Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО РГТЭУ)

Кафедра философии и психологии

Одобрено

учебно-методическим советом

факультета управления

в сфере торговли

ФИЛОСОФИЯ

Темы контрольных работ

и методические указания по их выполнению

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

Москва 2006

Составитель: кандидат философских наук,

доц. МАМЕДОВА Т.Ш.

Московский государственный торгово-экономический университет, 2006

Введение

Тематика контрольных работ по философии и методические указания по их написанию составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» для всех специальностей заочной формы обучения РГТЭУ.

Современная эпоха сопровождается глубинными изменениями в социальной, геополитической, экономической и культурной жизни планеты. Особенно ярко эти процессы протекают в нашей стране, начиная с 90-х годов XX века. Философская проблематика многим сегодня представляется неактуальной. Динамизм общественной жизни, озабоченность тем, как преуспеть во все усложняющейся жизни, вытеснение духовности, утилитаризм – это и многое другое не оставляет, казалось бы, места для философии и философствования. Но именно эти трудности ставят с небывалой остротой философские вопросы, от решения которых зависят судьбы стран, народов и конкретных личностей. Возрастает значение мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла жизни, границ личной свободы и меры ответственности за свои поступки. В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла ведущую роль. Поднимаясь над предметным планом жизненных проблем, философский подход обнаруживает как бы новую степень свободы, позволяющую нередко найти выход из тупиковых ситуаций, вырабатывать новые принципы мышления и действия.

Освоение курса философии студентами-заочниками связано с определенными трудностями. Это объясняется спецификой философии, которую можно рассматривать и как вид науки, и как вид идеологии, род художественного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания. Главное отличие философии заключается в том, что она является теоретическим мировоззрением, предельным обоб- щением веками накопленных человечеством знаний. Если наука призвана дать конкретные ответы на поставленные вопросы, располагая общезначимыми результатами, то философия никогда не была собранием готовых знаний. Ее проблемы решаются философами по разному, поэтому в философии невозможно единомыслие, она создает лишь предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы жизни.

Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения философии приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления философской мысли, поскольку в развитии и смене философских учений и идей формируется многообразие общих подходов к любым видам человеческой деятельности; понимать структуру и основное содержание философского знания: проблем бытия, природы и сущности сознания, развития, особенностей познавательной деятельности, философского анализа общества (его структуры и динамики), основных подходов к проблеме человека, условий формирования личности, ее свободе и ответственности, проблем и перспектив развития современной цивилизации.

В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 20 листов в рукописном варианте или 15-17 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).

Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:

1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса.

2. Ознакомиться с произведениями философов, писавших по данной проблематике.

Для решения этой задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая дается непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену) можно получить в разного рода справочных изданиях: философских словарях, энциклопедиях (где, как правило, даются тематические и авторские сведения) и периодических изданиях. Это прежде всего журналы «Вопросы философии» и «Социально-гуманитарные знания».

Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по философии в читальный зал университета. Следует сказать и о том, что в настоящее время издается огромное количество историко-философской и философской литературы, до недавнего времени недоступной для широкого круга читателей. Поэтому список рекомендованной литературы не является законченным, он постоянно дополняется новыми источниками. И в этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.

Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему контрольной работы, а также фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде), страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, а в конце библиография. На цитируемую литературу необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты либо внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись.

Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание соответствующих разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение вопросов темы.

Контрольную работу следует сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо представить работу повторно, где были бы учтены замечания рецензента или изложены мотивы несогласия с ними.

Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:

А,Я -1

Е,И-6

0-11

У,Ф-16

Б,Э-2

К,Ж-7

П-12

Х,Ц-17

В,Ю-3

Л-8

Р-13

Ч,Ш-18

Г,Щ-4

М-9

С-14

Д,З-5

Н-10

Т-15

В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем.

Учебно-методическая литература (основная)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – Любое издание.

Антология мировой философской мысли: Хрестоматия. В 2-х частях. Ч 1-2. /Под общей ред. В.Б.Першина. — Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002 .

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник .- Любое издание.

Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций.- М.: Астрель, 2002.-318 с.

Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.

Грядовой Д.И. Философия. Структурированный учебник.- 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.

Ивин А.А. Социальная философия: Учеб пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 336 с.

История философии: Запад-Россия-Восток. В 4–х книгах. Кн. 1-4. Учебник для студентов вузов.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995-1999.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учеб. Пособие.- М.: Юристпруденция, 2003. — 272 с.

Канке В.А. Философия: Учебник. – М.- Любое издание.

Квасова И.И. Философия: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2001.-231 с.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник. – Любое издание.

Кучевский В.Б. Философские проблемы бытия и познания. Учебник. – М.: Медный змей, 1998. – 318 с.

Невлева И.М. Философия: Учеб. пособие.- М.: РДЛ, 2002. – 448 с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – Любое издание после 2000 года

Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник.- М.: Высшая школа, 2003.- 318 с.

Философия. Методические указания по курсу для студентов заочных отделений. – М.: Изд-во МГУК, 1999. – 52 с.

Философия. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2002. – 584 с.

Философия. Учебник /Под ред. Н.И. Сидоренко.- М.: Российская экономическая академия, 2004.-440 с.

Философия. Учебник /Под ред О.А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2004.-655 с.

Философия. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2000. – 519 с.

Философия. Учебник /Под ред. В.В. Трушкова – М.: Былина, 2001. – 252 с.

Философия. Учеб. пособие.- Ростов н/Дону: Феникс.- Любое издание.

Философия: прошлое и настоящее. /Под. Ред. А.М. Руткевича. – М.: Аспект Пресс, 2003.- 156 с.

Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Под ред. Е.Е. Нисмеянова. – М.: Гардарики, 1999.-351 с.

Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА –М, 2004. – 576 с.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев – Ростов н/Д, Феникс, 1999. – 544 с.

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы

мировоззрения: миф, религия, философия.

Предмет философии. Исторические изменения предмета

философии.

Социальные функции философии.

Философия и наука. Специфика философского знания.

Литература

Бессонов Б., Яновский Р. Нужна ли нам философия? // Диалог. – 2000. — № 6, -С. 45-51.

Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. – М.: Едитериал УРСС. – 2004. – с. 34-76.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию?–М.: Прогресс, 1992.– 412 с.

Методическое своеобразие социально-гуманитарного знания. – М., 1999. –Глава 1.

Миголатьев А.А. Философия ее роль в жизни общества. // Социально-гуманитарные знания.-2001.-№ 1.-С. 52-63.

Философия в современной культуре: новые перспективы.(Материалы «Круглого стола») // Вопр. философии 2004.- С. 3-46.

Тема 2. Античная философия

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.

2. Философия Сократа.

Основные идеи философии Платона и Аристотеля.

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия.-3-е изд.-М.: Высш. школа, 2003.-400 с.

Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии.- Омск, 1999. – Глава 1.

История философии. /Колл. авт. Лекции. –М.: МГУК, 2000. – Лекция 1.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. (Общий курс): Учеб. пособие.- М.: Академический Проект, 2004.- Глава 2.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Античность. – Спб: ТОО ТК «Петрополис», 1995.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высш. Школа, 2003. — 703 с.

Тема 3. Средневековая философия

Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.

Основные черты средневековой философии.

Ав. Блаженный – выразитель идей патристики.

Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Литература

Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 3.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). – М., 1979.

История философии / Колл. авт. Лекции. – М.: МГУК, 2000 – Лекция 2.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. (Общий курс): Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – Глава 3.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.2. Средневековье. – Спб, 1995.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Наука, 1979.

Штекль А. История средневековой философии. – Спб, 1996.

Тема 4. Философия Нового времени

1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени.

2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового

времени.

Философия французского Просвещения XVIII века.

Литература

Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 5.

Бессонов Б.Н. Философия Р. Декарта. //Социально-гуманитарные знания, 1999, № 6. – С. 76-91.

История философии. /Колл. авт. Лекции. – М.: МГУК, 2000. – Лекция 3.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М.: Наука, 1986.

Липовой С.П. История новоевропейской философии. – Ростов н/Дону, Феникс, 1996.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: «Прогресс», 1993. – 351 с.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.3. Новое время. – Спб, 1996.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 2003. – 428 с.

Тема 5. Немецкая классическая философия

1. Критическая философия И.Канта.

Объективный идеализм Гегеля.

Разработка Гегелем диалектического метода.

Литература

Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии.- Омск , 1999.- Глава 8.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М.: Мысль, 1986.

История философии / Колл. авт. Лекции – М.: МГУК, 2000. – Лекция 3.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 2003. – 438 с.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (Общий курс): Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – Глава 7.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Спб, 1997. – Часть вторая.

Тема 6. Постклассическая философия XIX – начала XXвв.

1. Философия марксизма.

2. Классический позитивизм.

3. Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

Литература

Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 10-12.

Кучевский В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше. – М., 1996. – 166 с.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (Общий курс). – М.: Академический Проект, 2004. – Главы 8-10.

Марксизм и современность (Материалы «Круглого стола»). — Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1, с. 257-285.

Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. – М., 1990.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –т 4. От романтизма до наших дней. – Спб, 1997. – Глава 4.5; 5.2; 5.5; 7.1-7.3.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1995.

Тема 7. История русской философии

1. Философские идеи П. Чаадаева.

2. Славянофильство и западничество о путях развития России.

3. Философия В. С. Соловьева и Н.А. Бердяева.

Литература

Бессонов Б.Н. История русской философии: единство и многообразие //Социально-гуманитарные знания, 2003, № 1, с. 68-79.

Вахренева П.Е. Н Бердяев и его философия человеческого достоинства. //Социально-гуманитарные знания, 2005, № 3, с. 275-289.

Зеньковский В.В. Историяя русской философии. В 2-х томах. – Ростов н/Дону, Феникс, 2004.

История русской философии: Учебник для вузов /Ред. колл.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001. – 639с.

История философии: Запад – Россия – Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв. – М., 1998. — Раздел: Россия.

Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы Вл. Соловьева 1890-х годов. — // Вопр. философии, 2001, № 6, с. 94-104.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст