Тема «Влияние фольклора на воспитание гражданственности и патри

Педагогический проект

Тема: « Влияние фольклора на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Выполнил: музыкальный руководитель

Копченкова И.С.

п. Центральный

МДОУ д/с №76

2010 г.

План:

Аналитико прогностическое обоснование проекта 2 — 3

Концепция проекта 6-11

Стратегия и тактика проектных действий 10-17

Ожидаемые результаты 18-20

Ресурсная база 21-23

Возможные риски проекта и способы их преодоления 24

Необходимая поддержка проекта. 25

Аналитико прогностическое обоснование проекта

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

К.Д. Ушинский

«Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг».

Русская пословица

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Основная цель работы — приобщение ребенка к традиционной отечественной культуре, воспитание бережного отношения и любви к ней.

Задачи проекта:

— формирование миропонимания ребенка через близкие ему образы народного искусства средствами народной педагогики;

— развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, образного мышления с помощью привлечения доступных его пониманию примеров фольклора;

— развитие музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического компонентов путем ознакомления детей с народными песнями и инструментальными мелодиями;

— организация творческой деятельности малышей посредствам активного включения их в процесс народного исполнительства;

— формирование у детей целостного восприятия народной культуры.

Существующие учебные программы отводят ознакомлению дошкольников с фольклором незначительное место. Познание ими народной музыки в единой системе не планируется вообще. В результате яркий художественный и воспитательный потенциал народной отечественной культуры остается невостребованным.

Освоение ребенком столь близкого ему по духу родного фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений в современной педагогики. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками. Народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, степенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.

Данная работа рассчитана на три этапа, соответствующие трем возрастам категориям дошкольного возраста: младший – введение в мир фольклора; средний дошкольный возраст (4-5 лет), знакомство с азами народной культуры; старший дошкольный возраст (6-7 лет), активный этап освоения проекта.

Обучегние музыкальному фольклору в дошкольном возрасте опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование (классический подход). Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности синтезируются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации. Помимо поисков а плане игровых и танцевальных движений она включает в первую очередь создание вариантов песенных мелодий и наигрышей на доступных детях народных инструментах. Это практический этап освоения народной музыки.

Народные песни и инструментальные мелодии исполняет сам музыкальный руководитель, приглашаемые народные певцы и инструменталисты, используются также звукозаписи народной музыки.

Освоение традиционной культуры не возможно без визуального ряда, что предполагает использование материалов ( предметы быта, народные костюмы, игрушки и другие художественные изделия, видеофильмы, фотографии, цветные слайды, иллюстрации).

Музыкальный фольклор — явление синкретическое. В нем неразрывно связанны музыка, слово и движение. В соединении этих компонентов — большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств ребенком.

Фольклор уникален тем, что позволяет разнообразно и полно раскрывать личность, раскрепощает человека.

Обучение музыкальному фольклору должно носить живой, неформальный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». (Л. С. Выготский).

Фольклор – традиция изустная, бесписьменная. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, подкрепленного выразительный напевом и дополняемого пластикой хореографии, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.

Педагогика творчества называет интерес одной из главных движущих сил воспитания. И здесь, как ничто, может помочь игра.

Разнообразие игр в фольклорной традиции позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора ребенком, поскольку игра – любимое детское развлечение.

Познание народной культуры не сводиться к сумме разученных произведений, а предлагает организацию такой жизненной атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание и привычки человека, становиться частью его жизни.

Неотъемлемой частью освоения фольклора является изучение местной народной традиции. Знакомство ребенка с традициями его малой родины, имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств, для понимания малышами связи поколений, для поддержания уважения к старшим.

Концепция проекта

Фольклор — художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искуство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны—от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден. Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина — русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова — земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов — обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

Большой популярностью во многих дошкольных учреждениях пользуется такая форма работы, как фольклорный праздник. Выбор тематики праздника, его содержание определяется непосредственно педагогическим коллективом учреждения. Следует отметить, что на сегодняшний день публикуется довольно большое количество сценариев фольклорных праздников. Среди них опубликованы и те, основой которых становятся традиционные праздники русского народа, связанные с его православной традицией: Пасха, Рождество Христово, Троица. Основываясь на собственном опыте работы в этом направлении, можем предположить, что для осмысленного исполнения тех ролей, которые предложены в данных сценариях (например, Ангел), а также для разучивания и чтения на празднике стихотворных текстов (примеры ниже), с детьми должна проводиться предварительная работа по разъяснению смысла данного образа или стихотворения.

Мы должны знакомить детей с культурой народа страны, в которой живём, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов родителей и детей. Целью знакомства детей с русским фольклором в условиях государственного учреждения является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).

А вот знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.) должно быть содержанием обучения, с целью формирования у детей комплексного представления о традициях русского народа.

Для реализации такой непростой задачи необходимо объединение педагогов учреждения для работы в одном направлении, используя комплексный подход к работе. Отрадно отметить, такой педагогический опыт уже научно обоснован и нашёл применение в некоторых дошкольных учреждениях. Свидетельством тому могут служить работы таких учёных-практиков, как Т.С. Комарова, О.П. Радынова, С.И. Мерзлякова, Л.В. Куцакова.

Основными видами деятельности детей в младшей группе дошкольного возраста на занятиях фольклором являются слушание – восприятие и игры (музыкальные и словесные).

В этот период особенно необходимо детям слышать хорошие, добрые, доступные им песни, т.к. способности маленького ребенка воспринимать, запечатлевать информацию чрезвычайно велика, и не использовать ее – значит упустить редкую возможность, предоставляемую самой природой.

Живой и интересный материал для воспитания малышей представляет собой сказка с песней. Песенный материал несложен по образности по методическому и ритмическому строю. Нисходящая терцовая попевка особенно удобна на первых порах приобщения к песенной культуре, секундовые и позже квартовые интонации – также первооснова музыкального интонирования.

Азы музыкально – ритмических движений закладывались у русских при пении пестушек, где ритмические приговорки сопровождаются сначала с помощью взрослого движениями ребенка.

Гармоничное соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение выразительно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода.

Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку – одно из первых музыкально – ритмических движений ребенка постепенно переходят а обучение его пляске, сначала вприсядку.

Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка как путь включенности в общее действо. Свистульки, жужжалки, погремушки, ложки, колокольчики – действенное средство ритмического воспитания. Погремушки, ложки рекомендуется использовать в песнях плясовых, колокольчики, свистульки – к примеру в веснянках.

Звукоподражание не обязывает детей к четкости пальцевых движений, но это хорошая тренировка вхождения к музыкальному наигрышу.

Этнографический подтекст подразумевает кропотливую работу педагога по введению ребенка в мир фольклора. Прежде всего, это знакомство с песенными и стихотворными детскими жанрами: колыбельными песнями, пестушками, прибоутками, закличками, считалками и т.д. Происходит первое знакомство с народным календарем. Важно осознание ребенком причастности к этому добру, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц – наших братьев меньших, через встречу с природой.

Дети 4 -5 лет отличаются большой самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям анализу. Продолжаем воспитывать чуткость отношения к окружающему миру, заинтересованное отношение к труду.

Первые «университеты» для малыша — его родной дом, его семья, ближайшее окружение. И именно поэтому темы «Дом» как сосредоточение жизни, мудрость старейших, их опыт, а также «Семья» являются ведущими на данном этапе.

Детям предстоит продолжение знакомства с народным календарем, игровое участие в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выяснение, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки…

Практический материал подобран в соответствии с народным календарем и разделен на четыре части соответственно временам года. Педагог выбирает тот, который наиболее соответствует развитию детей и тематике занятий.

Дети разучивают песенки, которые могут петь, убаюкивая кукол.

Колыбельные песни – школа жизни для ребенка, содержащая ценный информационный и большой эмоциональный потенциал. Детям необходимо сообщить сведения о колыбели, люльке, устройстве и месте в доме, о тематике и выразительных средствах колыбельных песен.

Тема дома, домашнего уюта, начинается с пения колыбельных осенью, продолжается зимой. Специальные занятия посвящаются разъяснению понятий «изба, дом, терем», а также «семья и семейный уклад».

Рекомендуется на занятиях обратить внимание детей на виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые; рассказать в чем состоит их отличие.

Весной логично вернуться к освоению малых фольклорных жанров: лирические, считалки, заклички, небылицы, прибоутки и т.д. обращаясь к более сложным чем ранее формам.

Народный быт раскрывается в теме «Народный костюм». Важен разговор о поэтике и символике русского народного костюма, особенностях северного и южного народного одеяния.

Летние месяцы можно посвятить общению с природой, научить малышей закликанию дождя, песням о солнышке. А по вечерам сказки.

Основное внимание уделяется выработке основ точного интонирования и речевого посыла звука. Основной принцип «Поем как говорим» — звонко, естественно, без напряжения.

Важно постоянно стремиться развить индивидуальные качества ребенка, способствовать его творческому самовыражению путем использования, к примеру, в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.

Хореографические навыки приобретаются в элементарных орнаментальных и игровых хороводах, плясках.

Продолжается игра на детских музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трензеле. На свистульках можно уже воспроизводить несложные мелодии.

Работа с детьми 6-7 лет.

Содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорной традиции.

Углубляются сведения о народном календаре. Обряды для ребенка – это прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями, суевериями, с театральностью. В этом возрасте интерес вызывают былички – рассказы о домовых и разной нечисти. Благодарный отклик у малышей вызовет и чтение сказок: волшебных, кумулятивных и о животных.

Былины о богатырях, исторические песни, тема Отечества и его защиты предлагается для изучения на следующем этапе, весной. В этот период года советуем уделить побольше внимания региональному фольклорному материалу. Указать на связь культурных традиций нашей местности с культурой Отечества и на их специфику.

В старшем дошкольном возрасте серьезное внимание уделяется певческой работе, подразумевающей выработку певческих навыков: светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция.

Специфика народнопесенного исполнительства подразумевает овладение следующими навыками: естественно – речевой посыл звука, координация пения с подтанцовыванием или игрой на народных инструментах. Дети учатся выражать эмоционально – образное содержание песен, приобретают начальные навыки импровизации.

Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Промежуточный результат.

Начальный этап

Сбор методической литературы, формирование материальной базы (подбор костюмов, музыкальных инструментов и т.д.)

3 месяца

Основной этап

Младший дошкольный возраста.

Этнография: встреча осени сбор урожая.

Жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, простейшие сказки с песнями.

Слушание: колыбельные, пестушки.

Пение: колыбельные, пестушки, детские песни.

Музыкально – фольклорные игры и элементы хореографии:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Этнография: рождество, калядование, Масленица.

Жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, простейшие сказки

Слушание: колыбельные, пестушки.

Пение: колыбельные, пестушки, детские песни.

игры и пляски

Декабрь, январь, февраль

Основной этап

Этнография: встреча весны, прилет птиц.

Жанр фольклора: считалки, заклички.

Слушание: колыбельная, веснянки.

Пение: заклички, считалки.

игры и пляски: игровой хоровод.

Март, апрель, май.

Этнография: праздник березки.

Жанры фольклора: колыбельные,

Слушание: колыбельная, хороводная, детская песня.

Пение: детские песни, попевки, считалки.

Игра и пляски: хоровод в кругу.

Игра на народных инструментах.

Июнь, июль, август.

Средний дошкольный возраст.

Раздел1 народоведение. «Осенние хлопоты»

Тема 1 народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3

Жанры литературного фольклора

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Основной этап

Раздел2 народоведение. «Дом»

Тема 1 народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3

Жанры фольклора

Декабрь, январь, февраль.

Раздел3 народоведение. «Наши братья меньшие»

Тема 1 народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3

Жанры фольклора

Март, апрель, май.

Раздел4 народоведение. «народная игрушка»

Тема 1 народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3

Жанры фольклора

Июнь, июль, август.

Старший дошкольный возраст.

Раздел 1 народоведение.

Тема 1. народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3 жанры фольклора.

Раздел 2 музыкальный фольклор.

Слушание, пение, народная хореография, игра на народных инструментах, музыкально – фольклорные игры.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Основной этап

Раздел 2 народоведение.

Тема 1. народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 региональный материал.

Тема 3 жанры фольклора.

Раздел 2 музыкальный фольклор.

Слушание, пение, народная хореография, игра на народных инструментах, музыкально – фольклорные игры

Декабрь, январь, февраль.

Раздел 3 народоведение.

Тема 1. народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 быт, уклад жизни.

Тема 3 жанры фольклора.

Раздел 2 музыкальный фольклор.

Слушание, пение, народная хореография, игра на народных инструментах, музыкально – фольклорные игры

Март, апрель, май.

Раздел 4 народоведение.

Тема 1. народный календарь, народные обычаи и обряды.

Тема 2 Оберег, народные предметы.

Тема 3 жанры фольклора.

Раздел 2 музыкальный фольклор.

Слушание, пение, народная хореография, игра на народных инструментах, музыкально – фольклорные игры

Июнь, июль, август.

Заключительный этап.

Подведение итогов, обработка результатов диагностики. Оценка ее динамики. Подведение итогов совместно с коллегами, обсуждение с родителями.

Сентябрь

Ожидаемые результаты.

При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с искусством русского народа фольклорный праздник становится результатом работы всего коллектива. Дети не просто на празднике исполняют песни, стихи, танцы — они как бы проживают определённый сюжет из народной жизни, а использование костюмов, оформление зала, музыкальное оформление праздника создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей. При таком подходе к работе можно добиться у детей проявления тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты и размаха души, лиричности, любви к родному краю, — а это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Возможные риски проекта и способы их преодоления.

К сожалению, у нас в поселке нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку». Дорогими и желанными гостями бывают у нас приезжие артисты. Так наши дети впервые увидели и услышали настоящую балалайку, которая сопровождала любимую сказку «Золушка». А также познакомились со звучанием флейты и скрипки в сказке «Новые приключения Буратино». У детей остались яркие воспоминания от такого общения с миром музыки.

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

Провела занятия « Детские песни Шаинского», « Музыка П.И. Чайковского», «Путешествие в страну музыки», «Встреча с музыкой», «Кабалевскому – 100лет», «Мы любим музыку» «Масленица», «Калядки», «Осенины», «Веснянка» и др. В конце года провожу «Музыкальные конкурсы» по подгруппам или между двумя группами, в которых дети показывают свои знания, полученные за год.

Приобщая детей к народной музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Для лучшего понимания образа детям необходимы русские народные костюмы, возможно их приобретение займет довольно длительный период. Для уменьшения этого времени необходимо провести работу с родителями по более подробному знакомству с целями, задачами и результатами нашей работы.

В связи с тем, что дети болеют возможен не полный охват материала. Для преодоления этой проблемы проводится повторение материала в различные режимные моменты, проведение индивидуальных занятий с отстающими детьми.

Учитывая, что все дети одаренны в разной степени, главная задача проекта это развитие способностей – танцевальных, вокальных и т.д. В непринужденной, игровой форме, с учетом возможностей каждого ребенка.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкно-венной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор — явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано — музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст