Тема «Теория фирмы»

Содержание

TOC \h \z \t «раздел;1;тема;2» HYPERLINK \l «_Toc195602868» I. Аннотация учебно-методического комплекса. PAGEREF _Toc195602868 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602869» 1.1 Место дисциплины в основной образовательной программе PAGEREF _Toc195602869 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602870» 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА. PAGEREF _Toc195602870 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602871» II. Методические рекомендации по изучению дисциплины. PAGEREF _Toc195602871 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602872» 2.1. Рекомендации по использованию материалов УМК PAGEREF _Toc195602872 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602873» 2.2. Рекомендации к изучению отдельных тем дисциплины. PAGEREF _Toc195602873 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602874» Тема «Теория фирмы» Производство технологии PAGEREF _Toc195602874 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602875» Тема лекции. Издержки производства и фирмы. PAGEREF _Toc195602875 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602876» 2.3. Рекомендации по работе с литературой PAGEREF _Toc195602876 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602877» 2.4. Рекомендации по работе с тестовой системой дисциплины. PAGEREF _Toc195602877 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602878» 2.5. Рекомендации по подготовке к экзамену. PAGEREF _Toc195602878 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602879» 3.1. Требования к уровню освоения дисциплины PAGEREF _Toc195602879 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602880» 3.2. Структура и трудоемкость дисциплины PAGEREF _Toc195602880 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602881» СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc195602881 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602882» Введение. PAGEREF _Toc195602882 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602883» Тема1. Введение в микроэкономику.(2ч) PAGEREF _Toc195602883 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602884» Раздел I. Теория спроса и предложения. PAGEREF _Toc195602884 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602885» Тема2. Теория спроса и предложения. (4ч) PAGEREF _Toc195602885 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602886» Тема3. Эластичность спроса и предложения. (2ч) PAGEREF _Toc195602886 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602887» Раздел II. Теория потребительского выбора. PAGEREF _Toc195602887 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602888» Тема4. Теория потребительского поведения. (4ч) PAGEREF _Toc195602888 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602889» Раздел III. Теория фирмы. PAGEREF _Toc195602889 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602890» Тема5. Производство и технология. (4ч) PAGEREF _Toc195602890 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602891» Тема6. Издержки производства. (4ч) PAGEREF _Toc195602891 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602892» Тема7. Модель рынка совершенной конкуренции. (4ч) PAGEREF _Toc195602892 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602893» Тема8. Теория монополии. (4ч) PAGEREF _Toc195602893 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602894» Тема9. Рынок монополистической конкуренции(4ч). PAGEREF _Toc195602894 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602895» Тема10. Рынок олигополии. (4ч) PAGEREF _Toc195602895 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602896» Тема11. Рынки факторов производства. (4ч) PAGEREF _Toc195602896 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602897» 3.5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. PAGEREF _Toc195602897 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602898» Текущий итоговый контроль PAGEREF _Toc195602898 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602899» Раздел IV. Учебно-методическое обеспечение ТЕХнологИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc195602899 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602900» 4.1. Список рекомендуемой литературы PAGEREF _Toc195602900 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602901» 4.2.Электронные каталоги информационных ресурсов (вместо нормативно правовых документов) PAGEREF _Toc195602901 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602902» 4.3.Наглядные пособия PAGEREF _Toc195602902 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602903» 4.4 Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний PAGEREF _Toc195602903 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602904» Раздел V. Методические указания по выполнению различных видов работ по дисциплине. PAGEREF _Toc195602904 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602905» 5.2. Методические рекомендации преподавателям PAGEREF _Toc195602905 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602906» Содержание практических разделов курса микроэкономики PAGEREF _Toc195602906 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602907» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc195602907 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602908» Цели и задачи курса микроэкономики PAGEREF _Toc195602908 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602909» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН PAGEREF _Toc195602909 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602910» Содержание теоретических разделов курса микроэкономики PAGEREF _Toc195602910 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602911» ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА PAGEREF _Toc195602911 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602912» Содержание практических разделов курса микроэкономики PAGEREF _Toc195602912 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602913» Задания для самостоятельной работы по микроэкономике PAGEREF _Toc195602913 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602914» Экзаменационные вопросы по микроэкономике PAGEREF _Toc195602914 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc195602915» ГЛОССАРИЙ PAGEREF _Toc195602915 \h 4

I. АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.

1.1 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Данный учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, а главное, студентов экономических специальностей, знающих основы экономической теории и математического анализа, для которых курс микроэкономики читается в качестве теоретической и методической основы для последующего последующего изучения макроэкономики и целого ряда теоретикоприкладных дисциплин, таких как теория фирмы, менеджмент, маркетинг, управленческий учет, корпоративные и общественные финансы, международные и экономические отношения.

Микроэкономика призвана вооружать будущих спецталистов знанием законов и закономерностей развития экономики.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.

Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков поведения экономических навыков поведения экономических агентов в рыночных условиях.

Основными задачами изучения дисциплины «Микроэкономика» являются:

— освоение научных и практических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в условиях современной рыночной экономики;

— формирование у студентов навыков для решения сложных учебно-методических задач;

— изучения основ функционирования экономических систем;

— освоение знаний о механизме микроэкономического равновесия;

— изучение основ и приемов микроэкономического анализа;

— изучение факторов экономического роста.

Таким образом, в результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студенты овладевают теоретическими и практическими навыками, которые составляют фундаментальную основу для дальнейшего изучения различных направлений теоретической и прикладной экономики.

Оценка знаний студентов по данному курсу производится в процессе сдачи экзамена по дисциплине.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ УМК

Учебно-методический комплекс дает возможность пользователю самостоятельно разбираться в сложных экономических явлениях, которые ставит перед ним дисциплина микроэкономика. Лекции и семинарские занятия предложенные для примеров позволят преподавателю использовать методическую основу для изучения курса, побуждают студентов подходить к изучению творчески,. Они должны сочетаться с самостоятельной работой и систематической подготовкой к занятиям.

2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

Целью учебного процесса является необходимостью научить студентов творчески мыслить, пользоваться литературой, самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение. В умении использовать знания полученные в процессе изучения микроэкономики проявляется практическая ценность данного курса.

Интерес к данной дисциплине зависит прежде всего в стремлении понимать такие процессы как ценообразование, конкуренция, монополия, объем оптимального производства.. Поэтому преподавателю важно постоянно пополнять свои знания, быть на уровне последних открытий экономической науки.

Пример.

ТЕМА «ТЕОРИЯ ФИРМЫ»ПРОИЗВОДСТВО ТЕХНОЛОГИИ

Литература:

Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М., Дело, 2001,гл.12

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., Дело, 1993, гл.12

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., Норма, 2003, гл.7.3

Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., МГУ, 1997, гл.13

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х томах. СПб., Экономическая школа,1999, гл.12

Самуэльсон П.Э. Монополистическая конкуренция — революция в теории//Теория фирмы. С. 354-370.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика. Т.2. Гл.11(11.1-11.3). С.43-60.

Робинсон Дж. Экономическая теория… Гл. 3-5. С. 88-130.

Самуэльсон П. Экономика… Т. 2. Гл.25. С. 112-129.

Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996. Гл. IV-V. С. 93-162.

Что такое фирма? По определению в теории «Экономик-с», фирма это «Black box», может рассматриваться и как крупная кампания Дженерал Мотор с в США Автобаз в России, и как отдельный предприниматель, создающее свое малое предприятие (что характерно для КР)

Сформулируем основные вопросы, стоящие перед каждой фирмой : (возникающее перед ней?)

Что выпускать? Необходимо выбрать вид выпускаемой продукции. Например, если это мороженое, то какое следует выпускать: высоколлорийное или с низким содержанием жиров, молочное или шоколадное?

Ответ на этот вопрос должна дать служба маркетинга, изучив рынок товаров, уровень спроса на отдельные товары и.т.д.

Как производить выбранный продукт? Это вопрос выбора технологии производства.

Сколько продукта производить и по какой цене реализовать?

Как вывести свой товар на рынок? Каким должен быть объем рекламы?

Ответы на поставленные 4 вопроса описывают стратегию поведения фирмы, которое на рынке выступает одновременно и продавцом товара и покупателям сырья, ресурсов. Цель теории фирмы – ответить на поставленные вопросы.

Тема данной лекции связана с вопросом технологии

Итак, задача фирмы – т расформировать редкие ресурсы полезность с целью получения максимальной прибыли. Здесь цель фирмы совпадает с целью потребителя (в теории потребления) : получение максимальной прибыли.

Как этого достичь? Ответ напрашивается сам: фирма должна использовать такую технологию, которая при одном и том же уровня выпуска готовой продукции позволяли бы применять наименьшее количество водимых факторов производства, или, другими словами, объем выпуска продукции должен обеспечиваться с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

В теории фирмы рассматриваются два классических фактора производства: труд и капитал. Под капиталом имеются в виду здание, сооружение, станки, оборудование и. т. п.

Труд – это затраты труда работников, занятых в производстве плюс сырье.

Затраты на приобретение вводимых факторов производства называются издержками производства.

Следовательно, при наиболее эффективных технологиях производства продукции издержки производства должны быть минимальными, исходя из простого, понятного каждому экономисту соотношение:

Прибыль = Доход – издержки

Вернемся факторам производства

Рассматривая деятельность условной автомобильной кампании, которая, понятно использует в производстве автомобилей целый перечень сырья и ресурсов: помимо труда и капитала, это сталь, медь, стекло и прочие. Для простоты будем считать, что все другие ресурсы, кроме труда и капитала, не связаны с соотношением ручного и машинного труда, то есть отвлечемся от всех других ресурсов рассматривая таблицу труда L и капитала К на выпуск дневного объема производства:

Ресурсы ( в день)

Объем выпуска в день

Труд L

Капитал К

500

300

160

1000

200

160

1300

170

160

500

350

180

1000

220

180

1300

190

180

В таблице приведена производственная функция, или наибольший объем выпуска фирмы при данной комбинации факторов производства

Производственная функция обозначается F ( K, L).Если, например, производная функция фирмы имеет вид F = 3L + 2√К и у этой фирмы 4 единицы труда и 16 единиц капитала, то максимальный объем выпуска фирмы составляет 3*4+2* √16 = 20 единиц.

Очень полезно изображать графически производственную функцию. Делается это так. По оси Х (горизонтальное) откладывают количество труда L, по оси ординат У количество капитала К и, зафиксировав объем выпуска, рассматривают все возможные комбинации L и К

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

По данным таблицы Кривые, соответствующие объемом выпуска 160, 180 и.т.п, называют Изоквантами (изо – постоянные, квант-количество). Изо кванта Q = 180 лежит выше Q = 160, так как требует больше труда и капитала.

Поле с изображением различных изоквант для данной производственной функции называют картой изоквант

Способность фирмы изменить хотя бы один из факторов производства зависит от времени. Если найм дополнительного числа работников может занять у фирмы несколько дней, то приобретения нового оборудования, а тем более строительство нового здания завода или цеха – процесс длительный.

Поэтому в экономике вводятся понятия краткосрочного и долгосрочного периодов.

Краткосрочный — это период времени, в течении которого фирма может изменять только один фактор производства, а все прочие остаются неизменными. На практике в краткосрочном периоде, как правило, изменяется количества труда, а капитал является фиксированным.

Долгосрочном периоде могут изменяться оба фактора производства. Временные рамки для краткосрочного и долгосрочного периодов установить трудно, они условны.

Пример: фирма, Осуществляющие курьерские функции с помощью велосипедов. Для такой фирмы очень просто и быстро (при наличии, конечно, рынка товара) купить дополнительные велосипеды и нанять на работу дополнительно курьеров. Поэтому, для него краткосрочный период может быть один день. А для кампании по строительству самолетов, например, для изменения и количество труда, и количества капитала может занять от нескольких месяцев для нескольких лет. Это и будет для него долгосрочным.

Предположим, фирма приняла решения об увеличении объема выпуска продукции. Сделать это можно увеличением количества факторов производства, или, как говорят, поменять масштаб производства. При этом степень увеличения, уменьшения выпуска продукции при изменении факторов производства называют степенью отдачи от масштаба. Она может быть постоянной, увеличивающееся и снижающееся

При постоянной отдаче от масштаба количества выпуска продукции увеличивается во столько же раз, во сколько раз возросли факторы производства. Например, при увеличении факторов производства в два раза, объем выпуска так же удвоится

Пример: при производстве шоколадного батончика используется шоколад и орехи в пропорции 4:1. Если фирма использует 10 фунтов шоколада и 4 фунта орехов она получит 40 шоколада.

Увеличив теперь количество шоколада до 32 фунт, а орехов до 8 фунт она изготовит 80 шоколад, то есть в два раза больше.

Для большинства фирм объем выпуска возрастает в большей степени, чем увеличение факторов производства. Это пример возрастающий отдачи от масштаба.

Пример: если автомобильная кампания будет использовать в производстве только двух рабочих и одна работа, то объем приходящихся на рабочих и механизм работы будет огромной.

Если же в кампании будет занято 600 рабочих и 300 роботов, ситуация изменится: теперь каждый рабочий получит свое конкретное задание, будет специализироваться на своей конкретной работе, а значит производительность труда и рабочих, и механизм повысится.

Эффект «экономии на масштабах» или возрастающей отдаче от масштаба наглядно наблюдается особенно в строительстве крупных промышленных предприятий, где стоимость одного квадратного метра площади обходится дешевле, чем при строительстве мелких предприятий.

Убывающая отдача от масштаба – явление, когда фирма увеличивает количество факторов производства несколько раз, а в результате объем выпуска растет в меньшее число раз. Происходит это при так называемом «перенасыщении» факторов производства.

Графическая иллюстрация отдачи от масштаба

А) Постоянная отдача

Б) Возрастающая отдача

Здесь преподавателю необходимо предложить студентам самостоятельно : изобразить убывающую отдачу от масштаба.

Рассмотрим деятельность фирмы в краткосрочном периоде .По определению при этом у фирмы количество капитала, например, является зафиксированным (то есть она не в состоянии изменит в короткий период времени), а количество труда может изменяться. Рассмотрим производственную функцию фирмы, заданную в табличной форме

Количество капитала

Количество ед. труда

Выпуск продукции, или общий продукт труда

Предельный продукт труда МР

Средний продукт труда АР

К

L

ТР

МР

АР

10

0

0

10

1

15

15

15

10

2

40

25

20

10

3

63

23

21

10

4

76

13

19

10

5

85

9



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст