Тенденции развития ситуации аналитический комментарий 6 государ

EMBED Visio.Drawing.6

обзор за ноябрь 2005 года

-социум XXI-

СОДЕРЖАНИЕ TOC \o «1-4» \h \z \u

HYPERLINK \l «_Toc121316600» ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ PAGEREF _Toc121316600 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc121316601» ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО PAGEREF _Toc121316601 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc121316602» Реализация национальных проектов PAGEREF _Toc121316602 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc121316603» Административная реформа PAGEREF _Toc121316603 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc121316604» Кадровые перестановки в системе государственной власти PAGEREF _Toc121316604 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc121316605» Реформа местного самоуправления PAGEREF _Toc121316605 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc121316606» Реформа паспортной системы PAGEREF _Toc121316606 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc121316607» ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО PAGEREF _Toc121316607 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc121316608» Реформа политической системы PAGEREF _Toc121316608 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc121316609» Согласование и утверждение глав субъектов РФ PAGEREF _Toc121316609 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc121316610» Выборы органов региональной власти PAGEREF _Toc121316610 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc121316611» Партии и движения PAGEREF _Toc121316611 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc121316612» «Единая Россия» PAGEREF _Toc121316612 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc121316613» КПРФ PAGEREF _Toc121316613 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc121316614» Избирательный блок «Родина» PAGEREF _Toc121316614 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc121316615» Оппозиционно настроенные политические деятели и движения PAGEREF _Toc121316615 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc121316616» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА PAGEREF _Toc121316616 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc121316617» Факторы и тенденции в российской экономике PAGEREF _Toc121316617 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc121316618» Инфляционные процессы PAGEREF _Toc121316618 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc121316619» Приватизационные процессы PAGEREF _Toc121316619 \h 23

HYPERLINK \l «_Toc121316620» Выплата внешнего долга PAGEREF _Toc121316620 \h 23

HYPERLINK \l «_Toc121316621» Налоговая реформа PAGEREF _Toc121316621 \h 23

HYPERLINK \l «_Toc121316622» Топливно-энергетическая сфера PAGEREF _Toc121316622 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc121316623» Реформа электроэнергетической сферы PAGEREF _Toc121316623 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc121316624» Политика в отношении естественных монополий PAGEREF _Toc121316624 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc121316625» Развитие золотодобывающей отрасли PAGEREF _Toc121316625 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc121316626» Социально-экономическое развитие регионов PAGEREF _Toc121316626 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc121316627» Развитие транспортной инфраструктуры PAGEREF _Toc121316627 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc121316628» Государственная поддержка военно-промышленного комплекса PAGEREF _Toc121316628 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc121316629» Государственная поддержка культуры и спорта PAGEREF _Toc121316629 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc121316630» БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА PAGEREF _Toc121316630 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc121316631» Формирование бюджета PAGEREF _Toc121316631 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc121316632» СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА PAGEREF _Toc121316632 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc121316633» Жилищно-коммунальное хозяйство PAGEREF _Toc121316633 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc121316634» Реформа ЖКХ PAGEREF _Toc121316634 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc121316635» Здравоохранение PAGEREF _Toc121316635 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc121316636» Реформа здравоохранения PAGEREF _Toc121316636 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc121316637» Меры по предупреждению инфекционных заболеваний PAGEREF _Toc121316637 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc121316638» Социально-трудовая сфера PAGEREF _Toc121316638 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc121316639» Реформа монетизации льгот в действии PAGEREF _Toc121316639 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc121316640» Социальная защита населения PAGEREF _Toc121316640 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc121316641» Социальная защита военнослужащих PAGEREF _Toc121316641 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc121316642» Социальная напряженность PAGEREF _Toc121316642 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc121316643» Техногенные катастрофы и аварии PAGEREF _Toc121316643 \h 33

HYPERLINK \l «_Toc121316644» АРМИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ PAGEREF _Toc121316644 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc121316645» Реформа Вооруженных Сил PAGEREF _Toc121316645 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc121316646» Развитие военно-технического комплекса PAGEREF _Toc121316646 \h 35

HYPERLINK \l «_Toc121316647» Совершенствование системы охраны правопорядка PAGEREF _Toc121316647 \h 35

HYPERLINK \l «_Toc121316648» Укрепление государственной границы PAGEREF _Toc121316648 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc121316649» Государственный контроль за миграционными процессами PAGEREF _Toc121316649 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc121316650» Государственный контроль за безопасностью на дорогах PAGEREF _Toc121316650 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc121316651» Противодействие распространению наркоугрозе PAGEREF _Toc121316651 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc121316652» Расследование актов терроризма PAGEREF _Toc121316652 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc121316653» Развитие ситуации в Северо-Кавказских республиках РФ PAGEREF _Toc121316653 \h 38

HYPERLINK \l «_Toc121316654» РОССИЯ И МИР PAGEREF _Toc121316654 \h 42

HYPERLINK \l «_Toc121316655» Тенденции развития международных отношений PAGEREF _Toc121316655 \h 42

HYPERLINK \l «_Toc121316656» Смена политического курса в ФРГ PAGEREF _Toc121316656 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc121316657» Политический кризис в Израиле PAGEREF _Toc121316657 \h 44

HYPERLINK \l «_Toc121316658» Назревающий политический кризис в США PAGEREF _Toc121316658 \h 44

HYPERLINK \l «_Toc121316659» Политический кризис в Канаде PAGEREF _Toc121316659 \h 45

HYPERLINK \l «_Toc121316660» Акции неповиновения в Киргизии PAGEREF _Toc121316660 \h 45

HYPERLINK \l «_Toc121316661» Выборы в парламент Республики Азербайджан PAGEREF _Toc121316661 \h 45

HYPERLINK \l «_Toc121316662» Урегулирование международных конфликтов PAGEREF _Toc121316662 \h 47

HYPERLINK \l «_Toc121316663» Глобальная угроза международного терроризма PAGEREF _Toc121316663 \h 47

HYPERLINK \l «_Toc121316664» Проявление политики двойных стандартов рядом западных государств PAGEREF _Toc121316664 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc121316665» Ситуация в Ираке PAGEREF _Toc121316665 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc121316666» Урегулирование палестино-израильского конфликта PAGEREF _Toc121316666 \h 49

HYPERLINK \l «_Toc121316667» Обострение ситуации на ливано-израильской границе PAGEREF _Toc121316667 \h 49

HYPERLINK \l «_Toc121316668» Развитие ситуации вокруг ядерной программы КНДР PAGEREF _Toc121316668 \h 50

HYPERLINK \l «_Toc121316669» Массовые беспорядки в Западной Европе PAGEREF _Toc121316669 \h 50

HYPERLINK \l «_Toc121316670» Разрешение приднестровского конфликта PAGEREF _Toc121316670 \h 54

HYPERLINK \l «_Toc121316671» Разрешение балканского кризиса PAGEREF _Toc121316671 \h 55

HYPERLINK \l «_Toc121316672» Разрешение российско-японского территориального конфликта PAGEREF _Toc121316672 \h 55

HYPERLINK \l «_Toc121316673» Российско-грузинские отношения PAGEREF _Toc121316673 \h 56

HYPERLINK \l «_Toc121316674» Развитие ситуации в Украине PAGEREF _Toc121316674 \h 58

HYPERLINK \l «_Toc121316675» Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности PAGEREF _Toc121316675 \h 58

HYPERLINK \l «_Toc121316676» Военно-техническое сотрудничество PAGEREF _Toc121316676 \h 59

HYPERLINK \l «_Toc121316677» Противодействие наркоугрозе PAGEREF _Toc121316677 \h 59

HYPERLINK \l «_Toc121316678» Стихийные, экологические и техногенные катастрофы PAGEREF _Toc121316678 \h 60

HYPERLINK \l «_Toc121316679» Техногенная катастрофа на российско-китайской границе PAGEREF _Toc121316679 \h 60

HYPERLINK \l «_Toc121316680» Экономическое, культурное и политическое международное сотрудничество PAGEREF _Toc121316680 \h 61

HYPERLINK \l «_Toc121316681» Международное сотрудничество в сфере ТЭК PAGEREF _Toc121316681 \h 61

HYPERLINK \l «_Toc121316682» РФ и Евросоюз PAGEREF _Toc121316682 \h 62

HYPERLINK \l «_Toc121316683» РФ и ВТО PAGEREF _Toc121316683 \h 62

HYPERLINK \l «_Toc121316684» РФ и ЕврАзЭС PAGEREF _Toc121316684 \h 63

HYPERLINK \l «_Toc121316685» РФ и АТЭС PAGEREF _Toc121316685 \h 63

HYPERLINK \l «_Toc121316686» РФ и США PAGEREF _Toc121316686 \h 64

HYPERLINK \l «_Toc121316687» РФ и Королевство Нидерландов PAGEREF _Toc121316687 \h 64

HYPERLINK \l «_Toc121316688» РФ и КНР PAGEREF _Toc121316688 \h 64

HYPERLINK \l «_Toc121316689» РФ и Япония PAGEREF _Toc121316689 \h 65

HYPERLINK \l «_Toc121316690» РФ и Таиланд PAGEREF _Toc121316690 \h 66

HYPERLINK \l «_Toc121316691» РФ и Южная Корея PAGEREF _Toc121316691 \h 66

HYPERLINK \l «_Toc121316692» РФ и страны Балтии PAGEREF _Toc121316692 \h 67

HYPERLINK \l «_Toc121316693» РФ и Украина PAGEREF _Toc121316693 \h 68

HYPERLINK \l «_Toc121316694» РФ и Узбекистан PAGEREF _Toc121316694 \h 68

HYPERLINK \l «_Toc121316695» РФ и Казахстан PAGEREF _Toc121316695 \h 69

HYPERLINK \l «_Toc121316696» ИСТОЧНИКИ PAGEREF _Toc121316696 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc121316697» Официальные сайты PAGEREF _Toc121316697 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc121316698» Информационные агентства PAGEREF _Toc121316698 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc121316699» Телеканалы PAGEREF _Toc121316699 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc121316700» Печатные СМИ PAGEREF _Toc121316700 \h 71

HYPERLINK \l «_Toc121316701» Радиостанции PAGEREF _Toc121316701 \h 71

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Для внутриполитической жизни Российской Федерации ноябрь 2005 года был относительно спокойным месяцем.

Однако стоит обратить внимание на некоторые ключевые события и тенденции этого периода.

Во-первых, неожиданными для большинства экспертов и наблюдателей стали кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Президент России В. Путин реализовал решения о назначении губернатора Тюменской области С. Собянина главой кремлевской администрации, Д. Медведева – первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации и о придании должности Министра обороны статуса вице-премьера.

Мотивы данного шага глава государства объяснил достаточно просто, но при этом аргументированно. По его словам, С. Собянин хорошо разбирается в проблематике удаленных от центра территорий: Урала, Сибири, Дальнего Востока — и одновременно прекрасно владеет ситуацией в сфере продвижения реформы местного самоуправления.

Как заявил Президент РФ, Д. Медведев в новом статусе будет курировать в Кабинете Министров стратегию и реализацию национальных проектов, конечной целью которых является повышение уровня жизнь россиян.

На С. Иванова возложена ответственность за решение военно-промышленных вопросов, и, как следствие, в целом за укрепление и развитие оборонного потенциала страны в свете противодействия современным угрозам и вызовам.

Многие независимые эксперты, в том числе зарубежные, расценили эти назначения, как начало операции «Преемник – 2008». Тем самым, по их мнению, общественности были представлены два кандидата на пост российского Президента в 2008 году: жесткий «силовик» С. Иванов, и либерал Д. Медведев.

Впрочем, в высказываниях отдельных аналитиков возможным претендентом на кресло главы государства называется и «крепкий хозяйственник», он же – «представитель энергетического сообщества» С. Собянин.

Другим значимым событием месяца стали выборы парламента Чеченской Республики. Необходимо отметить, что они прошли при более высокой, чем на аналогичных мероприятиях в других регионах, явке избирателей. И в день их проведения, равно как накануне и после окончания, не случилось сколь либо значимых чрезвычайных происшествий.

По оценке руководства Российской Федерации, видных политиков и отдельных международных наблюдателей, выборы чеченского парламента стали заключительным шагом в формировании в указанной республике полноценной властной системы.

Однако есть и еще один немаловажный фактор, свидетельствующий об успешности действий правоохранительных органов и специальных служб, по крайней мере, в этом регионе. В том числе, в сфере информационно-пропагандистского противодействия распространению в Чеченской Республике идей политического и религиозного экстремизма.

Между тем целесообразно упомянуть о 4 ноября, когда в Российской Федерации впервые отмечался День народного единства. Он был омрачен маршем, организованным в Москве праворадикальными организациями, которые объявили этот день «праздником освобождения от польско-литовских захватчиков».

Оставляя в стороне все прозвучавшие в этой связи комментарии и заявления, данную акцию, как представляется, можно считать следствием идеологической пустоты, существующей у населения России по отношению к этой дате. Несмотря на всю ее значимость для истории страны, нынешние поколения слабо представляют себе всю глубину, масштабность и трагичность происходивших в те далекие годы событий, не идентифицируют себя в качестве потомков тех, кто населял страну в прошлом.

Как и прежде, высшее политическое руководство Российской Федерации продолжило работу по продвижению национальных интересов за рубежом. В частности, глава государства, другие ключевые управленцы высшего звена приняли участие в работе форумов, проводившихся в рамках таких авторитетных структур, как Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Организация договора о коллективной безопасности.

На этих и других двухсторонних и многосторонних встречах был подписан ряд значимых международных документов, призванных, как предполагается, и в дальнейшем развивать экономическое и торговое сотрудничество, политические и военные контакты России с зарубежными партнерами.

Однако по-прежнему позволяют себе допускать нападки на Российскую Федерацию политики и олигархи из стран ближнего зарубежья. При этом каких-либо адекватных мер в ответ не принимается, хотя для этого есть множество рычагов – как политических, так и экономических.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Реализация национальных проектов

18 ноября 1-й вице-премьер РФ Д. Медведев на заседании президиума Совета при Президенте по реализации приоритетных нацпроектов заявил, что первый эффект от нацпроектов граждане должны почувствовать уже в первой половине 2006 года. Он отметил, что в настоящее время для этого есть все условия — благополучная экономическая ситуация, финансовые средства, организационные возможности, спокойная и стабильная политическая ситуация.

Медведев подчеркнул, что члены Совета должны сделать все возможное, чтобы успешно реализовать нацпроекты и решить поставленные Президентом РФ задачи. На министрах лежит ответственность за то, чтобы эта работа была «организована слаженно и четко и привела к результатам, которые ждут граждане и Президент», сказал 1-й зампред Правительства.

Он также высказал мнение, что для реализации нацпроекта «Доступное жилье» необходимо решить вопрос о газификации значительной части российских регионов. Кроме того, вице-премьер сообщил, что предстоит работать над вопросами по стимулированию роста предложения на рынке жилья и над вопросами жилищного кредитования.

Относительно реализации нацпроекта по развитию агропромышленного комплекса Медведев сказал, что важно обеспечить эффективный механизм привлечения к реализации этого проекта государственных акционерных обществ — «Росагролизинг» и «Россельхозбанк». Он напомнил, что на заседании Правительства 17 ноября было одобрено увеличение уставного капитала Россельхозбанка на 362 млн. руб., что, по мнению 1-го вице-премьера, также положительно скажется на реализации нацпроекта в области сельского хозяйства.

По мнению Медведева, работа над реализацией национальных проектов не имеет ничего общего с политическими играми и предвыборными технологиями. По словам зампреда, совместными усилиями члены Совета должны сделать «жизнь значительного числа граждан более комфортной и благополучной». Медведев отметил, что этап концептуальной проработки национальных проектов завершен, начинается их практическая реализация.

23 ноября глава ТПП Е. Примаков сообщил, что к работе над нацпроектами в сфере образования, науки, ЖКХ и сельского хозяйства намерена подключиться Торгово-промышленная палата. Он рассказал, что состоялось совещание комитетов палаты. Комитеты – это общественные организации, которые состоят из союзов, гильдий, ассоциаций, действующих под эгидой ТПП. Все комитеты, сообщил Примаков, проведут специальные заседания с привлечением общественности. «Эти предложения мы потом заслушаем на нашем правлении, которое состоится 22 декабря. После этого, вооружившись соответствующим образом, мы передадим все это в Правительство РФ от имени Торгово-промышленной палаты, от имени предпринимательства», — сказал Примаков.

Он отметил, что вопросы доработки проектов уже обсуждаются. Очень важно, по мнению Примакова, загодя остановиться на тех препятствиях, которые могут возникнуть при осуществлении этих программ.

25 ноября 1-й вице-премьер РФ Д. Медведев сообщил В. Путину, что выплаты отдельным категориям врачей и медсестер, предусмотренные национальным проектом, начнутся с 1 февраля 2006 года. При этом он подчеркнул, что начисление будет произведено и за январь 2006 г.

По мнению Медведева, «в области здравоохранения сейчас основная задача — обеспечить начало ежемесячных денежных выплат в размере 10 и 5 тыс. руб. для установленной категории врачей и медицинских сестер».

«Что касается образования, то эта программа включает начало выплат учителям за классное руководство, — уточнил зампред КабМина. — Уже подготовлены организационно-методические документы».

Медведев коснулся и проекта создания доступного жилья. «Подготовлены нормативные акты, но пока не все, — сказал он. — Надеемся, до конца года сможем утвердить все, чтобы запустить проект. Реальная работа будет связана с расширением количества людей, которые смогут получить ипотечные кредиты».

29 ноября В. Путин в ходе первого заседания Совета по реализации национальных проектов сообщил, что на реализацию четырех из них будет выделено около 138 млрд. руб., а с учетом внебюджетных фондов и госгарантий — около 180 млрд. По словам Президента РФ, общие расходы бюджетов жилищной сферы в 2006 г. увеличатся в 4 раза, общие расходы на образование и сельское хозяйство вырастут более чем на треть, а на здравоохранение — на 60%.

Путин подчеркнул, что дополнительные выплаты врачам общей практики, медсестрам и учителям начнутся в феврале 2006 г., выплата надбавок медперсоналу службы скорой медицинской помощи и фельдшерам сельских медпунктов должна начаться со II полугодия 2006 г.

Административная реформа

7 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков сообщил, что в ряде министерств помимо статс-секретарей могут появиться зам. министра, отвечающие за работу с регионами. По его словам, «если министры докажут, что ставят тему региона во главу угла, я готов дать им еще заместителей».

Кадровые перестановки в системе государственной власти

14 ноября В. Путин на совещании с членами Правительства РФ объявил о крупной реорганизации во властных структурах страны, которая затронула администрацию главы государства, Кабинет Министров и регионы.

Президент объявил, что глава Минобороны С. Иванов назначен зампредом Правительства РФ, сохраняя при этом занимаемый пост. Глава администрации Президента РФ Д. Медведев переведен на должность 1-го вице-премьера. Путин пояснил, что назначил обоих по предложению председателя Правительства РФ М. Фрадкова.

На место главы администрации Президента РФ был ангажирован губернатор Тюменской области С. Собянин. Путин пояснил причины назначения Собянина главой кремлевской администрации: «Вы знаете хорошо, что, как говорится, богатство России должно прирастать Сибирью. Думаю, что сибиряки лучше всего знают, как это делать, поэтому на должность руководителя администрации Президента РФ назначен губернатор Тюменской области».

Кроме того, С. Кириенко и К. Пуликовский указами президента были освобождены от должностей полпредов Президента в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах в связи с переходом на другую работу. Вместо них назначены прокурор Башкирии А. Коновалов и глава администрации г. Казани Ш. Исхаков.

15 ноября видные политики, бизнесмены и эксперты прокомментировали назначения и перестановки, предпринятые Президентом РФ, призванные укрепить органы госвласти.

Так, глава Минфина А. Кудрин сообщил, что вице-премьер РФ А. Жуков сохранит все свои функции в Правительстве РФ в полном объеме. Кудрин подчеркнул, что не видит противоречий в назначении 1-го вице-премьера Д. Медведева и функциях А. Жукова в качестве зампреда КабМина. При этом он подчеркнул, что Жуков занимался организацией законодательного процесса. По мнению Министра, благодаря кадровым перестановкам усилится авторитет власти, будут устанавливаться правила игры для бизнеса. Кудрин охарактеризовал Медведева как грамотного специалиста в экономике, который давно знаком с процессом принятия решений в данной сфере. По его словам, все вновь назначенные фигуры в Правительстве и администрации Президента достаточно работоспособны и конкурентоспособны. Отвечая на вопрос о возможных дальнейших кадровых перестановках в Правительстве, Кудрин сказал, что «в эти планы не посвящен».

Кудрин также приветствовал назначение губернатора Тюменской области С. Собянина главой администрации Президента, назвав его одним из самых прогрессивных руководителей региона. Министр напомнил, что Собянин был одним из авторов 131-го закона об основных принципах местного самоуправления (МСУ), и в его регионе прошли апробацию многие ключевые направления реформы МСУ. «Собянин отстаивал самый жесткий вариант 131-го закона. Без него этот закон был бы более округлым и половинчатым».

Спикер Госдумы Б. Грызлов положительно оценил кадровые перестановки в системе госвласти. Он, в частности, отметил, что с новым главой администрации Президента Собяниным их связывают давние отношения по партии «Единая Россия». Что касается нового 1-го вице-премьера РФ Медведева, то, по мнению Грызлова, благодаря этому назначению взаимоотношения Госдумы с Правительством «станут еще более тесными», т.к. «задача по реализации нацпроектов теперь будут решаться в одном месте — Правительстве». Он приветствовал и назначение Министра обороны Иванова на пост вице-премьера. По мнению лидера «ЕР», благодаря этой кадровой перестановке проблемы военно-промышленного комплекса будут решаться эффективнее.

Председатель нижней палаты не стал комментировать назначения на посты полпредов Президента в федеральных округах. По его мнению, это — прерогатива главы государства, и она не обсуждается.

В свою очередь 1-й вице-спикер Госдумы О. Морозов также отметил опыт и профессионализм Собянина. По его мнению, новый глава кремлевской администрации быстро перешел из начинающих и молодых политиков в категорию «опытных и маститых».

Высоко оценил кадровые решения Президента РФ и вице-спикер Госдумы В. Катренко. По мнению другого вице-спикера — В. Пехтина, реорганизация во властных структурах — «очередной шаг административной реформы, призванной выработать максимально эффективные механизмы с целью решения задач, направленных на улучшение благосостояния граждан и развитие экономического потенциала страны».

Пехтин также приветствовал назначение вице-премьером С. Иванова: «С учетом новых угроз, объявленной террористами войны, России нужна высокопрофессиональная и эффективная армия, соответствующая современным требованиям».

Вместе с тем некоторые известные политики сочли новые назначения «обозначением» будущего преемника на высший пост в государстве. Как сказал лидер КПРФ Г. Зюганов, это «первый шаг к выработке формулы преемственности и преемника» на посту Президента РФ.

Сопредседатель фракции «Родина» Д. Рогозин назвал перестановки в Правительстве началом президентской кампании-2008: «Уверен, таким образом президент обозначил своего преемника – Медведева».

Лидер ЛДПР В. Жириновский, комментируя назначение Медведева и Иванова, сказал: «Возможно, их двоих ставят на стажировку в Правительство. Один из них — возможный кандидат на пост главы государства, а второй — председателя Правительства». Однако он не исключил, что «будет кто-то третий».

Бизнесмены спокойно восприняли перестановки в Правительстве, однако многие из них отметили, что не ждут серьезных изменений в экономическом курсе страны. Сенатор и совладелец “Нортгаза” Ф. Ахмедов расценил назначение Медведева, как подготовку его на пост премьер-министра и затем преемника. По мнению гендиректора “РБК-Холдинга” Ю. Ровенского, “назначение Иванова означает повышение статуса Вооруженных Сил, а назначение Медведева — логичное завершение административной реформы, которая из-за сокращения числа вице-премьеров существенно осложнила работу Правительства”. На его взгляд, ни один из новых назначенцев не окажет реального влияния на бизнес-климат.

По мнению президента фонда «Индем» Г. Сатарова, «решение Президента не означает никаких технологических управленческих усовершенствований, скорее наоборот. Поскольку реформа Правительства в качестве одной из важных мер предусматривала введение только одного вице-премьерского поста, назначение еще двух означает, что Путин подписался под окончательным крахом реформы Правительства. Формулировка при назначении Собянина о том, что «богатство России будет прирастать Сибирью», противоречит реальной политике режима, которая больше напоминает грабеж регионов. Поэтому назначения имеют исключительно политический смысл. Думаю, что следом можно ожидать назначения кого-то из питерских на место Собянина. Это связано с линией установления контроля над нефтегазовым сектором со стороны Путина. Что до назначения Иванова и Медведева, то это часть операции «Преемник». Учитывая, что Иванов полностью провалил военную реформу, вряд ли он назначен с целью объединения силовых структур под своей рукой. Это исходная позиция к занятию места Фрадкова, если Путин сочтет, что ему нужен военный премьер, а не гражданский «.

В свою очередь президент фонда «Политика» В. Никонов рассмотрел эти перестановки как усиление роли военного ведомства и его значения в российской политике, в т.ч. и с точки зрения координации деятельности военно-промышленного комплекса. По его мнению, часть полномочий Жукова по оборонной деятельности перейдет к Иванову, а вопросы реализации президентских проектов — под контроль Медведева. Круг вопросов, которыми будет занят Жуков, несколько сузится. Политолог отметил: «Заметно и усиление внимания со стороны Президента к вопросам, связанным с развитием ТЭК. Собянин — руководитель Тюмени и крайне опытный человек в этой области, а Медведев — председатель совета директоров «Газпрома»».

«Назначением полпредов в округах президент продемонстрировал внимание к представительству от национальных республик в органах федеральной власти России. Речи о подготовке замены Шаймиеву на посту главы Татарстана не идет: говорить об этом рано, а если Исхакова прочить на место Шаймиева, не обязательно отправлять его в Хабаровск», — заключил эксперт.

По мнению руководителя сектора изучения элиты Института социологии РАН О. Крыштановской, идет подготовка не просто к президентским выборам, а к изменению структуры власти, связанная с 2007-2008 гг. Она отметила: «Все комментаторы обращают внимание на перемещение Медведева и Иванова, а я считаю, что в центре внимания должен оказаться Собянин. Это молодой, перспективный политик, обаятельный, с большим электоральным потенциалом, человек очень умный и образованный, хорошо разбирающийся в проблемах нефтегазового комплекса. Допускаю, что он может стать преемником».

15 ноября глава аппарата Правительства РФ С. Нарышкин сообщил, что экс-полпред Президента РФ в Приволжском ФО С. Кириенко распоряжением премьер-министра М. Фрадкова назначен главой Росатома. Нарышкин также отметил, что бывший глава Росатома А. Румянцев переходит на другую работу.

Нарышкин подчеркнул, что увеличение числа вице-премьеров до трех не является отходом от принципов административной реформы. По его мнению, «это усиление Правительства, придание ему дополнительных административных ресурсов». «Я не исключаю, что такая корректировка будет и в дальнейшем», — отметил чиновник. На уточняющий вопрос журналистов о возможности дальнейшего увеличения числа вице-премьеров в структуре КабМина, Нарышкин сказал: «Это компетенция Президента».

Увеличение числа замминистров, отметил Нарышкин, также не противоречит духу административной реформы.

Нарышкин указал, что принципиальным в реорганизации Правительства в марте-апреле 2004 г. было разделение нормотворческих функций, надзора и контроля и функций по предоставлению госуслуг и управлению государственными средствами.

16 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков заявил, что не исключает возможности появления в Правительстве четвертого вице-премьера. Президент РФ накануне этого заявления подписал указ, согласно которому у главы КабМина может быть трое заместителей, в т.ч. один первый и вице-премьер — министр обороны. Фрадков также подтвердил наличие «сложностей в координации» в сфере оборонно-промышленного комплекса. По его словам, «именно этим и определялось решение назначить главу Минобороны вице-премьером». Фрадков подчеркнул, что С. Иванов возьмет на себя «координацию работы в области ВПК вместе с председателем Правительства, который возглавляет военно-промышленную комиссию».

Премьер-министр отметил, что последние назначения в Правительстве — «сильное решение», вызванное необходимостью решать социально-экономические задачи. Он подчеркнул, что кадровые перестановки — «это укрепление Правительства во всех отношениях».

22 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков назначил статс-секретарей в ряде министерств. Так, статс-секретарем – зам. главы Минобрнауки был назначен Д. Ливанов. Статс-секретарем – зам. главы Минрегионразвития – В. Шипов, статс-секретарем – зам. главы Минсоцздрава – Л. Глебова. Руководителем секретариата зампреда Правительства РФ — Министра обороны С. Иванова был назначен В. Чернов.

22 ноября В. Путин, подводя итоги азиатского турне, прокомментировал свои кадровые решения и объяснил логику произведенных перестановок в высших эшелонах власти.

По словам Президента РФ, перестановки выполнены «по настоятельной просьбе председателя Правительства. М. Фрадков неоднократно выходил с таким предложением – расширить количество его заместителей, потому что считал, что схема, которая была предложена и сформулирована с самого начала, не дает возможности руководителям Правительства эффективно работать над решением тех задач, которые перед Правительством стоят».

«Что касается непосредственно тех лиц, которые назначены на новые должности, то они все хорошо известны: Д. Медведев, С. Иванов. Это люди с большим потенциалом. Я вижу, что Медведев очень активно включился в работу, подготовил конкретные предложения по реализации приоритетных направлений деятельности в социальной сфере и отчасти в экономике, это касается сельского хозяйства и плюс к этому трех нацпроектов – по доступному жилью, здравоохранению, образованию. Сделал определенные предложения по поводу того, как он видит дальнейшую работу по безусловной реализации этих задач для страны», — отметил глава государства.

Он также отметил, что «Иванов уже достаточно активно приступил к исполнению своих обязанностей в качестве вице-премьера. Это тоже очень востребовано, поскольку я согласен абсолютно с мнением Генштаба Российской Армии о том, что совершенно очевидно в ходе административной реформы мы утратили взаимосвязь между потребностями Вооруженных Сил и перспективами развития оборонных отраслей экономики. Можно было создать специальный орган в Правительстве, который занимался бы этим, отдельное ведомство, агентство, либо министерство. Но после консультации с членами Правительства, не только с Председателем, но и с представителями экономического блока, все-таки было принято решение о том, чтобы специальный орган не создавать, а ввести новую должность заместителя председателя Правительства по этим вопросам».

В отношении С. Кириенко Президент сказал: «Он не просто переведен в Правительство для того, чтобы возглавить Агентство по атомной энергетике, это было бы для него недостаточно. Мы подошли совершенно к другому рубежу работы в сфере атомной энергетики». По мнению Путина, это та отрасль, где у России есть совершенно очевидные преимущества, накопленные за предыдущие десятилетия, и мы не можем их утратить. Отрасль стоит на пороге необходимости принятия решений организационного характера. Глава государства выразил надежду, что Кириенко – тот человек, который справится с этой задачей. «Дело в организации отрасли, одной из важнейших отраслей в экономике РФ. Имею в виду, что мы должны отдавать приоритеты всем высокотехнологичным отраслям производства. Это как раз та отрасль, где мы можем добиться реальных результатов. Надеюсь, что это будет сделано», — указал Президент.

Полпреды Президента в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах тоже достаточно активно начинают свою деятельность. Так, Исхаков – его опыт работы в очень крупном муниципалитете, в г. Казани, принесет реальную пользу не только в Дальневосточном округе, но и при внедрении 131-го закона по всей территории страны. Второй представитель, по Приволжскому ФО, работает уже не первый месяц в округе, знают его хорошо и также в состоянии решать задачи, которые перед ним поставлены, — заключил Путин.

28 ноября премьер-министр РФ М. Фрадков доложил В. Путину, что закончено распределение обязанностей между вице-премьерами. Д. Медведев будет осуществлять работу, связанную с реализацией приоритетных национальных проектов, А. Жуков – координировать вопросы экономической, финансовой, торговой и инвестиционной политики, структурные вопросы. С. Иванов будет отвечать за военно-техническое направление, за развитие ВПК «и всего, что с этими вопросами связано».

Глава КабМина заметил, что в связи с появлением в Правительстве новых зампредов вырос объем задач аппарата Кабинета. «Мы несколько расширили обязанности руководителя аппарата правительства С. Нарышкина, – отметил Фрадков. — Нарышкину добавляются некоторые вопросы, которые будут возникать между министерствами по отдельным направлениям, связанным с административной реформой, госслужбой, имущественными отношениями, наукой, инновационной деятельностью. Эти вопросы будут решаться по поручению председателя правительства», – пояснил глава Белого дома. «Теперь есть целостная картина реализации закона о Правительстве РФ», – заключил Фрадков.

Особенности обсуждения в СМИ

15 ноября отечественные и зарубежные СМИ комментировали перестановки в структуре органов высшей госвласти.

Издание «Коммерсант» напомнило, что Президент проводит перестановки уже не в первый раз. Однако нынешние назначения, по мнению газеты, можно считать третьим серьезным кадровым переворотом, значение которого «выходит за рамки простой перемены кресел и должностей». Вероятно, они призваны обозначить ту конфигурацию высших органов исполнительной власти, которая просуществует до 2008 г. и позволит подготовиться к очередному важнейшему моменту в политической карьере действующего Президента.

«Газета«, в свою очередь, указала, что из всего набора сценариев под 2008 г. именно вариант преемника для Кремля наиболее оптимальный. Издание отметило, что о нем упоминал и сам В. Путин в послании Федеральному Собранию в 2004 г. Но необходимо подчеркнуть, что «угадать сценарий «операции «Преемник» крайне трудно, поскольку едва ли нынешний Президент в Новый год отречется от власти, передав бразды правления главе Правительства», заключила газета.

Издание «Время новостей» отметило, что и Д. Медведев и С. Иванов могут стать «кандидатами от Путина». Но вряд ли Президент руководствовался именно предвыборной логикой, давая им новые полномочия. По мнению издания, Путин придерживается совершенно противоположной тактики в кадровой политике. Он предпочитает действовать внезапно и использовать «незасвеченные» кандидатуры. Издание также отметило, что существовавшая до этого момента ситуация нисколько не способствовала тому, чтобы высшие госчиновники сосредоточились на реализации «национальных проектов». А именно они представляют собой основу политики Путина как действующего Президента и, в конечном счете, человека, от которого зависит послевыборная картина российской жизни.

Очевидно, отметил автор статьи, что Путин меньше всех заинтересован в провале собственных инициатив в жилищной политике, медицине, образовании и сельском хозяйстве. И с этой точки зрения передвижение Медведева в Правительство — практически единственный для Президента шаг, который мог бы привести к требуемому результату.

Газета «Новые Известия«, в свою очередь, ссылаясь на надежный источник в администрации Президента РФ, указала, что кадровая «революция» на этом может не закончиться. По некоторым данным, на столе у главы государства лежит текст указа о снятии с должности главы Минсоцздрава РФ М. Зурабова.

Западная пресса не менее активно обсуждала кадровые перестановки в российской системе госвласти. Так, по мнению испанской газеты «El Pais», после последних кадровых назначений можно говорить о появлении на российской политической сцене двух возможных преемников Путина. Неоднократно заявлявший о том, что не намерен баллотироваться на третий президентский срок, Путин не спешит с решением и оставляет пространство для маневра, предположила газета. И в зависимости от ситуации в стране, Президенту придется сделать выбор между двумя весьма отличающимися друг от друга фигурами, заключило издание.

Американское издание «New York Times» отметило, что новые назначения в Правительстве РФ носят сбалансированный характер. По мнению обозревателей газеты, что назначение Д. Медведева на пост 1-го вице-премьера усиливает позиции крупнейшей российской компании «Газпром», которая намерена предложить свой акционерный капитал иностранным инвесторам. В то же время фигура Медведева уравновешена назначением на еще один вице-премьерский пост С. Иванова — жест, адресованный поддерживающим Путина силовикам. При этом Путин не назначил своих соратников Медведева и Иванова на пост премьер-министра РФ, который считается более очевидным трамплином для кремлевской власти, тем самым оставив себе возможность выбора, заключило издание.

Западные финансовые аналитики отметили, что кадровые назначения Путина, предпринятые с целью укрепления Кабинета, послужили стимулом роста фондовых котировок. По их мнению, сейчас уже можно говорить об окончании «политической пассивности», которая преобладала с момента назначения в начале 2004 г. М. Фрадкова на пост премьер-министра РФ.

Реформа местного самоуправления

11 ноября В. Путин обсудил с губернатором Тюменской области С. Собяниным вопросы реализации закона о местном самоуправлении. По словам главы региона, в области «даже неожиданно хорошо прошли выборы во все поселковые центральные образования. Всего их 89. И явка была от 60 до 70%».

Он также доложил, что завершается формирование исполнительных органов, внесен бюджет в Госдуму. «На 1,6-1,8 раза увеличиваем объемы финансирования МСУ на будущий год. Произошла сдвижка с уровня региона на уровень МСУ. Передали 26 государственных полномочий и значительную часть региональных. Например, в Тюмени увеличился в 2 раза бюджет. Передали полномочия по строительству дорог, объектов социальной сферы, инфраструктуры, и бюджеты стали уже полнокровными. Я считаю, что на уровне районов и городов мы выстроим практически полностью всю систему самоуправления. А на уровне поселений – они уже пусть сами решат, сколько они будут у себя оставлять полномочий, сколько на уровень районов передавать, в зависимости от уровня готовности. Поэтому считаю, что в полном объеме закон с 1 января будет реализован», — заявил Собянин.

Реформа паспортной системы

Правительство РФ своим постановлением от 18 ноября т.г. утвердило образцы и описания бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического и служебного паспортов, удостоверяющих личность гражданина России за пределами территории страны, и содержащих электронные носители информации. Согласно документу, бланки паспортов с электронными носителями информации изготавливаются по единому образцу. Помимо бумажных страниц, бланки паспортов будут содержать пластиковый вкладыш со встроенной микросхемой. Пластиковый вкладыш представляет собой многослойную конструкцию, в которую помещена микросхема с антенной. На пластиковых страницах будет содержаться персональные данные и реквизиты владельца паспорта, а также его черно-белая фотография, сделанная лазерным способом.

В качестве электронного носителя информации о владельце паспорта используется микросхема с бесконтактным интерфейсом, имеющая емкость памяти не менее 64 килобайт. В микросхеме в защищенном виде хранится графическая и текстовая информация о владельце паспорта.

Согласно постановлению, расходы, необходимые для изготовления бланков российских паспортов, содержащих электронные носители информации, а также для оформления этих паспортов, осуществляются за счет средств федерального бюджета на соответствующий год.

Правительство поручило Объединению государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков Минфина РФ обеспечить изготовление бланков таких паспортов по заявкам МВД и ФМС России.

МИДу РФ поручено проинформировать иностранные государства о введении паспортов с электронными носителями информации в соответствии с международными договорами.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

Реформа политической системы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст