Теория и методология управления рисками в системах поставок

На правах рукописи

ЯХНЕЕВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

РИСКАМИ В СИСТЕМАХ ПОСТАВОК

Специальность 08.00.05 — Экономика и управление

народным хозяйством:

логистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Научный консультант — Сосунова Лильяна Алексеевна,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Степанов Владимир Иванович,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Российский экономический

университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

кафедра «Логистика»,

заведующий кафедрой, профессор

Уваров Сергей Алексеевич,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет экономики

и финансов», кафедра «Системы технологий

и товароведения», заведующий кафедрой,

профессор

Войткевич Наталия Ивановна,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный

экономический университет»,

кафедра «Коммерция и сервис», профессор

Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

экономический университет» (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

Защита состоится 29 августа 2013 г. в 10 ч на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» по адресу: 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Автореферат разослан ____ июля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного советаКрячков Александр Федорович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В мировой практике вопросы идентификации, анализа рисков и управления ими изучаются в течение нескольких десятилетий. Первоначально проблемы риска рассматривались в отношении предпринимательской деятельности, при этом большая часть научно-исследовательских работ посвящалась изучению финансовых, кредитных, инвестиционных и прочих видов рисков, возникающих в деятельности инвестиционных, страховых, кредитно-финансовых организаций. Впоследствии риски производственных, торговых, транспортных компаний также стали предметом изучения, однако практически все научные исследования охватывали уровень отдельных предприятий или определенный спектр факторов риска, не затрагивая вопросы управления рисками в процессах взаимодействия субъектов системы поставок.

Изменение мировых экономических условий хозяйствования под влиянием финансового кризиса инициировало повышение интереса к вопросам управления рисками в системах поставок. Многие промышленные, торговые и сервисные компании оказались в ситуации, когда резко обострившиеся проблемы функционирования участников рынка привели к сбоям в движении материальных и сопутствующих потоков, а в отдельных случаях к разрывам в цепях поставок. Необходимость обеспечения непрерывности движения материальных потоков, поиск новых способов оптимизации издержек обусловили начало нового этапа в развитии логистики, связанного с изучением устойчивости и уязвимости систем поставок.

Множество поставщиков, предприятий-подрядчиков, оптовых и розничных посредников, терминальных комплексов и транспортно-экспедиционных компаний образуют сложные взаимосвязи в рамках локальных и глобальных систем поставок. Любая подобная сеть участников создает сложности, когда необходимо выявить потенциально уязвимые места. Проблема усугубляется неопределенными условиями внешней среды, воздействием разного рода рисков и взаимозависимостью участников систем поставок. Стремление компаний повысить уровень обслуживания и оптимизировать операционные издержки обусловливает необходимость учета разнообразных факторов, связанных с собственной деятельностью, с активностью партнеров, состоянием конъюнктуры определенного товарного рынка. Вместе с тем, изменение бизнес-процессов, характера отношений и взаимосвязей между логистическими элементами с целью максимального сокращения издержек меняет профиль риска, повышает чувствительность системы поставок к воздействию рисковых факторов, характеризующихся разным уровнем вероятности и степенью серьезности последствий. Риски оказывают влияние на параметры движения потоков, что, в свою очередь, приводит к сбоям в поставках. Помимо очевидных потерь, таких как убытки, штрафные выплаты вследствие нарушения сроков доставки продукции или повреждения грузов, последствия могут быть более критичными: нарушение непрерывности процесса производства и обслуживания, снижение качества сервиса, изменение или прекращение отношений с партнерами, уменьшение уровня доходности. Так, исследования практики зарубежных компаний показывают, что в среднем срывы поставок приводят к падению продаж на 7 % в год, операционной прибыли — на 42 %, а рентабельности активов — на 35 %.

Таким образом, многообразие аспектов влияния рисков, необходимость принятия решений в условиях неопределенности, многокритериальность задач оптимизации процессов в системах поставок определяются их уровнем, структурой и сложностью. Методологические подходы к исследованию и управлению рисками в системах поставок непосредственно связаны с развитием логистики и требуют их изучения и развития.

Степень разработанности проблемы. Большинство работ отечественных и зарубежных исследователей ориентировано на формирование базовых положений концепции логистики. Вопросам развития теоретических и практических аспектов логистики, исследованию методологической основы, процессов управления логистическими системами и цепями поставок, совершенствованию методов и моделей принятия решений посвятили свои работы многие российские ученые: А.У. Альбеков, Б.А. Аникин, Н.И. Вайткевич, Е.А. Голиков, М.П. Гордон, В.В. Дыбская, М.Е. Залманова, А.В. Зырянов, Д.Д. Костоглодов, Ю.М. Неруш, Д.Т. Новиков, О.А. Новиков, Б.К. Плоткин, О.Д. Проценко, А.И. Семененко, В.И. Сергеев, Л.А. Сосунова, В.Н. Стаханов, А.П. Тяпухин, С.А. Уваров, Д. В. Чернова, В.В. Щербаков и др.

Исследования в области устойчивости цепей поставок нашли отражение в публикациях отечественных и зарубежных ученых, таких как Д.А. Иванов, А.Г. Некрасов, В.И. Сергеев, Д.Дж. Бауэрсокс, М. Кристофер, Й. Шеффи, У. Юттнер и др.

Проблемы идентификации и управления рисками рассматриваются в трудах И.Т. Балабанова, В.А. Боровковой, С.Н. Воробьева, В.Н. Вяткина, В.В. Глухова, Е.В. Иода, Р.М. Качалова, Н.П. Тихомирова, Л.Н. Тэпмана и других исследователей.

Вопросы анализа и учета рисков в логистике изучались в работах Г.Л. Бродецкого, В.С. Лукинского, Л.Б. Миротина, Н.Г. Плетневой, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, А.И. Семененко, В.И. Степанова и других специалистов.

Изучению теоретико-методологических и практических аспектов контроллинга в логистике посвящены труды Б.А. Аникина, Ю. Вебера, В.Г. Ларионова, В.И. Сергеева и других ученых.

Вместе с тем, наряду с научно значимыми результатами исследований в области теории и практики логистики, недостаточно изученными являются проблемы обеспечения устойчивости и надежности систем поставок в условиях неопределенности и формирования теоретико-методологической базы принятия решений по управлению рисками в системах поставок. Вопросы анализа и управления рисками в логистике рассматриваются преимущественно с позиции традиционных подходов к риск-менеджменту на уровне отдельных предприятий, в то время как вопросы системного управления рисками на уровне цепей поставок остаются нерешенными. Указанные положения обусловили выбор темы диссертационной работы, цель и круг научных задач, а также послужили основой определения объекта и предмета исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы составляют развитие теории, методологии и моделей управления рисками в системах поставок, формирование научно-методологической основы анализа и регулирования параметров систем поставок для обеспечения их устойчивого функционирования.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

исследовать развитие научных подходов к пониманию сущности логистических систем и цепей поставок, уточнить терминологический аппарат данной области;

выявить источники неопределенности и рисков в системах поставок, предпосылки возникновения сбоев и отклонений в логистических процессах;

уточнить категорию «риск» в системе поставок и определить виды логистических рисков, свойственные системам разных уровней;

разработать методологию формирования эластичных и надежных систем поставок;

сформировать методический аппарат и комплекс моделей исследования параметров рисков;

систематизировать методологические подходы к управлению рисками в системах поставок;

определить параметры проектирования и моделирования систем поставок в условиях неопределенности;

разработать алгоритмы оптимизации логистических бизнес-процессов с учетом профиля рисков;

обосновать целесообразность внедрения концепции риск-контроллинга в систему управления логистическими процессами;

дать методику анализа и управления издержками логистического менеджмента рисков.

Объектом исследования являются субъекты систем поставок, действующие в сфере производства и обращения, в числе которых производственные, торговые предприятия, организации сферы услуг Самарского региона (ЗАО «ППСО АО «АВИАКОР», АО «Русьимпорт», ОАО «ПК «Балтика», ООО «Виси Рус»).

Предметом исследования выступают логистические процессы и риски, управление которыми направлено на оптимизацию использования ресурсов и обеспечение надежности системы поставок.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках обозначенной в паспорте специальностей ВАК области исследований «Логистика», п. 4.1 «Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управления цепями поставок, их народнохозяйственная значимость», п. 4.13 «Методология управления логистическими рисками», п. 4.17 «Моделирование и оптимизация параметров логистических бизнес-процессов», п. 4.19 «Методология контроллинга и оценка эффективности процессов в цепях поставок на основе построения сбалансированной системы показателей».

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили научно-практические работы отечественных и зарубежных авторов по экономической теории, логистике, теории управления, монографии и научные публикации в ведущих зарубежных и отечественных журналах.

В процессе исследования применялись методы системного, экономического, факторного анализа, математического моделирования, эконометрики, исследования операций, теории статистики. Используемая теоретико-методологическая база обусловливает достоверность научных выводов и рекомендаций.

Информационную основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научно-практические публикации по изучаемым вопросам, материалы обсуждений проблем управления логистическими системами и цепями поставок на международных и всероссийских конференциях и форумах, аналитические обзоры практики международных и российских компаний, данные официальных сайтов бирж, предприятий и организаций, а также результаты научных исследований, выполненных автором.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методологической базы управления рисками в системах поставок, обеспечивающей их непрерывное и устойчивое функционирование и развитие.

Научные результаты, выносимые на защиту. Получены следующие теоретико-методологические, методические и практические результаты, определяющие научную новизну исследования и выносимые на защиту:

дано новое понятие «система поставок», охватывающее разнородные категории теории логистики, расширен системный подход к управлению рисками в логистике, определено содержание категории «риск» в системе поставок;

разработана авторская типология рисков, сформулирована концепция логистического менеджмента риска, основанная на управлении потоками рисков, инициируемых движением материальных и информационных ресурсов;

сформулирована концепция эластичности системы поставок, определены результативные параметры эластичности, обоснована необходимость регулирования логистических процессов на базе моделирования эластичности систем поставок, разработана методика анализа выделенных параметров;

предложены методологические подходы к управлению рисками в системах поставок на основе декомпозиции систем на функциональные области, элементы и ресурсы;

разработан параметрический метод анализа, применение которого обеспечивает выявление зависимости между изменениями параметров логистических процессов под воздействием факторов риска и целевыми показателями функционирования систем поставок;

сформирована методологическая основа управления рисками в системах поставок, в рамках которой выбор методов управления определяется уровнем взаимодействия элементов системы;

обоснована необходимость оптимизации управленческих решений в логистике на основе концепции остаточного риска с учетом методов и моделей исследования и диагностики рисков в системах поставок;

предложена концепция риск-контроллинга как основа управления логистическими процессами в системах поставок и как компонент системы управления рисками, выявлена зависимость между степенью интеграции элементов системы поставок, неопределенностью условий их функционирования и эффективностью управления рисками;

разработана модель прогнозирования эффективности управления рисками, дана новая методика оценки издержек управления рисками и эффективности системы логистического риск-менеджмента.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в развитии теоретических и методологических положений логистики: в предложении автором новой категории «система поставок», в авторской трактовке категории «риск», в формировании концепции эластичности системы поставок и методологической основы управления рисками.

Практическая значимость результатов диссертации заключается в разработке методологических подходов, методов и моделей, позволяющих обеспечить основу исследования рисков и управления ими в существующих и проектируемых системах поставок. Предложенный в работе параметрический метод анализа дает возможность идентифицировать уязвимые зоны системы поставок и оценить влияние отклонений параметров процессов на ключевые показатели. Разработанные модели учета остаточного риска и управления логистическими процессами на основе риск-контроллинга помогают повысить адаптивность системы поставок и обеспечить рациональное распределение ресурсов. Применение предложенных методов, методик и моделей исследования рисков и управления ими позволяет оптимизировать управление логистическими бизнес-процессами, сократить совокупные издержки и обеспечить стабильное развитие национальных и региональных бизнес-образований в различных сферах деятельности.

Положения диссертации могут быть использованы предприятиями различных сфер экономической деятельности, а также в вузах для научного наполнения магистерских программ и программ повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были использованы в ходе выполнения хоздоговорных НИР «Управление рисками в логистических системах жилищного строительства» (НИР № 68-12 от 28.04.2012 г., ЗАО «ППСО АО АВИАКОР», г. Самара).

Теоретические положения и результаты диссертационной работы нашли практическое применение в учебном процессе в Самарском государственном экономическом университете по дисциплинам «Управление цепями поставок», «Управление логистическими рисками», «Управление рисками», при проведении занятий в рамках профессиональных программ дополнительного образования, а также в деятельности предприятий ЗАО «ПМК-Самарасвязьстрой», ООО «Зенит-Химмаш», ООО «СК-Поволжье», ООО «Виси Рус». Внедрение результатов исследования подтверждено соответствующими документами.

Основные теоретические, методические и практические результаты исследования докладывались:

— на международных научно-практических конференциях и конгрессах в г. Самаре (2002, 2003, 2004, 2006, 2008, 2011), г. Челябинске (2004, 2006), г. Москве (2006, 2013), г. Курске (2011), г. Саратове (2012), г. Красноярске (2013);

— всероссийских научно-практических конференциях в г. Пензе (1997), г. Самаре (1998), г. Твери (1999), г. Челябинске (2011);

— региональных и межвузовских научно-практических конференциях в г. Самаре (1999, 2000, 2013).

Публикации. Основные положения и результаты диссертационной работы отражены в 3 монографиях (в том числе одна коллективная), в научных статьях в периодических изданиях (в том числе 12 по списку, определенному ВАК), в сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации опубликованы 35 научных работ общим объемом 43,0 печ. л., в том числе вклад автора — 32,6 печ. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка из 259 источников, содержит 51 таблицу, 47 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, представлена его научная новизна, отражена теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты рискологической активности систем поставок» систематизированы научные точки зрения и исследовано развитие терминологического аппарата логистики, синтезировано понятие «система поставок». Выявлены источники неопределенности функционирования систем поставок, причины возникновения сбоев и нарушений в потоковых процессах, представлено авторское понимание сущности риска, определены параметры рисковых потоков, разработана трехуровневая системная типология рисков.

Во второй главе «Концептуальные положения логистического менеджмента риска» сформулированы принципы формирования системы управления рисками в логистике, раскрыта сущность концепции эластичности системы поставок, выявлены результативные параметры данной эластичности. Определены методологические подходы к организации управления рисками в логистике.

В третьей главе «Методология исследования рисков в системах поставок» предложен методологический подход к анализу параметров эластичности системы поставок. Систематизированы методы, которые могут быть использованы для идентификации, распознавания, количественного и качественного анализа рисков в системах поставок, а также методы моделирования потерь вследствие влияния рисков.

В четвертой главе «Методологическая основа управления рисками в системах поставок» сформирована методология логистического менеджмента риска, включающая в себя методы моделирования и прогнозирования логистической активности с учетом изменения профиля риска, механизмы управления, основанные на применении современных инструментов и технологий осуществления операций, обеспечивающих защиту от негативных последствий влияния факторов риска. Обоснована роль риск-контроллинга как значимого компонента системы управления рисками.

В пятой главе «Проектирование и регулирование системы поставок в условиях риска» сформулированы принципы моделирования и проектирования систем поставок в условиях неопределенности и риска, выявлены параметры и составляющие хода проектирования с учетом информации о рисковых факторах. Предложен методологический подход к управлению параметрами эластичности системы поставок. Разработана методика оценки издержек и эффективности управления рисками в системах поставок.

В заключении работы представлены основные выводы и рекомендации по теме исследования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Дано новое понятие «система поставок», охватывающее разнородные категории теории логистики, расширен системный подход к управлению рисками в логистике, определено содержание категории «риск» в системе поставок.

В течение последних лет в отечественной науке наблюдаются изменения, характеризующиеся смещением внимания исследователей из области управления логистическими системами в область управления цепями поставок, что связано с изменением условий хозяйствования, с появлением новых способов ведения бизнеса и применяемых методов и технологий управления поставками. Изучение точек зрения, существующих в данной сфере, позволило сформировать терминологическую основу исследования с декомпозицией понятий по уровням управления.

Первый уровень — цепь поставок, представляющая собой путь движения материальных ресурсов в процессе трансформации сырья в готовый продукт, начиная от источника материального ресурса до конечного потребителя. По своей сути являются тождественными такие понятия, как «цепь поставок» и «логистическая цепь».

Второй уровень — логистическая сеть, которая состоит из двух или более цепей поставок, при этом отдельные звенья являются общими для входящих в нее цепей поставок и связывают тем самым цепи в единую сеть.

Третий уровень — логистическая система, объединяющая в себе как отдельные составляющие цепей поставок, так и целые сети, формируя целостную структуру.

Изучение цепного, сетевого и системного принципов образования связей показывает наличие единых свойств, позволяющих объединить рассматриваемые понятия категорией «система поставок», под которой следует понимать единый комплекс бизнес-процессов и хозяйствующих субъектов, взаимодействующих между собой относительно создания потребительской ценности и выполняющих операции по изменению и перемещению материального потока. Выделение подобной дефиниции обусловлено необходимостью приведения понятийного аппарата логистики к единой основе, а также появлением нового класса задач, связанных с изменениями в движении материальных потоков. Последнее десятилетие показало, что применение логистики позволило обеспечить существенную экономию ресурсов; внимание участников рынка сконцентрировалось на уровне сервиса и наличии зависимости между степенью удовлетворенности потребителя и состоянием логистики; нашли применение новые способы организации выполнения операций — «точно в срок», «тощее производство», «виртуальные предприятия», «кастомизация продуктов» и т.д.; произошли изменения в информационных коммуникациях; появились новые технологии, в том числе системы мониторинга движения грузов, мульти- и интермодальные, автоматизированные системы управления движением ресурсов и т.д.; ужесточились условия конкуренции, когда борьбу на рынке ведут и транснациональные, и местные компании; получили распространение формы интеграции в цепях поставок, аутсорсинг и различные виды логистических услуг. С одной стороны, наблюдаемые изменения свидетельствуют о стремлении компаний достигнуть высокого уровня обслуживания и оптимизировать операционные издержки; с другой стороны, изменение бизнес-процессов, характера отношений и взаимосвязей между логистическими элементами с целью максимального сокращения издержек меняет профиль риска, повышает чувствительность системы поставок к воздействию рисковых факторов, характеризующихся разным уровнем вероятности, частотой проявления, степенью опасности последствий и, как следствие, повышает уязвимость данной системы.

Категория «риск» имеет неоднозначное понимание в отечественной и зарубежной научной среде. Спектр понятий охватывает точки зрения, определяющие риск как событие, математическую величину, финансовые и иные последствия, источник отклонений результатов, вид ресурса. На наш взгляд, риск следует рассматривать как фактор деятельности, характеризующийся определенными условиями возникновения, силой действия и ресурсного потенциала, выступающий одновременно индикатором, интегратором и регулятором состояния системы поставок. Риск представляет собой источник дополнительных возможностей, способ повышения конкурентоспособности системы поставок и ее субъектов путем устранения узких мест и концентрации на ключевых факторах успеха. Кроме того, потоковый характер возникновения рисков и непосредственная взаимосвязь с основными ресурсными потоками позволяют выделить категорию «поток рисков», т.е. группу факторов, возникновение которых может быть инициировано движением материальных и информационных ресурсов. Параметры, характеризующие рисковые потоки, приведены в таблице 1.

Таблица 1Параметры рисковых потоков

Параметр потока

Характеристика

Напряженность

Число рисковых факторов (событий), возникающих

в процессе движения основного потока

Время

Промежуток времени, в течение которого сохраняется вероятность проявления факторов риска

Качество

Степень влияния на параметры основного потока

Неоднородность

Разнообразие рисковых факторов, определяющих

содержание потока

Управляемость

Степень подверженности управляющим воздействиям

Результаты идентификации и анализа рисковых потоков являются основой распределения ресурсов между различными направлениями действий, помогают сфокусироваться на особенно уязвимых зонах и используются для разработки методов оптимизации управления рисками, стратегических и тактических планов.

Разработана авторская типология рисков, сформулирована концепция логистического менеджмента риска, основанная на управлении потоками рисков, инициируемых движением материальных и информационных ресурсов.

Традиционный подход к управлению рисками основан на выделении рисков на уровне проектов, подразделений предприятия или отдельных участников процессов поставок. Отсутствие системного понимания рисков оказывает отрицательное воздействие на эффективность процесса, поскольку:

не рассматриваются риски, возникающие в процессе взаимодействия логистических звеньев;

расходы на управление рисками будут выше, так как значительные усилия и, как следствие, ресурсы могут затрачиваться на нейтрализацию наименее значимых факторов;

не учитываются взаимосвязь различных рисков и их влияние на интегральный (обобщенный) риск;

в большинстве случаев менеджеры концентрируют усилия на минимизации негативных последствий, стремятся избегать рисков, не рассматривая способы компенсации рисковых факторов и получения положительного эффекта;

действия по минимизации последствий влияния факторов риска осуществляются в отношении уже сложившихся ситуаций, в то время как следует предвидеть возможные риски и принимать решения, обеспечивающие необходимый результат.

В неопределенных и нестабильных условиях внешней среды актуализируется проблема сквозного управления рисками, что означает необходимость применения системного подхода к диагностике рисков, согласно которому объектом изучения должен выступать весь комплекс бизнес-процессов и взаимосвязей — от планирования спроса до расширения производства. Риски необходимо классифицировать в соответствии с подобным подходом.

Возникающие в системах поставок риски могут быть разделены на стимулирующие риски, которые способствуют достижению планируемых показателей/результатов; сдерживающие риски, которые тормозят достижение этих показателей; неопределенные риски, характер влияния которых сложно прогнозировать. С учетом последней категоризации риски целесообразно классифицировать в зависимости от источника возникновения и точки влияния. В зависимости от характера проявления и своих последствий риски в системах поставок можно разделить на операционные (или систематические) риски и риски-сбои, эквивалентные разрушениям. Операционные риски охватывают ситуации, связанные с неопределенностью спроса, поставок, издержек. Риски разрушений возникают вследствие природных или технологических катастроф. Большинство количественных методов анализа ориентировано на оценку операционных рисков, в то время как разрушения более серьезны по характеру последствий, менее предсказуемы, сложно моделируются. На рисунке 1 представлена трехуровневая системная типология рисков, основанная на положении, согласно которому локальные риски могут иметь последствия для системы в целом, одновременно системные риски оказывают влияние на отдельные области или звенья. Подобное деление помогает определить рациональный комплекс управленческих воздействий.

При исследовании взаимосвязи логистики и риска концептуальным является ее двойственный характер. С одной стороны, логистику можно рассматривать как один из методов управления рисками, поскольку формирование систем поставок, рационализация потоковых процессов способствуют нейтрализации отдельных групп и видов рисков либо сокращению величины их негативных последствий. С другой стороны, задача выбора оптимальных решений с учетом последствий влияния факторов риска определяет потребность в рационализации рисковых потоков, методология управления которыми формируется в рамках отдельной функциональной области логистики, а именно логистического менеджмента риска. Наличие достаточно жесткой зависимости между фак-

торами риска, бизнес-процессами и решениями, принимаемыми на различных уровнях, обусловливает возможности моделирования потенциальных потерь, к которым относятся: финансовые потери (рост издержек, потеря доходов, возврат продукта, потеря производительности, нарушение сроков выпуска/поставки); временные потери (задержки финансовых потоков); стратегические потери (снижение уровня сервиса, обеспокоенность партнеров/учредителей); репутационнные потери (жалобы клиентов, ухудшение репутации/имиджа).

Трансформация риска в один из стратегических ресурсов предприятия формирует особую потребность в эффективном информационном обеспечении. Тем самым происходит взаимообусловленная модификация системы управления потоковыми процессами с учетом влияния нового ресурсного фактора, что, в свою очередь, позволяет принимать взвешенные решения, не допуская возникновения неоправданного риска и, как следствие, финансового краха либо чрезмерной перестраховки — упущенной потенциальной прибыли или даже потери рынка.

Логистический менеджмент риска включает в себя ряд направлений: это формирование единого комплекса методов и моделей прогнозирования рисковых потоков; моделирование надежности работы отдельных элементов и системы поставок в целом как единого процесса, обеспечивающего получение достоверной оценки возможностей системы поставок; моделирование процесса управления рисковыми потоками с учетом организации и режима движения материальных ресурсов и информации; применение стохастических методов и моделей в разработке управленческих решений; обеспечение эластичности системы поставок; оценка издержек и эффективности управления рисками.

Сформулирована концепция эластичности системы поставок, определены результативные параметры эластичности, обоснована необходимость регулирования логистических процессов на базе моделирования эластичности систем поставок, разработана методика анализа выделенных параметров.

Одним из ключевых направлений логистического менеджмента риска является формирование эластичной системы поставок, способной развиваться вследствие влияния факторов риска. В большинстве случаев, если компании решают вопросы обеспечения надежности их функционирования, практика работы с рисками заключается в попытках избежать или снизить вероятность возникновения сбоя в поставках. Однако при таком подходе не учитывается способность системы поставок восстанавливаться после нарушения и, более того, развиваться с учетом полученного опыта. Эластичность системы тесно связана с ее чувствительностью к воздействию рисков, т.е. со степенью подверженности влиянию неблагоприятных событий, выражаемой числом и характером возможных ситуаций, а также последствиями их реализации.

На рисунке 2 приведена карта результативности параметров эластичности системы поставок с указанием факторов и условий, определяющих реакцию выделенных параметров на изменение факторов риска:

гибкость системы поставок показывает, как она может справиться с воздействием риска за счет эффективных действий;

скорость реагирования системы поставок определяет ее адаптивную способность до реализации риска, во время наступления рискового события и после изменения системы поставок;

доступность элементов системы поставок подразумевает наличие информации о компаниях, процессах, событиях, имеющих отношение к закупкам, запасам, транспортировке, распределению материальных потоков;

согласованность выполнения операций означает умение работать совместно в рамках решения общей задачи. Совместная деятельность способствует снижению неопределенности, повышению точности прогнозирования и готовности сторон к неблагоприятным событиям.

Условием доступности системы поставок является ее информационная прозрачность. Исследование качества информационного взаимодействия партнеров в системах поставок, проведенное среди производственных компаний, торговых и сервисных организаций Самарского региона, продемонстрировало, что: 1) большая часть компаний ориентирована на самостоятельный сбор информации из разных источников, отражающих состояние рынка закупок и продаж; 2) более активными, с точки зрения информационного обмена, являются предыдущие звенья (поставщики), в то время как последующие звенья (покупатели) демонстрируют меньшую открытость и готовность к обмену данными. В результате низкая доступность, отсутствие целостного видения системы поставок приводят к большим затратам времени на границах между фазами логистического процесса.

Немаловажным вопросом в рамках рассматриваемых проблем является оценка целесообразности финансовых вложений, например, в обеспечение гибкости системы поставок. Так, опыт отдельных строительных компаний показывает, что экономические рычаги влияния, в частности мотивация, не всегда дают желаемый эффект вследствие сложности системы, участия множества территориально удаленных поставщиков и подрядчиков, отсутствия системного планирования ресурсов. Тем не менее, затраты на обеспечение готовности системы поставок к сбоям

Рисунок 2 — Концентрическая карта результативности параметров

эластичности системы поставок

и отказам могут быть оправданны. Для достижения необходимой эластичности системы поставок требуется участие всех ее звеньев, в конкретных случаях может потребоваться изменение внутренних процессов и способов ведения бизнеса, корпоративной культуры, практики информационного обмена с партнерами. Преимущества оптимизации эластичности системы поставок состоят в решении проблем согласования спроса и предложения, в снижении издержек, в повышении уровня сервиса. Анализ параметров эластичности позволяет выявить слабые места (или ограничения) системы поставок, расширение которых открывает новые возможности развития в условиях неопределенности, а также скрытые резервы мощности, что, в свою очередь, способствует формированию адаптационных свойств системы. На основе строительного производства автором показано влияние выбранных методов управления рисками на отдельные параметры эластичности системы поставок (таблица 2).

Таблица 2Влияние методов управления рисками

на параметры эластичности системы поставок в строительстве

Риск

Метод управления

Параметр

Нарушение сроков

выполнения работ

Сквозное

планирование

ресурсов

Гибкость

Несоответствие

качества готовой

продукции требованиям

Разделение рисков

с подрядчиками

Согласованность

Нарушение условий

поставки материально-

технических ресурсов

Мотивация

выполнения условий

по требованию

Гибкость

Потери/порча товарно-материальных ценностей

Контроль качества

Скорость

Превышение

запланированных

расходов на отдельные

виды работ (подсобные,

по благоустройству и пр.)

Бюджетирование

и оплата

в зависимости

от результата

Согласованность

Неэффективное

использование

технических средств

(простой)

Мониторинг

использования

техники

на площадке

Скорость

Излишний запас

материальных ресурсов

Оперативное

планирование

и организация

поставок «с колес»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст