Тема «Воспитание художественно-эстетического вкуса при ознакомл

Тема: «Воспитание

художественно-эстетического

вкуса при ознакомлении детей

дошкольного возраста

с флорой родного края»

Содержание:

Введение: Актуальность проблемы. Цель, задачи.

Основные задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников.

Творчество — основа формирования художественно-эстетических вкусов, чувств и личностной культуры дошкольников.

Общая характеристика природы родного края.

Методы и средства приобщения дошкольников к природе.

Искусство Икебаны как средство ознакомления дошкольников культурой.

Рекомендации по дарению цветов к торжествам и праздникам .

Рекомендации составления букетов.

Библиографический список.

Приложение.

Введение:

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется эстетическим освоением действительности, что предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себя огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Актуальность данной темы обосновывается необходимостью формирования личностной культуры ребёнка.

По мнению современных педагогов Е.В. Бондаревской и С.С. Кульневич: «Осмысление культурных функций личностно-ориентированного образования завершает методологическую рефлексию, направленную на выявление его антропологической сущности, и подводит нас к следующему определению: человек культуры является целью личностно-ориентированного образования.

Цель:

Выявление возможностей обучения искусству составления букетов;

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу;

Изучить особенности и своеобразие произрастания растительности;

Сравнить, проанализировать методы ознакомления…

1. Основные задачи и принципы эстетического воспитания

дошкольников.

Эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и т.д.

Задачами эстетического воспитания дошкольников являются:

— систематически развивать восприятие прекрасного, эстетическогочувства, представления детей; Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость.

— приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим упражнениям,воспитывая у них потребность к привычке посильно вносить элементыпрекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

— формировать основы эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

— развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанной с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлении, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественное умение и навыки, тем полнее развертывается его творческая личность.

Решение задач эстетического воспитанья средством природы не происходит само, по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога:

при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной.

Работа по эстетическому воспитанию должна осуществиться в течении всего дня, начиная с прихода детей в д/с.

2. Творчество основа формирования художественно-эстетических вкусов, чувств и личностной культуры до-школьников.

В этическом воспитании ребёнка значительным средством является красота в окружающей жизни природы. Ребёнка поражает богатая жизнь природы, восхищают её динамика, ритм, многообразие форм, звуков, красок. Смелее и шире нужно вводить ребёнка в мир родной природы, а так же знакомить его с образами природы в искусстве — в поэзии, литературе, в живописи. Красота природы, воспринятая в детстве, глубоко, иногда на всю жизнь, запечатлевается в чувствах и мыслях человека.

Заботясь о развитии художественного вкуса необходимо помнить, что он формируется на основе творчества детей. Любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью прежде всего требует творческого подхода к ней самого педагога.

Признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются:

эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;

стремление сопереживать чужую радость и печаль, активные попытки преобразовать быт, хотя бы и в игре, желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь, потребность в совместных действиях,способности радоваться успехам других и т.д.

При работе следует предусматривать:

воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание).

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребёнка.

Для того, чтобы правильно организовать работу по эстетическому восприятию, целесообразно наметить её примерное содержание, определить конкретные требования , соответствующие общим задачам воспитания для детей каждой возрастной группы.

3. Общая характеристика Туапсинского района.

Так как мы живём в особых климатических условиях — у нас на побережье Чёрного моря субтропический климат, то благоприятные условия способствуют росту разнообразной растительности. В городе и районе, начиная с ранней весны до поздней осени, много зелени и цветов. В парке, на площади и улицах города можно встретить гималайские кедры, магнолии. Широко распространены дубовые и буковые леса. Характерными для района являются вьющиеся растения — вечнозеленый плющ, дикий виноград, обвойник. Они сплошь одевают стволы деревьев и кустарников, превращая их в зелёные валы. В лесу преобладают дикорастущие плодовые деревья: яблони, груши, кизил, алыча, каштан, черешня, грецкий орех, лещина. На берегах рек произрастают ивы, ясень, ольха. В лесу есть и лиственные породы деревьев: осина, клён, липа, граб, вяз. Из хвойных пород широко распространены кавказская пихта, сосна.

Из кустарников наиболее распространены азалия понтийская, шиповник, бузина, боярышник, бирючина, калина, можжевельник.

Из опыта работы по программе «Радуга» по ознакомлению с окружающей флорой выработалась методика:

оповестить детей о том, что пойдёте с ними в красивое место;

предоставить детям возможность самим любоваться пейзажем;

они рассматривают объект эстетического восприятия с нескольких сторон,должны вдохнуть аромат цветов, почувствовать прелый запах осенних листьев, услышать их шуршание под ногами и т.д.;

беседа об увиденном;

обратить внимание на разнообразие различных цветов и оттенков;

когда покидаешь красивое место, ещё раз любуешься им;

выразить отношение к увиденному;

воспитатель говорит несколько слов о том, что он сам чувствует, когдасмотрит на природный объект;

Даже в зимнее время года можно увидеть естественные живые цветы и ветки вечнозелёных растений. Вряд ли есть место на земном шаре, где можно было бы встретить такое разнообразие природных условий, как в нашем крае.

М.Н. Калинин сказал:

«Любить свой край, знать его богатство, его историю — на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается человек».

4. Методы и средства приобщения дошкольников к природе.

Общая характеристика методов ознакомления дошкольников с природой. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приёмы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение

навыками. К таким методам относятся: наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя: — рассказ, чтение художественной литературы, беседы. Методы и приёмы соединяются. Например: беседа с наблюдением; рассказ воспитателя с чтением; эксперимент с трудом и т.д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует различные приёмы. Выбор методов и приёмов определяется содержанием «Программы» и зависит от природного окружения детского учреждения, от возраста детей и накопленного ими опыта.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношения к окружающему миру.

Методы: наглядные, словесные, практические.

К наглядным методам относятся:

наблюдение;

рассматривание картинки;

демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов;

практические методы:

игры, опыты, моделирование; словесные методы:

рассказы, чтение;

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе. Формами организации деятельности при ознакомлении их с природой являются: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы на земельном участке.

Занятия — это основная форма организации общения детей с природой. Проводятся в определённые часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой.

Экскурсия — это занятие, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях (в лесу, в саду, у водоёма и т.д.)

Прогулки — ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Например: осмотры участка, наблюдение за погодой, сезонные изменения в жизни растений и животных. Работа на земельном участке проводится преимущественно после дневного сна. Работа сочетается с наблюдением и способствует у них накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Разнообразие и эффективность методов и приёмов характеризуют мастерство воспитателя.

5. Искусство икебаны как средство ознакомления дошкольников

с восточной культурой.

Основы икебаны имеют религиозные корни. Буддийский священник Сен-му явился родоначальником основного принципа икебаны, гласящей, что композиция должна состоять из трёх основных элементов.

Сейму, поселившись в уединённом доме на берегу пруда, создавал свои композиции из трёх цветов. Отсюда получила своё название древнейшая школа икебаны — икенобо, что в переводе означает «хижина у озера».

В настоящее время в Японии существует большое количество школ и различных течений, однако главными из них считают три основные:

охара

согецу

икенобо

Существуют несколько основных заповедей икебаны. Красивые цветы не одно и то же, что красивая икебана.

Цветы покажут свою красоту только тогда, когда их соответствующим образом разместить;

Правильная икебана соответствует эпохе и случаю, по которому она делается;

Дух икебаны не стареет, но каждый делает букет по-своему. Даже в одномцветке и одной ветке должна быть отражена великая природа;

Делая букет, надо в душе поговорить с цветком.Икебана это не только картина, но и музыка, и скульптура.

Если цветы и ветки — главный элемент букета, тогда ваза должна бытьскромной. Если в икебана на главном месте стоит ваза, цветы должны бытьскромными.

Икебанауникальное явление в мировой культуре, Развиваясь в течении почти пятнадцати веков, икебана превратилось в самостоятельный вид ис-

кусства. Она развивалась на основе тесной связи с древней символикой, народными обычаями, верованиями.

Лаконичность одно из правил составления икебаны. Икебана ассиметрич-на: в ней не должно быть одинаковых растений, между ними одинаковых по величине элементов. Цель икебаны — через цветочные композиции выражать красоту природы.

Искусство икебаны началось с буддийских храмов, которые украшались бронзовыми сосудами. В них вставляли прямые негнущиеся цветы и ветки, верхушки которых смотрели в небо, символизируя веру. Это самый древний стиль — Рикка.

Но со временем стали использовать более гибкие цветы, которые располагались в вазах не только вертикально, но и горизонтально. Далее следовал стиль Сейва, характеризуется два основных стиля: нагэире и марибана Для стиля нагэире характерно размещение цветов в высокой вазе с узким горлышком. Основная мысль этого направления — красота там, где нет искусства.

Для стиля Марибана характерно размещение цветов и веток в полной, широкой вазе, причём сохраняется естественный облик растений.

Основная идея японского искусства — непрекращающееся развитие природы, её жизнеутверждающая сила. Поэтому японцы редко берут для своих композиций полностью распустившиеся цветы, они предпочитают бутоны, почки. Бутоны символизируют возрождающуюся жизнь и говорят о будущем, тогда как полураспустившиеся цветы или сухие листья символизируют прошлое.

Японское искусство, покоряющее нас выразительностью, изяществом и оригинальностью, отличается гармонией красок, форм.

Основой для любой японской икебаны служат три главных элемента, которые выражаются: ветками деревьев и кустарников. Первая ветка — самая длинная, символизирующая небо, называется по-японски Сия. Средний сте-

\

бель — Сое — символизирует человека, а третий, короткий стебель -Жекас —землю. Стебли, дополняющие три главные ветки букета называются Дзюси.

Благодаря оптичной связи концов этих трёх ветвей всегда создаётся треугольник с неровными углами. Расположение ветвей совершенно произвольное, но их длина строго определена. Поэтому надо подбирать растения одного сезона и одного места произрастания.

В 19 веке в России сформировались стили подарочных букетов «Виктория», «Помпадур», «Бидермир». В конце девятнадцатого — начале двадцатого веков букеты по колориту становились более спокойными, утончёнными. В это время были модны букеты, которые назывались «Макартовскими» — по имени австралийского декоратора Г. Макарта. В своих букетах кроме живых цветов он широко использовал оттеночные, крашенные, сухие листья, растения, павлиньи и страусиные перья.

Подготовка растительного материала является одним из важнейших вопросов.

6. Рекомендации по дарению цветов к торжествам и праздникам.

Нет на Земле языка сокровеннее и лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание! Говорят, если дарить близкому другу цветы, слов не надо: в цветах — и чувства твои, и доброта и залог счастья.

Язык цветов возник в глубоком средневековье в Африке и на Востоке. На Востоке он получил звучное имя — Селам. Толкователи селама наделяли каждый цветок своими значениями…

Азалия печаль, вызванную одиночеством;

Гиацинт — (числом бутонов) намекал на день встречи;

Колокольчик — на час свидания;

Роза — любовь; Незабудка — память;

Фиалка — скромность;

Васильки — доверие;

Лилия чистоту; Резеда — сердечную доброту;

Клевер — ожидание.

А такие, скажем, любопытные детали. Если букет перевязывала нитка жемчуга или бисера, то в первом случае подчёркивается восхищение красотой женщины, которой предназначались цветы, а во втором — с грустью намека-лось на её отчуждённость. Букет, который девушка обвязывала нитью своих волос, звал возлюбленного на смелый поступок — её похищение.

Если средневековый рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей розы вместе с лентами — символом супружества. Маргаритки, посланные в ответ, означали согласие, а венок из них говорил об отсрочке брака, желание обдумать предложение.

В каждой стране у цветов свои названия и своя символика. В Китае и Японии азалия символ сдержанности, цветы вишни — духовной красоты. На Среднем и Дальнем востоке роза символизирует красоту, любовь, преданность.

В Европе скромный василёк считается символом изящества и элегантности. При подборе цветов для подарка нужно соблюдать несколько правил:

маме и бабушке лучше дарить раскрытые (не бутоны), любой окраски цветы;

мужчине — гвоздика, гладиолус, ирис, хризантемы;

девушке — полураскрытые цветы, бутоны нежных пастельных тонов.

невесте — цветы белой или розовой окраски — розы, гладиолусы, гвоздики,тюльпаны;

девочкам и малышкам — некрупные цветки — астры, бархатцы, васильки, календулу;

пожилым людям — пионы, георгины, хризантемы, астры.

Надо помнить, что большое количество цветов несовместимы друг с другом. Так, неуживчивы с другими цветами розы, гвоздики, лилия, нарцисс, орхидея, ландыш, маки, резеда. Но некоторые растения, наоборот, поддерживают друг друга: туя и тюльпан, жасмин и ландыш и т.д.

7. Рекомендации и правила составления цветочных композиций.

Составление букетов, разных композиций из цветов всегда приносят удовольствие. Особую радость доставляют букеты красиво составленные, изящные, красивые. Чтобы сделать такой букет, нужны знания и умение.

можно составлять букет из цветов одной культуры. Например, анютиныхглазок, маргариток, астр, флоксов;

красивые букеты получаются из цветов одного тона. Например, фиолетовыхи сиреневых;

при составлении букетов особенно следует чаще использовать белые цветы;

в плоской посуде очень хороши букеты из одних цветов без стеблей, с небольшим количеством зелени, из азалии, георгин, астр, одуванчиков, роз,хризантем и других цветов;

для устойчивости растений в низких вшах стебли цветов можно либо придавить красивым камнем, гармонирующим по окраске с цветками, либо наколоть на гвозди, либо вставить в отверстие держатели.

Для изготовления наколки нужно в комок глины укрепить гвозди остриём наружу, со всех сторон обложить глину мхом и обвязать капроновой нитью. Стебли цветков накалывают на гвозди.

При составлении букета нужно помнить следующие правила:

окраской вазы можно подчеркнуть красоту букета, а можно как бы притушить яркость цветов;

форма вазы должна соответствовать форме букета;

стройные соцветия (гладиолус, ноготки, резеда) в букете следует размещатьсвободно, их не должны пересекать травы или листья;

в больших плотных букетах красота каждого отдельного цветка теряется,поэтому целесообразно составлять букет из 5 — 7 цветов.

отдельные яркие, крупные цветки вносят дисгармонию в букет, поэтому дляравновесия в него нужно добавлять побольше мелких цветков;

желательно, чтобы поклон соцветий был близким к их естественному положению в природе.

Оформление букетов означает рациональное размещение цветов и соответствующую событию размещение. При этом сосуд и цветы должны образовывать гармонию.

рыхлые букеты в вазе всегда привлекательнее, чем плотные;

не следует допускать перекрещивание вертикально растущих стеблей, соломин и черешков;

крупные, округлые цветы и соцветия не должны быть обращены друг к другу или вниз.

Составление композиций — приятное, приносящее удовлетворение занятие, а удачную композицию можно приравнять к маленькому произведению искусства.

8. Библиографический список:

Болотина А.Ф., Баранов СП., Комарова Т.С. «Дошкольная педагогика»,Учебное пособие, М., 1998г.

Болотина А.Ф., Баранов СП., Сластенин В.А. «Педагогика», М., Просвещение, 1987г.

Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду». М., Просвещение, 1985г.

Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». М., Просвещение, 1980г.

Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1990г.

Долматова В. «Цветы расскажут и научат». Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1987г.

Ельникова К. «Тайна цветов». Журнал «Дошкольное воспитание», №6,1976г.

Киреева М.Р. «Составление букета», М., Просвещение, 1990г.

Лукич М.В. «Детям о природе», М., Просвещение, 1989г.

Логинова В.И., Сомарукова П.Г. «Дошкольная педагогика», М., Просвещение, 1983г.

Латышев И.П. «География Краснодарского края»

Моложавенко В.С. «Тайна красоты», М., Просвещение, 1993г.

Мусская И.А., «Домоводство».

Николаева С. «Программа экологического воспитания дошкольников».

Наумова Н., Осипова Н. «Цветов таинственная сила», фотоальбом.

Рыжова Н. «Природа — наш дом». Программа экологического воспитаниядошкольников.

«Цветоводство», журналы №5 1982г., №4 1984г., №2 1989г., №3 1989г.

«Черноморское побережье. Город Туапсе», 1996г.

Черней Е., Ширева Л. «Радуга цветов».

Хен Э. «Язык цветов».

Конспект

комплексного эколого-познавательного занятия «Весенний вальс» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

СОСТАВЛЕНИЕ БУКЕТОВ ИЗ ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ.

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с раннецветущими цветами. Различать их по форме, внешнему виду, цвету, запаху. (Нарцисс — тюльпан, гиацинт — фиалка). Закрепить у детей умение компоновать цветы по высоте стебля, окраске бутона и цветка, дополнять композицию веточками декоративных растений, корягами, подбирать вазу по высоте и диаметру.

Воспитывать эмоциональный отклик на происходящее в природе и бережное отношение к ней, желание видеть и создавать красоту вокруг себя, воспитывать эстетический вкус. Обогащение словаря: Легенда, поверье, лиловый, тонкий аромат, плантации, древние греки.

Активизация: тюльпан, нарцисс, гиацинт, фиалка, ирис. Клумбы, рабатки, исчезающие, занесённые в красную книгу, композиции и т. д.

Предшествующая работа: Многократно наблюдали за весенними цветами, рассматривали иллюстрации, сажали рассаду цветов астры, циннии. Читали рассказы о первоцветах, поверья, легенды о цветах, пели песни, водили хороводы. Читали рассказ Нины Павловой « Луковица с радостью», учились составлять цветочные композиции.

Материал: легенды и поверья о цветах, которые подготовили дети, открытки с тюльпанами, нарциссами, гиацинтами, фиалками. Кассета с музыкой П. И.Чайковского «Вальс цветов», и дополнительный материал для составления композиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети садятся полукругом на стульчиках в музыкальном зале. Загадываю детям загадку:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю

Движения полна!

ЗОВУТ меня? (Весна).

-Как вы догадались? Правильно, ребята, это весна. Об этомвремени года Юля прочитает стихотворение:

« Только на проталинках весенних Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового

Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать:

Скоро ль будет гостья дорогая,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст