Тема «Разработка систем творческих заданий для преподавания тех

ГБОУ гимназия № 1597

Соколова Лариса Александровна

Тема: «Разработка систем творческих заданий для преподавания технологии обработки ткани»

Москва

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………стр.

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации творческой деятельности в процессе преподавания образовательной области «Технология»

1.1.. Психологические особенности формирования мышления подростка в технологическом образовании…………………………………стр.

1.2. Значение и задачи технологического образования учащихся основной школы……………………………………………………………стр.

1.3. Понятие сущности творчества учащихся на занятиях образовательной области «Технология».

Выводы по главе………………………………………………..стр.

Глава 2. Формирование творческого мышления подростков в процессе выполнения творческих заданий по технологии обработки тканей.

2.1. Содержание обучения школьников технологии обработки тканей.стр.

2.2.Разработка и применение системы творческих заданий в преподавании технологии обработки тканей…………………………………….стр.

2.3. Творческий проект по швейной технологии как средство выполнения системы творческих заданий.

Выводы по главе………………………………………………….стр.

Глава 3. Педагогическая эффективность разработки и применения творческих заданий в преподавании технологии обработки тканей

Методы экспериментального исследования………………стр.

Содержание и организация экспериментального исследования..стр

Результаты экспериментального исследования………….стр.

Выводы по главе………………………………………………….стр.

Заключение………………………………………………………стр.

Тезаурус………………………………………………………….стр.

Литература………………………………………………………стр.

Приложения……………………………………………………стр.

Введение

Сложившаяся практика технологической подготовки учащихся не позволяет в должной мере реализовывать принципы целостности и всесторонности развития школьников, не обеспечивает их готовности к современному информационно-насыщенному созидательному труду.

Учитывая, что изучение общеобразовательных дисциплин занимает основную часть учебного времени школьника, имеются все основания утверждать, что школа недостаточно работает на технологическое образование учащихся.

Сегодня речь идёт о готовности школы изменить характер обучения в сторону технологической направленности учебного процесса, что означает приобщение молодёжи ко всем благам человеческой культуры, культурного наследия человечества, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общественные ценности.

Предмет «Технология» призван не только выполнить эти задачи, но в основном осуществлять преобразование личности школьника в направлении формирования его творческих способностей.

«Технология», являясь интегративной образовательной областью, знакомит учащихся с разнообразными видами преобразовательной деятельности. В сфере преобразования материальных объектов существенное место занимает изучение технологии обработки тканей и ее значительной части – швейного дела.

В практике школьного преподавания швейного дела активно применяются лабораторно-практические и практические работы учащихся. Их целью является отработка и совершенствования умений и навыков учащихся по швейному делу, требуемых программами обучения и стандартами. Однако не всегда учитель технологии при проведении этих работ уделяет должное внимание развитию познавательной деятельности и формированию преобразовательного творческого мышления. Это происходит потому, что недостаточно применяются знания учащихся полученные на уроках технологии и других общеобразовательных предметов. Формирование творческого мышления школьников часто осуществляется нецеленаправленно. При выполнении некоторых практических работ по швейной технологии, предусмотренных программой осуществляется формирования творческого отношения к труду, но эта работа носит эпизодический характер.

Для устранения данного противоречия чрезвычайно актуальны новые подходы к методике преподавания швейной технологии. Важнейшим элементом данных изменения является создание логически построенной системы, изучающей швейные технологии.

Данное положение говорит об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Разработка системы творческих заданий для преподавания технологии обработки ткани».

Целью работы является разработка системы творческих заданий по швейной технологии, способствующих формированию у школьников преобразовательного творческого мышления.

Для разработки данной проблемы формулируется следующее научное предположение – гипотеза

Преподавание технологии обработки тканей будет способствовать формированию преобразующего творческого мышления учащихся если:

— при анализе содержания и методов обучения швейным технологиям будут изучаться возможности творческого развитие учащихся на уроках;

— уроки швейного дела будут представлять собой творческие задания, проводимые по разработанной педагогической системе;

— выполнение творческого проекта будет рассматриваться как система творческих заданий, выполнение которых способствует развитию творческого мышления.

Для проверки гипотезы и достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы творческого мышления в современной педагогикой науке.

Изучить сущность и значение преобразовательной творческой деятельности школьников в технологической подготовке.

Разработать систему творческих заданий для проведения обучения швейной технологии в 5- 7 классах

Представить проектную деятельность по швейным технологиям как систему творческих заданий.

Проверить эффективность системы творческих заданий в формировании творческой личности.

Объект исследования— учебно-воспитательный процесс образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования- обучение учащихся технологии обработки тканей- швейному делу.

Методы, используемые в работе и педагогическая деятельность:

Изучение литературы по вопросам педагогики, психологии, дидактики технологии.

Работа с учебно-методической документацией школы: учебными планами, программами, методическими пособиями и пр.

3. Изучение и анализ практического опыта по обучению швейным технологиям и организации творческой деятельности учащихся.

4. Разработка и проведение уроков по швейной технологии

5. Руководство проектной деятельностью учащихся.

6. Участие в городских олимпиадах, научно- практических конференциях по проблемам творческого развития учащих

7. Подготовка методических материалов и публикация их в периодической печати.

Работа включает в себя:

ведение, теоретическая глава, практическая глава, экспериментальная глава заключение, тезаурус, перечень литературы, приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации творческой деятельности в процессе преподавания образовательной области «Технология»

1.1. Психологические особенности формирования мышления подростка в технологическом образовании

В современной психологии мышление принято понимать как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности»

В словарях дается следующее определение мышления:

«Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания ».[6, 7]

Ученые-психологи относят мышление к высшим психическим функциям. Как и другие высшие психические функции (восприятие, представление, внимание, память и т.д.) мышление обуславливается деятельностью головного мозга, развивается под воздействием социальных условий и претерпевает возрастные трансформации.

В подростковом возрасте мышление достигает стадии формальных операций. Подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к воспринимаемым объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией.

Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. [17]

Принято считать, что не все люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подростки и взрослые, достигающие этого уровня, не всегда могут постоянно на нем удерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами в новых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типу рассуждений.

Для развития формально — операционального мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь существенную роль.

. Подросток начинает осознавать сам процесс того, как именно он думает. У него появляется способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать.

В результате появления этих новых умений подростки учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления.

Развитие мышления в подростковом возрасте отличается следующими особенностями:

1. Более эффективная обработка информации, в виде ее сохранение в памяти..

2. Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач.

3. Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме.

4. Развитие способности к планированию и принятию решений.[17, 33]

Фактически, развитие мышления включает в себя как накопление знаний, так и развитие способов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны.

Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когда у подростка имеется больший запас соответствующей информации.

У подростков, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.

Главное в развитии мышления в подростковом возрасте — овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

В целом можно сказать, что в подростковом возрасте происходит качественная перестройка мыслительных операций, заключающаяся в переходе от наглядно- чувственной опоры к абстрактно — логической. Этот процесс является неравномерным, т.е. разные мыслительные операции переходят на понятийный уровень в разные сроки и с неодинаковой скоростью. Поэтому особенностью умственного развития подростков является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Быстрее формируются функциональные связи между объектами, отношения противоположности, части-целого. Позднее формируются причинно-следственные отношения. Наименее всего сформирована операция обобщения. Обобщения отличаются ограниченностью и наивностью. [17]

Таким образом, в подростковом возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Подростковый возраст является наиболее подходящим для формирования мышления.

Источником образования мышления является правильно организованное систематическое школьное обучение. То есть именно в процессе обучения в школе, а именно, в процессе осуществления подростком учебной деятельности, происходит формирование мышления подростка.

Показателями сформированности мышления могут быть такие характеристики как: культура мышления, критическое мышление, практическое мышление.[ 6]

Культура мышления это степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы); выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Культура мышления повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.

Критическое мышление это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование культуры мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения.

Практическое мышлениевид мышления, связанный с постановкой цели, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в условиях дефицита времени.

В подростковом возрасте основное место в жизни начинает занимать деятельность в самых различных ее видах: интеллектуальная, учебная, трудовая, художественная, исследовательская, творческая и пр.

Деятельность это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача и включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

В процессе любой деятельности происходит процесс формирования личности.

Личностьчеловек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействием с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. [6,7.17]

Процесс социализации личности в значительной мере связан с ее преобразовательной деятельностью, виды и принципы которой осваиваются подростками в процесс изучения образовательной области «Технология»

Образовательная область «Технология» область знаний об оптимальном преобразовании материи, энергии, информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований, ее изучение направлено на развитие личности, ее преобразующего мышления. Это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлений деятельности человека.[3, 4].

Глобальной задачей преподавания предмета «Технология», входящим в учебный план школы является формирование у подростков такого качества личности как технологическая культура.

Технологическая культура это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа – общество – техносфера. [1,11,12]

В преподавании «Технологии» мышление рассматривается как умения применять знания в практической деятельности. [3]

Виды мышления,формируемого в технологическом образовании включают следующее:

техническое мышление — осознание единого принципа устройства и принципа действия любого технического устройства (источник энергии → передаточный механизм → рабочий орган), т.е. суть политехнизма;

технологическое мышление — осознание необходимости осуществления последовательности приемов работы по использованию техники и изготовлению объекта деятельности;

экономическое мышление — осознание необходимости организации производства и жизни всего общества на основе законов развития экономики;

процесс мысленного воспроизведения экономических отношений в форме понятий, категорий, суждений, умозаключений, процесс усвоения и мыслительной переработки накопленных обществом экономических знаний (в учебниках, научных трудах, статьях и т.д.). Экономическое мышление выступает и как интеллектуальное свойство человека.

Экологическое мышление — осознание значения и роли сочетания развития объектов экономики и окружающей среды; влияние этой совокупности на человека как биологического и социального объекта.

В процессе преподавания «Технологии» просматриваются факторы, эффективно влияющие на формирование всех указанных видов мышления. К таким факторами относятся: интересы, склонности, способности.[10,11,12.]

Интерес форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Склонность устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься.

Способности индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности.[ 33].

Значение и задачи технологического образования учащихся основной школы

Курс «Технология» для учащихся школ синтезирует научные знания из математики, физики, химии, биологии и показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях экономики и направлениях человеческой деятельности. Иначе говоря, «Технология» как учебный предмет осуществляет ряд задач, имеющих общекультурное и социальное значение в подготовке школьников к обозримому будущему и к их жизнедеятельности в XXI веке. Среди них: обучение человека общим способам взаимодействия с технологической средой, к новым для него социальным ролям в соответствии с требованиями общества к человеку, способности преобразовывать искусственно созданную технологическую среду, способность школьников овладевать научным мышлением и воплощать в жизнь свои идеи, использую весь багаж накопленных научных знаний, умение ориентироваться в новых технологиях; формировать у учащихся основы технологической культуры, умение чутко реагировать на изменения в социально-экономических аспектах трудовой жизни, способность изменить окружающий мир труда и техники.[3,4,27]

Важной задачей является развитие у детей технологических способностей и формирование их преобразующего мышления, которое должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей.

Таким образом, сущность технологической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развитие таких качеств личности как преобразующее мышление и творческие способности.

Сопоставим теперь важнейшие элементы политехнического и технологического образования как педагогических систем. Различные педагогические системы прежде всего различаются между собой целями обучения. В наиболее общей формулировке цель политехнического образования состоит в формировании у учащихся готовности к труду в сфере современной техники, а цель технологического обучения – формирование готовности к преобразовательной деятельности. Таким образом, технологическая подготовка шире и объёмнее политехнической.[43]

Другой важной составляющей технологического образования является развитие у учащихся технологического мышления, которое понимается как мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.[1, 40,41,42]

Формирование технологического мышления учащихся рассматривается лишь в постановочном плане. Полное раскрытие проблемы ждёт своего решения.

Таким образом, технология – фундаментальная область культуры. Она не имеет целью подготовить к какой-либо конкретной профессии, её задача в том, чтобы в рамках общеобразовательной подготовки школьников дать определённые знания и развить умения, помогающие понять окружающий технологический мир.

Само понятие «технология» не может сегодня трактоваться только как совокупность знаний о способах и процессах обработки или переработки материалов (Энциклопедический словарь, М., 1955, с. 397), сегодня оно распространяется на все сферы человеческой деятельности (к примеру, технология и организация выборных компаний, технология банковского дела, технология моделирования сложных систем, технология управления производством и т.д.). В равной степени она затрагивает и педагогический аспект, ибо связана с технологией обучения и воспитания подрастающих поколений. [43,45]

Иначе говоря, технологическая направленность в школе ориентирована на подготовку человека новой эпохи.

Сегодня школа становится «школой действия», школой «самостоятельной работы» и предоставляет учащимся возможность самостоятельно сознательно усваивать сущность предметов и явлений, развивает в ученике внимание к научным предметам, прокладывая ему широкую дорогу к учению.[14, 26, 27]

Одним из «активных» методов обучения, формирующих интеллектуальные запросы школьников, П.П. Блонский считал исследовательский метод, который способствует активному и критическому восприятию мыслей, воспитанию привычки ориентироваться в окружающей среде и формирует творческие способности школьников. Другим его важным методом обучения является метод решения «жизненных задач», вооружающий учащихся на решение именно практических задач. Всё это достаточно актуально в педагогической науке и практике в современных условиях.[6]

Технологическое образование предполагает введение в учебный план школы новых предметов, которые настойчиво заявляют о себе в условиях технологического развития общества. Среди них должна быть междисциплинарная социальная учебная дисциплина (синтез антропологии, социологии, педагогики, психологии и политологии), в которой ни одна конкретная дисциплина не является автономной. Известно, что эти дисциплины отражают разнообразие форм человеческого поведения, подготавливают индивида к сложному миру человеческих отношений. [43]

Каждый школьник в Европе готовится к решению в будущем ряда социальных проблем, к которым следует отнести безработицу, борьбу за существование, низкий материальный уровень жизни.

Общая цель технологического образования – ознакомление учащихся с основами современного производства, формирование у них трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии, формирование уважения к труду и людям труда. [26,27,35]

Задачи технологического образования можно разделить на две группы.

Первая группа – задачи, связанные с необходимостью формирования творческой личности современного человека

1. Выработка осознанного отношения к образованию, гражданское становление, физическое развитие, интеллектуальное развитие.

2. Воспитание потребности в труде, экономического мышления.

Развитие творческих способностей учащихся.

Вторая группа – задачи, связанные с необходимостью давать общетрудовые и профессиональные знания и умения, применение их в трудовой деятельности:

1.Формирование трудовых навыков и умений.

Расширение политехнического кругозора.

Ознакомление с профессиями.

Подготовка к труду в семье и доме.

Пути технологического образования :

1.Изучение общеобразовательных предметов. Иллюстрация явлений и законов природы в предметах, средствах и процессах труда.

Трудовое и профессиональное обучение.

Общественно-полезный труд.

Производительный труд ( труд дающий «прибавочный продукт»).

Факультативы, кружки, конкурсы, праздники труда.

Хозрасчетные школьные объединения, трудовые объединения, кооперативы.

Совокупность условий для технологического образования :

1 .Обеспечение материально-технической базой и кадрами.

2 .Выбор и применение форм методов трудового обучения, основанных на достижениях психологии, педагогики, передового опыта.

3. Обеспечение школ учебными программами, пособиями, дидактическими и методическими материалами, техническими средствами обучения, литературой для учителей.

Высокий уровень педагогического мастерства учителей труда.

Означенные условия реализуются в процессе учебной, трудовой деятельности учащихся во всей учебно-воспитательной сфере школы. Значительное место в этой сфере занимает политехническое и профессиональное образование. [35, 37]

Способы работы учителя направлены на формирование умений и навыков, на усвоение знаний.

Формирование умения – это процесс подготовки учащихся к быстрому, точному, осмысленному выполнению определенного действия или совокупности действий.

Формирование навыка – процесс закрепления умения, совершенствование его, доведение до автоматизма.

Усвоение знания – процесс получения, закрепления и применения научных понятий и фактов.

Между знаниями, умениями и навыками существуют диалектические связи.

Формирование у школьников знаний, умений и навыков осуществляется с помощью методов и организационных форм.[23, 27]

Методы обучения технологии можно разделить на две группы: деятельность преподавателя (методы преподавания) и деятельность учащихся ( методы учения). Главное место в технологическом образовании занимают традиционные методы.

Методы преподавания:

1.Устное изложение материала (лекция, рассказ, беседа, объяснение, лекция);

2. Учебная демонстрация (показ образцов, машин, учебно-наглядных пособий, диафильмов, трудовых операций…);

3. Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков (устные опросы, контрольные работы, зачеты, квалификационные экзамены).

Методы учения – самостоятельная учебная работа учащегося под руководством учителя.

1. Наблюдения;

Упражнения – умственные, двигательные, комбинированные

Лабораторно-практические работы – ученический эксперимент;

Учебно-производственные работы;

Решение задач – технических, экономических и пр.;

Работа с технической документацией – чтение чертежей, технологических карт;

Работа с литературой – справочники, пособия.

Формы организации учебной работы включают в себя.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст