Темы курсовых работ Выбор организационно правовых форм функциони

П 7. Учебно-методического комплекса по дисциплине Экономика предприятия

Темы курсовых работ

Выбор организационно правовых форм функционирования предприятия торговли.

Движущие мотивы деятельности предприятия в рыночной экономике.

Проблемы адаптации предприятия к условиям внешней среды.

Современные тенденции и проблемы развития предприятия торговли в России.

Отдача от масштабов бизнеса: пути ее получения в отрасли торговля.

Концентрация, интеграция и диверсификация в отрасли торговли.

Сетевая торговля как способ создания конкурентных преимуществ в отрасли.

Трансакционные издержки, пути их снижения для предприятия торговли.

Направление влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия и развитие экономики страны.

Основные тенденции совершенствования организации производственного процесса на предприятиях торговли.

Управление предприятием: торговли: организационная структура, методы управления.

Применение информационно — коммуникационных технологий в организации управления предприятием торговли.

Управление основными средствами на предприятии торговли, методы обеспечения эффективности использования.

Нематериальные активы: понятие, обеспечение эффективности использования.

Лизинг: понятие, экономическое содержание, расчет эффективности.

Управление оборотными активами предприятия торговли, методы оптимизации.

Нормирование товарных запасов на предприятии торговли: задачи, методы.

Источники финансирования товарных запасов в торговле.

Управление трудовыми ресурсами на предприятии торговли.

Проблемы совершенствования социально-трудовых отношений в России, их влияние на экономику предприятия.

Нормативные материалы по труду, используемые на предприятии при организации оплаты труда.

Особенности организации оплаты труда различных категорий персонала предприятия торговли.

Системы стимулирования труда на предприятиях торговли.

Сущность и функции планирования в управлении предприятием.

Система планов предприятия торговли, их взаимосвязь. Технологии планирования.

Доходы предприятия торговли, пути их увеличения.

Ценовые стратегии предприятий торговли разного формата.

Расходы предприятия торговли: состав, методы оптимизации.

Точка безубыточности – возможности ее использования в деятельности предприятия торговли.

Методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия торговли.

Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия.

Организация аналитической работы на предприятии торговли.

Контроллинг и его роль в управлении предприятием торговли.

Комплексная оценка эффективности деятельности торгового предприятия.

Оценка коммерческой эффективности капвложений: методы, показатели.

Факторы развития предприятия торговли: экстенсивные и интенсивные, их соотношение в практической деятельности предприятий.

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.

Планирование развития потенциала предприятия.

Финансовые инвестиции: понятие, управление ими.

Коммерческие риски. Сущность, методы оценки. Профилактика.

Налоговая политика предприятия – понятие, оценка ее эффективности.

Специальные системы налогообложения малого бизнеса в торговле: эффективность, пути совершенствования.

Методические указания по выполнению курсовых работ

Методические указания знакомят студентов с организационной стороной выполнения работы. Устанавливают требования, предъявляемые к курсовой работе и ее оформлению.

1. Цели и задачи курсовой работы

Целью выполнения курсовой работы является проверка и оценка полученных студентами теоретических знаний и практических навыков при изучении дисциплины. Написание работы позволяет студентам проявить инициативу и навыки экономиста — менеджера, а также углубить полученные знания по заинтересовавшей их тематике.

2. Основные требования к содержанию и оформлению работы

В курсовой работе студент должен продемонстрировать способность подобрать специальную литературу по выбранной теме, выбрать из нее существенно значимые для экономики предприятия моменты и описать их воздействие на эффективность деятельности предприятия. При этом должны быть соблюдены обязательные требования к содержанию курсовых работ по каждой теме, приведенные в разделе 5 данных методических указаний. Работа, не содержащая ответов на ключевые вопросы темы, к защите не принимается.

В работе не должно быть прямого переписывания текста из литературы. Излагаемый материал должен быть осмыслен, и свидетельствовать о самостоятельной работе студента. Особое внимание должно быть уделено спорным вопросам, которые трактуются в разных источниках по-разному.

Работа пишется согласно самостоятельно составленному плану, который должен содержать:

введение с описанием актуальности темы, а также целей и задач, которые ставит перед собой автор;

2-3 параграфа, раскрывающих суть изучаемого вопроса. При этом обязательно должны раскрываться ключевые вопросы, указанные в разделе 5 для каждой темы;

пример с описанием влияние процессов, являющихся предметом курсовой работы, на деятельность предприятия;

выводы и предложения, которые являются следствием рассмотренного материала;

список литературы.

При написании работы необходимо исходить из системного подхода к изучаемой проблеме.

В процессе написания работы должны быть определены показатели деятельности торгового предприятия, связанные с рассматриваемой темой, и оценено направление воздействия изучаемого процесса на эффективность бизнеса.

Отдельно в начале работы приводится оглавление.

При невыполнении перечисленных требований работа к защите не допускается.

3. Выбор темы курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно. Примерная тематика курсовых работ приведена в разделе 7 Учебно-методического комплекса.

Однако студент может предложить свою тему работы по изучаемому предмету с учетом дальнейшего использования материалов при написании выпускной квалификационной работы.

Выбранная тема курсовых работ согласовывается с преподавателем и утверждается на заседании кафедры.

4. Подбор литературы

Студент самостоятельно выбирает перечень литературных источников для написания работы.

Подбор литературы рекомендуется начинать с ознакомления с обязательной нормативной литературой, приведенной в разделе 5 по соответствующей теме. Другие источники по изучаемому вопросу могут включать учебники, учебные пособия, действующие законодательные акты, периодические издания (журналы, газеты). Обязательно должны быть использованы данные статистической отчетности по теме исследования. В связи с изменением законодательства и во избежание использования неактуальных данных, рекомендуется использование в качестве источников изданий российских авторов, вышедших в свет, как правило, не ранее 2000 г., а нормативные акты – только действующие на дату написания работы.

Приводимые в работе статистические данные должны быть актуализированы согласно последним опубликованным данным Росстата.

5. Обязательные требования к содержанию курсовых работ

В этом разделе изложены требования к содержанию курсовых работ, выполнение которых является обязательными при их подготовке.

По каждой теме или ряду тем, связанных общим базовым материалом, приведены обязательные вопросы для освящения и перечень нормативных материалов, которые необходимо изучить при подготовке работы.

Тема 1. Выбор организационно правовых форм функционирования предприятия торговли.

Ключевые вопросы:

Классификация организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Наиболее распространенные организационно-правовые формы организаций, применяемые в практике российского предпринимательства, их специфика, положительные и отрицательные стороны с точки зрения формирования финансовых ресурсов, управления, обеспечения сохранности собственности.

Актуальные проблемы российских торговых предприятий в современных условиях и влияние организационно-правовой формы организации на ее развитие.

Обязательные источники.

— Гражданский кодекс РФ (ст. 66-115)

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями.

— Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями и дополнениями.

— Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с изменениями и дополнениями.

Тема 2. Движущие мотивы деятельности предприятия в рыночной экономике.

Ключевые вопросы:

Цели деятельности предприятия: коммерческие, социальные, политические.

Влияние собственников предприятия на стратегию развития предприятия.

Направления влияния внешней среды на деятельность предприятия.

Оценка динамики деловой активности в розничной и оптовой торговли России (данные итогов выборочного обследования – Стат. сборник «Торговля в России»).

Обязательные источники.

Статистические сборники:

— Торговля в России. Стат. сборник /Росстат.

— Малое предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат.

Темы 3. Проблемы адаптации предприятия к условиям внешней среды.

Ключевые вопросы:

Направления влияния внешней среды на деятельность предприятия.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конкурентные преимущества предприятия.

Влияние уровня конкуренции в отрасли на деятельность предприятия.

Влияние собственников предприятия на деятельность предприятия.

Оценка динамики деловой активности в розничной и оптовой торговле России (данные итогов выборочного обследования – Стат. сборник Торговля в России).

Обязательные источники.

Статистические сборники:

— Торговля в России. Стат. сборник /Росстат.

— Малое предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат.

Темы 4. Современные тенденции и проблемы развития предприятия торговли России.

Ключевые вопросы:

Анализ структуры предприятий и уровня конкуренции в отрасли торговля России.

Методы создания конкурентных преимуществ предприятия торговли.

Оценка факторов внешней среды и внутренних конкурентных преимуществ предприятия.

Направления государственного регулирования отрасли и его влияние на развитие предприятий.

Обязательные источники.

Статистические сборники:

— Торговля в России. Стат. сборник /Росстат.

— Малое предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат

Тема 5. Отдача от масштабов бизнеса: пути ее получения в отрасли торговля.

Ключевые вопросы:

Методы получения преимуществ от масштабов деятельности в отраслях производственной сферы и в торговле.

Преимущества от масштаба деятельности в торговле.

Понятие «кривой опыта».

Экономические стратегии предприятий торговли.

Иллюстрация теоретических положений на примере развития иностранных или российских организаций (торговых сетей).

Тема 6. Концентрация, интеграция и диверсификация в отрасли торговля.

Ключевые вопросы:

Методы создания конкурентных преимуществ в отрасли торговля и их влияние на стратегии развития крупных торговых предприятий.

Способы создания крупных торговых предприятий (торговых сетей).

Слияния и поглощения в торговле.

Способы получения капитала, необходимого для развития крупных торговых предприятий.

Иллюстрация теоретических положений на примере развития иностранных или российских организаций (торговых сетей).

Обязательные источники.

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ в редакции от 18.06.2005.

Методические рекомендации для эмитентов по подготовке IPO / Экономика и жизнь № 21, 2006.

Тема 7. Сетевая торговля как способ создания конкурентных преимуществ в отрасли.

Ключевые вопросы:

Методы создания конкурентных преимуществ в «раздробленных отраслях».

Экономические стратегии предприятий торговли.

Методы получения преимуществ от масштабов деятельности в торговле. Понятие «кривой опыта».

Иллюстрация теоретических положений на примере развития иностранных или российских организаций (торговых сетей).

Тема 8. Трансакционные издержки, пути их снижения для предприятия торговли.

Ключевые вопросы:

Понятие трансакционных издержек, их состав.

Влияние уровня трансакционных издержек на уровень цен.

Методы снижения трансакционных издержек в торговле – вертикальная, горизонтальная интеграция; развитие инфраструктуры отрасли и т.д.

Иллюстрация теоретических положений на примере развития торговли в РФ или в одном из регионов.

Обязательные источники

— Природа фирмы: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001 (Коуз Рональд Г. Нобелевская премия 1991 г.)

Тема 9. Направление влияния государственного регулирования отрасли торговли на деятельность предприятия и развитие экономики страны.

Ключевые вопросы:

Роль торговли в развитии экономики страны.

Нормативно – правовые основы регулирования торговой деятельности в России. Цели, уровни регулирования.

Влияние методов государственного регулирования на деятельность предприятия торговли и развитие отечественного производства.

Повышение роли отрасли при вступлении России в ВТО.

Иллюстрация теоретических положений на примере развития предприятия отрасли и торговли в одном из регионов РФ.

Обязательные источники.

ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.

О техническом регулировании. Федеральный закон № 184 от 27.12.2004.

О защите прав потребителей. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. с изменениями и дополнениями.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора. Федеральный закон от 8.08.2001 № 134-ФЗ.

Тема 10. Основные тенденции совершенствования организации производственного процесса на предприятиях торговли.

Ключевые вопросы:

1. Сущность и виды производственных операций на предприятии торговли.

2. Задачи совершенствования структуры предприятия в условиях рынка.

3. Применение аутсорсинга и аутстаффинга как фактор совершенствования организации производственного процесса.

4. Анализ (пример) организации производственного процесса на предприятии торговли.

5. Иллюстрация теоретических положений на примере предприятия торговли.

Тема 11. Управление предприятием торговли: организационная структура, методы управления.

Ключевые вопросы:

Понятие организационного процесса и организационной структуры.

Основные задачи управления предприятием торговли.

Характеристики организационных структур управления.

Типы организационных структур, используемых на предприятиях торговли: условия использования, преимущества и недостатки.

Анализ (пример) организационной структуры предприятия торговли.

Тема 12. Применение информационно-коммуникационных технологий в организации управления предприятием торговли

Ключевые вопросы:

Эволюция автоматизированных систем управления торговым предприятием.

Автоматизация процессов планирования операционной деятельности, финансового планирования, управления персоналом.

Возможности организации взаимодействия торгового предприятия с поставщиками.

Влияние внедрения информационно-коммуникационных технологий на эффективность бизнеса.

Иллюстрация теоретических положений на примере предприятия торговли.

Тема 13. Управление основными средствами на предприятии торговли, методы обеспечение эффективности использования.

Ключевые вопросы:

Понятие основных средств, классификация.

Оценка и учет основных средств.

Показатели эффективности использования.

Методы управления.

Анализ (пример) эффективности использования основных средств на предприятии торговли.

Обязательные источники.

Налоговый кодекс РФ (гл. 25 ст. 256- 260).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 с изменениями и дополнениями.

Экономический анализ в торговле: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Баканова – М.: Финансы и статистика, 2006.

Торговля в России. Стат. сборник /Росстат.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст