Теоретические и методологические основы формирования и реализаци

На правах рукописи

ВОЛКОДАВОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

комплексами промышленности; маркетинг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2007

Работа выполнена в Самарском государственном экономическом университете

Научный консультант -доктор экономических наук, профессор

Жабин Александр Петрович

Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор

Бубнов Юрий Тимофеевич

доктор экономических наук, профессор

Денисов Вячеслав Тихонович

доктор экономических наук, профессор

Семеркова Любовь Николаевна

Ведущая организация -Уральский государственный технический

университет, г. Екатеринбург

Защита состоится 4 июля 2007г. в 9-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.03 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д.141, ауд.325, г.Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан «___» __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ашмарина С.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В ближайшие годы Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики и ее органичной интеграции в мировое хозяйство. В их решении важную роль призвана сыграть и промышленность, развивая и совершенствуя внешнеэкономическую деятельность и, в первую очередь, ее наиболее ключевую составляющую — экспорт.

Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста в целях преодоления разрыва с развитыми государствами по основным социально-экономическим параметрам.

Россия выбрала экспортоориенторованную модель, что нашло воплощение в таких известных программных документах, как «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» (Фонда «Центр стратегических разработок»), «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и др. На стадии завершения находится процедура вступления России в ВТО, членство в которой откроет для российских промышленных предприятий новые рынки и возможности по увеличению объёмов экспорта.

В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это — главное, что будет определять масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей, оказывая позитивное влияние на динамику и пропорции развития как внутренней, так и внешней экономики страны. Проблема связана с формированием качественной структуры экспортного потенциала российской промышленности. Она заключается в том, что около 2/3 международного товарооборота по стоимости приходится на готовую продукцию и лишь 1/3 – на сырьевые товары, при этом сохраняется тенденция дальнейшего увеличения удельного веса готовых изделий и сокращения доли сырья в мировом производстве и международной торговле. В структуре российского экспорта наблюдается обратная динамика. Следовательно, качественный скачок в развитии экспортного потенциала должен произойти именно в секторе промышленных предприятий, производящих готовую продукцию, где в настоящее время малоисследованными остаются вопросы формирования и развития их экспортного потенциала.

Актуальность исследования связана с тем, что определение и изучение экспортного потенциала промышленного предприятия позволяет дать объективную оценку структуры и объёмов его экспорта, что очень важно для функционирования в условиях глобального рынка и повышения совокупного экспортного потенциала промышленности РФ. Кроме того, нужно иметь в виду не только традиционные технологии управления экспортным потенциалом промышленных предприятий, основанные на использовании возможностей производственной и инвестиционной деятельности. Авторская концепция ориентирована на применение, прежде всего, результативных технологий управления эффективностью его формирования и реализации с помощью маркетинговой и инновационной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Формирование и реализация экспортного потенциала – это сложный и многоаспектный процесс, включающий как внутриэкономические, так и внешнеэкономические составляющие на всех стадиях функционирования предприятия – сложной экономической системы. Поэтому всестороннее, целостное исследование экспортного потенциала базируется на изучении классических и современных трудов зарубежных и отечественных учёных и практиков во многих областях экономической науки.

Исследованию сущности и природы стратегического управления экономическими системами посвящены труды Г.Минцберга, А.Томпсона, А.Роуза, Р.Робертсона.; проблемы теории стратегического управления разработаны в трудах Д.ДЖ Стрикленда, А.Томпсона, П. Фишера ,Э.Кембелла, К.Лаче, Г.Минцберга, Р.Фатхутдинова, В.Маркова, С.Вигмана, М.Гордеева, А.Жабина; системный подход к моделированию стратегического планирования на уровне производственных единиц разработан Г.Коллинзом, Дж.Блейем; О.Макаренко Процессы управления организацией исследовали М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Д. Бодди, Р. Пейтон, Дафт, П.Ф. Друкер, Р. Гительман и др.

В отечественной литературе формирование внешнеторговой стратегии фирмы рассматривают в своих трудах В. Серажим, А Майзель, А.Михайлин, М.Эпштейн, С Пивоваров и др. Оно не противоречит классической схеме стратегического планирования деятельности предприятия, изложенной в трудах И. Ансоффа, Г. Гордона, Ф. Котлера, Г. Минзберга, П.Ф.Друкера, О.Виханского, А.Наумова, А.Томпсона, А.ДЖ.Стрикленда, М.Мескона и др.

Исследованию эффективности деятельности экономических систем посвящены труды классиков отечественной экономической науки: С. Струмилина, Т. Хачатурова, Д. Полтеровича, А.Богданова, В.Немчинова.Они получили дальнейшее развитие в трудах П.Виленского, В.Лившица, С.Смолика, М,Липсица, В.Коссова, А.Шахназарова, И.Бланка, Г.Бирмана, С.Шмидта и др.

Теоретические основы эффективности внешней торговли между странами изложены в трудах классиков — экономистов 17-18 века В.Петти, А.Смита, Д Риккардо, Э. Хекшера, Б.Олина и др. Они получили дальнейшее развитие в трудах таких исследователей как Г.Шагалов, Э. Кочетов, Л.Стровский, С.Долгов, И.Кретов, А.Буров, О.Матвеева, Т.Миролюбова, В.Покровская, Т.Терешко и др.

В современной экономической науке разработаны методологические подходы управления формированием и реализацией экспортного потенциала на макро и мезоуровнях. Решению этой проблемы посвящены труды М.Сейфуллаевой, Р.Бутаева, Л.Вардомского, Е.Скатерщиковой.

Одним из первых в отечественной литературе процесс формирования экспортных возможностей предприятия описал И.Кретов применительно к предприятию, производящему продукцию. В современной экономической литературе имеются различные подходы к управлению формированием и реализацией отдельных составляющих экспортного потенциала промышленных предприятий. Данные подходы изложены в трудах таких исследователей как Г.Шагалов, Э. Кочетов, В.Емельянов, Ю.Токарев, О.Гусева, П.Достанко, О.Остапенко, Н.Верещак, Л. Стровский, С.Долгов, А.Матвеева, Т.Миролюбова и др.

Исследованию закономерностей развития процессов международной производственной кооперации отечественных предприятий посвящены труды К.Багриновского, М.Бендикова, Т.Белоуса, Н.Дорониной, Н. Семилютиной, А.Идрисова, Ю.Кормнова, С.Крупко, А.Юданова, О. Черковца, В.Тарана, Е.Горбашко, М.Гельвановского, В.Андрианова, С. Пивоварова, Л.Тарасевича, А.Майзеля, И.Фаминского, Л.Стровского, А. Спартака, С Долгова, С.Глазьева, И.Герчиковой. и др. Методологической основой разработки проектов международной производственной кооперации служат труды М. Портера, Х. Мезера, Ф. Котлера, К.Боумена, И. Ансоффа,

П.Ховранека, В.Беренса.

Межкультурные деловые коммуникации исследовали в своих трудах В.Андрианов, И.Добротворский, О.Оболенский, А. Эльянов, Д.Бернет, С.Мориарти, Г.Багиев, С.Никифорова, Дж.Влайт, Н. Александрова, Е.Сорокина, И.Филоненко, Н.Моисеева, М.Мюллер, Я. Критсотакис и др.

Заметный вклад в исследования национального аспекта межкультурных деловых коммуникаций внесли Г.Ховстеде, Ф.Тромпенаарс, Р.Льюис, Ч.Хампден-Тёрнер, С.Мясоедов, С Филонович и др.

Формированию области брэнд-менеджмента посвящены труды Д. Аакера, Т. Амблера, С. Анхолта, ДЖ.К. Веркмана, Д. Нэпа, П.Темпорала, М. Хейга, О. Гусевой, В.Домнина, Н. Дьячкова, А. Захарова и др.

Изучение указанных трудов позволяет сделать вывод, что исследование экспортного потенциала промышленного предприятия весьма актуально, но пока ещё осуществляется фрагментарно, в разрезе отдельных направлений экспорта и форм его реализации и зачастую изолировано от внутриэкономической деятельности. Всё это не позволяет всесторонне и системно охарактеризовать процесс формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий, определить его место в целостной экономической системе, дать оценку и обосновать направления его эффективного развития в конкретных условиях деятельности промышленных предприятий.

Этим определяется растущая актуальность и необходимость выполнения целостного научного исследования, направленного на разработку теоретических и методологических основ формирования и реализации такой сложной и многоплановой экономической категории как экспортный потенциал промышленного предприятия, разработки методических подходов по решению практических проблем его эффективной реализации в реальных условиях деятельности российских промышленных предприятий. Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы исследования, его цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических основ, методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих эффективное формирование и реализацию экспортного потенциала промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования.

Поставленная цель диссертационного исследования достигается решением следующих задач:

теоретико-методологические:

— разработать методологические основы исследования процесса формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий с целью обоснования и повышения эффективности направлений их экспортной деятельности;

-разработать теоретические основы формирования и реализации экспортного потенциала применительно к предприятиям промышленности: дать определение и оценку этого сложного экономического явления; предложить систему признаков его классификации, позволяющих определить направления его исследования; выявить факторы, оказывающие существенное влияние на формирование и реализацию экспортного потенциала промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования; предложить систему их классификационных признаков, позволяющих выделить уровни и направления повышения его эффективности;

— развить теоретические основы управления экспортным потенциалом промышленного предприятия, уточнить систему факторов, оказывающих на него существенное влияние, разработать концепцию управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия с целью его совершенствования;

-выявить роль межкультурных маркетинговых коммуникаций в формировании и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий.

методические:

разработать методику формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия с учётом маркетинговых показателей конъюнктуры зарубежных рынков;

разработать методику оценки эффективности формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия;

разработать методику оптимизации производственной программы предприятия с учётом конъюнктурных показателей спроса потребителей сегментов зарубежных рынков.

прикладные:

Апробировать авторские теоретические, методологические и методические результаты исследования в условиях экспортной деятельности промышленных предприятий:

-провести анализ формирования и реализации экспортного потенциала на примере промышленных предприятий Самарского региона, выявить резервы повышения эффективности его формирования и реализации с учётом реальных условий деятельности предприятий;

-разработать прогноз темпов роста экспорта отраслей промышленности Самарского региона с учётом «точек роста» их экспортного потенциала.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 15.10. «Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности», п.п.15.15. «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства», п.п.3.23. «Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций»; п.п.3.27 «Разработка кампании продвижения марок; методические основы брендинга» специальности 08.00.05.«Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности; маркетинг» Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Предметом исследования являются совокупность организационно – экономических и коммуникационных отношений, возникающих в процессе формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий РФ.

Объектом исследования являются экспортоориентированные российские промышленные предприятия.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование базируется на теоретических и методологических положениях, содержащихся в трудах классиков экономической и управленческой науки, трудах российских и зарубежных учёных в области рыночной экономики, геоэкономики, менеджмента, маркетинга, межкультурных деловых коммуникаций. Основой применённой методологии является системный анализ как научный метод изучения процессов формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий, выбора направления его развития и оценки управления эффективностью этого развития в любом временном и географическом сегменте геоэкономического пространства.

В процессе диссертационного исследования использованы методы системного, логического и математического моделирования, структурного, ситуационного и морфологического анализа и синтеза, технологии обоснования управленческих решений.

Информационную базу исследования составили нормативные и информационные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативные и законодательные акты РФ в области внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности, положения правительственных концепций и региональных программ экономического развития, статистические данные о деятельности предприятий и организаций Самарского региона, материалы международных научных конференций.

Научная новизна исследования состоит в разработке методологии и концепции целостной системы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий и методического обеспечения её эффективного практического применения.

Авторская методология исследования процесса формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия основана на принципах перманентной конкуренции между внутри и внешнеэкономической деятельностью предприятия, а также видами и масштабами деятельности на внешних рынках, параметры и характер которой определяются совокупной системой маркетинговых конъюнктурных показателей рынков и рентабельностью деятельности предприятия на каждом из них.

Данная конкуренция проявляется при распределении ресурсов промышленного предприятия по видам деятельности; номенклатуры и ассортимента производимой продукции между сегментами занимаемых и прогнозных рынков; деятельностью его производственных стратегических подразделений и др.

Конкретные результаты, обладающие научной новизной, заключаются в следующем:

-предложено развитие теоретических основ формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий: выявлена трансформация качественных изменений содержания понятий «экспортный потенциал промышленного предприятия»; «процесс формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия»; «управление эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия», «реальный экспортный потенциал предприятия», «скрытый экспортный потенциал предприятия» и даны их авторские определения;

-выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на формирование и реализацию экспортного потенциала промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования; предложена система их классификационных признаков, позволяющая выделить уровни и направления повышения его эффективности;

-выявлены закономерности повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования. Их устойчивое проявление заключается в увеличении доли импорта в себестоимости объёмов экспорта; ориентации на импортозамещение; развитии международной кооперации и предпринимательства в свободных экономических зонах, повышении степени брендированности товаров промышленности; усилении борьбы с контрафактом промышленной продукции; возрастании роли маркетинговых коммуникаций при выходе предприятий на зарубежные рынки с целью роста их экспортного потенциала;

-разработана концепция управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия, позволяющая создать для каждого промышленного предприятия жизнеспособную, эффективную управляющую систему, обеспечивающую перманентную результативность экспортной деятельности предприятия на всех её участках и во всех формах; сформулированы и проанализированы её структурообразующие элементы;

-разработаны авторские методологические основы формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, развернутые в трех взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих:

1.Методологические основы формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, позволяющие, исходя из маркетинговых исследований рынка и экспортных возможностей предприятия, сформировать оптимальные структуру и объемы экспорта продукции, работ, услуг, нематериальных активов для каждого сегмента экспорта;

2.Методологические основы оценки эффективности формирования и реализации экспортного потенциала, позволяющие осуществлять мониторинг оптимизации структуры и ассортимента экспорта предприятия по рынкам и видам экспортной деятельности;

3.Методологические основы управления эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия на стадиях производства и обращения с целью повышения объёмов и снижения издержек экспортной деятельности;

-разработана методика оценки формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, позволяющая осуществить системно его совокупную оценку на уровне предприятия в целом, и в разрезе каждого рынка с учётом специфики его маркетинговых характеристик;

-разработаны методические подходы оценки направлений повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала — импортозамещения, брендинга, международной кооперации предприятий;

-разработан методический подход к управлению эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, применяющий, наряду с традиционными инструментами современные технологии его повышения, как на стадии формирования, так и на стадии реализации;

— разработана методика оптимизации производственной программы, с целью совершенствования ассортиментной политики предприятия, позволяющая при оптимальном использовании ограниченных в пределах промышленного предприятия ресурсов, одновременно оптимизировать выпуск экспортного и внутреннего объёмов продукции, задавая оптимальные пропорции внутри и внешнеэкономической деятельности предприятия, с учётом маркетинговых характеристик;

Теоретическая и практическая значимость исследования. В данном исследовании получили дальнейшее углубление и развитие существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование методов решения проблемы управления эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия на стадиях его формирования и реализации, применительно к конкретным рынкам геоэкономического пространства с целью развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.

Разработанные в диссертации подходы к формированию и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий были апробированы в процессе НИР, выполняемых по заказу администрации Самарской области. Предложенная автором диссертации в процессе выполнения НИР концепция формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий служит методической основой для выработки практических мер по формированию и развитию экспортного потенциала предприятий промышленности Самарского региона.

Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы:

-в деятельности органов управления субъектов РФ, разрабатывающих комплексные целевые программы по развитию экспорта;

-в деятельности органов представительской власти субъектов РФ при подготовке нормативных и законодательных актов регламентации внешнеэкономической деятельности;

-Торгово-промышленной палаты РФ и её региональных отделений при разработке программ выхода российских предприятий на рынки дальнего и ближнего зарубежья;

-во внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности промышленных предприятий для развития и повышения эффективности первой и согласования с ресурсной и административно-правовой базой второй;

-в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области управления и организации внешнеэкономической деятельности предприятий.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты исследования нашли отражение в 57 публикациях автора общим объёмом 117,4 печ.л., авторский вклад 57,8 печ.л.

По итогам диссертационного исследования автор выступила с докладами на 26 международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях и симпозиумах в т.ч.: в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Пензе, Ярославле, а также в Египте (Хургада), Турции (Анталия), Греции (Агиос Николаос), Италии (Римини).

Структура и объём работы.

Рукопись объемом 347 страниц машинописного текста содержит введение, пять глав, заключение, библиографический список и приложения.

Во введении приводится постановка проблемы и обосновывается её актуальность, представлена характеристика степени разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, представлены его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Формирование и реализация экспортного потенциала промышленных предприятий России в условиях глобализации» исследованы онтологические и эволюционные аспекты становления системы управления экспортным потенциалом промышленного предприятия в системе управления ВЭД РФ, исследованы существующие теоретические основы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий, разработаны авторские теоретические основы изучения и оценки категории «экспортный потенциал промышленного предприятия». Рассмотрены: системный подход к учёту факторов, при формировании и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий и современные в т.ч. маркетинговые, технологии формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий.

Во второй главе «Управление экспортным потенциалом промышленного предприятия» даётся оценка экспортного потенциала как объекта управления в системе промышленного предприятия, приводится авторская концепция управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия, включающая характеристику и обоснование его структурообразующих элементов: принципы, приоритеты и ориентиры управления экспортного потенциала, критерии и механизм управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия, основанный на стратегическом управлении; инструменты и методы основных функций управления эффективного формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия.

В третьей главе «Повышение эффективности формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий за счёт управления межкультурными маркетинговыми коммуникациями» рассмотрена система управления межкультурными маркетинговыми коммуникациями в рамках основных функций управления при выходе предприятий на внешние рынки; оценена роль международной выставочной деятельности и международных экономических миссий на процесс формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий,

В четвёртой главе «Методологические и методические основы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий» предложены авторские методологические и методические основы системного подхода к формированию и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий; рассмотрена существующая методология оценки эффективности внешнеэкономической деятельности промышленных экономических систем на уровне экспорта, импорта; приводится авторская схема методологии исследования эффективности формирования и реализации экспортного потенциала; предложены авторские методические подходы к оценке эффективности направлений повышения экспорта промышленных предприятий при импортозамещении, международной кооперации, брендинге, международной выставочной деятельности, международных экономических миссий, функционировании предприятий в свободных экономических зонах;авторский методологический подход к управлению эффективностью при формировании и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия на стадиях производства и обращения; разработаны: методика формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия с учётом маркетинговых конъюнктурных показателей зарубежных рынков и методика оптимизации производственной программы предприятия с учётом экспортного ассортимента.

В пятой главе «Направления повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала на примере промышленных предприятий Самарского региона» на основе разработанных автором методологических и методических основ и подходов проведён анализ формирования и реализации экспортного потенциала обследованных промышленных предприятий, выявлены резервы повышения эффективности его формирования и реализации с учётом реальных условий деятельности промышленных предприятий; разработан прогноз темпов роста экспорта отраслей промышленности Самарского региона с учётом «точек роста» их экспортного потенциала.

В заключении содержатся выводы и рекомендации по проведённому исследованию.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1.Предложено развитие теоретических основ формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий: выявлена трансформация качественных изменений содержания понятий «экспортный потенциал промышленного предприятия»; «процесс формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия»; «управление эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия», «реальный экспортный потенциал», «скрытый экспортный потенциал» и даны их авторские определения.

Исследованы онтологические и эволюционные аспекты становления системы управления экспортным потенциалом промышленного предприятия в системе управления ВЭД РФ. Сделан вывод, что становление системы управления ВЭД в РФ началось практически с момента создания РСФСР (впоследствии СССР), но оно, в основном, осуществлялось на уровне торговли с развитыми капиталистическими странами, кооперации со странами — членами СЭВ и программ помощи с развивающимися странами в рамках административно – командной системы и до 1990 года, практически, была неизменной.

Следовательно, управление ВЭД не носило классической рыночной направленности, а внешняя торговля субъектов промышленности не была связана с реальным рынком, т.к. осуществлялась только через внешнеторговые фирмы союзных министерств. После распада СССР ситуация изменилась. Начиная с 1990 года, выделяются два субъекта ВЭД: государство и предприятия (организации) и, соответственно, два уровня их деятельности – внешнеэкономические связи на уровне государства и внешнеэкономическая деятельность на уровне предприятий. Выходят законы в области регулирования ВЭД. Страна встала на путь рыночных реформ.

Этот момент можно считать отправной точкой становления и развития качественно новой, рыночной теории, методологии и практики ВЭД в РФ на микроуровне.

В современной экономической литературе достаточно широко излагаются методологические основы и методические подходы формирования и оценки потенциала на уровне промышленного предприятия: экономического, производственного, кадрового и т.д. Формированию же экспортного потенциала, определяющего внешнеэкономическую деятельность предприятия, по мнению автора, уделяется недостаточно внимания, причём рассмотрение его в отечественной литературе осуществляется фрагментарно и без одновременной привязки к внутриэкономической и импортной деятельности, а главное, к тем качественным изменениям, которые произошли в системе ВЭД на микроуровне:

во-первых, российские промышленные предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешние рынки;

во-вторых, современное промышленное предприятие — это целостная, сложная, вероятностная, гибкая система, ограниченная единой ресурсной базой, функционирующая в динамическом режиме, именно поэтому нельзя провести четкой грани между его внутриэкономической и внешнеэкономической деятельностью: оптимальные внутриэкономические пропорции создают основу для формирования внешнеэкономических, а последние, в свою очередь, позволяют развивать и совершенствовать внутриэкономические;

в-третьих, менеджмент промышленных предприятий самостоятельно разрабатывает систему стратегического развития на внутренних и внешних рынках, в т.ч. и направления, формы и масштабы реализации своего экспортного потенциала.

Исходя из этого, автор, на базе исследования теоретических, методологических основ, и методических подходов, существующих в экономической литературе, предлагает свою концепцию целостной системы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий, в которой рассмотрены следующие ключевые понятия исследования: «экспортный потенциал промышленного предприятия», «процесс формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия»; «управление эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия».

Проводя исследования на промышленных предприятиях Самарской области, автор пришла к выводу, что экспортный потенциал необходимо рассматривать в системе экономического потенциала, экспортоориентиро-

ванного промышленного предприятия как неотъемлемую его составляющую,

Рис. 1. Экспортный потенциал в системе экономического потенциала экспортоориентированиого предприятия

количественно выраженную в объемах поставок на экспорт конкурентоспособных продукции, услуг, объектов интеллектуальной собственности.

Экономический потенциал экспортоориентированного предприятия, по мнению автора, характеризует средства и ресурсы, имеющиеся в наличии, а также средства, которые реально могут быть мобилизованы предприятием и использованы для достижения заданной (желаемой) в рамках системы стратегического внутрифирменного планирования производственно-коммерческой цели на внутреннем и внешнем рынках.

Согласно авторскому определению «экспортный потенциал промышленного предприятия» это динамично меняющаяся составляющая экономического потенциала, организационно-техническая структура которого, подчиняясь миссии и целям предприятия, с учётом воздействия факторов внешней среды и внутреннего его состояния, обеспечивает стабильные объёмы продаж с заданным уровнем рентабельности на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Оценка экспортного потенциала имеет качественную и количественную характеристики.

Количественную оценку экспортного потенциала промышленного предприятия предлагаем проводить с помощью формулы 1:

EMBED Equation.3 , (1)

где ЭП – экспортный потенциал промышленного предприятия, тыс. руб.

Vэ.прод., Vэ.рп., Vэ.усл.,…, Vэ.на – объем экспорта соответственно продукции, работ промышленного характера, услуг, нематериальных активов, тыс.руб.

Качественную характеристику экспортного потенциала промышленного предприятия представляет система показателей: уровень сертификации продукции, услуг, бизнес – процессов предприятия; степень брендированности продукции, услуг; ежегодный темп прироста стоимости предприятия; доля инновационных нематериальных активов в структуре активов предприятия; уровень импортозамещения при применении импортных комплектующих.

Процесс формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия представляет собою систему стратегического планирования его экспортной деятельности на основе оптимальных пропорций распределения между внутри- и внешнеэкономической деятельностью имеющихся на предприятии ресурсов, направленную на эффективную реализацию всех составляющих экспортного потенциала с целью завоевания заданных сегментов глобального рынка

Управление эффективностью формирования и реализации ЭП промышленного предприятия представляет собою многоуровневую систему функций макро, мезо и микросреды по планированию, организации, мотивации и регулированию, направленную на достижение максимально-возможного результата производственно-коммерческой деятельности промышленного предприятия на зарубежных рынках.

Реальный экспортный потенциал — это объём продаж востребованных на внешних рынках товаров и услуг, являющихся предметом экспортной специализации предприятий.

Скрытый экспортный потенциал — это возможность выпуска предприятиями товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом на мировом рынке, но уступающих по своим потребительским качествам или цене зарубежным аналогам и требующим доведения их до конкурентоспособного уровня.

2.Выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на формирование и реализацию экспортного потенциала промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования, предложена система их классификационных признаков, позволяющая выделить уровни и направления исследования.

При управлении таким сложным экономическим объектом, как экспортный потенциал промышленного предприятия необходим наиболее полный учёт многообразных факторов макро, мезо и микроуровня, влияние которых обусловлено как воздействием внешней по отношению к предприятию среды, так и внутренним его состоянием.

Систему факторов, оказывающих воздействие на формирование и реализацию экспортного потенциала промышленного предприятия, автор подразделяет по следующим классификационным признакам: прямые и косвенные; внутренние и внешние; развивающие и сдерживающие; количественные и качественные; объективные и субъективные.

Авторская схема исследования факторов формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия представлена на рис.2

Усложнение функционирования отечественных предприятий в условиях глобализации, варианты номенклатурных сочетаний экспорта продукции, работ, услуг, на наш взгляд, требуют системной дифференциации исследования действия факторов по стадиям формирования и реализации экспортного потенциала. Тщательное изучение и выделение тех, которые на каждой из стадий оказывают наиболее существенное влияние, позволит оптимизировать управление экспортным потенциалом на каждом этапе экспорта. Исследования, проведённые автором на ряде промышленных предприятий Самарского региона, таких как ОАО «Авиаагрегат», ЗАО «Самарская кабельная компания», ОАО «Электрощит», ОАО «Весна», ОАО «Средневолжский станкозавод», «ОАО АВТОВАЗ» и др. убедительно доказывают, что факторы формирования и реализации экспортного потенциала взаимосвязаны и взаимозависимы, но в реальных условиях деятельности предприятий одни и те же факторы действуют по-разному. Опыт функционирования российских промышленных предприятий на внешних рынках свидетельствует, что на стадии формирования экспортного потенциала решающее действие оказывают внутрипроизводственные факторы. Именно они формируют заданные параметры конкурентоспособности товара, работ, услуг. Эти факторы, классифицируемые автором как управляемые, действуют на микроуровне.

На стадии формирования экспортного потенциала к ним можно отнести (рис.2): систему стратегического планирования предприятия; систему маркетингового планирования; организацию производства и труда; уровень качества продукции, работ, услуг; уровень издержек и цену; инновационную составляющую; долю импорта в цене экспортного ассортимента; финансовое состояние предприятия; смену собственника.

На эффективность реализации экспортного потенциала промышленных предприятий оказывают влияние факторы мезоуровня. К ним автор относит российские отраслевые рынки, поставляющие экспортоориентированным предприятиям производственные ресурсы и осуществляющие конкурентоспособное импортозамещение.

Рис. 2 Система факторов формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия.

Действие факторов макроуровня существенно проявляется на стадии реализации экспортного потенциала. Управление ими на уровне предприятия либо невозможно, либо затруднено из-за преимущественно объективного характера их действия. Поэтому, при анализе, учёте и контроле факторов макруровня необходимо достигать максимальной адаптивности управляемой экономической системы к условиям их воздействия. К неуправляемым факторам макроуровня автор относит: регламентацию внешнеторговых операций; систему международных стандартов, контрафакт; систему международных расчётов, валютный курс рубля.

К частично управляемым факторам макросреды автор относит: транспортную логистику; систему посредников; импорт ресурсов; международные деловые коммуникации; франчайзинг; систему внешнеторговых рисков.

Исследуя алгоритм формирования экспортного потенциала промышленных предприятий, автор выделяет ключевые факторы формирования и реализации экспортного потенциала, управление которыми обеспечивает его эффективную реализацию. Влияние данных факторов имеет причинно-следственную связь и синергию действия. К ним относятся: конкурентоспособность продукции, возможность производства экспортного товара в заданных объёмах, качество ресурсного обеспечения производства экспортного ассортимента, качество товаропроводящей и сбытовой сетей, наличие отдела ВЭД на предприятии, характер используемых коммуникаций. Совокупное влияние системы этих факторов затрагивает все стадии управления экспортным потенциалом предприятия. Их анализ должен проводиться не последовательно, а системно. В этом случае обеспечивается синергетический эффект устойчивого повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала на заданных сегментах зарубежных рынков. Практика анализа и учёта менеджерами предприятий отдельных факторов, преимущественно оказывающих негативное влияние на осуществление экспортных операций, неэффективна. Только полный, системный учёт взаимосвязанных факторов при формировании и реализации экспортного потенциала обеспечит российским промышленным предприятиям, выходящим на сегменты зарубежных рынков, конкурентные преимущества при осуществлении внешнеэкономической деятельности в любом направлении и любых формах.

3.Выявлены закономерности процесса повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала российских промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования. Их устойчивое проявление заключается в увеличении доли импорта в себестоимости объёмов экспорта; ориентации на импортозамещение; развитии международной кооперации и предпринимательства в свободных экономических зонах; повышении степени брендированности товаров промышленности; усилении борьбы с контрафактом промышленной продукции; возрастании роли маркетинговых коммуникаций при выходе предприятий на зарубежные рынки.

Процесс повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала характеризуют следующие факторы:

Импорт. Проблема импорта материалов и комплектующих, оборудования, технологий, ноу-хау и т.д. остаётся актуальной для многих российских промышленных предприятий — экспортёров. Доля импортных составляющих в себестоимости продукции экспортного ассортимента (материалы, комплектующие, оборудование, технологии, ноу-хау, сертифицикация бизнес-процессов и продукции по международным стандартам) в промышленности может составлять до 40% и более. Но это необходимое условие эффективного экспорта на рынки зарубежья, где конкуренция по технической, экологической, технологической и экономической составляющим продукции сегодня не всегда преодолима для отечественного производителя. Поэтому, прибегая к сертифицированным импортным производственным ресурсам, российские производители обеспечивают гарантированные поставки конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки, где требования к качеству велики. Это одна из современных устойчивых тенденций применения импорта для технологий повышения эффективности и объёмов российского экспорта промышленной продукции и расширения рынков её сбыта за рубежом. При условии адекватного качества, долю дорогостоящего импорта в структуре экспорта возможно уменьшить за счёт импортозамещения.

Импортозамещение. Отечественные производители должны взять курс на последовательное импортозамещение производственных ресурсов в первую очередь, для обеспечения деятельности экспортоориентированных промышленных предприятий. С нашей точки зрения, под импортозамещением при производстве экспортной продукции следует понимать организацию производства отечественной продукции, соответствующей по техническим, технологическим, инновационным, экологическим, экономическим параметрам импортному аналогу и способной вследствие этого заменять её, сохраняя заданное качество экспортного товара. В связи с этим развитие импортозамещения становится особенно актуальным, поскольку именно оно позволяет избежать напряженности, и рисков, возникающих вследствие необходимости использования при изготовлении экспортной продукции импортных комплектующих и загрузить производственные мощности отечественных предприятий. Следует также отметить, что увеличение производства отечественной продукции должно происходить при снижении потребления импортных товаров только в том случае, если такое замещение возможно и экономически целесообразно Организация производства импортозамещающей продукции «с нуля» в сегодняшних экономических условиях осложнена недостатком инвестиционных ресурсов, поэтому важнейшим направлением развития импортозамещения может и должно стать размещение производства импортозамещающей продукции на базе уже существующих предприятий. Но полностью вытеснять импортную продукцию с рынка, используя при этом законодательные и административные меры, нельзя, поскольку предприятия, защищенные от неё полностью, отличаются низкой производительностью труда и эффективностью производства. Кроме того, ограничение потребителя в возможности выбора между отечественной и импортной продукцией также представляется недопустимым.

Международная кооперация Степень конкурентоспособности отдельных видов отечественной промышленной продукции на сегодня не отвечает требованиям мировых стандартов. Одним из факторов роста экспортного потенциала данной номенклатуры может послужить организация международной кооперации производства с образованием и без образования юридического лица. В рамках кооперационного процесса может быть организовано как производство отечественной промышленной продукции, так и лицензионных импортных аналогов. Выбор партнеров и видов деятельности при установлении международных кооперационных производственных связей должен опираться на тщательный технико-экономический анализ, решающее место в котором принадлежит оценкам экономической эффективности.

Предпринимательство в свободных экономических зонах. Рассматривая преимущества предпринимательства в свободных экономических зонах с позиций формирования и развития экспортного потенциала промышленных предприятий, прежде всего, следует отметить, что многообразие видов свободных экономических зон позволяет каждому предприятию выбрать оптимальный вариант формирования и развития своего экспортного потенциала. Существует, как минимум, три разновидности зон свободного предпринимательства, которые дают промышленным предприятиям такую возможность.

1.Торгово-складские зоны. Такие зоны могут быть использованы предприятиями, доля импортных комплектующих в объёме экспорта которых превышает 30% в качестве поставщиков сертифицированных комплектующих, полуфабрикатов и материалов. Эти поставки планируются на основании экспортных маркетинговых стратегий, разрабатываемых по продуктам и стратегическим производственным подразделениям экспорто ориентированных предприятий.

2.Экспортно-производственные, или промышленные, зоны предназначенные для создания в них промышленных предприятий, в том числе и «отверточного» типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Такие зоны создаются для развития наиболее приоритетных отраслей промышленности или для стимулирования экспортного промышленного производства на территории депрессивных районов страны. Наши исследования показывают, что возможности расширения экспортного потенциала таких предприятий ограничены только их производственными мощностями и ёмкостью рынков импортирующих стран.

3.Научно-технологические зоны, называемые часто технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими центрами, деловыми центрами. Подобные зоны создаются для мобилизации всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность с высокой долей экспортоориентированных предприятий, обеспечения новых рабочих мест и диверсификация экономики в регионе и в стране в целом.

Брендинг. По многим позициям экспорта промышленной продукции реальный в недавнем прошлом экспортный потенциал многих российских предприятий перешёл в стадию скрытого. Одной из важнейших причин данной ситуации является неконкурентоспособность российских продуктов на внешних рынках, где все сегменты рынка поделены между различными брэндированными товарами. Наличие сильного брэнда является одним из основных факторов роста акционерной стоимости, формирования конкурентоустойчивости предприятия и развития его экспортных возможностей, повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала предприятий, т.к.:

1.Брендированный товар или услуга на внешнем рынке всегда продаётся дороже небрендированного.

2.С брендированным товаром или услугой легче и дешевле проникнуть на новые рынки.

3.Брендинг создаёт возможность организации системы франчайзинга, т.е. расширения сегментов зарубежных рынков без существенных производственных и логистических затрат.

При оценке экспортного потенциала предприятия необходимо определить, какую долю занимает брендированная продукция в товарной структуре экспорта предприятия с точки зрения объемов продаж в физическом и денежном выражении. Данный анализ позволит оценить имеющийся потенциал экспорта брендированной продукции или услуг с точки зрения соответствия требованиям зарубежных рынков (по показателю «объем продаж») и определить направления борьбы с контрафактом.

Контрафакт. Одним из факторов, сдерживающих реализацию экспортного потенциала добросовестного производителя – экспортёра промышленной продукции и услуг на освоенных зарубежных рынках сегодня можно назвать наличие контрафакта. Наличие контрафактной продукции на рынках экспортёра не позволяет ему полностью занимать или расширять собственный сегмент рынка, в завоевание и освоение которого постоянно вкладываются средства. Присутствие недобросовестного производителя, «оттягивает» средства правообладателя на борьбу с ним, а не на развитие.

Появление контрафактной продукции наносит экономический ущерб прежде всего её правообладателю, который при маркетинговых исследованиях рынка констатирует снижение объёмов продаж брендированной продукции. А это, в свою очередь, приводит к снижению прибыли и потере реальных и потенциальных сегментов рынков правообладателя. Ещё одним бичом контрафакта является нарушение позитивного имиджа предприятия, т.к. снижение качества продукта приписывается именно ему.

Межкультурные маркетинговые коммуникации. Международные экономические миссии (МЭМ) и международная выставочная деятельность – в настоящее время самые перспективные с позиции формирования, реализации и развития экспортного потенциала коммуникации промышленных предприятий. В последнее время, с целью достижения синергетического эффекта, достаточно часто отмечается практика сочетания деловых коммуникаций промышленных предприятий, когда международные экономические миссии дополняются проведением международных выставочных мероприятий. Управление этой системой коммуникаций, осуществляемое как на макро, так и на микроуровне направлено на продвижение промышленных предприятий на рынки дальнего и ближнего зарубежья с целью мониторинга эффективного формирования и реализации их экспортного потенциала.

Наши исследования показывают, что до сих пор международные маркетинговые коммуникации (ММК) признаются большинством промышленных предприятий, в основном, как имиджевая составляющая их внешнеэкономической деятельности, но не как эффективный инструмент продвижения товаров и услуг на рынки дальнего и ближнего зарубежья. Участие в ММК влияет на величину и структуру экспортного потенциала в процессе его формирования и реализации и даёт ощутимые результаты:

1.Когда предприятие проектирует или производит конкурентоспособную на внешнем рынке продукцию, или же пытается проанализировать степень конкурентоспособности существующей, его специалистам нужно исследовать мировой рынок, выделяя целевые сегменты рынка и позиционируя там свою продукцию. Приняв участие в работе специализированной международной выставки или МЭМ, предприятие имеет возможность осуществления не только презентации своих технологий, продукции и услуг, но и личного контакта с реальными и потенциальными клиентами.

2.Когда предприятие осуществляет внешнеэкономические операции через посредника. Если его представители не будут участвовать в ММК, то конъюнктуру рынка они увидят «глазами посредника», кроме того, даже добросовестный посредник, обладая квалификацией в области коммерции, может «упустить» многие производственные, организационные, управленческие аспекты развития экспортного потенциала предприятия.

3.Когда предприятие осуществляет выход на внешние рынки в рамках региональных программ и планов ММК. Управлению межкультурными маркетинговыми коммуникациями промышленных предприятий уделяется большое внимание и оказывается организационное и финансовое содействие на государственном и региональном уровне как в России, так и за рубежом.

4. Разработана концепция управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия, позволяющая создать для каждого промышленного предприятия жизнеспособную, эффективную управляющую систему, обеспечивающую перманентную результативность экспортной деятельности предприятия на всех её участках и во всех формах; сформулированы и проанализированы её структурообразующие элементы

Формирование и реализация экспортного потенциала промышленного предприятия достаточно сложное и многоплановое явление, которое происходит на микроуровне под влиянием действия ряда разнообразных, иногда разнонаправленных факторов внешней среды и внутреннего состояния предприятия. Экспортная деятельность субъектов предпринимательства каждой страны затрагивает экономические и политические интересы других стран, поэтому при построении концепции автором учитывается множество факторов, контуров и координат управления.

В главе 2 диссертационного исследования излагается авторская концепция управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия. Данную концепцию мы представляем как единую систему, которая включает ряд взаимосвязанных структурообразующих элементов: принципы; приоритеты; ориентиры; масштабы охвата; критерии; механизмы; инструменты; этапы реализации; прогнозируемые результаты; оценка возможных последствий.

ПРИНЦИПЫ. Учитывая единство миссии, стратегии развития и ресурсной базы предприятия, принципы функционирования на внутреннем и внешнем рынках взаимосвязаны. Они формируются исходя из идеологии и базовой системы ценностей собственника предприятия; контуров государственной регламентации данного вида деятельности; размеров и отраслевой принадлежности предприятия. Основу конкурентоспособности на внутреннем рынке определяют такие принципы, как плановость, пропорциональность, эффективность, мотивированность хозяйствования. По нашему мнению, при управлении экспортным потенциалом, их должны дополнять одновременно соблюдаемые принципы деятельности на внешних рынках такие как:

-мониторинг оптимального соотношения объёмов внутри и внешнеэкономической деятельности, что оптимизирует использование всех видов производственных ресурсов;

-соблюдение международных требований и стандартов при производстве и сбыте продукции экспортного ассортимента: унификация, стандартизация, сертификация продукции и бизнес процессов предприятия, что обеспечивает возможность выхода предприятия на заданный сегмент глобального рынка;

-соблюдение нормативных и законодательных актов, регулирующих ВЭД внутри страны и в странах экспорта, что позволяет успешно осуществлять экспорт в заданные сегменты глобального рынка;

-неукоснительное соблюдение при осуществлении всех видов внешнеторговых операций принципа подчинения локального оптимума глобальному, что обеспечивает нормальные условия осуществления ВЭД без административных препятствий и применения штрафных санкций.

ПРИОРИТЕТЫ каждое экспортоориентированное предприятие определяет самостоятельно, в зависимости от размера предприятия, вида ВЭД, метода её осуществления. Менеджеры предприятия, осуществляющего ВЭД, должны решить: на что в первую очередь надо обратить внимание в области основной производственной деятельности, в области рыночной экспансии и др. областях и от чего оно должно в настоящее время отказаться для решения основных стратегических задач. Чтобы динамика объёмов экспорта, его направления, периодичность не подвергались резким изменениям, для любого предприятия, независимо от размера занимаемых сегментов зарубежного рынка, приоритетами должны стать:

-по основной производственной деятельности: брендинг, подкреплённый системой бренд-менеджмента; увеличение в общем объёме экспорта доли нематериальных активов.

-по рынкам сбыта: освоение перспективных рынков; удержание завоёванных рынков; борьба с контрафактом.

ОРИЕНТИРЫ формирования и реализации экспортного потенциала. Исследования, проведённые на промышленных предприятиях Самарского региона, показали, что основными ориентирами эффективного экспорта должны стать:

-запросы потребителей с учётом их национальных особенностей, определяемые результатами маркетинговых исследований;

-инновационное развитие предприятия (не менее 50% доли нематериальных активов в активах предприятия);

— освоение новых форм и методов работы на внешних рынках;

— снижение издержек производства экспортного ассортимента.

МАСШТАБЫ ОХВАТА при формировании и реализации экспортного потенциала должны прежде всего учитывать географические сегменты рынков: развивающихся стран, развитых стран, рынок ВТО.

КРИТЕРИЙ при любой форме внешнеэкономической деятельности заключается в достижении максимума чистого дохода, получаемого от реализации экспортного ассортимента на зарубежных рынках, по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ. Нами исследуются аспекты механизма управления экспортной деятельностью промышленного предприятия, которая может охватывать широкий спектр операций, начиная от самой простой – экспорта продукции и заканчивая сложными формами торговли интеллектуальной собственностью или организацией кооперационного взаимодействия. Согласно авторской формулировке механизм управления формированием и реализацией экспортного потенциала промышленного предприятия – это система функций, методов и инструментов, с помощью которых управляющая система обеспечивает оптимальные параметры его функционирования на освоенных и перспективных рынках.

Рассмотрим механизм формирования и реализации экспортного потенциала в системе основных функций управления экспортоориентированного предприятия. Общие функции управления являются едиными для всех процессов принятия управленческих решений. Автор подразделяет их при управлении экспортным потенциалом на целый ряд частных функций. Такое разделение обусловлено спецификой ВЭД, когда, во-первых, необходимо согласование внутриэкономической деятельности с внешнеэкономической по критерию эффективности; во-вторых, учитывая географию деятельности, согласование частных функций управления между собой по тому же критерию. В частных функциях управления проявляются специфические особенности реализации механизма функциональных подразделений предприятия. Безусловно, частные функции управления должны быть согласованы и подчинены стратегическим целям общей функции управления предприятием. Во 2 главе диссертации рассмотрены функции управления экспортным потенциалом, включающие планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование.

Как было отмечено выше, управление формированием и реализацией экспортного потенциала российское промышленное предприятие осуществляет самостоятельно, но в рамках прямого и косвенного управляющего воздействия системы внешней регламентации ВЭД. На рис.3 представлена авторская концепция управления экспортным потенциалом промышленного предприятия. Рассмотрим её составляющие и их регулирующие функции.

Автор выделяет несколько внешних, взаимосвязанных уровней управления экспортного потенциала российского промышленного предприятия. Каждый уровень управления экспортом российского предприятия имеет свою функцию.

Глобальный рынок создаёт равные экономические условия для всех субъектов международной торговли. Государственное регулирование на уровне стран-участниц ВЭД преследует цели использования преимуществ международного разделения труда с позиций максимизации приращения живого и овеществлённого труда в результате осуществления внешнеторговых операций, а также обеспечение государственной безопасности её осуществления. Регионы стимулируют и мотивируют продвижение на международный рынок своих предприятий и организаций с целью увеличения внешнеторгового оборота.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ. Согласно авторской концепции, предприятие должно поэтапно реализовать свои экспортные возможности, развивая свой экспортный потенциал начиная от простых и хорошо «отработанных» специалистами предприятия форм экспорта и переходя к более сложным. Эта последовательность усложнения экспортных операций представляется нам в

Рис 3. Система управления экспортным потенциалом промышленного предприятия

следующем порядке: экспорт продукции без оказания сопутствующих услуг; экспорт продукции с оказанием услуг; создание представительств в стране

экспорта; создание СП; международная кооперация производства; франчайзинг; создание дочерних предприятий за рубежом; ТНК.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ задаются разработанной экспортной стратегией в рамках долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ прогнозируется параметрами выполнения экспортной стратегии по географическим сегментам рынка, объёмам продаж и их эффективности

5.Разработаны методологические и методические основы формирования и реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, позволяющие осуществить системно его совокупную оценку на уровне предприятия в целом, и в разрезе каждого рынка.

На рис.4 приведена блок-схема методики оценки формирования и

реализации экспортного потенциала промышленного предприятия, разработанная на основе авторского методологического подхода, оценивающего экспортный потенциал в системе его структурообразующих элементов как суммарный объём экспорта продукции, услуг, нематериальных активов. Подробно этот методологический подход описан в главе 4 диссертации. Его использование в практической деятельности экспортоориентированных предприятий позволяет сформировать уровни стратегического планирования экспортного потенциала и рассчитать его прогнозное значение для долгосрочного и среднесрочного периодов, а также фактическое значение на стадии его реализации. Согласование объёмов внутри и внешнеэкономической деятельности проводится в данной методике с помощью авторской экономико-математической модели, представленной в п. 6 автореферата.

6.Разработана методика оптимизации производственной программы, позволяющая при оптимальном использовании ограниченных в пределах промышленного предприятия ресурсов и учёта конъюнктуры рыночных сегментов предприятия, оптимизировать выпуск экспортного и внутреннего объёмов продукции, задавая оптимальные пропорции его внутри и внешнеэкономической деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст