Тема «Работа по воспитанию патриотизма и гражданственности у мл

Муниципальное учреждение

«Управление образования администрации

городского округа Прохладный КБР»

Учебно-методический кабинет

Тема семинара-практикума: «Развитие личности младших школьников в процессе совместной деятельности ребенка и педагога».

Тема: «Работа по воспитанию патриотизма и гражданственности у младших школьников»

( мастер — класс)

Подготовила:

Рвач Л. М.

Уч. Нач. кл.

МОУ « СОШ №42»

II категории

Протокол заседания ГМО № 1 от___2011г.

Руководитель ГМО _________Шилонникова Е.А

Формирование гражданско-правовых чувств у младших школьников по воспитательной программе

«Я — патриот Родины»

Гражданское воспитание личности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России.

Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.” ориентирует на то, что гражданско-патриотическое воспитание способствует созданию стабильности, благосостояния страны.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится «на нет”. Кроме того, воспитание гражданско-правовых чувств затруднено отсутствием методических рекомендаций и советов по этой проблеме.

Сегодня, общество, наконец, пришло к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа – это благородство и уважительное отношение к Родине.

В связи с этим возникла необходимость создания программы: «Я — патриот Родины”, в помощь учителям начальных классов, материалы которой можно использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания и гражданственности.

Программа представляет различные формы работы, смысл которых заключается в формировании категорий добра и зла, высоких нравственных ценностей, обращение сознания школьников к идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, самостоятельных представлений о значении Родины.

Если учитель в своей повседневной работе будет регулярно обращаться к материалам программы, то ее использование поможет вырастить людей убежденных, благородных, готовых принять любое решение, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом – «патриот”.

Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самосознания и самовоспитания. Поэтому важно помочь учащимся освоить общественно-политический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа «Я – патриот Родины” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программа » Я — патриот Родины” включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций”, проводить, встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи и парки.

В научно-теоретическом и методическом разделе предлагаются разработки уроков, праздников, литературных сценариев, родительских собраний, проектно-исследовательских и творческих работ учащихся, методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, достойному служению Отечеству.

Программа «Я – патриот Родины” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины.

1. Мое «Я” — формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и моя страна” — формирование гражданского отношения к Отечеству.

3. «Я и моя планета” — формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.

4. «Я и культура” — формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства и их понимание значимости в жизни каждого гражданина. Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей.

5. «Мое здоровье” — формирование физических и морально-волевых качеств.

6. «Я и семья” — формирование гражданского отношения к семье.

Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою Родину.

Рассмотрим более подробно направление «Я и моя семья”, т.к. семья выступает первым воспитательным институтом, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление о сильных социальных ролях, необходимых для «безболезненной” адаптации в обществе. Именно семья закладывает основы нравственности, формируются нормы поведения, определяющие стиль жизни ребенка, жизненные установки, планы и способы их достижения.

Совместные походы и экскурсии по родному краю, в музеи и на выставки, театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируют собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах класса, школы, в соревнованиях, в конкурсах, в субботниках.

Одной из эффективных форм является работа по составлению родословной семьи. Приведу пример:

Родители собрали богатый материал «Летопись моей семьи в истории страны”. Все члены семьи объединились в совместную деятельность по составлению генеалогического древа: собирали материалы о каждом члене семьи, его заслугах перед Отечеством и вышли на родительское собрание — праздник «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня”… Была проведена большая подготовительная работа: изготовлены пригласительные билеты, сделана выставка коллажей «Моя семья”, большое «Древо жизни”, на ветвях – фотографии семьи. Ведущими праздника были родители и дети. Проводились конкурсы, а в заключение все вместе исполнили песню «Родительский дом”. Такое собрание проводилось в начале учебного года (сентябрь, 2-3 классы).

Формы работы с родителями могут быть разными: встречи с отцами, дискуссии о проблемах воспитания; круглые столы, презентации лучшего семейного опыта, клубы общения. Главное условие успеха таких форм работы – добровольность и взаимная заинтересованность.

Предлагаю несколько тем работы с родителями по гражданско-правовому воспитанию по воспитанию личности: «Праздник родственных сердец” (по страницам семейного альбома, сентябрь, 1 класс); «Родной дом. Семья. Моя родословная” (семейное сочинение, 4 класс); «О родине и семье – поэтической строкой” (конкурс чтецов родителей и детей, 4 класс); «Роль родителей в воспитании экологической культуры «Час общения – дети и родители, по материалам РХ, 4 класс”; «Законы жизни: семьи, законы класса, школы” (круглый стол, 2 класс).

Цель такой работы – формирование нравственной гражданско-правовой культуры родителей и детей; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания в семьях воспитанников.

Таким образом, программа «Я – патриот Родины” дает возможность учащимся проявить свои способности, удовлетворить свои интерес, а учитель, работая по программе, имеет возможность наблюдать за детьми, устанавливать с более тесный контакт, влиять на социальный статус ребенка, развивать субъектные отношения через воспитательный процесс.

Я глубоко убеждена в том, что у наших детей появляется ощущение «Я — гражданин Отечества”, чувство ответственности за свое будущее, в том случае если будет система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников родителей и общественных организаций.

Библиографический список:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы. – М.: «Вако”, 2006.

2. Казаева Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург, 2000

3. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы – Волгоград: Учитель, 2007.