Творческие задания по истории русского искусства

Творческие задания по истории русского искусства

1. История русского искусства отражает бурную историю страны и ее географическое положение между Востоком и Западом. Постоянно возникают дискуссии по поводу его сущности: является ли оно своеобразным воплощением западноевропейских традиций или представляет собой совершенно оригинальный феномен. Выберите свою точку зрения на историю русского искусства, найдите те или иные отличительные черты, аргументируйте свой ответ, сформулируйте вывод.

2. В период Средневековья, когда центром политической жизни Древней Руси был Киев, образцом для подражания в искусстве и источником многих художественных влияний была Византия. Почему это происходило? Назовите приметы этого сходства.

3. Шедевр архитектуры Киевской Руси — Софийский собор. Когда и кем он был заложен: Какие функции выполнял, какова связь этого собора с главным храмом Константинополя?

4. В середине 19 века в одном из приделов Софийского собора в Киеве отвалилась штукатурка. Миру открылась древняя фресковая живопись. На фреске «Скоморохи» изображен музыкальный инструмент – орган. Православное духовенство отвергло орган как языческий инструмент. Почему же его изображение было на внутреннем убранстве Софийского собора?

5. Татаро-монгольское нашествие в середине 13 в. и последовавший за ним период татаро-монгольского ига отрезали Русь от Запада почти на 200 лет. Насилие не создает ни культуры, ни культурных взаимодействий. Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде. Почему это произошло, и что этому способствовало?

6. В 1240 монгольское нашествие опустошило Киев и другие русские города и сделало ,,,,практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи. Назовите эти школы и наиболее знаменитых представителей.

7. Русское Предвозрождение — отдаленный аналог поздней готике. Почему, Предвозрождение на Руси не принесло с собой Возрождения? ( А. Лихачев)

8. Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Отдавая все свободное время изучению наследия византийской и русской иконописи, Рублев отбирал лучшее, и творчески переосмысливал увиденное, основываясь на собственном опыте. С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских влияний. В чем это проявилось. Покажите на примере Рублевского шедевра — “Троицы”.

9. Иконописное искусство предполагало «игру» символов . Какие символы мы можем найти в произведении Андрея Рублева – «Троица». Подумайте, почему «Троица» Андрея Рублева по прежнему волнует людей?

10. В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов. В 17 в. в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи, что нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым (1626–1686), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы. В это же время стали появляться первые парсуны. Что характерно для произведений Строгановской школы? Что такое парсуны?

11. Архитектура была ведущим искусством в конце 15 и в 16 в. Идейные сдвиги в конце 15 и в 16 в. ярко отражались в искусстве. Естественно, что в пору укрепления авторитета великого князя и создания единого централизованного государства особенно большое значение придавалось архитектуре. В начале 16 в. окончательно сложился ансамбль Московского Кремля. Почему огромные средства тратились на укрепление старых крепостей и создание новых.

12. Наиболее значительным живописцем конца 15 в. был Дионисий. В 70-х гг. он работал в Пафнутьевом монастыре в Боровске, а затем был приглашен в Москву для украшения нового Успенского собора. Здесь артель художников, в которую входили Дионисии, «поп Тимофей, да Ярец, да Коня», начала работать в 1481 г. В 1484 г. Дионисий, к которому присоединились его сыновья Феодосии и Владимир, стал расписывать храм Иосифо-Волоколамского монастыря. Наконец, в 1500—1502 гг. уже старый художник расписал с помощью сыновей храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — один из наиболее выдающихся памятников древнерусской монументальной живописи. Художник шел от традиций живописи Андрея Рублева, но значительно их переработал и создал произведения, отмеченные печатью нового времени. Определите эти черты нового времени?

13. Искусство 17 века проникалось все более и более светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.

Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. В чем это проявлялось? И как получили дальнейшее развитие традиции народного творчества?

14. В живописи уже в первые десятилетия 17 столетия появились новые тенденции. Об этом свидетельствует группа икон так называемого «строгановского письма». В честь кого эти иконы получили такое название и почему? В чем их отличие?

15. В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов, начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Что это был за город? В чем проявились новые тенденции. Назовите наиболее ярких представителей русского искусства Петровской эпохи.

16.После воцарения Петра I в 1682 религиозная живопись не потеряла своего значения для духовной жизни, однако благодаря новой культурной политике государства в искусстве получили преобладание светские сюжеты и художественные методы, пришедшие с Запада. Перед Петром I стояла также совсем непростая задача изменения вкусов публики, приобщения к культурному наследию Европы. Что больше всего поражало воображение публики в украшении Летнего сада. Почему это происходило?

17. Этот ученый возродил в России искусство мозаики, открыл способ получения смальты любого цвета. создал мастику, которой смальта скреплялась на медном подносе, служившем основанием для мозаики. Назовите имя этого человека. Какое произведение русского мозаичного искусства было им создано в 1764 году? Где оно находится? Где сегодня находится крупнейшее собрание русского мозаичного искусства?

18. Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. Назовите наиболее известных авторов и их произведения. Как отражена в них историческая эпоха.

19. В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В них отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы. Какие наиболее известные постройки, памятники, реконструкции были проведены в Москве. Определите стиль этих строений, в чем проявилась особенность московской школы.

20. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. В 1870 году они организовали свое Товарищество. Как оно называлось? Какова была задача этого Товарищества? В каких жанрах работали его представители? Назовите наиболее знаменитых представителей и их произведения.

21. «О, верьте мне! На русской музыкальной почве расцвёл роскошный цветок. Он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его. Черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветёт лишь один раз в столетие». Какое произведение Глинки критик Одоевский назвал роскошным цветком и кого он подразумевал под червями?

22. Эти картинки можно не только увидеть, но и услышать. Нарисовал их в позапрошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а кто заставил их зазвучать? Исследование: Как называется это произведение? Узнайте историю его создания. Какие знаменитые пианисты его исполняли?

23. В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Значительное место в творчестве — занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков». Ведущим в работах многих художников, входивших в «Мир искусства», стал историко-бытовой жанр. Исследуя работы этих художников, составьте описание исторических событий, отраженных на их полотнах.

23-а Русский театральный и художественный деятель, организатор журнала «Мир искусства» и «Русских сезонов» в Париже, пропагандист русского искусства за рубежом.

24. Узнай историческую личность.

Кому был возведен этот памятник?

Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX–ХХ веков были П. П. Трубецкой и С. Т. Конёнков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник императору, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия. Тяжеловесная внушительность грузной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являла собой образ давящей грубой силы, грозного величия. В то же время в памятнике читается явственный сатирический подтекст, который очень скоро почувствовали современники. В народе бытовала загадка-эпиграмма:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

25. В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой — в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название «Могучая кучка». В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом — М.А. Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков, А. П.Бородин, М.П. Мусоргский, Ц. А.Кюи. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был В.Стасов. Назовите профессии этих музыкантов, и наиболее известные музыкальные произведения.

26. Рисующий писатель и художник, обращающийся к литературному творчеству, – явления не такие уж редкие. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Репин, Рерих – имена, которые мгновенно приходят на память. За ними вспоминаются другие – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Гете, Гюго, Киплинг и длинный ряд русских писателей и художников – от неистового протопопа Аввакума, «жалованного» живописца Симона Ушакова и до наших современников.

Федотов, Перов, Коровин, Аполлинарий Васнецов, Рерих, Честняков, Радимов, Юон – художники очень разные, оригинальные. Так же своеобразно и оригинально их литературное творчество. Найдите литературные произведения этих художников. Напишите краткую аннотацию.

27. Для того, чтобы правильно воспринимать произведения второй половины ХIХ века, следует знать задачи искусства данного периода. Основная задача изобразительного искусства может быть сформулирована как «я пишу, что вижу» Но в результате одного события ( изобретения), она претерпела изменения. Импрессионисты поставили вопрос по-другому: «я пишу не что вижу, а как чувствую». Появление новой техники в живописи (раздельного мазка) привело к изменению средств художественной выразительности. Назовите это изобретение. Можете ли объяснить, почему зритель является соавтором при восприятии картин импрессионистов. В чем особенность русского импрессионизма. Назовите его представителей и их произведения.

28. Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Назовите представителей русского импрессионизма:

Импрессионизм в литературе

Импрессионизм в музыке

29. Общение с произведениями постимпрессионистов может вызвать у вас затруднение: используя открытие импрессионистов, (например, в области «чистых тонов») они решили задачу искусства следующим образом: «я пишу не то, что вижу и не то, что чувствую, а то, что знаю об этих предметах». Впервые в истории живописи появляется образ не на уровне глаз, а на уровне мозга. Это было особое восприятие мира с далеко идущими последствиями. Четыре постимпрессиониста (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген и Ван Гог) явились основоположниками почти всех ведущих направлений ХХ век. Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма в России в конце ХХ начале ХХI вв. является В. Бабич. Объясните, почему это направление не получило широкого развития в России.

30. Литературное наследие Николая Рериха, художника, историка, географа, археолога, ученого, долгое время проживавшего в Индии, сейчас известно достаточно хорошо. Вся литературная и общественная деятельность Рериха преследовала одну цель: защиту созданной человечеством культуры от гибели, от посягательств различного рода варваров и милитаристов. Сейчас вопросы, поднятые Рерихом, стоят перед человечеством еще более остро, чем в его время. Экология культуры – вот та область, в которой решается будущая судьба человечества.

Стихи, рассказы, сказки, притчи, путевые очерки – вот основные жанры художественной прозы Рериха.

Исследуя творчество Н. Рериха, подумайте, что автор хотел передать людям, какие нравственные ценности он отстаивает и как эти же мысли воплощаются в его картинах.

31. Эти строчки являются пояснением к одной из картин художника Павла Андреевича Федотова. Назовите эту картину. Почему она получила такое название? Придумайте свою версию происходящего.

Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим,

Денег не спросим:

Даром смотри,

Только хорошенько очки протри.

Начинается,

Починается

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся.

32. Этот русский художник баталист всю жизнь ненавидел войну, но, чтобы увидеть её страшное лицо и показать его людям, художник не один раз побывал в самом пекле .Одну из своих картин он посвятил «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Он погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года? Назовите имя этого художника, его основные произведения. Какой российский город назван в честь художника-баталиста Напишите аннотацию на одну из его картин.

33. Виды искусства, способные «жить» на улицах ( скульптура и плакат), в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». До революции политического плаката (как сформировавшегося вида графики) не существовало — были только рекламные или театральные афиши. Советский политический плакат наследовал традиции русской графики, в первую очередь — политической журнальной сатиры. Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах. Какие традиции народного промысла использовались при создании плакатов? Приведите примеры «символико-аллегорической тенденции советского искусства той поры».

34. «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

Кто из поэтов этого времени активно сотрудничал в «Окнах РОСТА». Как размножались и распространялись эти плакаты. Выполните плакат на актуальную тему в стиле «Окна РОСТА».

35. В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“», который в 1926 году был признан Американской академией киноискусства лучшим фильмом года и мог вполне стать первым советским фильмом-обладателем премии «Оскар», но киноакадемия США учредила её только два года спустя. Помимо этого, фильм «Броненосец „Потёмкин“» стал первым цветным фильмом, вышедшим на экраны в СССР.

Как удалось в !925 году выпустить цветной фильм. Когда этот фильм был озвучен. Объясните, почему и сегодня любители кинематографа с удовольствием пересматривают этот фильм, почему его включают в программу кинофестивалей?

36. Праздничное оформление городов, художественное оформление празднеств — ещё одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники.

Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.

В оформлении этих праздников принимали участие: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов.

Какая роль отводилась этому виду искусства. Как видоизменилось эта форма искусства в современном мире, в частности в России и в Латвии.?

37. Русский авангард — это явление в истории художественной культуры в начале 20 века

Авангард — условное наименование художественных движений, объединявших умонастроения художников для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. Черты авангардизма в 20 веке проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905— 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.)..

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и другие .

Исследование: Назовите работы этих авторов, напишите небольшое эссе о личном восприятии этих картин. »Запрещенное искусство в пустыне»: русский авангард на американском экране – Что это?

38. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа. Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Вот еще перечень плакатов разных авторов и разных лет: «Родина-мать зовет!», «Воин Красной Армии спаси!», «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», «Освободи», «Отомсти!»

Продолжите этот перечень, используя Интернет, назовите авторов этих плакатов. Подумайте, как эти плакаты воздействовали на народные массы.

Плакат – это произведение искусства или агитация?

39. М.В. Куприянов. П.Н. Крылов. Н.А. Соколов. Бегствофашистов из Новгорода. 1944

В 1944 году приехали в освобожденный Советской Армией Новгород.

Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись

части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с

выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной

славы. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества,

бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой

художники, приступая к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода». Это одно из наиболее значительных полотен военного времени.

Назовите, общее имя этих авторов. Какими произведениями они прославились.

40. Широко известная картина Кривоногова «Победа» с документальной

достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы.

Художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине. За данную картину П.А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР.

Рассмотрите это произведение. Составьте рассказ по картине. Опишите ваше восприятие изображенного события.

41. Историко-революционные и исторические фильмы военных лет можно разделить

на две группы.

С предвоенными годами особенно связаны такие картины, как «Оборона

Царицына» Г. и С. Васильевых, «Его зовут Сухэ-Батор» А. Зархи и И. Хейфица, «Георгий Саакадзе» М. Чиаурели, «Александр Пархоменко» Л. Лукова, «Котовский» А. Файнциммера. Фильм «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый разве что с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного», вышедшего на экраны в 1945 году.

Другую группу образуют два фильма, созданные ближе к концу войны, в

1944 году: «Кутузов» В. Петрова и «Давид-бек» А. Бек-Назарова

Объясните, почему эти картины имели важное значение в годы ВОВ. Какие исторические события они раскрывают. Какие аналогии можно провести между историческими событиями. Узнайте о плеяде талантливейших советских актеров, сыгравших в этих фильмах.

42. «Что значит хорошая картина в эпоху Отечественной войны?» — спрашивал С.

Герасимов и отвечал: «Это прежде всего поэтическая картина, во-вторых, —

картина, имеющая в своей природе некоторую историческую и поэтическую

доподлинность». В годы ВОВ ставились и комедийные фильмы. Недостаток комедийных фильмов ощущался бы, вероятно, с еще большей остротой, если бы не музыкальная комедия поэта В. Гусева, композитора Т. Хренникова и режиссера И. Пырьева «Свинарка и пастух» (1941). Она была задумана и почти целиком снята до войны. Зрители, увидевшие на экране поэтический образ земли, которую они защищали и воспринимали фильм «Свинарка и пастух» как фильм военный.

Исследование: Перечислите наиболее известные киноленты времен ВОВ. Назовите актеров, сыгравших в них. Объясните, что означает выражение: «Война обострила жажду человечности» .

43. Музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера, одухотворяла его армию. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе. Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»– все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.

Этот музыкант воспринимал германское нашествие, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия, которая проходит через всю симфонию, которая сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией.

Назовите автора и полное название его произведения. Дополните приведенную выше информацию новыми фактами.

44. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Музыку к этой песне написал руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров.

Где и когда впервые прозвучала эта песня? Объясните следующее высказывание: «Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом.»

45. Искусство 1960-1980-х годов в советских учебниках истории искусства носило название «Искусство в условиях развитого социализма». Одним из разновидностей стилей в живописи стал -Суровый стиль Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины — Александр и Пётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений. Вот некоторые названия полотен этого стиля: «Полярники» (1961), «Наши будни» (1960), «Геологи» (1962), «Коммунисты» (1957-60), «Строители Братска»(1960), «Бригада отдыхает» (1965).

Как эти названия характеризуют историческую эпоху . Почему этот стиль в живописи получил такое название?

46. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории советской культуры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») — формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству. «Бульдо́зерная вы́ставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине города.

Исследование: Чем закончилась эта выставка? Какова дальнейшая судьба картин и авторов? Почему это происходило? Назовите другие формы «неформальной» деятельности.

Объяните понятия: авангард, нонконформизм

47.Другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство,андеграунд,«полочные» фильмы, запрещённые спектакли- это все — неофициальное искусство СССР. Что это за искусство? С какими неформальными молодёжными движениями оно было связано?

Назовите причины данного явления.

48. «Русские сезоны» Сергея Дягилева без преувеличения можно назвать главным событием начала XX века, повлиявшим на мировую культуру и развитие русского искусства той эпохи. Сто лет назад «Русские сезоны» Сергея Дягилева принесли славу русскому национальному искусству в Париже, Лондоне, Риме – во всех крупнейших европейских столицах. В разное время в «Русских сезонах» принимали участие величайшие деятели искусства – весь цвет российского артистического и художественного сообщества: Бенуа, Бакст, Врубель, Грабарь, Ларионов, Серов, Шаляпин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Фокин, Стравинский, Павлова, Нижинский и многие другие. Их поддерживали европейские единомышленники: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак, Джакомо Балла, Жан Кокто, Коко Шанель…

Кто сегодня возрождает великую традицию. Как называется проект? Какие балетные постановки уже восстановлены?

49. Современный художник – живописец, его работы тесно связаны с историей русского народа, с былинным эпосом. Последние работы его насыщены философскими размышлениями о человечестве. Он написал огромное полотно «Мистерия ХХ века», в которое вмонтировал зеркало, давая зрителю возможность стать героем картины. Кто этот художник? Исследуйте одну из его картин. Расскажите, как история Российского государства отражена на его полотнах.

50. Родился в 1956г. в Ульяновске. «Он агрессивен, подвластен влиянию, знает конъюнктуру, умеет обмануть, очень мастеровит, свободен в технике письма, знает себе цену, не имеет никаких проблем с формой, обладает большой фантазией, независим, лишен комплексов, живописен, театрален… Это – Талант, в котором, кроме мастерства и безукоризненного владения формой, живет нежная, робкая, полная чувственной осязаемости душа, без которой не было, нет и быть не может ничего вечного и особенного в русском искусстве…» Так Н. Михалков охарактеризовал этого самого востребованного в мире российского современного художника.

С юных лет работал бутафором, сторожем, дворником… А теперь он модный столичный художник!

Его называют «русским Сальвадором Дали».

Назовите имя этого художника , узнайте больше о его творчестве, попытайтесь объяснить секрет его популярности. Назовите знаменитых персонажей современности. изображенных на его полотнах

Два художника написали картину на сюжет пушкинского стихотворения «К морю».

Назовите этих художников, как они назвали свои картину, что на них изображено?

Серова Елена Александровна,

учитель истории,

магистр педагогики