Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно р

Пояснительная записка.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.

Программа рассчитана на первоклассников. Продолжительность занятий 34 часа в год ( по одному часу в неделю).

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи выставки, мастерские художников, концертные залы, театры. Обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся с творчеством композиторов, артистов. Итоги занятий подводятся в форме отчётного концерта с приглашением родителей, педагогов.

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений);

Задачи:

На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

главными из которых является сольной и ансамблевое пение,

слушание различных интерпретаций исполнения,

пластическое интонирование,

добавление элементов импровизации,

движения под музыку,

элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Основные содержательные линии:

— обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

— усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

— обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д. ),навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий,а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: утренники, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т.д., а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом являются результаты конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия в них.

В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка многоголосного пения и пения без сопровождения, а так же навыкам сольного исполнения.

Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(1-й год обучения)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Учебный план программы вокального кружка «Улыбка»

Разделы (блоки)

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа -11 часов.

1.

Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом . Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

2.

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

1

3.

Распевание.

1

4.

Дирижерские жесты.

1

5.

Дикция. Артикуляция.

1

6.

Вокальная позиция.

1

7.

Унисон.

1

8.

Двухголосие.

1

9.

Драматизация музыкальных произведений.

2

10.

Вокально-хоровая работа. Собственная манера исполнения.

1

Теоретико – аналитическая работа – 7 часов.

1.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

2.

Сценическая культура и сценический образ.

1

3.

Беседа о творчестве композиторов – классиков.

2

4.

Народное творчество.

3

Музыкально – теоретическая подготовка – 8 часов.

1.

Основы музыкальной грамоты.

4

2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Импровизация.

2

3.

Развитие чувства ритма. Исполнение ритмических рисунков.

1

4.

Движения вокалистов под музыку.

1

Концертно-исполнительская деятельность — 8 часов.

1.

Открытый урок-концерт для родителей.

2

2.

Праздники. Выступления.

6

ИТОГО:

34

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам( 1 год обучения).

В результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен:

знать, понимать:

— строение артикуляционного аппарата;

— особенности и возможности певческого голоса;

— гигиену певческого голоса;

— понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

— понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

— основы музыкальной грамоты;

— различные манеры пения;

— место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

— правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

— петь короткие фразы на одном дыхании;

— в подвижных песнях делать быстрый вдох;

— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

— петь легким звуком, без напряжения;

— на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

— уметь делать распевку; — к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно — стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

— предварительный — диагностика способностей учащихся;

— текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

— итоговый — анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных и городских, мероприятий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы реализации программы.

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

Компьютер;

Усиливающая аппаратура;

Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;

Актовый зал;

Мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесс.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Содержание занятия:

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья..

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практическая работа:

Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.

Координационно-тренировочные занятия:

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст