал народного творчества

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.

Исходя из вышеизложенного, в практическом плане приобщения детей к истокам русской народной культуры мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:

— окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа;

— использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.;

— формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Глава II. Система работы по формированию нравственно-патриотических качеств старших дошкольников через народное творчество.

2.1. Диагностика нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.

С целью определения уровня сформированности нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста мною было проведено диагностическое обследование. Количество детей, участвовавших в обследовании, составляло 16 человек. На каждом году обучения опрашивание проводилось дважды. Первое в сентябре, второе – в мае (соответственно на начало и конец учебного года).

Для исследования были использованы различные психодиагностические методики в соответствии с возрастной группой дошкольников. (Приложение 2). С помощью этих методик был составлен оперативный констатирующий микросрез уровня сформированности нравственно-патриотических качеств каждого ребенка по следующим основаниям: самооценка, чувства и отношения, нормы поведения, патриотизм. Каждая из методик позволяет фиксировать значимое проявление этих качеств и реальные уровни их сформированности у ребенка.

Диагностика нравственно-патриотических качеств детей старшей группы в начале учебного года выявила следующие результаты. У 63% детей самооценка является заниженной, у 31% детей она находится в норме. В ходе наблюдения были выявлены следующие уровни развития нравственных качеств: низкий уровень — 62%, средний уровень — 38%. Изучение нравственных норм поведения у 50% детей на низком уровне, у 50% детей на среднем уровне. При выявлении патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста низкий уровень сформированности у 75%, средний уровень сформированности у 25%.

Критерии нравственно-патриотических качеств

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Самооценка

63%

31%

6%

Чувства и отношения

62%

38%

— %

Нормы поведения

50%

50%

— %

Патриотизм

75%

25%

— %

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предположения. Значительная часть дошкольников имеет низкий уровень развития нравственно-патриотических качеств. Это обусловлено в большей степени тем, что в современном обществе уделяется мало внимания нормам нравственно-патриотического воспитания. Также этому способствует незнание истоков культуры своего народа, традиций, обрядов и обычаев русских людей.

Из вышесказанного следует, что в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на воспитание нравственно-патриотических чувств, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих качеств.

2.2. Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

В подтверждение того, что народное творчество способствует развитию нравственно-патриотических чувств, с детьми старшего дошкольного возраста была проведена работа, основанная на методе проектов.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5 – 7 лет. Среди них можно выделить:

возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

нерасчлененность на предметные области;

широкий спектр видов деятельности;

важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе);

возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

При построении системы работы за основу была взята программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработанная О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, а также использовались дополнительные методики Л.А.Лялиной «Народные игры в детском саду», В.Н.Журавлевой «Проектная деятельность старших дошкольников». Разработана схема реализации воспитательно-образовательной деятельности. (Приложение 1)

Основной целью работы является приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа;

— знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народного искусства;

— развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

— использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;

— воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу, его традициями, промыслами.

Принципы построения системы:

— принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

— принцип доступности: вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми и с опорой на их личный опыт;

— принцип индивидуального подхода: создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;

— принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;

— принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Алгоритм работы в проекте.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему.

2. вводит в игровую ситуацию.

3. Формирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задач.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь.

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют продукт деятельности.

Формы, методы и приемы, используемые в работе.

Основная форма работы – групповая, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картин, просмотров фильмов, познавательными беседами, подвижными и дидактическими играми, чтением и обсуждением сказок, составление и отгадывание загадок, изготовление продуктов детского творчества.

Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определенный тип мышления (решения проблемных ситуаций в разных условиях).

В сочетании с приемами сравнения и наблюдения, сюрпризными моментами обращение к опыту дошкольников повышает детскую мыслительную активность.

Форма работы с родителями.

— родительские собрания в нетрадиционной форме;

— совместное оформление выставок;

— проведение досугов и круглых столов;

-день открытых дверей.

— индивидуальные и групповые консультации.

2.3. Результаты диагностического обследования.

Промежуточный анализ развития нравственно-патриотических качеств показал наличие положительных тенденций в работе, что в определённой степени стимулирует необходимость продолжать начатое.

В конце второго года работы была проведена вторичная диагностика с прежними критериями обследованиями. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем и увеличение с высоким уровнем развития нравственно-патриотических качеств. Эти изменения отражены в диаграммах. (Приложение 2)

Критерии нравственно-патриотических качеств

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Самооценка

6%

81%

13%

Чувства и отношения

— %

38%

62%

Нормы поведения



Страницы: 1 | 2 | Весь текст