Теоретико-методические основы оценки эффективности разработок пр

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \L «_TOC233435347» Введение PAGEREF _TOC233435347 \H 3

Раздел 1. HYPERLINK \L «_TOC233435349» Теоретико-методические основы оценки эффективности разработок программных продуктов PAGEREF _TOC233435349 \H 6

HYPERLINK \l «_Toc233435350» 1.1. Понятие эффективности производства и критерии оценки PAGEREF _Toc233435350 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc233435351» 1.2. Особенности экономики производства крупных программных продуктов PAGEREF _Toc233435351 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc233435352» 1.3. Методы ценообразования для программных продуктов PAGEREF _Toc233435352 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc233435353» 1.4. Методика расчета экономической эффективности разработки программного продукта PAGEREF _Toc233435353 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc233435354» 1.5. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов по разработке программных продуктов PAGEREF _Toc233435354 \h 27

Раздел 2. HYPERLINK \L «_TOC233435357» Оценка эффективности разрабатываемого ПП PAGEREF _TOC233435357 \H 34

HYPERLINK \l «_Toc233435358» 2.1. Общая характеристика и назначение ПП PAGEREF _Toc233435358 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc233435359» 2.2. Обзор аналогов и конкурентоспособность ПП PAGEREF _Toc233435359 \h 39

HYPERLINK \l «_Toc233435360» 2.3. Исследование емкости рынка и планирование объема продаж PAGEREF _Toc233435360 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc233435361» Стратегия маркетинга PAGEREF _Toc233435361 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc233435362» 2.4. Планирование выполнения работ PAGEREF _Toc233435362 \h 45

HYPERLINK \l «_Toc233435363» 2.5. Расчет затрат на разработку и производство ПП PAGEREF _Toc233435363 \h 47

HYPERLINK \l «_Toc233435364» 2.5.1 Расчет трудоемкости выполнения работ PAGEREF _Toc233435364 \h 47

HYPERLINK \l «_Toc233435365» 2.5.2 Расчет сметы затрат на разработку ПП PAGEREF _Toc233435365 \h 52

HYPERLINK \l «_Toc233435366» 2.5.3. Расчет затрат на производство одной копии ПП PAGEREF _Toc233435366 \h 55

HYPERLINK \l «_Toc233435367» 2.6. Выбор стратегии ценообразования PAGEREF _Toc233435367 \h 58

HYPERLINK \l «_Toc233435368» 2.7. Оценка экономической эффективности разработки ПП PAGEREF _Toc233435368 \h 61

HYPERLINK \l «_Toc233435369» 2.7.1. Оценка экономической эффективности ПП для пользователя PAGEREF _Toc233435369 \h 61

HYPERLINK \l «_Toc233435370» 2.5.2. Оценка экономической эффективности разработчика ПП PAGEREF _Toc233435370 \h 67

HYPERLINK \L «_TOC233435371» Заключение PAGEREF _TOC233435371 \H 74

HYPERLINK \L «_TOC233435372» Список использованных источников PAGEREF _TOC233435372 \H 77

HYPERLINK \L «_TOC233435377» ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _TOC233435377 \H 81

ВВЕДЕНИЕ

В современных сложных социально-экономических условиях приоритетным направлением развития экономики в России становится развитие инновационной деятельности, как перспективного решения экономических задач, поставленных перед экономикой страны. Мировой опыт свидетельствует, что инновационная деятельность, характеризуемая как процесс, направленный на создание, развитие и распространение инноваций, является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации экономики.

Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 70–85% прироста внутреннего валового продукта. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. долл. [35, с. 23] В западных странах исследовательские университеты занимают ведущее место в развитии экономики страны. Для России, вступившей на путь инновационного развития экономики, проблема оценки эффективности вложений в инновационную деятельность является особо актуальной. При этом развитие информационных технологий является одним из приоритетных направлений инновационного развития России, поэтому оценка эффективности вложений в эту отрасль становится актуальной задачею для инвесторов и разработчиков программных комплексов.

При этом задача оценки эффективности вложений средств в разрабатываемые программные продукты является довольно сложной, поскольку имеет свои особенности, связанные с трудностью формализации процессов разработки программных средств и приведения их к единой схеме, значительными различиями в содержании и длительности жизненных циклов программных продуктов, сложностями прогнозирования спроса на программную продукцию, быстрым моральным устареванием программных продуктов и необходимостью в их постоянной модернизации и развитии для обеспечения конкурентоспособного спроса и пр.

Вопросы оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты активно рассматриваются в теории инновационного развития в разделе оценки эффективности инновационных проектов отечественными и зарубежными авторами Аньшиной В.М., Дагаевым А.А., Дасковским В., Ильенковой В.А., Киселевым В.И. другими авторами.

Вопросы формирования принципов и методов оценки эффективности инвестиций в области информационных технологий проводились Липаевым В.В., Пирязевым М.С. Сизовым А.В., Гецци К., Джазайери М., Мандриоли Д. и другими авторами. Однако единой методологии оценки эффективности разработок в области информационных технологий на настоящее время так и не выработано.

Все это указывает на многоплановость, актуальность и недостаточную разработанность на настоящий момент вопросов экономической оценки эффективности разрабатываемых программных средств.

Таким образом, особая актуальность проблемы оценки эффективности разработок в области информационных технологий и ее повышение в современных условиях, недостаточная теоретическая изученность ключевых аспектов данной проблемы определяют необходимость систематизации и углубления знаний в данной области, а также выполнения практических разработок. В связи с этим возникает потребность в дальнейшем развитии теоретических представлений и методологических положений о сущности, основных факторах, методах оценки эффективности разработок в области создания программных средств. В связи с выше изложенным определились цель, структура и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является теоретическое обоснование методики оценки эффективности разработки программного продукта, являющегося предметом исследования, и практическая реализация расчета эффективности разрабатываемого программного средства.

Для достижения поставленной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

— раскрыть экономическую сущность понятия эффективности производства и основные критерии ее оценки в современных условиях;

— исследовать особенности экономики производства крупных программных продуктов и оценки эффективности их разработки;

— рассмотреть существующие методы ценообразования для программных продуктов и целесообразность их использования в оценках эффективности разработок программных продуктов;

— дать практические рекомендации по методике расчета экономической эффективности разработки программного продукта;

— дать общую характеристику предмета исследования, исследовать его конкурентоспособность, востребованность на рынке;

— рассчитать затраты на разработку, производство программного продукта, а также затраты пользователя программного продукта;

— обосновать цену реализации программного продукта;

— выполнить оценку эффективности разработки предмета исследования и экономическую эффективность использования программного продукта пользователем;

— сделать обоснованные выводы об эффективности разработки и выдвинуть свои предложения по развитию методики оценки эффективности разработок программных средств.

Объектом исследования в данном исследовании являются теоретические и методические основы методологии оценки эффективности разрабатываемых программных продуктов.

Предмет исследования – оценка эффективности разработки системы автоматизированного проектирования структурированных кабельных сетей для интеллектуальных зданий (САПР СКС ИЗ).

Методологической основной выполнения работы явились международные стандарты ISO по информационным технологиям и управлению качеством, методические материалы по оценке затрат на разработку программных продуктов вычислительных средств, теоретические работы Липаева В., Сизова А.В.

Для выполнения работы использовались общенаучные, аналитические методы, а также специальные экономические методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

Фактологической базой для выполнения работы послужили материалы фирмы ЗАО «СофтПро» по планированию разработки нового программного продукта САПР СКС ИЗ, аналитические обзоры программных продуктов в Интернет.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические положения и принципы оценок эффективности разработок в области информационных технологий, методы ценообразования и методы оценки эффективности инветиционных проектов.

Во второй главе на практическом примере выполнена оценка эффективности разработки САПР СКС ИЗ как для разработчика, так и для пользователя программного продукта.

В заключении подведены итоги выполненной работы и сделаны основные выводы по методике расчета эффективности разработок в области информационных технологий и ее дальнейшему развитию.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

1.1. Понятие эффективности производства и критерии оценки

Эффективность производственных процессов – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях как для промышленного предприятия, так и для инновационного, каковыми являются предприятия, производящие программные продукты. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, который характеризуется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства.

Измерение экономической эффективности предприятия требует его качественной и количественной оценки, то есть определения критерия и показателей эффективности общественного производства. Правильно избранный критерий должен наиболее полно выражать сущность экономической эффективности и быть единым для всех звеньев производства [13, c. 57].

Количественная определенность единого критерия выражается в обобщающих показателях эффективности производства и функционально связанных с ним локальных показателях использования разных видов ресурсов.

Определенные виды эффективности производства различаются преимущественно по разнообразию получаемых результатов (эффектов) хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, результат (эффект) производства может быть экономическим или социальным.

Экономический эффект отражает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии (в объединении предприятий). К таким показателям относятся величина полученного дохода, величина полученной прибыли, экономия тех или иных видов производственных ресурсов или общая экономия от снижения себестоимости продукции.

Социальный эффект сводится к сокращению продолжительности рабочей недели, увеличению новых рабочих мест и уровня занятости людей, улучшению условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизнедеятельности. Социальные последствия труда могут быть не только позитивными, но и негативными (например, появление безработицы, усиление инфляции, ухудшение экологических показателей).

вырезано

Зачастую при экономическом анализе проектирования и производства предполагается [ HYPERLINK «http://infonet.cherepovets.ru/citforum/SE/project/economics/2.shtml» \l «link4» \t «_blank» 4, HYPERLINK «http://infonet.cherepovets.ru/citforum/SE/project/economics/2.shtml» \l «link6» \t «_blank» 6, HYPERLINK «http://infonet.cherepovets.ru/citforum/SE/project/economics/2.shtml» \l «link9» \t «_blank» 9], что для продукта зафиксирован эффект от его создания и использования, и необходимо выявить все основные факторы, способствующие минимизации совокупных производственных затрат на всем жизненном цикле. Для этого должен быть подготовлен согласованный между заказчиком и разработчиком утвержденный документ, в котором определяются цели и задачи проекта, требуемые характеристики продукта и доступные экономические и другие ресурсы для его реализации. Эти данные должны быть предварительно сбалансированы, и они должны обеспечивать реализацию целей проекта при выделенных ресурсах с минимальным допустимым риском. Однако масштабы целей и функций сложных программных проектов имеют устойчивую тенденцию изменяться и увеличиваться по мере развития, а первоначально выделяемые ресурсы – не удовлетворять их реализацию. Экономическое обоснование проектов на начальном этапе их развития должно содержать оценки рисков реализации поставленных целей, обеспечивать возможность планирования и выполнения жизненного цикла (ЖЦ) программного продукта или указывать на недопустимо высокий риск его реализации и целесообразность прекращения разработки. Большую часть рисков и негативных последствий производства можно избежать, используя существующие методы оценивания и прогнозирования производственных затрат, а также управления проектами программных продуктов для их успешного завершения.

При экономическом анализе и обосновании проектов сложных комплексов программ возможны два сценария:

— создание и весь жизненный цикл комплекса программ ориентируется на массовое тиражирование и распространение их на рынке среди заранее не известных пользователей, в различных сферах и внешней среде применения; при этом отсутствует конкретный внешний потребитель-заказчик, который определяет и диктует основные требования к программному продукту, выделяет ресурсы и финансирует проект;

— разработка программного продукта предполагается с определенным, относительно небольшим тиражом, с известной областью и внешней средой применения, для конкретного потребителя-заказчика, который определяет требования к функциям и характеристикам качества, финансирует и выделяет ресурсы.

Эти сценарии принципиально различаются методами экономического анализа и обоснования экономических характеристик продукта. Первый сценарий базируется на маркетинговых исследованиях рынка программных продуктов и на стремлении поставщика занять на рынке достаточно выгодное место. Для этого ему необходимо определить наличие на рынке всей гаммы близких по назначению и функциям продуктов, оценить их эффективность, стоимость и применяемость, а также возможную конкурентоспособность предполагаемого к разработке программного продукта для потенциальных пользователей и их возможное число. Следует оценить рентабельность затрат на создание и обеспечение всего ЖЦ нового программного продукта, выявить факторы, функциональные, экономические и конструктивные показатели качества, которые способны привлечь достаточное число покупателей и оправдать затраты на предстоящую разработку.

Для этого разработчикам необходимо проводить оценки возможной конкурентоспособности предполагаемой продукции на рынке по величине соотношения:

— возможной эффективности (ценности, достоинств) последующего применения программного продукта и способности удовлетворить потребности пользователей при их приобретении и использовании;

— к стоимости (цене, затратам), которую готов заплатить пользователь при приобретении и эксплуатации данного программного продукта [16, c. 76].

При выборе поставщика и продукции покупатель обычно стремится максимизировать это соотношение как за счет поиска продуктов с наибольшими эффективностью и качеством, так и за счет минимальной стоимости покупаемого продукта. В этом сценарии при организации производства вся ответственность за цели, функции и показатели качества продукта ложатся на его производителей, и особую роль при экономических оценках должны играть специалисты по маркетинговому анализу предполагаемого распространения продукта на рынке. Они должны оценивать: конъюнктуру и риск успешного продвижения создаваемого продукта на рынок, сроки и график выполнения этапов жизненного цикла, достаточность ресурсов для реализации проекта и длительность развития, модификаций и распространения версий программного продукта. Для этого им нужны, в частности, прогнозы экономических характеристик производства предполагаемого продукта. Такие проекты обычно относительно невелики по объему и срокам реализации первой версии программного продукта, однако могут предполагать длительный жизненный цикл и множество модификаций для адаптации к нуждам и среде пользователей.

Второй сценарий предполагает наличие определенного заказчика-потребителя конкретного программного продукта, который должен соответствовать его функциональным, техническим и экономическим требованиям. Заказчик может выбирать конкурентоспособного поставщика-разработчика и оценивать его возможность реализовать проект с необходимым качеством с учетом ограничений требуемого бюджета, сроков и других ресурсов. При этом результаты разработки не обязательно подлежат широкому тиражированию, они могут не поступать на рынок; маркетинговые исследования для таких продуктов являются второстепенными и предварительно могут не проводиться.

Однако для заказчика и разработчиков при заключении контракта необходимо достаточно достоверное прогнозирование требований к программному продукту и экономическое обоснование необходимых ресурсов по трудоемкости, стоимости, срокам и другим показателям. Заказчик заинтересован в получении продукта высокого качества при минимальных затратах, а разработчик желает получить максимальную оплату за созданный продукт и достаточные ресурсы на его производство. Противоположность интересов поставщика и потребителя при оценке экономических характеристик, стоимости и других ресурсов проекта, требует поиска компромисса, при котором производитель программного продукта не продешевит, а заказчик не переплатит за конкретные выполненные работы и весь проект. Поэтому оба партнера заинтересованы в достоверном экономическом прогнозировании и обосновании процессов проектирования и производства программного продукта [15, c. 125].

Во многих случаях эффективность систем новой техники и программных продуктов в процессе производства приходится прогнозировать в условиях неопределенности целей, требований к функциям, различных факторов и характеристик заказываемых систем и продуктов. Зачастую бывают недостаточно известны перспективы внедрения, распространения и применения объектов производства – новых программных продуктов. Значительные неопределенности содержатся также в экономических характеристиках производственных технологий, а также инструментальных средств автоматизации проектирования и изготовления комплексов программ. Положение усугубляется трудностью поэтапного определения качества компонентов и его прогнозирования в процессе производства, что непосредственно отражается на экономических характеристиках реализации продукта в целом.

Методы и достоверность экономического анализа производства и жизненного цикла крупных комплексов программ можно разделить на две части, существенно различающиеся свойствами производственных процессов, экономическими характеристиками и влияющими на них факторами. В первой части ЖЦ производятся: системный анализ, проектирование, разработка, тестирование и испытания первой (базовой) версии программного продукта. Номенклатура работ, их трудоемкость, длительность и другие характеристики на этих этапах ЖЦ существенно зависят от свойств создаваемого продукта, требуемых показателей качества, внешней и технологической среды разработки. Изучение подобных зависимостей для различных прототипов программных продуктов позволяет достаточно достоверно прогнозировать состав и основные экономические характеристики производства, планы и графики работ для вновь создаваемых продуктов.

вырезано

Экономическая эффективность позволяет судить о необходимости внедрения программного продукта, для чего выполняется сопоставление существующего метода обработки данных и внедряемого метода обработки.

Факторы, влияющие на эффективность разработки подразделяются на две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние факторы эффективности проекта создания программного продукта подразделяются на структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, качество интеллектуального капитала. К внешним факторам относятся технический прогресс в области ИТ-технологий, общий уровень развития экономики и платежеспособности рынка, законодательное регулирование предпринимательской деятельности, политическая стабильность.

Особенностью экономики производства крупных программных продуктов является то, что такое производство требует значительных капитальных вложений и временных затрат, которые потом окупаются за определенный период и приносят прибыль длительный период без значительных затрат на производство продукта. Основным фактором эффективности для программного продукта является востребованность продукта на рынке и его долговечность. Поскольку информационные технологии быстро развиваются, то появляются новые программные платформы, которые требуют либо модернизации созданных продуктов либо разработки новых. Поэтому при разработке программного продукта и оценке его эффективности должны быть учтены эти факторы. Программный продукт должен окупиться за срок не более 2-3 лет. Иначе вероятность его эффективности значительно снижается. Поэтому важность маркетинговых исследований в принятии решений по началу разработки и направлениям разработки в этих условиях резко возрастает.

В основе оценки эффективности ПП лежит его цена – чем выше цена продукта, тем более вероятна его экономическая эффективность. В качестве нижнего предела цены принимаются предельные или полные затраты производителя на разработку, тиражирование и сопровождение программного продукта. В качестве верхнего предела цены выбирается рыночная цена с ориентацией на конкурента и рыночную конъюнктуру. Одними из наиболее объективных при определении цены программного продукта являются методы, основанные на ощущении потребителем ценности продукта. К данной категории относится метод расчета цены на основе эффекта использования продукта у потребителей.

Экономическая эффективность пользователя от использования программного продукта оценивается трудовыми и стоимостными показателями, которые позволяют измерить экономию от внедрения предлагаемого проекта машинной обработки информации относительно базового варианта ручной или частично автоматизированной обработки. Производитель программного продукта оценивает в первую очередь эффективность капитальных вложений в проект производства программного продукта, для чего могут использоваться стандартные методы оценки эффективности инвестиционных проектов, используемые в инвестиционном менеджменте, основанные на дисконтированных оценках и основанные на учетных оценках.

РАЗДЕЛ 2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПП

2.1. Общая характеристика и назначение ПП

Система автоматизированного проектирования структурированных кабельных сетей для интеллектуальных зданий (САПР СКС ИЗ) представляет собой программный комплекс, предназначенный для автоматизированного проектирования СКС на основе САПР архитектурной основы здания и сопряжения с модулями расчета оптимальных трасс.

Особенностью программного продукта (ПП) является удобный графический интерфейс, не требующий специальных знаний пользователя.

Основными чертами разрабатываемого ПП являются:

новизна и простота эксплуатации;

объектно-ориентированный подход к проектированию;

модульность построения пакета;

дружественный интерфейс, не требующий никаких специальных знаний от пользователя.

Программный продукт должен обладать доступностью и ориентированностью на отечественного пользователя. Комплекс должен работать под управлением операционной системы MS WINDOWS 2Х или MS WINDOWS XP. При программировании предполагается использовать объектно-ориентированный язык – ObjectPascal, с применением стандартных элементов, имеющихся в WinAPI и представленных в Borland Delphi 7.0.

Функциональные требования к ПП:

Создание графического редактора для проектирования здания и сети в здании с дружественным для проектировщика интерфейсом;

Автоматически создать параметрическую модель СКС;

Расчет оптимального маршрута прокладки СКС в здании от кроссов к розеткам. Минимизируемым параметром считать общую длину кабеля с учетом ограничения количества подключаемых к кроссу витых пар.

Сформировать проектную документацию.

Входные данные ПП:

1) Настройки чертежного листа:

— размер рабочего чертежного листа (А4 … А0);

— рабочий масштаб (использовать ГОСТ 1:100, 1:250, 1:500, 1:1000);

— ориентация листа;

— поля (допустимая рабочая область для чертежа);

2) Планировка здания:

— построение стен, расчет нахождения и отображения комнат;

— наличие инженерной канализации;

— наличие запретных зон (зоны через которые запрещена прокладка кабеля);

3) Элементы коммутируемой сети:

— места расположения кроссов (панелей переключателей позволяющих перекоммутировать конкретные отрезки витой пары к какой-либо из систем сигнализации или к ЛВС, и т.д.);

— места расположения розеток (места включения в кабельную систему определенных устройств — компьютер, телефон, сигнальные устройства и т.п.).

В результате решения задачи проектирования СКС необходимо получить:

— чертежи трассы прокладки кабелей в здании,

— данные об общей длине кабеля с заданной точностью,

— информацию о маркировке кабелей,

— информацию о количестве и емкости желобов на стенах, по которым будет проходить кабель;

— спецификацию комплектующих элементов для построения СКС ИЗ;

— расчет стоимости покупных изделий для прокладки СКС;

— расчет себестоимости работ по проектированию и монтажу СКС ИЗ.

Основными видами пользователей системы являются:

— инженер-проектировщик СКС ИЗ;

— экономист-сметчик.

Инженер-проектировщик вводит информацию по планировке здания и элементам коммутируемой сети. В результате работы с программой инженер-проектировщик получает структуру оптимальной сети, чертежи разводки СКС по зданию, маркировочные таблицы.

вырезано

Расчёт затрат на производство 1 копии приведен в таблице 2.10.

Таблица 2.9 — Расчет основной зарплаты копировщиков

Вид работ

Трудоемкость, час Ti

Средняя часовая ставка, руб.

Сумма, руб.

Копирование ПО на СD-диск

0,2

50

10

Защита ПП от копирования

0,4

50

20

Печать руководства пользователю

0,2

50

10

Упаковка

0.2

50

10

Всего

50

Таблица 2.10 — Затраты на производство 1 копии ПО

Статьи калькуляции

Затраты, руб.

Примечание

1. Покупные комплектующие и транспортные расходы

34,5

табл. 2.8

2. Основная зарплата

50

табл. 2.9

3. Дополнительная зарплата

12,5

25% от п.2

4. Отчисления в соцстрах

23,25

37,2% от п.2+п.3

5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

35

55-85% от п.2

6. Общие расходы

50

100% от п.2

7. Производственная стоимость

205,25

Сумма п.1-п.6

8. Прочие расходы

20,53

10% от п. 7

9. Себестоимость

225,78

п.7+п.8

10. Внепроизводственные расходы

11,29

5% от п.9

11. Полная себестоимость

237,06

п.9+п.10

12. Прибыль

82,97

35%отп.11

13. Оптовая цена

320,04

п.11+п.12

14. НДС

57,61

18% от п. 13

15. Цена производства одной копии

377,64

п.13+п.14

Таким образом, цена производства одной копии составляет 378 руб.

2.6. Выбор стратегии ценообразования

Цена предложения разработчика устанавливается в соответствии с методом безубыточности. Для реализации данного метода необходимо рассчитать постоянные и полные издержки.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст