Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в пр

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….……………………………………………………………………………..4

Раздел 1

Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы

над выразительными средствами художественного текста……………………….13

Лингвистические предпосылки развития связной речи учащихся в ходе

работы над выразительными средствами художественного текста……..……14

Психологические аспекты речевого развития учащихся 5-х классов………………..29

Дидактические основы развития связной речи учащихся 5-х классов в

процессе работы над выразительными средствами художественного текста……………44

Выводы по 1 разделу.….. …………………………………………………….……….67

Раздел 2

Проблема развития связной речи в теории и практике обучения языку……………70

Состояние проблемы развития связной русской речи учащихся в процессе

работы над выразительными средствами художественного текста и ее отражение

в методической литературе………..……………………………………………..70

Уровни владения учащимися 5-х классов выразительными средствами

художественного текста………………………………………………………..100

Выводы по 2 разделу ……………………………………………………………….116

Раздел 3

Экспериментально-опытная методика развития связной русской речи учащихся 5-х

классов в процессе работы над выразительными средствами художественного

текста ………………………..………………………………………………….…….118

3.1. Содержание методики развития связной речи учащихся: цель, задачи,

этапы, программа экспериментально-опытного обучения………………………..118

Ход экспериментального обучения…………………………..……………………..130

Результаты экспериментально-опытного обучения………………………….173

Выводы по 3 разделу ……………………………………………………………………………………..181

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………………………184

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………..188

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….………204

Для заказа доставки работы

воспользуйтесь поиском на сайте HYPERLINK «http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=»http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения «Русский язык. 5-12 классы».

В Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ столетии, Государственном стандарте базового и полного среднего образования, Концепции языкового образования 12-летней школы акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры.

В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку в школах с русским языком преподавания является развитие устной и письменной речи учащихся.

Проблема развития речи учащихся не нова в научной парадигме. Вопросам развития речи учащихся посвящены научные исследования в области лингвистики, психологии, психолингвистики, лингводидактики.

Основоположниками методики развития речи учащихся являются А.Д.Алфёров, К.Б.Бархин, Ф.И.Буслаев, В.А.Добромыслов, В.Г.Костомаров, Т.А.Ладыженская, И.И.Срезневский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский и др. В их трудах освещались проблемы содержания обучения связной речи; формировались подходы к систематизации методов развития речи; определялись общие принципы и закономерности формирования речевых умений учащихся, то есть закладывался фундамент отечественной методической науки, в том числе такого ее раздела, как развитие речевой деятельности.

В настоящее время проблема развития связной речи рассматривается со следующих позиций: психологические основы развития речи школьников (Б.Г.Ананьев, В.А.Артёмова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, Г.С.Костюк, Н.Е.Миропольская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); разработка языкового и речевого компонента общеобразовательной подготовки учащихся (А.М.Беляев, Е.И.Быкова, Н.С.Вашуленко, Е.П.Голобородько, Е.Н.Горошкина, И.Ф.Гудзик, М.Б.Гульчин, Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Л.И.Мацько, Г.А.Михайловская, Н.А.Пашковская, М.И.Пентилюк, В.И.Стативка, О.Н.Хорошковская и др.); обучение учащихся использованию выразительных средств языка в устной и письменной речи (М.Т.Баранов, С.Н.Иконников, В.И.Капинос, Р.М.Нефёдова, Г.В.Пархоменко, П.С.Пустовалов, М.А.Рыбникова, Г.П.Соколова и др.); интеграция лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языковых средств художественного текста на уроках русского языка (А.И.Власенков, А.Д.Дейкина, Н.А.Ипполитова, С.И.Львова, Т.Н.Пахнова, Н.М.Шанский и др.); коммуникативно-деятельностный и текстоцентрический принципы обучения связной русской речи учащихся (А.С.Антонова, Н.И.Демидова, Н.А.Ипполитова, Т.С.Кудрявцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Т.Н.Пахнова, Т.Г.Рамзаева, Н.П.Шульгина; Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Г.А.Михайловская, В.И.Стативка и др.); определение основных структурных компонентов языкового образования в странах СНГ (Е.А.Быстрова, Е.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, П.А.Лекант, Т.Г.Рамзаева, Н.М.Шанский).

За последнее десятилетие в диссертационных исследованиях рассматривались отдельные аспекты работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского и украинского языков, а именно: формирование творческого отношения к слову у младших школьников эмоционально-экспрессивными средствами языка (О.Б.Орлова); лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития учащихся (С.В.Сысоева); работа над эстетической функцией слова (Г.Н.Кулаева); развитие метафоричной речи младших школьников (А.Н.Шумкина); работа над изобразительно-выразительными средствами синтаксиса на уроках русского языка в 5-м класса (Т.В.Потемкина); развитие образной речи учащихся (Т.В.Мельник); формирование речевой компетентности учащихся в процессе усвоения выразительных средств украинского языка (И.В.Варнавская).

Однако в методике преподавания языка остается мало исследованной проблема объединения процесса развития связной речи учащихся с работой над выразительными средствами (далее — ВС) художественного текста.

Анализ программ по русскому языку в школах с русским языком обучения показывает, что речевые аспекты школьного курса русского языка реализуются не в полной мере. Более последовательно связь языкового материала и развития речи осуществляется при изучении лексикологии и синтаксиса.

В ходе констатирующего среза, проведенного среди учащихся 5-х классов, выявили, что устная и письменная речь школьников не всегда выразительна, бедна в лексическом отношении, однообразна в морфологическом и синтаксическом планах, содержит ошибки, в том числе и интерферирующего характера. Учащиеся поверхностно воспринимают содержание художественных произведений, не обращают внимания на ВС художественного текста, без желания выполняют задания, связанные с восприятием, воспроизведением и созданием собственных высказываний.

Изучение состояния исследуемой проблемы свидетельствует о том, что в методике обучения языку существуют противоречия между объективной потребностью развития речи учащихся и отсутствием специальной работы по овладению коммуникативно-речевыми умениями в процессе работы над ВС художественного текста, целостностью процесса развития речи и нарушением взаимосвязи между аспектными уроками и уроками развития речи.

Недостаточная разработка теоретических основ речевого развития учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, необходимость решения с позиций современной психологии, лингвистики, лингводидактики вопросов, которые касаются содержания работы над ВС языка, путей повышения уровня осознанного восприятия учащимися ВС художественного текста, определения приёмов обучения свободному и творческому использованию ВС в речевой практике, — это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования.

Таким образом, отсутствие специальной методики развития речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, потребность развития творческой языковой личности, способной не только свободно, коммуникативно оправданно, но и выразительно пользоваться языковыми средствами в устной и письменной речи, недостаточный уровень речевой культуры учащихся, определили выбор темы исследования «Развитие связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста».

Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема исследования входит в содержание комплексной научно-исследовательской темы Херсонского государственного университета «Актуальные проблемы подготовки учителя современной школы» (Р.К.0198U007532). Тема утверждена ученым советом Херсонского государственного университета (протокол №3 от 03.02.2003г.); согласована решением бюро координационного Совета научных исследований в области педагогики и психологии АПН Украины (протокол №1 от 27.01.2004г.)

Цель исследования заключается в научном обосновании, создании и экспериментальной проверке методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать теоретические основы развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе усвоения ВС художественного текста:

а) установить лингвистические предпосылки работы учащихся над ВС художественного текста;

б) выявить психологические условия развития связной речи учащихся;

в) определить дидактические основы развития коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе работы над ВС языка.

2. Проанализировать современное состояние проблемы развития связной речи учащихся в теории и практике обучения языку.

3. Усовершенствовать критерии определения уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов.

4. Изучить и охарактеризовать уровень речевого развития учащихся 5-х классов, их способность воспринимать, репродуцировать и использовать ВС художественного текста.

5. Разработать, апробировать и проверить эффективность экспериментально-опытной методики развития связной речи учащихся 5-х классов в работе над ВС художественного текста на уроках русского языка.

Гипотеза исследования. Уровень владения связной русской речью учащимися 5-х классов значительно повысится при условии создания методики обучения, которая предполагает:

— учет лингвистических, психологических предпосылок развития связной речи учащихся во время работы над ВС художественного текста;

— выявление дидактических основ, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевых умений учащихся путем усвоения языковых ВС;

— разработку системы упражнений и заданий, ориентированных на активизацию рецептивно-репродуктивной и конструктивно-продуктивной речевой деятельности;

— тесную взаимосвязь развития связной речи с изучением языкового материала.

Объект исследования – процесс обучения русскому языку учащихся 5-х классов в школах с русским языком преподавания.

Предмет исследования — методика развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского языка в школах с русским языком обучения.

Для реализации поставленных задач использовались такие методы исследования. Теоретические: анализ нормативных документов и работ по актуальным проблемам среднего образования; анализ, синтез, сравнение, систематизация данных лингвистических, психолого-педагогических изысканий, связанных с проблемой исследования; анализ школьных программ и учебников, опыта работы учителей с целью создания методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка; эмпирические: беседы, анкетирование учителей и учащихся для изучения состояния методики развития речи в школьной практике; экспериментальные: констатирующий срез — для педагогической оценки исходных коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов; формирующий эксперимент — для внедрения в учебный процесс экспериментально-опытной методики; контрольный педагогический эксперимент — для проверки эффективности предложенной методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; статистические: качественная и количественная обработка данных экспериментально-опытного обучения с целью получения достоверных результатов об эффективности разработанной методики развития речи учащихся.

Методологической основой исследования являются положения философии о взаимосвязи и взаимообусловленности языковых явлений; единстве чувственного, рационального и эмоционального в развитии речи; ведущие лингвистические положения о взаимосвязи языка, мышления и речи, о роли языка в развитии личности; данные психологии и педагогики о специфике речевого развития учащихся; законодательные акты и концепции по проблеме модернизации образования в Украине и роли языка в воспитании личности.

Экспериментальная база исследования. Экспериментально-опытное обучение проводилась на базе ООШ І-ІІІ степеней школ №№ 24, 56 г. Херсона, № 23 г. Симферополя; № 1 им. А.В.Суворова г. Измаила Одесской области, №№ 37, 99 г. Днепропетровска, специализированной ООШ № 6 г. Кировограда.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2003 гг.) определены исходные позиции научного поиска (объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза, методы). Исследована проблема развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста в лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, лингводидактической литературе. Изучен педагогический опыт учителей-словесников; проанализированы школьные программы и учебники по русскому языку; определен материал для констатирующего эксперимента; проведено анкетирование учителей и учащихся; разработан и проведен диагностико-констатирующий срез.

На втором этапе (2003-2004 гг.) с учетом установленных критериев определен уровень владения учащимися 5-х классов ВС художественного текста; создана лингводидактическая модель развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; разработана система учебно-тренировочных упражнений, направленная на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в работе над ВС языка на уроках русского языка.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) проведен формирующий эксперимент; осуществлена проверка эффективности разработанной методики экспериментально-опытного обучения. В связи с переходом школ на 12-летнее обучение уточнялись отдельные аспекты экспериментальной методики. После внесения соответствующих корректив некоторые элементы формирующего эксперимента проводились повторно. Проанализированы и обобщены статистические данные исследования; теоретически обоснованы выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертации впервые научно обоснована, внедрена в процесс обучения и экспериментально проверена методика развития связной русской речи учащихся в процессе работы над выразительными средствами художественного текста; уточнено понятие «речевая творческая деятельность»; усовершенствованы критерии уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся; дальнейшее развитие получили основные методические концептуальные положения развития связной речи учащихся 5-х классов.

Практическое значение полученных результатов состоит в определении комплекса эффективных методов, приемов развития связной речи учащихся 5-х классов в ходе работы над выразительными средствами художественного текста; создании и апробации системы учебно-тренировочных упражнений, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов в процессе усвоения выразительных средств художественного текста.

Теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками, методистами в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Эти результаты весомы и для дальнейшего совершенствования программ, учебников, методических пособий.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования апробированы на международных конференциях: «Текст и методика его анализа» (Херсон, 2002), «Проблемы преподавания и изучения русского языка в школе и вузе на современном этапе» (Нежин 2003), «Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках» (Днепропетровск, 2007); всеукраинских конференциях: «Усовершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов с помощью дисциплин гуманитарного цикла» (Херсон, 2005), «Коммуникативная лингвистика: теоретический и прагматический аспекты» (Херсон, 2005), «Когнитивная лингвистика: Теория и практика” (Херсон, 2006), «Текст и методика его анализа» (Херсон, 2006); региональной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы обучения славянским языкам в школе и ВУЗ» (Херсон, 2006).

Концептуальные положения разработанной методики внедрены в систему работы общеобразовательных школ № 24 г. Херсона (акт № 01-14/253 от 26.10.2007г.), №37 г. Днепропетровска (акт № 143 от 24.12.2007г.), №1 им.А.В.Суворова г. Измаила Одесской области (акт № 236 от 29.01.2008 г.), специализированной ООШ № 6 г. Кировограда (акт № 331 от 14.09.2007г.).

Публикации. Основное содержание и результаты диссертации отображены в 6 научных статьях, из них 4 — в специализированных изданиях, утвержденных ВАК Украины.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованных источников (250 наименований) и приложения. Полный объем исследования 223 страницы, из них 187 – страниц основного текста, 16 страниц приложений, 9 таблиц, 1 схема, 2 диаграммы.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Теоретическое осмысление лингвистических, психологических, лингводидактических основ развития речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, а также результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность исследуемой проблемы, необходимость создания методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка.

2. Изучение научной литературы показывает, что развитие связной русской речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста зависит от того, насколько в методике обучения учитывается своеобразие художественной речи (выразительность, образность, изобразительность, эмоциональность, экспрессивность), а также особенности выразительных единиц языка, их роль, функции, выполняемые в художественном тексте.

3. Экспериментально-опытное обучение доказывает, что работа по развитию связной русской речи учащихся в процессе овладения ВС художественного текста требует учета возрастных психофизиологических особенностей учащихся 5-х классов, специфики восприятия учащимися художественного текста, которое сопровождается целым комплексом психических процессов, связанных с развитием эмоциональной сферы, образного мышления, познавательной и творческой деятельности учащихся 5-х классов.

Важным условием овладения связной речью учащимися в процессе работы над ВС художественного текста является поэтапная отработка речевых действий и операций, связанных с восприятием, воспроизведением и созданием собственных высказываний с использованием ВС художественного текста.

4. В ходе определения лингводидактических основ по проблеме исследования выявлены педагогические условия, способствующие эффективности формирования коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов в работе над ВС художественного текста на уроках русского языка. Среди них: особенности реализации общедидактических принципов (сознательности и творческой активности, доступности, наглядности, преемственности и перспективности, связи работы над ВС языка с теоретическими разделами программы, связи теории с практикой, межпредметных связей), общеметодических принципов (понимания языковых значений, оценки выразительности речи, развития чувства языка, единство развития речи и образного мышления), специфических принципов обучения (обеспечение эмоционального фона, развитие эмоциональной сферы психики ребенка); целесообразность использования теоретических, теоретико-практических, практических методов обучения, методов контроля и самоконтроля; специфика построения системы учебно-тренировочных упражнений (рецептивных, репродуктивных, конструктивных, продуктивных (творческих)).

5. Анализ программ, учебников, учебных пособий по русскому языку свидетельствует о том, что учебные материалы не в полной мере способствуют работе над ВС художественного текста в целях развития связной речи учащихся. Отсутствие в школьных программах и в критериях оценивания учебных достижений учащихся требований относительно владения ВС языка обусловливает необходимость разработки критериев и уровней сформированности обозначенных умений для учащихся 5 класса.

Диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов, проведенная в школах с русским языком обучения, выявила, что учащиеся 5-х классов не всегда умеют находить в художественном тексте ВС языка, не осознают в достаточной мере их функционально-стилистические особенности и выразительные возможности, не всегда используют ВС в собственных высказываниях.

Названные недостатки значительно снижают уровень владения языком у учащихся 5-х классов школ с русским языком обучения, позволяют говорить о необходимости разработки специальной методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка.

6. Разработанная методика развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста охватывает три взаимосвязанных этапа обучения: подготовительный, репродуктиво-конструктивный и продуктивный (творческий). Первый этап направлен на формирование рецептивных умений учащихся (находить в тексте ВС, определять их принадлежность к тому или иному языковому уровню, объяснять их стилистическую роль). Второй этап предусматривал формирование и развитие репродуктивно-конструктивных умений, связанных с воспроизведением в устной и письменной речи текстов художественного стиля, насыщенных ВС языка; включение изучаемых ВС в речь в ходе конструктивных действий и трансформационных операций. На третьем этапе экспериментального обучения совершенствовались умения самостоятельно, уместно и творчески использовать ВС в собственной речи с учетом поставленной коммуникативной задачи.

7. В ходе экспериментального обучения доказано, что сформированные коммуникативно-речевые умения: рецептивные, связанные с восприятием ВС художественного текста; репродуктивные, направленные на воспроизведение образцовых художественных текстов с сохранением авторских ВС; конструктивные, предполагающие построение словосочетаний, предложений с использованием ВС языка, преобразование текста; продуктивные (творческие), нацеленные на создание собственных высказываний с использованием разных языковых ВС, — повышают уровень владения связной речью учащимися в процессе овладения ВС художественного текста.

8. Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов подтвердил эффективность построенной системы упражнений (рецептивных, репродуктивных, конструктивных, творческих), направленной на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся на основе ВС художественного текста. Предложенные в диссертационной работе задания, предусматривающие включение изучаемых ВС в словосочетания, предложения, текст посредством конструктивных действий (синонимическая замена, коммуникативно-целесообразный отбор синонимов, антонимов), трансформационных операций (дополнение, редактирование, восстановление текста), а также продуктивных речевых действий, способствуют повышению уровня владения учащимися связной речью на уроках русского языка.

9. Качественный и количественный анализы контрольного среза дают возможность утверждать, что умения «видеть» ВС языка в художественном тексте, воспроизводить художественные тексты с сохранением авторских ВС, использовать ВС разных уровней языка в собственной речевой деятельности значительно выше у учащихся ЭК, чем у учащихся КК.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов свидетельствует о продвижении в уровнях владения ВС языка учащимися 5-х классов (относительное количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 22,6 %; число учащихся с высоким уровнем выросло на 12,3 %, что свидетельствует об эффективности предложенной методики развития связной речи учащихся).

Таким образом, результаты эксперимента подтверждают эффективность предложенной методики развития связной речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка.

Диссертационная работа не претендует на полное решение всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективными остаются такие вопросы: 1) развитие связной речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста на межпредметной основе; 2) реализация преемственности и перспективности в развитии выразительной речи учащихся в основной и старшей школе; 3) формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе работы над ВС текстов разных стилей речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997. – Гл.16. – С. 224 – 256.

Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979.– 390 с.

Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (Опыт методики). – М.: «Сотрудник школ», 1911. – 556 с.

Ананьев Б.Т. О психологии искусства. – 1981. — № 4. – 138 с.

Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики // Русский язык в школе. – 2002. – № 2. – С. 3 – 5.

Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности // Экспрессивные средства английского языка. – Л.: Ленинградский госпединститут им. А.И.Герцена, 1975. – С. 11– 20.

Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – М., 1990. – 192 с.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. Энцикл.; 1969. – 524 с.

Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся // Русский язык в школе. – 2001. — № 6. – С. 21 – 26.

Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник: Практикум / Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.

Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В. Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для общеобразовательных школ с (украинским языком обучения) – Харьков: Торсинг, 2003. – 304 с.

Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961. – 231 с.

Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. — № 3. – С. 36 – 43.

Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. – М.: Современник, 1977. – С. 30 – 56.

Барлас Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка // Русский язык в школе. – 2000. — № 5. – С. 38 – 44.

Бархин К.Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей 2 ступени. — М., 1930. – 203 с.

Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. – 1994. – № 2. – С. 47 – 50.

Белинский В.Г. // Полн. собр. соч. в 7-ми т.т., Т. 4. – М., 1954. – 586 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986. – С. 28-36.

Борев Ю. Б. Эстетика. — 4-е изд.; доп., М.: Политиздат, 1988. – 293 с.

Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь – 1973. — № 1. – С. 20 – 23.

Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит» — М.: Просвещение, 1992. – 512 с.

Варнавська І.В. Формування мовленнєвої компетенції учнів 5-7 класів в процесі засвоєння виражальних засобів української мови: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Х., 2005. – 263 с. – Бібліогр.: С. 178 – 195.

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / Григорьева В.П., Зимняя И.А., Мерзлякова В.А. и др. – М.: Рус. яз., 1985. – 116 с.

Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии): Учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1989. – 136 с.

Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Просвещение, 1981. – 184 с.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд. АН СССР, 1963. – 255 с.

Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976. – С. 414 – 418.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 226 – 227.

Виноградов В.В. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1972. – 613 с.

Виноградова Л.А. Уроки русского языка в 5 классе. (Из опыта работы.) Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. – 208 с.

Винокур Г.И. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. – 396 с.

Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.: Высшая школа, 1991. – 448 с.

Водовозов В. Словесность в образцах и разборах c объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868. – 223 с.

Вознюк Л.В. Русский язык: Синтаксис. – Пособие для учащихся. – Тернополь: Навчальна книга – Богдан, 2006. – 344 с.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – Гл. V. – С. 142 – 196.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е издание – М.: Просвещение, 1993. – 93 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Изд-во Лабиринт, 1996. – 415 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986. – С. 105 – 136.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – С. 30 – 32.

Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. – М., 1967. – С. 355 – 368.

Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. Профессору МГУ, акад. В.В.Виноградову. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1958. – С. 103-124.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. – 197 с.

Гладкова Р.Я. Выразительные возможности разноуровневых языковых единиц в художественных текстах К.Г.Паустовского: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.02. – Д., 2001. — 178 с. — Библиогр.: С. 156 – 178.

Голобородько Е. П. Лингвистический анализ текста как одно из направлений в обучении русскому языку // Преподавание русского языка и литературы в общеобразовательных учебных заведениях Украины с русским языком обучения: современное состояние и перспективы: Материалы научно-практической конференции (11 апреля 2003). – Киев, 2003. – С. 33 – 37.

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1980. – 335 с.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 125 с.

Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи // Русская речь – 1986. – № 2. – С. 8 – 12.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1986. – 336 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 448 с.

Горошкіна О.М. Лінгводидактичні засади навчання української мови в старших класах природничо-математичного профілю: Монографія. – Луганськ, Альма-матер, 2004. – 362 с.

Горбачевич К.С., Хабло Е.Л. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 1979. – 443 c.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 220 с.

Григорьев В.П. Художественная речь / Книга о русском языке. – М.: Знание, 1969. – С. 95 – 102.

Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. – М.: Наука, 1993. – 245 с.

Гудзик И.Ф. Компетентностно ориентированное обучение русскому языку в начальных классах (в школах с украинским языком обучения). – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2007. – 496 с.

Гужва Р.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – К.: Рад. шк., 1989. – 224 с.

Гульчин М.Б. В поисках выразительности / Прием лексической деформации текста в системе обучения выбору слов (5 класс) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР – 1990. — № 11 – С. 45 – 49.

Гульчин М.Б. Обучение учащихся V-VII классов выбору слов в зависимости от темы и цели высказывания: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Моск. пед. ун-т. – М., 1991. – 16 с.

Давидюк Л.В. К вопросу о коммуникативной направленности обучения русскому языку. // Преподавание русского языка и литературы в общеобразовательных учебных заведениях Украины с русским языком обучения: современное состояние и перспективы: Материалы научно-практической конференции (11 апреля 2003). – Киев, 2003. – С. 22 – 26.

Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // Русский язык в школе. – 1995. – № 2. – С. 30 – 39.

Дейкина А.Д. Развитие умений по лексике на основе художественного текста. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988. – 127 – 137.

Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 кл. /А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

Державні стандарти мовної освіти. Мова національних меншин (проект) /Пашківська Н.А., Ґудзик І.Ф. // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 1997. — № 9. – С.48 – 51.

Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфология). – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. – 63 с.

Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся 5-7 классов // Русский язык в школе. – 1958. — № 3. – С. 23 – 29.

Донская Т.К., Г.Ф. Калашникова. Дидактические особенности текста и развивающее обучение // Язык и литература в школе. Украинский вестник. — № 1-2. – 1996. – С. 3 – 7.

Донченко Т.К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Русский язык в школе. – 2004. — № 2. – С. 29 – 34.

Еремина В.И. Образное сравнение в народной лирике. – В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В. Виноградова. — Л.: Наука, 1971. – С. 126 – 136.

Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М.: Изд-во университета, 1961. – 520 с.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 125 с.

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: Наука, 1977. – 408 с.

Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – Москва-Воронеж, 2001. – 430 с.

Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку // Русский язык за рубежом. – 1985. — № 5. – С. 35 – 39.

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. – Изд. 2-е, — М.: Просвещение, 1991. – 219с.

Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1976. – 236 с.

Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Рад. шк., 1990. – 224 с.

Изучение русского языка в 5 классе школ с русским языком обучения: Пособие для учителя / Е.П. Голобородько, Л.И. Минина, Н.П. Белик, Г.А.Михайловская. – К.: Освита, 1992. – 223 с.

Изучение русского языка в 5-6 классах школ с украинским языком обучения. — Иваницкая Г.М., Пашковская Н.А., Сурова Н.В. и др.: Пособие для учителя. – К.: Рад. школа, 1982. – 223 с.

Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: Педагогика, 1977. – 151с.

Иконников С.Н. Стилистические упражнения // Основы методики русского языка в 408 классах: Пособие для учителя / Под ред. А.В.Текучева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – С.234-242.

Ильяш М.И. Основы культуры речи. — Киев-Одесса: «Вища школа», 1984. – 187с.

Інтелектуальні ігри на уроках української мови і літератури / Упоряд. К.Ю.Голобородько. – Х.: Вид. гр. «Основа», 2005. – 132 с.

Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1995. — №3. – С. 3 – 8.

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов под. вузов. — М.: Флинта, наука, 1998. – 176 с.

Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления // Проблемы экспрессивной стилистики. – Изд-во Ростовского ун-та. – 1987. – С.25.

Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988. – С. 118 –127.

Квятковский А.П. Поэтический словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1996. – 345 с.

Киричук О. І. Навчальні інтереси молодших школярів. – К., 1982. – 105 с.

Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы. – Киев: Вища школа, 1981. – 183 с.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 323 с.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1993. – 242 с.

Кожина М.Н Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М.: Флинта – Наука, 2003. – 696 с.

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984. – 278 с.

Концепція мовної освіти 12-річної школи // Дивослово. – 2002. – № 8. – С. 59 – 65.

Костомаров В.Г. Жизнь языка. – М.: педагогіка, 1984. – 144 с.

Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості / За ред. Л.М. Прокопенко; Упоряд. В.В. Андріївська та ін. – К.: Рад. шк.., 1989. – 608 с.

Крупа М. Критерії відбору художньої словесності для лінгвоаналізу // Теорія і практика лінгвістичного аналізу тексту. – Тернопіль: Лілея, 1997. – С. 6 – 24.

Крутенко К.О. Фрагменти уроків з різними видами робіт // Зарубіжна література в школі. – 2005. — № 9. – С. 31 – 36.

Кулаева Г.М. Работа над эстетической функцией слова в 5-7 классах средней школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 . — Москва, 1999. – 16 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст