Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). 31 Получе

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc134967905» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc134967905 \h 2

HYPERLINK \l «_Toc134967906» 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И СТРУКТУРЫ АГРЕССИИ PAGEREF _Toc134967906 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc134967907» 1.1. Природа агрессии в отечественной и зарубежной литературе. PAGEREF _Toc134967907 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc134967909» 1.2. Структура агрессии. PAGEREF _Toc134967909 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc134967911» 1.3. Подростковая агрессивность. PAGEREF _Toc134967911 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc134967912» 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ PAGEREF _Toc134967912 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc134967913» 2.1. Апробация исследования агрессии у подростков с помощью теста Басса-Дарки. PAGEREF _Toc134967913 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc134967914» 2.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). PAGEREF _Toc134967914 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc134967915» 2.3. Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела. PAGEREF _Toc134967915 \h 35

HYPERLINK \l «_Toc134967916» ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc134967916 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc134967917» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc134967917 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc134967918» ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc134967918 \h 50

ВВЕДЕНИЕ

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Существует множество причин, по которым дети подавляют возникающие у них агрессивные побуждения.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Все эти факторы и обуславливают актуальность нашего исследования на примере агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Целью нашей работы является изучить понятия агрессии в психологии, как проявляется агрессивное поведение у подростков и выявить уровень агрессии с помощью методик.

Задачи исследования:

1. изучить особенности природы агрессии в зарубежной и отечественной литературе;

2. проанализировать структуру агрессии;

3. рассмотреть особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте;

4. провести экспериментальное исследование по изучению проявления агрессии в подростковом возрасте, используя проективные методики Басса-Дарки, А.Ассингера и Р.Кеттела

Гипотеза исследования: в подростковом возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.

Объект исследования: агрессия у подростков.

Предмет: проявление агрессии в подростковом возрасте.

Методы исследования:

обработка и анализ научных источников;

анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностики;

проведение экспериментального исследования с помощью тестов – методика диагностики уровня агрессивности А.Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки, методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела;

интерпретация и анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении поставлены цели и задачи исследования, выявлены предмет и объект и методы исследования. Поставлена также актуальность и значимость работы.

Теоретическая часть рассматривает понятие, структуры и природы агрессии с точки зрения зарубежных и отечественных ученых, изучается агрессивное поведение у детей подросткового возраста, его особенности и характеристика.

Практическая часть представляет собой апробацию исследования среди подростков СШ № 125 г. Москвы. В эксперименте приняло участие 15 человек. После тестирования респондентов показаны результаты и анализ нашего исследования. В заключении дается краткий обзор курсовой работы.

Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных ученых, занимающихся проблемами психологии агрессии, агрессивного поведения детей и подростков, в частности, таких авторов, как Бандура А., Уолтерс Р., Ениколопов С. Н., Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ковалев П., Лоренц К., Фрейд З., Бэрон Р. Ричардсон Д., Райс Ф., Берковитц Л., Реан А.А., Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И СТРУКТУРЫ АГРЕССИИ

1.1. Природа агрессии в отечественной и зарубежной литературе.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.

Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни.

Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные.

Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессиивозможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

сила препятствия на пути достижения цели;

количества последовательных фрустраций.

Чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени — на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком — акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А. Бандурой и представлена в работе в виде таблицы 1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Таблица 1.

Теория социального научения А. Бандуры.

Агрессия, приобретаемая посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными

убеждениями)

Агрессия регулируется:

Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

способов усвоения подобных действий;

факторов, провоцирующих их появление;

условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.

Самопоощрение и самонаказание — модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

Согласно теории, агрессия — приобретенная модель социального поведения. Отсюда, она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий) социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы.Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.

Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Психологический словарь предлагает следующее определение: Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Целевая агрессия;

Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

1.2. Структура агрессии.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский:

Таблица 2.

Структура агрессивного проявления

По направленности:

Агрессия, направленная вовне;

Аутоагрессия — направленная на себя.

По цели:

Интеллектуальная агрессия;

Враждебная агрессия;

По методу выражения:

Физическая агрессия;

Вербальная агрессия.

По степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

По наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная агрессия.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Так какой акт поведения можно считать агрессивным? Румянцева Т.Г. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий.

Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.

В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

По мнению И. Заграфовой податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации:

усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;

усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.

Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному — можно применить общие схемы (см. таблицу 3), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

Таблица 3.

Классификация видов агрессии

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия — направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия — направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия — совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия — выступает как заранее спланированное действие, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия — направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия — обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений

Вербальная — выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная — проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая — прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития. Вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению и соревновательность, и вообще активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Чрезмерное ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и вообще на эффективное взаимодействие. А в крайнем своем выражении это может привести к психическим заболеваниям и преступности. Хорошо было бы в связи с этим вовремя замечать и корректировать отклонения в ту или другую сторону.

1.3. Подростковая агрессивность.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка — конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом.

Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета — но действовать он должен сам.Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

— проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

— прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой — по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга — травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.

3. Отношение взрослых — школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.

А. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда «переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, — учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?

Мальчики:

А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Родные матери девочек — женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Для иллюстрации приведем часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст