Теоретико-методологическое обоснование преподавания образователь

На правах рукописи

Кудрявцев Михаил Дмитриевич

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Улан-Удэ – 2012

Работа выполнена на кафедре теории физической культуры

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный консультант:доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры теории физической культуры

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»

Галимов Геннадий Яковлевич

Официальные оппоненты: Марков Константин Константинович

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры теоретических основ

физического воспитания ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический

университет имени В. П. Астафьева»;

Юшков Олег Павлович

доктор педагогических наук, профессор,

руководитель научно-исследовательской группы

сборной команды РФ по женской борьбе,

старший тренер сборной команды РФ по вольной

борьбе ФГБУ «Центр спортивной подготовки

сборных команд РФ»;

Намсараев Сергей Дашинимаевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор

кафедры педагогики ФГБОУ

ВПО «Бурятский государственный университет».

Ведущая организация: Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Защита диссертации состоится 4 октября 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.022.02 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, http://’www .bsu.ru/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд. 1110.

Автореферат разослан 3 сентября 2012 года.

Автореферат размещён на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http: // HYPERLINK «http://[email protected]» [email protected] «3» июля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Т. Н. Суетина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России к началу XXI века, определяет переориентацию векторов с интересов государства на интересы личности человека, меняет образовательную парадигму в целом и парадигму физического воспитания, в частности, что требует разработки новой теории и практики преподавания физической культуры, в которой воспитание детей и подростков, их социально-педагогическая поддержка и защита рассматривались бы как неотъемлемые части целостного личностно ориентированного физкультурного образовательного процесса.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация, развитие физкультурного образовательного компонента выдвигают необходимость теоретического и методологического обоснования педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве в процессе преподавания физической культуры.

Анализ научной литературы, педагогической и социокультурной ситуации в стране позволяет обозначить наличие объективных противоречий в теории и практике образовательного физкультурного компонента. Можно утверждать, что до сегодняшнего времени не разработано теоретико-методологическое обоснование педагогической физкультурной поддержки учащихся при преподавании в физкультурном образовательном пространстве; не обозначены методологические подходы к адаптации учащихся в физкультурном образовании; не выявлены педагогические механизмы активизации процесса внутреннего потенциала учащихся педагогическими средствами физкультурной поддержки.

В этой связи научная разработка методологического и теоретического обоснования вопросов преподавания физической культуры в начальной школе, педагогической физкультурной поддержки младших школьников в физкультурном образовательном пространстве и технологий педагогической деятельности с детьми, обеспечивающих этот процесс, становится особенно актуальной, значимой как для науки, так и для будущей практики.

Анализ научных исследований и опыта практической деятельности в сфере физического воспитания учащихся начальных классов выявил ряд противоречий, обуславливающих актуальность нашего исследования. Так, в отечественной педагогике и образовательной политике декларируются приоритет личности ребенка, примат общечеловеческих ценностей, на основе которых должен осуществляться переход системы образовательного физкультурного компонента на принципы гуманистического личностно-ориентированного образования (В.В. Давыдов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, В.К. Бальсевич, Ю.Г. Травин, Б.Ф. Прокудин, Л.С. Выготский). В то же время снизились адаптационные возможности социума и образовательного физкультурного компонента, усилились негативные тенденции, способствующие появлению учащихся с ослабленным здоровьем. Упомянутые противоречия заключаются в следующем:

– в существовании достаточно высокого уровня разработанности общей теории гуманистического физического воспитания, современных концепций перехода на новую личностно ориентированную парадигму образовательного компонента и физического воспитания и недостаточной разработанности теории физкультурно-образовательного компонента, который обеспечивает педагогическую поддержку в физкультурно-образовательном пространстве;

– в потребности ребенка быть защищенным в период социальных и экономических катаклизмов, кризиса общества и абсолютной неготовности общества, государства, педагогического коллектива и социального окружения ребенка обеспечить данный процесс;

– в существующей парадигме детства как высшей ценности в государстве и в реальном положении учащихся, лишенных социально-педагогической физкультурной поддержки;

– в потребности учащегося в личностном содействии и адаптации к условиям образовательного физкультурного компонента и отсутствием возможности осуществлять этот процесс;

– в объективной потребности образовательного физкультурного компонента в высоком уровне развития профессиональной педагогической культуры педагогов, их гражданской личностной позиции и реальным состоянием социально-психологической готовности учителей к работе в физкультурно-образовательном пространстве.

Данные противоречия позволили определить главную проблему исследования, которая заключается в существенном совершенствовании подготовки младших школьников к физкультурному образованию согласно изменившимся социально-экономическим условиям в стране и требованиям современного общества к физкультурно-образовательной программе подготовки подрастающего поколения. Таким образом, актуальность данного исследования, направленного на разрешение выделенных противоречий и повышение теоретической и практической разработанности поставленной проблемы, обусловила выбор данной темы: «Теоретико-методологическое обоснование преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе».

Объект исследования: Образовательный процесс, направленный на создание возможностей педагогической физкультурной поддержки и формирования личности учащегося в процессе преподавания физической культуры в начальной школе.

Предмет исследования: теоретико-методологическое обоснование содержания процесса преподавания образовательного компонента учебного предмета «Физическая культура» на основе педагогической поддержки как гуманистической составляющей формирования гармоничной личности детей младшего школьного возраста в образовательно-воспитательном пространстве школы.

Цель исследования: разработка теоретико-методологического и педагогического обоснования содержания процесса преподавания образовательного компонента учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе на основе физкультурной педагогической поддержки, адаптации и становления личности младшего школьника в физкультурном образовательном пространстве.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс преподавания физической культуры с образовательной направленностью на основе педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве окажется эффективным, если будет:

– усовершенствовано теоретико-методологическое обоснование методологии формирования личности учащихся в физкультурном образовательном пространстве;

– выявлены индивидуальные особенности личности учащегося в процессе формирования физкультурно-образовательного компонента как педагогического феномена;

– обоснованы сущность, содержание и основные характеристики физкультурного образовательного пространства как среды социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста;

– разработаны подходы к усовершенствованию педагогической деятельности с учащимися, обеспечивающие реализацию педагогической поддержки формирования личности в физкультурном образовательном пространстве;

– разработана методология социально-педагогической адаптации учащихся в процессе формирования у них навыков физкультурно-образовательного компонента в общеобразовательных учреждениях;

– организовано целенаправленное социально-педагогическое сотрудничество и сотворчество, внедрены в учебный процесс общеобразовательной школы современные инновационные технологии взаимодействия с учащимися в физкультурном образовательном пространстве на основе теории учебной деятельности.

Обозначенные проблема, цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

1. Изучить исследуемую проблему в теории и практике преподавания отечественного образовательного физкультурного компонента.

2. Обосновать использование основных понятий в педагогической деятельности с детьми: «физкультурное образование», «физкультурное образовательное пространство», «личность учащегося», «социально-педагогическая поддержка и защита», «адаптация и идентификация личности».

3. Осуществить мониторинг для изучения внутреннего мира учащегося, обуславливающего особенности развития его личности.

4. Выявить особенности физкультурного образовательного компонента, раскрыть сущность физкультурного образовательного пространства как среды физкультурной поддержки личности учащегося.

5. Разработать теоретико-прогностическую модель физкультурного образовательного пространства, обеспечивающую педагогическую поддержку и защиту личности учащихся (на уровне отдельного образовательного учреждения).

6. Разработать методологию использования педагогики учебной деятельности с детьми, обосновывающей поддержку и формирование личности в физкультурном образовательном пространстве.

7. Экспериментально проверить социально-педагогические аспекты структуры и содержания поддержки и формирования личности учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития учащегося как личности; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе общечеловеческих ценностей, нравственной культуры.

В качестве общей методологии исследования нами рассматриваются общенаучные положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры. Одновременно особо важным методологическим основанием настоящего исследования выступает личностно ориентированный подход, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения процесса педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Исследуя поставленную проблему, мы учитывали взгляды философов и историков прошлого и современных исследователей (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк), раскрывающие сущность классического и перспективы современного образовательного физкультурного компонента в целостности культурно-исторического развития человечества.

Теоретической основой диссертационной работы стали достижения в области отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, Ю.Г. Травина, В.И. Ляха, Б.Ф. Прокудина.

Теоретической базой для полного освещения современного состояния исследуемой проблемы стали инновации и течения в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов и, хотя и по-разному, определяющие пути и технологии физкультурной поддержки личности. К ним относятся: педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.П. Ильин, В.Н. Караковский и др.), раскрывающая идеи гуманного опережающего развития человека и новую педагогическую технологию, в центре которой – личность учащегося, учение без принуждения, доверие и заинтересованность в положительном результате; педагогика диалога (М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.), обращающаяся к педагогическому взаимодействию на принципах физкультурной поддержки и плюрализма мнений; педагогика свободы (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, С.А. Белитчева; И.В. Бестужев-Лада), рассматривающая свободу ребенка и его педагогическую поддержку как константу гуманистического мировоззрения и практики, педагогика творчества, отражающая подход в развитии личности, защищенности и физкультурной поддержки (Ю.П. Азаров, Т.А. Барышева, А.Ф. Никитин и др.).

Кроме того, при рассмотрении теоретических аспектов исследования мы опирались на современные концепции личностно ориентированного образовательного физкультурного компонента, а именно:

– психолого-дидактическую концепцию личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская);

– культурологическую концепцию личностно ориентированного образовательного физкультурного компонента (Е.В. Бондаревская);

– проективную модель личностно ориентированного обучения (П.Я. Гальперин; В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий);

– концепцию личностного физического воспитания;

– дидактическую модель личностно ориентированного образовательного физкультурного компонента;

– концепцию самоорганизуемой педагогической деятельности (Ю.В. Громыко, Т.П. Юшкевич, С.Д. Неверкович, Г.П. Щедровицкий), являющейся закономерным этапом развития гуманистического направления в мировой педагогике, высшими ценностями которого выступают личность, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество.

В нашей работе мы обращались и к наиболее значительным исследованиям сравнительной педагогики, что способствовало определению инновационных подходов к разработке теории физкультурной поддержки личности учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Изучая теоретико-методологические подходы к осуществлению физкультурной поддержки учащихся, мы ориентировались также на ведущие исследования в области теории и методологии социальной педагогики.

Источники исследования: документы и правовые акты в области образовательного физкультурного компонента, программно-методические материалы, труды и педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики; монографии; научные исследования по теории и практике народного физического воспитания, образовательного физкультурного компонента; периодические издания, раскрывающие аспекты исследуемой проблематики, материалы научно-практических конференций, совещаний, семинаров, собственный опыт.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ историко-педагогических учений классиков философии, педагогики и психологии; междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, культурологии, педагогики; интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности, монографические характеристики и биографический метод), опытно-экспериментальная работа (анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертные оценки; изучение и обобщение позитивного опыта по поддержке и защите личности; разработка теоретико-прогностической модели).

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили Бурятский государственный университет, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева и Институт возрастной физиологии Российской Академии образования; физкультурное образовательное пространство города Улан-Удэ и города Красноярска (институты повышения квалификации, общеобразовательные школы, лицеи). Исследованием было охвачено 1096 испытуемых.

Научная новизна исследования заключается в том, что совокупность полученных в нем результатов содержит решение крупной научной проблемы – интеграции теоретико-методологического и педагогического обоснования процесса преподавания компонента физической культуры в физкультурном образовательном пространстве начальной школы:

1. Изучено современное состояние гуманистических течений в педагогике физического воспитания, философии, культурологии в контексте методологического обоснования личностно ориентированной педагогики на основе реализации физкультурной поддержки личности.

2. Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены категории, ведущие понятия, принципы и технологии физкультурной педагогики в работе с детьми.

3. Выявлены новые эффективные современные подходы к педагогическому физкультуроведению и обоснованы педагогические модели физкультурной поддержки личности учащихся в физкультурном образовательном пространстве, реализуемые в различных странах.

4. Выявлены особенности и проблемы развития личности учащегося средствами физической культуры, введен в научный оборот понятийный аппарат в области формирования физкультурно-образовательного компонента на основе теории учебной деятельности. Экспериментально установлены и обоснованы наиболее типичные трудности в работе с детьми по формированию физкультурно-образовательного компонента на основе теории учебной деятельности.

5. Определены структура и содержание физкультурного образовательного пространства, разработана его теоретико-прогностическая модель, обеспечивающая благоприятные условия для обучения и развития личности.

6. Выявлены сущность, содержание и направления учебной деятельности в преподавании физкультурно-образовательного компонента.

Теоретическая значимость исследования определяется научной новизной и результатами выполненного исследования:

– обоснована целостная концепция преподавания компонента физической культуры в физкультурном образовательном пространстве начальной школы, что позволяет определить один из важнейших векторов развития современного физкультурно-образовательного компонента, открывает новые аспекты видения объекта познания – учащегося начальной школы;

– обоснована необходимость ориентации на личностные показатели учащихся на основе теории учебной деятельности;

– выявленные ранее неизвестные тенденции формирования гармоничной личности детей младшего школьного возраста в образовательно-воспитательном пространстве школы уточняют особенности физкультурной педагогической поддержки, адаптации и становления личности младшего школьника в физкультурном образовательном пространстве;

– выводы и научно-практические рекомендации, разработанные в результате опытно-экспериментального исследования, создают основу для углубления и расширения исследований в области преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что проведенное исследование является обобщением опыта гуманистических, ценностных, культурологических и личностных ориентаций педагогического процесса по поддержке учащихся. Разработанная теоретико-прогностическая модель физкультурного образовательного пространства может служить научно-методологическим обоснованием практической деятельности в ракурсе физкультурной поддержки личности учащихся с учетом региональных, местных условий, определяемых социально-экономической, культурно-физической ситуацией, реальных возможностей конкретного общеобразовательного учреждения.

Теоретические и методологические основы педагогики работы с детьми могут выступать в качестве научно-методического инструментария для ориентации образовательных заведений, педагогов, практических работников службы помощи на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций в поддержке и защите учащихся, их адаптации к иной культуре. Поддержка и защита детства на материалах инновационной педагогики, основы межкультурного общения позволили обеспечить совершенствование подготовки социальных педагогов, учителей, студентов к организации и осуществлению педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Личный вклад соискателя состоит:

– в обосновании использования основных понятий педагогической деятельности: «физкультурное образование», «физкультурное образовательное пространство», «личность учащегося», «социально-педагогическая поддержка и защита», «адаптация и идентификация личности» области формирования физкультурно-образовательного компонента на основе теории учебной деятельности;

– в осуществлении мониторинга изучения внутреннего мира учащегося начальной школы, обуславливающего особенности развития его личности в физкультурном образовательном пространстве;

— в выявлении особенностей физкультурного образовательного компонента, раскрытии его сущности как среды физкультурной поддержки личности учащегося начальной школы;

– в разработке теоретико-прогностической модели физкультурного образовательного пространства, обеспечивающей педагогическую поддержку и защиту личности учащихся на уровне отдельного образовательного учреждения;

– в разработке методологии использования педагогики учебной деятельности с учащимися младшего школьного возраста, обосновывающей поддержку и формирование личности в физкультурном образовательном пространстве.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: методологическими положениями исходных оснований исследования, связанных с культурологическим, аксиологическим, системно-структурным, целостным, личностно ориентированным подходами; результатами сопоставления данных, полученных на основании использования различных методик, сравнения показателей, выявленных в ходе исследования, авторских методик с результатами, полученными иными способами; большим охватом участников образовательно-исследовательской работы и привлечением к исследованию студентов, аспирантов, преподавателей Красноярского государственного педагогического университета, Бурятского государственного университета, учителей общеобразовательных учреждений г. Красноярска и г. Улан-Удэ.

Кроме того, данные результаты подтверждены обсуждением идей диссертации в различных аудиториях и их признанием со стороны педагогической общественности; а также успешной защитой студентами курсовых и дипломных работ по названной проблеме, обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественных и качественных методов исследования, что позволило сформулировать обобщенные выводы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен физкультурной поддержки личности учащегося как педагогической проблемы, методологическим базисом которой выступают системный подход, философия гуманизма и кросскультурализма. Учащийся рассматривается как субъект гуманных отношений; с позиций кросскультурализма – как субъект культуры; с позиций физкультурного образовательного пространства – как субъект собственной жизни.

2. Обозначенные характеристики личности учащегося:

– выраженность культурной дистанции, способность к социальной адаптации;

– личностные особенности, раскрывающие зрелость личности, ценностные ориентации, особенности характера и психики, являющиеся наиболее типичными трудностями в работе с детьми и связанные с социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

3. Результаты анализа педагогического процесса по проблемам физкультурного образовательного компонента, а также физкультурной поддержки личности учащегося в физкультурном образовательном пространстве, которые будут являться составляющими теории обучающей деятельности педагога.

4. Методология и сущностная характеристика физкультурного образовательного пространства, которая выступает как среда реабилитации, социальной адаптации и формирования образовательного физкультурного компонента учащихся. Физкультурное образование в работе рассматривается как процесс освоения подрастающим поколением общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития мировоззрения, готовности и умения жить в общественной среде. Физкультурное образовательное пространство включает образовательные учреждения, физкультурные системы и явления, обусловливающие изменения в образовании учащихся начальной школы. Его основаниями являются: культура, воспитание личности, интеграционные процессы в физкультурном образовании; педагогическая компетентность и защита учащихся в области физкультурного образовательного пространства.

5. Теоретико-прогностическая модель физкультурно-образовательного пространства, обеспечивающая благоприятные условия для обучения и развития учащихся и отражающая стремление к гармонии, продуктивной деятельности поиска способов и средств культурной идентификации личности, ее физкультурной поддержки и духовно-нравственного становления и самореализации учащихся в новой социокультурной ситуации. Разработанная в диссертации теоретико-прогностическая модель физкультурного образовательного пространства представлена двумя уровнями. На уровне системы она раскрывает объективные потребности общества в инновационных технологиях физкультурного образовательного компонента и отражает его сущностную, содержательную и методологическую характеристики. На уровне общественной среды она отражает условия и средства удовлетворения потребностей в образовании, адаптации личности учащихся на основе диалога, взаимообщения и межличностного взаимодействия.

6. Физкультурная поддержка учащихся начальных классов, рассматриваемая как многоуровневая и многофункциональная система и характеризующаяся как теоретический компонент педагогических технологий работы с детьми; как составная часть региональной государственной политики в реализации прав и интересов учащихся; как системообразующий фактор по обеспечению педагогической физкультурной поддержки учащихся; как средство повышения культуры, смягчения социально-психологической напряженности в условиях физкультурного пространства.

Апробация исследования осуществлялась через публикации промежуточных результатов и выступления диссертанта на международных научно-теоретических совещаниях и конференциях по исследуемой проблеме (г.г. Тюмень, 1997; Москва, 1999-2002; Коломна, 1995-2006; Надым, 1996; Абакан, 1995; Красноярск, 1997-2012; Иркутск, 2012; Улан-Удэ, 2011-2012 и др.); на международных семинарах по технологиям образовательного физкультурного компонента (г.г. Абакан, 2005; Москва, 2000-2002; Красноярск, 2006-2012; Тверь, 2003; Волгоград, 2003); на вузовских школах-семинарах в контексте проблемы, а также выступления перед учеными и практиками различных регионов России в течение всего периода исследовательской работы.

Различные аспекты диссертационного исследования внедрялись через разработку авторских экспериментальных курсов, которые были включены в практику деятельности ряда вузов России.

Результаты исследования нашли отражение в 16 статьях в рецензируемых журналах ВАК, 4 монографиях, 27 учебно-методических пособиях, 6 программах, 65 статьях и 24 тезисах в материалах сборников научно-практических конференций и обучающих семинаров, научных разработках и концепциях развития образовательного физкультурного компонента и т. д.

Практические рекомендации. Проведенное исследование позволило обосновать ряд практических рекомендаций по использованию разработанной программы физического воспитания для учащихся I-IV классов.

Разработанное содержание преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе для учащихся I-IV классов можно использовать: в учебно-педагогическом процессе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы: на уроках физической культуры, в процессе проведения различных форм занятий физическими упражнениями (при проведении физкультурных праздников, на занятиях в спортивных секциях, в процессе организации удлиненных подвижных перемен в режиме учебного дня); в процессе подготовки учителей физической культуры для общеобразовательной школы; при подготовке специалистов физического воспитания на факультетах физического воспитания педагогических институтов и университетов.

Полученные в ходе настоящего исследования данные позволяют: планировать построение уроков физической культуры, имеющих целью обучение и развитие личности младшего школьника в физкультурном образовательном пространстве; разрабатывать новые технологии обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательной школы на основе представленных в настоящем исследовании научных подходов.

Использование указанных направлений в исследовательской работе и на практике позволит расширить представления о системе влияния на личность ребенка реализации образовательного компонента учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе в сочетании с традиционными средствами физической культуры.

Этапы исследования. I этап (1991–1994) – проблемно-поисковый, связан с изучением идей физкультурной поддержки личности, основ народного физического воспитания в мировой историко-педагогической мысли, выявлением тенденций развития образовательного физкультурного компонента в отечественном и зарубежном опыте, анализом состояния проблемы в философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии. В результате определилось проблемное поле исследования, вычленялся его категориальный аппарат, основные базовые понятия, что позволило определить теоретические прогностические ориентиры физкультурной поддержки личности в физкультурном образовательном пространстве.

II этап (1994–1998) – теоретико-практической разработки теоретических аспектов физкультурного образовательного компонента, физкультурного образовательного пространства, а также теоретико-прогностической модели адаптационного физкультурного образовательного пространства по поддержке и защите личности учащегося. На данном этапе осуществлялось начальное методологическое обоснование сущности и содержательных характеристик педагогики работы с детьми, обеспечивающей реализацию физкультурной поддержки личности. Проводилось частичное пилотажное внедрение авторских идей в педагогическую деятельность и содержание инновационной работы в школах и образовательном пространстве.

III этап (1999–2012) – теоретико-методологический, цель которого — раскрыть и обосновать трудности в работе с учащимися; осуществить проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей физкультурного образовательного пространства, интеграцию физкультурных знаний в практику и педагогическую физкультурную поддержку личности учащихся; дать теоретико-методологическое обоснование педагогики работы с детьми и службы помощи. Данный этап включал оформление результатов исследования, материалы которых вошли в содержание монографий, пособий, статей и диссертации.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, восьми глав, выводов, списка литературы (473 источника, из них 58 на иностранных языках), включает 86 таблиц, 8 рисунков и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Педагогическая поддержка в образовании преемственно связана с гуманистической традицией в философии и педагогике, которые корнями уходят в глубинные слои человеческой культуры. В этой связи сущность гуманизма мы определяем как совокупность объективного и субъективного в отношении к каждому ребенку как самостоятельной высшей ценности.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми, обосновывающей содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической физкультурной поддержки учащихся в физкультурном образовательном пространстве.

Задачи социально-педагогической поддержки и защиты среды формирования и развития личности учащегося, социальных, образовательных, нравственных и адаптационных проблем решаются в сфере физкультурного образовательного пространства.

Личность ребенка нуждается в защите своих прав в их приоритете. В основу образовательного процесса закладываются приоритеты так называемой социальной активности, к которым относится участие в общественной жизни, в социально-культурном управлении, в бытовой и образовательной деятельности, а также в разнообразных формах межличностного общения и охране здоровья.

Приоритетной является эмоционально-чувственная деятельность (воспитание чувств, выражение чувств в эстетических двигательных формах, в искусстве, в межличностном общении). С этих позиций разными авторами формулируются итоговые требования к содержанию образовательного физкультурного компонента и нормативным материалам (учебникам и программам).

В программах представлены виды деятельности в соответствии со спецификой учебного предмета, различных внеурочных и внешкольных форм физкультурной деятельности. Для повышения эффективности образовательного физкультурного компонента в области всестороннего развития личности школьников должна осуществляться разнообразная деятельность учащихся, и, следовательно, содержание образовательного физкультурного компонента должно быть разносторонним. Опыт конструирования содержания образовательного физкультурного компонента в начальной школе, как в нашей стране, так и за рубежом, показал, что наиболее трудной частью является решение проблемы отбора научных знаний в различных разделах учебного предмета. В литературе указывается на чрезвычайную важность исследования проблемы определения системы умений, навыков и опыта творческой деятельности школьников. Анализ исследований показал, что ряд недостатков в действующем образовании (в частности, слабое владение творческими умениями и навыками, отсутствие четко разработанной системы умений и навыков) связаны с неразработанностью именно этой проблемы. В этой связи предлагается выделение двух основных компонентов умений: 1) умения, составляющие содержание образовательного физкультурного компонента и участвующие в самом процессе познания данного учебного предмета; 2) умения, частично входящие в содержание, носящие вспомогательный характер и обеспечивающие осуществление учебного процесса.

Согласно этой гипотезе, в качестве основных составляющих личности можно условно выделить стремления личности и качества личности. Развитие личности – творческая самореализация, творческая адаптация человека в новых средах, новыми путями и способами. Преобладание в личности ребенка культурных стремлений создает основу для более полного и гармоничного саморазвития.

Вместе с тем технологии, обеспечивающие личностный подход к формированию знаний, умений и навыков в области физической культуры, в опубликованной литературе освещены незначительно.

Эти факторы формируют отрицательное отношение к учебе и не позволяют в полной мере адаптировать учащихся к деятельности в существующей социальной ситуации. Качества личности школьников практически не учитываются в системе образовательного физкультурного компонента, в том числе и в образовательной области «Физическая культура». Нравственные навыки прочно вошли в систему трудовых и деловых качеств в современной социальной ситуации. Наиболее эффективный (хотя и не самый простой и дешевый) путь — перестройка системы образовательного физкультурного компонента для обеспечения высокого интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения. Все сказанное в полной мере относится не только к теоретическим компонентам информации, но и к информации в двигательной сфере, что отчасти реализуется в ряде систем физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. В этой ситуации признается актуальной ориентация на формирование качеств личности, которые позволяют человеку в настоящий момент и в будущем совершенствовать двигательную, психическую и нравственную сферы своей личности. Имеется принципиальная возможность научить школьника извлекать необходимую информацию (в физической, психической и социально-нравственной сфере), трансформировать ее до необходимого уровня и конкретного использования, адекватно ориентироваться в различных социальных событиях и принимать соответствующие решения; иметь культуру деятельности, культуру поведения при общении с окружающими людьми в различных социальных ситуациях.

Эти требования к школьнику предопределяют эффективность его будущей адаптации в обществе и успешности жизнедеятельности.

Налицо новый комплекс требований, который отсутствовал в системе физического воспитания школьника, еще не осмыслен официальными структурами и не вошел в образовательный стандарт.

Формирование личности как объекта общественных отношений рассматривается в контексте процесса социализации. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре обучения и физического воспитания, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Личностные факторы имеют значение только в связи с формированием познавательной мотивации и познавательных способностей.

В задачи организации учебного процесса здесь входят включение личности в природосообразную и культуросообразную деятельность. Первое положение связано с сущностью и назначением образовательного физкультурного компонента. Именно на них должен опираться учитель в своей педагогической деятельности. В системе физкультурного образовательного компонента важнейшей является гуманистическая составляющая, понимаемая как сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы и нравственности.

Диагностика в физкультурном образовательном компоненте в ее практическом воплощении представлена в виде педагогической (дидактической) диагностики и ориентирована на измерение объема и структуры знаний, умений и навыков (ЗУНов) учащихся.

Социологическая парадигма развития физического воспитания в современном обществе и ее влияние на формирование содержания физкультурно-образовательного компонента возможна только на основе новой парадигмы, в которой предполагается непрерывность подготовительных и основных процессов жизнедеятельности учащихся, непрерывная связь с производством, наукой и всей общественной жизнью.

Сопоставляя принципы традиционной и новой технологии физического воспитания, нетрудно заметить, что они в совокупности могут быть выражены в двух противоположных парадигмах: традиционной и новой, которые предполагают принципиально различное положение человека в обществе, его объективного отношения к другим людям и к обществу в целом. Имеет место жесткая разделенность, дискретность производственной и учебной деятельности общего и профессионально-прикладного физического воспитания. В новой парадигме содержанием физического воспитания становится не столько определенный объем знаний и двигательных навыков, сколько само творчество, самодеятельность в сфере материального и духовного производства. Особое значение с точки зрения взаимодействия личности и общества имеет принцип превращения ученика из объекта физического воспитания в субъект, активно преобразующий природную и социальную среду.

В этих условиях эрудиция (стандартные знания, умения, навыки и сопряженные с ними двигательные качества) меняется на креативность и умение обновлять имеющиеся знания на необходимые. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, ребенок приобретает социально значимые личностные качества и становится социальным субъектом.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования. При решении поставленных задач использованы следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент и педагогические наблюдения, оценка уровня сформированности навыков физкультурно-образовательного компонента, определение уровня развития физиометрических и функциональных показателей, выявление показателей использования элементов здорового образа жизни во внешкольной деятельности, оценка психического состояния по шкалам «Тревожность — спокойствие» и «Уверенность в своих силах — чувство беспомощности», оценка культурологических стремлений, оценка социально значимых качеств личности, выявление уровня сплоченности коллектива, оценка уровня сформированности основных двигательных качеств, оценка количества простудных заболеваний, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился для обоснования эффективности разработанного подхода к формированию навыков физкультурно-образовательного компонента у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. В рамках эксперимента уроки физической культуры проводились в общеобразовательных школах Красноярска: 11, 12, 14, 32, 121, 145, лицее № 2. Были сформированы две группы детей младшего школьного возраста: контрольная (545 чел.) и экспериментальная (551 чел.). В исследовании приняло участие в общей сложности 1096 детей младшего школьного возраста, участвовавших в проведении трехлетнего педагогического эксперимента.

Тестирование испытуемых контрольной и экспериментальной групп осуществлялось четыре раза: в начале педагогического эксперимента, после окончания первого года педагогического эксперимента, по окончании второго года педагогического эксперимента и в конце третьего года педагогического эксперимента. Тестирование проводилось по всем показателям, представленным в разделе «Методы исследования» данной главы.

Экспериментальные и контрольные уроки физической культуры проводились по следующей схеме. Контрольная и экспериментальная группы выполняли базовую часть комплексной программы физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Различие в содержании уроков физической культуры в контрольной и экспериментальной группах заключалось в вариативной части уроков физической культуры и в методике проведения учебно-педагогического процесса.

В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения урока физической культуры: объяснение нового материала; его освоение; закрепление изученного ранее учебного материала; его совершенствование (по мере необходимости); формирование двигательных качеств; игры для снятия утомления; подведение итогов.

В экспериментальной группе использовалась схема, разработанная в нашем исследовании по формированию навыков физкультурно-оздоровительного компонента на основе теории учебной деятельности, и дополнительно вводились элементы воздействия на учащихся, сопряженные с: особенностями их стремлений личности; степенью сформированности физкультурно-образовательных навыков;

личностными особенностями.

Учет данных показателей осуществлялся на всем протяжении урока физической культуры и способствовал выявлению, на наш взгляд, положительных результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента.

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Состав понятийно-терминологического обеспечения физкультурно-образовательного компонента. Общетеоретические и логико-методологические проблемы физкультурной деятельности нашли отражение в трудах многих ученых. Большой вклад в развитие интегративных идей внесли ученые, раскрывающие вопросы физкультурной деятельности в отдельных научных отраслях или в группе наук.

В научно-педагогической литературе имеется опыт выделения сущностных признаков интегративного физкультурного процесса: 1) физкультурная деятельность строится как взаимодействие разнохарактерных, ранее разобщенных составляющих; 2) физкультурная деятельность связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов; 3) интегративный физкультурный процесс имеет свою логико-содержательную основу; 4) интегративный физкультурный процесс имеет собственную структуру; 5) педагогическая направленность и относительная самостоятельность интегративного физкультурного процесса.

На этом основании выделена собственная группа характеристик интегративного физкультурного процесса, дополняющих и учитывающих вышеперечисленные: предсказуемость и стохастичность, прерывность (проницаемость) и непрерывность (непроницаемость), изменчивость и константность качеств ее компонентов. Предсказуемость определяет возможность управления интеграционным процессом. Непрерывность выражает способность интеграционного процесса представлять собой единую цепь, связывающую между собой эти этапы (уровни, ступени). Изменчивость означает то, что в ходе физкультурной деятельности происходит трансформация и преобразование ее компонентов и появление на этой основе интегративных новообразований. Физкультурной деятельности как процессу могут быть приписаны характеристики самого процесса. Тогда она выступает как: а) последовательность этапов возникновения, развития и исчезновения событий в рамках данной ситуации; б) последовательная смена событий в фиксированном интервале времени; в) последовательная смена ситуаций внутри определенной системы в фиксированном интервале времени; г) смена систем в фиксированном временном интервале.

В педагогике господствует тенденция, направленная на различение физкультурной деятельности и синтеза. Так, в качестве главных отличительных признаков синтеза отмечается, во-первых, то, что он означает слияние взаимодействующих систем в однородную целостность, тогда как физкультурная деятельность есть единство многообразного и не исключает дифференцированность.

Во-вторых, физкультурная деятельность шире, чем синтез по охвату объединительных процессов и имеет отношение не только к самому процессу развития, но и к средствам его организации; синтез же есть творчески порождающий акт познавательной физкультурной деятельности и, кроме того, завершающая форма интегративного физкультурного процесса и основа для новой отрасли знания. Анализ характеристик физкультурной деятельности позволяет также сделать вывод о полиструктурной организации физкультурного процесса.

Выделено пять измерений образовательного физкультурного компонента: физкультурная деятельность содержания; процесс конструирования знания; преодоление предубеждений; справедливая педагогика; стимулирование развития среды и социальной ориентации школы.

Понятие «поддержка» в школе по образовательной области «физическая культура» означает создание определенной атмосферы, среды или экологии класса, учитывающих культурное разнообразие, культурные традиции, ценности и перспективы образовательного физкультурного компонента.

Проблема физкультурного образовательного компонента имеет большое значение для страны, так как велика общая численность школьников, проживающих в ней. Термин «физкультура» широко распространен в документах, определяющих общеобразовательную и социальную политику государства. При этом считают, что перестройка физкультурной деятельности учебных заведений должна проводиться с учетом образовательного физкультурного компонента и включать: ориентацию воспитательно-образовательной работы на жизненные ситуации детей; переход к открытому планированию; апробацию технологий образовательного физкультурного компонента с учетом разнообразных потребностей и возможностей детей.

Основные подходы к социально-педагогической работе в области физического воспитания базируются на следующих положениях: помощь и воспитание вместо наказания, понимание вместо осуждения, добровольность вместо контроля, искренность, доверие, семейная ориентация, объединенная помощь – комплексная помощь.

Изучение опыта по адаптации учащихся и оказанию им помощи позволяет выделить основания к решению данной проблемы в стране: помощь и поддержка учащимся и их семьям в области физического воспитания реализуется на основе определенных принципов, служащих для социальной помощи в рамках общей системы служб; предоставленная помощь всегда должна соответствовать конкретному случаю; помощь может быть предоставлена даже и в том случае, если за ней не обращаются, и должна выступать, как правило, в качестве средства, когда ребенок не в состоянии помочь себе сам; адаптация учащихся осуществляется путем ввода физической культуры как вспомогательного средства.

Физкультурно-образовательная педагогика – это складывающееся в настоящее время на стыке образовательной педагогики и психологии методологическое направление, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм образовательного физкультурного компонента.

Педагогические цели и задачи физкультурного образовательного компонента. С позиций педагогики в физкультурно-образовательной деятельности целью образовательного физкультурного компонента является формирование физкультурно-образованной личности. Под физкультурным сознанием понимается совокупность физкультурных представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – физическая культура» и в самой физической культуре, существующего отношения к физической культуре, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Экоцентрический тип физкультурного сознания характеризуется:

1) психологической включенностью человека в мир физической культуры; 2) восприятием физкультурных объектов как субъектов;

непрагматическим взаимодействием с ценностями физической культуры.

Общей задачей образовательного физкультурного компонента является формирование физкультурного сознания личности. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире физической культуры и между человеком и физической культурой, как надо поступать с точки зрения физкультурно-образовательной целесообразности. С позиций педагогики в физкультурно-образовательной деятельности именно через представления в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир физической культуры, которая свойственна физкультурно образованной личности.

Педагогическое содержание физкультурного образовательного компонента. Двойственность понимания физической культуры нашла свое отражение и в физкультурном образовании, в котором реализуются обе ориентации: на природную среду и на мир физической культуры.

Первая ориентация воплощается в так называемой инвайронментальной педагогике (от англ. environment окружающая среда). С позиций этого подхода, в процессе освоения образовательного физкультурного компонента необходимо формирование, во-первых, системы представлений об окружающей физкультурной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида; во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней; в-третьих, стратегий и технологий рационального самосовершенствования.

Вторая ориентация воплощается в физкультурно-образовательной психопедагогике. С позиций этого подхода в процессе образовательного физкультурного компонента необходимо формирование, во-первых, системы представлений о мире физической культуры как совокупности конкретных физкультурных объектов (и их комплексов); во-вторых, субъективного отношения к физкультурным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью; в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними. При этом педагогика в физкультурно-образовательной деятельности не заменяет физическую культуру как среду на мир физической культуры, а дополняет им физкультурное образование.

Основной методологический принцип педагогики в физкультурно-образовательной деятельности заключается в строгом соответствии педагогического процесса образовательного физкультурного компонента психологическому процессу формирования физкультурного сознания. Системная модель процесса формирования физкультурного сознания личности, разработанная в физкультурно-образовательной психологии, выступает в качестве своеобразной психологической матрицы (наподобие периодической таблицы Менделеева), на которую педагогика в физкультурно-образовательной деятельности накладывает педагогическую кальку соответствующих принципов и методов формирования физкультурно образованной личности. Основной методологический принцип педагогики в физкультурно-образовательной деятельности предъявляет к педагогическому процессу три основных требования:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст