Творческие задания по истории русской науки и техники

Творческие задания по истории русской науки и техники

Проблемы.

1. Во времена жизни и деятельности Д.И. Менделеева широкое распространение получила теория убывающего плодородия почвы, согласно которой постепенно происходит истощение питательных веществ в почве и в результате она теряет урожайность. Менделеев предложил идею повышения плодородия почвы с помощью регулярного внесения удобрений. Как от идеи пройти путь до теории? Составьте описание этого пути.

2. Многие православные храмы украшены фресками созданными столетия назад. Для оценки состояния фресок необходимо строить леса и проводить тщательное визуальное изучение. Это требует много времени и денег. Предложите способы более быстрой оценки состояния фресок.

3. Длительный анализ новой научной теории, сопровождаемый серьезными прикладными исследованиями, рано или поздно приведет к открытию нового научного направления. Так было с В.И. Вернадским, который после многих лет исследований результатов воздействия живых организмов на химические и геологические процессы на нашей планете сформулировал новое научное направление — биогеохимию.

Так было с К.Э.Циолковским, который, решая проблему преодоления земного притяжения открыл новое научное направление — освоение космоса. Значение открытий новых научных направлений огромно — они определяют развитие науки и техники на ближайшие десятилетия, они определяют создание новых прогрессивных технологий специального и общенаучного творчества.

На основе рения каких научных проблем и анализа каких теорий, по вашему мнению, в настоящее время возможно создание новых научных направлений?

4. Создавая учение о биогенной миграции атомов в биосфере, В.И. Вернадский сформулировал один из основополагающих принципов взаимосвязи эволюции и биосферы: эволюция видов направлена в сторону увеличения биогенной миграции атомов в биосфере. Было создано учение о «биогеохимических провинциях» — местностях с нарушениями в ту или иную сторону среднего содержания химических элементов, предложен метод поиска рудных месторождений. Какие исследования, по вашему мнению, необходимо было провести Вернадскому для создания учения о «биогеохимических провинциях»?

5. Выясняя роль живого вещества, В.И. Вернадский решил теоретически частную задачу о кремневых диатомовых водорослях. Было известно, что диатомовые водоросли чрезвычайно распространены в океане, а количество распространенного в морской воде кремнезема очень ограничено. Вернадский высказал гипотезу о том, что диатомовые водоросли берут из полученной в воде глины, разлагая ее каолиновое ядро, в результате чего они получают энергию в виде тепла, которую используют для жизни. Эксперименты полностью подтвердили это теоретическое решение. Он выдвигает смелую гипотезу о сходстве химического состава растений и животных, которая сама по себе являлась решением следующей проблемы: если земная кора образована живым веществом в течение длительной эволюции, то они должны быть сходны по химическому составу, но данные говорят лишь о неполном сходстве.

Вернадский обратил внимание на преобладание в живом веществе чистых химических элементов, то есть состоящих из одного изотопа и выдвинул гипотезу огромного значения. Он предположил, что организм различно относится к изотопам, смесями которых являются земные химические элементы, что живое вещество способно разлагать смеси изотопов и разбирать из них некоторые.

Сформулируйте проблемы, которые решал Вернадский?

6. В.И. Вернадский обратил внимание на то, что газовый состав атмосферы постоянен, несмотря на непрерывное поглощение кислорода организмами и для химических реакций в земной коре. Итак, газовый состав должен изменяться, и он остается практически постоянным. Это противоречие Владимир Иванович решил объединением газообменов между атмосферой, живым веществом и земной корой. В результате родилась теория замкнутых круговых процессов в природе. С помощью каких исследований можно доказать наличие таких круговых процессов в природе?

7. В царских гимназиях преподавание иностранных языков осуществлялось в объеме от одного до трех уроков в неделю. Несмотря на небольшое количество уроков, выпускники достаточно неплохо владели двумя-тремя иностранными языками. Какими путями это достигалось?

8. В процессе научного поиска ученые открывают новые факты, которые иногда невозможно объяснить с помощью известных закономерностей. В таких случаях возможны минимум два пути. Во-первых, накопление фактов, противоречащих имеющейся закономерности, пока новая закономерность не проявится сама.

Во-вторых, введение гипотезы для объяснения возникающих трудностей. И до Менделеева существовали различные системы периодизации элементов. Однако главная трудность этих систем заключалась в том, что периодичность, очевидная в начале каждого ряда элементов, затем нарушалась. Менделеев устранил эту трудность введением гипотетических элементов, что позволило провести принцип периодичности на протяжении всего ряда элементов. А можете ли вы предложить другие пути?

9. В научных исследованиях гипотеза либо опровергается, либо доказывается с соответствующими коррективами. Всем известно, что солнечное излучение оказывает определенное воздействие на живые организмы. А.Л. Чижевский предположил, что солнечное излучение оказывает воздействие на поведение и умственную активность людей. В результате анализа исторических материалов было установлено, что в пики одиннадцатилетнего цикла солнечной активности происходят революции, войны, массовые самоубийства, создаются новые научные теории и произведения искусства. Как вы думаете, какие факты привели Чижевского к формулированию такой гипотезы?

10. Долгие годы считалось, что в плевральной полости нет воздуха. На этом была построена вся теория дыхания. Профессор М. Волский (специалист по сопротивлению материалов) по просьбе физиологов сделал расчеты потери напора воздуха при его движении в органах дыхания и пришел к выводу, что в плевральной полости должен быть воздух. Таким образом, известная закономерность о том, что в плевральной полости нет воздуха, была преобразована в гипотезу. Экспериментальные исследования привели к ее опровержению — в плевральной полости воздух есть! Какие выводы можно сделать из этой работы?

11. Многие технические изобретения разработаны по аналогии с природными телами и явлениями, например, многоэтажный жилой дом очень похож на початок кукурузы, полет самолета напоминает полет птицы, передвижение трактора напоминает передвижение гусеницы. А какие произведений искусства вы можете предложить на основе природных тел и явлений?

12. Творческую деятельность человек может осуществлять на одном, двух или трех стратегических уровнях: 1) решение конкретных научных (технической, искусствоведческой) проблем; 2) решение общенаучных проблем; 3) решение комплекса социально-научных проблем. Полный творческий цикл включает в себя работу на всех трех стратегических уровнях. К.Э. Циолковский начал с чисто технической задачи — создания средства для преодоления земного притяжения. Таким средством оказалась ракета. Следующим шагом в работе ученого стало решение проблем космических перелетов — это уже общетехническая задача. В процессе этой работы родились идеи многоступенчатых ракет, космических станций, оранжерей, космической связи, жизнеобеспечения в космосе. На последнем этапе своей жизни Циолковский занимался решением комплекса социально-технических проблем космического существования человечества. Предложите ваши варианты творческой деятельности по всем т рем уровням.

13. В 1918 году Александр Александрович Любищев поставил перед собой цель – создать естественную систему живых организмов, по образу и подобию периодической системы Д.И. Менделеева. Составьте план такой работы и опишите основные этапы исследования.

14. Всякая научная коллекция — высокоорганизованная система, хранящаяся долго и доступная для многократного исследования. Ее развитие — это ответ на запрос практической науки. Каждый экземпляр коллекции — факт, основной источник аргументации, прообраз отдельной буквы в книге знаний. Долговременное существование и открытость таких коллекций — это залог того, что они будут служить любому ученому, желающему обратиться к первоисточнику того или иного толкования «книги Природы». Какие, по вашему мнению, коллекции русской культуры необходимы в школах? Составьте описание одной школьной коллекции культуры.

15. Показательна история болезни знаменитого, а тогда только начинающего ученого К. Э Циолковского. Еще в молодости он заболел раком. Но не отчаялся, поскольку глубоко верил, что в Космосе есть Разум, который не оставит его в беде. Молодой философ выходил на крышу своего домика в Калуге и напрямую обращался к Нему с просьбой об исцелении. Поразительно, но просьба его была исполнена. Отец мировой космонавтики еще многое успел сделать в своей жизни. В том числе написать и такие, казалось бы, странные для ученого работы, как “Воля Вселенной”, “Неизвестные разумные силы”, “Существа выше человека” … Умер он почти в восьмидесятилетнем возрасте. При вскрытии врачи обнаружили старую злокачественную опухоль, которая по непонятным для них причинам когда-то была изолирована от всего организма. Предложите объяснения факту излечения ученого от тяжелой болезни. Как вы думаете, можно ли с помощью науки проверить возможности существования неизвестных разумных сил?

16. Известный русский ученый Бахметьев долгие годы жизни посвятил проблемам анабиоза. Вот как он закончил одну лекцию: «Мечников занят сейчас опытами по возрождению человека, пытаясь вернуть молодость, превратить старика в юношу… Но когда? Может быть, тогда, когда никого из нас не будет среди живых… Но и нам хочется испытать такое счастье. И вот мы прибегаем к помощи анабиоза… Потом придет смерть, будет искать нас и спрашивать: где же они? И окажется, что нас нет… А в это время я буду спокойно спать в анабиотическом состоянии… Промчатся годы. Появится какой-нибудь «Мечников второй» и откроет «секрет вечной молодости». И тогда меня разморозят и я оживу… С помощью шприца в мою кровь введут живительный бальзам, и моя поседевшая борода начнет чернеть, мое старческое сердце станет снова молодым…». Приведите аргументы за и против идеи анабиотического продления жизни человека.

17. Выдающийся религиозный философ Павел Флоренский одним из немногих в русской религиозной философии серьезно затронул тему снов: «Итак, сновидения и суть те образы, который отделяют мир видимый от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры. Этим пограничным местом сновидческих образов и устанавливается их отношение как к миру этому, так и к миру тому». («Иконостас»). Как вы думаете, на основе каких фактов сновидений Флоренский сделал такой вывод?

18. Выдающийся философ И.А. Ильин внес огромный вклад в разработку русской национальной идеологии. В своем докладе “Творческая идея нашего будущего”, сделанном в Белграде и Праге в 1934, он формулирует назревающие проблемы русской национальной жизни. “Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. Русские национально мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Она должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного лада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах — и прошлого, и будущего, она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость». В чем сущность, по вашему мнению, национальной идеи для России?

19. Выдающийся русский философ В.С. Ильин считал Россию и славянский мир центром и отправным пунктом вселенской теократии и он настаивал на том, что именно здесь духовная и культурная, социальная и политическая жизнь должна быть отмечена Духом Христовым. Что значит – отмечена Духом Христовым?

20. В философии открытия крайне редко совершаются людьми молодыми — «сова Минервы вылетает в сумерки». Советскому философу Э.В. Ильенкову не было и 30-и, когда он закончил рукопись «Космологии духа», гениальной работы, в которой был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6129» \o «Вселенная» Вселенной разумных существ. Согласно HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7286» \o «Гипотеза» гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8231» \o «Энтропия» энтропии и, жертвуя собой, осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ. На основе каких научных и религиозных идей была создана эта гипотеза? Как можно проверить эту гипотезу?

21. В науке известно немало примеров, когда ученые создают одни и те же научные теории независимо друг от друга. Например, К.Э. Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества. Как вы думаете, имеют ли такие разработки какое либо значение для науки?

22. К.Э. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность двигателя с аэродинамическим коэффициентом сопротивления и коэффициентом подъемной силы. Эти труды легли в основу его работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами», первая часть которой была опубликована в 1903 году в «Научном обозрении». В этом пионерском труде Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. В дальнейшем, эта работа сыграет исключительную роль в развитии космонавтики. А как определить, какие научные работы имеют практическую перспективу, а какие не имеют?

23. Первый светильник — лучина — был известен еще доисторическому человеку. От лучины начинается долгая, веками исчисляемая цепочка: факел — масляная лампа — свеча — керосиновая лампа — газовый фонарь. Замечательный русский ученый В. В. Петров в 1802 году описал свой опыт «с огромной наипаче батареей» гальванических элементов, в результате которого он получил электрическую дугу. Открытие Петрова дало толчок к созданию принципиально новых, электрических, дуговых ламп: два электрода сближались, вспыхивала дуга, яркий свет озарял все вокруг. Но вот угольные электроды постепенно сгорали, расстояние между ними увеличивалось и дуга гасла. Электроды требовалось постоянно сближать. И тут появился Яблочков. Как он изобрел свою свечу — неизвестно. Есть легенда, что в парижском кафе случайно положил он на столик рядом два карандаша, и тут его осенило: ничего сближать не надо! Пусть электроды стоят рядом, между ними — плавкая изоляция, которая сгорит в дуге,— электроды горят и одновременно укорачиваются! И верно ведь говорят: все гениальное — просто. Как вы думаете, а может действительно все гениальные открытия – это исключительно случайности? Так ли это?

24. В начале 30-х годов прошлого века, появилось изобретение, которое на первых порах было воспринято многими как курьёз. Автором его был некий Б.П. Скворцов. Называлось изобретение «говорящая бумага». Изобретатель ставил перед собой задачу создать дешевый аппарат для воспроизведения звукозаписи, как музыкальной, так и речевой. По сути это была попытка более широко использовать уже известный в кино способ фотозаписи звука, но на обыкновенной бумаге. Изобретение значительно опередило свое время и потому не получило широкого распространения. Магнитная запись, которая появилась позже, вытеснила идею фотозаписи звуков на бумаге. Но процесс идеализации не остановился. Современные магнитофоны, развиваясь, неизбежно «свернутся» в один рабочий орган – магнитную ленту, которая непосредственно сама будет принимать звуковые сигналы, хранить их в виде магнитной записи и в нужный момент воспроизводить. Представьте, что вместо записной книжки у вас в кармане лежит такая самозаписывающая бумага. Не требуются ни ручка, ни чернила, ни прочие атрибуты для фиксирования своих мыслей. Эта идея не так уж и далека от своего воплощения в реальность. Вот только как это можно сделать?

25. Когда Петр I строил свой город на Неве, среди рабочего люда пошла молва, что это не богоугодное дело. Все ссылались на икону Богородицы, которая вдруг заплакала, когда началось строительство. Накинул Петр поверх своего царского мундира армячок и вместе с тульским оружейником мастером Тычкой пошел в церковь, где народ глазел на плачущую икону. Петр посмотрел на икону и спросил Тычку: «Большой ли тут заложен секрет?» Тот ответил: «Что хитро, то и просто», — и потушил горящую свечку, что стояла и самой иконы. После этого визита царя глаза Богородицы всегда были сухими. Какой секрет разгадал Тычка?

26. Однажды фирма «Сименс и Шуккерт» попросила у академика П.Л. Капицы консультацию, чтобы выяснить, почему не работает электродвигатель очень важной машины. Сумма гонорара была назначена солидная – 10 тыс. марок. Капица осмотрел машину, потом взял молоток и ударил по коренному подшипнику, — двигатель заработал. Фирме стало обидно платить деньги, и она попросила ученого составить нечто вроде письменной калькуляции. Он составил: «Один удар молотком – 1 марка, 9999 марок за то, что знал куда ударить». А что собственно, обнаружил академик Капица?

27. Иван Грозный во время подготовки взятия Казани принял решение построить вблизи города небольшую опорную крепость. Он купил на берегу Волги, в месте впадения в неё реки Свияги, участок земли, который согласно условиям договора, должен быть не больше, чем можно было охватить одной шкурой вола. Царь построил крепость площадью в несколько сотен квадратных метров, однако условия сделки не были нарушены. Как это удалось?

28. Во время Великой Отечественной войны партизаны минировали железнодорожные пути, чтобы подрывать немецкие эшелоны с военной техникой. Операции шли успешно. Но однажды немцы привезли дрессированных собак, которые по запаху определяли месторасположение взрывчатки. Но партизаны смогли перехитрить собак. Что они сделали?

29. Петр I спешно создавал российский флот. Он строил корабли и зимой, и летом. Если летом спуск построенных кораблей с берега в воду по дощатому наклонному настилу проходил нормально, то зимой возникали сложности. Набрав скорость, корабль со всего размаху врезался в лёд. Лёд, даже тонкий наносил деревянным корпусам кораблей значительные повреждения. Можно было предварительно делать большие полыньи, но это была длительная и утомительная работа. Российские корабелы научились спускать корабли зимой на лёд без ущерба для деревянных корпусов. Как им удалось это сделать?

30. В плотине Братской ГЭС встроены два маятниковых отвеса, которые контролируют положение корпуса плотины. Один отвес «прямой», т.е. трос прикреплен к верхней точке плотины, а внизу находится свободный конец с указателем. Трос всегда расположен вертикально, вниз к земле. В случае любой подвижки или наклона плотины это немедленно обнаруживается. А вот другой отвес – обратный. Его трос закреплен в самой нижней точке плотины, а указывающая стрелка находится наверху. Однако и он при любом наклоне плотины строго сохраняет свою вертикальность по отношению к земле. Как устроен этот обратный отвес-маятник? Длина маятников несколько десятков метров.

31. Язык изобре5тателя – это еще и язык образов. В истории науки и техники известны многочисленные случаи яркого образного моделирования. Выдающийся конструктор авиационных двигателей, лауреат нескольких Государственных премий академик А.А. Микулин вспоминал: «Однажды я слушал оперу «Пиковая дама». Когда Герман поднял пистолет, я вдруг увидел в изгибе руки с пистолетом вал с компрессором, а дальше ясно то, что искал, — радиатор. Я тут же выскочил из ложи и на программке набросал схему …». Предложите объяснения механизиу возникновения подобных образов.

32. Работая в пятидесятые годы над созданием микроволнового генератора, академик П. Л. Капица обнаружил, что микроволны большой интенсивности порождают в гелии отчетливо наблюдаемый светящийся разряд. Измеряя температуру в центре гелиевого разряда, он установил, что на расстоянии в несколько миллиметров от границы разряда температура изменяется примерно на два миллиона градусов Кельвина. Для каких практических целей можно использовать это открытие?

33. И.И. Мечников изучая позвоночных животных пришел к выводу, что в соответствии с теорией Дарвина у более высокоорганизованных животных должны обнаруживаться в строении черты сходства с низкоорганизованными, от которых они произошли. Возник вопрос – как это можно проверить?

34. И.И. Мечников был не первым ученым, наблюдавшим, что лейкоциты у животных пожирают вторгшиеся организмы, включая бактерии. В то же время считалось, что процесс поглощения служит главным образом для распространения чужеродного вещества по всему телу через кровеносную систему. Мечников придерживался иного объяснения, т.к. смотрел на происходящее глазами эмбриолога. У личинок морских звезд подвижные фагоциты не только окружают и поглощают вторгшийся объект, но также резорбируют и уничтожают другие ткани, в которых организм более не нуждается. Лейкоциты человека и подвижные фагоциты морской звезды эмбриологически гомологичны, т.к. происходят из мезодермы. Ученый сдела несколько интересных выводов. Какие выводы он сделал?

35. В 1903 году И.И. Мечников опубликовал книгу, посвященную «ортобиозу» — или умению «жить правильно» — «Этюды о природе человека», в которой обсуждается значение пищи и обосновывается необходимость употребления больших количеств кисломолочных продуктов, или простокваши, заквашенной с помощью болгарской палочки. Мечников был уверен, что регулярное употребление кисломолочных продуктов значительно увеличивает продолжительность жизни человека. Как вы думаете, прав ли был ученый? Почему?

36. В своей книге «Физика и жизнь» лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алфёров, в частности, пишет: «Все, что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования». Дрпустим, что вы не согласны с мнением ученого. Какие аргументы против вы можете предложить?

37. Школа Л.Д. Ландау была, наверное, самым демократичным сообществом в российской науке 30-60-х годов, вступить в которое мог кто угодно — от доктора наук до школьника, от профессора до лаборанта. Единственное, что требовалось от претендента, — успешно сдать самому учителю (или его доверенному сотруднику) так называемый теорминимум Ландау. Но все знали, что это «единственное» — суровое испытание способностей, воли, трудолюбия и преданности науке. Теорминимум состоял из девяти экзаменов — двух по математике и семи по физике. Он охватывал все, что необходимо знать, прежде чем начинать самостоятельно работать в теоретической физике. Начиная с 1934 года Ландау сам ввел поименный список выдержавших испытание. И к январю 1962 года этот «гроссмейстерский» список включал всего 43 фамилии, но зато 10 из них принадлежали академикам и 26 докторам наук. После теорминимума следовали — теоркурс – теорсеминар. Как вы думаете, какое отношение имели все эти этапы к научным открытиям?

38.     Вот фрагмент биографии выдающегося советского физика И.В. Курчатова. Поступает на физико-математический факультет Крымского университета.

И заканчивает его за три года вместо четырех лет.     В 1923 году он решает стать кораблестроителем и поступает на третий курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института. Но не проучившись и года в 1924 году отправляется в Крым вести метеонаблюдения и изучать приливно-отливные явления на побережье Черного моря.

А осенью 1924 Курчатов перебирается в Баку и занимается изучением свойств диэлектриков на кафедре физики Азербайджанского политехнического института. Поворотным для молодого ученова становится 1925 год. Абрам Федорович Иоффе приглашает его в Ленинградский Физико-технический институт (ЛФТИ). Основные научные труды его относятся к сегнетоэлектрике, теория которой была создана им вместе с сотрудниками лаборатории Физтеха, и к физике атомного ядра. Курчатов открыл явление ядерной изомерии у искусственно-радиоактивных изотопов и построил теорию этого явления. Попробуйте на примере этого фрагмента биографии составить алгоритм научного успеха.

39. Круг научных интересов А.Ф. Можайского в области аэродинакими был весьма обширен: он всесторонне изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полёту, исследовал работу воздушных винтов, динамику полёта, одновременно строил модели летательных аппаратов. В отличие от многих изобретателей того времени, пытавшихся строить летательные аппарататы с машущими крыльями, Можайский твёрдо стал на путь создания машины с неподвижным относительно корпуса крылом. В 1876 году с успехом публично демонстрировал полёты своих моделей. Как вы думаете, почему Можайский отказался от идеи машущих крыльев, ведь чтобы птица молга лететь, ей нужно было махать крыльями?

40. 26 мая 1913 года именно в Петербурге состоялся первый в мире полёт многомоторного самолёта «Русский витязь» (иначе называемого «Гранд»). Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации, потому что до этого даже основатели воздухоплавания французы осмеливались летать только на одномоторных машинах, подверженных риску катастроф. Через 2,5 месяца этот же самолёт установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. Исследователи конструкторского творчества Геннадий Катышев и Вадим Михеев напишут позднее: «Русский витязь» стал родоначальником всех многомоторных тяжёлых самолётов в мире. В то время бытовало мнение, что даже если 4 тонны и смогут подняться в воздух, внезапная остановка хотя бы одного из двигателей немедленно приведёт к падению летательного аппарата. Сикорский смог доказать, что это не так. Как он это сделал?

41. Еще обуяаясь в Техническом училище П.Н. Лебедев в совершенстве овладел столярным, .токарным и слесарным ремёслами и впоследствии сам обучал своих помощников искусству изготовления различных тонких механизмов. Именно здесь был заложен фундамент его будущего изумительного экспериментаторского мастерства. Изобретения, в которых пробовал свои силы недавний ученик реального училища, а затем студент-техник Лебедев, насчитывались десятками. Но вскоре он почувствовал неудовлетворённость узкотехнической направленностью своей творческой деятельности. Неудачи в осуществлении технических изобретений толкают Лебедева к размышлениям над сущностью тех физических процессов, которые лежат в основе задуманных технических конструкций. Его начинают занимать вопросы физической теории; он углубляется в анализ причин тех или иных физических явлений. .«Я, сам того не замечая.— писал Лебедев,— перешёл из техники в учёную сферу». Для чего изобретателю на определенном этапе работы необходим переход на уровень научной теории? Разве можно сделать новое изобретение с помощью «старой» научной теории?

42. Немецкий ученый Генрих Герцм открыл существование электромагнитных волн и доказал их родство со светом. Заинтересовавшись этим открытием, русский физик А.С. Попов с присущей ему энергией принялся за детальное исследование электромагнитных волн. В отличие от большинства ученых, видевших в этих волнах только любопытное физическое явление, А.С.Попов сумел оценить их практическое значение. После первых же опытов в 1889 г., выступая с публичной лекцией, он заявил: «Человеческий организм не имеет такого органа чувств, который замечал бы электромагнитные волны в эфире; если бы изобрести такой прибор, который заменил бы нам электромагнитные чувства, то его можно было бы применять в передаче сигналов на расстояние. Это была совершенно новая идея, воплощение которой в жизнь положило начало новой эре в области техники связи — эре радио. Составьте список практического применения радиоволн и попробуйте на основе этого списка вывести алгоритм поиска новых идей для известных физических процессов?

43. Качественное школьное образование, это не только хорошие знания и умения по предметам, но и формирование культурной идентичности детей. Многие родители даже не догадываются, что именно культурная идентичность и является решающим фактором в плане достижения успеха в жизни. При этом нужно сразу оговорить, что культурная идентичность – это не два прихлопа и три притопа на уровне фольклора, это специальная информационно-методическая подготовка детей, обеспечивающая высокую результативность работы ума. Эта система складывается годами учебы и помогает человеку не только оценивать факты с помощью изученных культурных эталонов, но и самому создавать такие эталоны. Составьте описание компонентов этой системы.

44. Поговорите с выпускниками школ, которые сделали или делают успешную карьеру. Главный вопрос – в чем секреты их успеха? Нет не в деньгах их родителей, нет не в связях, а в умении достаточно быстро разобраться в том, что они делают и найти пути как это делать лучше других. Задайте еще вопрос – а как они научились делать лучше других? В ответ вы услышите, что они научились использовать разные теории, объединяя их и создавая общий вариант. Какое отношение к успеху в карьере имеет родная культура.

45. Первый русский царь Иван III, дед Грозного, женился в 1472 году на племяннице Византийского императора Софье (Зое) Палеолог и в качестве приданого получил часть Константинопольской библиотеки, вывезенной ее отцом в Италию после захвата Константинополя турками в 1453. Иван Грозный не только сохранил доставшееся ему наследство. Страстный книжник, он постоянно пополнял библиотеку.

Либерея. Именно так названа таинственная библиотека Ивана Грозного в хронике Рижского бургомистра Ниештедта. Эту библиотеку, начиная с XVII века, ищут в Кремлевских подземельях. Ищут дьяки, НКВД, ученые, спелеологи, искатели приключений и легкой наживы. Ищут в Александровской слободе, где находилась резиденция Грозного, ищут в Коломенском и даже в Вологде, куда хитроумный и недоверчивый царь собирался перенести столицу государства. Какие открытия нас могут ожидать, если библиотека Ивана Грозного будет найдена?

46. Церковный собор 1551 года признал, что богослужебные книги в России «вконец испорчены от преписующих». В результате многочисленного переписывания книг, в них было много ошибок, пропусков, искажений. Как вернуть книгам первоначальное содержание?

47. Всякая научная коллекция — высокоорганизованная система, хранящаяся долго и доступная для многократного исследования. Ее развитие — это ответ на запрос практической науки. Каждый экземпляр коллекции — факт, основной источник аргументации, прообраз отдельной буквы в книге знаний. Долговременное существование и открытость таких коллекций — это залог того, что они будут служить любому ученому, желающему обратиться к первоисточнику того или иного толкования «книги Природы». Предложите новые виды научных коллекций для школы.

48. До 30-х годов прошлого столетия происходило развитие естественно-исторических музеев, которые служили центрами научной, коллекционной и учебно- просветительной деятельности. Затем наступил возврат к традициям средневековья: источником знания стали считать книгу, а не факты. Разрушилась функциональная целостность естественно — исторических музеев: им оставили только просветительство, науку отдали научно — исследовательским институтам. В результате для коллекционного движения сложились неблагоприятные условия. Для музеев накопление научных коллекций стало побочным занятием: в центре внимания только экспозиция, все прочее — «запасники». А в научно-исследовательских институтах материалы собирались лишь по ходу выполнения конкретных научных задач, по завершении которых коллекции просто ликвидировались. Какие решения этой проблемы вы можете предложить?

49. Описание хирургических операций Николай Иванович Пирогов снабжал рисунками. Ничего похожего на анатомические атласы и таблицы, которыми пользовались до него. Никаких скидок, никаких условностей — величайшая точность рисунков: пропорции не нарушены, сохранена и воспроизведена всякая веточка, всякий узелок, перемычка. Пирогов не без гордости предлагал терпеливым читателям проверить любую подробность рисунков в анатомическом театре.

      Как-то раз, проходя по рынку, Пирогов увидел, как мясники распиливают на части коровьи туши. Ученый обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Через некоторое время он испробовал этот способ в анатомическом театре, распиливая специальной пилой замороженные трупы. Сам Пирогов это называл «ледяной анатомией». Так родилась новая медицинская дисциплина — топографическая анатомия. Попробуйте на основе этих примеров сформулировать принцип открытия новых научных направлений.

50. В 1862/63 учебном году студенты Казанского университета впервые услышали на лекции Александра Михайловича Бутлерова, что «в смысле химического строения может для каждого тела существовать только одна рациональная формула, выражающая это строение. От химического строения зависят реакции, следовательно, зная эту зависимость и, выражая формулой строение, мы выражаем все те превращения, которым вещество может подвергнуться». Впоследствии материал этих лекций лег в основу книги «Введение к полному изучению органической химии». На основании своей теории химического строения Бутлерову удалось объяснить теоретически и подтвердить экспериментальным путем явление изомерии, а для углеводородов и спиртов — предсказать новые виды изомерии. А в чем практический смысл этой теории?

51. Существует некая общая формула пути к научному успеху: получение высшего образования, самостоятельные исследования под руководством знаменитых ученых, заграничные стажировки в авторитеных научных лабораториях, разработка альтернативных вариантов решения научной проблемы. Сделайте анализ этой общей формулы на примере биографии знаменитого ученого. Какие дополнения необходимо в нее внести.

52. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат исследования русских летописей, «Слова о полку Игореве». Он изучал зарождение и становление русской литературы, ее вековые связи с литературами других стран, славянские литературы, художественную прозу Киевской Руси. Ученый перевел на современный русский язык уникальные памятники древней литературы. Эти работы признаны очень важными не только с научной точки зрения, но и с точки зрения развития совеременного общества. А как конкретно эти работы могут влиять на развитие современного общества?

53. Научные исследования М.В. Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. Ломоносов задумал написать большую “корпускулярную философию” — трактат, объединяющий в одно стройное целое всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. На путях к достижению этой цели Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. Ломоносов считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки аксиомами естествознания. Как вы думаете, почему он так считал?

54. И.М. Сеченов работал в Медико-хирургической академии и провел серию опытов с целью поиска доказательств, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится «маленьким кусочком мозгового вещества». В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великим открытием. Как свидетельствовал сеченовский эксперимент, самый верный признак волевого поведения — умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные импульсы. И все эти признаки зависят от деятельности головного мозга. Этому открытию и была посвящена статья Сеченова «Рефлексы головного мозга» (вышедшая в «Современнике» в 1863 г.).

В понимании простого народа приравнять человека с его «тонкой душой» и свободной волей к этой лягушке, на которой Сеченов делал свои опыты, казалось кощунством. Известно также, что труд Сеченова «Рефлексы головного мозга» подвергся «судебному преследованию со стороны Главного управление по делам печати царской России как книга, ведущая «к развращению нравов». Как вы думаете, могут ли научные открытия вести «к развращению нравов» и существует ли реальное противоречие между открытием и религиозным учением о душе?

55. В 1859 году К.Д. Ушинского приглашают на работу в Смольный институт благородных девиц. Несмотря на название Смольного «институт благородных девиц», в нем имелось отделение и для «неблагородных», для мещанских девиц. Основываясь на четких принципах своей педагогической системы -демократизации народного образования и народности воспитания, Ушинский уничтожил разделение на благородных и неблагородных и ввел совместное обучение для всех девиц. Кроме того, он ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Он открыл специальный новый педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку именно специально педагогическую для работы в качестве воспитательниц. Ушинский пригласил в институт новых талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Воспитанницы начали читать Гоголя, Лермонтова, других писателей, о которых ничего раньше не слышали. Они стали задавать преподавателям вопросы, что было строжайше запрещено. Эти изменения в дальнейшем послужили основой для создания новой педагогики. Какие правила по вашему мнению легли в основу этой педагогики?

56. В лекции, прочитанной в Лондонском королевском обществе и названной «Космическая роль растения» (1903), Тимирязев обобщил свои многолетние исследования в области фотосинтеза. Он осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелёными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Открытие Тимирязевым энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии в природе. Тимирязев опытным путём доказал приложимость к процессу фотосинтеза закона сохранения энергии. Как вы думаете, какое значение для развития науки имели эти открытия?

57. Новые идеи знаменитого математика Н.И. Лобачевского были настолько непривычны, глубоки и новы, он настолько обогнал свою эпоху, что современники не смогли понять его и правильно оценить. Его первая работа «О началах геометрии» (1829 — 1830 гг.) была представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже академик М.В.Остроградский не понял ее значения и дал на нее отрицательный отзыв: «…Книга г-на ректора Лобачевского опорочена ошибкой …, она небрежно изложена и …, следовательно, она не заслуживает внимания Академии». Какими способами можно решить проблему изложения нового сложного знания простым понятным языком?

58. Хотя самодурством своим Порфирий Акинфиевич Демидов даже среди знаменитых московских самодуров и самодурш выделялся, но, при этом, заметим, был человеком ученым, на удивление образованным и любознательным. Особо любил ботанику. Почти четверть века собирал уникальный гербарий, который поступил впоследствии в Московский университет, и написал целое исследование о пчелах. В московской усадьбе завел Демидов великолепный ботанический сад, который затем подарил городу. Рассказывают, что с московскими дамами, которые тайком рвали редкие цветы в его любимом саду, Прокофий Акинфиевич расправлялся по-демидовски. Однажды вместо статуй он расставил в саду….. Как решил проблему Демидов?

59. Известный русский меценат Савва Иванович Мамонтов несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики. В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно‑театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля. Не каждому дано быть меценатом, но Савва Мамонтов им был. А как люди выбирают путь мецената?

Творческие работы.

60. Изучение произведений русской культуры может занимать годы и десятилетия. Актуальна проблема изучения минимума русской культуры, позволяющего понять ее сущность. Составьте проект по теме «Первое знакомство с русской культурой». В рамках проекта необходимо подготовить списки энциклопедий и художественной литературы, фильмов, музыкальных произведений, живописи, памятников, скульптур, которые каждый человек, желающий познакомиться с русской культурой должен изучить.

61. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (входит в структуру ООН) здоровье человека определяют: 50% — образ жизни, 20% — наследственность, 20% — состояние окружающей среды, 8,5% — медицинская помощь, 15% — несчастные случаи. Составьте план исследования для изучения влияния культурной информации и культурного творчества на продолжительность жизни. Для исследования рекомендуется использовать предлагаемую анкету, в которую можно и нужно внести дополнения.

1. В вашем образе жизни преобладают (нужное подчеркнуть):

— умеренное и рациональное питание;

— постоянное движение, физические упражнения;

— умственный труд;

— регулярные прогулки и отдых в природе;

— регулярное общение со средствами искусства (музыка, кино, театр, художественная литература, живопись);

— определенный режим дня;

— умеренное употребление алкоголя, табака или отказ от них;

— занятия творческой деятельностью;

— общение с животными;

— религиозные занятия.

2. Вы регулярно:

— общаетесь с людьми;

— сотрудничаете с коллегами и знакомыми;

— помогаете близким и друзьям в нужное время;

— проходите диспансеризацию;

— выполняете все назначения врача;

— уходите от конфликтов, когда в этом нет острой необходимости;

— выполняете взятые на себя обязательства.

3. В вашем роде не было (единичные случаи):

— одинаковых болезней на протяжении поколений;

— скоропостижных смертей;

— несчастных случаев со смертельным исходом;

— психически больных родственников;

— тяжелых хронических заболеваний.

4. Вокруг вас часто или всегда:

— прекрасная природная среда;

— уютная и чистая обстановка;

— крастота и комфорт;

— люди, которых вы уважаете и которые вам приятны;

— доброжелательные отношения между людьми.

62. В саду у Ивана Владимировича Мичурина было очень много красивых цветов. Но больше всего Иван Владимирович занимался розами: старался вывести такие розы, каких люди не видели еще никогда: розы необыкновенных расцветок и размеров. Великий преобразователь природы учился на них искусству скрещивать растения. И делал он это при помощи пыльцы.

Мичурину очень хотелось вывести голубую розу. Он стал присматриваться к своим белым розам, и выбрал среди них таких, у которых имелся голубой оттенок. Скрестил их между собой и получил розу, у которой голубой оттенок был уже заметнее.

Еще несколько раз повторил Иван Владимирович скрещивание голубовато-белых роз друг с другом и добился, наконец, того, что у него вышла роза, хотя и белая, но такая, у которой голубоватый оттенок выступал еще сильнее. Он так и назвал эту розу — «мать синих».

Теперь он решил скрестить эту выведенную им голубоватую розу с алой розой: получилась настоящая сиреневая роза.

Это была уже не малая победа, но Мичурин на этом не успокоился. Сиреневую розу он начал скрещивать с голубовато-белыми и, наконец, получил такие розы, которые вполне можно было назвать голубыми, а не белыми. Таких роз никогда еще не было на свете. В чем научное значение такого рода опытов Мичурина?

63. Российские археологи откопали останки древних людей, живших 30 тысяч лет назад. Один из скелетов принадлежал аномально моложавому мужчине, который, несмотря на преклонный возраст, определенный по сильной стертости зубов, удивил полным отсутствием признаков старения. Геохимики же утверждают, что в межледниковье из недр обильно выделялись кислые растворы и углекислый газ. Составьте план исследования для проверки утверждения ученых.

64. “Будьте, как младенцы, и спасетесь”, — только сейчас, проведя исследования биоритмов человеческого мозга, ученые разгадали скрытый смысл фразы Христа. Доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии в Санкт-Петербургском НИИ имени В.М. Бехтерева Валерий Слезин:

— Недалеко от нашего института расположена Александро-Невская лавра. Ее священников и иноков мы попросили прочесть про себя стихотворение и молитву и в это время сделали электроэнцефалограмму мозга. Выяснилось, что при чтении стихотворения ритмы биотоков учащались, при молитве — замедлялись, как и во время сновидений. Такие же низкочастотные ритмы бывают лишь у младенцев до двух месяцев. Священники говорят, что очень часто во время службы теряют чувство времени. И трехчасовая литургия проходит для них как один миг. Какие выводы можно сделать из этого открытия? Для каких практических целей его можно использовать?

65. Музыка воздействует на определенные отделы мозга как особый информационно-эмоциональный код, оказывающий влияние на клетки головного мозга. Есть некоторые правила, позволяющие дополнительно увеличить эффект лечебных мелодий.

Во-первых, при каждом новом случае применения музыки следует подбирать конкретные произведения согласно «изопринципу», почти по-гомеопатически гласящему: «Подобная эмоция лечится подобной музыкой», то есть при депрессии нельзя сразу назначать мажорную мелодию, а при маниакальном синдроме — минорную.

Во-вторых, необходимо определить индивидуальный курс лечения и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов мелотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в день (1—7 раз).

И, в-третьих, помещение для проведения музыкотерапии должно выглядеть как психотерапевтический кабинет: кресла или стулья должны быть максимально удобными, а освещение — искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

В-четвертых, желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагрузку.

Составьте план исследования и проведите проверку воздействия музыка на человека.

66. Культурно-творческий конкурс «Приз Кулибина» для учащихся 5-12-х классов.

Кулибин, Иван Петрович — механик-самоучка (1735-1818), сын нижегородского мещанина. Смолоду интересовался выдумыванием и постановкой разных замысловатых флюгеров, и особенно устройством деревянного механизма домашних стенных часов. Кулибину удалось осуществить устройство весьма сложных часов, имевших форму яйца: в нем ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам воинами. Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза молитву Христос Воскресе, и двери затворялись.

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. И.П. Кулибин разработал оригинальный проект моста без опор. Однако у всех мостов есть недостатки. Нарисуйте и составьте описание конструкции такого моста, у которого, по вашему мнению, не будет недостатков.

2. Животное-изобретатель. Какие изобретения животных вы посоветуете использовать людям?

3. Опишите на любом примере как можно подробнее процесс создания изобретения.

4. Предложите оптимальную форму жилого дома с точки зрения теплопотерь, энергозатрат и количества квартир.

5. Накануне праздников, мы покупаем открытки, чтобы поздравить близких и друзей. Мы привыкли к тому, что открытка – это символ поздравлений. Представим себе, что открыток нет, а поздравлять надо. Придумайте вместо открытки оригинальный символ для праздничных поздравлений. Составьте описание этого символа.

67. В работе “О сопротивлении злу силою”, русский философ И.А. Ильин аргументировано критиковал учение Л. Н. Толстого о непротивлении. Рассматривая физическое принуждение или предупреждение как зло, не становящееся добром от того, что оно используется в благих целях, Ильин считает, что за неимением других средств человек для противостояния злу не только имеет право, но и может иметь обязанность применять силу. “Насилием” же оправдано называть только произвольное, безрассудное принуждение, исходящее из злой воли или направленное ко злу. Подготовьте и проведите дискуссию по этой проблеме. Подготовьте аргументы за и против применения силы для сопротивления злу.

68. И. А. Ильин считал, что патриотизм — высшая солидарность, сплоченность в духе любви к Родине (духовной реальности), есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и поэтому Благодатный. Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и, прежде всего, святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя. Подготовьте и проведите дискуссию по теме «Русские Латвии – патриоты России или Латвии?».

69. Философско-богословский взгляд выдающегося русского философа В.С. Соловьева на мир вкратце сводится к следующему. Мир лежит во зле. На земле царят грех и смерть, причем не только с момента грехопадения Адама и Евы. Мир в целом есть единый живой организм.

Первоисточником мира и средоточием жизни является мировая душа, от века существующая в Боге. Она обладает свободой и может либо подчинить себя Всеединству божественного мира и стать его частью, либо по своей воле выделиться из этого единства и существовать сама по себе. Домирным и иррациональным актом она выбирает вторую возможность. Тем самым она выпадает из божественного Всеединства и материализуется в формах времени, пространства и механической причинности, поскольку существование вне Бога возможно только в этих формах.

Но в мире, отныне отделенном от Бога, сохраняется тоска по возврату во Всеединство божественной жизни. Попытка этого возврата и составляет содержание мирового процесса. В природе этот процесс совершается бессознательно; человечество, достигнув достаточно высокой ступени развития, участвует в нем с сознанием происходящего.

Греховную разобщенность мира и Бога преодолел Христос. Будучи абсолютно безгрешным, он в воскресении победил также и смерть. Смысл и содержание истории человечества после Христа заключается в распространении его индивидуальной победы над грехом и смертью на весь мир: человечество стремится к вселенской теократии, к полному владычеству Бога в мире. Если ему это удастся, то и природа будет вовлечена в божественное владычество, «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» и «будет Бог все во всем». Составьте описание мира и отношений между людьми на основе идей Соловьева. Как вы думаете, возможен ли такой мир?

70. Советский психолог и философ Э.В. Ильенков писал: “Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности — ребенок станет там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать…, по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в поле которой он просыпается к человеческой жизни”. Разработайте проект по теме «Культурные эталоны формирования личности».

71. Комплект заданий культурно-творческой игры «Наше наследие».

Таблица результатов

NКоманды\идеи1234567891.2.3.4.5.6.7.8.

Конкурс «Визитная карточка русской культуры»

Вопрос.

Произведение искусства, которое по праву может быть визитной карточкой русской культуры. Объяснить свой выбор. Оценивается: 1 бал за каждую идею.

Конкурс «Русская сказка – учебник жизни»

Вопрос.

Составить сказку с участием героев русских сказок, как учебник жизни для подрастающего поколения. Оценивается: 1 бал за каждую идею.

Конкурс «Культурные традиции вдохновляют»

Вопрос.

Идея произведения искусства на основе русских культурных традиций. Оценивается: 1 бал за каждую идею.

Конкурс «Культурный праздник»

Вопрос.

Проект нового культурного праздника по мотивам русской литературы или кино.

Оценивается: 1 бал за каждую идею.

Конкурс «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Вопрос.

Рисунок памятника духовным достижениям русской культуры. Оценивается: 1 бал за каждую идею.

Конкурс «Великие события великой страны»

Вопрос.

Назовите одно великое событие в истории России и перечислите великие достижения в русской культуре, которые появились благодаря этому событию. Оценивается: 1 бал за событие и 1 балл за каждое правильное достижение.

Конкурс «Наши народные традиции»

Вопрос.

Все мы знаем русские народные традиции, например праздничные, свадебные, обрядовые, трудовые. Вам предстоит подготовить и презентовать молодежную традицию, которую, по-вашему мнению, можно считать русской народной. Оценивается: 1 бал за каждую идею традиции.

Конкурс «Воздвигнем памятник нерукотворный»

Вопрос.

Чему или кому вы предлагаете воздвигнуть нерукотворный памятник. Каким должен быть этот памятник? Оценивается: 1 бал выбор объекта и 1 балл за каждую идею памятника.

Конкурс «Русский характер»

Вопрос.

Все любят фотографировать, ведь фотография – это искусство. Однако выдающиеся фотографии начинаются с создания сюжета. Вам предстоит написать сюжет будущей фотографии по теме «Русский характер». Оценивается: 1 бал за каждую идею сюжета.

72. Вопросы викторины по истории русской культуры (А.В. Бухвалов).

Один из правителей России Всеволод Большое Гнездо незадолго до смерти передал своему сыну Константину престол, вручив два символа. Что это были за символы?

А.С. Пушкин терпеть не мог критиков, однако с уважением относился к редакторам издательств. Почему?

Символами опричников были метелка и собачья голова. Кто такие опричники и почему у них была такая символика?

Почему подданные называли Ивана Грозного «английским царем»?

В известном советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию» не раз звучало слово «смерд». Что оно значило на Руси во времена Ивана Грозного?

Реформы Петра 1 привели к появлению новой профессии в России – целовальников. Кто такие целовальники?

В 1662 году в России происходит «Медный бунт». Виновата была власть. В чем?

Один московский хлебосол 30-х гг. 19 в. был известен своими «археологическими» обедами. Что это были за обеды?

Почему богатые купцы-миллионеры 19 в. предпочитали обедать в дешевых трактирах, а не дорогих ресторанах?

У Д.И. Менделеева есть статья «О вреде высшего образования в России». О каком вреде высшего образования идет речь в этой статье?

Ответы

Меч и крест.

Пушкин писал с ошибками и редакторы исправляли их.

Опричники – личная армия царя Ивана Грозного. Символы означали главные обязанности опричников – псами грызть врагов царя и выметать измену из страны.

Он был очень милостив к англичанам как к единственным экономическим партнерам в Западной Европе.

Смерд – зависимый от князя пахарь.

Трактирщики, публично клявшиеся целованием креста в том, что не будут воровать.

Выпустили большое количество дешевых, медных денег, тем самым их обесценив.

Обеды в древнерусском стиле.

В трактирах кормили традиционной русской пищей.

Вред заключался в том, что многие студенты и выпускники униветситетов вступали в революционные кружки.

73. Культурная идентичность определяется не только знанием родного языка и культуры, но и их приоритетным использованием в своей деятельности. Идентификация личной культуры поддерживается и развивается через передачу культурных ценностей на продукты своего труда. Научные, технические, достижения в области искусства, которые человек может использовать в своей работе, придают результатам работы культурный потенциал и обеспечивают их высокую конкурентоспособность. В этом – ключ к профессиональному успеху. Составьте проект информационного материала, например, плаката, на котором будет показано, как можно использовать достижения культуры в разных видах деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст