Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкол

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc226167071» Введение PAGEREF _Toc226167071 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc226167072» Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников PAGEREF _Toc226167072 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc226167073» 1.1.Сущность понятия «творчество» в психолого-педагогической литературе PAGEREF _Toc226167073 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc226167074» 1.2. Особенности детского словесного творчества PAGEREF _Toc226167074 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc226167075» 1.3.Особенности содержания и художественной формы сказки и ее возможности в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc226167075 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc226167076» Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc226167076 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc226167077» 2.1. Выявление особенностей восприятия сказок и уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc226167077 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc226167078» 2.2. Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки PAGEREF _Toc226167078 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc226167079» 2.3. Выявление динамики развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. PAGEREF _Toc226167079 \h 40

HYPERLINK \l «_Toc226167080» Заключение PAGEREF _Toc226167080 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc226167081» Библиография PAGEREF _Toc226167081 \h 46

HYPERLINK \l «_Toc226167082» Приложения PAGEREF _Toc226167082 \h 49

Введение

В настоящее время перед нашим обществом как никогда остро стоит задача воспитания творческой личности. Объективные преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, вызывают потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на творческие способности личности. Основной целью современного ДОУ является воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей. В педагогических исследованиях подчеркивается самоценность и значимость дошкольного возраста для развития творческих способностей.

Для развития творчества необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество так как язык, по утверждению О.С.Ушаковой, — это база любого вида творчества.

Особое внимание к формированию словесного творчества дошкольника, как основе речевого развития детей, прослеживается в работах Ф.А.Сохина, который рассматривал развитие речи дошкольников в системе умственного воспитания, и особое внимание уделял организации занятий детей по развитию словесного творчества. О.С.Ушакова видела основу словесного творчества в развитии языковой чуткости ребенка, поэтому уделяла особое внимание творческим заданиям, которые помогают детям не только понять значение слова, но и его образность, символику, поэтику. В.И.Яшина, М.М.Алексеева систематизировали методы работы по развитию словесного творчества дошкольников.

Однако анализ программ по дошкольному образованию свидетельствует о том, что целостная система работы по развитию словесного творчества в них отсутствует. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования словесного творчества детей как одного из базовых факторов развития личности ребенка и неразработанностью технологии обучения.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется народная сказка. Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А.Алиева, Н.В.Гавриш, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования словесного творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста. Идея использования народной сказки как средства развития речевого творчества не является новой, вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на противоречие между задачей развития словесного творчества в дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможности сказки в ее решении.

Данное противоречие позволяет нам выявить проблему: каковы возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и экспериментально подтвердить возможности сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказка как средство развития словесного творчества дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие словесного творчества старших дошкольников посредством сказки будет более эффективной, если в процессе работы будет разработан комплекс занятий, включающий приемы активного восприятия детьми сказки:

— задания на придумывание продолжения сказки;

— театрализованные игры по сказкам;

— сочинение сказок по картинкам.

Задачи исследования определены следующим образом:

Раскрыть сущность понятия «творчество» и особенности детского словесного творчества в психолого-педагогической литературе.

Выявить особенности содержания и художественной формы сказки и ее возможности развитие словесного творчества старших дошкольников.

Экспериментально подтвердить возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования включают: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ данных, полученных в эксперименте.

Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества у дошкольников

Сущность понятия «творчество» в психолого-педагогической литературе

В настоящее время в обществе особое внимание уделяется творческому развитию личности. Это интересует многих, но, прежде всего, психологов, педагогов и родителей, стремящихся развить творческие способности детей.

Прежде чем рассматривать проблему детского творчества, дадим определение данному понятию. В словаре С.М. Ожегова и Н.Ю. Шведова «творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [15;с.437].

Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров [11] определяют творчество как деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений, продуктов.

П.И.Пидкасистый [18] рассматривает творчество, как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого, для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до уровня творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы.

По мнению Б.М.Теплова творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимание со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [25].

С точки зрения психолога А.В.Петровского [17] творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно – историческим явлением, творчество имеет психологический аспект:

— личностный;

— процессуальный.

Оно предполагает наличие у личности:

— способностей (индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или Инной продуктивной деятельности);

— мотивов (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта);

— знаний (результаты познания, научные сведения);

— умений (освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков).

Благодаря этому создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Задатки творческой деятельности присуще любому человеку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Проявление творческих способностей варьирует от крупных и ярких талантов до скромных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и д.р. обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность доступна детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых, но, не смотря на это, в последние годы обозначалась позиция самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское».

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Педагог В.Н. Шацкая считает: «в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей» [34; с.18].

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина [36] оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [7; с.15].

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский [8] характеризует как переход к творческой деятельности, @если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд,- везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка [8; с.74].

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших шестилетних, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую сущность понятия «творчество», отметим наиболее важные моменты:

творчество – это деятельность человека направленная на создание новых предметов материальной и духовной культуры,

если творчество взрослого человека оцениваются с точки зрения его привнесения чего-то нового для человеческой культуры, то творчество детей оцениваются с точки зрения привнесения чего-то нового для обогащения собственного внутреннего мира,

для развития творчества детей дошкольного возраста огромное значение имеет эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, владение способами деятельности.

Творчество обнаруживается в разных областях активности человека: умственной, художественной, социальной, а также в речи и языке. Одним из важных направлений развития творчества в дошкольном возрасте является развитие словесного творчества.

1.2. Особенности детского словесного творчества

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой [31] можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом. В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке [31; с.90].

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева, Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов — представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками (СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

Психолингвистический подход раскрывается в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.Н. Соколова, A.M. Шахнаровича. Он основывается на представлениях о структуре речевой деятельности и механизме речепорождения, включающем возникновение (под влиянием мотива), формирование и формулирование мысли.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).

Словесное творчество — процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой [22], автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприимчивость к художественной литературе, понимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные слова и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

Автор делает вывод, что словесное творчество возникает и развивается там, где существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия.

В дошкольном возрасте бурно развивается воображение ребенка, опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметы.

В процессе обучения связной речи дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Э.П.Короткова выделяет фактические, творческие, описательные и сюжетные рассказы [12; с.7-8]

Обучение родному языку, в частности обучение творческому рассказыванию – одна из главных задач подготовки к школе. Проведено много исследований, посвященных формированию связности, образности и других качеств монологической речи – разных видов рассказывания, включая творческое. Данной проблеме посвящены исследования О.И.Соловьевой, Е.И.Радиной, В.А.Езикеевой, Е.Г.Батуриной, Ю.С.Ляховской, Г.А.Тумаковой, В.В.Гербовой и др. Благодаря этим исследованиям в дошкольной педагогике сложились общие представления о направлениях работы по развитию творческого рассказывания у дошкольников.

Творческие рассказы требуют от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые (для самого ребенка-рассказчика) образы и ситуации. Причем творческие рассказы могут также опираться или на наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного; придумать сказку об игрушечных бельчонке и зайчонке, которых ребенок держит в руках), или на словесную (придумать рассказ на предложенную устно тему «Как Сережа помог Наташе»).

Как показывают исследования, дети проявляют большой интерес к самостоятельному сочинению. При этом необходимо, чтобы воспитатель создал определенные условия для развития творческих речевых умений детей:

— предлагает разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывания продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);

— выявляет индивидуальные способности ребенка к творческой речевой деятельности, помогает их развитию.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если они соответствуют опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Старшие дошкольники умеют внимательно выслушать рассказы сверстников, помочь им в случаях затруднений, заметить речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправить их, что делает возможным составление групповых творческих рассказов. Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, используемый в основном на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Старшие дошкольники обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших школьников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Методика занятий, проводимых в начальный период обучения, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы [1; с.111-123].

К приемам, активизирующим речевую деятельность дошкольников, относится совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают. Прием совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания.

В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. Творческими речевыми заданиями, используемыми при подготовке к рассказыванию, наряду с другими психическими процессами приводятся в действие и процессы воображения, что очень важно, так как, если ребенок не опирается на конкретные образцы, созданные воображением, он рассказывает поверхностно и схематично.

На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. Конкретизирование отдельных вопросов плана обогащает рассказы детей жизненным материалом, побуждает их к поиску новых сюжетных линий.

На занятиях по рассказыванию большая роль отводится упражнениям. Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказывать однообразно, копируя друг друга. Кроме того, нередки затянутые вступления к рассказам, а это отвлекает мысль от главного, перегружает речь рассказчика малозначащими подробностями. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа.

Ценным речевым упражнением является построение рассказа с опорой на данный педагогом образец, при условии замены в нем описательных элементов в соответствии с творческим заданием. Например, в рассказе-образце описывается весна, перед детьми ставится задача представить в рассказе действия героев в другое время года и соответственно дать описание.

В комплексе эффективных методических приемов на занятиях широко применяется и такой прием, как указания. Они бывают разного типа: рассказать подробно: обдумать весь рассказ; продумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; получше обдумать, как закончить рассказ и т.п.

Существенной частью занятия является анализ и оценка детских рассказов. Воспитателю необходимо избегать трафаретности оценок, их неконкретность, поверхности, снижающих эффективность этого методического приема. Лучше, если воспитатель сразу же оценивает рассказ ребенка, а не в конце занятия. Наиболее развернуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. При оценке очередного рассказа нужно останавливаться на том новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущем. В каждом рассказе воспитателю важно отметить положительные стороны. При сравнении двух выступлений рекомендуется подчеркнуть своеобразие каждого.

Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей, рассказы становятся яркими и содержательными.

Умение придумывать рассказы формируются у детей на специально организованных занятиях и закрепляются на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего используются детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки. Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком. Он рассказывает, кто написал письмо, чем занимались раньше дети, изображенные на фотографии (открытке) (развитие изображенного сюжета).

Детское словесное творчество не ограничивается теми видами рассказов, о которых говорилось выше. Дошкольники старшего возраста сочиняют сказки, стихотворения, загадки, небылицы, истории и т.д.. Исследователи отмечают, что в сказках, которые сочиняют дети заметно влияние фольклора. В большей степени это относится к тематике, содержанию и образам героев детских произведений и в меньшей к композиции и стилю.

Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей. Эффективный путь для достижения хороших результатов – развитие поэтического слуха детей. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления на утренниках, вечера сказок и др.).

Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, малышей или товарищей.

Следует включать творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения, как творческое рассказывание.

Следует подчеркнуть – формирование словесного творчества ребенка – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Большие возможности для этого имеет составление творческих рассказов детей в процессе изучения и придумывания сказок.

Особенности содержания и художественной формы сказки и ее возможности в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Народное поэтическое творчество (фольклор), в отличие от литературы, представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества.

В фольклоре, как и в литературе, существуют три рода произведений: эпос, лирика и драма. Народная сказка, наряду с былиной, народной песней, преданиями, легендами и сказами, относится к эпическим жанрам.

Исследователи по-разному определяют сказку как особый жанр устного народного творчества. В качестве исходных элементов чаще всего называются устное бытование сказки, установка на развлекательность, необычность изображаемых событий (А.Н. Афанасьев, Э.В. Померанцева, Ю.М. Соколов), специальное композиционное стилистическое построение (А.И. Никифоров, В.Я. Пропп).

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной мере содержит фантастический вымысел. Зародились сказки в глубокой древности. Их создавал сам народ, когда еще не было письменности, когда функции литературы выполнял фольклор. Переходя из уст в уста, из одного поколения в другое, сказки, как живое искусство народа, жили и развивались на протяжении многих веков, непрерывно изменяясь в соответствии с общим историческим развитием.

Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; без этих беспрестаннных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса» [32; с.130].

К.Д. Ушинский отмечал воспитательное значение сказки, характеризуя ее как блестящую попытку русской народной педагогики. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех детских народных сказках повторяются одни и те же слова и обороты, которые создают картину стройной, легко обозримой, полной движения жизни.

Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь ИЛ. Ильин отмечает, что сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин [3] указывал, что сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Характеризуя сказку, следует разграничивать народную сказку и литературную. Как отмечает В.Я. Пропп, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, которая представляет передаваемый из поколения в поколение рассказ в устной передаче. Бытование народной сказки отличается об бытования искусственной или литературной, которая передается путем письма и чтения, и при этом не меняется. Но как народная, так и литературная сказка может передаваться из уст в уста, иметь различные варианты. В.Я. Пропп выделяет следующие особенности сказки: повествовательный жанр сказки, развлекательный характер сказки, необычайность сказки, специфическая поэтика сказки.

Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы. Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно. Сказки классифицируют так же по особенностям поэтики (преимущественно композиции) на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные. По характеру образности – аллегорические, с персонажами – животными, людьми и т.д.. По стилю – юмористические, сатирические, героико-патетические и другие.

Сказки о животных выделяются по своим главным персонажам – животным, которым приписываются свойства людей. На стадии отделения искусства от мифологии неосознанное очеловечивание зверей, птиц, насекомых, стало литературным приемом, объектом изображением сделались, по большей части люди и их отношения.

В.Я. Пропп относит к сказкам о животных также сказки, где люди и животные выступают на равных правах, в то же время отмечая условность Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические произведения, которые носят назидательный характер. Сказочный герой-плут, хитрец, обманщик (лиса, заяц, ворон, паук и т.д.). У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используются композиционные приемы неожиданной встречи животных, песенные вставки). Условность вымысла соответствует широте художественного обобщения. Поэтому мысль и образы многих сказок легко обобщаются в пословицы и поговорки. Так, жадный волк перешел из сказок в пословицу: «Не клади волку пальца в рот».

С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими. В них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла: четко разграничиваются положительные и отрицательные персонажа, резко сменяются сюжетные положения светлых, радостных к мрачным, грустным и обратно, обязательная победа добра над злом. Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка. Так, например, многие сказки построены на коварном совете (лиса советует волку ловить рыбу, опустив хвост в прорубь), на мотиве неожиданного испуга (петух выгоняет лису, распевая угрожающую песню). Сюжеты сказок о животных часто не имеют границу, не обладают четкой отделяемостью друг от друга, а переходят из одной сказки в другую.

Основная особенность кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или не расплетается в обратном порядке. Примером нарастания, ведущего к разрыву цепи, может служить сказка «Репка». Композиция кумулятивных сказок проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-либо незначительного события: дед сажает репку, бабка печет колобок, разбивается яичко и т.д. Затем действия развиваются неожиданно и в этом, один из главных художественных эффектов сказки.

Обладая четкой композиционной структурой, кумулятивные сказка отличаются от других сказок своим стилем. Один их них рассказываются эпически спокойно и могут быть названы кумулятивными только по лежащей в их основе композиции («Мена», «За скалочку уточку»), другие содержат в себе нагромождение повторяющихся слов, выражений, которые нарастают («Терем-теремок, кто в теремочке живет?»). В повторении и состоит своеобразие этих сказок. Такие сказки тяготеют к рифме, к смысловым новообразованиям (заяц – увертый, лиса – хитрая). Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые любят новые словечки, скороговорки, поэтому данный вид сказок можно назвать детским жанром.

Особый вид составляют бытовые (новеллистические или реалистические) сказки. Сказочные герои в них не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем, они далеки от того, что называют реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные рассказы; бытовыми, так как широкое отображение в них находит крестьянский труд, быт, хотя описание быта не является их целью, а дается как некоторый фон, на котором развивается действие.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к приемам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир.

Таким образом, сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их воспитания. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Сказка понятна и близка ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое влияние оказывает сказка на развитие словесного творчества дошкольников.

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению возможности сказки в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Выявление особенностей восприятия сказок и уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Цель нашего экспериментального исследования: выявить возможности использования сказки в воспитательном процессе ДОУ как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Данное исследование осуществлялось на базе старшей группы ДОУ №43 г. Новокузнецка Кемеровской области.

Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:

дети, которые участвовали в эксперименте, были одного возраста;

все дети прошли период адаптации в детском саду;

у всех детей одинаковые сроки посещения ДОУ;

дети не имеют речевых и интеллектуальных нарушений.

Список детей экспериментальной группы

Бояров Коля

Голов Илья

Ершова Настя

Жданов Никита

Заречнева Маша

Куртукова Олеся

Лисичкин Миша

Мартынов Семен

Осипов Денис

Петренко Марина

Сердюков Сережа

Тимофеева Оля

Уфимцев Сережа

Юрченко Яна

Наше экспериментальное исследование состояло из следующих этапов:

I этап — констатирующий. Цель: выявить уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

II этап — формирующий. Цель: разработка и апробирование занятий по развитию речи с использованием сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

III этап – контролирующий. Цель проверка эффективности проведенной работы.

Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить уровень развития восприятия сказки и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

При подготовке исследования мы исходили из того, что педагогу важно знать, по каким показателям можно судить о наличии творческого начала в художественной деятельности детей.

Вот основные из них:

I. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: искренность, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью, активизации волевых усилий; способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации; специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

II. Показатели качества творческих действий: дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно; быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

III. Показатели качества продукции детского художественного творчества: нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации, своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Для изучения особенностей восприятия сказки нами был проведен тест «Нарисуй сказку»

Тест «Нарисуй сказку»

Детям зачитывается сказка «Морозко» и предлагается нарисовать иллюстрацию к сказке, затем ребенка просят прокомментировать изображение.

Обработка данных. Оценивают оригинальность каждого рисунка по следующим показателям:

1. Наличие сюжета в рисунке, отражающего действие сказки, соответствие изображенных героев, героям сказки, оригинальность изображение, выражение в изображении (цвет, линии) отношения к герою сказки.

2. Характер переработки и преобразования образов сказки, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций в рисунке.

3. Воспроизведение по рисунку отрывка из сказки при комментировании рисунка.

4. Эмоциональная насыщенность комментария к рисунку.

По каждому из этих показателей придуманный рисунок оценивается от 0 до 2 баллов.

2 балла – присутствие и четкая выраженность.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в сказке данного признака.

0 баллов – полное отсутствие.

В соответствии с набранной суммой баллов уровень творческого восприятия сказки оценивался следующим образом:

Высокий уровень 8-7 баллов.

Средний уровень 6-4 балла

Низкий уровень менее 4 баллов.

Для исследования уровня развития словесного творчества был проведен тест «Сочини сказку».

Тест «Сочини сказку»

Ребенку последовательно показывают одну или несколько картинок и просят придумать по ним сказку на определенную тему.

Обработка данных. Оценивают оригинальность каждой сказки по следующим показателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие его названию,плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятияили памяти, особенности их комбинирования при воссозданииобразов и образных ситуаций.

3. Полнота и детализация изложения.

4.Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.

По каждому из этих показателей придуманная сказка оценивается от 0 до 2 баллов.

2 балла – присутствие и четкая выраженность.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в сказке данного признака.

0 баллов – полное отсутствие.

В соответствии с набранной суммой баллов уровень словесного творчества оценивается следующим образом.

Высокий уровень 12-9 баллов

Средний уровень 8-6 баллов

Низкий уровень 5 и менее баллов.

Результаты анализа продуктов творчества детей занесены в таблицу 1, приложения 1, результаты анализа полученных в ходе исследования данных представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1.

Уровень развития словесного творчества детей экспериментальной группы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст